Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА К.М. ГОЛОДНИКОВА В «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»'

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА К.М. ГОЛОДНИКОВА В «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная журналистика / музыкально-театральная хроника / К.М. Голодников / Тобольск / Тобольские губернские ведомости / music journalism / musical and theatrical chronicle / K.M. Golodnikov / Tobolsk / Tobolsk Provincial Vedomosti

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

В истории сибирской музыкальной журналистики последней трети XIX в. немало фигур, которых не принято относить к когорте выдающихся ее деятелей. Тем не менее, их сохраненное наследие требует изучения на современном этапе регионального музыковедения, что, в свою очередь, позволяет расширить представление о культурных реалиях сибирских центров. Объектом рассмотрения настоящей статьи является массив публикаций Капитона Михайловича Голодникова (за период 1872–1891 гг.) – историка, краеведа, автора и редактора неофициальной части «Тобольских губернских ведомостей», о деятельности которого и его роли в судьбе газеты сложилось неоднозначное мнение в современной гуманитарной науке. Отмечается, что в условиях, диктуемых программой правительственного издания, К.М. Голодников в 1877 г. возобновил информирование читателей о культурных событиях Тобольска – концертах, спектаклях, литературно-музыкальных вечерах, общественных гуляньях с музыкой, празднованиях государственных дат. Материалы размещались в рубрике «Местная хроника», что обусловило жанровые черты публикаций. Их преобладающее большинство относится к выполненным по композиционному клише информационным заметкам о концертах, отчетам и отзывам о спектаклях местного общества любителей драматического искусства. Сделан вывод о том, что Голодников, не обладающий знаниями в области музыкального искусства, не мог выступать в газете в качестве музыкально-театрального рецензента и критика. В то же время его простые публикации, благодаря фиксации полных концертных программ и спектаклей, имен артистов и меценатов, способствуют воссозданию хроники культурных событий и звуковой атмосферы Тобольска того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K.M. GOLODNIKOV’S MUSICAL AND THEATRICAL CHRONICLE IN THE “TOBOLSK PROVINCIAL VEDOMOSTI”

In the history of Siberian music journalism in the last third of the 19th century, there are many figures who are not considered to belong to the cohort of its outstanding figures. Nevertheless, their preserved heritage requires study at the present stage of regional musicology, which, in turn, allows us to expand our understanding of the cultural realities of Siberian centers. The object of consideration of this article is an array of publications by Kapiton Mikhailovich Golodnikov (for the period 1872–1891), a historian, local historian, author and editor of the unofficial part of the “Tobolsk Provincial Vedomosti”, about whose activities and his role in the fate of the newspaper there is an ambiguous opinion in modern humanities. It is noted that in the conditions dictated by the program of the government publication, K.M. Golodnikov in 1877 resumed informing readers about the cultural events of Tobolsk – concerts, performances, literary and musical evenings, public festivities with music, celebrations of state dates. The materials were placed under the heading "Local Chronicle", which determined the genre features of the publications. The vast majority of them relate to information notes about concerts, reports and reviews of performances by the local society of lovers of dramatic art, made according to a compositional cliche. It is concluded that Golodnikov, who does not have knowledge in the field of musical art, could not act in the newspaper as a musical theater reviewer and critic. At the same time, his simple publications, thanks to the fixation of complete concert programs and performances, the names of artists and patrons, contribute to the reconstruction of the chronicle of cultural events and the sound atmosphere of Tobolsk at that time.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА К.М. ГОЛОДНИКОВА В «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 96-104 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 96-104 ISSN 2308-1031

© Светлова, О.А., 2024 УДК 78.072.2

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-96-104

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА К.М. ГОЛОДНИКОВА В «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»

О.А. Светлова1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В истории сибирской музыкальной журналистики последней трети XIX в. немало фигур, которых не принято относить к когорте выдающихся ее деятелей. Тем не менее, их сохраненное наследие требует изучения на современном этапе регионального музыковедения, что, в свою очередь, позволяет расширить представление о культурных реалиях сибирских центров. Объектом рассмотрения настоящей статьи является массив публикаций Капитона Михайловича Голодникова (за период 1872-1891 гг.) -историка, краеведа, автора и редактора неофициальной части «Тобольских губернских ведомостей»,

