Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / музыка / психология / психотерапия / музыкальная терапия / метод музыкально-импровизационной музыкотерапии / education / music / psychology / psychotherapy / music therapy / method of musical improvisational music therapy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гордеева Татьяна Юрьевна

Музыкально-импровизационная терапия представляет собой комплексный музыкально-терапевтический инструмент психоэмоциональной разгрузки и социальной адаптации средствами музыки участников образовательного процесса всех уровней образования, а также широких слоев населения. Предложенный метод музыкально-импровизационной терапии осуществляет психопрофилактику и коррекцию психологических проблем студентов первых курсов гуманитарных направлений, связанных с утверждением нового социального статуса, приобретением верной самооценки, высвобождением творческого потенциала, формированием навыков межличностного общения, свободной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гордеева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY IN THE LIGHT OF THE PROBLEMS OF MODERN EDUCATION

Musical improvisational therapy is a complex musical and therapeutic tool for psychoemotional relief and social adaptation by means of music of participants in the educational process at all levels of education, as well as the general population. The proposed method of musical improvisational therapy provides psychoprophylaxis and correction of psychological problems of first-year students of humanities related to the establishment of a new social status, the acquisition of correct self-esteem, the release of creative potential, the formation of interpersonal communication skills, free communication.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

References:

1. Aristotle's Writings in 4 vols. Vol. 1/Ed. V.F. Asmus. - M.: Mysl, 1976. - 550 p.

2. Hegel G.V.F. The science of logic. In 3 vols. Vol. 3// Subjective logic or the doctrine of the concept/Ed. by M.M. Rosenthal.- M.: Thought, 1972. - 371 p.

3. Lenin V.I. Philosophical notebooks//PSS t . 29. - Moscow: Politizdat, 1973. - 783 p.

4. Lenin's theory of reflection in the light of the development of science and practice. In 2 vols. Vol. 1//Reflection, cognition, creativity/Gl. ed. T. Pavlov. - Sofia: Publishing house "Science and Art", 1981. - 688 p.

5. Materialistic dialectics. In 5 t. t. 2 //Subjective dialectics/Under the general editorship of F.V. Konstantinov and V.G. Marakhov/Ed. by V.G. Ivanov. - M.: Mysl, 1982. - 285 p.

6. Plato Collected works in 4 vols. Vol. 2/General ed. by A.F. Losev et al. - Moscow: Mysl, 1993. - 528 p.

7. Rosenthal M.M. "The science of logic" by Hegel and the Marxist science of logic/Hegel G.V.F. The Science of Logic. In 3 vols. t. 1//The Doctrine of being/Ed. M.M. Rosenthal. - M.: Thought, 1970. - pp. 5-74.

8. Soloviev V.S. Essays in 2 vols. t. 1/Comp., general ed. and introductory articles by A.F. Losev and A.V. Gulyga; Notes by S.L. Kravts et al. - Moscow: Mysl, 1990. - 892 p.

9. Solovyov V.S. Russia and the Universal Church/ Translated from the English by G.A. Rachinsky. - M.: TVET "Fabula" (reprint from the edition of A.I. Mamontov, M., 1911). - 448 p.

10. Theory of knowledge. In 4 vols. Vol. 2. The socio-cultural nature of cognition/Edited by V.A. Lektorsky, T.I. Oizerman. - M.: Mysl, 1991. - 478 p.

11. Trubetskoy S.N. History of ancient philosophy. - Zhukovsky; M.: Kuchkovo field, 2005. - 480 p.

12. Trubetskoy S.N. Essays/Comp., ed. and introduction. article by P.P. Gaidenko; Note by P.P. Gaidenko, D.E. Afinogenova. - M.: Mysl, 1994. - 816 p.

13. Florensky P.A. The pillar and the affirmation of truth: The experience of Orthodox theodicy. - M.: LLC "AST Publishing House". 2003. - 640 p.

УДК 78.067+159.9.07

Т.Ю. Гордеева

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкально-импровизационная терапия представляет собой комплексный музыкально-терапевтический инструмент психоэмоциональной разгрузки и социальной адаптации средствами музыки участников образовательного процесса всех уровней образования, а также широких слоев населения. Предложенный метод музыкально-импровизационной терапии осуществляет психопрофилактику и коррекцию психологических проблем студентов первых курсов гуманитарных направлений, связанных с утверждением нового социального статуса, приобретением верной самооценки, высвобождением творческого потенциала, формированием навыков межличностного общения, свободной коммуникации.

