Научная статья на тему 'Музыкально-педагогическая мысль рубежа хiх-хх веков: направления развития'

Музыкально-педагогическая мысль рубежа хiх-хх веков: направления развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / RUSSIAN MUSICAL-EDUCATIONAL THOUGHT / RUSSIAN MUSICAL CULTURE / METHODOLOGY OF MUSIC PERFORMANCE / CHILDREN MUSICAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гетьман Виктория Викторовна

В статье определены основные направления развития музыкальной научно-педагогической и методической мысли в контексте русской культуры периода «серебряного века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-EDUCATIONAL THOUGHT OF THE

The article presents main directions of development of music scienceeducational and methodological thought in the context of Russian culture of the “Silver Age” period.

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогическая мысль рубежа хiх-хх веков: направления развития»

е--

5

История образования и педагогической мысли

В.В. Гетьман

Музыкально-педагогическая мысль рубежа Х1Х-ХХ веков: направления развития

В статье определены основные направления развития музыкальной научнопедагогической и методической мысли в контексте русской культуры периода «серебряного века».

Ключевые слова: русская музыкально-педагогическая мысль, русская музыкальная культура, методика музыкального исполнительства, детская музыкальная педагогика и психология.

Становление русской музыкально-педагогической мысли, как и музыкальное образование, уходит своими корнями в древнерусскую культуру. На каждом из этапов развития осуществляется обобщение эмпирического опыта, который, прежде всего, связан с певческой вокально-хоровой традицией. Музыкально-певческие книги, «Азбука знаменного пения» - это те первые учебные и методические пособия, посредством которых осуществлялось обучение пению.

С точки зрения начала развития русской музыкально-педагогической мысли интерес представляют следующие явления музыкальной культуры. В теории музыки XVII в. появляется достаточно большое количество работ, характеризующих и древнерусскую монодическую культуру, и партесное пение, и промежуточные формы в виде двоезнаменников [1, с. 110], т.е. процессы развития и трансформации музыкального мышления и музыкальной письменности. Так, например, к 1604 г. относится рукописный памятник музыкальной культуры «Ключ знаменный», написанный иноком Христофором, монахом Кириллово-Белозерского монастыря. Этот труд не имеет аналогов среди предшествующих образцов музыкально-теоретических руководств [5, с. 104]. В нем теоретически обобщена певческая практика предшествующего периода, «объем и

История образования и педагогической мысли

количество представленных материалов значительно превышает объемы известных науке пособий азбучного типа, созданных, как в более раннее время, так и в начале XVII века» [5, с. 105]. Т.к. данное пособие имеет не только теоретическое, но и практическое значение, то в нем автор использовал методические средства систематизации и изложения содержания, характерные для древнерусской музыкальной педагогики. Достаточно подробный анализ этих средств представлен в работе Е.В. Николаевой, где раскрыты «метод развода», «метод внутреннего мысленного дробления», «метод сравнения», «словесное пояснение-толкование», «способ показа», «метод зрительной наглядности» и др. [Там же]. В заключение автор приходит к выводу о том, что в первой половине XVII в. русскими мастерами пения используется богатый арсенал педагогических средств, при этом впервые отмечается «вариативность и взаимодополняемость методов музыкального образования» [Там же].

Безусловно, особое место в музыкально-теоретической и педагогической мысли второй половины XVII в. занимает «Мусикийская грамматика» («Идеа грамматики мусикийской») Николая Дилецкого. Данный труд отражает мировоззренческие и эстетические веяния того времени и, в то же время, его практическую направленность. Он состоит из двух частей: музыкально-эстетической, где представлен трактат И. Коренё-ва как вступительная часть, и, собственно, «Мусикийская грамматика»

Н. Дилецкого, которая представляет собой пособие по обучению музыкальной грамоте и практическое руководство по композиции. о том, что эта работа имела как музыкально-теоретическое, так и педагогическое значение, свидетельствует следующий факт: ее содержание наполнено практическими, технологическими правилами как для композиторов, так и исполнителей-певцов и хористов.

