Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ: К ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ: К ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалог / искусство / музыкальное образование / творческие способности / dialogue / art / musical education / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ф. Гарин

В статье раскрывается значимость музыкального образования в актуализации способности человека к диалогическим отношениям; показывается роль диалога в художественном постижении мира и формировании целостного характера личности средствами музыкального искусства; обосновываются принципы педагогического процесса, на которых базируется развитие диалогических отношений человека с миром. Автор выделяет три уровня рассмотрения диалогических отношений человека с миром. Во-первых, на мировоззренческом уровне отношений человека с миром раскрывается необходимость и условия реализации человеком творческих способностей для открытия универсальных смыслов и ценностей, сохранения целостности личности; выявляется ценность музыкального образования как такового. Во-вторых, на профессионально-педагогическом уровне акцент делается на сочетании знаний в области музыкального образования с умением человека вступать в диалогические отношения. В-третьих, на проектно-национальном уровне автор, раскрывая основные задачи национального проекта «Образование» и выдвигая в качестве основной задачи диалогизацию образования с целью развития гармоничных отношений человека с миром и укрепления социально-творческой среды, говорит о решении этих задач на уровне музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Ф. Гарин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC EDUCATION IN THE ASPECT OF DEVELOPMENT DIALOGICAL RELATIONS OF A PERSON WITH THE WORLD: ON THEORETICAL AND METHODOLOGICAL GROUNDS

The article reveals the importance of music education in the actualization of a person’s ability to dialogic relations, shows the role of dialogue in the artistic comprehension of the world and the formation of an integral character of the individual by means of musical art. The author substantiates principles of the pedagogical process on which the development of dialogic relations of a person with the world is based. The author identifies three levels of consideration of the dialogical relations of a person with the world. First, at the worldview level of human relations with the world, the necessity and conditions for the realization of creative abilities by a person for discovering universal meanings and values, preserving the integrity of the individual are revealed; the value of music education as such is revealed. Secondly, at the professional and pedagogical level, the emphasis is on combining knowledge in the field of music education with the ability of a person to enter into dialogical relationships. Third, at the project-national level, the author, revealing the main tasks of the national project “Education” and putting forward as the main task the dialogization of education in order to develop harmonious human relations with the world and strengthen the social and creative environment, speaks about solving these problems at the level of music education.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ: К ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ»

14. Рейнвальд Н.И. Психология личности: монография. Москва: Издательство УДН, 1987.

15. Психология: учебник. Москва: «Проспект», 1999.

16. Аношкин А.Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военных авиационных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2001.

17. Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. Москва: Военное издательство, 1989.

18. Бондарь В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 1999.

19. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Москва: Педагогическое общество России, 1999.

20. Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента: Студент на пороге XXI века. Москва: Издательство УДН, 1990.

21. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Москва, 2012.

22. Бернштейн Н.А. О построении движений. Москва: Книга по требованию, 2012.

23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

24. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. Москва: Издательство МГУ 1979.

25. Кошелева А.О., Колесник А.В., Шепетько Д.В. Психолого-педагогические аспекты межличностных отношений в коллективе учебной группы курсантов. Психология образования в поликультурном пространстве. Елец, 2012; № 20: 68 - 73.

26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. Москва: Логос, 1996.

References

1. Ancibor M.M. Individualizaciya obucheniya kak odin iz putej aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya: uchebnoe posobie. Tula, 1992.

2. Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo «Magistr», 1997.

3. Somova M.V. Aktivnaya informacionnaya sistema vuza v informacionno-obrazovatel'noj srede. Moskva: Pedagogika. 2017; № 3: 28 - 33.

4. Kosheleva A.O., Vershkov A.S., Rodnyh I.V. Lichnostnaya zrelost'kak faktor uspeshnostiprofessional'nojdeyatel'nosti: monografiya. Orel: Akademiya FSO Rossii, 2008.

5. Pashkov A.G. Cennostno-celevye aspekty professional'nogo vospitaniya buduschih pedagogov. Problemy professional'nogo vospitaniya buduschego uchitelya : teoriya i opyt. Kursk: Izdatel'stvo KGU, 1999: 29 - 36.

6. Reprincev A.V. Professional'noj razvitie lichnosti buduschego pedagoga v vospitatel'noj sisteme sovremennogo vuza: trevogi i nadezhdy. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly. Moskva, 2009; № 6: 42 - 56.