Ключевые слова: образование, музыка, психология, психотерапия, музыкальная терапия, метод музыкально-импровизационной музыкотерапии

Tatyana Yu. Gordeeva MUSIC THERAPY IN THE LIGHT OF THE PROBLEMS OF MODERN EDUCATION Musical improvisational therapy is a complex musical and therapeutic tool for psychoemotional relief and social adaptation by means of music of participants in the educational process at all levels of education, as well as the general population. The proposed method of musical improvisational therapy provides psychoprophylaxis and correction of psychological problems of first-year students of humanities related to the establishment of a new social status, the acquisition of correct self-esteem, the release of creative potential, the formation of interpersonal communication skills, free communication.

Key words: education, music, psychology, psychotherapy, music therapy, method of musical improvisational music therapy

Введение

Современные мегаполисы, предоставляя комфортные условия проживания, являются одновременно источником стрессогенных ситуаций ввиду высокого жизненного ритма, фатального ощущения нехватки времени, завышенного объема получаемой информации, высокой концентрации межличностного общения, загрязненной информационной среды, построенной на антигуманных принци-

пах, дезориентации нравственных и моральных норм детей и молодежи. В результате таких массированных воздействий на организм и психику человека стремительно падает уровень физического и психического здоровья населения, и, в частности, детей и молодежи.

Это подтверждается тревожной статистикой врожденных и приобретенных заболеваний школьников, а также рельефом психосоматических и невротических расстройств, ко-

торые формируются в результате многочисленных экологических и социальных проблем настоящего времени [2].

С таким «багажом» среднестатистический абитуриент поступает в вуз. Встает вопрос: усугубит ли он его новым негативным опытом или переосмыслит; будет искать способ укрыться от проблем «перехода» или осознает и преодолеет их; «закопает» свой дар в землю или укрепится в выборе и полностью раскроется в профессии?

Данный вопрос связан с проблемой ответственности педагога высшей школы и за обучение молодого специалиста (комплекс знаний, умений и навыков), и за воспитание его нравственной стойкости и гибкости, подобно тому, как это происходит в восточной «школе», когда учитель передает ученику вместе с навыками и сокровенное богатство своего духовного мира [9].

Именно духовный стержень человека заряжает его невосприимчивостью к телесным болезням и душевным невзгодам и позволяет в полной мере реализовать свой творческий потенциал, осуществляя при этом самосовершенствование и самоутверждение.

Особенно важна поддержка педагога на первом этапе адаптации вчерашних школьников к вузовскому бытию, когда у молодых людей происходит замена привычного окружения, формируются новые взаимосвязи, межличностные отношения в студенческих группах, складываются представления об уровне потенциала каждого члена студенческого сообщества, негласно формируется мнение группы и кафедры о возможностях и перспективах студента.

В скрытой или явной форме у всех студентов первых курсов происходят внутренние перенастройки, сопровождаясь индивидуальными психоэмоциональными переживаниями, на которые влияет и личная жизненная история. Поэтому психологическая поддержка молодого человека в данный период является необходимым и актуальным процессом сопровождения его образовательного процесса.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что авторский метод музыкально-импровизационной терапии, применяемый в образовательном процессе высшей школы на первых курсах, представляет собой здоро-вьесберегающую технологию, способную положительным образом повлиять на психоэмоциональное состояние и процессы социальной адаптации студентов первых курсов

гуманитарного профиля.

Материалы и методы

Предлагаемая методика основана на подходах научной музыкотерапии (С.В. Шушарджан). Она опирается на методы вокалотерапии (С.В. Шушарджан); элементарной музыкотерапии, игровой вокалотерапии (Н.И. Ерёмина); рациональной музыкальной психотерапии (В.И. Петрушин); личност-но-ориентированной музыкальной психокоррекции (О.А. Лучинина); звукотерапию собственным голосом (Е.Д. Резников); музыкальную психодраму (Дж. Морено), а также собственный вокально-педагогический и исполнительский опыт. Мониторинг динамики психоэмоционального состояния студентов в ходе применения метода осуществлялся психодиагностикой по тестам Люшера, методике САН.

