Научная статья на тему '«Музыкальное обозрение» как инструмент взаимодействия центра и регионов'

«Музыкальное обозрение» как инструмент взаимодействия центра и регионов Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
100
30
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕНТР / РЕ-ГИОНЫ / ГАЗЕТА "МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" / ДИАЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Синецкая Т.М.

Статья посвящена осмыслению взаимодействия центра и регионов музыкальной культуры на примере газеты «Музыкальное обозрение». Информационное простран-ство газеты анализируется с точки зрения жанрово-содержательного наполнения, территориально-географического ареала событий; проводится мысль о диалоге уни-версальных и локальных направлений развития музыкальной жизни в России. Определя-ются трансформационные эффекты изменения, возникающие в результате взаимо-действия центра и регионов (через информационное пространство газеты).

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Синецкая Т.М.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««Музыкальное обозрение» как инструмент взаимодействия центра и регионов»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

85

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА И РЕГИОНОВ

Т. М. Синецкая

Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинск

Статья посвящена осмыслению взаимодействия центра и регионов музыкальной культуры на примере газеты «Музыкальное обозрение». Информационное пространство газеты анализируется с точки зрения жанрово-содержательного наполнения, территориально-географического ареала событий; проводится мысль о диалоге универсальных и локальных направлений развития музыкальной жизни в России. Определяются трансформационные эффекты - изменения, возникающие в результате взаимодействия центра и регионов (через информационное пространство газеты).

Ключевые слова: информационное пространство, музыкальная культура, центр, регионы, газета «Музыкальное обозрение», диалог, коммуникация.

Введение

Двадцатипятилетие «Музыкального обозрения» (2014), Всероссийской национальной газеты «о проблемах и фактах современной академической музыки» - несомненно, одно из важнейших событий музыкальной жизни страны. Сам факт столь продолжительного существования свободного, не зависящего от государства печатного издания, родившегося в сложнейший период истории нашей страны, а, главное, потрясающие результаты его внедрения в музыкальную жизнь общества; активной позиции в отражении, формировании и преобразовании этой жизни, - говорят сами за себя. Во всяком случае, представить сегодня профессиональную музыкальную культуру без «Музыкального обозрения» было бы весьма затруднительно. Газета стала необходимой не только каждому из нас, но и музыкальному сообществу в целом. Собственно говоря, именно она и представляет нам это сообщество, каждодневно расширяя его границы и возможности, терпеливо селекционируя наиболее значимое, яркое; призывая включиться в эту непростую, но необходимую совместную работу; помогая преодолеть информационный дефицит, являясь, по сути, российским Центром музыкального просветительства, образцом музыкальной аналитики, поставщиком актуальных идей, базой, способствующей удовлетворению профессиональных интересов, помощником в выборе профессионального пути и т. д.

Сознательное ограничение интересов рамками академической музыки сделали возможным представлять этот жанр исключительно разнообразно и формировать его музыкальное пространство как «вширь», так и «вглубь» - и в жанрово-содержательном наполнении (от краткой заметки в несколько строк до крупного музыковедческого исследования; от конкретного разового события местного значения - до крупномасштабной серийной акции Всероссийского или Международного уровня), и в территориальногеографическом значении (от столичных мегаполисов и других музыкальных центров России до самых отдалённых городов и поселений нашей необъятной страны, где есть достойные публичного внимания музыкальные события, факты, личности). Несомненно, с самых первых дней главный редактор газеты А. А. Устинов и его команда видели своё издание, прежде всего, изданием универсальным, а местом его жизни в идеале определили всю Россию. Особая роль здесь принадлежит регионам, совокупность музыкальных культур которых позволяет представить как общий уровень музыкальной культуры России, так и специфику функционирования музыкальной культуры в каждом отдельно взятом регионе.

86

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

Цель, задачи, материал исследования, которому посвящена статья

Проблема взаимодействия центра и регионов, столицы и периферии, - особенно актуализировалась в современный период активного взаимодействия культурных ареалов, дискуссий о построении принципиально открытой мультикультурной модели действительности (вбирающей в себя ценности и «культурные послания» извне при удержании этнической специфики) [3; 4; 5].

