Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ ОБРАЩЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СЕКВЕНСОРАМ И ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ VST–ИНСТРУМЕНТОВ'

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ ОБРАЩЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СЕКВЕНСОРАМ И ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ VST–ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / музыкальная форма / композиция / VST-инструменты / секвенсор / синтезатор / плагины / music computer technologies / musical form / composition / VST instruments / sequencer / synthesizer / plug-ins

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.В. Мицкевич

Представленная в статье тематика исследования обусловлена необходимостью досконального изучения обширных возможностей музыкально-компьютерных технологий как инструмента и средства создания музыкальных композиций. В статье анализируется опыт обращения к музыкальному компьютеру с использованием которого рождаются новые музыкальные идеи, новые художественные образы. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются сегодня многие музыканты, соприкасающиеся с областью электронной музыкальной композиции и использующие МКТ как инструмент для творчества. Рассматривается вопрос практического владения компьютерными ресурсами, синтезаторами и другими инструментами, позволяющими музыканту раскрыть его творческий потенциал. Автор также акцентирует внимание на проблеме использования музыкально-компьютерных технологий как средства обучения музыке и актуального инструментария для организации инклюзивного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: THE EXPERIENCE OF USING MODERN SEQUENCERS AND PROBLEMS OF WRITING MUSIC USING VIRTUAL VST INSTRUMENTS

Relevance of the chosen topic is due to the need for a thorough study of extensive possibilities of music computer technologies as a tool and means of creating musical compositions. The article analyzes experience of using a musical computer, with the help of which new musical ideas and images are born. The very way and approach to the embodiment of the composer’s bold thoughts and ideas in musical form is changing. The work outlines problems that many musicians face today who come into contact with the field of electronic music composition and use music computer technologies as a tool for creativity. The question of practical possession of computer resources, synthesizers and other tools that allow a musician to unleash his creative potential is considered. The author also focuses on a problem of using music computer technologies as a means of teaching music and relevant tools for organizing inclusive musical education.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ ОБРАЩЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СЕКВЕНСОРАМ И ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ VST–ИНСТРУМЕНТОВ»

К сожалению, на изучение математики в старших классах отводится 4 часа, этого катастрофически не хватает учителям для подготовки учащихся к ЕГЭ. Времени хватает только лишь для того, чтобы подготовить учащихся к сдаче базового уровня математики, а решение более сложных задач остается на самостоятельное изучение.

В ЧОУ «Гимназии «Сахаб» эта проблема решена за счет выделения дополнительного 1 час для подготовки к ЕГЭ из школьного компонента в качестве факультативного курса, на котором решаются задания ЕГЭ второй части.

Экономические задачи занимают в программе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в нашей гимназии, как и во всех остальных школах, лицеях, гимназиях, ключевое место, и на их изучение отводится 6 часов.

Ежегодно на базе ЧОУ «Гимназии «Сахаб» проводятся тематические круглые столы, открытые уроки и викторины по математике для учащихся 10-11 классов, где обсуждаются пути и способы решения банковских экономических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями.

Также учащиеся гимназии готовят мини-проекты по теме нашего исследования на разные и очень интересные темы: «Если бы я был банкиром...», «Как выгодно вложиться в бизнес?» и т.д. Защита данных проектов проходит во время Недели математики в феврале каждого учебного года в форме конференции.

В 2018 году доклад по теме нашего исследования был представлен на общегородском семинаре учителей математики по проблемам преподавания математики и подготовки учащихся к ЕГЭ.

В 2020 году среди студентов 1 курса факультета математики, физики и информатики (МФиИ) был проведен брейн-ринг по теме: «Я - будущий банкир», на котором рассматривались задачи на проценты и вклады, разыгрывались призы

Библиографический список

от представителей одного из банков за оригинальный подход к решению нестандартных экономических задач.

Реализуя межпредметные связи математики с другими дисциплинами, также на базе МФиИ ДГПУ в сентябре 2021 года проводилась конференция среди студентов 1 курса и учащихся 10-11 классов ЧОУ «Гимназии «Сахаб», где студенты делились своими подходами к решению нестандартных задач с учащимися, а те, в свою очередь, на английском языке защищали свои проекты по решению нестандартных задач (т.к. данная гимназия с гуманитарным уклоном).