Литературный обзор

История музыкотерапии связана с именами отечественных (В.М. Бехтерев, И.М. Догель, С.И. Консторум, А.С. Клюев, И.М. Сеченов, В.И. Петрушин, С.В. Шушарджан и др.) и зарубежных ученых (Р. Ассаджиолли, Г.Г. Декер-Фойгт, А. Менегетти, П. Нордофф, К. Роббинс, К. Шумахер и др.), ведя отсчет от Античности (Пифагор) и Средних веков (Авиценна).

Именно В.М. Бехтерев в 1885 г. создал психофизиологическую лабораторию с гистологическим и физиологическими отделениями в Казанском Императорском Университете, где инициировал исследования по воздействию музыки на человека, в частности, эксперименты И.М. Догеля по влиянию музыки на человека и животных. В 1913 г. в Санкт-Петербурге В.М. Бехтерев основал «Комиссию по выяснению лечебного, воспитательного и гигиенического значения музыки» с целью исследования терапевтических эффектов музыки. После смерти ученого в 1927 году исследования по музыкальной терапии приостановились.

В ХХ! веке дело великих предшественников было продолжено, и в 2003 году отечественная музыкальная терапия обрела статус научного направления благодаря трудам С.В. Шушарджана и А.Н. Разумова. Будучи профессиональным музыкантом (приглашенным солистом-вокалистом Большого театра СССР) и врачом-кардиологом высшей квалификационной категории С.В. Шушарджан объединил в своем научном подходе возможности рационального и чувственного познания. Он разработал нейро-резонансно-гуморальную теорию, которая вместе с теорией стресса и адап-

тации Г. Селье легла в основу нового научного направления. С.В. Шушарджан также явился создателем научной вокалотерапии, сформировав и применив систему оздоровительных вокальных занятий с больными бронхолегоч-ной нозологии, блестяще доказав на практике и защитив в ходе двух диссертационных исследований ее действенность.

Результаты

Метод музыкально-импровизационной му-зыкотерапии представляет собой дальнейшее развитие методов научной музыкотерапии, внося в технологию групповой или индивидуальной музыкально-терапевтической работы элементы импровизации. Данный опыт относится к активным методам с применением дополнительных рецептивных технологий восприятия музыки.

Практика музыкально-импровизационной музыкотерапии включает два направления: образовательно-просветительское и собственно музыкально- терапевтическое.

Образовательно-просветительский блок необходим при работе с контингентом обучающихся, поскольку он коррелирует с привычной формой получения знаний данной категорией участников. В доступной форме излагаются основы музыкальной терапии, перечень необходимых компетенций музыкального терапевта. Образовательное направление облекается в форму ненавязчивых бесед, оздоровительный эффект которых заключается в создании благоприятной психоэмоциональной атмосферы в группе, активизации когнитивных функций участников, формировании интереса к возможностям музыкальной терапии, мотивации к применению оздоровительных приемов музыкотера-пии в повседневной практике.

Собственно музыкально-терапевтическое направление метода музыкально-

импровизационной музыкотерапии реализуется в форме групповых тренингов и базируется на следующих элементах оздоровительного ресурса музыки:

1. Голосовые практики в академической манере пения. Основаны на взаимодействии свободной гортани и диафрагмального дыхания (техника бельканто), что порождает спектр оздоровительных соматических и психоэмоциональных эффектов. «Длинный» выдох укрепляет сердечную мышцу, кровеносную систему в целом, активизирует диафрагму и лимфодренажную систему организма, развивает мускулатуру органов дыхания, массирует ЖКТ, улучшает перистальтику кишеч-

ника [10]. Свободная фонация направлена на двойной, психосоматический эффект: освобождение зажимов внешних мышц гортани взаимосвязано со снятием ментальных блоков и психологических зажимов.

2. Импровизационная игра (певческая, ритмическая). Данный элемент музыкально-импровизационной терапии основан на теории «Homo ludens» Й. Хейзинги, который рассматривал игру как исток возникновения человеческой культуры в целом.

Игра с музыкальным звуком и музыкальным ритмом несет мощный оздоровительный эффект сотворчества, радости самораскрытия, запускает азарт внутреннего процесса выражения «невыразимого» [4], [8]. Тем самым, у человека возникает эффект сублимации в творческую деятельность, которая переориентирует доминанты мышления с «за-цикленности» на проблемных точках жизни на творческую игру с самим собой.

