Научная статья на тему 'Музыкально-эстетический вкус молодёжи как проблема духовности современного общества'

Музыкально-эстетический вкус молодёжи как проблема духовности современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
192
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетический вкус молодёжи как проблема духовности современного общества»

И.В. Уварова

Музыкально-эстетический вкус молодёжи как проблема духовности современного общества

Духовный процесс общества - проблема не только этическая, эстетическая, но в большой степени политическая. Место культуры в жизни человека, эстетический и нравственный её уровень, характер отношении художника и мира - верные показатели и ориентиры социального развития, демонстрирующие с

удивительной точностью меру гуманности общества, характер его социальных требований к личности. Прогресс же - понятие сложное, неоднозначное, включающее в себя много различных составляющих: прогресс технический, экономический, духовный, нравственный, прогресс науки, искусства. Все они находятся в сложном взаимодействии и далеко не всегда идут в ногу. Вполне возможно положение, когда техника прогрессирует, а

нравственность людей падает. Но «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Вопрос о человеке как конечной цели всех преобразований, о его судьбе, его развитии - главный вопрос теории прогресса. Ещё никогда с такой отчётливой определенностью проблема человека и человеческих ценностей не становится в центре обсуждения всех духовных вопросов как в настоящее время.

Духовный прогресс современного человека предполагает не просто усвоение суммы новых знаний, а определённую переориентацию сознания. Речь идёт о повороте общественного сознания, общественной психологии от абстрактных идей к человеку. Нас захлёстывает, по словам доктора философских наук А. Гулыги, «цивилизация без культуры», и это оказывает разлагающее влияние на все сферы нашей экономической, социальной и духовно-нравственной жизни. Специалисты,

способные производить сложные расчёты, но совершенно равнодушные к мудрости и величию природы, экономическим и нравственным последствиям своих проектов, стали подлинными «новаторами» нашей экономики и культуры. Подготовка только узких специалистов, профессионалов своего дела, не признающих искусство, эстетику, нравственно-духовные ценности народа и всей мировой цивилизации, чревато непредсказуемыми катастрофами в планетарном масштабе. Если в ближайшее время не изменить систему образования, не придать ей более глубокий

гуманистический характер, то это может привести к новым экологическим катастрофам.

252

Духовная культура личности не равнозначна многосторонней эрудиции, хотя, безусловно, предполагает и её, она включает в себя целостное формирование человека. В основе этой культуры -органическое овладение разнообразными формами освоения мира, наукой, искусствам, философией, умственным и физическим трудом, формами человеческого общения. Неизменное стремление постичь истину каждой конкретной ситуаций (знания, поступка, оценки), видимо, и составляет одни из главных признаков подлинной интеллигентности. Этому не научит ни род занятий, ни эрудиция, ни овладение манерами поведения. Основным регулятором многогранного общественного поведения человека может быть только его подлинная духовная культура. С культурой связана способность человека к постижению нового, готовность отказаться от привычного стереотипа мышления и поведения, а чувство - это всегда показатель духовной зрелости личности. Конечно, понятие «культура» объёмнее, шире понятия «искусство», но есть в ней сферы, где искусству, безусловно, принадлежит ведущая роль. Это область человека и человеческих отношений, внутренний мир личности, его сложности и противоречия, нравственная жизнь общества в самом широком смысле слова.

Сложившаяся у нас система музыкально-эстетического воспитания и образования нуждается в коренных изменениях. Критериям эстетической и нравственной воспитанности личности ребёнка может служить творческое отношение к различным видам деятельности. Важным составляющим компонентом программ музыкально-эстетического направления является их обращения к творческому началу личности, комплексный подход к воспитанию и развитии учащихся за счёт интегрированного воздействия на ум, сердце, и душу - музыкой, пением, литературой, поэзией, скульптурой, архитектурой, живописью. Все эти виды искусства нравственно закаляют душу ребёнка, формируют целостное восприятие красоты и единства мира, открывают учащимся с первых шагов школьного обучения неискажённую суть искусства, учат восприятию художественных образов как выражению пристрастного, не равнодушного отношение к миру. Основная задача школьных предметов художественно-эстетического цикла состоит в том, чтобы каждый растущий человек приобрёл потребность в «прикосновении» к великим духовным ценностям человечества, потребность в глубинном «проникновении» в шедевры искусство и был способен к самостоятельному творческому общению с искусством. С точки зрения воспитания искусство, а также музыка, по утверждению известного

отечественного философа М.С. Кагана, имеют исключительное значение для формирования культуры подрастающего поколения.