В этом учебном году по линии волонтерства преподаватели и студенты факультета МФиИ проводят безвозмездно дополнительные занятия для подготовки учащихся школ из многодетных и малообеспеченных семей к сдаче ЕГЭ по математике, где решаются, в том числе, банковские задачи и задачи на процентные ставки.

В статье продемонстрировано, как можно использовать выведенные формулы в контексте конкретной задачи. Знание формул ещё не обеспечивает готовой модели решения. Ученик должен сам на основе проведенного анализа задачи сконструировать её модель. При этом наглядность математической модели задачи и её исследование можно показать либо через построение последовательности всех выплат, либо через составление таблицы долга и выплат.

В ходе разработки материала нашего исследования поэтапно были раскрыты основные цели и задачи, ставящиеся перед началом исследования.

Мы считаем, что цель исследовательской работы достигнута, и задачи в целом успешно решены.

Подводя итоги, можно отметить, что материал данной статьи можно использовать в курсе основной школы для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике.

1. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по математике. Профильный уровень. Available at: http://www.ege.edu.ru/

2. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Москва: Издательство «Национальное образование», 2021.

3. Малкова А.Г Математика: авторский курс подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2019.

4. Семенов А.В., Ященко И.В. Математика. Решение задач повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Москва, Интеллект-центр, 2017.

5. Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по математике. Профильный уровень. Available at: http://www.ege.edu.ru/

References

1. Demonstracionnyj variant kontrol'no-izmeritel'nyh materialov edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena 2015 goda po matematike. Profil'nyj uroven'. Available at: http://www.ege. edu.ru/

2. EG'E. Matematika. Profil'nyj uroven': tipovye 'ekzamenacionnye varianty: 36 variantov. Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2021.

3. Malkova A.G. Matematika: avtorskij kurs podgotovki k EG'E. Rostov-na-Donu, Feniks, 2019.

4. Semenov A.V., Yaschenko I.V. Matematika. Reshenie zadach povyshennogo i vysokogo urovnya slozhnosti. Kak poluchit' maksimal'nyj ball na EG'E. Moskva, Intellekt-centr, 2017.

5. Specifikaciya kontrol'no-izmeritel'nyh materialov dlya provedeniya v 2015 godu edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po matematike. Profil'nyj uroven'. Available at: http://www. ege.edu.ru/

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Mitskevich M.V., teacher of additional education,"Academic" Center for Extracurricular Work (St. Petersburg, Russia),

E-mail: marcmitskevich@gmail.com

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: THE EXPERIENCE OF USING MODERN SEQUENCERS AND PROBLEMS OF WRITING MUSIC USING VIRTUAL VST INSTRUMENTS. Relevance of the chosen topic is due to the need for a thorough study of extensive possibilities of music computer technologies as a tool and means of creating musical compositions. The article analyzes experience of using a musical computer, with the help of which new musical ideas and images are born. The very way and approach to the embodiment of the composer's bold thoughts and ideas in musical form is changing. The work outlines problems that many musicians face today who come into contact with the field of electronic music composition and use music computer technologies as a tool for creativity. The question of practical possession of computer resources, synthesizers and other tools that allow a musician to unleash his creative potential is considered. The author also focuses on a problem of using music computer technologies as a means of teaching music and relevant tools for organizing inclusive musical education.

Key words: music computer technologies, musical form, composition, VST instruments, sequencer, synthesizer, plug-ins.

М.В. Мицкевич, педагог доп. образования Центра внешкольной работы «Академический», г. Санкт-Петербург,

E-mail: marcmitskevich@gmail.com

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ ОБРАЩЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СЕКВЕНСОРАМ И ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ VST-ИНСТРУМЕНТОВ

Представленная в статье тематика исследования обусловлена необходимостью досконального изучения обширных возможностей музыкально-компьютерных технологий как инструмента и средства создания музыкальных композиций. В статье анализируется опыт обращения к музыкальному компьютеру с использованием которого рождаются новые музыкальные идеи, новые художественные образы. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются сегодня многие музыканты, соприкасающиеся с областью электронной музыкальной композиции и использующие МКТ как инструмент для творчества. Рассматривается вопрос практического владения компьютерными ресурсами, синтезаторами и другими инструментами, позволяющими музыканту раскрыть его твор-

