Научная статья на тему 'Музыкальное образование России: история и современность'

Музыкальное образование России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1884
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование России: история и современность»

 МУЗЫКАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

2

Р.Н. Слонимская

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В основу российского музыкального образования с самого начала его развития был положен «эллинский подход», когда наличие общего музыкального образования считалось одной из главных составляющих общей образованности человека любой профессии, а профессиональное музыкальное образование являлось частью структуры высшего университетского образования. Обратимся к истокам.

Так, приход греческих певцов из Византии на Русь при Владимире Святом привнес в культуру и новую образовательную систему. В древнейших стихирах XI и XII веков в честь святых складывался новый тип музыкального мышления. Древняя нотация, ее характер и история до XV века, изучение древних образцов хомового пения [1], появление самобытных попевок, ассимилировавших бытующие и привнесенные интонации в музыкальный обиход - все это способствовало становлению отечественной музыкальной педагогики.

Знакомясь с сочинениями старинного русского хорового многоголосия можно составить некоторое представление об обучении сочинению и исполнению в музыкальной практике России XVII века.

В первой половине XVII века новгородский мастер пения Иван Акимович Шайду-ров теоретически разработал систему русских церковных ладов-согласий и на этой основе установил киноварные пометы (особые буквы, проставлявшиеся красным цветом при знаменах, над строкой богослужебного текста), которые указывали точную высоту того или иного знамени. Над текстом около знамен писались знаки-буквы, к которым они относились. Кроме знаков-букв, указывающих конкретную высоту звука, Шайдуров ввел еще так называемые указательные знаки, обозначавшие направление и характер движения голоса. Шай-дуров работал также над созданием теории пения, пытаясь логически обосновать свободное применение в вертикали строчного пения диссонансов.

«Житель Новгорода, находившегося в постоянном торговом общении с Западом, Шайдуров, безусловно, знал современную ему европейскую музыкальную систему, знал, что в западной церковной музыке используются октавные лады и VIII ступень,

считаясь созвучной с I, воспроизводит от себя октавный звукоряд. Но он не пошел по этому пути, не повторял на VIII ступени наименование I. Для него VIII ступень -только второй тон самого верхнего, трес-ветлого согласия» [14, с. 299-300]. Его «Грамматика» является важным этапом в становлении и обособлении национального музыкального образования. Именно в труде Ивана Шайдурова древнерусский звукоряд получил вид стройной и завершенной музыкальной системы.

Творчество древнерусских композиторов еще недостаточно изучено. Известны имена русских певцов-распевщиков, которых можно считать и композиторами, и педагогами, так как их труд, их талант и умение сохранили и приумножили веками накопленные традиции русского культового пения. Они создавали свои собственные напевы («переводы») - памятники их личного творчества. На сегодняшний день мало изучены не только их личное творчество, но и распевы - разновидности знаменного распева.

Становлению самобытного отечественного музыкального образования способствовали также постепенное развитие и переход от киевских, греческих и болгарских распевов к демественным распевам, казанским знаменам, исправление хомовых певческих книг в первой половине XVII века. Сохранившиеся «Азбука» старца Александра Мезенца, «Стихиры» Федора Крестьянина, появление пятилинейной нотной системы киевского и европейского песнопения в XVII веке придали неповторимую самобытность русскому хоровому песнопению и системе церковного музыкального образования в целом.

Во второй половине XVII века в русском хоровом искусстве сложилось так называемое «партесное» многоголосие. По словам С. Скребкова, «новым для русской музыки стал трех- и четырехголосный хорально-гармонический склад, сохраняющий в себе некоторые черты преемственности подго-лосочно-полифонического старого стиля» [12, с. 48]. Характеризуя это многоголосие, С.С. Скребков отмечает «разделение ролей между голосами, которые высвобождаются из единого параллельного движения и становятся подчас в оппозицию друг к дру-

