Научная статья на тему 'Музыкально-культурная система Среднего Поволжья 1946 1956 гг. '

Музыкально-культурная система Среднего Поволжья 1946 1956 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономарева Е. Ю.

В данной статье характеризуется музыкально-культурная система Среднего Поволжья в послевоенное десятилетие. Автор анализирует управленческий, театральный, концертно-организационный, образовательный и самодеятельный компоненты, которые составляли целую систему социально-культурного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSICAL-CULTURAL SYSTEM IN THE MIDDLE VOLGA REGION (1946 1956)

In the article the musical-cultural system of the post-war decade in the Middle Volga region is analyzed. The author examines managerial, theatrical, concerts organizing, educational and amateur components, which made up the whole social-cultural system.

Текст научной работы на тему «Музыкально-культурная система Среднего Поволжья 1946 1956 гг. »

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 10, №4, 2008 УДК 930.85:78.791

МУЗЫКАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1946 - 1956 ГГ.

© 2008 Е.Ю.Пономарева Самарский государственный педагогический университет

В данной статье характеризуется музыкально-культурная система Среднего Поволжья в послевоенное десятилетие. Автор анализирует управленческий, театральный, концертно-организационный, образовательный и самодеятельный компоненты, которые составляли целую систему социально-культурного плана.

Война не остановила процесс развития советского музыкального искусства. Более того, она вошла основной темой в творчество композиторов и явилась стимулом к созданию многих произведений, ставших классическими. Как и в годы Великой Отечественной войны, музыкальная культура послевоенного десятилетия являлась частью духовной культуры, была важным средством идейного и эмоционального воздействия на сознание людей, на формирование общественного сознания. В данной статье мы рассмотрим состояние музыкально-культурной системы (далее МКС) Среднего Поволжья в 1946 - 1956 гг.

Как известно, система органов управления культурой и искусством возникла в 1936 г. Она включала: Комитет по делам искусств при СНК СССР и республиканские управления по делам искусств. К концу 1930-х гг. появляются местные органы управления - отделы по делам искусств при облисполкомах. Управленческую структуру на региональном уровне составляли два областных отдела по делам искусств (Куйбышевский и Пензенский), а также директора соответствующих учреждений (музыкальных театров, музыкальных учебных заведений, домов народного творчества). В Пензенской области были организованы областной отдел по делам искусств и областной Дом народного творчества1. В образованной 19 января 1943 г. Ульяновской области также создаётся Управление культуры Ульяновского облисполкома, областной отдел по делам искусств и областной Дом народного творчества. Таким образом, к 1946 г. музыкально-культурная система включала в себя - управленческий, театральный, концертно-организационный, образовательный

1 Культурное строительство в Пензенском крае. 1939 -

1977. Документы и материалы. - Саратов: Приволж. кн.

изд-во, 1989. - С. 5.

и самодеятельный компоненты, составляя целую систему социально-культурного плана.

В функции управленческого компонента МКС региона входили: регламентация, централизация, координация, контроль над деятельностью музыкальных учреждений и коллективов, посредничество между местной и общегосударственной системами. Управление культурными процессами в послевоенный период по вертикали осуществлялось городским отделом по делам искусств, областным отделом по делам искусств, Управлением по делам искусств при Совете министров РСФСР, Комитетом по делам искусств при Совете министров СССР. По горизонтали это были: горисполкомы, облисполкомы, а также местные и партийные структуры - обкомы, горкомы.

На местном уровне государственное управление культурой, в том числе и музыкальной, находилось в компетенции областных и городских отделов по делам искусств исполнительных комитетов областных и городских советов депутатов трудящихся. Во главе отделов стояли начальники и их заместители. Областные дома народного творчества в Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областях, а также Научно-методический центр культпросветработы в Пензе являлись специальными органами управления музыкальной культурой в регионе. В ведении отделов по делам искусств были коллективы, находившиеся на государственной дотации и на самоокупаемости. Архивные документы свидетельствуют о достаточно высоком уровне централизации и контроля сферы концертной и музыкально-театральной деятельности не только в содержательном (идеологическом) плане, но и в финансово-организационном.