ческий потенциал. Автор также акцентирует внимание на проблеме использования музыкально-компьютерных технологий как средства обучения музыке и актуального инструментария для организации инклюзивного музыкального образования.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальная форма, композиция, VST-инструменты, секвенсор, синтезатор, плагины.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью досконального изучения обширных возможностей музыкально-компьютерных технологий (МКТ) как инструмента и средства создания музыкальных композиций. Анализ опыта обращения к музыкальному компьютеру, с помощью которого рождаются новые музыкальные идеи, образы, меняет сам способ и подход к воплощению смелых мыслей и идей композитора в музыкальной форме. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются сегодня многие музыканты, соприкасающиеся с областью электронной музыкальной композиции и использующие МКТ как инструмент для творчества. Способы овладения информационными ресурсами, виртуальными синтезаторами и в целом музыкально-компьютерными программно-аппаратными комплексами, позволяющими музыканту раскрыть его творческий потенциал, рассматриваются нами в контексте практической значимости результатов проводимого исследования. Задачей данной работы является представление глубокого анализа новой и перспективной сферы музыкальной деятельности, связанной с проблематикой использования МКТ как средства обучения музыке и актуального инструментария для организации различных уровней и направлений современного музыкального образования.

Развитие МКТ [1-2] демонстрирует все более широкие возможности в практическом применении. Это обусловлено высокой популярностью использования самых мощных многообразных и безгранично объемных тембровых хранилищ звуковой вселенной. Многофункциональная палитра магических сращиваний отдельных элементов целого спектра музыкально-художественных явлений, чей таинственный мир возможностей обработки звука притягивает самых любознательных творцов, требует ответственного подхода в изучении данных процессов, колоссально раскрывает музыкальную фантазию и пробуждает неописуемую гамму эмоций в процессе написания музыки. Для музыканта создаются условия работы со звуком, в которых огромный мир широчайших возможностей создания нового звукового образа, его многовариантного представления во времени и пространстве является основополагающей задачей. Это может быть как слияние, так и конфликт звуковых частот и тембров, а также их вариабельность по масштабу, глубине и фактуре. В целом автором может быть представлен как совершенно иной тип создания звуковой плоскости, логики строения и взаимосвязи с другими элементами звуковых миров.

Проблематика обращения к современным секвенсорам и проблемы написания музыки с использованием виртуальных VST-инструментов показывает, что с развитием данного направления открываются новые перспективы для всей музыкальной индустрии, создания новой платформы изучения организации звукового процесса, его новой парадигмы и новых тенденций мирового музыкального пространства [3-4]. Данные технологии расширяют область познания о так называемом «виртуальном» звуке [5]. В многочисленных источниках обозначены разнообразные и разноплановые технические и технологические аспекты (см., например, работы [6-8]). Виртуальная студия - это технология, позволяющая создавать плагины для различных программ для работы со звука. Данная платформа в изначальном ее виде представляла собой некий трафарет различных аналоговых ревербераторов, компрессоров и целого ряда аудиоэффектов и эквалайзеров цифрового мира. На сегодняшний день сам термин «VST-плагин» мы понимаем как совершенно любой виртуальный инструмент и эффект.

Существуют также и более совершенные и сложные VSTi технологии, которые отличаются способностью генерировать звуковой сигнал. VST2 создавалась для проекции акустических инструментов в цифровое пространство, и все программные синтезаторы, а также семплеры стали работать на его основе. В настоящее время создана более новая технология - VST3 со своими новыми характеристиками и отличиями от предыдущих технологий. Главными особенностями этого инструмента является улучшенное взаимодействие с MIDI-проек-тами, отвечающее за более качественное воспроизведение динамики и звуков проекта. К тому же VST3 является лидером по количеству MIDI-входов и выходов, виртуальных аудиовходов, что позволяет создавать инструменты, которые, в свою очередь могут, генерировать и более сложные звуки и сигналы.

