Научная статья на тему 'Музыкально-педагогические традиции и принципы фортепианного образования в творчестве «Забытого романтика» Сергея Борткевича'

Музыкально-педагогические традиции и принципы фортепианного образования в творчестве «Забытого романтика» Сергея Борткевича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
738
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ / ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ / СЕРГЕЙ БОРТКЕВИЧ / MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND PRINCIPLES / PIANO-PLAYING STUDY / REPERTOIRE COLLECTIONS FOR CHILDREN / SERGEI BORTKIEWICZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казарцева Т. С.

В статье рассматривается творчество С. Борткевича в аспекте музыкально-педагогических традиций и принципов «музыки для детей о детях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND THE PRINCIPLES OF THE PIANO PLAYING STUDY IN THE CREATIVE WORK OF SERGEI BORTKIEWICZ «FORGOTTEN ROMANTIC»

The article examines the creative work of S. Bortkiewicz in the aspect of musical and pedagogical traditions and the principles of «music for children about children».

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогические традиции и принципы фортепианного образования в творчестве «Забытого романтика» Сергея Борткевича»

Bibliography

1. Amonashvili, Sh.A. Vera v rebenka rozhdaet geniev // Mir psikhologii. - 1996. - № 2.

2. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka. - M., 1998.

3. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1992.

4. Slovarj po ehtike / pod red. I.S. Kona. - M., 1981.

5. Karpenko, L.A. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / L.A. Karpenko, M.G. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - Rostov-na-Donu, 1998.

6. Shpranger, Eh. Dva vida psikhologii // Period otkrihtogo krizisa. - M., 1980.

7. Berdyaev, N.A. Filosofiya svobodnogo dukha. - M., 1985.

8. Berdyaev, N.O naznachenii cheloveka // Ehkzistencialjnaya dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo. - M., 1993.

9. Kagan, M.S. Trudih po problemam teorii kuljturih. - SPb., 2007.

10. Zenjkovskiyj, V.V. Ob obraze Bozhiem v cheloveke // Voprosih filosofii. - 2003. - № 12.

11. Kagan, M.S. Metamorfozih bihtiya i nebihtiya: ontologiya v sistemno-sinergeticheskom osmihslenii. - SPb., 2006.

12. Gegelj, G.F. Ehstetika. - M., 1971. - T. 3.

13. Averincev, S.S. Vizantiya i Rusj: dva tipa dukhovnosti // Novihyj mir. - 1988. - № 9.

14. Averincev, S.S. Poehtika rannevizantiyjskoyj literaturih. - SPb., 2004.

15. Solovjyov, V.S. Opravdanie dobra. Soch.: v 2 t. - M., 1988. - T. 1.

16. Frank, S.L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka. - Minsk; M., 2000.

17. Lukman, T. Problema religii v sovremennom obthestve. - M., 1982.

18. Barker, A. Novihe religioznihe techeniya. - SPb., 1997.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 786.2;78.03

Kazartseva T.S. THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND THE PRINCIPLES OF THE PIANO PLAYING STUDY IN THE CREATIVE WORK OF SERGEI BORTKIEWICZ «FORGOTTEN ROMANTIC». The article examines the creative work of S. Bortkiewicz in the aspect of musical and pedagogical traditions and the principles of «music for children about children».

Key words: musical and pedagogical traditions and principles, piano-playing study, repertoire collections for children, Sergei Bortkiewicz.

Т.С. Казарцева, соискатель НПУ им. М.П. Драгоманова (г. Киев), Ивано-Франковское музыкальное училище им. Дениса Сичинского, преподаватель-методист цикловой комиссии специального фортепиано и педагогической практики, г. Ивано-Франковск, E-mail: pecherytsya71@gmail.com

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЗАБЫТОГО РОМАНТИКА» СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА

В статье рассматривается творчество С. Борткевича в аспекте музыкально-педагогических традиций и принципов «музыки для детей о детях».

Ключевые слова: музыкально-педагогические традиции и принципы, фортепианное образование, репертуарные сборники для детей, Сергей Борткевич.

В современных условиях, согласно интеграционных процессов в музыкальном образовании, формы и методы работы наполняют фортепианное обучение глубоким содержанием, обеспечивая поэтапное формирование основ педагогического мастерства будущего «учителя музыки» (Г.Нейгауз) по классу фортепиано в детских музыкальных школах. Унаследованные музыкально-педагогические традиции и принципы от своих наставников, каждое поколение продолжает и совершенствует их согласно требований своего времени.

