Эдуард аБРАмян
и ЕГО ЦИКЛ 24 ПРЕЛЮДИИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ
УДК 930.85:786 М. Н. Айрапетян
Московский государственный институт культуры
В данной статье автор обращается к анализу творческого пути одного из ведущих представителей армянской классической музыки Эдуарда Аслановича Абрамяна, а также его фундаментального цикла 24 прелюдии для фортепиано на примере стилистических особенностей. Автор выявляет обособленность и одну из доминантных позиций цикла 24 прелюдии для фортепиано, прошедшего через весь творческий путь композитора. В ходе анализа автор группирует прелюдии по концептуальным особенностям, выявляя художественные, красочные и национальные аспекты прелюдий. В заключение автор приходит к выводу о большой индивидуальности и самобытности цикла, проводит параллели с народной музыкой Армении, а также рассматривает характерные черты стиля пианизма на примерах фактурной насыщенности. ключевые слова: Эдуард Абрамян, 24 прелюдии для фортепиано, фортепианная музыка Армении, армянская классическая музыка.
M. N. Airapetyan
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
EDUARD ABRAMYAN AND HIS 24PRELUDES FOR PIANO. CHARACTERISTIC AND ANALYSES OF STYLISTIC FEATURES
In this article, the author analyzes the creative career of Edward Aslanovich Abramyan, one of the leading representatives of Armenian classical music. The author also provides an analysis for Abramyan's 24 Preludes for Piano series, using examples of stylistic features. Through this analysis of Edward Abramyan's creative legacy, the author discovers the unique qualities of the 24 Preludes for Piano series and its dominant position within the composer's entire career. During this analysis, the author groups the preludes by their conceptual features, thus revealing their art, their colorful and national aspects, and comes to a conclusion about the significant aspects of personality and identity within the preludes. The author comes to this conclusion while drawing parallels between the preludes and the folk music of Armenia, and considering the characteristic features of the piano style by giving examples of texture saturation.
Keywords: Eduard Abramyan, 24 preludes for piano, Armenian piano music, Armenian classical music.
Композитор, пианист, педагог Эдуард Асла-нович Абрамян родился в 1923 году в Тбилиси. В группе одарённых детей, организованной при тбилисской консерватории имени В. Са-раджишвили, а затем и в музыкальной школе — десятилетке, созданной на основе этой
группы, он занимался в классе композиции известного композитора и педагога, заслуженного деятеля искусств Грузии, заслуженного деятеля искусств Армении, профессора Сергея Васильевича Бархударяна.
В 1941 году Э. Абрамян окончил с отличием
АЙРАПЕТЯН МИКАЭЛ НОРАйРОВИЧ — старший преподаватель кафедры специального фортепиано Московского государственного института культуры
AIRAPETYAN MIKAEL NORAIROVICH — senior teacher of Department of a special piano, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Айрапетян М. Н., 2015
музыкальную школу и одновременно известное в Тбилиси Третье музыкальное училище по классу фортепиано (в классе Люси Есаян). Затем он учился в Тбилисской консерватории сразу — что было исключительным явлением — на двух факультетах: по классам композиции (у профессора С. В. Бархударяна) и фортепиано (у известного пианиста и педагога А. Тулашвили).
Ещё будучи гражданином Грузии и проживая в Тбилиси, Э. Абрамян становится членом Союза композиторов Армении (1951 год). По решению Правительства Армении он был направлен в Москву — совершенствоваться в студии при доме культуры Советской Армении (ДКСА). Здесь он в 1953—1954 годах занимается под руководством выдающихся советских профессоров г. литинского, Н. Пейко и Ю. Фортунатова.
надо отметить выдающую роль студии ДКСА по подготовке кадров деятелей культуры Армении разных специальностей — художников, музыкантов — исполнителей, артистов, композиторов и т.д. Достаточно сказать, что в студии прошли стажировку широко известные впоследствии композиторы: Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, Арам Худоян и другие.
Педагогическую работу Э. Абрамян начал в тбилисской музыкальной школе (класс фортепиано, 1954—1960), а после переезда в Ереван в 1960—1966-х годах он вёл класс специального фортепиано в музыкальном училище имени Р. Меликяна. Также в 1961 году Э. Абрамян получил приглашение на работу в Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса на кафедру общего фортепиано. в учёном звании доцента, затем — профессора, он руководил этой кафедрой в 1979—1986 годах, кардинально подняв уровень преподавания и всемерно содействуя обновлению репертуара этой важнейшей межфакультетской дисциплины. Достижения наиболее подготовленных студентов позволили в ряде случаев перевести их на кафедру специального фортепиано консерватории.
Сразу после переезда в Ереван, Эдуард Аб-
рамян активно включился в работу Союза композиторов Армении, а в 1965 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Армении».
высокая пианистическая культура композитора в полной мере отразилась в его творчестве, в целом значительно обогатившем армянскую фортепианную литературу. Масштабность, сочность звучания, национальная определённость музыкального языка — характерные черты его Большой сонаты (1954) двух фортепианных концерта (1950 и 1953). в них своеобразно претворены традиции романтического пианизма, родственность которым ощущается и в общем эмоциональном тонусе, и в особенностях фактуры. в ряде случаев здесь используются и получают свободное развитие народные темы.
Картинность, колорит, насыщенность звучания, интересное использование выразительных средств фортепиано отличают цикл «24 прелюдии» (1948—1971), а также ряд других фортепианных произведений Эдурада Абрамяна: «Экспромт» (1957), «Танец-фантазия» (1956), музыкальная картина «Кох» (1961), «12 пьес для 1—4 классов детских музыкальных школ» (1970), «вальс-юмореска» (1973) и другие.