0 деятельности которого и его роли в судьбе газеты сложилось неоднозначное мнение в современной гуманитарной науке. Отмечается, что в условиях, диктуемых программой правительственного издания, К.М. Голодников в 1877 г. возобновил информирование читателей о культурных событиях Тобольска -концертах, спектаклях, литературно-музыкальных вечерах, общественных гуляньях с музыкой, празднованиях государственных дат. Материалы размещались в рубрике «Местная хроника», что обусловило жанровые черты публикаций. Их преобладающее большинство относится к выполненным по композиционному клише информационным заметкам о концертах, отчетам и отзывам о спектаклях местного общества любителей драматического искусства. Сделан вывод о том, что Голодников, не обладающий знаниями в области музыкального искусства, не мог выступать в газете в качестве музыкально-театрального рецензента и критика. В то же время его простые публикации, благодаря фиксации полных концертных программ и спектаклей, имен артистов и меценатов, способствуют воссозданию хроники культурных событий и звуковой атмосферы Тобольска того времени.

Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкально-театральная хроника, К.М. Голодников, Тобольск, Тобольские губернские ведомости

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Светлова О.А. Музыкально-театральная хроника К.М. Голодникова в «Тобольских губернских ведомостях» // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 96-104. DOI: 10.24412/2308-10312024-2-96-104.

K.M. GOLODNIKOV'S MUSICAL AND THEATRICAL CHRONICLE IN THE "TOBOLSK PROVINCIAL VEDOMOSTI"

O.A. Svetlova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. In the history of Siberian music journalism in the last third of the 19th century, there are many figures who are not considered to belong to the cohort of its outstanding figures. Nevertheless, their preserved heritage requires study at the present stage of regional musicology, which, in turn, allows us to expand our understanding of the cultural realities of Siberian centers. The object of consideration of this article is an array of publications by Kapiton Mikhailovich Golodnikov (for the period 1872-1891), a historian, local historian, author and editor

of the unofficial part of the "Tobolsk Provincial Vedomosti", about whose activities and his role in the fate of the newspaper there is an ambiguous opinion in modern humanities. It is noted that in the conditions dictated by the program of the government publication, K.M. Golodnikov in 1877 resumed informing readers about the cultural events of Tobolsk - concerts, performances, literary and musical evenings, public festivities with music, celebrations of state dates. The materials were placed under the heading "Local Chronicle", which determined the genre features of the publications. The vast majority of them relate to information notes about concerts, reports and reviews of performances by the local society of lovers of dramatic art, made according to a compositional cliche. It is concluded that Golodnikov, who does not have knowledge in the field of musical art, could not act in the newspaper as a musical theater reviewer and critic. At the same time, his simple publications, thanks to the fixation of complete concert programs and performances, the names of artists and patrons, contribute to the reconstruction of the chronicle of cultural events and the sound atmosphere of Tobolsk at that time. Keywords: music journalism, musical and theatrical chronicle, K.M. Golodnikov, Tobolsk, Tobolsk Provincial Vedomosti

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Svetlova, O.A. (2024), "K.M. Golodnikov's musical and theatrical chronicle in the «Tobolsk Provincial Vedomosti»", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 96-104. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-96-104.

Музыкальная культура Сибири последней трети XIX столетия продолжает открывать исследователям новые страницы своей истории, в том числе зафиксированные в региональной периодической печати. С одной стороны, сибирская пресса не раз служила богатейшим источником для фундаментальных музыковедческих трудов, среди которых, в первую очередь, отметим работы профессора Т.А. Роменской, уделившей при создании масштабной культурно-исторической панорамы развития сибирской музыки пристальное внимание музыкально-театральной журналистике (1997).