7. Davydov V.V. Filosofsko-psihologicheskie problemy razvivayuschego obrazovaniya. Moskva, 1994.

8. Dryagin S.V. Vospitanie nravstvennoj kultury u kursantov voennogo vuza v obrazovatel'nom processe: posobie. Orel: VIPS, 2000.

9. Ageev B.A. Motivacionnaya gotovnost molodogo oficera k professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1994.

10. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO "MOD'EK", 1995.

11. Filosofskij 'enciklopedicheskj slovar': Sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1993.

12. Plahov V.D. Social'nye normy: filosofskie osnovaniya obschej teorii. Moskva: Mysl', 1985: 253.

13. Minkina N.A. Vospitanie otvetstvennost'yu: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

14. Rejnval'd N.I. Psihologiya lichnosti: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo UDN, 1987.

15. Psihologiya: uchebnik. Moskva: "Prospekt", 1999.

16. Anoshkin A.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya professional'nojnapravlennostikursantov voennyh aviacionnyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2001.

17. Barabanschikov A.V. Psihologiya ipedagogika vysshej voennoj shkoly. Moskva: Voennoe izdatel'stvo, 1989.

18. Bondar' V. V. Professional'noe stanovlenie kursantov voenno-'ekonomicheskogo vuza v processe obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 1999.

19. Smirnov V.I. Obschaya pedagogika v tezisah, definiciyah, illyustraciyah. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1999.

20. Krupnov A.I. Ob izucheniii formirovanii bazovyh svojstv lichnostistudenta: Studentna poroge XXI veka. Moskva: Izdatel'stvo UDN, 1990.

21. Anohin P.K. Ocherkipo fiziologii funkcional'nyh sistem. Moskva, 2012.

22. Bernshtejn N.A. O postroenii dvizhenij. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2012.

23. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psihologiya ipedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

24. Doncov A.I. Problemy gruppovojsplochennosti. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1979.

25. Kosheleva A.O., Kolesnik A.V., Shepet'ko D.V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty mezhlichnostnyh otnoshenij v kollektive uchebnoj gruppy kursantov. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. Elec, 2012; № 20: 68 - 73.

26. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti isposobnosti cheloveka: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 1996.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 378

Garin A.F., senior lecturer, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: andragarin@gmail.com

MUSIC EDUCATION IN THE ASPECT OF DEVELOPMENT DIALOGICAL RELATIONS OF A PERSON WITH THE WORLD: ON THEORETICAL AND METHODOLOGICAL GROUNDS. The article reveals the importance of music education in the actualization of a person's ability to dialogic relations, shows the role of dialogue in the artistic comprehension of the world and the formation of an integral character of the individual by means of musical art. The author substantiates principles of the pedagogical process on which the development of dialogic relations of a person with the world is based. The author identifies three levels of consideration of the dialogical relations of a person with the world. First, at the worldview level of human relations with the world, the necessity and conditions for the realization of creative abilities by a person for discovering universal meanings and values, preserving the integrity of the individual are revealed; the value of music education as such is revealed. Secondly, at the professional and pedagogical level, the emphasis is on combining knowledge in the field of music education with the ability of a person to enter into dialogical relationships. Third, at the project-national level, the author, revealing the main tasks of the national project "Education" and putting forward as the main task the dialogization of education in order to develop harmonious human relations with the world and strengthen the social and creative environment, speaks about solving these problems at the level of music education.

Key words: dialogue, art, musical education, creativity.

А.Ф. Гарин, доц., Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: andragarin@gmail.com

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ: К ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЯМ

В статье раскрывается значимость музыкального образования в актуализации способности человека к диалогическим отношениям; показывается роль диалога в художественном постижении мира и формировании целостного характера личности средствами музыкального искусства; обосновываются принципы педагогического процесса, на которых базируется развитие диалогических отношений человека с миром. Автор выделяет три уровня рассмотрения диалогических отношений человека с миром. Во-первых, на мировоззренческом уровне отношений человека с миром раскрывается необходимость и условия реализации человеком творческих способностей для открытия универсальных смыслов и ценностей, сохранения целостности личности; выявляется ценность музыкального образования как такового. Во-вторых, на профессионально-педагогическом уровне акцент делается на сочетании знаний в области

музыкального образования с умением человека вступать в диалогические отношения. В-третьих, на проектно-национальном уровне автор, раскрывая основные задачи национального проекта «Образование» и выдвигая в качестве основной задачи диалогизацию образования с целью развития гармоничных отношений человека с миром и укрепления социально-творческой среды, говорит о решении этих задач на уровне музыкального образования. Ключевые слова: диалог, искусство, музыкальное образование, творческие способности.