«Музыкально образованный человек должен уметь чувственно и путем анализа постигать художественный замысел композитора, воспитать в себе музыкальный вкус, знать образцовые произведения всех эпох и стилей, уметь исполнить музыкальное произведение с возможной точностью и совершенством художественно-технической интерпретации» - утверждал С. Бу-гославский в начале ХХ века [1, с. 16].

Украинский педагогический репертуар для фортепиано имеет достаточно развитые традиции и значительные достижения. Подавляющее большинство композиций «создано благодаря усилиям композиторов-педагогов, что и обусловило их практическую педагогическую ценность в виде репертуарных сборников, составленных по принципу последовательного овладения исполнительскими средствами, жанровыми принципами, художественно-образной программой, фольклорными источниками» [2, с. 9]. Такими являются сборники первой половины ХХ века: «Четыре детские пьесы», «24 детских пьесы» В. Косенка; «Фортепианные произведения для молодежи» Н. Нижанкивского; «Колядки и щедривки», «6 миниатюр на украинские народные темы», «Фортепианные пьесы для детей», «Наше солнышко играет на

фортепиано», «Украинские народные песни для фортепиано» В. Барвинского и др.

В дальнейшем сборники и циклы произведений детского фортепианного репертуара имели место в творчестве Н. Силь-ванского, Н. Степаненка, И. Берковича, Б. Фильц, И. Ковача, В. Сильвестрова. Достоянием педагогического репертуара для начинающих пианистов являются композиции, которые, как и произведения Р. Шумана («Альбом для юношества» соч. 68), Ф. Мендельсона («Песни без слов»), Ф. Шуберта, П. Чайковского («Детский альбом» соч. 39, «Времена года»), Б. Бартока, С. Прокофьева («Детская музыка» соч. 27), призванные не только служить основой для развития исполнительских навыков, технических приемов, способов звукоизвлечения, но и ставят перед юными исполнителями художественно-воспитательные, выразительно-стилевые задачи, адаптированные к средствам композиторского музыкального языка. К этому перечню, без сомнения, можно зачислить имя композитора-пианиста Сергея Борткевича (1877, Харьков-1952, Вена).

С точки зрения воспитания стилевых, художественно-содержательных, агогических, тембральных, артикуляционных, исполнительско-технических навыков игры на фортепиано, потенциал фортепианного творчества «забытого романтика» С. Борткевича (B.N. Thadani, Winnipeg, October 1995) является актуальным заданием методико-исполнительского анализа педагогического репертуара в аспекте музыкально-педагогических традиций и принципов «музыки для детей о детях», что и определило цель статьи.

Возрождением имени С. Борткевича в украинской музыкальной культуре можно считать месяц май 2000 года, когда в Киеве

состоялась премьера «Первого фортепианного концерта» соч. 16, солист - заслуженный артист Украины Николай Сук, симфонический оркестр «Филармония» (г. Чернигов) под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Сукача. С тех пор произведения композитора неоднократно звучат в разных городах Украины, представляя разнообразие жанровой палитры одного из последних сторонников романтического искусства.

Для современных профессионалов и любителей музыки о Сергее Борткевиче информации недостаточно, тогда как вне пределов Украины сведения о нем и его творчестве можно найти не только во всех значительных энциклопедических изданиях, но и трудах, посвященных истории фортепианной музыки и вопросам педагогики. Называем некоторые из них: «Воспоминания» (Erinnerungen, 1971) самого Борткевича; энциклопедические и справочные издания, критические отзывы, научные статьи, которые охватывают широкую музыковедческую проблематику - Deutschlands, Osterreich-Ungarns und der Schweiz Musiker in Wort und Bild, Riemann Musik Lexikon, Deutsche Biographische Enzyklopadie der Musik, Das neue Musiklexikon; материалы H.J. Kalcsik, M. Goldstein,

B. Schwarz, Ch. Flamm, инфомация в журналах Die Musik, Zietschrift fur Musik, научная статья R. Feldmann, а также публикации W. Georgii, W. Niemann, H. Engel, M. Varro и др.

Об активном участии композитора в развитии отечественного фортепианно-исполнительского искусства узнаем из его творческой биографии. Кроме концертов в 1904, 1908 и 1910 годах в Харькове, после вынужденного возвращения в родной город осенью 1914 года, расширил сферу своей деятельности: организовал Курсы фортепианной игры, вошел в состав педагогов консерватории, открытой Филармоническим обществом им.

Н.А. Римского-Корсакова, сольные концерты в гг. Москва, Орел, знакомство со А. Скрябиным, музыкой которого искренне восторгался («Воспоминания»). Поэтому сегодня, когда активизировался интерес к национальной культуре Украины, научное осмысление личности С. Борткевича приобретает особенную актуальность.