Осмысление региональной специфики становится одной из важнейших тенденцией современности [1; 7; 8; 9; 10]. Мы можем говорить об актуальности локального поля анализа, исследовании региональной идентичности под которой понимается совокупность условий и отношений, характеризующих образ малой родины, своеобразный «архетип дома». Для региональных проектов становится характерным обращение к конкретизации собственного образа, попытке осмысления региональной ментальности, позиционирование пути края как самостоятельной модели развития. Подобная ориентация представляется весьма оправданной: в условиях общего кризиса национальной идентичности на первый план выдвигается ближайшая зона территориальной идентификации, выступающая значимым моментом освоения реальности и четкой фиксации своего образа. Вместе с тем современные процессы характеризуются пониженной реакцией на географическое пространство, своеобразной внепространственностью ощущения себя в мире (аспатиальность). Редакция «Музыкального обозрения» остро чувствует и точно отражает это переплетение глобального и локального, взаимодействие значений «обособление - общение», ибо диалектика общего и особенного ярко выражает себя в российской музыкальной культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный аспект в «Музыкальном обозрении», по нашему представлению, -это, прежде всего отражение всей совокупности музыкальных событий, которые там происходят (или происходили раньше, или предстоят в ближайшем будущем). При этом понятно, что сами события имеют меру ценности не только в сопоставлении «было -стало», но и в соотношении регионов друг с другом, а также - со столичными городами. Это естественно, ибо история становления российской музыкальной культуры связана, прежде всего, с Петербургом и Москвой. И в наши дни они остаются самыми мощными мегаполисами музыкального искусства, на которые равняются и к которым устремляются музыканты страны. Вместе с тем, в последние 20-30 лет всё чаще говорится о роли регионов в пополнении музыкального потенциала столичных городов, в сохранении музыкальных традиций, в создании благоприятных условий для взращивания талантов, в уникальных индивидуальных творческих достижениях и др. «Музыкальному обозрению» удаётся открывать и представлять эти возможности в форме активного и взаимно обогащающего диалога; через неуклонное расширение географии периферийных регионов постоянно раздвигать границы всего российского пространства. Именно осмыслению данной диалоговой коммуникации и посвящена данная статья.

Полученные результаты и их интерпретация

В названном выше диалоге условно можно выделить два информационных потока. Первый - «центр - регионам»; второй, в свою очередь, разделяемый на два: «регионы -центру» и «регионы - регионам».

Первый - это материалы, непосредственно не относящиеся к «региональным» однако, прямо или косвенно, предназначенные для них и востребованные ими. Это материалы «для всех», но особенно важные для периферии. В первую очередь, - своевременная публикация правительственных документов (нередко с комментариями редакции, заостряющими внимание на проблемных и социально значимых вопросах). Каждому из тех, кто читает газету, в руки даётся материал, знание которого позволяет в дальнейшем

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

87

следить и грамотно оценивать происходящее в отрасли, формулировать собственное мнение; включаться в те или иные виды деятельности; выявлять логику (или её отсутствие) в действиях высших руководителей культуры. Мгновенно откликаясь на любые шаги в сфере культуры, предпринимаемые государством, газета призывает нас не работать «вслепую», активно формировать не только профессиональную, но и правовую, информационную культуру [2]; соотносить происходящее в верхнем эшелоне власти с тем, как откликаются любые нововведения правительства в регионах; оценивать, насколько самостоятельна местная власть в защите ценностей музыкальной культуры и её представителей.