Схема творческой деятельности с точки зрения рефлексологии представлена великим В.М. Бехтеревым. «Итак, резюмирую: проблема - раздражитель, творчество - ответная на него реакция и продукт творчества, как результат окончательного разрешения этой реакции, являющейся совокупностью рефлексов. Как же действует раздражитель? Он возбуждает рефлекс сосредоточения, который, в свою очередь, вызывает благоприятный для деятельности мимико-соматический рефлекс, обеспечивающий подъем энергии благодаря действию сосудодвигателей и отделению гормонов внутренней секреции, возбуждающих мозговую деятельность. Сосредоточение же в сопутствии с мимико-соматическим рефлексом, как доминанта в мозговой деятельности, с одной стороны, привлекает к себе со-возбуждения из всех других областей мозга, концентрируя около себя путем воспроизведения прошедшего опыта весь запасный материал, стоящий в том или ином отношении к раздражителю, т. е. проблеме, и, с другой стороны, затормаживая все другие, не идущие к делу процессы мозговой деятельности. При этом и самая проблема на тот или другой период времени становится предметом сосредоточения - доминантой, а воспроизводимый материал подвергается соответственному отбору, анализу и последовательному синтезу на основе выработанного ранее в этом отношении опыта» [3, с. 293-294].

Музыкальная игра существенно отличается от любой другой игровой деятельности человека (спортивной, политической, компью-

терной и т.п.) именно оздоровительным эффектом, поскольку она нацелена на сам процесс музыкального самовыражения человека, а также на формирование коммуникаций между участниками в ходе сиюминутных трансформаций звука и ритма в цепочки интонаций и ритмо-паттернов.

Важное терапевтическое значение в певческой и ритмической импровизации играет тренер-музыкант и аккомпаниатор, которые задают варианты голосовых или инструментальных образцов и далее помогают каждому члену группы раскрыться наиболее полно, поддерживая музыкальным аккомпанементом.

В целом можно рассматривать музыкальную импровизацию как коллективное погружение в пространство непривычного, иного, невербального, символического праязыка, переход на музыкальный способ общения между людьми через их собственные уникальные звучания и ритмы. Акт импровизации в группе способствует самораскрытию и улучшению коммуникативных навыков, повышает приспособительные и адаптационные возможности человека к окружающим условиям существования. Кроме того игра на музыкальных инструментах тренирует совместную работу обоих полушарий головного мозга, равномерно развивая когнитивные и творческие способности человека.

3. Синтез разных видов музыкального творчества (пение, движение, музицирование, сочинительство, исполнительство и т.п.). Импровизационное стихосложение, музыкальное сочинительство и пение под аккомпанемент музыканта (музыкантов). Данный элемент основывается на синергетическом эффекте воздействия разных видов творчества, которые объединяются вокруг музыки: поэзии, композиции, исполнительства, он усиливается групповым взаимодействием в дуэтах, трио и квартетах.

4. Рецептивная музыкотерапия акустическим («живым») исполнением профессиональных музыкантов. Данная практика в отношении воздействия на человеческую психофизику имеет комплексный гармонизующий и оздоровительный эффект: рождает эстетические чувства, улучшает психоэмоциональный фон личности и погружает слушателей в ауру звучания полного обертонального спектра «живых» инструментов, что оказывает аку-стико-резонансное воздействие на организм человека в целом.

Таким образом, метод музыкально-

импровизационной музыкотерапии, опираясь на ряд оздоровительных возможностей музыки, выполняет следующие функции:

- развивающую (когнитивная деятельность, эмоциональный интеллект, творческий потенциал);

- гармонизующую (снижение тревоги, неуверенности, возрастание доверия, формирование открытости, усиление коммуникации, преодоление зависимостей);

- социально-адаптационную (переходные периоды жизненного цикла);

- коррекционную (меняет отжившие внутренние установки личности на более продуктивные, открывает внутренние источники саморазвития);

- оздоровительную (укрепление кардиоре-спираторной системы, увеличение тонуса головного мозга, повышение уровня гормонов, вызывающих положительные эмоции (эн-дорфин, серотонин, окситоцин, дофамин));

Основные принципы музыкально-импровизационной музыкотерапии состоят в следующем:

Доступность, отсутствие требований к музыкальным навыкам.

