Научная статья на тему 'Музыкальное краеведение в системе подготовки будущего учителя музыки'

Музыкальное краеведение в системе подготовки будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
510
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ БРЯНЩИНА / MUSICAL AREA STUDIES / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF MUSICAL EDUCATION / MUSICAL ART / MUSIC IN THE BRYANSK REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асташова Н. А.

В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры Брянщины, ее традиции и историко-музыкальное прошлое, основы организации музыкального краеведения в учебном процессе вуза, представлен учебный курс по выбору «Музыкальная Брянщина: история и современность»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical area studies in the system of preparation of a future music teacher

The article deals with the peculiarities of music culture in the Bryansk region, its traditions and historical-musical past, the basics of musical area studies in the educational process of a higher education institution. The elective course Music in the Bryansk region: past and present is described in this work.

Текст научной работы на тему «Музыкальное краеведение в системе подготовки будущего учителя музыки»

УДК-

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Н.А. Асташова

В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры Брянщины, ее традиции и историкомузыкальное прошлое, основы организации музыкального краеведения в учебном процессе вуза, представлен учебный курс по выбору «Музыкальная Брянщина: история и современность»

Ключевые слова: музыкальное краеведение, национально-региональный компонент музыкального образования, музыкальное искусство, музыкальная Брянщина

Приобщение к региональным музыкальным ценностям является актуальной задачей музыкального образования не только потому, что сочетание федерального и регионального определяет полноценное музыкальное развитие личности, но и потому, что национально-региональный компонент стимулирует интерес к культуре родного края, тем самым, усиливая понимание принадлежности к нему. Региональный компонент предусматривает знакомство с важными фактами и событиями в контексте музыкальной культуры Брянщины, исследование самобытных явлений краеведческого характера. В процессе изучения музыкальной регионалистики важно развивать у обучающихся стремление выяснить истоки музыкальной культуры Брянщины - фольклорные традиции, имена исполнителей, композиторов, отношение к музыкальному творчеству на разных уровнях культуры.

Музыкальное искусство представляет собой мир духовных ценностей, интериоризация которых позволяет человеку эмоционально и интеллектуально прикоснуться к уникальному пласту культуры, в котором отражается красота родного края, его людей, произведений художественного творчества.

Опыт нашей работы свидетельствует о том, что студенты с большим интересом исследуют проблемы музыкального краеведения, кропотливо собирают материалы, анализируют факты и документы. Причем, историко-теоретическое и эмпирическое исследование проблемы музыкального краеведения в современных условиях приобретает стратегический характер, поскольку от того, насколько нам удастся исследовать и осмыслить, сохранить и приумножить региональную музыкальную культуру зависит самосохранение россиян как полиэтнической общности в духовнокультурном плане.

Уникальность музыкальной Брянщины выражается в том, что на этой земле родились и выросли музыканты, известные всей России (М. Блантер, Е. Беляев, А. Вяльцева, Г. Каменный, Т. Николаева, В. Игошина, Г. Гладков и др.). На Брянщине бывали М.И. Глинка, С.И. Танеев, Н.А. Рославец, А.И. Рубец, В.С. Калинников, Т.Н. Хренников, С.Т. Рихтер, Л.Г. Зыкина и др. На брянской земле есть немало музыкантов, которые сегодня трудятся в сфере музыкального искусства, чье творчество требует к себе специального внимания.

Музыкальное краеведение как направление музыкальной педагогики способно реализовать ряд функций, определяющих его статус и позволяющих выявить специфику этого направления. Например, смыслообразующая функция соединяет содержательные и процессуальные аспекты музыкального краеведения, стимулирует интеллектуальную инициативу. Смыслообразующая функция реализуется через актуализацию смысла процесса, объекта, выделение конкретных фактов и положений, критическое осмысление информации, понимание смысла, извлечение собственного смысла, реализацию обретенного смысла.

Оценивающая функция музыкального краеведения выражается в развитии адекватной оценки музыкальных явлений действительности и духовной жизни. Регулирующая функция направляет развитие системы музыкального краеведения, субъектов исследования этой системы в русло национальных и общечеловеческих ценностей, имеющих гуманистический смысл.

Среди функций музыкального краеведения можно выделить культурологическую, которая предполагает опору на сокровищницу, созданную разумом, душой и руками человека, существующую в виде духовных ценностей, социальных традиций, разнообразных способов организации человеческой жизнедеятельности. Культура в России - явление самобытное, духовно богатое и творчески яркое. Музыкальная культуры Брянщины - один из истоков этой системы, в основании которого находятся культурные традиции - устоявшиеся обычаи, обряды, идеи и ценности, которые наполняют и украшают жизнь человека.

Подчеркивая значение краеведения, Д.С. Лихачев писал: «Есть еще одна чрезвычайно

важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет «двух уровней». Одного уровня - для ученых-специалистов и другого - для «широкой публики». Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место»[1]. Действительно, музыкальное краеведение формирует уважительное отношение к историко-музыкальному прошлому Брянщины и ее традициям, помогает почувствовать самоценность музыкального образования и культуры, развивает гражданина, достойного своих великих предков, истории, прошлого, настоящего и будущего.

