Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЬ ЯОЦЗИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ'

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЬ ЯОЦЗИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЬ ЯОЦЗИ / КИТАЙСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жэнь Синьянь

Статья посвящена деятельности профессора Линь Яоцзи, чья педагогическая система сформировалась в диалоге различных методических установок, принятых в Китае и за рубежом. На примере концепции Линь Яоцзи автор рассматривает специфические особенности обучения игре на скрипке в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIN YAOJI'S MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT AND ITS CONNECTION WITH FOREIGN PEDAGOGICAL SYSTEMS

The article is devoted to the activities of Professor Lin Yaozi, whose pedagogical system was formed in the dialogue of various methodological guidelines adopted in China and abroad. Using the example of Lin Yaoji's concept, the author examines the specifi c features of learning to play the violin in China

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЬ ЯОЦЗИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ»

ЖЭНЬ СИНЬПНЬ. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАП КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЬ ПОЦЗИ И ЕЕ СВПЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Музыкально-педагогическая концепция Линь Яоцзи и ее связь с зарубежными удк 78.07 педагогическими системами

© Жэнь Синьянь, 2021

Аспирантка кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия) E-mail: 1251948960@qq.com

Статья посвящена деятельности профессора Линь Яоцзи, чья педагогическая система сформировалась в диалоге различных методических установок, принятых в Китае и за рубежом. На примере концепции Линь Яоцзи автор рассматривает специфические особенности обучения игре на скрипке в Китае. Ключевые слова:

Линь Яоцзи, китайская скрипичная школа, методика обучения игре на скрипке

Путь, который прошла китайская скрипичная педагогика в XX веке, — это время пассивного и активного изучения педагогического опыта западных стран, Японии и Советского Союза. Большинство будущих преподавателей скрипичной игры в Китае в пятидесятые годы обучались за рубежом, а учебники, изданные в КНР во второй половине прошлого столетия, — переводные пособия, созданные педагогами-представителями европейских, российских и американских школ. Такие, например, как: Карл Флеш «Гаммы и арпеджио для скрипки» [8]; Якоб Донт «24 этюда и каприса» [4]; Рудольф Крейцер «42 скрипичных этюда» [5]; Франц Вольфарт «60 скрипичных этюдов» [2] и другие.

Это говорит об их непосредственном воздействии на китайских педагогов. Наибольшее влияние на Линь Яоцзи оказали традиции советской школы, воспринятые им в классе профессора Ю. И. Янкелевича, поэтому мы можем почувствовать стиль и особенности русской школы в преподавании Линь Яоцзи. После возвращения в Китай он продолжал изучать передовые методы преподавания, постоянно совершенствуя и обновляя собственные. В частности, Линь Яоцзи объединил свой собственный опыт обучения с некоторыми общими законами окружающей природы и жизни — и сочетал их с философскими мыслями и с особенностями китайского жизненного уклада. Культурный фон и языковые особенности Фабианской школы, а также опыт преподавания в Фабианской школе и Русской советской школе, позволили ему сформировать свою собственную целостную систему скрипичного образования. Выявить как специфические черты, так и нити преемственности между ними становится возможным при сопоставлении методических взглядов китайского педагога с положениями ведущих скрипичных школ Запада.

Линь Яоцзи (1937-2009)— профессор по классу скрипки, всемирно известный музыкальный педагог, внесший большой вклад в скрипичное образование в Китае. Долгое время Линь Яоцзи возглавлял Секцию обучения игре на скрипке в Центральной консерватории Пекина. Профессора Линь

Яоцзи часто приглашали к работе в жюри крупных международных конкурсов скрипачей. Кроме того, он регулярно ездил в Гонконг, Корею, США и многие европейские страны для проведения мастер-классов. Его книга «Сборник академических лекций по скрипке Линь Яоцзи» посвящена его педагогическому и исследовательскому опыту, которым он делится со своими коллегами и учениками.

Профессор Линь Яоцзи принимал активное участие в событиях международного культурного обмена, был почетным председателем Американской ассоциации любителей струнных инструментов. Его деятельность была высоко оценена государством. Профессор Линь Яодзи был удостоен звания национального эксперта 1993 года за выдающийся вклад в скрипичное образование в Китае, получил «Национальную особую награду за выдающиеся педагогические достижения», а также неоднократно награждался Министерством культуры Китая.

Музыкально-педагогическая концепция Линь Яоцзи представляет собой развернутую систему. В ней большую роль играет обретение логических взаимосвязей между художественными и техническими аспектами инструментальной игры, равновесия между силой и инерционностью в игровом процессе, движением и статикой, гармоничного соотношения интеллектуального и чувственного начал в исполнении. Особое внимание профессор уделяет не только развитию специфических технических навыков

9

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАП! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

10

как правой, так и левой руки, но и совершенствованию музыкального слуха, а также формированию у скрипача навыков художественной интерпретации. Линь Яоцзи считал, что музыка призвана выражать чувства, эмоции, внутренние переживания человека. По его мнению, ученики должны понять, пережить произведение, поэтому он часто просил студентов сначала с помощью пения выразить эмоциональные оттенки изучаемой музыки и лишь потом играть то, что поняли и пережили, сохраняя состояние «внутреннего пения».

