Научная статья на тему 'Музыкальное искусство и образование в самоидентификации личности в пространстве культуры'

Музыкальное искусство и образование в самоидентификации личности в пространстве культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена роли музыкального искусства и образования в самоидентификации личности в пространстве культуры. В работе раскрывается сущность процессов, позволяющих личности раскрыть глубинную сущность своего внутреннего мира, способствующих осознанию ею своей принадлежности к национальной культуре, социализации, обретению ощущения устойчивости в социокультурном пространстве нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство и образование в самоидентификации личности в пространстве культуры»

8. Уваров М.С. Научно-аналитический обзор источников по теме культурной географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.philosop-hy.spbu.ru/userfiles/science/reviews (дата обращения: 18.08.12).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена роли музыкального искусства и образования в самоидентификации личности в пространстве культуры. В работе раскрывается сущность процессов, позволяющих личности раскрыть глубинную сущность своего внутреннего мира, способствующих осознанию ею своей принадлежности к национальной культуре, социализации, обретению ощущения устойчивости в социокультурном пространстве нашего времени.

На современном этапе развития общества потребность в самоидентификации личности, в ценностном осмыслении окружающего мира, своей роли в этом мире, взаимодействия между «Я», «Мы», «Они», между «своим» и «чужим» ощущается особенно остро, поскольку проблема самоидентификации, как правило, выходит на первый план в периоды социальных кризисов, смены идеологических и ценностных парадигм, когда человек теряет привычные ориентиры и испытывает определенное стрессовое состояние, которое принято называть кризисом социальной идентичности. В социальной психологии под этим понятием подразумевается осознание человеком своей принадлежности к определенной национальной, социальной и культурной общности. Проблема самоидентификации личности на протяжении многих лет находится в центре трудов философов, психологов, социологов, педагогов. К ней многократно обращается Н. Бердяев в своих трудах, посвященных интерпретации русской идеи, в размышлениях о назначении человека, истине и откровении, смысле истории и путях гуманизма. Ее детально освещает А. Маслоу, связывая с ней цель и значение гуманистического образования. Проблема самоидентификации рассматривается в аспекте личностного общения (К. Абульханова-Славская), как часть современного человекознания (Б. Ананьев), как область социальной психологии (Г. Андреева). С решением этой проблемы связывается соотношение поня-

* И.о. декана факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

тий диалога культур и диалога в культуре (В. Библер, О. Гуткин). С ней связана также новая этно-национальная идеология (В. Малькова), психологическое направление в изучении культур, выдвигающее эволюционный подход в психологической антропологии (А. Белик), изучение феномена этнического самосознания молодежи (О. Даровских), социальные аспекты этно-педагогики (А. Бурыкин).

Путь к согласию, диалогу обусловливает необходимость самоосознания, достижения духовно-нравственной зрелости, обращенности к гуманизму, толерантности, обретения способности понимать и принимать культуру других народов, стремления к целостному постижению единого духовного пространства мировой культуры. Поэтому одной из важнейших задач музыкального образования на современном этапе является формирование личности, обладающей, по выражению Ф. Достоевского, «всемирной отзывчивостью», открытостью ко множественности и разнообразию душевных проявлений, способной и готовой к общению с «Другим» (Ю. Лотман), к восприятию «чужого слова». Но при этом необходимо создать условия для становления личности самобытной, яркой, обладающей собственной системой ценностей, собственным взглядом на мир, остро ощущающую «частность» (И. Бродский) своего существования и одновременно тесно связанную с культурой, с ее художественным пространством, живым, пульсирующим, дышащим, в котором рождаются, утверждаются, функционируют, перевоплощаются духовные ценности, создаваемые человечеством на протяжении многовекового исторического пути, с музыкой, открывающей путь в это пространство, возвышающей душу, обостряющей способность чувствовать, понимать, ощущать всю красоту мира.