Музыкальное краеведение повышает статус образования как фактора развития региона; формирует личность обучающегося как достойного представителя своего края, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Системным компонентом музыкального краеведения является музыкально-эстетическая и социальная среда - то жизненное пространство, в границах которого осуществляется развитие личности. Оптимально организованный процесс предполагает освоение, прежде всего, духовно-нравственной среды, которая является питательной основой образования, эмоциональным базисом развития личности, персональным «полем» приобщения к национальным и общечеловеческим ценностям.

Кроме того, музыкальное краеведение дает возможность гуманизировать образовательный процесс, то есть не только предложить разнообразную информацию, но и эмоционально обогатить обучающихся. Знакомясь с особенностями музыкальной культуры родного края, студент учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Приобщение к музыкальной культуре Брянщины должно органично входить в образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминант в развития личности современного учителя музыки. Важное значение имеет использование деятельного подхода в приобщении студентов к истории и культуре родного края, включение их в исследовательскую, культурнопросветительскую, организационную и другие виды деятельности. Кроме того, необходимо создать специальную развивающую музыкально-эстетическую среду, которая способствовала бы развитию личности на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В Брянском государственном университете для будущих учителей музыки разработан учебный курс по выбору «Музыкальная Брянщина: история и современность», целью которого является исследование системы музыкальной культуры, музыкального искусства и музыкального образования Брянщины в контексте истории и современности, рассмотрение творчества ярких представителей музыкального искусства и музыкальной педагогики.

Учебный курс предполагает изучение следующих тем:

• музыкальная Брянщина: история и современность;

• музыкальная культура Брянщины;

• факторы формирования музыкальной культуры Брянщины;

• народное музыкальное творчество на Брянщине;

• фольклорные песенные традиции в музыкальной жизни Брянщины;

• композиторы Брянской области;

• музыкальные праздники, конкурсы на Брянщине;

• музыкальное образование на Брянщине;

• детский музыкальный театр «Орфей» в Брянске и другие.

Обращение к музыкальной культуре и музыкальному образованию на Брянщине позволяет подчеркнуть их потенциал и место в национальной (и мировой) культуре. Причем, мы рассматриваем музыкальную культуру как продуктивную силу творческой деятельности, уникальную человеческую активность. При этом мы подчеркиваем ценностную природу музыкальной культуры, систему музыкальных ценностей, с помощью которых можно передавать от поколения к поколению исторический опыт человечества.

Тематика учебного курса «Музыкальная Брянщина: история и современность», по мнению студентов, позволяет понять, какие музыкальные ценности хранит брянская земля, каков вклад Брянщины в музыкальную сокровищницу России. Представляется, что курс на приобщение обучающихся к традиционным ценностям музыкальной культуры Брянской области, - это ориентир, имеющий перспективы, позволяющий надеяться на действенность результатов - возможности развиваться корням и истокам, питающим и сохраняющим культуру России.

Студенты выделяют некоторые проблемы учебного курса как наиболее интересные. В частности, они отмечают особую роль музыкальной фольклористики, региональных песенных

традиций в развитии музыкальной культуры. Например, оригинальные песенные шедевры: брянская «Кострома», «Ой Махоня моя». Или происхождение «Комаринской» от названия Комарицкой волости (в современных условиях - это территория Комаричского, Севского, отчасти Трубчевско-го районов Брянской области). Волость так называлась, видимо, потому что в XIY-XY вв. эти земли находились под властью литовских магнатов, в казну которых - комару - камару - камеру -поступали отсюда доходы. С присоединением этих земель к Русскому государству они также оказались в ведении дворцового приказа - царской камары.

Как правило, удивляет студентов история профессора петербургской консерватории Александра Ивановича Рубца. С 1 сентября 1895 года А.И.Рубец поселился в тихом провинциальном городке Стародубе. Этот край и раньше привлекал его богатым фольклором, песенным творчеством. Остановившись у брата, он играл, сочинял музыкальные произведения, преподавал с помощью беккеровского рояля. Будучи совершенно слепым, он продолжал заниматься любимым делом и вносил огромный вклад в развитие культурной жизни города Стародуба.

А.И.Рубец организовал, руководил и материально содержал в городе Стародубе хор (60 человек) и симфонический оркестр (30 человек).

Особый компонент учебного курса - это рассмотрение творчества композиторов- земляков. Среди ярких и талантливых музыкантов особо выделяется Матвей Исаакович Блантер (1903 -1990), чье творчество признано не только в России, но и за ее пределами. Главной визитной карточкой М.И. Блантера является «Катюша» (слова М.В. Исаковского, 1939 год), написанная для Государственного джаз-оркестра, руководимого Блантером. Песня, созданная в довоенное время, долгие годы является украшением концертов, символом музыкальной России.

