Научная статья на тему 'Медийная эстетика классического музыкального искусства'

Медийная эстетика классического музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
472
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSICA / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / DIGITAL ERA / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / РЕМЕЙК / REMAKE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / AESTHETIC / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуркина Мария Ивановна

В статье рассматриваются особенности функционирования классического музыкального искусства в условиях развития технических и технологических средств, в том числе средств массовой коммуникации. Анализируется проявление категории эстетического в современном контексте как присущее классическим произведениям духовное содержание. Прослеживается трансформация его восприятия аудиторией информационного общества. В качестве одного из способов трансляции традиций в условиях цифровой эпохи рассматривается такое явление, как ремейк. Проблема генезиса этого явления в музыкальной культуре корреспондирует с основной дилеммой существующих теорий о явлениях цифровой эпохи: новые явления новой эпохи или обновлённый вариант «старого». Актуальность проблематики, заявленной в статье, обусловлена необходимостью осмысления явлений в современном социокультурном пространстве и находится в сфере научной мысли музыковедческих, социологических, культурологических и философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AESTHETICS OF CLASSICAL MUSIC ART

The article considers the ways of functioning of classical musical art in the development of technical and technological resources, including the means of mass communication. Analyzed is the manifestation of aesthetic categories in the modern context as inherent in the classic works of spiritual content. Observed change in the perception of modern audience in the information society. As one of the ways broadcast traditions in the digital age, considers such a phenomenon as the remake. The problem of the Genesis of this phenomenon in the musical culture corresponds with the main dilemma of the existing theories about the phenomena of the digital era: new phenomena of a new era or updated variant of the «old». The relevance of the problem, stated in the article, is caused by necessity of comprehension of the phenomena in modern socio-cultural space and is in the sphere of scientific thought musicological, sociological, cultural, and philosophical Sciences.

Текст научной работы на тему «Медийная эстетика классического музыкального искусства»

Вагнера, оказалась тщетной. Вагнер пренебрёг предостережениями Ницше, увлёкшись поиском разнообразнейших форм, богатей-

ших красок, и воплотил победу Аполлона в своём творчестве, став провозвестником модернизма в музыке.

Примечания

1. Вагнер Р. Искусство и революция // Избранные работы. Москва : Искусство, 1978. С. 107—141.

2. Ежемесячные сочинения. Литературный журнал И.Ясинского. Санкт-Петербург : Типография С. Н. Цепова, 1900. № 2, 3. С. 175.

3. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения : в 2 томах. Москва : Мысль, 1990. Т. 1. С. 47—157.

4. Шпенглер О. Гештальт и действительность // Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Москва : Мысль, 1998. 663 с.

References

1. Vagner R. Iskusstvo i revolyutcziya [Art and Revolution]. Izbranny'e raboty' [Selected Works]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1978. Pp. 107—141.

2. Ezhemesyachnye sochineniya. Literaturnyy zhurnal I. Yasinskogo [Monthly essays. Literary magazine I. Yasinskiy.]. St. Petersburg, Tipografiya S.N. Czepova, 1900, № 2, 3, p. 175.

3. Nietzsche Fr. Rozhdenie tragedii ili ellinstvo i pessimism [The Birth of Tragedy, or Hellenism and pessimism]. Sochineniya [Works], Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 1990. Pp. 47—157.

4. Spengler O. Geshtal't i deystvitel'nost' [Gestalt and reality]. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoy istorii [Sunset Europe. Essays on the morphology of world history]. Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 1998. 663 p.

Ме

ЕДИИНАЯ ЭСТЕТИКА КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК 78.01

М. И. Гуркина

Московский государственного университета культуры и искусств

В статье рассматриваются особенности функционирования классического музыкального искусства в условиях развития технических и технологических средств, в том числе средств массовой коммуникации. Анализируется проявление категории эстетического в современном контексте как присущее классическим произведениям духовное содержание. Прослеживается трансформация его восприятия аудиторией информационного общества. В качестве одного из способов трансляции традиций в условиях цифровой эпохи рассматривается такое явление, как ремейк. Проблема генезиса этого явления в музыкальной культуре корреспондирует с основной дилеммой существующих теорий о явлениях цифровой эпохи: новые явления новой эпохи или обновлённый вариант «старого». Актуальность проблематики, заявленной в статье, обусловлена необходимостью осмысления явлений в современном социокультурном пространстве и находится в сфере научной мысли музыковедческих, социологических, культурологических и философских наук.