По мнению С.С. Скребкова, «Мусикийская грамматика» предназначалась для широкого круга читателей: для певцов в ней даны самые необходимые, элементарные сведения по теории музыки; для учителей, руководителей хора - методические указания (способы обучения детей пению); для композиторов - правила композиции, гармонии, контрапункта. Кроме того, С.С. Скребкова подчеркивает «соответствие теоретических положений практике» [цит. по: 1, с. 112-113]. Н. Дилецкий сочетал в своей творческой деятельности и композиторское, и педагогическое начала, поэтому особое внимание в работе уделил хоровому искусству, развитию партесного многоголосия, технологическим приемам и правилам письма для композиторов и исполнителей. Л.А. Рапацкая по данному поводу замечает следующее: «автору удалось выделить довольно элементарные приемы хорового письма, ориентируясь на исполнительские воз-

можности не только коллективов столичных храмов, но и хоры российской провинции» [6, с. 117].

Научно-теоретический подход к осмыслению музыкального искусства и музыкально-педагогического опыта в полном его смысле начинает проявляться в музыкальной культуре лишь в конце XIX в. Это связано с тем, что наряду с музыкально-исполнительским компонентом, в понятие профессиональное мастерство «педагога-артиста», а, по сути, музыканта-педагога, включается еще один - научно-теоретический. Он становится принципиально новым фактором развития отечественного музыкального образования в целом, а также его профессионального - музыкально-исполнительского и педагогического - направления. Относительно последнего это сказалось, во-первых, на более высоком уровне изучения музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Принципы «научного музыкознания» и «историзма» [2, с. 645-646] стали основой построения музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Большая заслуга в этом принадлежит С.И. Танееву, который понятие профессионального мастерства рассматривал как единство эмпирического и теоретического начал: «единство практического умения строить музыку и логического исследования элементов музыки как мышления» [Там же, с. 645]. Исходя из этого, С.И. Танеев объединил и выстроил теоретические курсы в систему и общего, и специального музыкально-теоретического образования. Принцип историзма также явился основой построения курса истории музыки (его автор - Л.А. Сак-кети), который мыслился как всеобщая история развития музыкального искусства и культуры. Можно говорить о том, что помимо принципа историзма, автор явно использовал культурологический подход и один из определяющих его принципов - культуросообразности содержания, о чем свидетельствует и его название.

Во-вторых, научно-теоретический компонент знаменует начало становления отечественной музыкальной науки в собственном смысле слова. Одним из первых, кто выдвинул это в 1916 г. в качестве новой и важной задачи для русских консерваторий, был Н.Д. Кашкин. Ему также принадлежит идея организации в консерваториях, как высших учебных заведениях, «специальных научных кафедр» и «доцентур в виде курсов» по следующим отраслям музыкального знания: «новейшая гармония, ритм, русская музыкальная школа, прикладная музыкальная эстетика» и др. [Там же, с. 647]. Следовательно, можно говорить о том, что научно-теоретический подход становится основой построения учебных курсов, анализа и обобщения эмпирического опыта (который, прежде всего, связан с исполнительской и педагогической деятельностью), а

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

также структуризации содержания музыкального образования в целостную систему. Как замечают музыковеды, «объединяя исполнительство, музыкальную науку, композиторское творчество, русские консерватории, по существу, придавали новое качество содержанию музыкального образования, что делало их уникальным явлением среди европейских консерваторий» [2, с. 646].

