Научная статья на тему 'Музыкально-ритмические способности как фактор, влияющий на точность построений и синхронность исполнения в дисциплине "формейшн" в танцевальном спорте'

Музыкально-ритмические способности как фактор, влияющий на точность построений и синхронность исполнения в дисциплине "формейшн" в танцевальном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / ДИСЦИПЛИНА "ФОРМЕЙШН" / СИНХРОННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ / ТОЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЙ / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА / ЧУВСТВО ТЕМПА / ЧУВСТВО РИТМА / РИТМИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корбакова Анастасия Александровна, Степанова Ирина Александровна

В статье рассматриваются музыкально-ритмические способности, как один из факторов, определяющих точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте. Выявлен уровень развития музыкально-ритмических способностей у спортсменов и взаимосвязи с экспертными оценками точности построений и синхронности исполнения. Определено, что наиболее сильные корреляционные взаимосвязи наблюдаются между уровнем развития музыкально-ритмических способностей с одновременностью и синхронностью исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корбакова Анастасия Александровна, Степанова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical-rhythmic abilities as factor that determining formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in a “Formation” discipline in dance sport

The article discusses musical-rhythmic abilities as one of the factors determining the formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in a «Formation» discipline in Dance Sport. It has been identified the level of musical-rhythmic abilities development and the interrelationships with expert assessments of the formations accuracy and synchronization. It’s determined that the main evaluation criteria are observed between the level of musical-rhythmic abilities development with simultaneity and synchronization.

Текст научной работы на тему «Музыкально-ритмические способности как фактор, влияющий на точность построений и синхронность исполнения в дисциплине "формейшн" в танцевальном спорте»

УДК 796.412.24

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ТОЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЙ И СИНХРОННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ В ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМЕЙШН» В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Анастасия Александровна Корбакова, преподаватель, Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются музыкально-ритмические способности, как один из факторов, определяющих точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте. Выявлен уровень развития музыкально-ритмических способностей у спортсменов и взаимосвязи с экспертными оценками точности построений и синхронности исполнения. Определено, что наиболее сильные корреляционные взаимосвязи наблюдаются между уровнем развития музыкально-ритмических способностей с одновременностью и синхронностью исполнения.

Ключевые слова: танцевальный спорт, дисциплина «формейшн», синхронность исполнения, точность построений, музыкально-ритмические способности, слуховая сенсорная система, чувство темпа, чувство ритма, ритмичность.

MUSICAL-RHYTHMIC ABILITIES AS FACTOR THAT DETERMINING FORMATIONS ACCURACY AND SYNCHRONIZATION IN COMPETITIVE COMPOSITION PERFORMANCE IN A "FORMATION" DISCIPLINE IN DANCE

SPORT

Anastasia Aleksandrovna Korbakova, the teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses musical-rhythmic abilities as one of the factors determining the formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in a «Formation» discipline in Dance Sport. It has been identified the level of musical-rhythmic abilities development and the interrelationships with expert assessments of the formations accuracy and synchronization. It's determined that the main evaluation criteria are observed between the level of musical-rhythmic abilities development with simultaneity and synchronization.

Keywords: Dance Sport, «Formation» discipline, synchronization, formations accuracy, musical-rhythmic abilities, auditory sensory system, sense of tempo, sense of rhythm, rhythm.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большую популярность в России и странах Европы набирает дисциплина танцевального спорта «формейшн», представляющая собой синхронное командное выступление восьми пар под специально составленную музыку в ритмах пяти танцев Европейской или Латиноамериканской программы в течение шести минут. Танец, как и любое движение, является перемещением в пространстве и времени. Спецификой танцевального спорта и дисциплины «формейшн» является исполнение соревновательной программы под музыкальное сопровождение, части которой могут звучать в разном ритме и темпе.

В результате анализа правил соревнований выявлены наиболее значимые компоненты оценки, определяющие мастерство команды: точность построений и синхронность исполнения [2]. Точность построений подразумевает геометрическую четкость статических построений и динамических перемещений с сохранением «рисунка» (линий, геометрических фигур) или перестроений с удержанием заданных интервалов между парами или

отдельными спортсменами в каждый момент времени при исполнении соревновательной программы. Следовательно, основными критериями оценки данного компонента являются геометрически ровные «линии в построении» и «дистанции в линии» между спортсменами. Другой компонент - синхронность исполнения - характеризуется «одновременностью исполнения» каждого действия команды и «единой амплитудой движения» (точность ракурсов в движениях рук, ног и головы, степень поворотов во вращательных движениях) в каждый момент времени, что и является главными критериями оценки этого компонента.