С другой стороны, местная периодика становилась объектом многих исторических и филологических изысканий, где музыкально-театральная критика не затрагивается за редчайшим исключением. В связи с культурой интересующего нас в данной статье Тобольска, но предшествующего периода, следует выделить статью Е.В. Костецкой (2010). Между тем колоссальный массив корреспонденции в сибирских газетах, относящийся к сфере музыкально-критической журналистики, на современном этапе музыкознания позволяет актуализировать ряд вопросов, связанных с периодичностью освещения культурных реалий того или иного города, персоналиями авторов и их наследия, тематическим и жанровым спектром изданных материалов.

Настоящая статья ставит целью рассмотреть музыкально-журналистское наследие в газете «Тобольские губернские ведомости» одного из известных деятелей культуры Сибири Капитона Михайловича Голодникова (1824-1906) - историка, краеведа, публициста, учителя Ялуторовского уездного училища, редактора неофициальной части вышеназванного правительственного издания, издателя частной газеты «Степной листок», автора нескольких научно-популярных работ1, секретаря Тобольского губернского статистического комитета, члена-сотрудника Императорского русского географического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

О жизни и деятельности Голодников а на посту редактора «Тобольских губернских ведомостей» написано в работах филолога Ю.Л. Мандрики (2004) и историка В.В. Шевцова (2017), имя коренного сибиряка можно встретить в различного рода регионоведческих, книговедческих трудах, в числе которых выделим монографию Е.Н. Коноваловой (2006). Это был несомненно талантливый человек, который, как замечает Т.А. Роменская, в газете выступал «в качестве опытного и объективного корреспондента» (1997, с. 194)2. Дело, однако, в том, что в истории сибирской журналистики сформирова-

лось неоднозначное представление о Го-лодникове.

Одни исследователи пишут о нем как о знаменательной фигуре «в литературной жизни Тобольской губернии второй половины века. Внучатый племянник знаменитого сибирского историка П.А. Словцова, он воспринял реконструкцию истории края как жизненную цель и основное поприще сибирского интеллигента»3. Иные же, например, В.В. Шевцов, считают, что его биография и творческое наследие «не блещут увлекательностью и оригинальностью, выполняя роль второстепенного фона для фигур первого плана» (2017, с. 116). С точки зрения этапов развития «Тобольских губернских ведомостей» историк характеризует особый «"голодниковский период" - 1880-1891 гг., не очень заметный в сравнении с периодом редакторства "Тобольскими губернскими ведомостями" в 1859-1870 гг. И.Н. Юшкова и Е.В. Кузнецова в 18911895 гг.» (Шевцов В., 2017, с. 114).

Жесткую оценку деятельности Голод-никова как редактора неофициальной части «Ведомостей» дает Ю.Л. Мандрика, называя период его правления «ледниковым» (2004, с. 9). Он пишет, что некогда удачливый журналист был неспособен воплощать задуманное и превратил «Ведомости» в авторскую газету, в которой «наблюдается засилье отчетов <...> практически отсутствуют корреспонденции, попытка всяческого анализа», «объявления иногда занимали до 60 процентов площади номера» (Мандрика Ю., 2004, с. 11). «Анализ публикаций за десять лет его редакторской деятельности свидетельствует об упадке издания, о потере авторов, о непоследовательной политике неофициальной части» (Мандрика Ю., 2004, с. 10). Объективно принимая данные точки зрения на начальном этапе наших изысканий, тем не менее, подчеркнем, что вопрос освещения Голоднико-вым общественно-культурной, музыкаль-

но-театральной жизни Тобольска до сих пор открыт и для его решения обратимся к документальным материалам.

Прежде всего, кратко воссоздадим контекст существования музыкально-театральной журналистики в «Тобольских губернских ведомостях» в период появления в газете Голодникова, который приступил к работе еще в 1863 г., будучи литератором с 17-летним стажем. На тот момент в «Ведомостях» публиковались заметки, обзоры, отзывы и рецензии о спектаклях и музыкальных вечерах, количественно от одного до четырех материалов в год (в подборках 1869 и 1871 гг. такие вообще отсутствуют) разных авторов, среди которых талантливые литераторы Е.В. Кузнецов, И. Страхов, корреспонденты других городов - тюменец И. Бартошевич, «Ялуторовец».