Песни военных лет М.И. Блантера показывают органическое взаимопроникновение героики и лирики. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» написана 23 июня 1941 года, с ней уходили на фронт новобранцы. На фронте и в тылу звучали «Моя любимая» (1942), «Огонёк», «В лесу прифронтовом» (обе - 1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе -1944), «Под звездами балканскими» (1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны). Песни «Враги сожгли родную хату» (1945), «Лучше нету того цвету» (1946), «Летят перелётные птицы» (1949), «В городском саду играет» (1947), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962), «Черноглазая казачка» (1966), цикл песен-размышлений на стихи Б.Ш.Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы. Образнотематический строй их очень широк: любовь к родной стране, радость единения людей, скорбь утрат.

Мы исследуем новаторские приемы Блантера-песенника - маршевая ритмизация мелодических оборотов, характерных для русского лирического романса, принцип динамизированной повторности, разно-ладовое мажорно-минорное «окрашивание» одних и тех же мелодических фрагментов. Для его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора и оптимизм.

При рассмотрении творчества выдающихся исполнителей, мы обращаемся к имени нашей землячки Татьяны Петровны Николаевой. Потрясает ее исполнительский репертуар; практически все клавирные сочинения Баха, 32 сонаты Бетховена, его концерты и вариации, циклы Шумана, большая часть музыки Шуберта, Шопена, Листа, Брамса, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева, все фортепианные сочинения Шостаковича.

В учебном курсе предусмотрено знакомство с творчеством композиторов-современников: М.Е Белодубровским - педагогом, композитором, скрипачом, просветителем, О.В. Смолиным -педагогом, пианистом и композитором.

Вызывает интерес у студентов личность композитора и пианиста В.И. Дубинина и его творчество: опера «Исторический календарь» по одноимённой комедии Г. Филдинга; опера «Сказка о попе и о работнике его Балде»; поэма «Дым» для хора с оркестром, триптих «Край ты русского народа» для солиста, хора и оркестра, 6 романсов на стихи о природе, сюита «Тютчевиана» для фортепиано с оркестром; мюзикл «Томик Пушкина»; «Русская симфония» для оркестра русских народных инструментов в 4-х частях; романсы.

Обращение к творчеству Ю.А. Формина опирается на знакомство с музыкой к шестнадцати спектаклям Брянского театра кукол, ТЮЗа, Брянского театра драмы. Пользуются популярностью хоровые произведения для академических и детских хоров, циклы песен и романсы композитора на стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, С. Есенина, Н. Рубцова, П.-Ж. Беранже, Н. Некрасова, Р. Бернса, Д. Родари, В. Орлова, Ю. Мориц, А. Усачева.

Тематика учебного курса «Музыкальная Брянщина: история и современность», по мнению студентов, позволяет понять, какие уникальные музыкальные ценности хранит брянская земля,

каков вклад Брянщины в музыкальную сокровищницу России.

В результате изучения учебного курса по выбору «Музыкальная Брянщина: история и современность» студент должен знать:

- теоретические основы развития музыкальной культуры, музыкального искусства и музыкального образования на Брянщине;

- региональные особенности развития музыкальной культуры на Брянщине;

- уникальные персоналии музыкальной культуры Брянщины;

- специфику становления и развития музыкального образования на Брянщине,

- историю создания образовательных учреждений художественного профиля.

Студент должен уметь:

- применять знания о музыкальной культуре Брянщины в практической деятельности педа-гога-музыканта;

- организовать самообразование, направленное на исследование проблемы развития музыкальной культуры и музыкального образования на Брянщине.

Студент должен владеть:

- средствами и умениями реализации культурно-просветительской деятельности;

- педагогическими ресурсами образования в контексте исследования музыкальной культуры краеведческой направленности;

- способами сбора, анализа, использования и сохранения информации о региональной музыкальной культуре.

Понятно, что результатом изучения учебного курса «Музыкальная Брянщина: история и современность» должно стать понимание социокультурных, музыкально-исторических и современных процессов в рассматриваемой сфере региона. Важно научить будущих учителей музыки определять тенденции развития музыкального искусства и музыкального образования на Брянщине, вклад музыкальной Брянщины в культуру России.

Между тем, важным итогом работы может быть умение работать с источниками музыкального краеведения и выявление критериев и показателей влияния регионального компонента на личностное развитие обучающихся.

Очевидно, что работа студентов в условиях учебного курса «Музыкальная Брянщина: история и современность» будет способствовать более глубокому проникновению в музыкальную жизнь региона и желанию приобщить к этой деятельности подрастающее поколение. Возможно, для кого-то предлагаемая работа станет основой научного исследования в области музыкального краеведения. А все вместе позволит понять, что музыкальное искусство и музыкальное образование в провинции - это уникальный исток развития музыкальной культуры России.

The article deals with the peculiarities of music culture in the Bryansk region, its traditions and historical-musical past, the basics of musical area studies in the educational process of a higher education institution. The elective course “Music in the Bryansk region: past and present” is described in this work.

The key words: musical area studies, national-regional component of musical education, musical art, music in the Bryansk region.

Список литературы

1. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачев // Русская культура. Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000. С. 160.

2. Музыкальная культура Брянщины: прошлое и современность. Монография. Сост. Н.А. Асташова, Л.Л. Семенищенкова. Брянск, 2009. 142 с.

Об авторе

Асташова Н.А. -Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

N.A. Astashova

Musical area studies in the system of preparation of

a future music teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.