УДК 78.01 ББК 85.3
С.В. Мезенцева
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ)
Обсуждается проблема классификации музыкально-компьютерных технологий. Цель исследования: рассмотреть принципы классификации в науке и выделить оптимальный из них для решения задачи исследования. Предлагается выделить четыре крупных группы по признаку функционирования технологии: творческие (исполнительские и композиторские); педагогические (обучающие, образовательные); анализирующие (исследовательские); направленные на сохранение (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные). Отмечается, что каждая выделенная группа нуждается в более детальном делении. Предлагаются пути и перспективы дальнейшего решения заявленной проблемы в части более детального деления выделенных групп, выделения их характерных особенностей, анализируются возможные направления развития музыкально-компьютерных технологий в различных сферах музыкальной деятельности.
Ключевые слова:
классификация понятий, классификация терминов, музыкально-компьютерные технологии, научная типология, функционирование технологий.
Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии в современной культуре (к проблеме классификации) // Общество. Среда. Развитие. -2020, № 4. - С. 26-30.
© Мезенцева Светлана Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, Хабаровский государственный институт культуры; докторант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Хабаровск; e-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
см о см
О
3
ю О
Проблема типологии терминов и понятий является важной составляющей любой отрасли науки, так как классифицирование изучаемого материала представляется одним из необходимых методов познания. Проблема в области исследования музыкально-компьютерных технологий (МКТ), которая является одной из первоочередных и которую необходимо решить, устраняя противоречия - это выработка и классификация терминологического аппарата. Вопросы классификации остро назрели на настоящий момент, т.к. исследователями накоплен большой багаж в этой области и возникла необходимость (и возможность на основе имеющихся данных) оценки материалов, определения иерархии и составления типологии терминов и понятий. Автор осознаёт известную меру субъективности предложенного варианта классификаций в силу большого количества терминов, понятий и их трактовок, более того - рассматривают предлагаемую в данной статье модель классификации МКТ как один из вариантов, который в дальнейшем может быть расширен (сужен) в силу открывшихся новых особенностей.
Целью данной работы является продолжение исследований, представленных авторами [9; 10; 23] и др., в которых поднимается проблема классификации музыкально-компьютерных технологий. Нами рассматриваются принципы классифика-
ции в науке и выделяются оптимальные из них для решения задачи исследования. Предлагается выделить четыре крупных группы по признаку функционирования технологии: педагогические (обучающие, образовательные); анализирующие (исследовательские); направленные на сохранение (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные) знаний о музыке, творческие (исполнительские и композиторские). Предлагаются пути к рассмотрению перспектив дальнейшего решения заявленной проблемы в части более дробного деления выделенных групп.
Обзор исследований
Относительно терминологического аппарата в области МКТ существует два основных аспекта:
1. Собственно определение МКТ;
2. Термины и понятия из области МКТ.
Определение «музыкально-компьютерные технологии» уже устоялось и было удачно сформулировано в работе 2002 году И.Б. Горбуновой [6], затем более развёрнутую характеристику феномена МКТ и, соответственно, связанного с этим терминологического аппарата была изложена в работе [9]. Ею же была разработана концепция МКТ в образовании и создана учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» в Российском государственном педагогическом
университете имени А.И. Герцена. В контексте данного подхода МКТ определяются как «междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений как в музыкальной сфере, так и в области информатики» [11, с. 5].
Данные технологии рассматриваются как инновационное явление современной культуры и образования (см., работы [4; 7; 8], в частности, МКТ оцениваются как соответствующие следующим образовательным принципам: научности, наглядности, активности, системности и последовательности, индивидуализации обучения (см. подробнее в работах [18; 24; 31; 33]).
Кроме того, в современных исследованиях сам термин «музыкально-компьютерные технологии» признается как оптимальный для международного употребления: он близок по написанию и по звучанию для наибольшего количества других языков. На основании кропотливого анализа, проведенного авторами [8; 10; 11], и выделенных в исследовании наиболее широкоупотре-бимых лексем обозначения феномена «музыкально-компьютерные технологии» на различных языках народов мира, а также в ракурсе нашего рассмотрения, отмечается, что «терминологический аппарат, который используется в музыкально-компьютерном направлении музыкального образования (учитывая определённую степень свободы в применении авторами терминов для обозначения технологий), складывается, в определённой степени, не только исходя из авторитета каких-либо авторов, но и благодаря публикационной активности ряда учёных и редакционных коллективов» [10, с. 175]. Исследователи приводят аргументы для утверждения термина «музыкально-компьютерные технологии» как международного и анализируют сумму коннотаций, которые имеют термины из списка: «music technology», «music computer technologies», «digital music technology», «computer-based technology», «music teaching via technology». В работах других ученых поднимаются проблемы функционирования близких по смыслу облачно-ориентированных технологий и их внедрение в творчество и образование [16; 17; 21]; МКТ и трансформация социокультурной парадигмы исполнительства на музыкальных инструментах, включая электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [15; 19; 22; 25; 34; 35].