1872 г. стал в этом плане самым плодотворным, когда было напечатано шесть заметок в «Местной хронике», в том числе работа Голодникова в № 49 от 2 декабря. Это была первая его проба пера по данной тематике, а именно о праздновании 84-й годовщины Тобольской губернской гимназии и литературно-музыкальном вечере, организованном по этому случаю. Можно считать эту заметку знаменательной и особенной для автора, поскольку он был выпускником прославленного учреждения, о чем и сообщил читателям: «мы же, прежние питомцы этого заведения, считающие в среде своей общественных деятелей из числа губернаторов, профессоров и литераторов, рассеянных по разным губерниями империи и царства Польского, даже и не знали в свое время о дне основания ее»4.

Однако последующие годы в культурно-общественном направлении газеты стали затишьем. В связи с активным народническим движением программа правительственного издания была существенно ограничена и еще более политизирована. В 1870-х гг., когда сменилось че-

тыре редактора - Е. Кузнецов, А. Пальмов, Н. Никулин и Г. Ляпустин, «содержание неофициальной части сводилось, главным образом, к отчетам, объявлениям, ведомостям и извлечениям из журналов» (Шевцов В., 2017, с. 114). В том же русле протекало дело с театрально- и музыкально-критическими публикациями: после ухода из редакции И.Н. Юшкова, которого мы считаем одним из первопроходцев сибирской музыкально-критической журналистики (Светлова О., 2023), с 1872 г. на длительное время отзывы, фельетоны и рецензии исчезли со страниц газеты. В подборках 1873, 1875-1876 гг. вообще отсутствуют даже краткие заметки и отчеты о культурно-творческой жизни Тобольска и других городов региона.

Именно Капитон Голодников с 1877 г. возобновил информирование сибиряков об общественно-культурных событиях Тобольска. Наиболее активно он печатался в 1877-1878 гг. и затем с 1880 г., когда занял должность редактора неофициальной части, на которой пробыл до 1891 г. По возвращении в Тобольск в 1895 г. Го-лодников недолго, всего около полугода выполнял обязанности редактора газеты после Е.В. Кузнецова. Общее число подписанных его инициалами «К. Г.» или «К. Г-въ» работ о музыкально-театральной жизни в указанный период (кроме 1895 г.) составляет 325.

Обширна тематика его известий, которые ценны, прежде всего тем, что дают своеобразную панораму культурной жизни Тобольска конца 1870-1880-х гг. К материалам официального характера, посвященным празднованию государственных дат и имеющим соответствующий пафосный тон, относятся два отзыва о мероприятиях к 100-летней годовщине со дня рождения императора Александра I (1877, № 51, 17 дек.) и в честь восшествия императора на престол (1878, № 21, 27 мая). Из общегородских событий в прессе нашли отражение народное гуля-

нье в саду с музыкой (1877, № 37, 10 сент.), увеселения масляной недели (1883, № 10, 5 марта), спектакли и концерт на Рождество (1884, № 1, 7 янв.).

Примерно в количественно равном соотношении находятся заметки о концертах и любительских спектаклях, причем после открытия Тобольского драматического общества в 1886 г., о чем также Го-лодников сообщил читателям в № 3 от 18 января, постановки получили регулярное освещение в рубрике «Местная хроника» на протяжении следующих двух лет. Внимания литератора удостоено множество концертов, в том числе благотворительные музыкальные вечера, устраиваемые в пользу флота (1878, № 21, 27 мая), раненых воинов (1877, № 49, 3 дек.), бедных студентов губернии (1881, № 50, 12 дек.; 1882, № 14, 3 апр.), литературно-музыкальные вечера воспитанников гимназии и Мариинской женской школы, выступления местных музыкантов-любителей, гастролеров, например, артистов итальянской оперы Джюбеллини Шульц и Шульц-Ряднова с участием скрипача из оркестра Императорского Московского Большого театра г. Женишэк (1882, № 20, 15 мая) или приезжей труппы режиссера Скуратова (1885, № 22, 1 июня), вечера духовной музыки (1889, № 6, 11 февр.). Более того, в «Тобольских губернских ведомостях» Голодниковым размещались сообщения о концертной деятельности местного отделения Императорского русского музыкального общества, открытого в городе в 1878 г. (восемь заметок за годы 1880-1881,1883-1885,1889-1890).