Музыкальная терапия основывается на той идее, что музыкальное -отприродное качество человека (В.К. Суханцева), его характерное «избыточное» (М.К. Мамардашвили) свойство именно как человека - «иметь ритмы и интонации своей души» [1]. Поэтому от участников группы не требуется специальных навыков музицирования или пения. Эти способности уже заложены в самой природе человека, и ориентация на данные потенции позволяют без всякого труда петь и музицировать каждому участнику группы.

Принцип значимости личности тренера/тренеров в музыкотерапии.

Доброжелательность, эмпатия, поддержание психоэмоционального комфорта в группе тренером создает устойчивое поле взаимодействия участников через внимательное, уважительное и заинтересованное отношение к каждому, чуткое отношение к переменам общего эмоционального фона. Это является необходимым условием терапевтического процесса, позволяет выстраивать и укреплять коммуникацию и доверие между людьми, обретать поддержку группы каждому участнику, снижать тем самым тревогу, страх, вытесняя агрессивные намерения и настроения.

Творческая саморефлексия. Музыкальная импровизация - это инструмент развития творческого мышления, раскрытия в себе до-

полнительных жизненных ресурсов. Она вовлекает человека в творческую игру, представляет собой великолепную и неожиданную для многих возможность открыть в себе или оживить дремлющие струны своего музыкального начала, которое бывает глубоко запрятано в душе человека. Таким образом, это прекрасный способ встретиться со своим «Другим» как приёмником и создателем звучаний и ритмов, расширить представление о самом себе, повысить самооценку, укрепить в себе творческий дух, развить эмоциональный интеллект, улучшить навыки общения и взаимопонимание.

Интерактивная форма общения. Организация взаимодействия в группе в ходе приобретаемых знаний в форме живого диалога, обмена идеями, усвоения образцов музыкальных интонаций и ритмических паттернов обеспечивает слаженные совместные действия в процессе коллективного музицирования и приносит эстетическое удовольствие участникам от согласного звучания группового ансамбля. Таким образом, гормоны счастья, эндорфины, образующиеся при творении совместного эстетического события, дают гармонизующий и антистрессовый эффект, подавляя гормоны стресса, адреналин и нора-дреналин.

Принципы гештальт-терапии при работе с группой (шеринг, обратная связь). Данные виды вербального общения устанавливают особую доверительную атмосферу, вовлекают участников в непринужденное общение, усиливают коммуникацию, позволяют каждому «выговориться», обеспечивая индивидуальный и групповой антистрессовый эффект,

укрепляют интерес к совместным практикам. На основе обратной связи тренер регулирует музыкально-терапевтический процесс.

Для оценки эффективности методики в программу исследования было выбрано 50 человек, из числа педагогов ДШИ, ДМШ и студентов. Из них 25 человек, выбранных методом случайного отбора, были приглашены на музыкально-импровизационную терапию и составили основную группу. Длительность тренинга составляла около 70 минут. Всего было проведено 15 тренингов. Остальные 25 человек составили группу контроля и просто находились под наблюдением. Во всех обследуемых группах до и после проведения методики была проведена диагностика психологических шкал по методу САН и тесту Люшера с замером коэффициента тревожности. Достоверность исследования рассчитывалась по тесту Стьюдента с принятым в гуманитарных науках уровнем достоверности (р< 0,05).

При оценке показателей психодиагностики после завершения курса музыкально-импровизационной терапии в основной группе была получена позитивная динамика.

Изменились средне групповые значения теста САН: шкала самочувствия достоверно повысилась на 14,8 % (р< 0,1), шкала активности достоверно увеличилась на 22,1% (р< 0,05), шкала настроения достоверно выросла на 4,3 % (р< 0,05).

При анализе результатов цветового теста Люшера после применения метода установлены изменения в цветовых предпочтениях, которые свидетельствуют о позитивной динамике в психологическом состоянии обследуемых основной группы (см. Рис.1).

3,5

2,5

1,5

0,5

I Основная группа I Контрольная группа

До МКОТ После МКОТ

3

2

1

0

Рис. 1. Динамика коэффициента тревожности по тесту Люшера после проведения музыкально-импровизационной терапии (музыкальный коррекционно-оздоровительный тренинг с элементами импровизации (МКОТ)) в основной и контрольной группах.

Это нашло свое подтверждение и в результатах количественной оценки, где среднее значение группового индекса тревожности достоверно снизилось в основной группе на 18,75 % (р< 0,05).

В контрольной группе значимых изменений шкал по результатам психодиагностики не установлено.