гу. Тенор остается носителем мелодии знаменного распева (подобно кантусу фирму-су в западноевропейском мотетном пении). Но бас резко противопоставляется тенору - именно как гармонически опорный голос, то есть берет на себя роль основного тона во вполне осознанном трезвучии. Кварто-квинтовые и терцовые соотношения трезвучий, дающие тенору возможность двигаться типичными для знаменного распева поступенными ходами, сопровождаются в басу скачками на кварты, квинты, терции» [12, с. 57]. Альт «расценивается как терцовый подголосок к тенору». Роль верхнего голоса - дисканта - можно назвать «аккордовым призвуком». Верхний голос, «следуя этой роли, оказывается несамостоятельным в своем мелодическом движении. Он занят только тем, что восполняет недостающие тоны аккорда или удваивает основной тон. Его значение сугубо подчиненное - он целиком зависит от структуры аккорда» [12, с. 60]. Б.В. Асафьев называл «своего рода лабораторией гармонического стиля» старинное русское многоголосие, на котором воспитывались поколения певцов. Было создано множество выдающихся музыкальных произведений, которые «еще ждут внимательного анализа» [2].

Основателем композиторской школы, руководителем профессионального музыкально-теоретического образования России второй половины XVII века, создателем первого русского практического руководства по композиции - «Мусикийской грамматики» был Николай Дилецкий (ок. 1630 - ок. 1680) [3]. О значении этого труда дают представление исследование и комментарии В.В. Протопопова, помещенные в издании «Мусикийской грамматики»» [см.: 3].

Практически начиная с XVIII века развитие российского музыкального образования можно проследить по появляющимся учебным пособиям, в частности - пособиям по гармонии. Пришедшие в Россию европейские источники практического курса генерал-баса (нижний голос сопровождения с приписанными к нему цифровыми обозначениями интервалов) открыли дорогу гармоническому стилю. Теорию музыки тогда вели крепостные крестьяне Д.Н. Кашин и С.А. Дегтярев. Дегтярев преподавал генерал-бас в крепостном театре Шереметьева. Руководством по гармонии для педагогов этого времени была книга итальянского композитора Паизиелло 1782 года. Первая книга, переведенная на русский язык, была напечатана в 1791 году. Это

«Верное наставление в сочинении генерал-баса» Д. Кельнера (переведена с немецкого на русский Н. Зубриловым) [5]. «Начальное основание о гармонии» Ивана Комен-дантова была первой русской оригинальной книгой по гармонии, вышедшей в 1801 году в России [7]. Но она не пользовалась спросом. В1805 году С. Дегтярев издал свой перевод книги Винченцо Манфредини «Правила мелодические и гармонические» [9]. В XIX веке изучение гармонии было обязательным для всех музыкантов во всех учебных заведениях.

На рубеже XVIII-XIX столетий в Парижской консерватории был создан курс гармонии, в котором предполагалась неотрывность теории композиции от практики интонирования, воспитания слуха и давался вывод в учебнике «разумных правил». В 1801 году комиссия в составе Керубини, Госсека, Лесюера, Мегюля и Кателя приняла систему гармонии, которая была выражена в учебнике Шарля Симона Кателя «Трактат или метод гармонии» (1802). В этом учебнике Ш.С. Катель излагал свой метод изучения гармонии. Преподавание теории музыки стимулировало открытие в 30-е годы XIX века музыкальных классов в Петербурге и Москве в театральных училищах. В 1839 году открываются инструментальные классы в Певческой капелле. Подготовка учительниц фортепиано ведется в женских институтах, среди которых выделяется Сиротский институт в Москве. Здесь впервые вводится изучение гармонии.

Преподавание гармонии в России этого периода связано с практическим курсом гармонии, написанным в 1939 году на латинском языке известным математиком Леонардом Эйлером, жившем в Петербурге. Труд назывался «Опыт новой теории музыки». Большой известностью в те годы пользуется Иоганн Леопольдович Фукс. В 1839 году издано его «Практическое руководство к сочинению музыки в пользу самоучащихся и в облегчение учителей» в переводе ученика Фукса М.Д. Резвого. В «Новой методе» Фукса дана тщательная методическая разработка практических знаний по гармонии [15]. Учебник гармонии З. Дена, учителя Глинки, по которому учился сам и учил своих учеников Н. Рубинштейн, издан в Берлине в 1840 году. Зигфрид Вильгельм Ден во вступлении к нему пишет, что базой для систематики аккордов тональности послужили для него устные сообщения его учителя Бернгарда Клейна, а Клейн был учеником Керубини.