Характер и тематика события, условия размещения в рубрике «Местная хроника» во многом определяют жанровые контуры публикаций Голодникова. Статьи о праздновании юбилейных государственных дат выделяются масштабом и близки репортажу, поскольку содержат последовательное, детальное описание всех мероприятий. Показателен материал

о том, как в Тобольске отмечалось 100-летие со дня рождения Александра I.

Хронология события начинается от утренней заупокойной литургии в кафедральном Софийском соборе с речью о значении императора в русской истории и торжественной панихидой. В тексте передовицы освещается вся литературно-музыкальная программа дня, причем важное место отводится трем концертам, подготовленным хором архиерейских певчих, воспитанниками Мариинской женской школы и учащимися губернской гимназии.

В исполнении хора прозвучали песнопения «С нами Бог», «Коль славен наш Господь в Сионе», кант «Колена россы преклоните» и восьмиголосный концерт «Кто Бог велий». Ученицы школы представили Песнь Богородице и фортепианные пьесы Дж. Мейербера и И. Крамера, а гимназисты - хорватскую песню «Па прей», русскую «Ездил белый русский Царь» и марш из альбома Брема. Каждый концерт завершался пением гимна «Боже, Царя храни!». Такое подробное изложение позволило автору с гордостью заключить, что Тобольск, названный им бедным, забытым, «убогим старцем», не отстает от других, более развитых городов «в выражении своих сердечных патриотических чувств, как на словах, так и на деле»6.

Большинство публикаций о концертах и музыкальных вечерах относится к информационным заметкам, в которых иногда добавлен элемент отзыва. Поскольку в условиях программы газеты не позволялось публиковать развернутые статьи, «запрещались корреспонденции, заключавшие резкие заявления и суждения» (Роменская Т., 1997, с. 193), Голодников представлял читателям сжатую, но объективно точную информацию о прошедшем в городе творческом событии. Композиция таких его работ строится по четкому плану, как правило, из трех разделов: экспозиционного изложения времени, места,

функциональности и приуроченности концерта, в центральной части - перечислением всей программы и имен артистов (буквально номера по отделениям), что, с одной стороны, носит отчетный характер, но с другой - позволяет воссоздать музыкальную атмосферу города.

В завершающих абзацах указываются суммы сбора, наполняемость зала, выражается благодарность меценатам, дарителям, организаторам и другим персонам, имеющим непосредственное отношение к событию, а иногда читателям сообщались неожиданные новости городской культуры. Например, в заметке об инструментально-вокальном концерте отделения ИРМО 28 января 1881 г. Голодни-ков добавляет важную деталь о последнем выступлении и последующем отъезде в Восточную Сибирь «даровитого» скрипача З.А. Барша, что будет «трудно возна-градимой потерей для Тобольского музыкального общества»7.

В подобных публикациях обычно кратко показана реакция слушателей на то или иное исполнение, с учетом уровня самих музыкантов, поскольку это связано с отражением финансовой стороны мероприятия (сбор, приход и расход). Так, для заметки о концерте учащихся Губернской гимназии и Мариинской женской школы в пользу бедных студентов 21 марта 1882 г. Голодников выбирает в целом не свойственный ему оценочный ракурс: «...пьесы исполнены были настолько удовлетворительно, насколько можно было ожидать этого от юного возраста исполнителей и исполнительниц. Большая зала гимназии была полна посетителями обоего пола, вынесшими с собою самые приятные впечатления»8. При этом нередко он использует отчетно-устойчивые выражения (например, «зала была полна»), а вышеприведенная цитата встречается в других заметках, с соответственным варьированием, например: «Исполнение пьес было настолько удовлетворительно,

насколько можно было ожидать этого от лиц, достаточно уже ознакомившихся с условиями сценического искусства и не раз доставлявшими уже истинное удовольствие нашему обществу»9.