Курсы повышения квалификации мастер-классы и семинары; конкурсные наборы в оркестры и театры, презентация книжных и нотных изданий, компакт-дисков и другой музыкальной продукции; единственная в своём роде по полноте материалов и своевременности их публикации рубрика «Музыкальные фестивали», условия и итоги конкурсов разных уровней Музыкальные инструменты Юбилейные даты выдающихся музыкантов и творческих коллективов не дают нашей памяти одряхлеть, оснащают нас новыми сведениями о живущих мастерах, их планах и крупных работах, нередко позволяют снять глянец с портрета нашего современника, увидеть драматизм его судьбы, самобытность таланта. Разнообразие форм: творческий портрет, интервью, статья, развёрнутая информация придают этой рубрике живой, многомерный ритм, позволяют охватить огромное количество персоналий, имена которых олицетворяют бесконечный и разнообразный творческий процесс. Наконец, материалы, связанные с музыкальной жизнью столиц: состояние театров, оркестров, премьеры спектаклей и программ, расстановка кадров, международные и российские фестивали, научные конференции и защиты диссертаций в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях, проблемные статьи с изложением взглядов ведущих столичных музыкантов на состояние современной российской музыкальной культуры - всё это является своеобразным ориентиром для регионов, позволяет оценить собственное положение, равняться на то прогрессивное, что есть в столичных городах Многие акции изначально содержали идею взаимодействия центральных городов и регионов, идею передвижничества, просветительства. Наиболее наглядно это воплощено в фестивальных проектах. Такие фестивали как «Панорама музыки России», «Композиторы России - детям», «Музыкальная академия - передвижничество» были обращены, прежде всего, к регионам. Это, так называемые, мигрирующие фестивали, каждый раз базирующиеся в разных городах. Идея оказалась плодотворной, захватила многие регионы, а в дальнейшем была продолжена в новых фестивалях с аналогичной организационной структурой.

Кроме того, очень скоро, названные выше рубрики, первоначально связанные со столичными городами, начинают наполняться региональными материалами. Впервые в процесс подготовки и проведения фестивалей «Музыкальное обозрение» стали одновременно вовлекать мощные творческие силы нескольких десятков российских городов, объединяя их общей творческой идеей. Не менее существенно то, что каждый город-участник (регион) демонстрирует солидарность собственных творческих сил, объединяя в процессе фестивалей возможности концертных организаций, музыкальных театров, учебных заведений, самостоятельных творческих коллективов; музыкантов старшего, среднего и младшего поколений; провоцируя к здоровой творческой конкуренции. В этом нам видится огромный патриотический, идейный, этический смысл подобных акций.

С первых своих выпусков газета последовательно стала решать одну из насущных задач: формирование у читателей мнения об информации как о величайшей ценности и внушение мысли о необходимости научиться её добывать, владеть ею. Сама газета терпеливо и упорно доказывает правоту своих позиций, предоставляя нам ценнейшую информацию, обучая её результативному использованию, привлекая к созданию общего

88

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

информационного банка данных о музыкальной культуре России, постоянно раздвигая границы собственных знаний и возможностей.

Стремление работать в диалоге со своими партнёрами рождало новые проекты и формы взаимных отношений газеты и регионов: договоры об информационном партнёрстве, проведение Дней газеты в разных городах создание рубрики «Лауреаты «Музыкального обозрения», разговор с читателями «напрямую» (например, проект «Музыка - ХХ век», обращённый к их мнениям о наиболее крупных фигурах музыкантов-современников, событиях и достижениях, которые останутся в истории ХХ века - мировой, российской истории и истории отдельного российского города; рубрика «Спрашивайте - отвечаем» и др.); конкурс рецензий на компакт-диски и лучшую студенческую работу музыковедов и т. д. Газета стремится пробудить в читателях интерес, используя эффект «первого экрана» (впервые: регулярная информация о международных конкурсах; мастер-класс для молодых российских дирижёров; открытие кафедры органа в Казанской консерватории, семинар органных мастеров, первый форум («М.О.») третьего тысячелетия «С музыкой в ХХ1 век» в Якутске; исследование «Выпускники консерваторий России 2000 года», концертное исполнение оперы В. Моцарта «Митридат, царь понтийский» в Тамбове» и др.). Редакция «нащупывает» проблемы, которые могут оказаться злободневными; будоражит наш ум выражениями-брендами. Практически, каждая из названных выше позиций имеет обстоятельную содержательную разработку, разрастаясь нередко до уровня большого проекта. Например, уникальная акция Дни газеты «Музыкальное обозрение» (Казань, Тамбов, Саратов, Нижний Новгород, Тверь, Новосибирск, Магнитогорск и др.). Она насыщена практическими и творческими событиями (концерты, пресс-конференции, церемония подписания Договоров об информационном партнёрстве, творческая встреча с редакцией газеты, итоговая дискуссия). Сердцевина данной акции - семинар-конференция «Информационная политика музыкальных организаций», включающая лекции «Информационная политика в музыкальном мире», «Информационная стратегия музыкальных организаций: оркестра, оперного театра, ВУЗа, ДМШ, фестиваля, конкурса, коллектива», «Концерт: информационные принципы организации, стратегия подготовки» и др. «Дни газеты» - реальное воплощение в жизнь принципа объединения усилий: именно в процессе проведения акции завязываются крепкие партнёрские отношения с Министерствами культуры регионов, Союзами композиторов, концертными залами, консерваториями, оркестрами, театрами, концертными организациями (филармонии); по оценкам городов-участников - «редкий для российской музыкальной деятельности пример совместной доброжелательной работы всех крупных организаций региона»; уникальное явление, не имеющее аналогов ни в истории прессы, ни в истории музыкальной культуры. И, если в качестве ответной реакции выступают не только слова благодарности, цветы, специальные творческие акции в виде концертов и спектаклей, но и создание коллективов (симфонический оркестр в Тамбове), возникновение новых фестивалей, конкурсов; введение или обогащение существующих учебных курсов в консерваториях (Новосибирск, Челябинск); выход на новый уровень информационного обеспечения и информационной политики в сфере музыкального искусства - это уже немало, это - конкретный и существенный результат.