В синхронизации движений спортсменов в паре, а также в команде, важнейшим аспектом является чувство темпа и ритма. В синхронном плавании проводились исследования, в ходе которых было выявлено, что спортсмены в команде (и в каждой отдельной паре) должны обладать достаточно близкими характеристиками чувства темпа и ритма, внутреннего счета, одинаково воспринимать и воспроизводить ритм звучащей мелодии [1].

Вполне вероятно, что и в танцевальном спорте, в том числе в дисциплине «фор-мейшн», первостепенное значение имеет такая разновидность координационных способностей, как музыкально-ритмические, и данные способности оказывают значимое влияние на такие аспекты исполнительского мастерства, как точность построений и синхронность исполнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняло участие 32 танцора 18-25 лет (возрастная категория «Взрослые»), имеющих классы мастерства «B», «А» и «S». Выявлялся уровень развития музыкально-ритмических способностей в группе, а также проводилась экспертная оценка точности построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн».

Обязательным условием допуска спортсменов для участия в тестировании способностей была нормальная или высокая острота слуха. При анализе медицинских карт по данному показателю слуховой сенсорной системы у тестируемых спортсменов отклонений не наблюдалось.

В связи с тем, что традиционная методика системы оценки музыкально-ритмических способностей субъективна, для их оценки у спортсменов нами было разработано контрольное упражнение для выявления соотношения внутреннего темпо-ритма спортсмена и музыкального темпо-ритма произведения. Для проведения оценки уровня способности предварительно в компьютерном аудио редакторе (Cubase PRO9) была создана фонограмма с записью ритмического рисунка танца ча-ча-ча, отвечающая требованиям темпо-ритма музыки на соревнованиях в танцевальном спорте - 112 уд/мин, а также с произвольным ритмическим рисунком в темпе 85 уд/мин. Фонограммы представляли собой записи барабана в виде графического изображения амплитуды звуковой волны, наложенной на метрическую сетку (шкалу тактов), а при воспроизведении сопровождались ударами метронома с заданными значениями темпа. Каждая фонограмма состояла из 4-х тактов.

Спортсменам предлагалось прослушать фонограмму и воспроизвести ее дважды: совместно со звучащей фонограммой с сопровождением метронома и под внутренний счет спортсмена (без музыкального сопровождения).

Запись и воспроизведение ритмического рисунка спортсменом осуществлялись путем последовательного нажатия на клавишу миди клавиатуры, подключенной к компьютеру и посылающей сигнал в аудио редактор (Cubase PRO9).

Сравнение ритма оригинальной фонограммы и его воспроизведения спортсменом осуществлялось путем сопоставления графических изображений и вычисления среднего значения ритмических отклонений по метрической шкале, таким образом оценивался индивидуальный уровень музыкально-ритмических способностей спортсмена. Высчитыва-лась отклонение от заданных значений по количеству делений на метрической сетке (шкале тактов) между графическим изображением ударов в оригинале ритмического рисунка и его интерпретации спортсменом, каждое деление равно у.е. в 1/64 такта.

Выполнение контрольного упражнения без отклонений от заданных значений равняется 10 баллам; отставание на 0,1-1 у.е. на метрической шкале - 9 баллов; на 1,1-2 - 8 баллов; на 2,1-3 - 7 баллов; на 3,1-4 - 6 баллов; на 4,1-5 - 5 баллов; на 5,1-6 - 4 балла; на 6,1-7 -3 балла; на 7,1-8 - 2 балла; на 8,1-9 - 1 балл; отклонение на 9,1 и более - 0 баллов.

Для оценки уровня развития музыкально-ритмических способностей и качества исполнения композиции была разработана десятибалльная шкала оценки. Уровень развития способностей или качества исполнения определялся путём сравнения полученного значения со следующими критериями оценки: 9-10 баллов - высокий уровень развития способности; 7-8 баллов - выше среднего; 5-6 баллов - средний; 3-4 балла - ниже среднего; 0-2 балла - низкий уровень.