Мы рассмотрим второй аспект изучения терминологического аппарата - созда-
ние некоей обобщенной классификации 27 терминов и понятий из области МКТ, которая бы отражала их место и функционирование в современной культуре.
Проблемы и методы классификации
Известно, что при составлении любой классификации необходимо выделить существенный постоянный признак, одно определенное основание, которые легло бы в ее основу и взаимоисключало бы иные пункты классификации [14, с. 157]. В науке термины как знаковые единицы рассматриваются в четырех аспектах: по форме и структурным особенностям; по их значению; по историческим особенностям; по особенностям их употребления [13]. На основе этих аспектов существуют различные варианты классификаций терминов. В нашей работе мы предлагаем классификацию по особенностям функционирования МКТ.
Но, прежде, необходимо выделить первое и наиболее крупное деление МКТ -это деление по областям знаний или деятельности (по специальным сферам), где функционируют и/или исследуются эти технологии: наука, техника, педагогика, культура.
Следующее, на наш взгляд, более мелко-еделение МКТ - это деление по типу функциональных задач, т.е. как (для чего) функционируют эти технологии. По функциональным задачам предлагаем условно разделить МКТ на четыре большие группы:
1. Педагогические (обучающие, образовательные) МКТ;
2. Анализирующие (исследовательские) МКТ;
3. МКТ, направленные на сохранение (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные);
4. Творческие (исполнительские и композиторские) МКТ.
Педагогические (обучающие, образовательные) МКТ. В эту группу отнесем все технологии, связанные с обеспечением музыкального образования. Это, пожалуй, самая широкая и достаточно хорошо относительно других изученная область использования МКТ. Феномен МКТ как новой образовательной творческой среды впервые был рассмотрен И.Б. Горбуновой (см., работы [6; 9; 26]). К этой группе МКТ мы отнесем технологии, помогающие воплощать наиболее адекватные подходы в педагогическом освоении новых возможностей инструментария новых технологий 0 применимо к обучению музыке и приводя- Р щие к появлению новых версии компью- Ц терной техники, программного и нового g
см о см
о
3
ю о
учебно-методического обеспечения, понимания образования нового уровня в нашей жизни, опираясь на ряд исследований, среди которых выделим работы [36; 37]. Группу «Педагогические (обучающие, образовательные) МКТ» в дальнейшем предлагаем классифицировать более дробно, выделив ступени и уровни образования и приемлемые для каждой из них МКТ (начальное образование, предпрофессио-нальное, общеразвивающее, дополнительное, образование в системе СПО, вузе). Особенное значение МКТ приобретают в процессе инклюзивного музыкального образования (адаптированные музыкально-компьютерные программы, голосовые синтезаторы, планшетные приложения для музыкантов и т.п.) [30; 38].
Анализирующие (исследовательские) МКТ. К этой группе предлагаем отнести технологии, связанные со звукозаписью, звуковоспроизведением и компьютерным анализом и синтезом музыки. Например, в настоящее время огромную роль МКТ играют в расшифровке музыкального фольклора, как в полевых условиях, так и сохранившихся только в записях образцов музыкального творчества. МКТ позволяют обработать, нотировать собранный материал. С этой группой технологий тесно связана следующая группа в нашей классификации: «МКТ, направленные на сохранение и каталогизацию (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные)». Огромная роль принадлежит дальнейшей каталогизации, классификации, систематизации и оцифровке музыкальных материалов традиционной музыки. Сегодня необходимо создать «музыкальный банк» - единый каталог, готовый принять на хранение для дальнейшего использования образцы музыкальной культуры народов мира [1]. Неоценимую роль играют МКТ, направленные на повышение скорости и качества коммуникации, в том числе в международном сотрудничестве и взаимодействии культур [2; 20; 39; 40]. К этой группе отнесем программы, связанные с анализом и программированием звука, звукосинтезом, звуктембраль-ным и музыкальным программированием, компьютерным моделированием процесса музыкального творчества.