Некоторые факты исполнительской и педагогической деятельности Борткевича нашли отображение в харьковских дореволюционных периодических изданиях. В учебнике «История фортепианного искусства Х1Х столетия» Н.Б. Кашкадамовой -профессора Львовской Национальной Музыкальной Академии им. Н.В. Лысенко, вспоминается имя Борткевича, как лучшего ученика А. Бенша [3, c. 436].

Изучая «генеалогическое дерево» пианистической родословной Борткевича, можно утверждать, что он «оказывается “правнуком” выдающегося представителя венской школы Карла Черни» [4, c. 473]. Карл ван Арк, у него Борткевич занимался в Петербурге, был учеником Т. Лешетицкого, а тот - К.Черни. Последний воспитал Ф.Листа, а его учениками были А. Бенш, А. Райзенауер - педагоги Борткевича в Харькове и Ляйпцигской консерватории. Таким образом, листовская традиция (шире -К.Черни) унаследовалась в процессе учебы.

Тесно связанные с его профессиональным образованием и фортепианными произведениями (Этюды-картины: e-moll, соч. 65 № 2; fis-moll, соч.15 № 9) шопеновские веяния, поскольку в репертуаре А. Бенша, А. Райзенауера, многих выдающихся исполнителей того времени, да и самого Борткевича, были произведения польского гения. Вследствие этого, традиция виртуозного стиля Х1Х века стала одной из органических составляющих фортепианной музыки композитора и сохраняет «притягательную силу обаяния романтической поэтики для современных исполнителей» [4, c. 475].

В сфере камерного музыцирования шубертовско-мендель-соновская традиция у С. Борткевича связана с представлениями об искусстве «бидермаера». Напомним, в фортепианном творчестве композитора равноценное значение занимают небольшие пьесы лирического содержания, танцевальные жанры, со свойственными им скромными масштабами и простотой изложения («Lamentations et Consolations» соч. 17, «Песни без слов» соч. 65, «Три вальса» соч. 27).

С композиторами П. Чайковским и С. Рахманиновым его сближает мелодическая щедрость, эмоциональная искренность. Для сравнения - «Прелюдия» Fis-dur, соч. 66 №1 и «Прелюдия» Es-dur, соч. 23 №6 Сергея Рахманинова. С композиторами Новой российской школы объединяет широкое использование фольклорного материала, лирико-эпический тип драматургии некоторых произведений, богатырская образность, мотивы но-

стальгических воспоминаний, использование приемов аллюзии и цитирования (Рахманинов, Скрябин, Мусоргский), а обобщением традиции выступает «колокольность». Например: «Баллада» соч. 42, «Элегия» соч. 46, детская пьеса «Рим» соч. 21 № 11, тетр. II и «Российская рапсодия для фортепиано с оркестром» соч. 45, где в качестве цитатного материала звучат русские народные песни - свадебная «Звонили звоны в Новгороде» и бурлацкая «Эй, ухнем».

Примечательно, малые формы фортепианной музыки занимают центральное место в творчестве Борткевича. «Из 74 опусов 34 связанные с пьесой, 32 - с циклом пьес. Среди жанров преобладают прелюдия, этюд, танцевальная пьеса, где вальс, мазурка, полонез сосуществуют с менуэтом и гавотом, и являются подтверждением широкого ареала унаследованного музыкально-исторического опыта» [5, с. 12]. В программной музыке равноправное место занимают картины природы, портретные зарисовки, любовные переживания, мотивы путешествий, города и страны, сказочные образы, кукольная тематика и т.п.

Вместе с тем, иная грань композиторского наследия раскрывается в притяжении к камерному типу высказывания, аква-рельности фортепианных красок, скромности фактурного рисунка, отсутствию внешних эффектов. Как раннее было сказано, циклы произведений обнаруживают в Мастере сторонника искусства «бидермаера» - поэтическую личность, склонную к уединению в домашней атмосфере, в кругу близких за духом людей. Эта составляющая творческой индивидуальности Борткевича дополняется постоянным интересом к миру детства, как в образно-эмоциональном, так и в художественно-воспитательном аспектах, благодаря чему репертуарные сборники пьес условно можно назвать (О. Чередниченко) «музыкой для детей о детях»: «Из моего детства» соч. 14, «Маленькие путешествия» соч. 21 тетр. II, «Малорусские песни», «Три андерсеновские сказки» соч. 30, «Марионетки» соч. 54. И, что особенно характерно, господство в музыке двух сфер - лирической и скерцозной, позволяют композитору продемонстрировать самые тонкие градации личностного высказывания, игровую стихию, полярность образных настроений с яркой эмоциональностью.

