Научная статья на тему 'Согласованность двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге'

Согласованность двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЛИДИНГ / КОМАНДА / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / CHEERLEADING / TEAM / MUSICAL AND RHYTHMIC PREPARATION / COORDINATION PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Пшеничникова Галина Николаевна

В статье изложены результаты исследования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. Определены количественные и эстетические показатели содержания командой композиции. Выявлены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Пшеничникова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coherence of motive actions in command competitive compositions in cheerleading

In the article the results of research of coherence of motive actions in command competitive compositions in cheerleading are stated. Quantitative and esthetic indices of the contents are defined by composition team. Informative indicators of individual and command musical and rhythmic and coordination readiness of sportswomen influencing the competitive result are revealed.

Текст научной работы на тему «Согласованность двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге»

3. Солодянников, В. А. Система подготовки юных гимнастов / В. А. Солодянников // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - СПб., 2005. - № 7. - С. 13-15.

4. Менхин, Ю. В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 2. - С. 12-17.

5. Менхин, Ю. В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном вузе / Ю. В. Менхин, Е. Е. Биндусов, Н. В. Коньков // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 12. - С.29-31.

6. Солодянников, В. А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодянников // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 12. - С. 41-44.

7. Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы / Под ред. Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Моисеенко. - Белгород : ПОЛИТЕРРА 2008. - 90 с.

ЦИЛЬКЕ Наталья Григорьевна, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики. ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики.

Адрес для переписки: natalikac@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2013 г.

© Н. Г. Цильке, Г. Н. Пшеничникова

УДК 796.41 Т. И. ЭПП

Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ В ЧЕРЛИДИНГЕ

В статье изложены результаты исследования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. Определены количественные и эстетические показатели содержания командой композиции. Выявлены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат.

Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка.

Спортивные виды гимнастики характеризуются высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей [1].

Специфическими координационными способностями для «гимнастических» видов спорта, по мнению ряда авторов, являются: дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения [2], ориентирование в пространстве [3], сохранение равновесия [4], чувство ритма и статокинетическая устойчивость [5].

Исполнение гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение предполагает высокий уровень музыкально-ритмической подготовленности, которая влияет как на эстетический, так и на технический компонент исполнительского мастерства. Именно поэтому в технико-эстетических видах спорта музыкально-ритмическая подготовленность занимает важное место и является одним из компонентов технической подготовки. С целью воспитания у занимающихся чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений применяются специальные упражнения и задания [6, 7].

Многочисленные исследования в технико-эстетических видах спорта подтверждают огромную роль

специальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов. Парные и групповые композиции, по сравнению с индивидуальными выступлениями, предъявляют еще большие требования к уровню такой подготовленности, так как синхронность исполнения оценивается по правилам соревнований.

Черлидинг — новое для России «гимнастическое» направление, которое включает в себя как физкультурно-показательные выступления, так и спортивные соревнования команд численностью от 8 до 24 спортсменов. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень специальной двигательной групповой подготовленности.

При исследовании исполнительского мастерства групповых выступлений в технико-эстетических видах спорта многие авторы [8—10] определяют следующие наиболее важные факторы, такие как:

— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;

— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигательной и музыкально-ритмической синхронизации исполнения;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

— учет индивидуально-типологических свойств личности спортсменов и их психологической совместимости.

Однако в доступной нам литературе не найдено научно обоснованных методов совершенствования координационной и музыкально-ртимической согласованности в групповых выступлениях в черлидинге.

Таким образом, вопросы изучения согласованности двигательных действий и синхронизации исполнения являются актуальными.

Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике спортивной тренировки отсутствуют научно обоснованные сведения о совершенствовании согласованности двигательных действий в соревновательных композициях квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Объект исследования: педагогический процесс совершенствования групповых двигательных действий в командных композициях в черлидинге.

Предмет исследования: факторы, влияющие на согласованность групповых двигательных действий при выполнении соревновательных композиций в черлидинге.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Гипотеза исследования: предположение о том, что определение комплекса факторов, влияющих на согласованность групповых двигательных действий, позволит разработать методику повышения соревновательной готовности квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Нами было решено определить количественные и эстетические показатели содержания командной «импровизационной» композиции в черлидинге, выявить информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат и разработать методику повышения соревновательной готовности квалифицированных спортсменок в черлидинге.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, ранжирование, изучение видео-и документальных материалов (видео и протоколы соревнований), педагогическое тестирование, исследование по компьютерной программе «ИЯОН-2», методы математической статистики.

В ходе исследования нами выделены основные комплексные показатели содержания командной композиции, такие как: «пространство», «элементы сложности», «спортивное специфическое содержание», «музыкально-двигательное соответствие» и «средства оформления».

Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о разнообразном содержании командных композиций как по составу элементов, так и по времени их выполнения. Средняя продолжительность соревновательных композиций 121 секунда, из них в среднем 80,4 секунды приходится на танцевальные связки, в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации (7 секунд), движения с выраженной фазой полета (9 секунд), базовые положения рук, тела и их комбинации (8 секунд). На связующие танцевальные комбинации приходится 31 секунда и на перемещения по площадке и построение рисунков в среднем затрачено 10 секунд.