На данный момент реализуется огромное количество плагинов, их использование многофункционально и применимо в различных синтезаторах, эффектах и анализаторах звука, в которых виртуальные инструменты и применимы на практике. Погружаясь в детали работы с данными технологиями виртуальной студии VST, например, используя программное обеспечение для создания, записи и микширования музыки Steinberg Cubase, приходит осознание, что эти технологии являются незаменимым инструментом в выборе плагинов, создании новых инструментов. Отметим, что в работе с плагинами в первую очередь необходимо всегда сохранять все тщательно настроенные переключатели. В программах предусмотрены различные функции управления параметрами плагина, это является наиболее ответственным вопросом: всегда возможно запросить общее количество параметров, установить значение конкретного параметра, его описание, получить отображаемое значение. Обращаясь к опыту и навыкам владения разными программами, можно добавить, что программирование

логики синтезатора и, собственно, сам синтез и технические стороны создания VST-плагинов - процесс, занимающий много времени. Интересным опытом является так называемое экспериментирование с электронными звуками (синтез звуков) в форме этюдов с использованием видеоматериала. В этом творческом процессе наиболее полно и объёмно композитор может проявить и реализовать свою фантазию, прокручивая рычажки и различные «крутилки» в поисках более подходящих элементов звука в выстраивании целостной музыкальной картины. Важное место здесь занимает свободная импровизация, в которой форма может меняться на протяжении всего сочинения. Это может быть задано использованием различных алгоритмов и возможностью включения случайных элементов («рандомизации») в процесс создания музыкальной композиции посредством различных музыкальных технологий, например, «цифровой машины» Launchpad.

К таким цифровым системам обращен большой интерес со стороны современных композиторов. По своему характеру такой музыкальный инструмент представляет собой переносной MIDI-контроллер, с помощью которого музыкант может в режиме реального времени передавать программам в виде сообщений DAV на выбор необходимые им пэды (PAD). Современная программа Ableton Live, например, способна принимать данные сообщения и достаточно четко передавать силу нажатия и скорость. Данный контроллер также значительно облегчает работу музыканта с быстрым выбором различных генерируемых случайных процессов во времени и возможностью быстрой подстройки под их изменения. Launchpad представляет собой новое медийное явление, у которого есть перспектива развития в более совершенную технологию, применимую «в быту» музыкантом в различных направлениях его творческой деятельности. У инструмента есть немало достоинств и функций: он располагает несколькими режимами работы, среди которых отметим пользовательский режим, режим «сессия» и «миксер». Все эти режимы можно переключать с помощью определенных клавиш. У каждого режима свои задачи и характеристики. Так, например, к режиму «сессии» относится основная линия подборки тембров и исполнения ими некой основной лидирующей темы. Переключаясь на режим «миксер», становится возможным управление громкостью и включением и отключением дорожек и нужных эффектов. Существует возможность назначать различного команды через режим «пользователь». Такими командами могут стать и самостоятельные формы генерирования системой озвучивания всего фона (подложки) и ее случайных изменений во времени. Функции данных режимов раскрыты пока неполно, главное, что музыкальный инструмент обновляется и обладает заложенными в нём технологиями, гибкими и способными к различным изменениям и дополнениям. Инструмент сложный в использовании, требует необходимой сноровки и своеобразной техники исполнения на нем. Специальная подсветка помогает быстрее ориентироваться с нажатием нужных клавиш (кнопок). Использование этого инструмента помогает музыкантам раскрыть музыкальные идеи, оформить свои художественные замыслы, дополняет новыми тембровыми красками и способностью творения новых форм и музыкальных идей в режиме реального времени.

Вопрос музыкальной формы является важным в создании любой музыки. Это может быть музыка импровизационного характера, зафиксированная в нотах, или компьютерная звука. В любом случае выстраивание закономерных процессов в музыке обусловлено характером самого материала, из которого и строится полноценное произведение. Важно понимать, что в музыке возможным становится абсолютно любое явление, но способы воплощения и структурирования хаотичных мыслей автора в ней ограничены рамками восприятия слушателем. Музыканту необходимо очень тонко чувствовать эти рамки и двигаться к раскрытию того материала, за создание которого он изначально взялся. Подход со всех сторон и развертывание всей глубины мыслей и замыслов должны быть определяющими факторами в создании музыкального материала.

Музыка на компьютере на сегодняшний момент является неким проводником в мир цифрового сознания. Прежние стереотипы и методы построения формы всё ещё представляют собой основной фон всей музыкальной индустрии, но требует уже сегодня пересмотра (порой - кардинального) и поиска совсем иного подхода к ней. Получается, что в прогрессе технологий нет логики, если не следовать изменениям вслед за ними. Каждое новое цифровое явление несет в себе множество возможностей для воплощения новых творческих идей.