Современное состояние социально-культурной ситуации в мире подводит к новому витку осознания творческой природы человека, способов актуализации и реализации его творческих способностей. Определение проблемного поля в рамках заданной нами тематизации вызвано тем, что в современном мире прочно завоевывает свои позиции техника как фактор порабощения человека. В настоящее время важным моментом является сама способность людей гармонично жить друг с другом, на высоко интеллектуально-духовном уровне вести переговоры (политические в рамках отдельно взятой страны, межгосударственные, межличностные) и т.п. Современный человек оказался в ситуации, которую можно назвать драматической, нередко характеризующейся раздвоенностью сознания человека и его крайним смятением. При этом невиданного размаха достигла гласность, понимаемая как вседозволенность. Многое, что дано человеку природой и воспитано в нём "с молоком матери", к сожалению, уходит безвозвратно, а именно - дух творчества (от однокоренного слова «творить», а не вытворять), социальный характер жизни, в основе которой лежит диалог Понимание роли музыкального образования в актуализации способности человека к диалогическим отношениям, в целом - способности человека к гармоничным отношениям с миром позволяет выявить общечеловеческую ценность музыкального образования как такового.

Человек при создании формы как результата своей деятельности нередко испытывает затруднение, которое связано с его одновременным существованием в двух мирах - внутреннем (субъективный уровень существования человека) и внешнем (окружающий человека объективный мир) [1, с. 115]. Ощущение дисгармонии между объективным и субъективным мирами вызывает у человека негативные для него состояния. Выход один - снятие такого рода состояний посредством актуализации собственного творческого потенциала, в результате чего может появиться образ как некая символическая целостность, например, написанное или исполненное музыкальное произведение. В этом смысле музыкальное образование, способствуя развитию диалогических отношений с миром, гармонизации отношений человека с миром, выполняет свою не только обучающую и воспитательную функции, но и функцию терапевтическую. Данный тезис, безусловно, можно распространить на образование как таковое, связанное с формированием у человека умения удовлетворять исследовательский инстинкт, иначе говоря - реализовывать творческий потенциал. Если человек не реализует творческие способности, а значит - не приращивает творческий потенциал, то это может привести к разрушению личности. Потребность в реализации исследовательского инстинкта, инстинкта творческой самореализации должна обязательно найти наполненную смыслом форму во избежание разрушительного характера жизни - как для отдельного человека, так и его окружения. В этом отношении в музыкальной педагогике наиболее ярко прослеживается нацеленность на оформление в символических формах результатов интеллектуально-художественного творчества. Творческий потенциал, нашедший свою реализацию в музыкальном произведении (написанном или исполненном), превращается в фактор созидания гармоничных отношений человека с миром, так как в их основе лежит диалог [1, с. 96].

Искусство гостеприимно по своей сути, так как предоставляет человеку возможность свободно и творчески созерцать и размышлять в одновременной органической работе ума и сердца. В результате такой гармонично выстроенной работы происходит творческое самооформление человека, иначе - формирование интеллектуально-духовного организма, духовной культуры человека как субъекта диалогических отношений (речь идет об отношении с другим человеком, преподавателем, природой, личностью композитора и т.д.). Иначе говоря, предметно мыслящий человек должен быть нацелен на созидание, на творение. В этом смысле культура в целом, художественная культура, художественное творчество, музыкальное искусство в частности, безусловно, активизируют созидательный потенциал человека. Универсальным способом актуализации творческих (созидательных) способностей человека, формирующим фундамент культуры человеческого социума в целом, является диалог Именно диалог способствует созидательному характеру деятельности в любой сфере общественной жизни. Благодаря диалогическим отношениям происходит приращение интеллектуально-духовного потенциала человека и человеческого социума [1].

