Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА КОЛЛЕДЖ – ВУЗ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА КОЛЛЕДЖ – ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
профессиональное музыкальное образование / преемственность поколений / повышение эффективности / гитара.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыткин Алексей Анатольевич

данная научная статья затрагивает тему возможного повышения эффективности профессионального музыкального образования музыкантов гитаристов, в области национального эстрадного инструментального исполнительства в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА КОЛЛЕДЖ – ВУЗ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ

Лыткин Алексей Анатольевич

E-mail: alekseylitkin1966@gmail. com ведущий педагог по классу гитары, Республиканский колледж музыки и

искусств https://doi.org/10.5281/zenodo.12673284

Аннотация: данная научная статья затрагивает тему возможного повышения эффективности профессионального музыкального образования музыкантов гитаристов, в области национального эстрадного инструментального исполнительства в Узбекистане.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, преемственность поколений, повышение эффективности, гитара.

«... Музыка, как феномен искусства, имеет огромные возможности для гармоничного воспитания подрастающего поколения ...»

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Широкомасштабное развитие национального эстрадного искусства в Республике Узбекистан предполагает создание необходимых условий, позволяющих превратить обыкновенного ученика в высокодуховную, профессиональную, активную и конкурентоспособную личность.

Для достижения поставленной цели требуется особый подход. Современная государственная система музыкального образования, оберегаемая педагогами, беззаветно преданными делу всей своей жизни, нуждается в адекватной, очень аккуратной частичной реновации.

Ранее существовавшая преемственность поколений музыкантов, проходивших весь путь: от музыкальной школы (5-7 лет), музыкального училища (4 года) и до ВУЗа (5 лет), - нарушена. Это слишком очевидно, так как в реальности выпускники ДШМИ XXI века часто показывают неприлично низкий уровень подготовки.

Многие учащиеся обладают недостаточным запасом упражнений, этюдов, плохо знают гаммы, арпеджио. Уровень сложности музыкальных программ в ДШМИ не всегда соответствует требованиям, необходимым их выпускникам для дальнейшего поступления в профессиональное музыкальное учебное заведение среднего звена.

И это - далеко не первый момент потерь в качестве образования!

Далее, за два года обучения в музыкальном колледже (лицее), педагоги по специальности героически пытаются исправить абсурдную ситуацию, когда учащиеся (направленные к ним в класс) плохо читают нотный текст, почти не владеют навыками сольфеджио, ритмически развиты очень слабо и практически не имеют опыта работы в ансамбле. Повторяю, - за два года! Даже самого прилежного и упорного обучения!

Это - еще один важный момент потерь в качестве образования!

Затем, непростое поступление в ВУЗ, где опытные преподаватели должны продемонстрировать студентам волшебство педагогического мастерства высшего уровня, - всего за четыре года работы из «полуфабрикатов» необходимо создать профессиональных специалистов (согласно мировым стандартам качества), готовых усердно и плодотворно трудиться, успешно «сеять разумное, доброе, вечное...» [1].

В целом, задача изначально не простая. Так, в чем же сложность ситуации, если речь идет о совершенно стандартных требованиях и приемлемых для всех условиях взаимного сотрудничества, о нормах? В этой статье мы постараемся увидеть возможную причину данной проблемы и предпримем попытку ответить на вопрос: «Что делать?».

Путь в мир Музыки начинается с момента рождения человека. Традиционно, в этот важный период возникновения интереса к познанию мира, ответственность за развитие ребенка демократичное общество возлагает на его благополучную семью. В данный период серьезных проблем не наблюдается. Первые недоразумения с музыкальным воспитанием детей обычно случаются в детском саду.

Педагог, которому хотя бы раз в жизни приходилось работать с малышами, провести три-четыре часа в веселой компании десятка пятилетних детей, подтвердит, что дело это - хлопотное и ответственное.

В период дошкольного детства ребенку необходимо развитие: умственное, физическое, психическое, изобразительной деятельности, мелкой моторики, понимание взаимодействия с окружающим миром, развитие речи и логического мышления (. и много чего еще).

