Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ГАНЬСУ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ / ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ / ХУАЭР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Яньшу

Данная статья посвящена изучению народной музыки китайской провинции Ганьсу. Опираясь на данные этнографических экспедиций, автор выявил особенности обрядов и жанров традиционного музыкального искусства региона. Определено, что детерминирующими факторами формирования культуры провинции стали полиэтничность, уникальное географическое положение, а также активное взаимодействие с соседними народами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL TRADITIONAL CULTURE OF THE CHINESE PROVINCE OF GANSU IN THE ASPECTS OF MULTI-ETHNICITY AND MULTICULTURALISM

This article is devoted to the study of folk music of the Chi nese province of Gansu . Based on the data of ethnographic expeditions, the author revealed the features of the rituals and genres of the traditional musical art of the region. It was determined that the determining factors in the formation of the culture of the prov ince were polyethnicity, unique geographical location, as well as active interaction with neighboring peoples

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Чэнь Яньшу

Аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 1048080980@qq.com

Данная статья посвящена изучению народной музыки китайской провинции Ганьсу. Опираясь на данные этнографических 36 экспедиций, автор выявил

особенности обрядов и жанров традиционного музыкального искусства региона. Определено, что детерминирующими факторами формирования культуры провинции стали полиэтничность, уникальное географическое положение, а также активное взаимодействие с соседними народами. Ключевые слова: Китай, Ганьсу, традиционная культура, полиэтнический регион, народные обряды, почитание предков, хуаэр

В эпоху глобализации все большую ценность приобретают факторы, возвращающие сознание людей к проверенным веками ценностям традиционной народной культуры. В этой связи изучение музыкального искусства отдельного народа или локальных зон его проживания оказывается весьма актуальным.

Ганьсу — провинция на севере центральной части Китая.

Музыкальная традиционная культура

W W вт

китаискои провинции Ганьсу в аспектах полиэтничности и мультикультурности

Ее территория имеет вытянутую форму и простирается с севера к Югу и Юго-востоку. Эта географическая особенность позволяет соседствовать с несколькими важными областями, что делает культуру региона неповторимой. Провинция Ганьсу в достаточной мере отражает культурные коды Китая как полиэтнического и мультирелигиозного государства. В состав населения провинции входят ханьцы, уйгуры, монголы, дунсяне, салары, баоаны и казахи и другие народы. Их основными религиями являются даосизм, буддизм, тибетский ламаизм, религия бон, ислам. Частично сохранились и традиционные культовые представления, связанные с почитанием предков, стихий, духов природы. Соседство народов, исповедовавших различные религиозные взгляды, привело к синкретизму культуры региона, что отразилось в местной обрядовости. Несмотря на преобладание ханьского населения в Ганьсу, черты культуры иных народов вплавлены в общекитайскую народную традицию.

Ландшафт Гансу разнообразен: здесь встречаются горы, переходящие в степи, пахотные земли. Окруженность горами, частичная замкнутость делают местную культуру локально характеристичной. А расположение ее между Центральным Китаем и Западом обусловливает взаимопересечение с другими культурами.

Уникальность географического местоположения определила возникновение на территории Ганьсу таких исторических явлений как Чайный и Великий

шелковый пути и таких сооружений, как Великая Китайская стена, которые подчеркивают и открытость к общению, и локальную замкнутость Китая, и умение усваивать новое, и желание сохранять старое.

Известно, что освоение степей Ганьсу началось еще в эпоху неолита и бронзового века. Об эпохе Бронзы (II тыс. до н. э.) и проживании человека свидетельствуют артефакты, сходные с образцами карасукской и ан-дроновской культур. Потомки племен, оставившие их, были известны китайским летописцам как ди. Они дожили до Средневековья и участвовали в создании Поздней Лян.

К древним жителям Ганьсу относятся европеоидные кочевники усуни, а также юэчжи (тохары), изгнанные во II веке до н. э. гуннами в Среднюю Азию. О следах скифоидных культур свидетельствуют предметы искусства звериного стиля, хранящиеся в музеях Ганьсу. Богатство этих мест вызывало зависть соседей, привлекало завоевателей [5].

С IV по VIII век Ганьсу попадает под власть табгачей, которые распространяют на подчиненных им землях буддизм; жужаней, под властью которых в Ганьсу формируется ядро древних тюрок Ашина, а с ними распространяется ислам; Тибетской империи и императоров китайской династии Тан. В К-ХШ веках сюда переселялись монголы и завоевывали территорию. Следы воздействия этих событий до сих пор проявляются в обрядовой и, в частности, музыкальной культуре [6], кроме того, заметно проявление

ЧЭНЬ ПНЬШУ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ

взаимодеиствия с различными этническими группами.

