УДК 94(470) «1939-1945»
ЭОРТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 1939-1945 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ПОВОЛЖЬЯ)
© 2014 О.В. Тузова
Самарский государственный технический университет
Поступила в редакцию 02.10.2014
В статье на материалах Поволжья рассматривается проблема соотношения феноменов праздничной и музыкальной культуры в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. в региональном формате. Выделены и описаны типы, формы, приведены примеры праздников.
Ключевые слова: Вторая мировая война, региональная культура, музыкально-культурная система, эортология, юбилей, праздник, Поволжье.
Каждому историческому этапу развития страны соответствует определенный комплекс праздников, отражающий актуальные и традиционные государственные и социальные ориентиры. В XX веке отечественная праздничная культура претерпела несколько динамичных трансформаций, не превратившись в статичное образование и в рамках советской эпохи. Ряд отечественных и зарубежных авторов обращались к проблеме феномена советской праздничной культуры и различных его аспектов1. При этом отсутствуют комплексные исследования отечественных праздников в 1939-1945 гг. и изменения их компонентов, например, музыкального. В связи с этим представляется актуальным анализ основных форм и содержания музыкальной составляющей советской официальной праздничной культуры в военный период, ее проявлений в региональном формате. Целесообразно обозначить два типа праздников по содержанию: специализированные (имеющие непосредственное отношение к музыкальной культуре) и неспециализированные, распределяемые по диапазону на общегосударственные и местные (коллективные и индивидуальные).
В 1939-1945 гг. среди специализированных существенным территориальным охватом отличались акции, связанные с именами отечественных композиторов. Персоналии авторов добавляли смысловую нагрузку значимости произведений, являя собой олицетворенное богатство нашей культуры. Большое внимание на государственном уровне отводили П.И. Чайковскому, чьи произведения стали символом классической русской музыки как на родине, так и за рубежом. В мае 1940 г. отмечали 100-летний юбилей П.И. Чайковского. В городах организовывали коми-
Тузова Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества. E-mail: [email protected]
теты: например, в Астрахани в комитет включили 25 человек под председательством директора музыкального училища Г. Каверина. Вверенное ему учебное заведение подготовило Четвертую симфонию, ряд камерных и симфонических концертов, доклады о жизни и деятельности композитора. Среди студентов и учащихся детской музыкальной школы (далее - ДМШ) провели конкурс на лучшее исполнение его произведений (классы рояля, скрипки, виолончели, духовых и народных инструментов, вокальный класс и т.д.)2. В ознаменование 102-летия П.И. Чайковского в мае 1942 г. в Ульяновском Дворце книги устроили концерт, в который включили третью и пятую картины оперы «Евгений Онегин», арии из опер, инструментальные и вокальные миниатюры в исполнении А.Ю. Айвазяна, В.И. Ивановой, Г.Я. Яковлевой, К.К. По-ловцева, А.И. Менделя, М.М. Шувалова, пианистов Н.П. Тишиной и К.А. Чеботаревской, В. Бабаевой (художественное чтение) и женского хора под управлением Л.И. Иванова3.
В ноябре 1943 г. вся страна включилась в мероприятия, связанные с 50-летием со дня смерти П.И. Чайковского. В соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР оперным театрам республиканского и регионального подчинения 6 ноября предписывалось показать лучшую постановку из репертуарных произведений, а при их отсутствии -подготовить специальный концерт с участием мастеров. В помещениях театров устраивали популярные выставки, в рабочих клубах - тематические концерты4. Куйбышевская филармония показывала симфонические программы, камерные (фортепианные сочинения, трио, романсы) и смешанные концерты (сцены из опер, балетов, романсы, инструментальные произведения) на площадках города и в районных центрах. Немало представлений организовало Улья-
новское областное концертно-эстрадное бюро. Историко-теоретическая кафедра Саратовской консерватории предложила ряд докладов о творчестве П.И. Чайковского5.