Начиная публикации о регионах с отдельных, наиболее ярких музыкальных событий, постепенно газета пришла к специальным рубрикам, которые создают панораму музыкальной жизни России на основе разнообразных материалов. Хроника музыкальной жизни городов даёт обзор важнейших событий за определённый временной период. Причём, идея хроникальных рубрик может быть каждый раз новой: хроника музыкальной жизни разных городов, хроника событий в отдельно взятом городе, хроника одного жанра (оперного: 2001, № 4 / 208), симфонического), хроника целого сезона определённого музыкального учреждения (филармоний, театров) или коллектива («Сезон оркестра Ни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

89

жегородской филармонии»: 2001, № 4 / 208) и т. д. Изобретательность здесь огромная, что всякий раз облегчает чтение, снимает ощущение механистичности (в работе газеты), привычки, «замыленности» глаза (в восприятии текстов читателем). Информация позволяет расширить некоторые материалы, расшифровать их, насколько позволяет жанр. Краткость материалов компенсируется их количеством, позволяет представить обобщённую картину событий. Новости из... акцентируют внимание на наиболее свежих, только что произошедших событиях. Очень скоро эти рубрики стали совмещаться: информация как более общая рубрика могла включать в себя и хронику, и новости музыкальной жизни отдельных городов

Иногда информационный блок конкретизировался, интригуя разными «отбивками»: сезон, конкурс, ситуация, концерт. Дополнялись они жанровыми рубриками «Оперная панорама», «В оперных театрах.», «Премьеры в театрах», «Хроника оркестров». Несколько позже, с конца 90-х годов была найдена наиболее ёмкая и простая рубрика -«Музыкальная жизнь городов», а в последнее время - «Панорама музыкальной жизни городов России».

Музыкальное обозрение», несомненно, формирует в нас уважение к количественным показателям как наиболее краткой и точной информации: анализ репертуара 24-х театров России, 48 книг о музыке, информационное партнёрство с 17 организациями. Аналитика в газете поставлена прекрасно, каждый её шаг не только продуман, но и соотнесён с последствиями; всё, что сделано, строго фиксируется с целью сопоставления с достигнутым результатом. Работники редакции не только прекрасные журналисты, но и музыковеды, психологи, социологи. Периодически газета снабжает нас статистическими данными по итогам года. В этих сухих данных, когда они по-особому сгруппированы, наполнены спрессованной актуальной информацией, разнообразной событийностью кроется необъяснимое обаяние факта, особенно очевидное в тех случаях, когда нам дано расшифровать и сопоставить эти данные с уже известными, увидеть результат основной задачи, решаемой газетой - объединение музыкантов России. «Увидеть» - значит не только констатировать действия своих коллег, но и самому активно включиться в акции, предлагаемые газетой, почувствовать необходимость представить событийный ряд музыкальной культуры своего города в общероссийском потоке музыкальной жизни, активизировать музыковедческую, просветительскую деятельность, перебороть инерцию. Тем самым, - способствовать преодолению «заговора молчания» регионов, работать на «взаимопродвижение» двух организаций, что, в конечном результате, обернётся живой творческой жизнью, работой «на равных» с ведущими учреждениями, организациями, музыкантами России. Кстати, в одном из выпусков редакция отмечала, что, к примеру, обилие материалов о Тамбове связано, прежде всего, с активностью самих музыкантов, регулярно информирующих газету о происходящем в городе.