Ключевые слова: классическая музыка, музыкальное искусство, цифровая эпоха, музыкальная культура, ремейк, эстетическое.

ГУРКИНА МАРИЯ ИВАНОВНА — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств

GURKINA MARIA IVANOVNA — doctoral student of Department of theory of culture, ethics and aesthetics, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: gogazan@mail.ru © Гуркина М. И., 2014

M. I. Gurkina

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

MEDIA AESTHETICS OF CLASSICAL MUSIC ART

The article considers the ways of functioning of classical musical art in the development of technical and technological resources, including the means of mass communication. Analyzed is the manifestation of aesthetic categories in the modern context as inherent in the classic works of spiritual content. Observed change in the perception of modern audience in the information society. As one of the ways broadcast traditions in the digital age, considers such a phenomenon as the remake. The problem of the Genesis of this phenomenon in the musical culture corresponds with the main dilemma of the existing theories about the phenomena of the digital era: new phenomena of a new era or updated variant of the «old». The relevance of the problem, stated in the article, is caused by necessity of comprehension of the phenomena in modern socio-cultural space and is in the sphere of scientific thought musicological, sociological, cultural, and philosophical Sciences.

Keywords: classical musica, musical art, digital era, musical culture, remake, aesthetic.

Осмысление явлений, происходящих сегодня в музыкальной культуре, уже становится традицией. Тем не менее, основная дилемма — новые явления новой эпохи или обновлённый вариант «старого», остаётся открытой. В оценке влияния Интернета на социокультурное пространство мнения экспертов также кардинально расходятся: «Интернет ничего не меняет» — «Интернет изменил всё». Третья позиция рассматривает техногенные достижения как ещё один коммуникативный канал, уже реализовавший свой потенциал. Каково же место традиционных ценностей музыкального искусства, на протяжении веков хранящих и несущих в мир понятия «прекрасного» и «возвышенного»?

Основной особенностью функционирования классического искусства становится трансформация коммуникативного процесса в музыке: «автор — исполнитель — слушатель», обусловленная внедрением цифровых коммуникаций.

С одной стороны, новые технические и технологические возможности позволяют музыке легко преодолевать реальные и виртуальные границы, что, в свою очередь, является одной из характерных черт глобализации современного культурного про-

странства. Музыкальное искусство получило возможность находить свою аудиторию в самые короткие промежутки времени. С другой стороны, фактор доступности, обусловленный интенсивным развитием гад-жетов и растущими объёмами музыкальной индустрии, размывает границы элитарного и массового. Значительная ниша современного художественного пространства становится «middle culture», а классическая музыка — фоном быта, где основное её назначение «одухотворять» пространство цивилизации и эстетизировать повседневность. В то лее время традиционный багаж духовных ценностей классического искусства также претерпевает функциональную трансформацию. В большинстве случаев из классики заимствуются исключительно внешние символы и атрибуты. Эстетическое становится мифотворчеством и объектом манипуляции как основной инструмент маркетизации в контексте массового потребления.

Репрезентация классического происходит в формате клипового мышления «блип-культуры» как культуры информационного общества в аспекте её технологических свойств. Стремление к визуализации музыкальных произведений замещает и фак-

тически полностью вытесняет столь характерное до цифровой эпохи обращение к слову в целях семантизации музыкального пространства. Первым, кто показал путь к включению слова в качестве смыслового концентрата, символа в драматургию произведений, был Бетховен. «Слово» Фридриха Шиллера прозвучало «Одой к радости» в кульминационной зоне девятой симфонии, аккумулируя все смыслы и репрезентируя глубину философских выводов композитора. Бетховенское наследие было воспринято творческим сознанием другой титанической фигуры в истории музыкальной культуры, в особом ключе. Вагнер развил коммуникативный и семиотический потенциал финала бетховенской симфонии до мистериаль-ных масштабов. В XX веке по вагнеровскому пути развития идеи «Gesamtkunstwerk» устремились целые поколения композиторов. Цифровая эпоха способствовала осуществлению их творческих замыслов и идей. Так, произведения Скрябина, в условиях современных технологий становятся настоящим откровением, а Байройт теряет художественную монополию на постановки опер Вагнера, так как благодаря техническим новациям, каждый театр получил шанс достойной реализации «Колец».