253

Музыкальное воспитание, являясь областью эстетического воспитания, представляет собой процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Известно, что в систематическом процессе приобщения личности к восприятию музыки существует несколько путей: а) организованное приобщение; б) самообразование; в) стихийное приобщение; г) общение.

Человеческое общение, по образному выражению замечательного писателя-гуманиста А. Сент-Экзюпери, является самой большой роскошью духовной жизни. Особенностью художественного общения является то, что оно раздвигает до бесконечности границы отдельного человека. Сфера реального общения при всей его действительности у каждого человека ограничена эмпирически, а сфера художественного общения безгранична. Поэтому когда используют искусство для общения, то величайшее ценности мировой культуры становятся ценностями каждого, его жизненной позицией, при этом человек как бы незаметно, ненавязчиво впитывает в себя весь нравственный, богатый духовный опыт человечества. Таким образом, музыка включена во всеобщие глубинные социокультурные процессы современного мира. Неслучайно проведенный институтом социологических исследований АНСССР опрос школьников (жизненные критерии, социальная ориентация) показывает, что 12,5 % полностью инфантильны, бездуховны и сориентированы на потребительские отношения к жизни, 46,9 % опрошенных заявили, что основным их интересом в жизни является отдых, развлечения, веселье. Эти веселые представления значительной части школьников о жизни порождают весьма невесёлые, горькие размышления. Больную тревогу вызывает и беспамятство, выражающее в небрежном отношении к прошлому, в воспитании по образному выражению Ч. Айтматова, «манкуртов» - людей, не помнящих матерей и родины. В этом можно увидеть серьёзные «болевые точки» соприкосновения академического искусства и культуры потребления. Развлекательно-бытовая музыка не только распространяется «вширь» - она принимает внешний облик концертно-академической и претендует на ее социальный статус -статус высокого искусства. Показательно: едва приобщившийся к музыкальной грамоте гитарист возводится в шоу-бизнесе в ранг композитора, а безголосая и лишенная признаков артистизма девушка именуется певицей. Подобное, впрочем, происходит и в других областях современной культуры: мир литературы сужается до детективно-приключенческих жанров; искусство кино сводится к боевикам, эротике, мелодраматическим или комическим сериалам; уровень культуры речи падает до бытовизмов, жаргона, «ненормативной лексики»; искусство костюма опротестовывается

254

массовым потреблением унифицированного зарубежного ширпотреба. Тем самым музыка включена во всеобщие глубинные социокультурные процессы современности. Наступательная позиция культуры развлечения приводит к тому, что последняя узаконивает в обществе свои ценности как приоритетные. Высокое духовное начало, провозглашаемое в предшествующие времена религиозной музыкой, оперным театром, концертными жанрами, в современном обществе обесценивается из-за того, что несущие его ветви музыкальной культуры «усыхают» без должной «подпитки» социальным интересом. Оказывающиеся в центре последнего развлекательно-бытовые жанры утверждают и соответствующие им ценности. Ограничение общения человека с музыкой рамками бытового музицирования приводит к обеднению личности. Музыкальное искусство, редуцированное до бытового пласта, теряет возможность эффективно воздействовать на нравственноэстетический, мировоззренческий уровень личности, благотворно влиять на ее становление и развитие. Тем самым снижается роль музыки в самосовершенствовании и индивидуализации личности, а также в жизни общества.

Итак, культурологическая ситуация, складывающаяся в современной музыкальной жизни, весьма неоднозначна для судьбы музыкально-эстетического воспитания молодёжи. Поэтому такое важное значение приобретает опора в музыкальном воспитании на действительно «высокие» ценности, выработанные в отечественной музыкальной культуре, связанные с понятием патриотизма, любви к родине, добра и человечности. Воспитания музыкального вкуса молодёжи - приоритетная задача в этом направлении.

Л.П. Василькова

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия

Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г. Значимость этой даты важна как отправная точка для процессов охвата сдвигов в культуре, искусстве, музыкальном образовании низших социальных слоёв, дотоле существовавших в зачаточных состояниях. Среди исканий передовых деятелей в сфере искусства, культуры и педагогики этого периода особое внимание обращает на себя ряд изданий, которые показали направление в развитии хорового пения для малообразованных и низкообеспеченных любителей этого вида исполнительства. В речи на открытии бесплатного класса простого хорового пения Русского музыкального

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.