В 1875 году в России было издано в пе-

реводе на русский язык «Краткое руководство по изучению генерал-баса» О. Кольбе [6]. Особый интерес представляет опубликованный в 1872 году перевод книги Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине». В ней содержится трактат «Правила аккомпанемента» И. К. Гунке, преподавателя Придворной капеллы и библиотекаря Петербургской консерватории. Он был автором «Руководства к изучению гармонии» - первого учебника по гармонии, приуроченного к открытию Петербургской консерватории в 1852 году [3]. Преподавание гармонии в Петербургской консерватории в 60-х годах XIX века связано с именем Николая Ивановича Зарембы, ученика А.Б. Маркса, и Ю.И. Иогансена, который учился у Мендельсона в Лейпцигской консерватории. Н.А. Римский-Корсаков отмечал влияние Ю.И. Иогансена на свой учебник гармонии.

Практический учебник гармонии, написанный великим композитором П.И. Чайковским, издан в 1871 году. Другой классик русской музыки Н.А. Римского-Кор-сакова закончил и опубликовал свой учебник гармонии в 1884-85 годах. С публикации учебников по гармонии П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова начинается кульминационный этап в истории развития российского музыкального образования [16, 10].

В начале XX века крупнейшие композиторы создают такие основополагающие учебники, как «Подвижной контрапункт строгого письма» - С.И. Танеев [13] и «Основы оркестровки» Н.А. Римский-Корса-ков [11].

В последней трети XIX и в начале XX века один за другим открываются в различных городах России отделения Музыкального общества, а вслед за ними и консерватории. Оживает концертная жизнь, развиваются исполнительские школы, расширяется сеть музыкальных учебных заведений, общественных и частных. Организуются музыкально-исполнительские коллективы, оркестры, ансамбли. Многие отечественные исполнители, композиторы совершают гастрольные турне по Европе, Америке, способствуя популяризации российской музыки за рубежом. В Европу везут русскую музыку лучшие композиторы - Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский, позже Рахманинов. Нашумевшие «Русские сезоны» в Париже объединили различные виды искусства и определили новые направления в мировом искусстве. Во главе ведущих российских консерваторий были вы-

дающиеся композиторы и исполнители. Это очевидно на примере того, кто занимал пост директора в столичных консерваториях.

ДиректораПетербургскойконсерватории:

I.1962-1967 гг. АнтонГригорьевичРубин-штейн (1829-1894), композитор, пианист.

2. 1867-1871 гг. Николай Иванович За-ремба (1821-1879), теоретик.

3. 1871-1876 гг. Михаил Павлович Азанчевский (1839-1881), и. о. директора, композитор, пианист.

4. 1876-1887 гг. Карл Юльевич Давыдов (1838-1889), виолончелист.

5. 1887-1891 гг. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), пианист, композитор.

6.1891-1897 гг. Юлий Иванович Иоган-сен (1826-1904), композитор, теоретик.

7. 1897-1905 гг. Август Рудольфович Бернгард (1852-1908), композитор.

8. 1905 (декабрь) - 1929 гг. Александр Константинович Глазунов (1865-1936), композитор, дирижер (единственный из директоров консерватории, прошедший в ней путь от ученика (до 1878 г.) до преподавателя и профессора (1897-1905)).

9. 1929-1930 гг. Е.В. Вольф-Израэль, и. о. ректора (активнейший общественник).

10. 1930-1933 гг. Алексей Иванович Маширов (старый большевик).

II. 1934-1936 гг. Владимир Семенович Бухштейн (1888-1938), в 1938 году репрессирован.

12. 1936-1939 гг. Борис Иванович За-гурский (1901-1968), музыковед.

13. 1939-1941 гг. Павел Алексеевич Серебряков (1909-1977), пианист (в 194144 гг. возглавлял консерваторию в Ташкенте в эвакуации).

14. 1941-1943 гг. Антонина Федоровна Лебедева, режиссер (1944 г. - в блокадном Ленинграде умерла в больнице от голода).

15. 1943-1944 гг. Григорий Фёдорович Фесечко, окончил инструкторско-педагоги-ческий ф-т (ректор в блокадномЛенинграде).

16. 1944-1951 гг. Павел Алексеевич Серебряков (1909-1977), пианист.

17. 1951-1961 гг. Юрий Васильевич Брюшков (1903-1971), пианист.

18. 1961-1977 гг. Павел Алексеевич Серебряков (1909-1977), пианист.

19. 1977 -1979 гг. Юрий Андреевич Большиянов (1922-2004), трубач.