Результаты тестирования музыкально-ритмических способностей и уровень их развития представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты тестирования музыкально-ритмических способностей и уровень их развития в группе (п=32)_

Тестирование способностей Ритмический рисунок танца ча-ча-ча Произвольный ритмический рисунок Музыкально-ритмические способности

совместно со звучащей мелодией под внутренний счет совместно со звучащей мелодией под внутренний счет

у.е. балл у.е. балл у.е. балл у.е. балл у.е. балл

Х±В-х 4,0±0,3 5,6±0,4 4,6±0,4 4,9±0,4 4,2±0,3 5,3±0,3 4,9±0,3 4,5±0,4 4,4±0, 3 5,1±0,3

Уровень развития способностей средний ниже среднего средний ниже среднего средний

Примечание: у.е. измеряется в 1/64 такта

Средние показатели уровня развития музыкально-ритмических способностей у группы по результатам четырех тестов контрольного упражнения имеют значение Х±8-х = 5,1±0,3 баллов при отклонении от заданных значений в Х±8-х = 4,4±0,3, что соответствует среднему уровню развития способности. При этом показатели воспроизведения ритма танца ча-ча-ча совместно со звучащей мелодией составляют в среднем в группе Х±8-х = 5,6±0,4 баллов, что соответствует среднему уровню развития способности. Показатели воспроизведения данного ритма под внутренний счет спортсменов в группе ниже: Х±8-х = 4,9±0,4 балла, что представляет уровень развития способности ниже среднего. Показатели воспроизведения произвольного ритмического рисунка совместно со звучащей мелодией в группе составляют в среднем Х±&х = 5,3±0,3 балла, что соответствует среднему уровню развития способности. При этом воспроизведение того же ритмического рисунка без музыкального сопровождения представляет собой значения = 4,5±0,4 балла, что представляет уровень развития способностей ниже среднего.

Таким образом, воспроизведение ритмического рисунка совместно со звучащей мелодией соответствует среднему уровню развития музыкально-ритмических способностей в группе спортсменов возрастной категории «Взрослые», в то время как при воспроизведении такого же ритмического рисунка под внутренний счет наблюдаемый уровень - ниже среднего. Причем различия статистически достоверны по критерию Манна-Уитни при р<0,05. Так же было определено, что воспроизведение ритмического рисунка в более быстром темпе выполняется более точно, нежели в медленном. Результаты в таблице 2.

Таблица 2 - Достоверность различий в уровне воспроизведения ритмического рисунка совместно со звучащей мелодией и под внутренний счет спортсменов категории «Взрослые» (п=32)____

Тесты Ритмический рисунок танца ча-ча-ча Р Произвольный ритмический рисунок Р

совместно со звучащей мелодией под внутренний счет совместно со звучащей мелодией под внутренний счет

Х±5-х (в баллах) 5,6±0,4 4,9±0,4 р<0,05 5,3±0,3 4,5±0,4 р<0,05

Для проведения экспертной оценки синхронности исполнения пары разучили танцевальную композицию на 150 секунд, составленную с учетом всех разновидностей синхронности [3], включающую пять танцев Европейской программы со сменой танцевального ритма и темпа (медленный фокстрот, танго, квикстеп, медленный вальс, венский вальс) и содержащую в себе 12 перестроений из рисунка в рисунок. Использовалась 10-бальная шкала оценки. Баллы снижались за любую из следующих видов ошибку: асинхронное исполнение одного спортсмена считалось ошибкой по критерию «синхронность»; излом геометрического рисунка считался ошибкой по критерию «линии»; удержание неравных расстояний до ближайших объектов являлось ошибкой спортсмена по критерию «интервалы»; так же экспертами оценивались пространственные и временные характеристики координации, ошибками считались неодинаковое или неодновременное исполнение действий спортсмена относительно команды. Критерии оценок: 10 ошибок - 0 баллов; 9 ошибок - 1 балл; 8 ошибок - 2 балла; 7 ошибок - 3 балла; 6 ошибок - 4 балла; 5 ошибок -5 баллов; 4 ошибки - 6 баллов; 3 ошибки - 7 баллов; 2 ошибки - 8 баллов; 1 ошибка - 9 баллов; нет ошибок - 10 баллов. Результаты экспертной оценки точности построений и синхронности исполнения композиции и уровень исполнения композиции представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты экспертной оценки точности построений и синхронности исполнения композиции в группе (п=32)_