Беспрецедентным размахом отличалось празднование 100-летия со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова (18 марта 1944 г.). Политико-идеологический контекст заданной центральной властью масштабности мероприятий следует рассматривать в рамках переориентации установок на популяризацию русской классической и народной культуры. СНК СССР принял постановление, включавшее пункты об издании полного академического собрания сочинений и иллюстрированного альбома, посвященного жизни и творчеству великого композитора; в Ленинграде планировалось воздвигнуть памятник, Ленинградской консерватории и дому-музею в Тихвине присваивалось имя Н.А. Римского-Корсакова; учреждалось 8 именных стипендий Комитета по делам искусств при СНК СССР в размере 400 руб. в месяц для наиболее талантливых студентов композиторских факультетов консерваторий. Архивы и библиотека музыканта, находившаяся на хранении в Ленинградском институте театра и музыки, получили статус государственного достояния. Комитет по делам кинематографии при СНК СССР обязали выпустить в 1945 г. фильм о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Были установлены пожизненные пенсии старейшим членам его семьи: сыновьям М.Н. и В.Н. Римским-Корсако-вым, дочери Н.Н. Штейнберг в размере 500 руб. в месяц каждая, а также внучке И.В. Головкиной в размере 300 руб. в месяц. Управление по делам искусств СНК РСФСР разработало план мероприятий; на местах создавали юбилейные комиссии. Широту охвата аудитории обеспечивало радио: например, в Куйбышеве слушателям предлагали оперу «Снегурочка», 10 юбилейных передач, трансляцию торжественного заседания и концерта 18 марта 1944 г. В зале присутствовали партийный и советский актив, работники науки и культуры, офицеры, стахановцы промышленных и транспортных предприятий. «Собрание единодушно приняло приветственное письмо Верховному Главнокомандующему маршалу Советского Союза т. Сталину»; с докладом выступила заслуженная артистка РСФСР Н.И. Комаров-ская. В этот день в театрах перед спектаклями проводили краткие лекции, устраивали выставки. На счету Куйбышевской филармонии и театра оперы, балета и музкомедии числилось 20 концертов на стационарных сценах, в заводских клубах, воинских частях, госпиталях и школах. Тематическую программу подготовило в Ульяновске концертно-эстрадное бюро; в Пензе состоялся вечер, на кото-
ром после официальной части представили премьеру оперы «Царская невеста»6.
В Саратовском оперном театре им. Н.Г. Чернышевского также прошло торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. Доклад о его творчестве читал дирижер театра А.О. Сатановский. В большом концерте приняли участие оркестр и артисты Кармалюк, Волох, Иванов, Толстов, Теплоухова, Белоусов, Бевза. Они исполнили увертюры и арии из популярных опер - «Царская невеста», «Садко», «Майская ночь», а также второй акт из оперы «Снегурочка», премьеру которой планировали на ближайшие дни. В большом зале консерватории выступил симфонический оркестр в составе 75 человек, специально созданный к этим дням филармонией, лучшие музыканты города. Концерту предшествовал доклад доцента Я.К. Евдокимова. Центральное место занимала представлявшая «высшее достижение симфонизма» композитора сюита «Шехере-зада»; прозвучали также «Испанское каприччио», симфонические картины к «Сказке о царе Сал-тане»; арии из опер («Золотой петушок», «Садко», «Майская ночь») 7. Кроме того, коллектив собирал материалы к научной сессии; учебно-методическая работа профессорско-преподавательского состава вуза определила в качестве ориентиров творчество Н.А. Римского-Корсако-ва и П.И. Чайковского8.
Подобные мероприятия проводили музучи-лище, ДМШ, сводный духовой оркестр гарнизона и театр оперы и балета в Казани: доклады, выставку, ряд юбилейных концертов и вечеров, научную сессию. Основными площадками стали Татарский государственный академический театр, Дом Красной армии, клуб им. Менжинского. В местной газете «Красная Татария» композитор Ю. Виноградов опубликовал статьи, посвященные 50-летию со дня смерти П.И. Чайковского, 100-летию со дня рождения Н.А. Римского-Кор-сакова9. В Астрахани в рамках указанной акции организовали месячник с концертами и одноактной оперой-прологом «Вера Шелога»10.
В феврале 1945 г. Казанское музыкальное училище готовилось к открытому вечеру, посвященному А. Рубинштейну (в числе докладчиков - учащиеся Егорова, Левина, Шошенкова, ставшие впоследствии преподавателями музыкально-теоретических дисциплин в училище и консерватории), а в апреле, по ходатайству краеведческого музея Татарской АССР, - к вокальному вечеру в память 70-летия со дня смерти русского композитора В.Н. Пасхалова11.
