Научная статья на тему 'Музыкально-массовая коммуникация'

Музыкально-массовая коммуникация Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
846
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / МУЗЫКАЛЬНЫ ЖАНРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / СЕРБИЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ракич Даниэла

В статье раскрывается роль средств массовой информации в музыкальной культуре Сербии. Автор обращает внимание на коммуникации с исполнительoм через средства массовой информации, средства массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL MASS COMMUNICATION

In article the role of mass media in musical culture of Serbia reveals. The author pays attention to communications with ispolnitelyom through mass media, mass media.

Текст научной работы на тему «Музыкально-массовая коммуникация»

УДК 316.722

МУЗЫКАЛЬНО-МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Даниэла Ракич

Музыкальная академия Восточное Сараево (Босния и Герцеговина) e-mail:[email protected]

В статье раскрывается роль средств массовой информации в музыкальной культуре Сербии. Автор обращает внимание на коммуникации с исполнительом через средства массовой информации, средства массовой коммуникации.

Ключевые слова: музыкальная жизнь, коммуникация, музыкальный язык, музыкальны жанры, культурная индустрия, Сербия, политика.

Музыкальную жизнь каждого общества можно представить в виде цепи коммуникации. В этой цепи циркулируют различные элементы, изменяющиеся под влиянием различных воздействий.

Чаще всего это относится к музыкальному произведению. Содержание музыкального произведения переходит через несколько стадий своего существования.

Первая стадия - содержание. Содержание формируется в сознании композитора и материализуется музыкальными звуками. Эту стадию мы именуем авторской. Оно становится объектом познания и интерпретации исполнителя. Исполнитель влияет на музыкальное произведение своим мировозрением, эстетическими идеалами, личным опытом.

С каждым исполнителем появляетася и исполнительское содержание. Существует столько исполнительских содержаний сколько имеется исполнений. Все они являются вариантами авторского содержания.

Слушатель воспринимает музыку в соответствии со своими возможностями (не всегда адекватно), осознает ее содержание и своими мыслями относится к музыке (сознательно или бессознательно). Слушатель во все это включает и собственный жизненный опыт, свои мировозрения, взгляды, вкус. Из всего этого рождается слушательское содержание. Оно является продуктом авторского и исполнительского.

В цепи культурно-музыкально-массовой комуникации циркулируют и элементы музыкального восприятия общества: взгляды, вкус, нормы, идеалы.

В каждой системе коммуникации существуют средства передачи "сообщений". В данном случае это музыкальный язык и музыкальные жанры. Музыкальный язык является продуктом общества. На его формирование влияет бытовая музика, но должна влиять и музыка профессионального творчества (опера, балет, радио, телевидение). Музыкальными жанрами проясняется и утверждается практика бытовой музыки, а также и композиторского творчества. Поэтому жанр связывает все звена музыкальной - культурной - массовой коммуникации. Музыкальный жанр обусловлен и социальными функциями: первыми (бытовыми) или другими (художественными) функциями. Важными являются условия в которых осуществляются эти функции, практика общественного исполнения музыки.

Следовательно, можно перечислить четыре вида жанра:

а) концертный жанр;

б) театральный жанр;

ц) бытовой;

д) музыка для радио, телевидения, фильма;

Достаточно услышать одну деталь (например ритмическую фигуру) и сразу узнать какому жанру музыки принадлежит композиция. Из совокупности жанров, существующих в обществе, образуется язык, "код" , несущий информацию не только о традиции творчества но и о общем состоянии общества и среды.

Термин культурная индустрия первоначально подразумевал музыку, театр и развлечение.

Р.Лоример считает что культурная индустрия: " содержит деятельности, включающие в себя создание и распределение культурных ценостей и услуг, используя индустриальный или комерческий поступок". Различные авторы под этим термином подразумевают радио, телевидение, фильм, видео. Культурная индустрия или индустрия развлечений используется в случаях когда нужно перенаправить внимание граждан с важных вопросов на то что интересно.

Индустрия развлечений часто является намеком на кризисные общественные события, сороваждаемые психологическими ощущениями неуверености и страха. Востребованность таких жанров является отражением побега от реальности, от собственной жизни.

Рут Фридман (Аргентина) считает что культурная индустрия рухнула на молодых людей, что это "мир, преобразивший музыкальную культуру в комерческий товар, предмет купли-продажи", мир в котором "никто не интересуется хорошим вкусом.. .ни гранью разума, ни образованием личности человека".

