НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Чэнь Яньшу
Аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 1048080980@qq.com
Данная статья посвящена изучению народной музыки китайской провинции Ганьсу. Опираясь на данные этнографических 36 экспедиций, автор выявил
особенности обрядов и жанров традиционного музыкального искусства региона. Определено, что детерминирующими факторами формирования культуры провинции стали полиэтничность, уникальное географическое положение, а также активное взаимодействие с соседними народами. Ключевые слова: Китай, Ганьсу, традиционная культура, полиэтнический регион, народные обряды, почитание предков, хуаэр
В эпоху глобализации все большую ценность приобретают факторы, возвращающие сознание людей к проверенным веками ценностям традиционной народной культуры. В этой связи изучение музыкального искусства отдельного народа или локальных зон его проживания оказывается весьма актуальным.
Ганьсу — провинция на севере центральной части Китая.
Музыкальная традиционная культура
W W вт
китаискои провинции Ганьсу в аспектах полиэтничности и мультикультурности
Ее территория имеет вытянутую форму и простирается с севера к Югу и Юго-востоку. Эта географическая особенность позволяет соседствовать с несколькими важными областями, что делает культуру региона неповторимой. Провинция Ганьсу в достаточной мере отражает культурные коды Китая как полиэтнического и мультирелигиозного государства. В состав населения провинции входят ханьцы, уйгуры, монголы, дунсяне, салары, баоаны и казахи и другие народы. Их основными религиями являются даосизм, буддизм, тибетский ламаизм, религия бон, ислам. Частично сохранились и традиционные культовые представления, связанные с почитанием предков, стихий, духов природы. Соседство народов, исповедовавших различные религиозные взгляды, привело к синкретизму культуры региона, что отразилось в местной обрядовости. Несмотря на преобладание ханьского населения в Ганьсу, черты культуры иных народов вплавлены в общекитайскую народную традицию.
Ландшафт Гансу разнообразен: здесь встречаются горы, переходящие в степи, пахотные земли. Окруженность горами, частичная замкнутость делают местную культуру локально характеристичной. А расположение ее между Центральным Китаем и Западом обусловливает взаимопересечение с другими культурами.
Уникальность географического местоположения определила возникновение на территории Ганьсу таких исторических явлений как Чайный и Великий
шелковый пути и таких сооружений, как Великая Китайская стена, которые подчеркивают и открытость к общению, и локальную замкнутость Китая, и умение усваивать новое, и желание сохранять старое.
Известно, что освоение степей Ганьсу началось еще в эпоху неолита и бронзового века. Об эпохе Бронзы (II тыс. до н. э.) и проживании человека свидетельствуют артефакты, сходные с образцами карасукской и ан-дроновской культур. Потомки племен, оставившие их, были известны китайским летописцам как ди. Они дожили до Средневековья и участвовали в создании Поздней Лян.
К древним жителям Ганьсу относятся европеоидные кочевники усуни, а также юэчжи (тохары), изгнанные во II веке до н. э. гуннами в Среднюю Азию. О следах скифоидных культур свидетельствуют предметы искусства звериного стиля, хранящиеся в музеях Ганьсу. Богатство этих мест вызывало зависть соседей, привлекало завоевателей [5].
С IV по VIII век Ганьсу попадает под власть табгачей, которые распространяют на подчиненных им землях буддизм; жужаней, под властью которых в Ганьсу формируется ядро древних тюрок Ашина, а с ними распространяется ислам; Тибетской империи и императоров китайской династии Тан. В К-ХШ веках сюда переселялись монголы и завоевывали территорию. Следы воздействия этих событий до сих пор проявляются в обрядовой и, в частности, музыкальной культуре [6], кроме того, заметно проявление
ЧЭНЬ ПНЬШУ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ
взаимодеиствия с различными этническими группами.
Традиционная обрядовая культура китаиского народа связана с жизнедеятельностью человека, представлениями о природных явлениях и загробном мире. На территории Ганьсу выделяются семеино-бытовые обряды раиона Лонгдон (центр Циньян) — свадебные и похоронные, обряды почитания предков. Один из заметных обрядов — церемония поклонения праотцу китаиского народа Фу-си — изобретателю системы Ба гуа — И цзин, отраженной в Книге перемен.