Горисполкомами отслеживались различные стороны деятельности: состояние репер-

туара театров, их связь с общественностью (творческие вечера встречи и конференции, выезды с постановками в рабочие клубы, помощь клубной самодеятельности), повышение квалификации работников искусства, обмен опытом между отдельными театральными коллективами. Городской отдел по делам искусств (далее - ГОДИ) занимался упорядочением учета и отчетности в учреждениях искусства города и осуществлял систематический контроль над финансовой деятельностью.

Функция театрального компонента заключалась в создании музыкально-драматических произведений с дальнейшими публичными представлениями. В исследуемом регионе он был представлен театрами оперы и балета в Куйбышеве и Пензе. В 1948 г. Пензенский театр оперы и балета преобразовали в Театр музкомедии2, так как этот театр требовал меньшего количества материальных затрат и артистов3.

Концертно-организационный компонент МКС состоял из музыкальных коллективов (оркестры, ансамбли, хоры и др.) и специального института, координировавшего и регламентировавшего сценическую деятельность как на местном, так и на государственном уровне, представлявшего собой один из элементов в механизме централизации музыкальной деятельности. Он отвечал за четкость организации и регламентации концертной деятельности, охватывая широкий жанровый диапазон (от эстрадных куплетов и народных песен до лучших классических образцов симфонической музыки). На территории Среднего Поволжья концертно-организационный компонент музыкаль-но-культурной системы был представлен следующими формами: концертно-эстрадным бюро (далее - КЭБ), Куйбышевской и Ульяновской областными филармониями и Волжским народным хором (с 1952 г.). 22 сентября 1949 г. Комитет по делам искусств при Совете министров РСФСР издал приказ № 845, который регламентировал концертную деятельность бригад и исполнителей, а также привел к созданию Куйбышевского кустового объединения, в состав которого вошли Куйбышевская, Чкаловская

2 ГАПО. Ф.Р. - 1142. Оп. 1. Д.41. Л.226.

3 ГАПО. Ф.Р. - 2389. Оп.1. Д.94. Л.7.; Пудалов А. Театры Пензенской области // Сталинское знамя. - 1946. - 15 февраля. - С.3.

и Ульяновская областные филармонии4.

К середине 1950-х гг. изменяется характер профессиональной концертно-гастрольной практики. В культурно-просветительской деятельности Среднего Поволжья участвуют не только местные музыканты А.В.Фере, В.С.Невский, М.В.Блюмин, М.Д.Чумаков, Г.С.Пономаренко, Ю.В.Олесов, А.Г.Юсфин5 (г. Куйбышев); Н.В.Игошин, П.П.Сахарцев, П.П.Моисейкин, М.Н.Мороковин, Ф.А.Демен-тьев6 (г. Ульяновск); Б.Н.Голуев, О.В.Гришин, Р.Е.Цимбринг, А.А.Штейнвиль, Д.М.Абутков, Е.К.Медянцева7 (г. Пенза), но и столичные деятели музыкальной культуры. В нашем крае в эти годы регулярно выступают известные коллективы: Государственный русский народный оркестр имени Н.Осипова под руководством заслуженного артиста Д.Осипова, Джаз-оркестр под управлением Д.Покрасса, Ансамбль песни и пляски ПРИВО8, Государственный ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением заслуженного деятеля искусств Л.О.Утёсова, а также выдающиеся исполнители-пианисты - Г.Р.Гинзбург, Е.Г.Гилельс, Л.Б.Коган, виолончелист - М.Ростропович9 и другие. Их главной задачей было просвещение и пропаганда среди населения лучших образцов музыкальных жанров от эстрадных куплетов до серьезных классических произведений симфонического творчества.

Образовательный компонент МКС, с одной стороны, предназначен подготовить профессиональных артистов, музыкантов и педагогов, а с другой - музыкально подготовленных и грамотных слушателей. На территории Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей образовательная деятельность проводилась детскими музыкальными школами и училищами, которые по праву могли считаться традиционными для региона Среднего Поволжья, сохранявшими музыкально-культурные ценности и передававшими их воспитанникам.

4 ГАСО.Ф.Р. - 2425. Оп.2. Д. 75. Л. 3 - 9.