20. 1979-2002 гг. (декабрь) Владислав АлександровичЧернушенко(1936), дирижер.

21. 2003 (январь) - 2004 гг. Сергей Павлович Ралдугин (1951), виолончелист.

22. 2004 г. по настоящий момент Александр Владимирович Чайковский (1946), композитор.

Директора Московской консерватории:

1. 1866-1881 гг. Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), пианист, дирижер.

2. 1881-1883 гг. Николай Альбертович Губерт (1840-1888), композитор, музыковед, теоретик.

3. 1883-1885 гг. Константин Карлович Альбрехт (1836-1893), и. о. директора консерватории, теоретик, композитор, виолончелист.

4. 1885-1889 гг. Сергей Иванович Танеев (1856-1915), композитор, пианист (единственный из директоров консерватории, прошедший в ней путь от ученика (с 1866 по 1875 г.) до преподавателя и профессора (1878-1905)).

5. 1889-1905 гг. Василий Ильич Сафонов (1852-1918), пианист, дирижер.

6. 1905-1922 гг. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935), композитор, дирижер.

7. 1922-1924 гг. Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961), пианист.

8. 1924-1929 гг. Константин Николаевич Игумнов (1873-1948), пианист.

9. 1929-1931 гг. Болеслав Станиславович Пшибышевский (1892-1933), музыковед (назначен Наркомпросом).

10. 1932-1934 гг. Станислав Теофило-вич Шацкий (1878-1934), певец.

11. 1935 -1937 гг. Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964), пианист.

12. 1937-1939 гг. Валентина Николаевна Шацкая (Демьянова) (1882-1978), и. о. директора, пианистка.

13. 1939-1942 гг. Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961), пианист.

14. 1942-1948 гг. Виссарион Яковлевич Шебалин (1902-1963), композитор.

15. 1948-1974 гг. Александр Васильевич Свешников (1889-1980), хоровой дирижер.

16. 1975-1997 гг. Борис Иванович Куликов (1923), хоровой дирижер.

17. 1997-2001 гг. Михаил Алексеевич Овчинников (1949), музыковед, теоретик.

18. 2001-2004 гг. Александр Сергеевич Соколов (1949), музыковед, д-р искусствоведения.

19. 2005 г. по настоящий момент Тигран Абрамович Алиханов (1943), пианист.

Любопытно сопоставить хронологические таблицы директоров первых российских консерваторий. В этом сопоставлении выявляется перспектива деятельности столичных консерваторий на протяжении полутора веков. В сопоставлении таблиц не только раскрываются детали биографий

выдающихся деятелей, но и в широкой панораме просматриваются различные ракурсы развития отечественного музыкального образования, различные исторические периоды его становления, расцвета, радостные и печальные страницы отечественной истории.

Первые директора обеих консерваторий были высокого класса профессионалы. Они перенесли на русскую почву общеевропейские принципы музыкального образования, преломили педагогические методы Мендельсона, Маркса, Дена и других, преимущественно немецких, музыкантов-педагогов. В Петербургской консерватории на смену А.Г. Рубинштейну, К.Ю. Давыдову и Н.И. Зарембе пришли творчески менее яркие личности. Соответственно, музыкальное образование несколько стандартизировалось, усреднилось, отдалилось от живых новаторских направлений в музыке. Однако заслугой директора М.П. Азан-чевского было приглашение гениального Римского-Корсакова. Поэтому столь плодотворным явился приход к руководству воспитанника Римского-Корсакова, великого композитора А.К. Глазунова. Он совместил в своем лице композитора, принадлежавшего к новой русской школе, и музыканта, овладевшего всеми тайнами классической и современной музыкальной техники. При директорстве Глазунова учебный процесс обрел новое свежее дыхание. Именно при его руководстве консерватория выпустила таких гениев, как Прокофьев и Шостакович, а также многих крупнейших музыкантов-исполнителей мирового уровня - дирижеров, певцов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, хормейстеров, исполнителей на духовых инструментов, крупных музыкальных ученых, теоретиков и историков.

В Московской консерватории аналогичные процессы развивались несколько иначе. Ее директор Н. Рубинштейн был великим артистом-пианистом и дирижером. Он привлек к преподаванию композиции и теоретических предметов гениального Чайковского, который многие годы был реальным лидером педагогов и студентов Московской консерватории.