В отдельную группу следует выделить даты, связанные с юбилеями коллективов и музыкантов. Например, в 1940 г. отмечали 75-летие обла-
стного театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. К региональным юбилеям относилось также 5-летие Татарского театра оперы и балета в июне 1944 г. Для ознакомления с национальным искусством художественные бригады выезжали с отчетами в госпитали, воинские части, на заводы и фабрики, в подшефные колхозы республики. В декадник включили отрывки и целые спектакли (произведения Жиганова, Музафарова, Сайдашева, Яруллина, Дж. Файзи), большой концерт народной музыки и спектакль-концерт12.
Аналогичные события имели неодинаковый резонанс в различных моделях, что свидетельствовало о влиянии на региональную праздничную культуру не только власти высшего эшелона, но и местного уровня. Например, 60-летие Пензенской ДМШ констатировали как знаменательную дату в развитии образования на совещании руководителей учебных заведений при областном отделе по делам искусств от 26 октября 1942 г.13 А десятилетию Куйбышевской ДМШ № 1 была посвящена статья, принадлежавшая перу ленинградского композитора А. Я. Пейси-на с обзором ее достижений; 26 июня 1943 г. принято решение «О десятой годовщине первой музыкальной школы в г. Куйбышеве», в котором выделяли и поощряли, в том числе и материально, директора З. И. Маевскую, преподавателя А.Ф. Лаговскую и других педагогов14. В конце декабря 1944 г. отметили 40-летие Казанского музыкального училища15.
В январе 1945 г. в честь 15-летнего юбилея Дома Красной армии прошел большой вечер-концерт с участием лучших самодеятельных сил и артистов казанских театров. Ансамблю песни и пляски под руководством гвардии старшего лейтенанта Сема-гина присвоено звание коллектива окружного значения, танцевальной группе под управлением Леонтьевой объявлена благодарность и вручена грамота Военного совета ПРИВО16.
Среди личных юбилеев - 50-летие музыкальной деятельности популярного гармониста, заслуженного артиста Татарской АССР Ф.К. Туишева (февраль 1944 г.). Событием городского уровня стал юбилей 35-летней деятельности преподавателя, композитора, автора публикаций в местной прессе С.Г. Домещиковой, в честь которой в зале горсовета состоялся концерт в декабре 1940 г. с участием М. Корженьянц, М.М. Головина, А. Я. Васильева, И. Корнеевой и др.17
Комплекс неспециализированных праздников включал ежегодные и юбилейные общегосударственные и региональные события. Необходимо выделять организацию культурных акций в рамках празднования и сопровождение музыкальными учреждениями различных мероприятий. Официальные знаменательные даты
(годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, день Красной армии и Военно-морского флота) служили задачам ритмизации общественной жизни и сохранения ритуального компонента социалистической мифологии, были ориентированы на выработку ощущения единения, консолидации и воспроизводство в нестабильных и экстремальных условиях ставших традиционными для масс элементов праздничной культуры.
В рамках милитаризации общественной и культурной жизни особенно актуальными в период Второй мировой войны были мероприятия, связанные с Днем Красной армии (23 февраля) и Днем советской авиации (18 августа) 18. Например, в 1939 г. в Астрахани кинотеатр «15 лет ВЛКСМ» и отделение агентства «Союзкинопро-кат» проводили кинофестиваль оборонных фильмов в честь ХХ1-й годовщины Красной армии. Музыкальное сопровождение осуществлял джаз-оркестр под управлением Н. Матвеева19. К ХХ1У-й годовщине Татарский Дом народного творчества выпустил 2 сборника, в которые вошли литературные монтажи «Великая Отечественная война» и «Первая конная»; совместно с отделением Союза советских композиторов напечатал сборники с песнями об Отечественной войне Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Му-зафарова, Д. Файзи, З. Хабибуллина, В. Виноградова и др. Состоялись концерты художественной самодеятельности рабочих и служащих с разнообразным репертуаром; лучшие коллективы и исполнителей премировали за обслуживание воинских частей. Ансамбль русской народной песни и пляски им. Менжинского приурочил к празднику новую программу20.