Серьезное влияние на становление методической системы Линь Яоцзи оказали уроки его учителя Ма Сыцуна. Ряд положений Линь Яоцзи говорит о большом влиянии на его педагогическое мышление положений советской школы, наследником которой он являлся, обучаясь в Московской консерватории у профессора Юрия Янкелевича [9]. Например, сознательное планирование звучания (посредством «предслышания» и «предощущения»), дифференциация работы отдельных частей игрового аппарата и одновременно их координация в целостном исполнительском акте и другое. Большое внимание Линь Яоцзи уделял методическим положениям других ведущих советских профессоров-скрипачей: Л. Ауэра [1], К. Мостраса [6], В. Григорьева [3].

Особенность обучения игре на скрипке Линя Яоцзи состоит в нахождении баланса в различных игровых ситуациях, в выработке независимости каждого пальца в действиях левой руки, в учете различных физиологических возможностей разных пальцев. Наиболее пристальное внимание Линь Яоцзи уделял развитию тонкости ощущений

в пальцевых движениях правой руки, предварительной подготовке к звукоизвлечению, к выверенному распределению смычка. Большое внимание Линь Яоцзи уделял психологическому состоянию в игре: сценическое волнение объяснял отсутствием веры в себя, особенностями темперамента, эгоцентричным восприятием, отсутствием концертной практики.

Методика профессора Линя оказала влияние на дальнейшее развитие китайской скрипичной школы. В частности, она нашла последовательное воплощение в классе профессора Ю. Лина и др.

Обобщение опыта крупных китайских педагогов скрипичной игры, которое нашло свое отражение в исследованиях Ян Баочжи [17; 18], Ван Чжэнья [13], Вэнь Чаоюй [10], Чжао Хунвэй [11], Линь Лэй Ли и Ху-ашэн [12], Ван Юйхэ [14], Ву Вэнди [15], Фэн Сяои [16], Му Цюанчжи [7], позволяет сделать вывод, что этот опыт основывается на лучших достижениях западноевропейской музыкальной педагогики и на опыте лучших педагогов-скрипачей Советского Союза. Но в то же время китайские профессора скрипки, в том числе и Линь Яоцзи, привнесли в скрипичную педагогику много нового, вытекающего из особенностей китайского национального мышления и характера. Транслируемые ими идеи не только дают возможность представить направленность методов, но и являются ключом к пониманию специфики современной китайской скрипичной педагогики.

Литература 1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. 272 с.

2. Вольфарт Ф. 60 скрипичных этюдов // Вольфарт Франц. Ор. 45. / под ред. Ван Чжэнь-шаня. Пекин: Изд-во Народной Музыки, 1999.

3. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-ХХ1, 2006. 256 с.

4. Донт Я. 24 этюда и каприса. Пекин: Изд-во Народной Музыки, 1996.

5. Крейцер Р. 42 скрипичных этюда. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2011.

6. Мострас К. Г. Динамика в скрипичном искусстве. М.: Музгиз, 1956. 57 с.

7. Му Цюанчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2018.205 с.

8. Флеш К. Гаммы и арпеджио для скрипки. Пекин: Изд-во Народной Музыки, 2009.

9. Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Постскриптум, 1993.

щштшшттштьщш

Ш 2019^ (Вэнь Чаоюй. Сравнение и исследование методов преподавания современных китайских преподавателей игры на скрипке. Сиань: Сианьская консерватория, 2019).

Ш} 2008*РКЩ28-29Ж

(ЧжаоХунвэй. Пусть любовь распространяется в музыке — Лин Яоцзи // Журнал молодых исполнителей. 2008. № 10. С. 28-29).

12.М

Ж) 2010^03Ш0-26Ш

(Линь Лэй, Ли Хуашэн. Линь Яоцзи — педагог по игре на

ЖЭНЬ СИНЬПНЬ. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАП КОНЦЕПЦИИ ЛИНЬ НОЦЗИ И ЕЕ СВПЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

скрипке // Память о памяти. 2010. № 03. С. 20-26).

Ш 201(№04ЙЙЗ-6Щ. (Ван

Чжэнья. Русские специалисты в Пекинской консерватории // Журнал Пекинской консерватории. 2010, № 4. С. 3-6). 1431М

Ш ШтШ 1988 ^ 105108 Ж. (Ван Юйхэ. Некоторые исторические проблемы, касающиеся биографии Ма Сыцуна // Журнал Пекинской консерватории. 1988, № 2. С. 105-108).

мш шж щ

±1б>£ 31 Ж (Ву Вэнди. Использование педагогических принципов Л. Ауэра в практике групповых занятий со скрипачами. Магистерская диссертация. Шанхайская консерватория, 2016. 31 е.).

^^тщтммььш} щ

2015 ^ 88 Ж (Фэн Сяои. Сравнение четырех учебников начального обучения на скрипке. Магистерская диссертация. Шанхай: Шанхай-

ский педагогический университет, 2015. 88 с.)

17МШ.Щ (ЙФВ^ФЛ^

ШШ2.Ш - ^жй^лта

ШШШШ}

2009 ^ 113-120

Ш (Ян Баочжи. Китайский путь скрипичной школы — в память о выдающемся педагоге Линь Яоцзи // Научный вестник Пекинской консерватории. 2009. С. 113-120).

й 2004 ^ 68 Ж (Ян Баоч-Методика обучения на скрипке Линя Яоцзи. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2004. 68 с.).

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.