Гармония в переводе с греческого "harmonía" - связь, соразмерность, она есть созвучие, согласованность частей даже в разделенном целом. На Востоке говорят, что мелодия - это воззвание людей к Богу, а гармония - ответ Бога людям. В этой связи для нас существенно подчеркнуть наличие диалога в гармонизации отношений между человеком и Абсолютом как неким идеалом, в результате чего и рождается нечто Целое, в рамках тематизации статьи - классическое (образцовое) музыкальное произведение, музыкальный образ. Как бы человек не стремился достигнуть идеала, ему никогда не удается это сделать. Поэтому корректнее говорить о приближения к идеалу, благодаря чему, собственно, отдельный человек имеет возможность открыть для себя универсальные смыслы и ценности, преодолеть состояние отчужденности и стать желаемым Целым. Только сохраняя свою целостность на уровне гармонизации чувств и рассудка, человек

возвышается над повседневностью, реализуя созидательный потенциал, поднимается до чего-то высокого, принципиально лучшего и большего, а именно - до интеллектуально-духовной плодотворности результатов своего труда.

В основе профессионального музыкального образования лежит диалог Музыка, по наблюдению Ж.-Ж. Руссо, - как "второй язык", хотя "язык особый" (Э. Ансерме, Д'Аламбер). Общим корнем для музыки и речи выступает звук. Человек воспринимает музыку как обращение к нему [2]. Музыка, по нашему мнению, как и язык, используя терминологию М. Хайдеггера, есть "речение бытия". Между тем, заложенные в музыкальном произведении смыслы не редуцируемы, иначе говоря - они не могут быть адекватно переведены с музыкального языка на язык понятий. Более того, музыкальное произведение, музыкальное искусство в целом продуцируют по невидимым каналам собственные духовные смыслы, генерируя новые идеи и ценности.

Музыкальное образование позволяет, с одной стороны, получить профессиональное знание о музыкальной гармонии; с другой стороны, прикоснуться к гармонии сфер бытия человека в его отношениях с миром. Высокое искусство приходит не само по себе, а через педагогов - людей удивительных и талантливых, формирующих у своих учеников умение понять глубинные смыслы жизни человека в его диалоге с миром. Одних знаний в области музыкального образования недостаточно, как и недостаточно только исполнительского мастерства. Необходимо их сочетание с умением человека вступать в диалогические отношения. В этой связи поиск и применение таких активно-деятельностных технологий, которые ориентируют на развитие способности участников образовательного процесса вступать в диалогические отношения, - задача музыкального образования. Например, основная задача ансамблево-исполнительской деятельности - передать от композитора к слушателю максимум музыкальной информации. В результате согласованной работы исполнителей, их Со-Участия, Со-Бытия рождается Событие - Событие Духа как некая гарантия высокохудожественного произведения, а значит, образцового результата совместного музыкального творчества.

Музыкальное образование осуществляется через непосредственный диалог педагога с обучающимся, как правило, на индивидуальных занятиях. В этом состоит одно из самых существенных отличий музыкального образования от форм образовательной деятельности в других образовательных учреждениях естественнонаучного и гуманитарного профилей. Специфика музыкального образования состоит в том, что ни одно методическое руководство, даже написанное на профессионально высоком уровне, не подменит живой диалог между преподавателем и обучающимся. Направляя и корректируя исполнительское мастерство, педагог способствует профессиональному росту обучающихся, не исключая совершенствования и собственно преподавательской деятельности. Справедливости ради отметим, что в современном мире получают свое развитие новые информационные технологии, которые при определенных условиях, несомненно, можно применять и в музыкальном образовании. Главное - не терять здравый смысл и не нарушать виртуальные и реальные пропорции в формах образовательной деятельности образовательного учреждения творческой направленности. Дистанционное обучение, технология которого с определенной долей условности успешно применяется во всем мире и в российских образовательных учреждениях (применение связано преимущественно с эпидемиологической ситуацией), в музыкальном образовании может применяться лишь в ограниченном режиме.

В последние десятилетия появился ряд научных изысканий, посвященных вопросам диалогизации профессионального музыкального образования как условия успешной творческой деятельности [3 - 6 и др.]. Проблема музыкального образования состоит в том, что не каждый человек, получивший высшее музыкальное образование, ставший профессионалом в области музыкального исполнительства, теории и композиции, может продуктивно заниматься педагогической деятельностью. Умение педагога создать на занятии творческую ситуацию находит своё выражение, прежде всего, в установлении диалогических отношений как двигателя педагогического процесса. Иначе говоря, для творческого педагога личность обучающегося интересна не менее, чем исполняемое или анализируемое им музыкальное произведение. Остановимся на принципах педагогического процесса, на которых базируется развитие диалогических отношений человека с миром.