В 1943 г. в газете «Литература и искусство» опубликовали обращение ведущих деятелей культуры «Ко всем работникам советского искусства» по поводу ХХУ-летнего юбилея Красной армии и Военно-морского флота и ХХ-ле-тия шефства над ними творческой интеллигенции. Призыв организовать рапорты мастеров и коллективов подписали авторитетные представители советской культуры - В. Барсова, В. Качалов, И. Козловский, И. Ильинский, О. Лепе-шинская, С. Лемешев, М. Михайлов и др. Хор, оркестр и балет Большого театра СССР показали 25 концертов в воинских частях и госпиталях. В рамках ХХУ1-й годовщины Красной армии Пензенский театр оперы и балета показал концерт, на котором дуэт гусляров в составе солистов Н. С. Грачева и Н. И. Мельникова исполнил народные песни; прозвучали отрывки из спектаклей «Русалка», «Запорожец за Дунаем», «Корневильские колокола»21. В Астрахани самодеятельные кружки Дома культуры областного
управления трудовых резервов посвятили ХХУП-й годовщине Красной армии монтаж «На Берлин!», составленный М. Головиным по произведениям советских поэтов и композиторов; большую программу показал кружок Союза Медсантруд22.
К числу наиболее важных государственных праздников относилась годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). Существенная нагрузка ложилась на учреждения культуры в ноябрьские дни: принимали заявки на групповое посещение, на обслуживание предприятий, устраивали утренние и вечерние спектакли, концерты и проч.23 В ноябре 1941 г. артисты Саратовского театра оперы и балета показали одну из лучших постановок сезона -«Иван Сусанин», шефские концерты и спектакли. Кроме того, в г.Петровск выезжали заслуженный артист РСФСР Г.В. Серебровский, заслуженная артистка Белорусской ССР С.Г. Друкер, артистки Бевза, Киселева, пианистка Ненашева. В октябре 1942 г. в газете «Коммунист» опубликовали заметку о подготовке в Саратове премьеры Седьмой симфонии Д. Шостаковича в Московской консерватории в честь годовщины революции. Для этого специально пополнили состав оркестра; привлекли таких мастеров, как Цейт-ман, Орвид, Зайц, Поповицкий, Никитанов, лауреаты международных и всесоюзных конкурсов Власов, Слободкин, доцент Янус24.
В концертных программах участвовала и детская самодеятельность: так, хоровой кружок из 50 ребят при клубе нефтяников «10 лет Октября» в Сталинграде разучивал к празднику XXII-й годовщины Октября революционные и народные песни, песни о Сталине, «Три танкиста», «Вдоль деревни» и др. В ХХШ-ю годовщину хор Астраханского рыбопромышленного техникума исполнил «Песню о Сталине», «Песню о Ворошилове», русские песни и др. В стенах астраханского Дворца пионеров в ноябре 1940 г. организовали бал с участием пар школьников в национальных украинских, цыганских, башкирских, белорусских, грузинских, калмыцких костюмах, русские пляски под баян. Хореографический кружок под руководством Зубкова, пользовавшийся успехом и у детей, и у взрослых, выступил на торжественном заседании в драмтеатре и в клубах города25.
К ежегодным праздникам относился день Сталинской конституции (5 декабря): в 1939 г. оркестр струнных инструментов клуба речников исполнял увертюру к «Кармен» Бизе, «Неоконченную симфонию» Шуберта, «Ах ты, степь широкая» Триадина, «Как на Волге-матушке, на быстрой реке» в обработке Кроховского и др.26
К первомайским праздникам в 1939 г. в орга-
низациях сделали транспаранты и макеты для украшения колонн демонстрантов, иллюстрировавшие оборонную мощь страны, что подчеркивало идею единства фронта и тыла. В школах, клубах и театрах проводили утренники, смотры детской самодеятельности и т.п.; в местных парках открывали весенние гуляния; Сталинградская филармония предлагала концерты симфонического оркестра из произведений советских композиторов27.