С началом компьютерной (цифровой) эпохи возникли новые возможности создания музыки в специальных программах, которые поддерживают виртуальные инструменты. Музыкально-компьютерные технологии определили возникновение и развитие музыки «искусственного интеллекта». В данной области возможность проекции совершенно новых современных мыслей в создаваемых фабулах музыкального космоса возросло во много раз. Музыкальные программы дали еще больше возможностей для раскрепощения творческого начала. Но объективное представление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе музыканты, начинается, пожалуй, с самого главного: представить себе общую канву развития музыкального материала и не потерять при этом важные мысли и творческие идеи в ходе работы с компьютерной программой, в которой подбору

и включению нужных функций и процессу взаимодействия с интерфейсом программы уделяется большой промежуток времени.

Особо отметим, что секвенсор - это робот, выполняющий определенные заданные алгоритмы воспроизведения набора звуков. Звучание всегда одинаковое и неизменное. Ни о каком интерпретировании речи быть не может. По нашему мнению, воспроизводимый компьютером материал не может оставаться конечным этапом в создании музыкального произведения. Звуки банков VST-instruments представляют ложную картину ощущения о «живом» звуке и прописанных для них нотных партитур, нюансировки. В создании любой музыки на компьютере требуется уделить много времени и усилий, чтобы не поддаваться соблазнам вслушивания в чистый и ровный поток звучания. Главное, не потерять возможное ощущение живого пространства, в котором акустические свойства звука лишь только обогащают наше естественное восприятие и существование музыкальной материи в выстроенной нужной временной пропорции. Уверенное знание акустики, инструментовки, оркестровки, оркестровых стилей существенно облегчает задачу, но результат озвучивания нот секвенсором всегда будет слабой зоной.

Авторы компьютерной музыки столкнулись с целым рядом проблем, которые требуют тщательного анализа и решения. Сюда, например, нужно отнести пока еще небольшой опыт работы с электронным звуком, который накоплен за последние десятилетия музыкантами, в том числе - в творчестве музыкантов-исполнителей, владеющих искусством исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (см., например, в работе [9]).

Большую ценность МКТ представляют как инструмент и новая высокотехнологичная творческая образовательная среда в процессе организации музыкально-творческого процесса для людей с ограниченными возможностями здоровья - с глубокими нарушениями зрения (см. работы [10-12]).

Отрываясь от технических вопросов, связанных с описанием и анализом МКТ, нужно сказать и о важной роли самой платформы, на основе которой появляется возможность изучать и воплощать все те идеи, которые были описаны раннее. Дело в том, что Великий подиум компьютерной музыкальной индустрии, расцвет культуры МКТ и настоящий бум творческих проектов в самых разных направлениях, связанных с развитием собственно МКТ - будь то создание музыкальной композиции, искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах, музыкальное оформление рекламы или музыки к кино и многое другое, - всё это со всей своей мощью определяет мегаплатформу музыкальной действительности всего современного мира. Красота и величие данной сферы деятельности - в ее многогранном влиянии на музыкально-творческие процессы, в ней заложены и воплощены законы многовекторного погружения во все области музыки. МКТ и цифровые ресурсы непрерывно совершенствуются и дополняются, усложняются. Будущим мастерам необходимо очень тонко чувствовать музыкальную ткань, реагировать на различные изменения. Этот процесс достаточно трудоемкий, требует тщательного вслушивания и бережного отношения в процессе претворения в жизнь музыкального образа. Следует отметить, что формируемый опыт в работе с синтезом звуков дает музыканту огромное преимущество в реализации музыкантских возможностей: расширяется кругозор музыканта, появляются новые возможности смело проявлять свои музыкальные фантазии в различных областях медиаиндустрии.

Библиографический список

Внимание к формообразованию должно быть направлено с двух ракурсов: эмоционального и «атмосферного». Будущей композиции надлежит выбрать свою четкую логику движения материала во времени исходя из выбранного направления. Каждому направлению может соответствовать определенный стиль и жанр. В электронной музыке открыто немало жанров. Подробное изучение, анализ и знакомство с каждым из них является необходимым звеном в постижении композиторского мастерства. Для более глубокого погружения в исследование материала каждого отдельного жанра с композиционной точки зрения можно посвятить еще более обширные отдельные научные исследования. Здесь открывается массивный перспективный пласт для образовательной среды в целом.