Творческие (исполнительские и композиторские) МКТ выступают совершенно определенно как неотъемлемые части современного творческо-исполнитель-ского процесса. Вопросы моделирования творческих процессов с помощью МКТ были исследованы в трудах ряда учёных,
среди которых отметим работы [12; 28; 29]. Как неотъемлемая часть творчества современного музыканта цифровой эпохи рассматриваются МКТ современными исследователями, в том числе композиторами и исполнителями (см., например, работы [3; 27; 32]). Одним из современных помощников композитора и оркестранта стал, например, нотатор (нотный редактор), позволяющий услышать партитуру в процессе ее сочинения или аранжировки [5], имеющий возможность одним нажатием кнопки выделить партии из партитуры. Новые горизонты творческого процесса предоставляют ЭМИ и разного рода профессионально-ориентированные программные продукты, позволяющие сочинять музыку с использованием новых тембров (которые можно самому и создать), выполнять музыкально-компьютерные аранжировки.
К этой группе МКТ отнесем программные и аппаратные комплексы, предназначенные для озвучивания залов и открытых концертных площадей, осуществления звукорежиссуры живых концертов; программы обработки звука, системы многоканального сведения (Sound Forge, Pro Tools, Steinberg Wave Lab, Adobe Audition и т.п.), цифровые рабочие станции и ЭМИ; компьютерная студия звукозаписи как системы для работы с музыкальным материалом композитора, исполнителя и музыкального звукорежиссера, программы и специальные аппаратные средства студийной записи, нотаторы (Finale, Sibelius, MuseScor), online-секвенсоры (например, Sоudation) и др.
Выводы
По сути, все многочисленные варианты компьютерной техники (в самом широком смысле этого понятия), а также программное обеспечение, компьютерные музыкальные разработки, предназначенные для записи, прослушивания, создания, редактирования музыки, сохранения и передачи данных используется во всех пунктах предложенной нами классификации, но выполняют разные функции. Все они предназначены для профессиональной деятельности, связанной с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств. Так, например, понимание музыкально-компьютерных технологий как современного средства сохранения и трансляции культур позволяет выделить отдельную группу в предложенной нами классификации. Однако те же МКТ будут функционировать и в других группах, но
в другом качестве. ЭМИ во всех своих разновидностях могут функционировать в каждом из пунктов нашей классификации в том или ином назначении. Новая культура трансляции знаний в условиях цифровой образовательной среды также становится возможной при помощи технологий любой другой группы нашей классификации и т.д.
Отсюда вырисовывается перспектива 29 дальнейшего исследования: продолжение классификации МКТ. Каждая выделенная нами группа нуждается в более детальном делении. Перспектива дальнейшей работы представляется нам очень важной, т. к. в любой классификации раскрывается логико-понятийная структура предметной области во всем ее многообразии.
Список литературы:
[1] Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира // Общество: философия, история, культура. - 2016, № 9. - С. 105-108.
[2] Алиева И.Г., Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России) // Проблемы музыкальной науки. - 2019, № 1. - С. 140-149. - DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.140-149
[3] Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы // Общество: философия, история, культура. - 2016, № 12. - С. 138-143.
[4] Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб., 2017. - С. 44-51.
[5] Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016, № 10. - С. 69-77.
[6] Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 161-169.
[7] Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер // ИКОНИ. - 2020, № 2. - С. 60-78. - DOI: 10.33779/26584824.2020.2.060-078
[8] Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе // Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926-2012): сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 15-20.
[9] Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - С. 123-138.
[10] Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования: опыт терминологического анализа // Проблемы музыкальной науки. -2020, № 3. - С. 168-181. - DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.168-181
[11] Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. - 160 с.
[12] Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества // Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конф. - СПб.: СПОИСУ, 2014. - С. 293-294.
[13] Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение / Уч. пос. - М.: Академия, 2008. - 304 с.
[14] Литовченко В.И. Классификация и систематизация терминов // Сибирский журнал науки и технологий. - 2006, № 3 (10). - C. 156-159.
[15] Красильников И. М. Электромузыкальные инструменты. - М.: ООО МЦ «Искусство и образование», 2007. - 98 с.
[16] Мезенцева С. В. Об инструментах расширения информационного пространства творческого вуза // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. - 2020, № 3. - С. 182-191. - DOI: 10.33779/25876341.2020.3.182-191
[17] Мезенцева С.В. Облачно-ориентированные технологии как новый метод взаимодействия культур в сфере высшего музыкально-педагогического образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018, № 5. - Интернет-ресурс, режим доступа: http://www.art-education. ru/pedagogika-iskusstva-38 (15.09.2020)
[18] Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как феномен современной культуры / Ав-тореф. ... канд. культурологии. - СПб., 2015. - 26 с.