Первый принцип: развивая способность ученика к диалогу с миром, в центре педагогического процесса педагог как "мастер своего дела" при постановке вопросов гармонизации отношений с миром допускает и демонстрирует равноправие между собой и учеником, так как все люди равны в смысле творческой природы. Диалог с музыкальным произведением выстраивается таким педагогом на основе признания, с одной стороны, ценности музыки; с другой стороны, ценности способности ученика к диалогу, собственному художественно-творческому и нравственному росту. Данный ракурс рассмотрения проблемного поля в рамках тематизации статьи, по нашему мнению, обладает новизной и практически не исследован. Необходимо преодоление разрыва между всеми участниками диало-

гических отношений. Ценность музыкального искусства неизбывна, и это вряд ли может попасть под сомнение. На первом месте - личность ученика. Дело ведь не в количестве исполненных или проанализированных учеником произведений, а в его устремленности к высшему, так как творческая личность равновелика классическому (образцовому) музыкальному произведению. Но здесь как раз и состоит большая ответственность педагога: не превратить в руках ученика музыкальное произведение в "потерпевшего". Именно в этих контекстах мы раскрываем содержание второго принципа - постоянный личностный рост педагога, совершенствование педагогических способностей (а не только на уровне музыкального исполнительства), реализация которых способствует формированию воли ученика к творческому развитию и достижению доступного для него на определенном этапе развития личностного и профессионального совершенства. Постоянным качеством музыкальной педагогики выступают развивающаяся личность педагога, положительная динамика организации продуктивного диалога. Третий принцип непосредственно связан с двумя вышеописанными: содержанием музыкального образования является формирование гармоничных отношений с миром, а не только освоение тонкостей исполнения музыкальных произведений. Музыкальное образование, направленное на развитие диалогических отношений человека с миром, актуализирует творческую свободу человека и, опираясь на усилия его духа, способствует формированию целостного характера личности. В целом успешность музыкально-педагогического процесса полностью зависит от уникальных взаимодействий между талантливым педагогом и талантливым учеником посредством реализации их диалогической сущности как субъектов данного процесса. Творческое сознание ученика выражается не в быстром реагировании на замечания педагога, а в его способности к созданию собственной художественно-образной программы как порожденной им формы бытия музыкального произведения. С этого момента начинается само-Бытие обучающегося, его личностная музыкально-исполнительская самобытность.

Особое значение приобретает умение человека вести внутренний диалог, лежащий в основе субъектных отношений. По нашему мнению, музыкальные способности человека как умение слушать и слышать априори есть способности вести диалог с самим собой, а значит, и с миром в целом. Это объясняется не столько физическими свойствами музыкального звука (высотность звучания, ритмическая и интонационная организация музыкального произведения и др.), направляющего человека к тем или иным действиям (уединиться и помечтать; проявить двигательную активность и др.), сколько привнесением такой музыкально-звуковой информации, которая приводит человека в результате смысловой наполненности к реализации своей диалогической сущности.

Распространено мнение, что музыка избавляет человека от одиночества, она есть воздух для души. Исполнение музыки, как ведение человеком диалога с "другим", ставит его в такую интеллектуально-эмоциональную ситуацию вопро-шания, в результате которой он по невидимым каналам получает ответ. Не менее важным оказывается язык молчания (не отчуждения), воспетый в своё время американским мыслителем Иваном Илличем. Музыка молчания как психологическая пауза для осмысления важных вопросов жизни оказывается искусством более

Библиографический список

сложным. В частности, широко известно произведение Джона Койджа "Четыре минуты тридцать три секунды", при исполнении которого симфонический оркестр в полном своём составе буквально замер в молчании согласно обозначенной в названии длительности - четыре минуты тридцать три секунды. Полагается, что уровень развития диалогических способностей людей определяется искусством интеллектуально-духовного молчания, которое, по сути, является интеллектуально-духовной активностью. Целостность личности достигается гармоничным соотношением устремленности человека к миру и в его уединении, иначе говоря - диалогическими отношениями человека с миром (не просто отношением к миру), включая способность человека к диалогу как с самим собой, так и как с другими. В этом, собственно, и состоит смысл духовного творчества, который наиболее четко обнаруживается при понимании диалектики как диалога. Духовное творчество как таковое, музыкальное творчество в частности делает реальным экзистенцирующее присутствие человека в центре мира, при котором всё тайное средствами музыки становится ощутимым, представимым, мыслимым и сообщаемым именно в качестве тайны. Музыкальное образование способствует развитию таких диалогических отношений человека с миром, в результате которых появляется сплав общезначимого и индивидуального.

