Научная статья на тему 'Исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования в дореволюционный период'

Исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
812
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / РУССКАЯ КРЮКОВАЯ НОТАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ / БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПАРТЕСНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ / HISTORICAL ASPECTS OF THE EVOLUTION OF RUSSIAN MUSICAL EDUCATION / STAGES OF DEVELOPMENT / RUSSIAN HOOK NOTATION / CIVILIZATION / LITURGICAL PARTES POLYPHONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна, Острикова Ирина Николаевна

В статье исследуются исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования в дореволюционный период. В результате выделены теоретико-методологические подходы, обеспечивающие раскрытие целостной картины мира в истории музыкального образования, прослежены этапы развития музыкального образования, определены наиболее интенсивные рубежи под влиянием экономических, социально-политических, социокультурных и личностных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of the evolution of the domestic music education in pre-revolutionary period

This article examines the historical aspects of the evolution of the domestic music education in pre-revolutionary period. As a result, the theoretical and methodological approaches that provide the disclosure a holistic picture of the world in the history of music education, traced the stages of the development of musical education, the most intense milestones under the influence of economic, socio-political, socio-cultural and personal factors.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования в дореволюционный период»

HISTORICAL ASPECTS OFTHE EVOLUTION OF THE DOMESTIC MUSIC EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

Belevtseva Alla Mihailovna, Senior Professor, Ostrikova Irina Nikolaevna, Senior Professor,

Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article examines the historical aspects of the evolution of the domestic music education in pre-revolutionary period. As a result, the theoretical and methodological approaches that provide the disclosure a holistic picture of the world in the history of music education, traced thestagesof the development ofmusical education, the most intense milestones underthe influence ofeconomic, socio-political, socio-cultural and personal factors.

Keywords: historical aspects of the evolution of Russian musical education; stages of development; Russian hook notation; civilization, intonation and paradigm-pedagogical approaches theoretical and methodological approaches in the history of national music education; liturgical partes polyphony.

УДК 398.221

© Белевцова A.M., 2014 © Острикова И.Н., 2014

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ПЕРИОД

В статье исследуются исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования в дореволюционный период. В результате выделены теоретико-методологические подходы, обеспечивающие раскрытие целостной картины мира в истории музыкального образования, прослежены этапы развития музыкального образования, определены наиболее интенсивные рубежи под влиянием экономических, социально-политических, социокультурныхиличностныхфак-торов.

Ключевые слова: исторические аспекты эволюции отечественного музыкального образования; этапы развития; русская крюковая нотация; цивилизационный, интонационный и парадигмально-педагогический подходы;теоретико-методоло-гические подходы в истории отечественного музыкального образования; богослужебное партесное многоголосие.

114

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна, старший преподаватель

ОСТРИКОВА Ирина Николаевна, старший преподаватель

кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

Проблема изучения становления музыкального образования в России сопряжена с многокомпонентностью данного вопроса, охватывающего историческую проблематику данного вопроса, эволюцию становления и развития музыкального образования с различных теоретико-методологических подходов. Отдельным аспектам данной проблематики посвящены труды Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдулли-на, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Н.Л. Гродзенской, Е.В. Николаевой, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и др. Однако проблема целостного изучения истории отечественного музыкального образования продолжает оставаться актуальной.

В основе теории становления и развития истории музыкального образования в России лежат цивилизационный, интонационный и парадигмально-педагогический подходы, обеспечивающие раскрытие целостной картины мира в истории музыкального образования.

На концептуальное осмысление историко-педагогического процесса в области музыкального образования ориентирован цивилизационный подход, который предполагает рассмотрение истории отечественного музыкального образования не локально, обособленно, а в контексте становления и развития всемирного историко-педагогического процесса музыкального образования. Поскольку содержанием музыкального образования является феномен музыкального искусства, сущностную основу которого составляет интонационная природа самой музыки, изучение истории музыкального образования невозможно вне интонационного подхода, суть которого заключается в прослеживании в истории музыкального образования последовательной смены основных интонационных ориентиров в соответствии с эволюцией музыкальною искусства

как искусства "интонируемого смысла" (Б.В. Асафьев) [1]. Применение интонационного подхода, подчеркивает Е.В. Николаева, обеспечивает рассмотрение истории музыкального образования в виде совокупности составляющих его направлений, типов, видов, отраслей, детерминируемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями интонационного постижения музыки - с другой. Такой подход позволяет, по мнению автора, выстроить системную классификацию основных компонентов музыкального образования, причем содержание и специфика каждого из них выявляются посредством интонационного анализа [2].