[19] Цатурян К. Современное цифровое фортепиано // Музыка и электроника, - 2008, № 1. - С. 13-16.
[20] Alieva I.G., Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies as a Worth-While Means of Folklore Studying, Preserving and Transmission // Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 24. - 2019,
№ Extra6. - P. 118-131. §
[21] Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Mobile Technologies in the Process of Teaching Music Theory // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. Vol. 8. - 2020, № S3. - P. e705. - DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3
CM
o
CM
o
3
VO O
[22] Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery // 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18) / Prof. Dr. Rahim Ahmadi, Prof. Kazuaki Maeda, Prof. Dr. M. Plaisent (Ed.). - Budapest, Hungary. Int'l Conference Proceedings. - P. 23-28. - DOI: 10.17758/ URUAE4.UH10184023
[23] Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches // Opcion. Vol. 35. - 2019, № S 24. - P. 360-375.
[24] Gorbunova I.B. The integrative model for the semantic space of music and a contemporary musical educational process : the scientific and creative heritage of Mikhail Borisovich Ignatyev // LaplageemRevista. Vol. 6. - 2020, № Especial. - P. 2-13. - DOI: 10.24115/S2446-622020206Especial940p.2-13
[25] Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. 15th International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18).ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18 // International Conference Proceedings. - Paris, 2018, June 20-21. - P. 144-149. - D0I:10.17758/URUAE2.AE06184024
[26] Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. - 2020, № 6 Special Issue. - P. 600-615.
[27] Gorbunova I.B., Belov G.G. Electronics in Music: Call of the Times // Journal of Critical Reviews. Vol. 7. -2020, № 19. - P. 974-981.
[28] Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format // Opcion. Vol. 35. - 2019, № Special Issue 22. - P. 392-409.
[29] Gorbunova I., Chibirev S. Algorithmic Modeling of Arts and Other Hard-to-Formalize Subjects // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. - 2020, No. 6. - P. 2655-2663. - DOI: 10.35940/ijrte.F7722.038620
[30] Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience // Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. - Springer, 2018. - P. 381-389. - DOI: 10.1007/978-3-030-02750-6_29
[31] Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). - 2019. - P. 124-128. - DOI: https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.25
[32] Gorbunova I.B., Kameris A. Music Computer Education Concept for Teachers: Raising the Problem // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. - 2019, № 2 S4. - P. 913-918. - DOI: 10.35940/ijrte.B1181.0782S419
[33] Gorbunova I.B., Kameris A. Music Computer Technologies in Training a Modern Teaching Musician // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. Vol. 12. - 2020, № 6 Special Issue. -P. 518-531. - DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP6/SP20201060
[34] Gorbunova I.B., Petrova N.N. Digital Sets of Instruments in the System of Contemporary Artistic Education in Music: Socio-Cultural Aspect // Journal of Critical Reviews. Vol. 7. - 2020, № 19. - P. 982-989.
[35] Gorbunova I.B., Petrova N.N. Music Computer Technologies, Supply Chain Strategy and Transformation Processes in Socio-Cultural Paradigm of Performing Art: Using Digital Button Accordion // International Journal of Supply Chain Management. Vol. 8. - 2019 No. 6. - P. 436-445.
[36] Gorbunova I.B., Plotnikov K.Y. Music-RelateD Educational Project for Contemporary General Music Education of School Children // International Journal of Innovation, Creativity and Change. Vol. 12. - 2020, № 2. - P. 451-468.
[37] Gorbunova I.B., Plotnikov K.J., Heiner H. Music Computer Technologies as an Integrative Networking Educational Environment // REVISTA PRAXIS EDUCACIONAL. Vol. 16. - 2020, № 37. - P. 483-495. -DOI: 10.22481/praxisedu.v16i37.6433
[38] Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment // 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18) / Prof. Dr. Rahim Ahmadi, Prof. Kazuaki Maeda, Prof. Dr. M. Plaisent (Ed.). - Budapest: Int'l Conference Proceedings, Oct. 2018. - P. 15-19. - DOI: 10.17758/ URUAE4.UH10184022.
[39] Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education // Music Scholarship. - 2018, № 4 (33). - P. 55-64. - DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064
[40] Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. On the Application of Models of the Semantic Space of Music in the Integrative Analysis of Musical Works and Music Education with Music Computer Technologies // APUNTES UNIVERSITARIOS. Vol. 10. - 2020, № 4. - P. 13-23. - DOI: 10.17162/au.v10i4.486