Особый интерес представляет также следующий факт - введение педагогики в качестве специального предмета и устройство при консерватории образцовых школ: элементарной и общеобразовательной для практических занятий, которые будут служить дополнением к теоретическому курсу педагогики. Иными словами, теоретический и практический курсы педагогики становятся обязательной составляющей в профессиональной подготовке музыканта. Это, в свою очередь, дает право сделать вывод о том, что выпускники консерваторий, наряду с исполнительской, получали хорошую музыкально-педагогическую специализацию. И именно последняя, т.е. педагогическая, для большинства из них являлась основной сферой деятельности и профессиональной самореализации, что, по сути, актуально и сегодня. В тот период этому также способствовало интенсивное развитие всеобщего музыкального образования и открытие по всей России музыкальных классов, школ, училищ, где успешно преподавали выпускники консерваторий [1].

Включение педагогического аспекта в содержание профессионального музыкального образования вызвало особый интерес к проблемам методологии и привело к появлению в России крупных педагогов-методологов. Одним из них является С.Ф. Шлезингер - основатель «Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей», а также «Общества пианистов-методологов». Среди его работ наиболее известны «Этюды фортепианной методологии» (1899), «О педагогической подготовке учителей музыки» (1901), серия из 24 выпусков «Пианист-методолог» (1902-1906).

Новое направление в развитии музыкальной педагогики связано с музыкально-психологическим аспектом, о котором заявил В.П. Гутор. Им была обозначена одна из главных проблем музыкального образования в целом и профессионального, в частности, - развитие музыкальных способностей в процессе творческой деятельности человека. Постановка данной проблемы предопределила, по сути, вектор развития отечественной музыкально-педагогической и музыкально-психологической мысли в XX в. Поэтому на вопрос о возможности педагогики в музыке В.П. Гутор сказал следующее: «Педагогика в музыке возможна при условии предварительного изучения музыкальной природы человека», поскольку «музыка есть порождение творческой деятельности челове-

ка, его музыкальности» [цит. по: 2, с. 647], т.е. наличие тех или иных музыкальных способностей определяет выбор педагогических средств их развития.

Особый интерес, с этой точки зрения, представляет деятельность Педагогического музея, основанного в 1863 г. Главным управлением учебных заведений в Санкт-Петербурге. Уникальность данного образовательного и культурного учреждения заключалась в том, что наряду с задачей музыкального просвещения, одновременно решалась другая, более серьезная и существенная - формирование музыкальной педагогики на новой, научно-методической основе, объединяющей теоретические и практические знания того времени. Для этого на базе Педагогического музея в 1871 г. были организованы народные чтения, которые сопровождались инструментальными, вокальными, хоровыми концертами; в 1872 г. под руководством В.П. Коховского открыты общедоступные музыкальные классы для подготовки музыкантов-исполнителей для всех желающих; под руководством А.И. Рубец - Воскресные классы детского хорового пения.

На рубеже ХК-ХХ вв. особое значение в деятельности Педагогического музея приобретает педагогическая направленность: в 1893 г. открыты «Практические курсы методики игры на фортепиано» под руководством В.В. Демянского, двухлетние «Педагогические курсы хорового пения и хорового дирижирования» под руководством А.И. Пузыревского, целью которых была «подготовка учителей и учительниц пения для низших, то есть начальных, школ» [2, с. 690]. Именно музей выступил инициатором публичного «обсуждения вопросов методики музыкального образования на основе докладов преподавателей» [Там же] с последующей их публикацией в своем периодическом издании «Педагогический сборник», что, по сути, можно считать прообразом будущих научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов и т.д.

Говоря о развитии детского музыкального образования, нельзя не отметить также открытие в 1909 г. на базе Педагогического музея Общества экспериментальной педагогики, целью которого было «всестороннее изучение психофизиологической природы ребенка и условий его развития и воспитания при помощи точных естественно-научных методов ....» [цит. по: 2, с. 677]. К новаторским изысканиям в этот период принадлежит также деятельность Е. и М. Гнесиных, Н. Молленгауэ-ра, В.Н. и С.Т. Шацких, А.Д. Городцова, посвятивших себя изучению вопросов детского музыкального образования, как профессионального, так и общего. Ими, по сути, обозначены направления развития музыкально-педагогической мысли в последующий период.