Уровень музыканта существенно вырастает в работе с компьютерным звуком. В синтезе различного рода звуков есть нечто потаенное и завораживающее, и это должно находить отклик в сердцах и умах музыкальных людей. Это есть красивый мир, в котором возможно всё.

И только чуткое внимание к любым возможным изменениям в творческих работах способно будет подвигать музыкальную культуру и музыкальную науку на преодоление данных проблем.

Существование огромной потребности в ресурсах и среде высокоразвитого мощного центра, на базе которого аккумулируется самое прогрессивное и одухотворенное сознание, определяет сегодня возможность для реализации всевозможных планов и подготовки лучших творческих и педагогических кадров в данном направлении.

Процессы творческого поиска должны иллюстрировать готовые, возможно, уникальные проекты, подчеркивающие всю красоту и мощь МКТ В периодичном экспонировании различных музыкальных идей имеет смысл разработка и подбор прекрасного материала, который, в свою очередь, может быть представлен как эталаж под собственной маркой.

В заключение отметим, что на протяжении последнего десятилетия достаточно активно развивается музыкально-информационная общественная среда. Этому процессу сопутствует ряд негативных тенденций, характерных для процесса создания и использования музыкального материала, связанный с необдуманным, часто - достаточно посредственным уровнем использования высокотехнологичных музыкально-творческих ресурсов и средств. Как результат -ухудшается общий музыкантский тезаурус, а за ним и духовное влияние массовой культуры на различные виды творческой деятельности человека. В данном исследовании представлен ряд ключевых положений, развивающих принципы профессиональной музыкальной композиции с использованием нового музыкально-компьютерного инструментария. Описывается собственный опыт автора, который разработал и преподаёт курс «Методика преподавания композиции с использованием музыкально-компьютерных технологий» на различных ступенях музыкального образования: школа - училище - вуз.

Опыт творческой и педагогической деятельности, построенной на многоаспектном и многогранном использовании МКТ, позволил автору наметить ряд ключевых позиций и педагогических подходов к процессу развития талантливых музыкантов, изучающих основы компьютерной музыкальной композиции. В последующих работах, развивающих высказанные автором идеи, основной вектор исследования намечено направить на более подробное рассмотрение и проведение детального анализа разрабатываемых учебных курсов, связанных с преподаванием композиции с использованием музыкально-компьютерных технологий.

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.

2. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

3. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

5. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

6. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

8. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика "РИ-2014": материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

9. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery Int'l Conference Proceedings. 2018: 23 - 28.

10. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

11. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

12. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XI Rossijsko-Amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.

2. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

3. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

9. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery Int'l Conference Proceedings. 2018: 23 - 28.

10. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

11. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

12. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

Статья поступила в редакцию 03.12.21

УДК 378.016:811.111

Archakhova N.V., senior teacher, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: archakhova@mail.ru

Yushkov S.E., North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kupialt3424@mail.ru

CREATIVE TASKS IN TEACHING COUNTRY STUDIES AS MEANS OF DEVELOPING CRITICAL (ANTI-CLIP) THINKING OF STUDENTS. The article deals with an urgent problem of the modern world - developing of "clip thinking" of young generation living in a VUCA-world. The author shares the experience of using creative tasks aimed at developing creative (anti-clip) and system thinking both as a part of project work during classes and as student's individual work while learning such discipline as Country Studies and Country Studies Through Language. The creative tasks are classifies according to VUCA-method. The conclusion is based on the results of the survey conducted among 5th-year Pedagogy students with the additional specialization in English at North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk).

Key words: "clip/anti-clip" thinking, critical thinking, system thinking, Country Studies, creative approach.

Н.В. Арчахоеа, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: archakhova@mail.ru

С.Е. Юшков, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kupialt3424@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО (АНТИКЛИПОВОГО) МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматривается актуальная в настоящий момент проблема развития «клипового мышления» у молодого поколения, формирующегося в так называемом VUCA-мире. Автор делится опытом использования творческих заданий с целью развития критического (антиклипового) и системного мышления как во время занятий с преподавателем, так и в качестве самостоятельной работы студентов в ходе изучения таких дисциплин, как «Лингвостра-новедение» и «Лингвострановедение и страноведение». Творческие задания классифицированы согласно методу VUCA. Выводы основаны на результатах анкетирования, проведенного среди студентов 5 курса, обучающихся по направлению «Педагогика с дополнительной специализацией английский язык» в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г Якутск).