Чайковский воспитал выдающегося композитора, педагога и теоретика С.И. Танеева - неоценимого наставника Рахманинова, Скрябина, Метнера и других крупнейших музыкантов. Наряду со школой Римского-Корсакова, в сотрудничестве с ней, Танеев оказал огромное влияние не только на композиторов, но и на выдающихся артистов и музыковедов (сам он был

прекрасным пианистом и вдумчивымиссле-дователем классической полифонии).

Таким образом, на переломе XIX и XX веков обе столичные российские консерватории принадлежали к самым передовым и высоко профессиональным учебным заведениям Европы (в Америке музыкальное образование только складывалось, во многом благодаря привлечению русских, чешских и других славянских музыкантов).

В советский период во главе консерваторий также появлялись наиболее талантливые музыканты. Их деятельность была затруднена неусыпной идеологической цензурой, осуществляемой партийной и государственной советской властью. Например, замечательный музыкант В.Я. Шебалин, чья деятельность в Московской консерватории была во всех отношениях плодотвор-

Примечания

ной, оставался на своем посту всего пять лет. Он был снят с должности за поддержку творчества Шостаковича, Прокофьева, Мясковского и других композиторов, объявленных «формалистами» в печально известном постановлении ЦК. Тем не менее и в советское время совершенствовались принципы обучения композиторов, исполнителей и музыковедов, с учетом новых достижений в мировом музыкальном искусстве.

Трудность современного положения консерваторий заключается в том, что многие лучшие музыканты уехали за рубеж на постоянную работу. Тем бережней и внимательней следует нам относиться к тем талантливым музыкантам-педагогам, которые постоянно отдают весь свой опыт и знания любимому делу в родной стране.

1. В церковных песнопениях XIV - начала XV века разница в текстах для пения и для чтения, в результате замены «ъ» и «ь» на «о» и «е», получила название «раздельноречие». Старый текст назывался «истинноречием». Благодаря часто встречающему слогу «хомо», в народе такое богослужебное пение стали называть хомовым пением. В период с XIV - до второй половины XVII века знаменное пение с подобным делением текста называли хомонией (см.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Текст]. -СПб., 1899. - Т. 28 (55). - С. 681).

2. Асафьев, Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.; Л., 1930.

3. Гунке, И. К. Руководство к изучению гармонии приспособленной к самообучению и составлению [Текст] / И.К. Гунке. - 1-е изд. - СПб., 1852; 2-е изд. - М., 1887.

4. Дилецкий, Н. Идея грамматики - мусикийской. [Публикация, перевод, исследование и комментарии В. В. Протопопова] [Текст] / Н. Дилецкий; пер. исслед., ком. В.В. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. - М., 1979. - Вып. 7.

5. Кельнер, Д. Верное наставление в сочинениях генерал-баса [Текст] / Д. Кельнер. - СПб., 1791.

6. Кольбе, О. Краткое руководство к изучению генерал-баса [Текст] / О. Кольбе; перевод с комм. Г. Лароша. - СПб., 1875.

7. Комендантов, И. Начальное основание гармонии [Текст] / И. Комендантов. - [СПб]., 1801.

8. Куперена, Ф. Искусство игры на клавесине [Текст] / Ф. Куперена. - М., 1973.

9. Манфредини, В. Правила мелодические и гармонические для обучения всей музыки [Текст] / В. Манфредини; перевод С. Дегтярёва. - СПб., 1805.

10. Римский-Корсаков, Н. А. Практический учебник гармонии. (1884 - 1885) [Текст] / Н.А. Римский-Корсаков // ПСС. - СПб., 1885.- Т. 4. - переизд.: М., 1960.

11. Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки [Текст] / Н.А. Римский-Корсаков. - М.; Л.:, 1946. - Т. 1, 2.

12. Скребков, С.С. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века [Текст] / С.С. Скребков. - М., 1969.

13. Танеев, С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [Текст] / С.И. Танеев. - М., 1959.

14. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство [Текст] / Н.Д. Успенский. - М., 1971.

15. Фукс, И. Л. Новая метода [Текст] / И.Л. Фукс; перевод К. Арнольда. - СПб., [б. г.]

16. Чайковский, П. И. Руководство к практическому изучению гармонии (1871) [Текст] / П.И. Чайковский // ППС. - М., 1957. - Т. Ш-А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.