Однако нельзя утверждать, что Голод-ников составлял исключительно клишированные заметки и формальные отчеты. Примечательно, как в некоторых публикациях 1880-х гг. он привносит оценочный параметр, отходит от собственных жанрово-стилевых шаблонов и даже начинает проявлять в отдельных текстах ироничный тон. Такова заметка-фельетон в № 25 за 1883 г. о двух концертах приезжих музыкантов и двух общественных гуляньях, которые происходили в Тобольске, со времени коронационных празднеств все еще не вошедшем «в свою обыденную колею»10.

Оригинальность заметки не только в содержании - о несостоявшемся первом и неудачном втором концертах, чего ранее не встречалось у Голодникова и его предшественников, но и в выбранном приеме противопоставления предложения гастролеров и предпочтений местного общества любителей музыки. При характеристике первого артиста, господина Вагнера, намеренно применяются в тексте такие приемы, которые явно занижают заявленные достоинства «любимца столичных обществ». Его «горделивые ожидания» устроить вечер на четырех инструментах «к счастью или к несчастью» не состоялись, тем более что «Тобольск не так давно слышал игру одного штукмейстера, из труппы г. Галюше, бряцавшего разом на 7 инструментах, -так после этого игра на 4 инструментах для нас уже нипочем!»11.

Неудачу концертов журналист объясняет завышенной ценой за билет, а во втором случае еще и реакцией тоболяков, которые предпочли вокальному концерту господина Звенигорецкого общественные гулянья в саду у памятника Ермаку «с фо-

кусами эквилибристики, двумя оркестрами музыки, с фейерверками, воздушными

12

шарами и сюрпризами»1?.

В отличие от сдержанных известий о концертах Голодников пишет о театральных событиях более развернутые и даже эмоциональные отзывы, особенно если речь идет о благотворительных спектаклях любительского драматического кружка, как в передовице «Тобольск, 26 января 1883 года» о вечере в пользу бедных студентов губернии. Журналист акцентирует взгляд на переполненном зале сочувствующей такому делу публики. В комедии В.А. Дьяченко «Гувернер» и водевиле «Дочь русского актера» он выделяет артистов, «отчетливо» исполнивших свои роли, и особенно безукоризненную игру Ирины Семеновны Кони, вызвавшую оглушительный гром рукоплесканий, учитывая известность этой русской писательницы, «почтенной и заслуженной артистки Императорских С.-Петербургских театров, некогда восхищавшей игрою своею, под псевдонимом Сандуновой»13.

В заметке о спектаклях приезжего товарищества драматических артистов режиссера Скуратова подмечает оживление общественности города, но довольно удовлетворительное исполнение пьес, в качестве недостатка - «утрировку в гримировании»14 актеров, предпочитает умолчать о водевиле «Затейница» из-за его слабого содержания, несмотря на выдержанные 100 его представлений в Москве, и при этом целый абзац отводит местному молодому оркестру бальной музыки, который «не ударил лицом в грязь и можно надеяться, что со временем он может во многих случаях заменить и оркестр г. Декова, сделавшийся уже не в меру требовательным»15.

Даже в самых коротких заметках Го-лодников может упрекнуть любителей драматического искусства за выбор старого репертуара (1885, № 43, 26 окт.), пу-

блику на «галерке» - за непозволительное поведение во время спектакля (1887, № 39, 26 сент.), сопоставить игру приезжих артистов с игрой местных любителей, оценив последних как «обладающих гораздо лучшим вкусом в области изящного и лучшими манерами и дикцией на сцене»16.

После открытия в 1886 г. тобольского Общества любителей драматического искусства Голодников следил за его деятельностью на страницах «Ведомостей». Его отзывы часто обретали живой слог благодаря личностной, эмоциональной окрашенной оценке, как, например, в публикации № 17 за 1886 г., которая начинается фразой «Садимся писать под свежим впечатлением вчерашнего вечера...»17. Как всегда, перечислив программу, журналист ярко обрисовывает, с каким неподдельным и искренним чувством выступала любимица публики И.С. Кони.