5 ГАСО. Ф.Р. - 5015. Оп.1. Д. 90. Л.8.

6 Творчество самодеятельных композиторов. - Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отд., 1957. - С. 55

7 Крейер Н.Н. Композиторы Пензы. - Пенза: Кн. изд-во, 1959. - С. 89.

8 ГАУО. Ф.Р. - 3133. Оп.1. Д.22. Л.5.

9 ЦДНИ УО. Ф.Р. - 8. Оп.9. Д.364. Л.50; ГАСО. Ф.Р. -2425. Оп 2. Д.79. Л.1 - 3.; Там же. Д.116. Л.11.

Наряду с учебными заведениями, не прерывавшими работу с конца XIX - начала XX в., в рассматриваемый период возникли новые. В г. Куйбышеве к 1953 году работали четыре детских музыкальных школы, музыкальное училище, на базе областной филармонии был создан Музыкальный университет. Куйбышевский театр оперы и балета традиционно проводил конференции со зрителями, в Клубе им. Революции 1905 г. работало большое количество кружков. В Ульяновске к 1956 г. было три детских музыкальных школы и их филиалы (на В.Часовне, в Засвияжье и клубе имени Чкалова)10, а также продолжала работать ДМШ в Мелекессе. В Пензе работала ДМШ №1 и музыкальное училище11. В 1946 г. его преподаватели А.М.Тишулин и А.М.Серов организовали сводный оркестр народных инструментов при пензенском педагогическом училище. В его состав вошло около 60 учащихся 2-4 курсов. В марте 1948 г. в городе был создан симфонический оркестр из 80 музыкантов оперного театра

12

и преподавателей училища , в 1950 г. В.Н.Поповым организован музыкальный кружок при Лунинской средней школе. В 1954 г. в Пензе начал действовать оркестр народных инструментов под руководством А.М.Тишулина и В.НПопова, а в 1956 г. О.В.Гришин создает самодеятельный русский народный хор13.

Таким образом, после войны появилась тенденция к увеличению регионального музыкально-культурного пространства, которое пополнилось разнообразными концертно-испол-нительскими коллективами.

Особенностью послевоенной музыкальной жизни края являлось недостаточное развитие профессионального композиторского творчества. В местной прессе в эти годы часто встречаются упреки, что "за последние два-три года куйбышевские композиторы не создали ни одного значительного музыкального произведения"14. Отчасти это могло быть связано с отсутствием в регионе высших учебных заведений, готовивших высокопрофессиональные кадры. Тем не менее, "в Куйбышевской филармонии проходили тради-

10 ГАУО.Ф.Р. - 2976. Оп.1. Д.19. Л.53.

11 Крейер Н.Н. Указ. соч. - С. 102.

12 Савин О.М. Пенза музыкальная. - Пенза: 1994. - С. 159.

13 Самойлов Е. Звучат инструменты народные. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1972. - С. 44.

14 Фатеев Г. В тепличной обстановке // Волжская Ком-

муна. - 1952. - 12 декабря. - С.3.

ционно творческие вечера куйбышевских композиторов, где исполнялись произведения для симфонического оркестра, оперные отрывки, песни. В программу входили произведения С.Орлова "Фантазии на темы трех волжских песен", "Волжская увертюра № 2" -

A.Фере, основанная на использовании тем старинной песни "Волга-реченька глубока" и песни "Что за жизнь у нас", марш-фантазия

B.Невского и романсы "Жигули", "Над полями золотыми", "О новой Каховке", "Россия".15

Одним из наиболее значимых в МКС Среднего Поволжья являлся самодеятельный компонент. В послевоенный период в него входили хоровые, музыкальные, танцевальные, инструментальные кружки, оркестры народных инструментов, которые создавались в разных клубах, особенно заводских и сельских16. Самодеятельное творчество находилось в сфере компетенции домов народного творчества (далее - ДНТ), возглавлявшихся Всесоюзным ДНТ им. Н.К.Крупской в Москве. В их функции входило осуществление творческого, учебно-методического руководства, привлечение мастеров искусств и оказание всевозможной помощи художественной самодеятельности, подготовка и переподготовка кадров руководителей кружков, организация и проведение смотров, выставок, вечеров, ведение полного и всестороннего учета состояния местной художественной самодеятельности17. Основной базой для размещения кружков художественной самодеятельности были клубные учреждения. Самодеятельная музыкальная культура один из источников формирования одаренных личностей, которые нередко пополняют профессиональные коллективы. В Среднем Поволжье после окончания войны особенно выросла роль художественной самодеятельности в Ульяновской области. Большую работу по привлечению в художественную самодеятельность проводил

15 Творческий вечер Куйбышевских композиторов // Волжская Коммуна. - 1952. - 6 марта. - С.3.