Получили широкое признание также «Концертное скерцо» для скрипки и фортепиано (1956), «Концертное скерцо» для трубы и фортепиано (1957), «Интермеццо» для трубы и фортепиано (1956), «Танец и песня» для балалайки и фортепиано (1956) и другие пьесы.
Обширный раздел творческого наследия композитора составляют его вокальные произведения: свыше 20 романсов и 30 песен. особенно значительны песни «Как хорошо в горах», «Тоска» на стихи А. Исаакяна, «Я певец», «К Родине» на слова А. Граши1.
Цикл 24 прелюдии для фортепиано Эдуарда Абрамяна2 — одно из наиболее фундаментальных цикличных сочинений композитора. они разделены на пять тетрадей.
1 12 избранных песен на слова А. Граши вышли в свет в авторском сборнике «Я — певец» (Москва, 1968).
2 См.: Абрамян Э. А. 24 прелюдии для фортепиано : Тетради I—V. Москва : Музыка, 1976. 142 с.
Цикл создавался композитором с 1948 года по 1971 год.
Жанр фортепианной прелюдии прошёл через весь творческий путь композитора и отразил всю многоплановость его творческого мышления.
Прелюдии разноплановы по форме и размеру, но каждая прелюдия Эдуарда Абрамяна
— это рассказ художника о своей картине, художником выступает композитор, а картиной
— психологическое состояние автора в момент написания прелюдии. При этом каждая прелюдия самобытна и рисует разные образы людей, передаёт их субъективное психологическое состояние, чувства, а также создаёт образы природы Армении, столь любимой Эдуардом Абрамяном. Отличительной особенностью прелюдий является принцип развития на материале одной темы, большими пластами и фразами, часто доходящими до ярких кульминационных эпизодов.
В целом можно все прелюдии цикла Э. Абрамяна распределить по следующим группам: жанровые, героико-эпические, танцевальные, лирические, а также токкатно-маршевые.
Для композитора жизненно важно преклонение перед национальной музыкальной палитрой Армении, её древними музыкальными традициями. Поэтому прелюдии Э. Абрамяна — ярко национальны. Это подтверждается используемыми композитором приёмами, включающими в себя элементы национального танца, песни, а также элементы народной музыки. Связь композитора с национальной армянской музыкой прослеживается в прелюдии e moll (I тетрадь), в которой чувствуется общность с народно-инструментальными звучаниями, а в некоторых прелюдиях автор прямо цитирует подлинно народные мелодии: «Чем крна» в прелюдии B dur (II тетрадь) и «Сарери вров» в прелюдии es moll (I тетрадь).
К подлинно лирическим прелюдиям можно отнести прелюдии: d moll (I тетрадь), Des dur (II тетрадь), Fis dur (II тетрадь), A dur (III тетрадь), F dur (IV тетрадь), g moll (IV тетрадь), As dur (V тетрадь).
Изучение этих прелюдий позволяет просле-
дить большое влияние в области фортепианной фактуры и изложения материала лирических прелюдий и этюдов-картин С. В. Рахманинова. В то же время Э. Абрамян не просто «подражает» композиторской технике Рахманинова, но развивает традиции рахма-ниновского пианизма в своём неповторимом стиле.
Нельзя обойти вниманием также влияние особой колористики А. С. Скрябина на прелюдии g moll (IV тетрадь) и h moll (V тетрадь).
Среди наиболее ярких героико-эпических прелюдий следует назвать прелюдию cis moll (I тетрадь), fis moll (III тетрадь), f moll (III тетрадь), d moll (III тетрадь), gis moll (IV тетрадь).
Наиболее впечатляет прелюдия cis moll (I тетрадь). В этой прелюдии автор очень разнообразно и свободно использует весь фортепианный диапазон. Здесь и в других прелюдиях (fis moll — III тетрадь, f moll — III тетрадь и особенно gis moll — IV тетрадь) автор акцентирует внимание на принципе фактурного обогащения. Это выражается в широком использовании крупной аккордово-октавной техники, скачков, арпеджио и приёмов мело-дизированной гармонической фигурации в аккомпанементе. Тема прелюдии cis moll ярко национальна, в основе её лежит песенная тема, извилистая и стремительная по характеру. Обращает внимание на себя фактура прелюдии — гармонические фигурированные пассажи, проходящие то в верхнем, то в среднем голосе. изложение такого вида напоминает фактуру концертов Рахманинова (каденция 1 концерта).
К токкатно-маршевым прелюдиям автор обращается в своей V тетради. Это прелюдии c moll и es moll. Здесь мы видим очень большой контраст между этими прелюдиями и прелюдиями более ранних тетрадей. Автор отходит от привычной для него стилистики. Обилие остинатного ритма и порой обилие диссонансов при сохранении заданной тональности позволяют провести параллели с фортепианным творчеством С. С. Прокофьева.
В заключение хочется отметить, что цикл 24 прелюдий для фортепиано Эдуарда Абрамяна является одним из наиболее ярких образцов этого жанра в армянской классической музыке. Гений композитора и личности проявился ярко и многогранно в каждой из 24 пьес. Повторим, каждая из них — это обособленная и самостоятельная картина с бо-
гатым образным содержанием. Цикл сыграл большую роль в развитии фортепианной миниатюры, а также в развитии всей армянской музыки второй половины XX века. Надо верить, что цикл Эдуарда Абрамяна прочно войдёт в мировой концертный репертуар и будет тем самым прославлять армянскую классическую музыку.