В числе распространенных музыкальных инструментов — зурна и барабаны. Зурна применяется в свадебном, похоронном и других народных бытовых обрядах, к примеру, звучит во время открытия магазина в деревне, по поверьям, привлекая деньги и достаток. Ее высокий тембр, широкий диапазон, изящные мелизматические мелодии отражают специфику и характеристики северо-западной музыкальной культуры. В похоронных церемониях применяются тибетский духовой инструмент куаньцзы, ударные — цин и колокол. В обрядах соединяются даосские, буддийские и традиционные черты.
В городе Хуэйнин проводятся «горные жертвоприношения», обращенные к духам гор, владеющим недрами, с целью задабривания и обнаружения ресурсов. Участники обряда приходят в горы, принося угощение из овощей, фруктов, грибов и побегов бамбука, а также мясо жертвенных животных, ставят все на алтарь, обращаясь с уважительными словами поклонения к духам. Обряд сопровождается звучанием ударных инструментов — золотого колокола, гонга, барабанов, тарелок, муюй (деревянной рыбы) — и человеческого голоса.
В 2018 году в уезде Минь автором данной статьи был зафиксирован обряд Бадан, характерный для районов с тибетскими влияниями. Он представляет собой сочетание пения, игры на барабане и танца. По сути, это обход дворов во время перехода к новому году, жертвоприношение духам гор.
Основными жанрами народной музыки являются лирические песни, эпические сказы, песни с танцем и инструментальным сопровождением. Для песенной поэзии характерно введение параллелизма образов, метафоры с образами природы, особенно с растительными символами. Структура текстов чаще всего однострофна и состоит из четырех стихов (предложений). В сюжетные строки включены междометия, украшающие звучание, усиливающие образную часть.
Один из заметных жанров провинции Ганьсу в уезде Минь — Хуаэр — разновидность женских лирических песен. В его поэзии формы из трех и четырех стихов имеют генеалогическую связь со структурой ранней поэзии Тан и Сун. В рифмах концовок стихов есть связь с поэтическим наследием ранних литераторов. Жанр Хуаэр родился в первые годы династии Мин (около 1368 г. н. э.), и был назван в честь цветка пиона. Ая, орхидея, которая цветет среди кунжута.
Лучше, чем красота пиона в горах; Сядь и поболтай с маленькой девочкой,
Я наслаждаюсь миской свежей воды.
Мелодии Хуаэр, гибкие и распевные, звучат в высоком регистре, охватывают широкий диапазон. К музыкальным особенностям можно отнести опору на сложные лады, состоящие из пентатонных и диатонных элементов. Песни в этом жанре ис-
полняются сольно или в форме диалога. В связи с этим встречаются одноголосные, многоголосные и антифонные песни.
Учитывая близкое соседство уйгурского народа, можно отметить влияние исламской культуры мукаму на музыку провинции Ганьсу, что выражается в развитии инструментальной игры и танцевальных жанров.
В завершении можно сказать, что богатая музыкальная культура провинции Ганьсу заслуживает пристального внимания со стороны исследователей, кроме того, знакомство с ней открывает перспективу подобного исследования других провинций, а также более углубленного изучения отдельных локальных территорий внутри Ганьсу.
Литература
1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная лит-ра РАН, 2001. 488 с.
2. Пэн Чэн. Ладовая система Юнь-Гун-Дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. СПб.: Композитор, 2013. 219 с.
3. Татаринова Т. Л., Дай Юй. Малозвучные лады в китайской традиционной музыке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 [48]. С. 36-39.
4. Чэнь Инши. Чэнь Линцюнь. Краткая история китайской музыки. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 95 с.
5. Административное деление Китая. URL: https://study-chinese.ru/articles/5/64/ (дата обращения: 15 мая 2019).
6. Мусульманская провинция Китая. URL: https://geosfera. org/aziya/kitaj/1854-gansu. html (дата обращения: 15 мая 2019).
37