Музыкальное искусство и образование, концентрируя в себе духовный опыт каждого народа, его национальную самобытность, ментальные особенности, генетический код, может выступать стержнем личностной идентификации человека, постигающего в диалоге культур многообразие единого культурного пространства человечества. Постижение средствами музыкального искусства самобытности, неповторимого национального своеобразия и одновременно выявление нерасторжимой связи русской национальной культуры с духовной культурой всего человечества, осуществление принципа диалога культур в музыкально-познавательном процессе становится условием духовно-нравственного созревания личности, залогом обретения ею тех механизмов, которые оказывают решающее влияние на формирование самосознания, самооценку, самоотношение и самоуважение, личностную, социальную и национальную идентичность. Осуществление принципа диалога культур в процессе постижения музыки создает предпосылки для обретения сопереживания, эмпатии, способствует эстетически-ценностному осмыслению и оценке художественного пространства отечественной и мировой культуры, выявлению общности в определении эстетических и нравственных идеалов, представлений о Добре, Благе, Любви.

Процесс духовного становления личности неразрывно связан с формированием у нее самосознания, которая тесно связана с самооценкой, выявлением в жизни и деятельности личностных смыслов, самоотношения личности, изучения структуры самосознания, знакомства с «Я-концепцией», ее когнитивной, оценочной и поведенческой составляющими. Таким образом, духовное становление личности, которое рассматривается как один из важнейших музыкального образования, - это постепенный, систематический и целеустремленный процесс, в котором осуществляется стремление осознать, осмыслить неповторимость собственного «Я» и одновременно выявить степень соотнесенности этого «Я» с окружающим миром, то есть обрести возможность гармоничного существования в нем. Это позволяет постоянно напоминать о значимости проблемы «личностной идентичности» или «самоидентичности». Существует значительное количество дефиниций этого понятия, толкующих его в соответствии с научными представлениями эпохи.

Появление термина «идентичность» связано с именем Э. Эриксона, определившего идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности самой себе на протяжении всего жизненного пути. Однако, обратившись к философским работам великого Спинозы, мы убеждаемся, что задолго до появления термина «идентичность» он рассматривает эту категорию как философскую, заключая в ней понятие «универсума». В таком же контексте интерпретирует идентичность М. Хайдеггер, считая, что в ней заключена «всеобщность бытия». И действительно с самых первых сознательных шагов в своей жизни ребенок начинает стремиться к самоидентификации: осмыслению своего «Я», его личностных особенностей и тех уз, что связывают его с другими, к выявлению его значимости для себя и окружающих. Он еще не способен анализировать свои поступки, но уже жаждет самоопределения, постижения своих взаимоотношений с близкими, с окружающим миром. В определении Дж. Марсиа «идентичность» выступает как внутренняя, самосозидающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений, опирающаяся на постоянное «решение проблем», позволяющее анализировать и выявлять свои сильные и слабые стороны, совершенствовать себя соответственно ценностным установкам и идеалам, что и является активным путем достижения идентичности. А поскольку достижение идентичности всегда связано с деятельностью человека, его «поступком» (М. Бахтин), то вполне обоснованным представляется то, что в центре исследования постоянно должна быть постигающая музыку личность, «творец и творение культуры» (М. Каган).

Какова же эта личность? Какие аспекты ее становления наиболее значимы? Что определяет основной вектор саморазвития? Для А. Ватермана основополагающим является ценностно-волевой аспект развития идентичности По его определению, цели, ценности, убеждения являются элементами идентичности. В процессе формировании национального самосознания

личность обращается к духовным ценностям своего народа, его целям, убеждениям, идеалам, той духовной составляющей, которая является стержнем национальной культуры. Этот аспект представляется основополагающим и нам, для которых духовные ценности и смыслы, заложенные в музыкальной культуре, представляются мощнейшим фундаментом, определяющим устойчивость создаваемого веками мироздания. Миду Дж. принадлежит концепция, согласно которой идентичность интерпретируется как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь как связанное, единое целое. Формирование целостной личности, способной осознать, осмыслить и воплотить эту целостность в активную творческую деятельность на протяжении всего своего жизненного пути - это важнейшая для каждого человека проблема самовыражения, самоопределения, самореализации и самоактуализации, проблема личностной идентичности или самоидентификации. Для музыканта, ведущего активную социокультурную деятельность в качестве исполнителя, педагога, просветителя, исследователя, ревностного пропагандиста отечественной музыкальной культуры и одновременно участника меж-культурного диалога, проблема самоидентификации чрезвычайно значима. С подмостков сцены или лекционной кафедры он несет аудитории свое понимание высших ценностей бытия, свое осмысление мира, а это ответственная деятельность. Мы просто обязаны «предугадать, чем наше слово отзовется».

