О. Ю. Праздничных И. А. Смирнов
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ
Работа представлена кафедрой информатики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Горбунова
В статье рассматриваются методические аспекты обучения различным видам музыкальной деятельности с использованием музыкального компьютера; обосновывается необходимость раз-
работки новых музыкально-образовательных систем на основе современных информационных технологий.
The article considers methodic aspects of teaching different kinds of musical activities with the help of musical computer; the necessity of development new musical and educational systems on the basis of the modern IT is also proved in the article.
Начало XXI в. ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов передачи информации, так и ее представления: компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в частности, и особенно - в область музыкального творчества и музыкального образования. Достижения в области звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые утверждают другие способы понимания музыки, развивающие классические традиции, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие традиционное музыкальное образование, не обладают.
Многочисленные эксперименты с музыкальными синтезаторами в прошлом веке привели к возникновению новых способов создания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений в современной музыкальной культуре. Многие известные композиторы, такие как К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, уже тогда создавали произведения с применением новых электронных инструментов. В 80-е гг. XX в. появились компьютерные программы, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также создавать новые тембры, печатать партитуры. Стало возможным использование компьютера в концертной практике. Сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Все это позволяет рассматривать музыкально-компьютерные технологии (МКТ) как важную составляющую музыкальной культуры современного музы-
канта. Однако многие студенты музыкальных вузов не имеют адекватного представления о возможностях музыкально-ориентированного компьютера в их профессиональной сфере деятельности. Это особенно важно для будущих музыкантов-педагогов, поскольку владение современными МКТ значительно расширяет возможности музы -кально-образовательного процесса на разных его этапах и направлениях, что в целом позволяет приобщить к музыкальной культуре значительно большее количество учащихся.
Подготовка педагога-музыканта сегодня должна включать в себя обучение пользованию современными компьютерными программами, позволяющими «синтезировать», создавать, редактировать музыку, используя компьютер. На основании проведенного анкетирования студентов 1-4-х курсов музыкально-педагогического фа -культета РГПУ им А. И. Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, студентов Академии культуры им. Н. К. Крупской, студентов Музыкальной Академии Арте (Республика Кипр) было выявлено, что такую подготовку необходимо осуществлять, начиная с первого года обучения в профильном вузе, при изучении дисциплин «Математика и информатика» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
Разработанный раздел курса информатики «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности» был апробирован в течение трех лет в обучении студентов 1-х курсов факультета музыки РГПУ им А. И. Герцена. Данный раздел разделен на несколько частей:
I. Начать обучение следует с объяснения того, что такое электронный и акустиче-
ский звук, как происходит процесс оцифровки звукового сигнала, показать, насколько безграничны возможности музыкального компьютера в плане манипулирования звуком, с тем, чтобы будущие музыканты могли технологически грамотно представлять, обрабатывать звук и работать со звуком в разных средах. Феноменологически важным является понимание того, что любой, и электронный, и акустический, инструмент является искусственным генератором звука, так же как и музыкальный компьютер.
II. Изучение профессиональных программ-секвенсеров. Задача этой части - изучение возможностей компьютера при создании музыкальных произведений и аранжировок. Это способствует развитию у студен -тов творческого потенциала, что, в свою очередь, развивает интерес к информационным технологиям. Данный тип программ имеет понятный для музыканта интерфейс, так как он по структуре похож на традиционную музыкальную партитуру и связан непосредственно с творческо-композиторской сферой деятельности. Создавая аранжировку, студенты изучают, как правильно записывать и подбирать инструменты, что обусловливает непосредственную связь с курсом аранжировки, как грамотно выстроить музыкальную форму (связь с курсом анализа музыкальных форм), какие бывают типы и виды имитирующих акустических и электронных инструментов (связь с курсом инструментоведения). Данный раздел курса, являющийся наиболее творческим с музыкальной точки зрения и интегративным по характеру решаемых задач, эффективно способствует формированию прочных знаний как в области музыкально-теоретических, так и информационнотехнологических дисциплин, что было выявлено на этапах проведения прогнозирующего и формирующего педагогического эксперимента.
III. Изучение программ-автоаранжировщиков является необходимым элементом в процессе изучения МКТ, так как с помощью заранее продуманных, художествен-
но грамотно выстроенных алгоритмов построения музыкальной композиции, можно за короткий срок создать аранжировку для праздника или концерта. Это вызывает большой практический интерес у будущих музыкантов-педагогов, активизирует их знания по музыкуально-теоретическим дисциплинам и др.
IV. Изучение музыкальных конструкторов (или программ для создания танцевальной музыки). Компьютерная танцевальная музыка является востребованной в современном обществе, поэтому важно, чтобы педагог музыки был знаком с технологией ее создания. Принцип работы программ -музыкальных конструкторов заключается в составлении повторяющихся музыкальных фрагментов - семплов. Студентам важно объяснить, что электронная музыка - это не только проявление поп-культуры, что она имеет свои глубокие корни и предпосылки . Таким образом, классическое музыкальное образование расширяется за счет музыкально-эстетических представлений современной музыкальной культуры, пополняя творческие возможности и тезаурус будущего музыканта-педагога.
В нашем исследовании в ходе проверки эффективности результатов педагогического эксперимента мы опирались на традиционные психолого-педагогические подходы с применением следующих методов: интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, наблюдение за деятельностью преподавателей. Проведенный педагогический эксперимент позволил заключить, что подготовка студентов с применением разработанного курса и выбранной формы организации занятий привела к желательным результатам. На повышение креативности студентов указывают: желание самостоя-тельного изучения профессиональных музыкально-компьютерных программ (9-21%); желание создавать собственные творческие работы на основе МКТ (11-32%). Формирование информационно-коммуникативной компетенции: выразили желание в формировании коллективных творческих
проектов (5-15%); освоили принципы поиска, отбора и передачи информации различного типа (46-63%); научились адекватно оценивать результаты собственной деятельности (16-32%).
Об эффективности учебного процесса в целом свидетельствует возросшее желание расширить свои познания в области музы-
кально-компьютерных технологий (19-67%), информатики (6-25%), интернет-технологий (28-82%), композиции и аранжировки (2371%). Основные результаты исследования в целом подтверждаются данными педагогического эксперимента, проведенного со студентами Музыкальной Академии Арте (Республика Кипр) в 2005-2006 гг.