Большую идеологическую значимость придавали фигурам руководителей страны: например, в 1939 г. отмечали 60-летие И.В. Сталина. Отдельное внимание в идеологической конструкции уделялось В.И. Ленину. В 1945 г. в рамках празднования 75-летия со дня его рождения реализовывали установку на демонстрацию во всех видах искусства и в различных тематических преломлениях «величия ленинских идей и образа великого Ленина»: «Ленин - вождь трудящихся», «Ленин и Сталин - основатели коммунистической партии и советского государства», «Ленин в искусстве и Ленин об искусстве», «Ленинское и Сталинское учение об искусстве социалистического общества. Сталинский социалистический реализм в искусстве», «Образы Ленина и Сталина в творчестве народов СССР», «Знамя Ленина - Сталина - победоносное знамя в борьбе с врагами нашей родины», «Ленин в Симбирске», «Волга - родина Ленина»28. В Ульяновском регионе провели комплекс массово-политических мероприятий, план которых был разработан областным отделом по делам искусств, утвержден и одобрен Управлением по делам искусств при СНК РСФСР и Ульяновским обкомом ВКП(б). В его осуществлении принимали участие Ульяновский драмте-атр, филармония, Художественный музей, Дом народного творчества, театр кукол, отделение Союза советских художников, Всероссийского театрального общества, Мелекесский драмтеатр и ДМШ. Курировал проект отдел пропаганды и агитации Ульяновского обкома ВКП(б). В рамках юбилейной декады в здании драмтеатра состоялся концерт учащихся Ульяновской ДМШ и детской самодеятельности города; на заводе им. Володарского филармония и клуб устроили спектакли, концерты и вечера; Государственный хор русской песни под руководством А.В. Свешникова дал на гастролях 8 концертов для аудитории численностью 5 000 человек. Среди приглашенных были также артисты Большого театра и Московской филармонии: лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей Г. Баринова, лауреат Международного конкурса пианистов, орденоносец Н. Емельянова, лауреат Всесоюзного конкурса виолончелистов А. Власов. Группа лауреатов рабо-
тала в госпиталях, воинских частях и на крупнейших предприятиях города. Всего за время декады зрелищными мероприятиями охватили свыше 15 000 человек29. В Куйбышеве в 1945 г. в театрах оборудовали выставки, посвященные жизни и деятельности первого руководителя Советского государства и утвердили спектакли для показа 22 апреля: например, Куйбышевский театр оперы, балета и музкомедии показывал постановку «Табачный капитан» А.А. Эйхенвальда30.
Среди региональных праздников Поволжья -XX-летие Татарской АССР, в честь которого организовали олимпиады во всех районах республики, а в Казани провели городской смотр художественной самодеятельности. В дни юбилея дали 4 больших концерта, в каждом из которых участвовало по 550 человек. Большое значение для культурной жизни имел проект, в рамках которого Ю. Виноградов совместно со старшим научным сотрудником Дома-музея Чайковского в Клину Х. Терегуловой работали в мае-июне 1945 г. над брошюрой «Татарская музыкальная культура за 25 лет»31.
Итак, музыка являлась важнейшей частью праздничной советской культуры в период Второй мировой войны, способствовала консолидации народа, выступала мощным средством формирования образа большой и малой Родины в эмоциональном и когнитивном плане, базового компонента патриотизма. Основными формами праздников с музыкальным компонентом, апробированными и широко используемыми в Поволжье в 1939-1945 гг., были концерты, спектакли, декады искусства, костюмированные балы, танцевальные вечера, лекции, выставки, радиоконцерты и трансляции, публикации в печати и проч. Праздники в свою очередь оказывали стимулирующее воздействие на развитие культуры регионов и страны в целом, на исполнительскую практику профессиональных и самодеятельных сил, на популяризацию музыкальных ценностей и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Корецкий Н.С. Советские праздники и обряды как фактор совершенствования духовных основ социалистического образа жизни. Дисс. ... канд. филос. наук. Киев, 1984; Бурменская Д.Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 61. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-prazdnika-v-zhizni-obschestva (дата обращения: 19.08.2014); Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространства, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005; Деканова М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Самара, 2009; Евтушенко А.Г. Юбилей как социокультурный феномен. Автореф. дисс. ... канд. культурологии. М.,
2012; Шаповалов С.Н. Генезис государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2012; Рольф М. Коллективные праздники в центрально-черноземной области и Кузбассе в 1927-1941 гг. Сравнительный анализ культурно-исторических процессов. URL: http:// www.main.vsu.ru/~cdh/Articles/03-06a.htm (дата обращения 19.08.2014) и др.
2 Коммунист (Астрахань). 1940. 27 января, 14 февраля, 1 декабря; Государственное казенное учреждение Астраханской области «Государственный архив Астраханской области». Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 105. Л. 65-66; Д. 131. Л. 7.
3 Пролетарский путь. 1942. 14 мая.