С. Борткевич отдает надлежащую дань фольклору, как украинскому, так и российскому, который в его музыке становится одним из действенных средств при создании образа родины, отображению духовных ценностей автора, олицетворению национального культурного корня. Например: «О чем пела няня» № 1 на мелодию песни «Веют ветры», «Первая любовь» № 4, «Первая печаль» № 5 соч. 14; «Российские сельские девушки» № 1, «Козак» № 2, «Арлекин» № 9 соч. 54. Показательно, что для понимания творческой позиции Борткевича, принципиально существенным является его внимание к своеобразию украинской мелодики, поэтичной неповторимости ее интонаций и неразрывно связывает художника с отечественной музыкальной культурой.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, ознакомление с многогранной личностью, жизнью и творческой деятельностью композитора, целеустремленное изучение педагогами-кон-сультантами репертуарных сборников «музыка для детей о детях» в школе педагогической практики, использования фортепианного творчества в учебных материалах дисциплин «Специальность», «Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара», «История фортепианного исполнительства» для студентов-пианистов МНУ курсов музыкальных училищ, будет способствовать возрождению имени Сергея Борткевича в украинской и мировой музыкальной культуре.

Предлагаем авторскую методическую разработку открытого тематического занятия-презентации (дата проведения 17.05.2013 г., студентка IV курса фортепианного отделения М.Лу-цив, преподаватели цикловой комиссии специального фортепиано и педагогической практики, студенты IV курса).

ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА УКРАИНСКОГО КОМПОЗИТОРА СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА

Программа: С. Борткевич «Прелюдия» Fis-dur, соч. 66 № 1, репертуарные сборники для детей «Маленькие путешествия» соч. 21, тетр. 2, «Из моего детства» соч. 14.

Образовательная цель: совершенствование исполнительских навыков игры, связанных с овладением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью, развитие стилевого мышления.

Воспитательная цель: увлечение музыкой и самим процессом обучения; воспитание сценического мастерства, творческой инициативы.

Педагогические условия: целеустремленное наблюдение на основе музыкально-педагогического диагноза.

Методы работы: применение инновационных педагогических технологий - «создание ситуации успеха», проектная технология (презентация статьи М. Луцив [6, с. 275-280] в сборнике материалов VI Всеукраинской научно-практической конференции).

Тип занятия: индивидуальное практическое занятие-презентация.

Основные организационные аспекты урока:

1. Эмоциональная настройка: представить студентку, программу исполняемых пьес, короткая характеристика этапов работы с данными произведениями.

2. Исполнение произведений, совместный анализ (позитивное, замечания, пожелания, слуховой контроль, самоанализ и т.п.).

3. Инструктаж. Задания на перспективу (ближнюю и дальнюю): уточнение последующих способов, вариантов домашней работы в решении звуковых и технических проблем в реализации художественного замысла композитора; формирование звукотворческого воображения у студентки при воссоздании музыкального содержания «Прелюдии», пьес из детского репертуара.

4. Проведение беседы-диалога: стиль композитора (темп, ритм, динамический план, агогика, педализация); исполнение произведения «в целом» (кульминация, градации звучания ^ ff, тр, р, рр); сценическая воля, слуховой контроль; итог исполненного на уроке и конкретизация домашнего задания; проверка знаний по музыкальной терминологии на материале произведений.

5. Общий итог и пожелания студентке в будущей работе с учениками детской музыкальной школы, а именно: научно обосновывать индивидуальные занятия (продумать план-конспект, дополняя интересным теоретическим материалом); применять методы показа на инструменте, увлекая исполнением музыки; использовать методы разнообразного поиска вариантов и способов преодоления предполагаемых трудностей в пьесах; развивать профессиональный язык, богатый доброжелательными интонациями; с учениками изучать фортепианные произведе-

ния С. Борткевича, применяя обретенный опыт на уроках по специальности и педагогической практике.

6. В дополнении подано самостоятельную работу студентки: теоретический и нотный 1^ете^материал о композиторе; для активизации познавательной деятельности и подготовки к государственному экзамену «Основы педагогического мастерства» представлено индивидуально-творческое задание - технологическая карта «Художественно-педагогическая интерпретация музыкального произведения».

Критерии оценивания: профессиональное исполнение «Прелюдии» Fis-dur, произведений из репертуара учеников школы педагогической практики; применение форм итогового контроля: устные мини-рецензии на теоретическое и практическое исполнение индивидуальных самостоятельных заданий, самоанализ; учет творческой инициативы в умении обобщать аспекты данной проблемы; профессиональный язык, артистизм, активность, ответственность.