В национальном проекте «Образование», который начал свою реализацию в 2019 году, поставлены высокие задачи, в явном виде не указывающие на необходимость развития диалогических отношений: во-первых, задача, связанная с конкурентоспособностью российского образования на мировом уровне его осуществления, во-вторых, задача, решение которой направлено на развитие гармоничной личности и поддержание духовно-нравственных ценностей и традиций Российской Федерации [7]. По нашему мнению, и первая, и вторая задачи российского образования имеют отношение к необходимости реализации творческих способностей современным человеком на основе диалогических отношений с миром: в одном случае - между российским образованием и образованием других стран; в другом случае - между современным человеком и социально-культурным миром как таковым, включая отечественные традиции, ценности и смыслы. Диалогизация образования - одна из основных задач на современном этапе его развития. Данный тезис в рамках осмысления национального проекта, по нашему мнению, приобретает явную новизну и может быть конкретизирован на примере музыкального образования, направленного на укрепление социально-творческой атмосферы. Плановые (количественные) показатели музыкального образования не должны ставиться выше его содержательной части, связанной с реализацией творческих способностей обучающихся и педагогов. В этом смысле в рамках национального проекта директивными остаются только сформулированные в нем две задачи. Содержательное наполнение педагогической деятельности происходит не по инструкциям - ее результат оценивается на основе реального включения в деятельность творческих инициатив со стороны педагогов с одновременной их ответственностью за развитие диалогических отношений человека с миром с учетом трех рассмотренных нами в статье уровней: мировоззренческого, профессионально-педагогического, проектно-национально-го (директивного).

1. Духовное творчество как диалог: Историко-философское введение к пониманию субъектности. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013.

2. Кирнарская Д. Психология специальных способностей: Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004.

3. Зимина О.В. Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки. Диссертация... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

4. Мединцев В.А. Субъектное и позиционное моделирование внутренних диалогов. Оновлення змсту, форм та метод/в навчання i виховання в закладах освти. Ривне: РДГУ 2007. Вип. 38: 85 - 89.

5. Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения. Искусство и общение. Ленинград, 1984: 127 - 135.

6. Юлпатова Е.Ю. Сущность диалогического репертуара личности музыканта-исполнителя в условиях диалогизации профессионального музыкального образования. Sciences of Europe. Pedagogical Sciences. 2017; № 13 (13): 38 - 40.

7. Национальный проект «Образование». Available at: https://adu.gov.ru/national-proect/#

References

1. Duhovnoe tvorchestvo kak dialog: Istoriko-filosofskoe vvedenie kponimaniyu sub'ektnosti. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2013.

2. Kirnarskaya D. Psihologiya special'nyh sposobnostej: Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty - XXI vek, 2004.

3. Zimina O.V. Dialog kakkomponent vuzovskojpodgotovkibuduschego uchitelya muzyki. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

4. Medincev V.A. Sub'ektnoe i pozicionnoe modelirovanie vnutrennih dialogov. Onovlennya zmistu, form ta metodiv navchannya i vihovannya vzakladah osviti. Rivne: RDGU, 2007. Vip. 38: 85 - 89.

5. Scherbakova A.A. Vospriyatie muzykal'nogo proizvedeniya kak forma obscheniya. Iskusstvo iobschenie. Leningrad, 1984: 127 - 135.

6. Yulpatova E.Yu. Suschnost' dialogicheskogo repertuara lichnosti muzykanta-ispolnitelya v usloviyah dialogizacii professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sciences of Europe. Pedagogical Sciences. 2017; № 13 (13): 38 - 40.

7. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Available at: https://adu.gov.ru/national-proect/

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 373.2

Golub I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Sholom Aleich em Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: Inna-Golub@mail.ru

Golub I.S., MA student, Sholom Aleich em Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: Inna-Golub@mail.ru

DEVELOPMENT OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS THEIR NATIVE LAND IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION. The article examines the issue of value attitudes towards their native land in preschool children as the basis of civic consciousness and patriotism. A special emphasis in the work is given to the formation of the moral and patriotic consciousness of children and their acquaintance with the national culture and history of their

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.