4 Областное государственное учреждение «Государственный архив Саратовской области» (далее - ОГУ ГАСО). Ф. Р-1070. Оп. 1. Д. 31. Л. 18.
5 Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (далее - ГАНИ УО). Ф. 8. Оп. 2. Д. 256. Л. 3; ОГУ ГАСО. Ф. Р-2330. Оп. 1. Д. 4. Л. 1; Государственное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее -ГУСО ЦГАСО). Ф. Р-2425. Оп. 2. Д. 37. Л. 8.
6 Волжская коммуна. 1944. 14, 19 марта; Красная Татария. 1944. 16 марта; Российский государственный архив литературы и искусства (далее - РГАЛИ). Ф. 2075. Оп. 9. Д. 52. Л. 9-10; ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 2. Д. 256. Л. 3; Сталинское знамя. 1944. 25 марта.
7 Коммунист (Саратов). 1944. 19, 29 марта.
8 ОГУ ГАСО. Ф. Р-2330. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-1 об.
9 Красная Татария. 1943. 6 ноября; 1944. 16, 18, 21 марта, 2 апреля; Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. Р-7353. Оп. 1. Д. 79. Л. 4 об.
10 Коммунист (Астрахань). 1944. 8 января; Волга. 1944. 16 апреля.
11 НА РТ. Ф. Р-7353. Оп. 1. Д. 89. Л. 1, 1 об., 2.
12 Областное государственное учреждение «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» (ОГУ ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1. Д. 2310. Л.4, 5, 9; Красная Татария. 1944. 21 мая.
13 Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Пензенской области» (ГБУ ГАПО) Ф. Р-2355. Оп. 1. Д. 25. Л. 200.
14 Волжская коммуна. 1943. 16 июня; ГУСО ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 2. Д. 81. Л. 252.
15 Красная Татария. 1944. 17 декабря; НА РТ. Ф. Р-7353. Оп. 1. Д. 87. Л. 2 об.
16 Красная Татария. 1945. 16 января.
17 Красная Татария. 1944. 25 января; Коммунист (Астрахань). 1940. 8, 17 декабря.
18 Сталинградская правда. 1939. 17 августа.
19 Коммунист (Астрахань). 1939. 21, 28 февраля.
20 Красная Татария. 1942. 12 февраля, 14 февраля, 17 марта.
21 Литература и искусство. 1943. 6, 13 февраля; 1944. 25 февраля.
22 Волга. 1945. 18 февраля.
23 Сталинградская правда. 1939. 22 октября, 1 ноября.
24 Коммунист (Саратов). 1941. 7 ноября; 1942. 17 октябре
25 Сталинградская правда. 1939. 20 октября; Коммунист (Астрахань). 1940. 12, 20, 24 ноября.
26 Коммунист (Астрахань). 1939. 28 ноября.
27 Сталинградская правда. 1939.11, 27 апреля; Красная Татария. 1944. 23 апреля.
28 РГАЛИ. Ф. 2075. Оп.1. Д. 34. Л. 76; Д. 69. Л. 119; ЦДНИ УО. Ф. 8. Оп. 2. Д. 257. Л. 1.
29 ЦДНИ УО. Ф. 8. Оп. 2. Д. 257. Л. 1, 2, 64, 65, 75, 95; Оп. 3. Д. 25. Л. 22; Д. 254. Л. 2.
30 ГУСО ЦГАСО. Ф. Р-3437. Оп. 1. Д. 9. Л. 37. ство в Татарии. 1917-1941. Докум. и матер. Казань: Тат.
31 Красная Татария. 1945. 3 июня; Культурное строитель- кн. изд-во, 1971. С. 602-611.
HEORTOLOGICAL ASPECTS OF SOVIET MUSICAL CULTURE IN 1939-1945 (ON THE MATERIALS OF THE VOLGA REGION)
© 2014 O.V. Tuzova
Samara State Technical University
The article is devoted to the problem of the relations between festive and musical culture phenomena during the world war II in a regional format, on the materials of the Volga region. The author presents a classification of holidays and identified their provincial specificity.
Keywords: the world war II, regional culture, cultural music system, heortology, anniversary, holiday, Volga region.
Olga Tuzova, Candidate of History, Associate Professor, Department of Sociology, Politology and Russian History. E-mail: [email protected]