При расчете процентного соотношения времени выполнения разных компонентов командной композиции, выявлено, что основное ее содержание составляют танцевальные связки (66,4 %), в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела. По правилам соревнований в черли-динге [11] элементы сложности и их комбинации должны выполняться всеми спортсменами одновременно или последовательно, поэтому основное содержание композиции в черлидинге одновременное и синхронное исполнение двигательных действий.

Важное значение синхронности исполнения также подтвердили наши исследования по определению значимых эстетических показателей спортивно-технического мастерства в командных соревновательных выступлениях по черлидингу. По результатам анкетного опроса 12 экспертов (тренеров и судей по черлидингу) получен такой порядок значимости: синхронность, зрелищность, сработанность, находчивость, техническая сложность, использование пространства (табл. 1).

Для определения влияния музыкально-ритмической и координационной подготовленности квалифицированных спортсменок в черлидинге на соревновательный результат проводилось педагогическое и компьютерное тестирование спортсменок команд с разным уровнем соревновательных показателей. Для изучения ритмодвигательного восприятия применена компьютерная программа «ИЯОЫ-2», разработанная Тюменским государственным университетом.

При расчете коэффициента ранговой корреляции в основном выявлены средние степени взаимосвязи (49 из 128) между индивидуальными показателями музыкально-ритмической и координационной подготовленности. Высокие степени взаимосвязи выявлены между: «теппинг-тестом», выполненным правой рукой и музыкальной памятью (г = 0,747, при р<0,05), двигательной памятью и точностью прыжка с поворотом налево (г = 0,726, при р<0,05), двигательной памятью и точностью воспроизведения заданной амплитуды правой рукой, левой рукой (г = 0,706, г = 0,723 при р<0,05), уровнем развития ритмодвигательных способностей и точностью воспроизведения заданной амплитуды правой рукой (г = 0,748, при р<0,05). Высокие и средние степени взаимосвязи между изучаемыми показателями подтверждают предположение, что в практике видов спорта со сложной координацией движений под музыку специальная координационная и музыкально-ритмическая подготовленность являются составными частями технической подготовки и развиваются на комплексной основе [12].

Для оценки уровней музыкально-ритмической и координационной подготовленности мы разделили команды на условно «лучшие» и условно «худшие». «Лучшие» команды — занявшие 1, 2 места, а «худшие» — 3 и 4 места.

Для сравнения результатов тестирования команд нами применена градация оценок по 5-балльной шкале, где 1 — это низкая оценка, 2 — ниже среднего, 3 — средняя, 4 — выше среднего, а 5 — высокая [13].

В результате оценки «лучших» команд по черли-дингу распределились в диапазоне уровней от среднего до выше среднего. Четыре теста: прыжок с поворотом на 360° налево, точность воспроизведения заданной амплитуды правой ногой, выполнение стандартного комплекса, точность воспроизведения заданного музыкального отрезка, получили 4 балла,

Значимость эстетических показателей в командных выступлениях по черлидингу

№ п/п Факторы, влияющие на общее впечатление исполнения командой «импровизационной» композиции. Ранговый номер Групповые факторы

1 Синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой. 5,52 Синхронность

2 Артистизм, выразительность, динамика исполнения. Костюмы, количество человек в команде. 6,27 Зрелищность

3 Сработанность всей команды (умение команды быстро и четко выполнять вариации движений), мастерство капитана (умение капитана понятно и четко подать команду для вариации движений). 7,73 Сработанность

4 Музыкально-двигательное соответствие движений характеру музыкального сопровождения, оригинальность и быстрота вариации движений. 10,31 Находчивость

5 Сложность и оригинальность танцевальных связок. Танцевальные связки с элементами трудности. 11,42 Техническая сложность

6 Количество перестроений (композиционные рисунки), оригинальность перемещений в вертикальной плоскости. 13,87 Использование пространства

Таблица 2

Различия по результатам тестирования музыкально-ритмической и координационной подготовленности «лучших» и «худших» команд по черлидингу (п=32)

№ Показатель Команды Р

«лучшие» х±6; п = 16 «худшие» х±6; п=16

1 Двигательная память (экспертная оценка) 4,8±0,4 4±0,7 £0,01

2 Ритмодвигательная память (отклонение от заданного), с 0,7±0,4 1,1±0,3 £0,01

3 точность воспроизведения заданного музыкального отрезка (отклонение от заданного), с 0,7±0,2 1,5±0,4 £0,01

4 Точность воспроизведения заданных параметров движения, прыжок с поворотом на 360° налево, градусы 26,5±12,7 43,9±13,7 £0,01

5 Способность к удержанию равновесия в движении (динамическое равновесие), с 1,9±0,3 2,3±0,2 £0,01

6 Точность воспроизведения половины максимального усилия (теппинг-тест правой рукой) К = 0,54±0,07 К = 0,65±0,09 £0,05

т.е. оценку выше среднего. Остальные 17 тестов получили среднюю оценку — 3 балла.