Ожидаемые результаты: «Возможно таланты друг от друга загораются, очевидно им интересно конкурировать с равными, а не со слабыми?» (Ш. Амонашвили).

Выводы и перспектива исследования. Индивидуальнотворческая познавательная деятельность студентов (результаты музыкально-педагогического диагноза) содействует повышению требований к обобщению и систематизации опорных знаний из дисциплин специального, музыкально-теоретического и практического циклов в образовательно-воспитательном процессе как этапов формирования основ педагогического мастерства студентов-пианистов.

Таким образом, применяя инновационные педагогические технологии, экспериментальное исследование показало, что работа над художественно-содержательным и образно-эмоциональным постижением фортепианных произведений С. Борткевича, позволяет совместить эстетические впечатления студентов с их исполнительским опытом, сформировать самостоятельное суждение и умение аргументированно его высказывать. Собственно, рассматривать музыкально-педагогические традиции, принципы и перспективы фортепианного образования как один из подходов к решению актуальной проблемы - востребованности выпускников музыкальных училищ в условиях современного социума.

Библиографический список

1. Бугославский, С.О музыкальном образовании и о преподавании игры на фортепиано. - Ялта, 1918.

2. Новосядла, І.С. Сучасні тенденції формування українського фортепіанного репертуару для дітей (кінець ХХ - початок ХХІ ст.): автореф. дис. ... канд. мистецтв. - К., 2011.

3. Кашкадамова, Н.Б. Історія фортеп'янного мистецтва. ХІХ сторіччя: підручник. - Тернопіль, 2006.

4. Чередниченко, О.В. Генезис виртуозного фортепианного стиля Сергея Борткевича // Мистецька освіта в Україні: традиції, сучасність, перспективи: збірник матеріалів IV Всеукр. наук.-практ. конф. - Луганськ, 2007.

5. Чередниченко, О.В. Фортепіанна творчість С.Борткевича в світлі класико-романтичної традиції: автореф. дис... канд. мистецтв. - Харків, 2008.

6. Луців, М.А. Естетичні, музично-педагогічні принципи у фортепіанній творчості «забутого романтика» С. Борткевича // Мистецька освіта в Україні: традиції, сучасність, перспективи: збірник матеріалів VII Всеукр. наук.-практ. конф. - Луганськ, 2013.

Bibliography

1. Bugoslavskiyj, S.O muzihkaljnom obrazovanii i o prepodavanii igrih na fortepiano. - Yalta, 1918.

2. Novosyadla, I.S. Suchasn tendencn' formuvannya ukra'rnsjkogo fortepіannogo repertuaru dlya drteyj (kmecj KhKh - pochatok KhKhI st.): avtoref. dis. ... kand. mistectv. - K., 2011.

3. Kashkadamova, N.B. Istonya fortep'yannogo mistectva. KhIKh storichchya: pіdruchnik. - TernopNj, 2006.

4. Cherednichenko, O.V. Genezis virtuoznogo fortepiannogo stilya Sergeya Bortkevicha II Mistecjka osvrta v Ukraїnі: tradicN', suchasmstj, perspektivi: zb^nik matenaNv IV Vseukr. nauk.-prakt. konf. - Lugansjk, 2007.

5. Cherednichenko, O.V. Foгtepіanna tvorchnstj S.Bortkevicha v svrtN klasiko-romantichno'f tradicN: avtoref. dis... kand. mistectv. - Kharkw, 2008.

6. Ludv, M.A. Estetichm, ^luz^no-pedagog^m principi u foгtepіannіyj tvorchosti «zabutogo romantika» S. Bortkevicha II Mistecjka osvrta v Ukra'frn: tradicN, suchasmstj, perspektivi: zb^nik matenaNv VII Vseukr. nauk.-prakt. konf. - Lugansjk, 2013.

Статья поступила в редакцию 27.03.14

УДК 378 (045)

Kobozeva I.S., Borovkova M. V. MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS FOR CREATION OF AN ENVIRONMENT THAT WOULD DEVELOP MUSICAL ABILITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

In the article a problem of formation of motivational readiness of students to create a music-learning environment in preschool educational institution is studied. The notion of «motivational readiness» for this kind of activity is defined and the pedagogical conditions of forming of motivational readiness of students to create a music-learning environment are determined. The data of experimental research of the level of motivational readiness for creating a music- learning environment in a preschool educational institution is described.

Key words: motive, motivational readiness, preschool educational institution, music-developing environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.