Серьезная проблема появляется когда развлечение становится решительной, единственной необходимостью, исключительно привлекающей внимание на себя. Проблема появляется и когда гедонистическая музыка, которая постояно подчиняется неустойчивым законам моды, противодействует музыке высоких мислей и глубоких чувств, музыке, которая не всегда дает развлечение, но зато просвещает и одушевляет. Проблема появляется когда мелодии и ритмы, "щекочущие нервы", совсем закроют дорогу к аутентичным эстетическим ценостям. Под давлением музикально-развлекательной агресии люди отворачиваются от многих проблем. Д. Кабалевский отмечает что " очень часто ясно видна ее связь с задачами чисто политического характера". Еще в 1931. году Луначарский А.В. сказал: "Искусство развлечения, искусство отвлечения, всегда было крупным политическим оружием."

В Сербии жанр такназываемой турбо-фолк музыки очень устойчив, даже можно сказать, в некоторых случаях - важный. Настоящий жанр используется в качестве средства эмоциионального разговора между людьми. Турбо-фолк являлся и является общественным, широко распространенным "языком" чувств. Конечно, это продукт быта, а не продукт искусства. В области этого вида музыки самую важную роль имеют средства массовой информации. Эта музыка развивается в рамках внутреннего рынка, согласно потребностям средства массовой информации. Является символом низких ценностей, но приносит огромную прибыль. Благодаря интернет сети этот жанр в настоящее время расширяется и на местном и на глобальном уровне. Только одним нажимом на кнопку мы постоянно имеем визуальное происхождение и реальность этого музыкального жанра.

Экономический кризис в Сербии - идеальная почва для внедрения низкого уровня ценностей и их восприятие. Таким способом внимание граждан

перенаправляется с важных проблем на массовое развлечение, внедрено средствами массовой информации. Постоянное внедрение новой системы ценностей и массового развлечения через средства массовой информации и отсутствие национальной культурной политики привело к маргинализации национальной культуры и всех видов искусства. Часто видео клипы настоящего жанра бывают комичные, может и "трагикомические". Проблема такого подхода к музыке лежит в "художественном" аппарате, работающем над этими клипами. Он эстетически и этически поверхностен, думая наперед только на один день или на один час.

Исторические движения влияют на музыку. Различные общественные условия создают и различно пользуются музыкой. Изменения в общественной идеологии приводят к изменениям в пользовании музыкой. Как правило, эти изменения случаются одновременно и паралельно. В кризисе Сербского общества рождаются и новые, но не очень измененные жанры.

Конфликтная политика характерна для нашей территории. Благодаря тому мы имеем средства массовой информации пространство большой фреквенции. Часто музыке и музыческой культуре приходится защищатся от сатирических обид и коментариев. У авторов, аранжировщиков, исполнителей, у тех кто слушают тона и музыку одна задача - не входить в область тренда и дневной политики.

Анализируя условия, ясно что для существования музыки важны обстоятельства, виды и средства ее распределения. И серьезное творчество не равнодушно к радио, телевидению, фильму.

Средства массовой информации изменяют восприятие и привычки. Они "приводят" в комнату симфонии, оперы, мюзиклы. Таким способом традиция приблизилась к новим средствам массовой информации. Рождаются новые жанры: телевизионные оперы, телевизионный балет, мюзикл, передачи концертов по радио и телевидению, телевизионные клипы, you-tube, музыкальные презентации (профессиональные и любительские). Современный подход к прослушиванию оперного спектакля или симфонического оркестра отталкивает идею и эмоции на другой план. Не существует возможность реально ощутить блеск исполнителя на сцене. Исполнитель не то что не видит свою публиику, он даже не узнает кто его публика. Больше нет ясного адреса.

Такой вид массовой коммуникации не представляет собой прерывание связи с публикой. Такая популярность имеет другое значение: положительную или отрицательную рекламу.

Десятилетиями музыку и средства массовой информации изучали отдельно. Многие теоретики музикальной культуры долго считали что музыка входом в средства массовой информации теряет свою независимость. Многие теоретики средства массовой информации - телевидению и компьютеру (интернету) отрицают возможности художественного самовыражения.

Несмотря на различные мнения средства массовой информации создают свои художественные формы и привлекают новых современных авторов.

Список литературы

1. Лоример, Р. Масовне комуникацще, Clio, Београд, 2009.

2. Лагутин, А.И. Методические записки по вопросам музыкального образования. М. : Музыка, 1991.

3. Кабалевский, Д. Художественная музыка и технический прогресс. М.: Советская музыка, 1968.

4. Луначарский, А.В. Основы художественного образования. М.: Советская музыка музика, 1931.

MUSICAL MASS COMMUNICATION

Danijela Rakich

Musical academy East Sarajevo (Bosnia and Herzegovina) e-mail : danij [email protected]

In article the role of mass media in musical culture of Serbia reveals. The author pays attention to communications with ispolnitelyom through mass media, mass media.

Keywords: musical life, communication, musical language, are musical genres, the cultural industry, Serbia, policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.