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

Обозначим основные направления музыкально-педагогической и просветительской деятельности Е.Ф. Гнесиной. Во-первых, изменение взгляда на музыкальную педагогику, которую она рассматривала как особую ветвь профессии, синтезирующую научно-теоретические знания с педагогической интуицией, талантом и высоким уровнем художественного образования; главное назначение музыкальной педагогики, в ее понимании, заключается в передаче и совершенствовании музыкальной культуры человека и общества в целом. Поэтому просветительская деятельность составляла одно из приоритетных направлений педагогики Е.Ф. Гнеси-ной. Во-вторых, воспитание творческой позиции будущего музыканта-педагога, что определяло новое отношение к педагогике в целом. Она рассматривалась как творческая лаборатория музыкального искусства, строящаяся на принципе «учить себя, чтобы впоследствии учить других» [цит. по: 4, с. 38]. В-третьих, в основе содержания обучения, выбора репертуара и, соответственно, овладения адекватными средствами выразительности лежало стилевое направление (стилевой подход). Это помогало осознанию главного музыкально-педагогического правила: «искусству говорить музыкальным языком возможно и необходимо учить» [цит. по: 4, с. 39]. Кроме того, использование этого правила в контексте стилевого подхода развивало умение балансировать между чтением нотного текста и его художественной интерпретацией. В-четвертых, взаимосвязь исполнительства, педагогики, просветительской и научной видов деятельности как основа профессионального развития и становления музыканта-педагога.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Развитие музыкально-педагогической мысли в русской культуре обусловлено динамикой эволюции общего и профессионального музыкального образования. Культурно-исторический период русской культуры «серебряного века» знаменует собой становление отечественной системы музыкального образования, как профессионального, так и общего (массового), традиции которого, в своей основе, сохраняются и актуальны сегодня. Профессионализация музыкального образования способствовала переходу на новый качественный уровень, что сделало его уникальным по своей сути и конкурентноспособным в европейском масштабе.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. сложились традиции русской национальной исполнительской и педагогической школ, определившие траекторию их развития в последующие периоды. Именно на этом этапе происходит постепенное изменение понятия «профессиональное мастерство», в котором приоритетное место начинает занимать личность - индивидуальность музыканта, его духовное, художественно-творческое начало, иначе

говоря, профессиональное мастерство музыканта приобретает антропо-центричный смысл [1]. Личность учащегося рассматривается в контексте всестороннего и интенсивного развития комплекса общих и специальных (музыкально-художественных) способностей.

И самое главное, данный период знаменателен становлением русской музыкальной науки в целом и рождением музыкально-педагогической мысли в полном значении этого понятия, что отражает тенденции развития исполнительских и педагогических школ. Безусловно, в предыдущие периоды было немало создано и издано методических пособий и руководств, о которых сказано выше. Они явились своего рода этапными ступенями, которые необходимо пройти, для того, чтобы подняться на качественно новый - научный уровень рефлексии и обобщения накопленного культурного, исполнительского и музыкально-педагогического опыта. Можно говорить о том, что в музыкально-педагогической практике и теоретической мысли периода «серебряного века» определились направления (историко-теоретическое, музыкально-педагогическое, музыкальнопсихологическое, методика музыкального исполнительства, детской музыкальной педагогики и психологии), которые станут предметом всестороннего изучения в музыкальной культуре и образовании, как минимум, все последующее столетие.

Библиографический список

1. Гетьман В.В. Становление личности педагога-музыканта: история, теория, практика: теоретико-методологический аспект: Монография. Орёл, 2011.

2. История русской музыки: В 10 т. М., 1980-2004. Т. 10Б.

3. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. / Под ред. А. Кандинского, Е. Сорокиной. М., 1999-2002.

4. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: научно-практическая конференция (17-21 ноября 1992 г.) / Ред.-сост. Л.С. Дьячкова. М., 1994.

5. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец Х - середина ХУЛ столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

6. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до Серебряного века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.