Ключевые слова: «клиповое»/«антиклиповое» мышление, VUCA-мир, критическое мышление, системное мышление, страноведение, творческий подход.

«Клиповое мышление», эффект гугла, VUCA-мир - все чаще педагогическая общественность сталкивается с вызовами, рожденными новым типом мышления. Актуальность данного исследования самым непосредственным образом связана с решением задач, поставленных перед преподавателями вузов - пересмотр методов и методик преподавания и организации учебного процесса в вузе таким образом, чтобы отвечать требованиям новой реальности. Новое поколение, выросшее в условиях VUCA-мира, приходит в университет за академическими знаниями, являясь поколением периода трансформации, когда меняются способы потребления и передачи информации. Целью данного исследования является выявление наиболее эффективных методов работы со студентами на занятиях по лингвострановедению и страноведению в вузе, что предполагает решение соответствующих задач: проанализировать, насколько негативное влияние на процесс обучение имеет «клиповое мышление», классифицировать используемые нами на занятиях задачи согласно VUCA-методу, на основе полученной посредством анкетирования студентов обратной связи оценить эффективность используемых нами творческих заданий.

Прежде всего необходимо понять, насколько «клиповое мышление» является злом и нужно ли с ним бороться - именно таким вопросом все чаще задаются современные педагоги. И если бороться - какие методы и методики использовать. Также решить вопрос о том, не обречена ли борьба на провал. Данная задача требует немедленного решения, так как в век постоянного информационного потока и быстрых изменений возможности для долгого эксперимента нет. Однако при решении данной проблемы педагоги сталкиваются с отсутствием теоретической базы в связи с новизной проблемы. Поиск решения затрудняется тем, что не все научное общество признает существование такого термина как «клиповое мышление», не говоря уже о негативных последствиях, которые оно несет [1; 2]. Не отрицая полностью существования проблем, возникающих из-за «клипового мышления» и ведущих к трудностям с усвоением информации, не можем не согласиться также и с утверждением Н. Логинова, что существование термина указывает больше на межпоколенческий разрыв между более старшим

поколением и молодежью [1]. И уж точно не будем ставить знак равенства между клиповым мышлением и интеллектуальной деградацией, соглашаясь в этом с Е.Н. Ярковой [3].

В данном вопросе мы склоняемся к мнению тех педагогов, кто, признавая существование термина и отталкиваясь от этой идеи, предлагает пересмотреть методы, которые использует современная система образования. Так, рассматривая клиповое мышление с точки зрения пользы, которое оно несет в себе, авторы научных работ предлагают пересмотреть содержание учебного материала, изменить формат преподнесения информации, применять яркие, четкие презентации с броскими формулировками [4]. В целях адаптации в условиях преподавания в новом VUCA-мире предлагается развитие креативного мышления и грамотного сочетания традиционных и креативных методов обучениях, к последним относятся приемы геймификации, перевернутого обучения, использование и создание видеоконтента [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VUCA-мир - это реальность, отличительными чертами которой являются volatility - нестабильность, uncertainty - неопределенность, complexity - сложность и ambiguity - неоднозначность. Это мир промышленной революции, и самыми основными характеристиками, которыми нужно обладать, чтобы адаптироваться к современным условиям, являются способность быстро меняться, скорость усвоения информации, гибкость мышления. Однако нельзя сбрасывать со счетов и те характеристики, которые мы усвоили, живя в SPOD-мире (steady, predictable, ordinary, definite). Существуя в устойчивом, предсказуемом, простом и определенном мире, мы учились мыслить в глубину, строить логические связи, создавать устойчивые цели. И наилучший выход, на наш взгляд, - не отказываясь от прежних умений и навыков, трансформироваться, обретать новые и строить содержание занятий исходя из этой позиции.

Таким образом, вне зависимости от того, отрицаем мы или соглашаемся с существованием проблем, связанных с существованием в новой реальности -клип-мышление, эффект гугла - нам, современным педагогам стоит пересмотреть содержание занятий и внедрить новые методы подачи информации и обработки ее студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.