Обсуждение

Многолетний опыт музыкально-терапевтической работы в вузе со студентами гуманитарного направления (библиотекарями, музыкантами, звукорежиссерами) показал, что в ходе применения метода музыкально-импровизационной терапии происходят следующие положительные психологические изменения:

- студенты ярко проявляют себя, раскрывают психологические особенности своей личности;

- в результате шеринга начинают лучше понимать свои собственные предпочтения и неприятия, выясняя свои болевые точки;

- благодаря импровизационному характеру заданий и музыкальных игр раскрывают новые грани творческого потенциала;

- улучшают коммуникационные навыки общения друг с другом в учебной группе в результате совместного музицирования и обсуждения результатов музыкально-терапевтических заданий;

- создают совместное творческое поле музыкального взаимодействия, порождающего эмоции радости, восторга, удивления, счастья;

- начинают интересоваться психологическими практиками личностного роста и развития;

- осваивают опыт применения музыки не только как средства воплощения эмоцио-

нально-художественного образа, но и как инструмент социально-психологической адаптации, реабилитации и способ самовосстановления человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Музыкально-импровизационная музыко-терапия обнаруживает высокий ресурс превентивной психологической работы и вызывает неподдельный студенческий интерес. Импровизационная игра, лежащая в основе метода, базируется на возможностях человека к адаптации и самовосстановлению через мотивацию интереса к собственной личности, активизацию творческого потенциала, саморефлексию, расширение спектра личностных навыков музицирования и, в целом, укрепление внутреннего духовного ресурса.

Данный метод прошел экспертизу в Академии медицинской реабилитации, клинической психологии и музыкотерапии (Сертификат соответствия № 2230 ССМТ-072 от 31.01.2023) и получил название «Музыкальный коррекционно-оздоровительный тренинг с элементами импровизации».

Таким образом, авторский метод музыкально-импровизационной терапии, применяемый в образовательном процессе высшей школы на первых курсах, представляет собой здоровьесберегающую технологию, способную положительным образом повлиять на процессы социальной адаптации студентов гуманитарного профиля. Он вносит вклад в решение проблемы стрессоустойчивости студентов в условиях современной техногенной цивилизации, увеличивает психоэмоциональный ресурс, побуждает к рефлексии, способствует гармонизации внутреннего мира и рекомендуется к широкому применению в учебном процессе образовательных учреждений всех ступеней.

Литература:

1. Аникина В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №4. С. 114-122.

2. Баранов A.A., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Устинова Н.В., Антонова Е.В., Вишнева Е.А. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2016. 19 (5). С. 287-293.

3. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности / под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера / В.М. Бехтерев. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928. - XXIV, 544 с.

4. Гордеева, Т.Ю. Певческий звук в контекстах культуры (культурфилософский анализ) / Т.Ю. Гордеева. - Казань : Медицина, 2021. - 300 с.

5. Забродина, Е.А. Егор Резников: «В античности звук считали основой мироздания» [Электронный ресурс] / Е. А. Забродина. - Режим доступа: http://www.religare.ru/2_36419.html.

6. Лучинина О.А. Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция / О.А. Лучинина. - Астрахань: Проект «LENOLIUS» , 2013. - 178 с.

7. Петрушин В.И. Музыкальная терапия: Новые рубежи: От терапии к коучингу. Интегральный подход / В.И. Петрушин. - М.: ИД «Городец», 2019. - 512 с.

8. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре : к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке / Е.В. Синцов. - Казань : Фэн, 2QQ3. - 3Q4 с.

9. Черкасова, Н.Л. Эстетика гхаран в индийской классической музыкальной традиции / Н. Л. Черкасова. - URL: http://uchebanaS.ru/ cont/23347S8.html

10. Шушарджан, С.В. Руководство по музыкотерапии /

С. В. Шушарджан. - М. : ОАО «Издательство «Медицина», 2QQS. - 48Q с.: ил.

11. Шушарджан, С.В., Разумов А.Н. Методы музыкальной терапии: Пособие для врачей / С. В. Шушарджан. - М. :Изд-во РНЦВМиК МЗ РФ, 2QQ2. - 29 с.

12. Reznikoff, Je. On primitive elements of musical meaning / Je Reznikoff // JMM 3. - Fall 2QQ4. - Winter 2QQS. - section 2. - URL: http://www.musicandmeaning.net/issues/showArticle.php?artID=3.2

References:

1. Anikina V.G. Idei M.K. Mamardashvili i kul'turno-dialogicheskoe ponimanie refleksii // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 14. Psixologiya. 2Q1S. №4. S. 114-122.

2. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Terleczkaya R.N., Bajbarina E.N., Chumakova O.V., Ustinova N.V., Antonova E.V., Vishneva E.A. Rezul'taty' profilakticheskix medicinskix osmotrov nesovershennoletnix v Ros-sijskoj Federacii // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2Q16. 19 (S). S. 287-293.

3. Bexterev V.M. Obshhie osnovy' refleksologii cheloveka: Rukovodstvo k ob''ektivnomu izucheniyu lichnosti / pod red. i so vstup. st. A. V. Gervera / V.M. Bexterev. - M. ; L. : Gos. izd-vo, 1928. - XXIV, S44 s.

4. Gordeeva, T.Yu. Pevcheskij zvuk v kontekstax kul'tury' (kul'turfilosofskij analiz) / T.Yu. Gordeeva. - Kazan' : Medicina, 2Q21. - 3QQ s.

5. Zabrodina, E.A. Egor Reznikov: «V antichnosti zvuk schitali osnovoj mirozdaniya» [E'lektronny'j resurs] / E. A. Zabrodina. - Rezhim dostupa: http://www.religare.ru/2_36419.html.

6. Luchinina O.A. Lichnostno-orientirovannaya muzy'kal'naya psixokorrekciya / O.A. Luchinina. - Astraxan': Proekt «LENOLIUS» , 2Q13. - 178 s.

7. Petrushin V.I. Muzy'kal'naya terapiya: Novy'e rubezhi: Ot terapii k kouchingu. Integral'ny'j podxod / V.I. Petrushin. - M.: ID «Gorodecz», 2Q19. - S12 s.

8. Sinczov E.V. Priroda nevy'razimogo v iskusstve i kul'ture : k probleme zhesto-plasticheskix osnovanij xudozhestvennogo my'shleniya v vizual'noj ornamentike i muzy'ke / E.V. Sinczov. - Kazan' : Fe'n, 2QQ3. - 3Q4 s.

9. Cherkasova, N.L. E'stetika gxaran v indijskoj klassicheskoj muzy'kal'noj tradicii / N. L. Cherkasova. - URL: http://uchebanaS.ru/ cont/23347S8.html

1Q. Shushardzhan, S.V. Rukovodstvo po muzy'koterapii /

S. V. Shushardzhan. - M. : OAO «Izdatel'stvo «Medicina», 2QQS. - 48Q s.: il.

11. Shushardzhan, S.V., Razumov A.N. Metody' muzy'kal'noj terapii: Posobie dlya vrachej / S. V. Shushardzhan. - M. :Izd-vo RNCzVMiK MZ RF, 2QQ2. - 29 s.

12. Reznikoff, Je. On primitive elements of musical meaning / Je Reznikoff // JMM 3. - Fall 2QQ4. - Winter 2QQS. - section 2. - URL: http://www.musicandmeaning.net/issues/showArticle.php?artID=3.2

УДК 372.881.111.1/37.Q35.6

Л.В. Павлова, Д.К. Бартош, М.В. Харламова

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Статья посвящена рассмотрению аксиологического подхода как основы развития ценностно-смысловых ориентаций студентов в системе иноязычного образования в вузе. Анализ аксиологического компонента личности и базовых гуманитарных ценностей, определяющих жизненные ориентиры и поведение современного человека, позволили обозначить формирование у обучающихся гуманистических ценностных ориентаций и эмоциональной культуры в качестве ведущих личностных результатов иноязычного образования. Разработанная методика реализации аксиологического подхода при работе с иноязычным текстом основывается на использовании ценностно-центрированных проблемных ситуаций, которые акцентируют внимание обучающихся на ценностном контексте, активизируют их ре-чемыслительную деятельность по выявлению ценностей, мотивируют к выражению активной жизненной позиции к усваиваемым ценностям и культурным моделям. В статье приводятся описание и результаты опытного обучения, демонстрирующие эффективность предложенной методики по развитию у студентов лингвистического направления универсальных нравственных ценностно-смысловых ориен-таций в процессе изучения английскому языку.

Ключевые слова: аксиологический подход, иноязычное образование, ценностные ориентации, цен-ностно-центрированные проблемные ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.