16 Клуб завода // Колхозная трибуна. - 1959. - 23 июня. -С.4; Культурные учреждения одного района // Волжская коммуна. - 1952. - 15 января. - С.3; Новый колхозный клуб Приволжского района // Волжская коммуна -1950. - 8 января. - С.2; Спиридонов В. Клубы становиться культурными центрами села // Сталинская трибуна. - 1954. - 8 июля. - С.3; Новый клуб // Сталинская трибуна. - 1951. - 26 августа. - С.3.

17 ГАРФ. Ф.А. - 534. Оп.1. Д. 606. Л.53.; ГАСО.Ф.Р-4350. Оп. 1. Д. 23. Л.1 - 3.

областной Дом народного творчества; в нем были созданы хоровой коллектив, духовой и джазовый оркестры, оркестр народных инструментов18.

Спецификой развития художественной самодеятельности изучаемого периода являлось массовое хоровое пение. Так, общее число хоровых коллективов в СССР 1952 г. составляло 93 495, участников в них было 1 475 000 человек, а в 1955 г. - 175 000, участников - 3000 000 19. Музыкальный потенциал складывался не только из профессионалов, но и любительских самодеятельных сил. Например, в г. Куйбышеве подобным коллективом являлся оркестр народных инструментов клуба имени Революции 1905 года (клуб железнодорожников) под руководством А.И.Алло, в Пензе под управлением опытного музыканта с консерваторским образованием Ф.П.Вазерского воспитывались в самодеятельной студии оперные певцы, которых готовили для Пензенского государственного театра оперы и балета.

Уникальным музыкальным компонентом городов Среднего Поволжья являлись парки, которые активно занимались концертной и образовательной деятельностью населения всех возрастов. Так, в 1947 г. в Куйбышеве функционировало 5 парков: Городской парк культуры и отдыха имени М.Горького, Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького, Городской детский парк и детские парки Пролетарского и Сталинского районов20. За летний сезон только городской парк культуры и отдыха им. М.Горького посещало до одного миллиона человек21. Парки подчинялись отделу кульпросветработы при Куйбышевском исполкоме горсовета депутатов трудящихся, который руководил их деятельностью.

Парки существовали как за счет бюджетных средств, так и находились на хозрасчете. Отдел культпросветработы для повышения посещаемости парков на предприятиях и учреждениях города организовывал кассы по продаже билетов и абонементов на зрелищные мероприятия в парках, практиковал устройство платных публичных лекций, тематических ве-

18 ГАУО. Ф.Р. - 3207. Оп.1. Д.3. Л. 18.

19 Сборник статей по вопросу работы хоровой художественной самодеятельности. - М: Профиздат, 1957. - С. 4.

20 ГАСО. Ф. Р. - 3274. Оп. 1 Д. 12. Л.37.

21 ГАСО. Ф.Р. - 4211. Оп.1. Д.33. Л.17.

22

черов и концертов для посетителей . До начала сезона отдел культпросветработы ставил задачи перед областным отделом по делам искусств по вопросам - о произведениях, программах, количествах концертов и тех организациях, которые будут проводить свои мероприятия в

23

парках в течение сезона .

Концерты в парках проходили в непринужденной атмосфере, зрители могли делать заявки. Симфонические концерты Куйбышевской филармонии традиционно начинались с вводной беседы и характеристики исполняемых произведений. Как правило, это были образцы русской и зарубежной классики, например: произведения Л.Бетховена, Э.Грига "В пещере горного короля", увертюра из оперы Ж.Бизе "Кармен", вступление к опере М.П.Мусоргского "Хованщина", вальс из оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин" и многие другие24. Куйбышевский театр оперы и балета проводил театральные вечера, на которых результаты своей творческой работы представляли молодые исполнители театра25. В музыкально-просветительской деятельности парков самое активное участие принимала художественная самодеятельность города -это 4-й подшипниковый завод, Клубы -швейников, "Мир", "Звезда", "Заря", "Волга", Клуб им. Революции 1905 г., Клуб общества слепых, Горпромсовет и другие26.