Экспертная оценка Компонент «точность построений» Компонент «синхронность исполнения»

Линии в построении Дистанции в линии Точность построений Единая амплитуда движения Одновременность исполнения Синхронность

X±Sx (в баллах) 0,69 ± 0,15 0,36 ± 0,1 0,54 ± 0,11 0,18 ± 0,06 1,4 ± 0,28 0,77 ± 0,16

Уровень исполнения композиции Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий

В ходе экспертной оценки спортсменами было допущено критическое количество ошибок как по компоненту «синхронность исполнения», так и по «точности построений», поэтому средний балл по каждому компоненту приближается к нулю, что соответствует низкому уровню качества исполнения. С целью выявить взаимосвязи между уровнем развития музыкально-ритмических способностей и экспертными оценками точности построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» был проведен корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Корреляционные взаимосвязи уровня развития музыкально-ритмических способностей с экспертными оценками точности построений и синхронности исполнения в дисциплине «формейшн» (п=32)_

Способности Экспертная оценка

Линии в построении Дистанции в линии Точность построений Единая амплитуда движения Одновременность исполнения Синхронность

Музыкально-ритмические способности 0,4684 0,5380 0,4812 0,6509 0,9376 0,9094

Критический г=0,350 при р=0,05

Анализ таблицы дает основание делать заключение о том, что наиболее сильные взаимосвязи выявлены между уровнем развития музыкально-ритмических способностей с одновременностью исполнения, а также с синхронностью исполнения (при этом одновременность исполнения является компонентом синхронности).

Между остальными критериями по компонентам «точность построений» и «синхронность исполнения» наблюдаются корреляционные взаимосвязи средней силы.

Таким образом, музыкально-ритмические способности можно считать значимым фактором, определяющим точность построений и синхронность исполнения в дисциплине

«формейшн» в танцевальном спорте, и его необходимо учитывать при разработке методики совершенствования этих компонентов исполнительского мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалов, Б.И. Диагностика чувств темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании / Б.И. Беспалов, С.В. Леонов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 12-17.

2. Корбакова, А. А. Пространственные и временные параметры движения как факторы, определяющие точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 91-94.

3. Серова, А.Г. Синхронность как компонент исполнительского мастерства в эстетической гимнастике/ А. Г. Серова, И. А. Степанова // Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике : сборник трудов / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко ; Санкт-Петербургская Спортивная Федерация эстетической гимнастики. - СПб., 2012. - С. 42-45.

REFERENCES

1. Bespalov, B.I. and Leonov, S.V. (2008), "Diagnostics of feeling of rate and simultaneity of movements at sportswomen in synchronous swimming team", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 12-17.

2. Korbakova, A.A. and Stepanova, I.A. (2017), "Structure and dynamics of motives of sports and health-improving activity of students getting the professional education in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.146, No. 4, pp. 91-94.

3. Serova, A.G. and Stepanova, I.A. (2012), "Synchronization as a component of performing skills in Aesthetic Gymnastics", Favorites from scientific and methodical works on Aesthetic Gymnastics: Collection of works, St. Petersburg Sports Federation of Aesthetics Gymnastics, St. Petersburg, pp. 42-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.05.2018

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕМПЫ ПРИРОСТА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России), Хабаровск, Анна Владимировна Лигута, кандидат педагогических наук, Управление МВД России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлен материал по исследованию физической подготовленности и темпам прироста физических качеств школьников 7-17 лет, проживающих в северных районах Хабаровского края. Развитие физических качеств школьников происходит неравномерно и носит гетерохронный характер. Наиболее низкие показатели в сравнении со стандартом отмечены в развитии скоростно-силовых качеств, статической силовой выносливости, гибкости и общей выносливости. Показатели силовой выносливости мышц рук и живота в большей степени соответствуют или превышают установленные нормы. Наибольшие темпы прироста в развитии физических качеств отмечены в младшем и среднем школьном возрасте.

Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, физические качества, стандарты, северные районы, темпы прироста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.