Особую достоверность материалам придаёт знание того, что многие из них добываются в живой практической деятельности работников редакции в регионах. Виды этой деятельности разнообразны и по задачам, и по масштабам отражаемых событий. Здесь - поездки, переговоры, присутствие на премьерах, участие, работа в жюри.

Непосредственное общение с руководителями регионов, музыкальных организаций и художественных коллективов, с коллегами по цеху, СМИ, знание состояния дел «изнутри» позволяет газете создавать яркие публицистические и, одновременно, точные по фактологическому наполнению тексты, направлять своих собратьев по перу, добиваясь в материалах из регионов полной картины представляемых событий при краткой и чёткой манере изложения. Сошлёмся здесь, хотя бы на собственный пример: неоднократный приезд в Челябинск главного редактора газеты А. Устинова, его тщательное знакомство с состоянием дел в сфере театрального и исполнительского искусства, музыкального образования и журналистики, совместная проработка содержания и формы представления

90

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

специального выпуска, посвящённого 70-летию Челябинского концертного объединения, - всё это очень помогло в окончательном варианте правильно расставить смысловые акценты, не упустить важные «мелочи», выделить новаторские моменты и перспективы развития концертного дела на Южном Урале.

Параллельно с множеством небольших материалов, помещаемых в названных выше рубриках, буквально с первых номеров читателей стали знакомить с развёрнутыми аналитическими материалами о значимых музыкальных событиях, яркими творческими личностями, состоянием наиболее успешных учреждений и организаций, о проблемах музыкальной жизни России или проблемными ситуациями на местах:

Публикация подобных материалов для руководителей регионов и музыкальных организаций носила стимулирующий характер, заставляла более требовательно и внимательно относиться к результатам собственной работы, изыскивать резервы, придумывать новые проекты. Редакцию же газеты это неуклонно приближало к идее специальных выпусков. Кажется, всё, что постепенно копилось на страницах газеты о том или ином городе, музыкальной организации в специальных выпусках расцветает особым цветом, приобретает масштаб и весомость. Специальные номера - это, как правило, совместные проекты, что крайне важно. Партёрами выступают правительства регионов, министерства и департаменты культуры, комитеты по СМИ, руководители учреждений и музыкальных организаций. Как правило, уровень партнёрских отношений на момент создания спецномера весьма высок и осознан, подходы к обсуждению совместной работы серьёзны и основательны, понимание важности рассказать о себе полнее и убедительнее сформировано не за один день и несёт заряд оптимизма и готовности помогать музыкальному искусству, вкладывать в её развитие интеллект и финансы. В подобных выпусках создаётся своеобразный музыкальный «портрет» региона (города, учреждения), его жизнь во времени и пространстве. Особенно актуальны концептуальные подходы деятельности современных учреждений и организаций, тот опыт, который позволяет им работать в автономных условиях, содержит убедительные характеристики стабильности и обоснованные перспективы.

Специальные выпуски позволяют увидеть музыкальную жизнь российской провинции «крупным планом», в совокупности ведущих направлений деятельности, приоритетов, перспективных проектов, актуальных проблем, событий, организаций, персон. По мере презентации новых регионов, расширения их географии, насыщения новой информацией, образ музыкального пространства России становится ещё более осязаемым, многокрасочным, наполненным энергией жизни, живым и трепетным дыханием. При этом очевидна особенность каждого, его место и значение в системе целого. Спецвыпуски - это и своеобразный практикум, позволяющий оценивать достоинства и недостатки не только творческих, но и культурных, просветительских, социальных направлений. В нём - пульс и нерв сегодняшнего дня, его общие и частные проблемы, способы и перспективы их решения. Здесь можно увидеть и своеобразную референтную группу и тех, кто в осуществлении интенсивного культурного строительства максимально приближается к лидерам, и тех, кто стоит у истоков развития музыкальной инфраструктуры региона. Дальнейшая работа над специальными номерами или подобными новыми проектами, несмотря на все трудности, которые стоят перед редакцией, чрезвычайно актуальна.