Руководство парков в художественном обслуживании населения старалось использовать театральные силы не только города, но и коллективов, приезжавших в Куйбышев. Так, за летний сезон 1951 г. перед посетителями парков выступали с концертами артисты Ленинградской и Московской эстрады, украинского театра

27

им. Т.Г.Шевченко . В 1952 г. " столичные" артисты дали 27 эстрадных концертов. Среди них -московский ансамбль "30 тысяч Ивановых", негритянский артист - Боб Цимбо, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей народных инструментов - баянист И.Паниц-кий, Марийский ансамбль песни и пляски и другие28.

В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширена довоенная сеть му-

22 ГАСО. Ф. Р. - 3274. Оп. 2. Д 4 Л.8; ГАСО. Ф.Р. - 4211. Оп.1. Д.38. Л. 11.

23 ГАСО. Ф.Р. - 4211. Оп.1. Д.38. Л.11.

24 Там же. Д. 45. Л. 40.

25 Там же. Д. 38. Л. 13.

26 Там же. Д. 68. Л. 5.

27 Там же. Д. 33. Л. 9.

зыкальных театров, концертных учреждений и учебных заведений. Развернулась творческая работа хоровых деятелей. Появилось новое поколение талантливых артистов, пианистов, композиторов. Кроме того, удалось решить одну из наиболее важных задач этого времени -обеспечить массовое вовлечение сельских жителей в музыкально-культурную жизнь края. Наиболее последовательно и целенаправленно в этом направлении работали КЭБ и филармония, смотры художественной самодеятельности и областные дома народного творчества29: Организация художественной самодеятельности в сельскохозяйственных трудовых коллективах требовала особого внимания в связи с особенностями сельской жизни и сельскохозяйственного труда, рассредоточенностью отдельных сельских поселений на обширной территории, малочисленностью жителей некоторых поселений, отсутствием повседневных регулярных контактов (экономических, социальных, культурных) между селами и городами. Работа сельской художественной самодеятельности изучаемого региона велась в следующих направлениях: во-первых, это организация клубов по месту нахождения села и шефская помощь в методической работе организованных коллективов: во-вторых, в связи с цикличностью сельскохозяйственных работ организовыва-

лось обслуживание тружеников на полях и во время отдыха.

Рост массовости художественной самодеятельного искусства, а особенно сельской (около 90% художественной самодеятельности государственной сети РСФСР было на селе30) являлся объективным, так как каждый участник в соответствии со своим желанием и склонностями становился участником творческого процесса.

Таким образом, послевоенное десятилетие - яркий пример сохранения и эволюции музыкальной культуры. Деятельность музыкальных учреждений носила массовый и разнообразный характер; к середине 1950-х гг. в Среднем Поволжье сложилась музыкальная система, которая с небольшими изменениями просуществовала почти до конца ХХ столетия.

28. Там же. Д. 38. Л. 15.

2а Семинар культпросвет работников // Сталинская трибуна. - 1951. - 12 апреля. - С.3.; Спиридонов В. Клубы становятся культурными центрами села // Сталинская трибуна. - 1954. - 20 марта. - С.4.; Семинар работников культуры // Знамя коммунизма. - 1955. - 9 июля. - С.3.

3°. Бакланова Т. И. Самодеятельное художественное творчество в СССР. - М: МГИК. - 1981. - С. 34.

THE MUSICAL-CULTURAL SYSTEM IN THE MIDDLE VOLGA REGION (1946 - 1956)

© 2008 E.Yu.Ponomaryova

Samara State Pedagogical University

In the article the musical-cultural system of the post-war decade in the Middle Volga region is analyzed. The author examines managerial, theatrical, concerts organizing, educational and amateur components, which made up the whole social-cultural system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.