Обращение к визуализации, атрибутам и логике медиатекста становится характерным явлением при реконструкции классического наследия. В «живой» исполнительской практике все больше используются технологии для трансляции происходящего на сцене в режиме «онлайн». В результате творческие события проходят с эффектом совмещения двух пространств: реального и виртуального. Элементы визуализации непосредственно ощутимы в драматургии исполнения и проведения концертов. Более того, в масштабе цифровой эпохи появилось целое направление — classical crossover, в основе которого аудиовизуальная обработка классической музыки для широкой аудитории. Однако в «массовой» визуализации произведений все рассчитано на эф-

фектность и не претендует на смысловую глубину. Появившись у Бетховена как символ процесса демократизации искусства, сегодня, в глобальной сети, этот принцип сведён к своеобразной «эстетической» игре для масс — «подставь картинку к понравившейся мелодии». Каждый может проявить свою творческую фантазию и сделать из шедевра атрибут культуры гаджетов. В свою очередь, учитывая особенности восприятия массовой аудитории, и «кроссоверные», и «академические» исполнители стремятся к иллюзии предельной лёгкости исполнения классической музыки. В то же время «лёгкость» и требование постоянной новизны становятся основополагающими критериями репрезентации классического искусства в условиях скоротечности процессов информационной культуры.

Ещё одним важным изменением в функционировании классического музыкального искусства является смещением интереса с автора на исполнителя, с «опуса» на «интерпретацию».

Процесс переключения смысловых акцентов на фигуру интерпретатора произошёл независимо от гаджетов. Он связан с активным развитием исполнительского искусства, со стремлением сделать искусство доступным для аудитории разных слоёв общества, с демократизацией музыкального языка. В разных видах музыкального искусства он имеет разную хронологию. Но его сущность инвариантна и раскрывается через обращение к музыкальным идиомам быта как интерес адресного характера. Музыкальные жанры,созданные в опоре на «интонационный тезаурус» слушателя, имеют разные наименования: парафразы,транскрипции и т.п. Основное их назначение — процесс адаптации для современного контекста, репрезентация классического, обновление контента посредством технологического развития. Первоначальная интенция их возникновения — просветительская, отражающая стремление артистов транслировать свой эстетический опыт общения с высоким

искусством в массы. Сегодня для обозначения подобного явления принято использовать другой термин — «ремейк». Что, по всей видимости, объясняется вторжением англоязычной практики для вербализации явлений музыкального искусства, пришедшей на смену итальянской терминологии.

Привитие термина совпало с рамками развития концепций информационного общества. Осмысление ремейка как информационного продукта современности происходило в атмосфере пессимистических воззрений на взаимоотношения искусства и современных технологий. Согласно им, искусство утрачивает подлинность, копируя собственные произведения и создавая копии копий, симулякры как копии без оригиналов. Тень негатива легла и на понимании природы ремейка, так как его сущность раскрывается через «копирование». Действительно, контекст информационной эпохи и зависимость от массмедиа, провоцируют необходимость тиражирования для поддержания в функциональном состоянии. Тираж произведения является критерием востребованности, а титул бестселлера — эквивалентом наивысшего признания. Место произведения в иерархии цифровой культуры определяется рейтингом: количеством его прослушиваний и просмотров, копий или репостов Интерес к ремейкам в музыкальной индустрии также поддерживается и условиями «скоротечности». Цикл создания музыкального продукта значительно ускоряется, не требуя «изобретения» новых смыслов и усложнения восприятия потребителя, что оправдано коммерческой состоятельностью. Ремейк как интерпретация в формате «обновлённого контента», обусловленного породившим его социокультурным контекстом, органично решает задачи «лёгкости» представляемых произведений и оперирования логикой медиатекста, ориентированной на тезаурус современного потребителя. В художественной практике музыкального искусства молено привести много оче-

видных примеров, но особенно ярко все качества проявляются в современной постановке опер.