Парадигмально-педагогический подход в изучении истории музыкального образования позволяет выявить совокупность наиболее типичных для того или иного конкретно-исторического периода музыкально-педагогических парадигм, отражающих взгляды педагогов-музыкантов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования; иерархическая соподчинен-ность между ними; смены ведущих парадигм в процессе становления и развития отечественного музыкального образования.

В изучении истории отечественного музыкального образования и процесса его становления и развития наука выделяет пять основных этапов, специфичных по своим характеристикам и динамике развития:

- первый - с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X в.;

- второй - развитие отечественного музыкального образования с XI по первую половину XVII столетия;

- третий - вторая половина XVII - первая четверть XIX в.;

- четвертый - со второй трети до конца XIX столетия;

- пятый этап - с начала XX столетия до наших дней включительно.

Внутри каждого этапа выделяются специфические характеристики, принципиально отличающиеся одна от другой с позиций вышеуказанных теорети ко-методологи ческих подходов.

Ретроспективный анализ истории становления и развития музыкального образования в России позволяет проследить, прежде всего, динамику его развития и выделить наиболее интенсивные рубежи, которые оформлялись под влиянием ряда факторов: экономических, социально-политических, социокультурных и личностных.

Анализ литературы, посвященной становлению музыкального образования в России, позволяет отметить, что обучение музыке зарождалось в недрах древнерусской православной педагогики в церковных учреждениях, монастырских школах и певчих школах при церковных хорах [2; 3; 4].

Длительную эволюцию прошла музыкальная письменность на Руси. Система фиксации напевов, зародившаяся в глубокой древности в виде невменной системы, связанной с хей-рономией или с искусством движения рук и пальцев, продолжилась и на Руси. На основе старовизантийской невменной нотации сложилась русская знаменная (от знамя - знак) или крюковая (от названия знаков - крюк) нотация. В первой половине XVII века новгородский мастер Иван Шайдуров привёл русские киноварные пометы в ясную и наглядную систему и окончательно ввёл их в практику крюковой нотации. Шайдуровские пометы, оказавшись наиболее совершенными и получив повсеместное употребление, состояли из букв славянской азбуки и указывали уже на высоту отдельных знамён. Во второй половине XVII века была проведена ещё одна реформа музыкальной письменности ученого-монаха Александра Мезенца, в результате которой киноварные пометы были заменены признаками - чёрточками, которые добавлялись к знамени, указывая на его принадлежность к тому или другому согласию. И только в последнее десятилетие XVII века в Россию проникает так называемая киевская квадратная пятилинейная нотная система, которая полностью вытеснила знаменное письмо [3].

Во второй половине XVII века происходят кардинальные изменения во взглядах русской православной церкви на сущность понятий "музыка" ("мусикия"), характеризующиеся официальным признанием русской православной церковью возможности допущения при богослужении партесного многоголосия, переходом на западноевропейскую систему нотации, преобразованиями в содержании обучения певчих богослужебному пению, и как следствие все более усиливающегося западноевропейского влияния на развитие русской музыкальной культуры. Появление в 1677 году "Мусикийской грамматики" Н. Ди-лецкого справедливо называют важнейшим рубежом в развитии отечественной музыкально-педагогической мысли, свидетельствующим об изучении педагогами-музыкантами западноевропейского педагогического опыта и разработке на этой базе теоретических основ обу-

■ Ом

£

ё

115

116

чения технике композиции, певческому искусству, а также о существенных изменениях в содержании и методике обучения богослужебному пению в целом [4]. Н. Дилецким впервые были сформулированы принципы концертного партесного пения,характерными особенности которого явились: возросшая роль индивидуального начала; ориентация на раскрытие внутреннего мира человека; стремление к чувственной полноте и красочности звучания; тональная система с присущими ей тонико-доминантовыми связями и главенством тоники; развитое многоголосие гармонического, а позднее и полифонического склада; становление метрически организованной пульсации [5,79].

Таким образом, итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем, одна из которых была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая - на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

В последней трети XVIII - первой половины XIX веков происходит становление русской национальной композиторской школы и все более ощутимое ее влияние на развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и содержание музыкального образования. Отечественные педагоги-музыканты делают свои первые шаги по переосмыслению зарубежного педагогического опыта в области вокального и инструментального обучения с позиции соответствия его национальным особенностям русской музыкальной культуры и соответствующей переориентацией целевых установок музыкального образования светской и религиозно-духовной направленности.

Кардинальные изменения в сфере музыкального образования произошли под воздействием петровских реформ, положивших начало созданию системы музыкального образования в России. В 60-е годы основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866), во 2-й половине XIX века и в начале XX века открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества. В Москве, Петербурге и некоторых других городах были организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе

М.А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881-1908).