В течение длительного времени газета формировала содержание жанровых направлений, постепенно укрупняя их, представляя как целостный форматный массив. Здесь имеются в виду такие новые рубрики, как опера, симфонический оркестр, филармонии России, учебные заведения (консерватории), персона, интервью.

Здесь практически стирается формальная грань между центром и периферией, формируется объективный взгляд на отечественный музыкальный театр в целом, с характеристиками его института режиссёров-постановщиков, дирижёров, художников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

91

хормейстеров и т.д. Материал, представленный в таком ракурсе, позволяет проследить многообразие взаимоотношений внутри жанра: гастроли (столичных театров и артистов в провинции, целевые поездки региональных театров в Москву, выезды артистов периферийных театров за рубеж и др.), перемещения приглашённых постановщиков, оперные фестивали, предполагающие использование разнообразных исполнительских сил и т.д. Лишний раз стоит напомнить, что всё это воплощается в конкретных именах, фактах, цифрах, названиях городов, стран и т. д.

Так же постепенно формировалась рубрика о симфонических оркестрах, до тех пор, пока не обрела завершающий брендовый образ - «Симфонизация всей страны» и на страницы газеты вылился бушующий полноводный «поток» исчерпывающей информации о состоянии оркестрового исполнительства в современной России, неожиданно поразив масштабами и разнообразием.

Газета следила за гастролями симфонических коллективов (Золотой ход Уральского оркестра); приглашала музыкантов на вакантные места в российские и европейские оркестры; оповещала читателей о проведении и итогах работы первого семинара директоров Симфонических оркестров в Архангельске знакомила с героями «Музыкального обозрения» - дирижёрами региональных оркестров (по итогам 2001-2002 персонами года были названы Дмитрий Лисс, Эдуард Серов, Рустем Абязов); рассказывала о проблемных ситуациях на местах. В рубрике «Симфонизация всей страны» были представлены все российские оркестры (более 100), краткая история их создания, художественные руководители и главные дирижёры. О «плотности» материалов свидетельствует хотя бы перечень городов, чьи коллективы представлялись газетой: Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Самара, Волгоград, Ростов-на Дону, Петрозаводск, Воронеж, Омск, Кисловодск, Казань, Уфа, Ижевск, Томск, Сочи, Тольятти, Иркутск, Белгород, Курск, Рязань, Калининград, Псков, Владивосток, Череповец, Дубна, Саратов, Новосибирск, Ульяновск, Тамбов и др. Здесь поистине - вся Россия...Не остался в стороне и камерный жанр С 2005 года газета вводит ещё один крупный срез анализа деятельности симфонических коллективов - «Оркестры России: годовой отчёт» и «Итоги симфонического сезона», характеризуя каждый коллектив посредством таких данных как количество программ, количество концертов, их география, дирижёры, солисты (количество программ по жанрам), симфонические крупные сочинения, концерты, кантаты, музыка ХХ-ХХ1 веков, гастроли. «Симфонизация.» и дополняющие её рубрики выполнили несколько функций: восполнили существующий дефицит информации о симфоническом жанре, представили читателям уникальный по фактографии банк данных не только о ведущих коллективах страны, имеющих мировое значение, но и о молодых, пока малоизвестных оркестрах, в том числе - недавно созданных, отразили реальное соотношение симфонических коллективов столиц и периферии, познакомили с корпусом главных дирижёров, очертили репертуарное поле исполняемой в России симфонической музыки, подчеркнули универсальные свойства данного жанра. Главное же - обозначили возможные перспективы его дальнейшего развития.

Заключение

Анализируя процессы взаимодействия центра и регионов (через информационное пространство газеты) можно зафиксировать ряд своеобразных трансформационных эффектов (изменений, возникающих в результате такого взаимодействия):

- сохранение процессов межпоколенной трансляции и воспроизводства образцов, идей, ценностей, норм музыкальной культуры;

- актуализация на практике тезиса о трансформации форм культуры в современном обществе (их модернизация или деградация, вплоть до отмирания как устаревших);

92

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

- возникновение новых форм музыкальной культуры и интеграции их в социальную практику регионов, а также формирование новых систем и конфигураций (культурогенез);

- новые технологии пространственно-временного распространения образцов музыкальной культуры, их заимствования и внедрения в системы культуры, ещё не практиковавшие эти формы.