Являясь результатом «унификации культурных продуктов» в массовой культуре, ремейк все лее вносит «разнообразие», рождаемое в процессе восприятия индивидом, обуславливая так называемый семантический плюрализм. Ремейк является тем методом, в котором процесс создания образов и ассоциаций происходит «посредством преобразования информации». Семиотический контекст, возникающий в процессе коммуникации, обуславливает качество, определяемое в современных концепциях «информационного» как «знаковая стоимость», которая, собственно, и квалифицирует ремейк как ресурс современной эпохи. Однако, несмотря на востребованный общественностью формат информационного продукта, ремейк, тем не менее, не обладает характерной для оригинальных «опусов» онтологической самодостаточностью. Он всего лишь сообщает о её наличии в оригинале.

Выступая в качестве репрезентанта элитарного в модусе массового, ремейк представляет собой симбиоз этих начал. Градации художественной ценности ремейков определяются соотношением элитарного и массового, степенью модификации онтологического статуса произведения искусства, наконец, типом сознания, которому адресованы продукты художественного творчества.

Ключевая проблема коммуникативных процессов музыкального искусства — «активность восприятия» в виде «перепевок», «переигрываний», «обработок», также претерпевает трансформацию и оправдывает востребованность ремейков. Она переходит в категорию «интерактивности», как репо-сты, «лайки» и т.п. в условиях глобальной сети. Кроме того, всевозможные технические устройства делают доступным для каждого процесс сотворчества, актуализируя эстетическое сознание индивида и провоцируя появление новых «переделок».

Ускоряющийся технологический прогресс и агрессия информационных потоков обуславливают уплотнение хронотопа, следствием которого становятся: обновление драматургии, а также смещение смы-

словых акцентов в произведениях искусства. Эти факторы способствуют доминированию ремейка в качестве основного транслятора эстетической ауры классического искусства в условиях цифровой эпохи.

Примечания

1. Воеводина Л. Н. Социальная мифология : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2008. 202 с.

2. Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России : автореф. дис. канд. культурологии. Москва, 2012. 32 с.

3. Кирнарская Д. К. Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента [Электронный ресурс] / Фонд научных исследований «Прагматика культуры»ю URL: http://artpragmatica.ru/ hse/?uid=457 (дата обращения: 25.12.2013).

4. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 4. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/ Kostina_Information_Society/index.php (дата обращения: 10.01.2014).

5. Очерки эстетики и теории искусства. Москва : Канон-плюс, 2013. 446 с.

6. Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство XX века: Элита и массы : сборник статей / НГК им. М. И. Глинки ; [ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева]. Нижний Новгород : НГК им. М. И. Глинки, 2004. С. 280—288.

References

1. Voevodina L. N. Social'naja mifologija [Social mythology]. Moscow, MSUCA, 2008. 202 p.

2. Zhurkova D. A. Klassicheskaja muzyka v sovremennoj massovoj kuVture Rossii. Avtoreferat diss, kul'turologii [Classical music in modern popular culture of Russia. Synopsis cand. Cultural Studies diss.]. Moscow, 2012. 32 p.

3. Kirnarskaja D. K. Muzyka boVshe chem muzyka: sociologija potreblenija zvukovogo kontenta [Music is more than just music: a sociology of consumption of the audio content]. Available at: http://artpragmatica.ru/ hse/?uid=457 (accessed: 25.12.2013).

4. Kostina A. V. Tendencii razvitija kul'tury informacionnogo obshhestva: analiz sovremennyh informacionnyh i postindustrial'nyh koncepcij [Tendencies of development of culture of the information society: analysis of modern information and postindustrial concepts]. Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2009. № 4. Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4ZKostina_Information_ Society/index.php (accessed: 10.01.2014).

5. Ocherki jestetiki i teorii iskusstva [Essays on aesthetics and theory of art]. Moscow, Kanon-pljus publ., 2013. 446 p.

6. Syrov V. N. Shljager i shedevr (k voprosu ob annigiljacii ponjatij) [Hit a masterpiece (about the annihilation of concepts)]. Iskusstvo HH veka: Jelita i massy [Art of the twentieth century: the elite and the masses]. N. Novgorod, NGK im. M. I. Glinki, 2004. pp. 280—288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.