И российские, и зарубежные исследователи считают проблему самоидентификации чрезвычайно значимой и важной в становлении и самореализации личности в пространстве культуры. Анализу подвергается структурное строение идентичности, основные параметры ее измерения, которыми являются содержательный и оценочный, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. Пристальное внимание российских и зарубежных психологов обращено к личностному и социальному аспектам идентичности. И это вполне оправдано, поскольку личностный аспект представляет собой уникальность и неповторимость человеческого «Я», а социальный формируется на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. В современной науке определено, что идентичность представляет собой динамичную структуру, которая развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.

В теории социальной идентичности Х. Тэджфела и Дж. Тернера выделены два аспекта: ориентация на социальное окружение и на уникальность личности человека и ее проявлений в жизни и творческой деятельности. Личная и социальная идентичность рассматриваются учеными как два полюса, а наиболее типичным является поведение, соответствующее некоей средней величине между социальной и индивидуальной моделью. Такой подход представляется несколько упрощенным. Очень трудно определить, где находится

эта средняя величина между социальной и индивидуальной моделью. Более точной выглядит позиция Г. Брекуэлла, который подходит к проблеме соотношения личностной и социальной идентичности совершенно иначе, подчеркивая их взаимодействие, взаимосвязь, взаимопересечение как единой системы, определяющей целостность человеческой личности. Обращаясь к проблеме личностной идентичности, тесно связанной с человеческими потребностями, личностно-ценностными устремлениями, системой взглядов на мир, американский философ Э. Фромм выделяет следующие аспекты: потребность в общении, в межиндивидуальных узах, без чего человек теряет социальные навыки и культурные стандарты; потребность в творчестве как глубинной интенции человека, продиктованная наличием творческих сил в каждом индивидууме; потребность в ощущении глубоких корней, в необходимости ощущать себя звеном в определенной стабильной цепи человеческого рода; стремление к познанию и освоению окружающего мира; стремление к уподоблению, поиск образца, идеала, на который хочет походить человек, то есть стремление к культурной идентичности.

Проанализируем, какую роль в формировании личностной идентичности играет музыка - искусство, обращенное непосредственно от сердца к сердцу, важнейшей функцией которого является социально-коммуникативная. В музыке эта потребность в общении, в межиндивидуальных узах выражена очень ярко. В ней сокрыты и определенные социальные навыки (социальный шифр, по терминологии Т. Адорно), она несет в себе и культурные стандарты, выработанные на протяжении веков. Следовательно, первый аспект, выделенный Э. Фроммом, изначально заложен в музыкальном искусстве и соответственно он должен присутствовать в музыкально-образовательном процессе. Второй аспект - потребность в творчестве как глубинной интенции человека, продиктованная наличием творческих сил в каждом индивидууме, с огромной силой проявляется и в процессе созидания музыки, и в процессе постижения ее. Третий аспект - потребность в ощущении глубоких корней, в необходимости ощущать себя звеном в определенной стабильной цепи человеческого рода является одним из основных направлений предпринятого исследования. И все остальные аспекты, включающие стремление к познанию и освоению окружающего мира, стремление к уподоблению, поиск образца, идеала, на который хочет походить человек, то есть стремление к культурной идентичности, полностью соответствуют целям и задачам, выдвигаемым в современном музыкально-образовательном процессе.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и Макрокосм // Феномен человека: антология. - М.: Высш. школа, 1993. - С. 28-58.

2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и ее воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в наук, культуре и музыкальном искусстве. - М.: Изд-во «Академический проект», 2008. - 253 с.

4. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки; подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

5. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 240 с.: таб., илл.

6. Философы ХХ века. Книга третья. - М.: Искусство - XXI век, 2009. -360 с.: илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.