В то время как у «худших» команд оценки распределились в диапазоне уровней от ниже среднего до выше среднего. Из них шесть тестов, такие как прыжок с поворотом на 360° налево, динамическое равновесие, точность воспроизведения заданной амплитуды правой и левой ногой, воспроизведение двигательной комбинации под заданный музыкальный отрезок и точность воспроизведения заданного музыкального отрезка, получили по 2 балла, т.е. оценку ниже среднего. Два теста получили оценку выше среднего по 4 балла, такие как: теппинг-тест правой рукой и проба Ромберга на левой ноге. Остальные 13 тестов получили среднюю оценку — 3 балла.

При анализе результатов распределения оценок тестирования «лучших» и «худших» команд по чер-лидингу нами выявлено, что уровень музыкальноритмической и координационной подготовленности спортсменок в команде влияет на соревновательный результат. Достоверность таких различий подтверждена результатами расчетов 1-критерия Стьюдента. По шести показателям выявлены достоверные различия при уровне значимости Р < 0,01 и Р < 0,05 (табл. 2).

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что предсоревновательная подготовка в черлидинге должна включать специальную методику, направленную на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.

На основании полученных в ходе исследования данных нами разработана методика повышения эффективности предсоревновательной подготовки в черлидинге. Эта методика включает специальные задания, направленные на повышение индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовки и совершенствования согласованности командных двигательных действий. Основные задачи индивидуальных и групповых заданий — это:

— освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела;

— воспроизведение заданных амплитуд движений в двигательных соединениях;

— коррекция индивидуальной ритмо-темповой структуры движений;

— совершенствование пространственной ориентации при выполнении построений и перестроений;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

— совершенствование умения перестраивать (варьировать) двигательные соединения с изменением характера музыкального сопровождения.

В применяемые комплексы упражнений включены задания с использованием дополнительных ориентиров и ограничителей, а также методов идео-моторной тренировки.

По разработанной нами методике в данное время проходит педагогический эксперимент.

Выводы.

1. Выявлено, что основными комплексными показателями содержания командной композиции являются: «пространство», «элементы сложности», «спортивное специфическое содержание», «музыкальнодвигательное соответствие» и «средства оформления». Наличие этих показателей нужно учитывать при составлении композиций в черлидинге.

2. Определено, что основное содержание командной композиции составляют танцевальные связки (66,4 %), в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела.

3. При выяснении мнения экспертов определено, что наиболее значимыми, эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в командных выступлениях по черлидингу являются синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой. Это подтверждает необходимость в разработке методик по совершенствованию согласованности групповых двигательных действий.

4. При исследовании взаимосвязи между индивидуальными показателями музыкально-ритмической и координационной подготовленности у квалифицированных спортсменок в черлидинге определены в основном средние (49 из 128) и высокие (5 из 128) степени взаимосвязи. Полученные данные подтверждают, что в практике технико-эстетических видов спорта специальная координационная и музыкальноритмическая подготовленность являются составными частями учебно-тренировочного процесса и развиваются на комплексной основе.

5. Нами выявлена достоверность различий уровня музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок в командах, которая влияет на соревновательный результат.

6. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что предсоревновательная подготовка в черлидинге должна включать специальную методику, направленную на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.

Библиографический список

1. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. — Минск, 2006. — 306 с.

2. Поздеева, Е. В. Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике : автореф. дис... канд. пед. наук / Е. В. Поздеева. — Омск, 2006. — 24 с.

3. Николаева, М. С. Формирование и совершенствование способности к пространственной ориентации у гимнасток высокой квалификации при выполнениии бросков и ловли мяча : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Николаева. — М., 1999. - 23 с.

4. Урлова, О. Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. ... дис. канд. пед. наук / О. Н. Урлова. — Хабаровск, 2004. — 24 с.

5. Путинцева, Е. В. Структура видов начальной подготовки детей 7—9 лет в спортивных танцах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Путинцева. — М., 2008. — 24 с.

6. Лопаткина, Ю. Г. Критерии оценки и пути повышения надёжности соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Ло-паткина. — Краснодар, 2005. — 24 с.

7. Применение музыкальных и танцевальных игр на уроках физической культуры в школе / Ю. В. Бабич [и др.] //Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. — 1998. — № 1. — С. 42 — 45.

8. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика : учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культ.»/ Т. Т. Ротерс. — М. : Просвещение, 1989. — 175 с.

9. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании : метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / М. Н. Максимова. — М.: [б. и.], 1991. — 42 с.

10. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шевчук. — Волгоград, 2005. — 27 с.

11. Федерация черлидинга России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cheerleading.ru — Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2013).

12. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : автореф. дис.канд. пед. наук / Е. В. Павлова. — Сургут, 2007. — 24 с.

13. Спортивная метрология : учеб. для студентов ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Зациорского. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.

ЭПП Татьяна Ивановна, аспирантка кафедры «Теория и методика гимнастики».

ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика гимнастики».

Адрес для переписки: eppti@mail.rn

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.02.2013 г.

© Т. И. Эпп, Г. Н. Пшеничникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.