Однако основная часть статьи посвящена пьесе П. Ершова «Сузге» по сибирскому преданию, и Голодников уже выступает в роли просветителя, знакомит читателей с кратким содержанием произведения, приводя развернутые цитаты поэтического текста, восторгается постановкой живых картин, которые «будучи сгруппированы при освещении бенгальских огней и магния, нашим талантливым художником, природным сибиряком, М.С. Знаменским, были безупречны как в отношении позитуры, так и по костюмам»18. Перо литератора выражает искренность патриотических чувств сибиряка и несомненную поддержку молодого, развивающегося драматического общества.

С 1888 г. в «Тобольских губернских ведомостях» чаще стали появляться музыкально-театральные заметки, отзывы и рецензии других корреспондентов, среди них будущий редактор неофициальной части Е. Кузнецов, авторы с подписями «X.Y.Z.», «Б», «Н. У-ский». Голодников продолжал в своем стиле информиро-

вать читателей о событиях до ухода из редакции и отъезда в Омск в 1891 г. Его последняя публикация о благотворительных концертах вышла в апрельском номере. В 1895 г., когда Голодников на полгода вернулся в тобольскую газету после Е. Кузнецова, она уже имела совсем другой характер и наполнение, в особенности в музыкально-критической части.

Резюмируя изыскания, вернемся к первоначально высказанной мысли о двойственной оценке фигуры Капи-тона Голодникова, но уже в отношении истории региональной музыкально-критической журналистики. Аналитическое рассмотрение его публикаций позволяет констатировать, что отсутствие музыкально-критического дарования и знаний в области музыкального искусства не позволили Голодникову даже на любительском уровне развиться в этом направлении, в сравнении, например, с его современником Е.В. Кузнецовым. При этом следует заметить, что сам журналист четко понимал свою задачу «хроникера», и никак не рецензента и критика, о чем упомянул в одной из своих заметок в № 22 за 1885 г., и выполнял ее в течение всех лет своего редакторства. Он был объективен и честен перед читателем в том, что «не имея специальных познаний в сфере инструментальной и вокальной музыки, мы не дозволяем себе и суждения об исполнении»19 произведений.

Вместе с тем с точки зрения истории музыкальной жизни Тобольска его простые заметки с указанием артистов и подробным перечислением концертных программ дают ясное представление о деятельности творческих сил города «голодниковского» периода, воссоздают его живую звуковую среду. Вчитаемся в критическое утверждение Ю.Л. Ман-дрики: «он фиксировал лишь события» (2004, с. 9). В формате правительственной газеты Голодников действительно писал своеобразную историческую хронику

музыкально-театральных событий, хотя и не претендующую на абсолютную пол-

ноту, но оказавшуюся весьма важной для будущего музыкального сибиреведения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Альбом Тобольских видов» с фотографиями П. Паутова (1864), «Заслуживают ли и в какой мере заслуживают научного исследования сибирские курганы вообще и тобольские в особенности» (1879), «Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год», «Тобольск и его окрестности: исторические очерки» (1887), «Ссыльные в Тобольской губернии и влияние их на нравственный и экономический быт старожилов» (1891) и ее редакция «Декабристы в Тобольской губернии. Из моих воспоминаний» (1899)и др.

2 В указанном исследовании отсутствует какая-либо характеристика публикаций К.М. Голодникова.

3 История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. / под ред. проф. Е.К. Созиной. Кн. 2. М.: Издательский дом ЯСК, 2021. С. 1018.

4 Тобольские губернские ведомости. 1872. № 49 (2 дек.). С. 298.

5 К ним могут быть добавлены еще несколько публикаций, напечатанных без какой-либо под-

писи, но, возможно, принадлежащих Голоднико-ву как главному редактору неофициальной части «Ведомостей», что подтверждается стилистикой его письма, устойчивым предпочтением жанра и композиции.

6 Тобольские губернские ведомости. 1877. № 51 (17 дек.). С. 4.

7 Там же. 1881. № 6 (7 февр.). С. 6.

8 Там же. 1882. № 14 (3 апр.). С. 4.

9 Там же. 1884. № 4 (28 янв.). С. 3.