Традиционная обрядовая культура китаиского народа связана с жизнедеятельностью человека, представлениями о природных явлениях и загробном мире. На территории Ганьсу выделяются семеино-бытовые обряды раиона Лонгдон (центр Циньян) — свадебные и похоронные, обряды почитания предков. Один из заметных обрядов — церемония поклонения праотцу китаиского народа Фу-си — изобретателю системы Ба гуа — И цзин, отраженной в Книге перемен.

В числе распространенных музыкальных инструментов — зурна и барабаны. Зурна применяется в свадебном, похоронном и других народных бытовых обрядах, к примеру, звучит во время открытия магазина в деревне, по поверьям, привлекая деньги и достаток. Ее высокий тембр, широкий диапазон, изящные мелизматические мелодии отражают специфику и характеристики северо-западной музыкальной культуры. В похоронных церемониях применяются тибетский духовой инструмент куаньцзы, ударные — цин и колокол. В обрядах соединяются даосские, буддийские и традиционные черты.

В городе Хуэйнин проводятся «горные жертвоприношения», обращенные к духам гор, владеющим недрами, с целью задабривания и обнаружения ресурсов. Участники обряда приходят в горы, принося угощение из овощей, фруктов, грибов и побегов бамбука, а также мясо жертвенных животных, ставят все на алтарь, обращаясь с уважительными словами поклонения к духам. Обряд сопровождается звучанием ударных инструментов — золотого колокола, гонга, барабанов, тарелок, муюй (деревянной рыбы) — и человеческого голоса.

В 2018 году в уезде Минь автором данной статьи был зафиксирован обряд Бадан, характерный для районов с тибетскими влияниями. Он представляет собой сочетание пения, игры на барабане и танца. По сути, это обход дворов во время перехода к новому году, жертвоприношение духам гор.

Основными жанрами народной музыки являются лирические песни, эпические сказы, песни с танцем и инструментальным сопровождением. Для песенной поэзии характерно введение параллелизма образов, метафоры с образами природы, особенно с растительными символами. Структура текстов чаще всего однострофна и состоит из четырех стихов (предложений). В сюжетные строки включены междометия, украшающие звучание, усиливающие образную часть.

Один из заметных жанров провинции Ганьсу в уезде Минь — Хуаэр — разновидность женских лирических песен. В его поэзии формы из трех и четырех стихов имеют генеалогическую связь со структурой ранней поэзии Тан и Сун. В рифмах концовок стихов есть связь с поэтическим наследием ранних литераторов. Жанр Хуаэр родился в первые годы династии Мин (около 1368 г. н. э.), и был назван в честь цветка пиона. Ая, орхидея, которая цветет среди кунжута.

Лучше, чем красота пиона в горах; Сядь и поболтай с маленькой девочкой,

Я наслаждаюсь миской свежей воды.

Мелодии Хуаэр, гибкие и распевные, звучат в высоком регистре, охватывают широкий диапазон. К музыкальным особенностям можно отнести опору на сложные лады, состоящие из пентатонных и диатонных элементов. Песни в этом жанре ис-

полняются сольно или в форме диалога. В связи с этим встречаются одноголосные, многоголосные и антифонные песни.

Учитывая близкое соседство уйгурского народа, можно отметить влияние исламской культуры мукаму на музыку провинции Ганьсу, что выражается в развитии инструментальной игры и танцевальных жанров.

В завершении можно сказать, что богатая музыкальная культура провинции Ганьсу заслуживает пристального внимания со стороны исследователей, кроме того, знакомство с ней открывает перспективу подобного исследования других провинций, а также более углубленного изучения отдельных локальных территорий внутри Ганьсу.

Литература

1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная лит-ра РАН, 2001. 488 с.

2. Пэн Чэн. Ладовая система Юнь-Гун-Дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. СПб.: Композитор, 2013. 219 с.

3. Татаринова Т. Л., Дай Юй. Малозвучные лады в китайской традиционной музыке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 [48]. С. 36-39.

4. Чэнь Инши. Чэнь Линцюнь. Краткая история китайской музыки. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 95 с.

5. Административное деление Китая. URL: https://study-chinese.ru/articles/5/64/ (дата обращения: 15 мая 2019).

6. Мусульманская провинция Китая. URL: https://geosfera. org/aziya/kitaj/1854-gansu. html (дата обращения: 15 мая 2019).

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.