Для содержания музыкального образования второй половины XIX столетия характерно более ярковыраженная ориентация на творчество русских композиторов-классиков; появление новых для России музыкальных жанров и нового типа исполнительского искусства, рассчитанных на массовую аудиторию; сохранение традиции обращения крупнейших отечественных музыкантов к педагогической деятельности; создание русскими композиторами специального учебного, в том числе "детского", репертуара и учебных пособий; усиление интереса к русскому народному инструментальному музицированию, обращение к этому виду деятельности профессиональных музыкантов.

Развитие музыкального образования рассматриваемого периода было предопределено, безусловно, историческими событиями в России. Первая половина XIX века была для России этапом развития освободительного движения против царизма и крепостничества, годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 годы министром народного просвещения Уваровым, автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников. Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и саму организацию и постановку образовательного дела. Школьная система дореволюционной России, отличаясь крайней пестротой, вплоть до Октябрьской революции, сохранила остатки сословности, и образовательная политика была построена на принципах национального, социального и тендерного неравенства, что породило две системы: для имущих и не имущих. Музыкальное обучение этого периода продолжает сохранять сословный характер, поскольку в школах для имущих, при всех своих недостатках, образование было поставлено заметно шире и лучше, чем в школах для народа. Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и на усмотрение начальства", уставы всех видов школ на протяжении

всего XIX столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. Тем самым, решение вопроса принимало очень простую и ясную форму: вводить художественное воспитание следовало там, где его могут оплатить, или там, где учатся дети состоятельных родителей [6, 103].

В музыкальном образовании XIX столетия магистральной линией развития отечественной музыкальной культуры, теории и практики музыкального образования становится последовательное расширение и углубление представлений отечественных педагогов-музыкантов о народности музыки, все более глубокое проникновение их в сущность русской народной музыки и ярковыраженное стремление к возрождению национальных традиций. Это находит свое выражение в постепенной переориентации педагогов-музыкантов на теоретическую разработку музыкально-педагогических концепций и технологий, отвечающих специфике русской национальной музыкальной культуры, и их претворение в педагогической практике [7, 97].

Анализ основных методических положений видных деятелей музыкального воспитания России рассматриваемого периода - Д.Н. Зарина А.Л. Маслова C.B. Смоленского А. Н. Кара-сева, А. И. Пузыревского - позволяет отметить, что проблема музыкального воспитания детей охватывала различные научно-практические сферы: изучались не только вопросы методической и технологической сфер обучения пе-

нию, но и отмечалась значимость музыкального искусства как средства эстетического, нравственного развития детей.

Кардинальные изменения в системе отечественного музыкального образования происходят в послереволюционный период, и XX век называют переломным этапом в развитии отечественного музыкального образования, характеризующимся повышением роли и значимости общего музыкального образования в нравственно-эстетическом воспитании детей, а также учреждение обязательного музыкального воспитания в системе школьного образования.

Таким образом, ретроспективный анализ эволюции музыкального образования в России, позволил проследить динамику его становления и развития и определить характерные особенности его этапов.

Примечания:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.; Л.: Музыка, 1965. -151 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для вузов. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

3. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. O.A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

4. Н. Дилецкий "Мусикийская грамматика" - значительный в истории музыкальной культуры музыкально-теоретический труд, связанный с обучением в области вокально-хорового искусства, в котором впервые были сформулированы принципы партесного пения.

5. Григорьев А.Ф. История музыкального образования в России. - Ставрополь: Ставролит, 2014. - 284 с.

6. Там же.

7. Там же.

IN

4L

! st

■.—I

■ Он

е

ё

117

PERFORMING ACTIVITIESINTHE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OFTHEMUSICIANINTHEORY BY B.L.JAWORSKI Gorlova Lyudmila Gennadievna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article discusses the issues of raising ispolnitelkoy interpretation when working on a piece of music on the example of the views and theories of teacher B.L.Jaworski. Discusses the impact of performing activity of students to develop their personality and its creative potential.

Keywords: performing activity; theory of performance; creativity; artistic effects; imagination; intellect

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МУЗЫКАНТА В ТЕОРИИ Б.Л. ЯВОРСКОГО

В статье анализируется исполнительская деятельность в развитии творческой активности музыканта по теории БЛ. Яворского. Рассматриваются вопросы влияния исполнительской деятельности учащихся на развитие их творческого потенциала.

Ключевые слова: исполнительская деятельность; теория исполнительства; развитие творческихспособностей;художественное воздействие, воображение; интеллект.

УДК 372.878

© ГорловаЛ.Г., 2014

ГОРЛОВА Людмила Геннадьевна, старший преподаватель, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.