10 Там же. 1883. № 25 (8 июня). С. 2.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же. 1883. № 5 (29 янв.). С. 4.

14 Там же. 1885. № 22 (1 июня). С. 3.

15 Там же.

16 Там же. 1886. № 6 (18 янв.). С. 3.

17 Там же. № 17 (26 апр.). С. 3.

18 Там же.

19 Там же. 1890. № 51 (22 дек.). С. 6.

ЛИТЕРАТУРА

Коновалова Е.Н. Книга Тобольской губернии. 1790-1917 гг. Сводный каталог местных изданий / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; сост и авт. Е.Н. Коновалова; отв. ред.: Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеев. Новосибирск, 2006. 528 с.

Костецкая Е.В. Отражение культурной жизни Тобольска 50-60-х годов XIX века в театральных заметках «Тобольских губернских ведомостей» // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 22. Филология. Искусствоведение. Вып. 46. С. 60-62.

Мандрика Ю.Л. «Голодниковский период» созвучен с «ледниковым»... // Тобольские губернские ведомости. Сотрудники и авторы. Кн. 1. Антология тобольской журналистики конца XIX - начала XX в. Тюмень, 2004. С. 4-16.

Роменская Т.А. Сибирская музыкальная пресса (1861-1917 гг.) // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX -начала XX века. Новосибирск, 1997. С. 191-236.

Светлова О.А. Аспекты музыкальной критики И.Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1. С. 31-35.

Шевцов В.В. К.М. Голодников - критик, автор и редактор «Тобольских губернских ведомостей» //

REFERENCES

Konovalova, E.N. (2006), Kniga Tobol'skoigubernii. 1790-1917 gg. Svodnyi katalog mestnykh izdanii [The book ofthe Tobolsk province. 1790-1917. Consolidated catalog of local publications], in E.N. Konovalova, E.I. Dergacheva-Skop, V.N. Alekseev (ed.), Novosibirsk, 528 p. (in Russ.)

Kostetskaya, E.V. (2010), "Reflection of the cultural life of Tobolsk in the 50s and 60s of the XIX century in the theatrical notes of the «Tobolsk Provincial Vedomosti», Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], no. 22, Issue 46, pp. 60-62. (in Russ.)

Mandrika, Yu.L. (2004), "The «Golodnikov period» is consonant with the «glacial period»...", Tobol'skie gubernskie vedomosti. Sotrudniki i avtory. Kn. 1. Antologiya tobol'skoi zhurnalistiki kontsa XIX -nachala XX v. [Tobolsk provincial Gazette. Staff and authors. Book 1. Anthology of Tobolsk journalism of the late XIX - early XX century], Tyumen, pp. 4-16. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (1997), "Siberian musical press (1861-1917)", Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t. T. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do Oktyabr'skoi revolyutsii. Kn. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX veka [Musical culture of Siberia: In 3 vols. Book 2. Musical culture of Siberia from the campaigns of Ermak to the October Revolution. Book 2. Musical culture of Siberia in the second half of the XIX - early XX century], Novosibirsk, pp. 191-236. (in Russ.)

Вестник Томского государственного университета. Shevtsov, V.V. (2017), "K.M. Golodnikov -

История. 2017. № 48. С. 114-117. critic, author and editor of the «Tobolsk Provincial

Vedomosti»", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History], no. 48, pp. 114-117. (in Russ.)

Svetlova, O.A. (2023), "Aspects of I.N. Yushkov's music criticism in the publications of the «Tobolsk Provincial Vedomosti»", Vestnik Saratovskoi konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Bulletin of the Saratov Conservatory. Questions of art history], no. 1, pp. 31-35. (in Russ.)

Сведения об авторе

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по воспитательной работе, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: svetlolga@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author Information

Olga A. Svetlova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Vice-rector for Educational Work, Head of the Department of Music History at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: svetlolga@mail.ru

Поступила в редакцию 27.01.2024 После доработки 16.05.2024 Принята к публикации 20.05.2024

Received 27.01.2024 Revised 16.05.2024 Accepted for publication 20.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.