Известный английский историк и социолог Арнольд Тойнби, рассматривая систему общественных преобразований как диалог творческой элиты (движущей силы) и инертного большинства (находящегося под её продуктивным воздействием), выразил это взаимодействие в виде концепции Вызова-и-Ответа [11]. Актуальный Ответ на Вызов времени, осуществляемый не в форме пассивного следования за ним, выступающий своеобразным вариантом реагирования на спрос времени, а представляющий собой творческий импульс необходимого преобразования среды, усложнения ее структуры. Вместе с тем форма Ответа в свою очередь оборачивается Вызовом, стимулирующим противоположную сторону на успешный Ответ, задавая, тем самым, ритм непрерывной смены духовных состояний общества.

Согласимся, любое действие «Музыкального обозрения» есть некий вызов (читателям, коллегам по цеху, руководителям сферы музыкальной культуры), способ «расшевелить», «разбудить инициативу», ответить на предложение. Любой проект газеты рассчитан на включённость большого количества партнёров и обрастает своеобразными концентрическими кругами, окружающими «ядро» - газету, пропитываются её энергетикой, вызывающей ответную потребность творческого акта. В основе этих «кругов» - своеобразные «культурные послания», вброшенные газетой в современную музыкальную жизнь, будь то информация, аналитика, новые проекты, фестивали, договоры о партнёрстве, разнообразные ассоциации (от мастеров музыкальных инструментов до музыкальных конкурсов России; от клуба лауреатов газеты «Музыкальное обозрение» до Совета директоров оперных театров) и т. д., на которые регионы отвечают в меру своей готовности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и перспективы исследования

Именно взаимодействие различных культурных потоков и дальнейшее объединение на их основе и может рассматриваться как итог информационного диалога центра и регионов.

Его результатом становится порождение открытого пространства музыкальной репрезентативной культуры (Ф. Тенбрук), оформленной в виде идей, активно разделяемых или пассивно принимаемых большинством [6]. А что же мы даём газете? Что же становится откликом на эти идеи десятков тысяч музыкантов-профессионалов, сотен тысяч любителей музыки, благодаря которым актуализируется музыкальное пространство России? В ответ мы отдаём газете своё уважение, солидарность, со-участие и благодарность. Должное понимание её важной и успешной миссии. Уверенность в её востребованности настоящими и будущими читателями; в неистощимости фантазии и творческой энергии коллектива редакции; в огромных перспективах сотрудничества газеты с теми, кто хочет совершенствоваться. 25 лет - достаточное расстояние, чтобы увидеть и оценить огромный вклад «Музыкального обозрения» как мощной созидательной силы, направленной на дальнейшее развитие музыкальной культуры страны, на строительство нашего общего Дома под названием «Музыка».

Список литературы

1. Алексеев, В. В. Регионализм в России [Текст] / В. В. Алексеев. - Екатеринбург : РАН Урал отд. ; Урал. гуманит. ин-т, 1999. - 193 с.

2. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Текст] / О. Н. Астафьева // Медиакультура

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

93

новой России. Материалы международной научной конференции. Том 2 / под ред. Н. Б. Кирилловой. - Екатеринбург-Москва : Академический проект, 2007. - С. 9-27.

3. Бирженюк, Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики

[Текст] // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика: коллективная монография / ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; Челяб.

гос. академия культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - С. 90-141.

4. Востряков, Л. Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение [Текст] : дис. ... докт. политич. наук / Л. Е. Востряков. - М., 2007.

- 365 с.

5. Горлова, И. И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И. И. Горлова ; МГУКИ. - М., 1997. - 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие [Текст] / Л. Г. Ионин.

- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000.- 432 с. (Институт «Открытое общество» Мегапроект «Пушкинская библиотека»).

7. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания [Текст] / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 205 с.

8. Регион: к новому качеству управления / под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А. Н. Па-дучина. М. : Издательство “Луч”. - 2000. Спецкурс. - Вып. 9. - 320 с.

9. Регионоведение: учеб. для вузов [Текст] / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Ши-шов, Р. А. Исляев; под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

- 424 с.

10. Регионоведение: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 448 с.

11. Тойнби, А. Постижение истории [Текст] / А. Тойнби / сост. А. П. Огурцов. - М. : Прогресс, 1991. - 736с.

“MUSICAL REVIEW” AS INSTRUMENT OF INTERACTION OF THE CENTER AND REGIONS

T. M. Sinetskaya

Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинск

Article is devoted to judgment of interaction of the center and regions of musical culture on the example of the “MUSICAL REVIEW” newspaper. Information space of the newspaper is analyzedfrom the point of view of genre and substantial filling, a territorial and geographical area of events; the thought of dialogue of the universal and local directions of development of musical life in Russia is carried out. Transformational effects - the changes resulting from interaction of the center and regions are defined (by information space of the newspaper).

Keywords: information space, musical culture, center, regions, “Musical Review” newspaper, dialogue, communication.

References

1. Alekseyev, V. V. (1999), Regionalizm v Rossii [=Regionalism in Russia], RAN Ural otd., Ural. gumanit. in-t, Yekaterinburg, 193 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Astafyeva, O. N. (2007), “Mediakul’tura i nekotoryye printsipy formirovaniya infor-matsionno-kommunikativnogo prostranstva” [=Media Culture and some principles of informa-

94

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

tion and communication space], in: Mediakul’tura novoy Rossii. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [=Media Culture and some principles of information and communication space], vol. 2 ; ed. N. B. Kirillova, Akademicheskiy proyekt, Yekaterinburg, Moskva, pp. 9-27.

3. Birzhenyuk, G. M. (2005), “Metodologiya i tekhnologii regional’noy kul’turnoy politiki” [=Methodology and technology of regional cultural policy], in: Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’: teoriya, tekhnologiya, praktika: kollektivnaya monografiya [=Social and cultural activities: theory, technology, practice: collective monograph] red.-sost. L. Ye. Osipova; nauch. red. V. Ya. Rushanin; Chelyab. gos. akademiya kul’tury i iskusstv, Chelyabinsk, pp. 90-141.

4. Vostryakov, L. Ye. (2007), Gosudarstvennaya kul’turnayapolitika sovremennoy Rossii: regional’noye izmereniye [=State cultural policy of modern Russia: the regional dimension] : dis. ... dokt. politich. nauk, Moscow, 365 p.

5. Gorlova, I. I. (1997), Kul’turnaya politika v usloviyakh perekhodnogo perioda: Federal’nyy i regional’nyy aspekty [=Cultural Policy in Transition: Federal and regional aspects] : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk, MGUKI, Moscow, 42 p.

6. Ionin, L. G. (2000), Sotsiologiya kul’tury: ucheb. posobiye [=Sociology of Culture: a manual], 3-ye izd., pererab. i dop., Logos, Moscow. 432 p. (Institut «Otkrytoye obshchestvo» Megaproyekt «Pushkinskaya biblioteka»).

7. Murzina, I. Ya. (2003), Fenomen regional’noy kul’tury: poisk kachestvennykh granits i yazyka opisaniya [=Phenomenon of regional culture: the search for high-quality boundaries and description language], Ural. gos. ped. un-t, Yekaterinburg, 205 p.

8. Region: k novomu kachestvu upravleniya (2000), [=Region: towards a new quality control]; pod nauch. red. Yu. P. Alekseyeva i A. N. Paduchina, Izdatel’stvo “Luch”, Moscow, Vyp. 9, 320 p.

9. Regionovedeniye: ucheb. dlya vuzov (1998), [=Regional Studies: studies for high schools], T. G. Morozova, M. P. Pobedina, S. S. Shishov, R. A. Islyayev; pod red. prof. T. G. Morozo-voy, Banki i birzhi, YUNITI, Moscow, 424 p.

10. Regionovedeniye: ucheb. posobiye. 2-ye izd., ispr. i dop. (2004), [=Regional Studies a manual, 2nd ed., rev. and ext.] / otv. red. Yu. G. Volkov, Feniks, Rostov n/D, 448 p.

11. Toynbi, A. (1991), Postizheniye istorii [=Study of History], sost. A. P. Ogurtsov, Progress, Moscow, 736 p.