Занятие музыкой дарит ребенку: развитие музыкального слуха, способность лучше распознавать звуки и лучше слышать другого, умение чувствовать, здоровое эмоциональное сопереживание, развитие творческих способностей и уверенности в себе. Именно в это время наиболее активно развивается интерес к созиданию и творчеству, закладываются фундаментальные основы будущей любви к искусству.

Все это так, но сейчас - обратимся к вопросу: «Что делать?».

Во-первых, автор данной статьи совершенно уверен в том, что музыкальными руководителями в детских садах должны работать только самые опытные педагоги, порядочные люди, владеющие необходимыми профессиональными компетенциями, влюбленные в свою работу и верно понимающие чрезвычайную важность великой миссии созидания.

По этой самой причине, оплата труда таких специалистов должна быть на уровне зарплаты преподавателя в ВУЗ. В противном случае, возможные ошибки музыкального развития малыша в детском саду неизбежно приведут к потерям в качестве, при дальнейшем получении учащимся профессионального музыкального образования.

Вот только, без надежного фундамента хороший дом не построить!

Во-вторых, современное музыкальное образование в Узбекистане включает два основных направления: общее и профессиональное. Постановлением Кабинета Министров от 5.05.2016 г. № 144 утверждено Положение о детских школах музыки и искусства [2]. Согласно документу, общее музыкально-эстетическое развитие детей осуществляется в ДШМИ, в

общеобразовательных школах (на уроках музыки), а также в самодеятельных музыкальных коллективах.

ДШМИ не дает профессионального музыкального образования и это -еще один момент потерь в качестве, так как формулировка «подготовка наиболее одаренных учащихся для продолжения обучения» на практике часто не приносит ожидаемого результата. Кроме этого, обучение в ДШМИ осуществляется на платной основе, а начальное платное образование -абсолютно нерентабельное звено в потенциальной цепи успешного творческого развития одаренных детей!

Вместе с тем, педагогическая нагрузка в ДШМИ - ответственная и чрезвычайно велика, а зарплата Учителя музыкальной школы абсолютно не соответствует этому нелегкому труду. Учитель, Устоз (Наставник) обязан выполнять свою работу в соответствии с доверием народа и получать при этом такую оплату его благословенного труда, чтобы и он, и его семья никогда и ни в чем не нуждались.

Если Учитель плохо выполнит свою великую миссию, то наше Государство получит беспринципного медика, трусливого пограничника, коррумпированного чиновника и ленивого бездарного музыканта. Понятно, что никто не хочет такой судьбы для своего ребенка.

В-третьих, продолжая беседу о профессиональных музыкальных учебных заведениях, необходимо особо подчеркнуть, что культура человека -это субстанция с постоянным потенциальным развитием. Несомненно, этот важнейший процесс сопровождает личность всю его жизнь, но именно в ДШМИ может быть заложен крепкий фундамент музыкальной профессии человека, а в лицее, в колледже и в ВУЗе обязана происходить более точная настройка необходимых параметров, которыми должен быть оснащен одаренный музыкант будущего.

В завершении этой важной темы, автор хотел бы объясниться, почему мне пришлось исследовать подобную проблему, ведь у нашего уважаемого

читателя может возникнуть вполне законный вопрос: «Почему этот человек считает себя вправе говорить на эту тему?».

Мой музыкальный педагогический опыт деятельности - 25 лет. Образование - два диплома (бакалавриат ГКУз.), (магистратура ГКУз.). Оба диплома - «с отличием».

Вот уже три года подряд выпускники моего класса «Гитара» получают наивысший балл по специальности при поступлении в Институт Национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова. И данная статья - это моя позиция Педагога и Гражданина. Также, хочется напомнить всем заинтересованным сторонам о том, что именно ВУЗ определяет Цели всех основных образовательных программ. В соответствии с этим, дальнейшее развитие музыкального образования необходимо рассматривать исключительно с системных позиций, так как именно Цель и качество конечного результата музыкального образования должны определять структуру системы и параметры ее функционирования.

Литература:

1. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1982, - Т.З. Стих. 1866-1877 гг. - С. 180

2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие - М.: Издат. центр «Академия», 2010.

3. Электронные источники информации:

4. https://lex.uz/docs/2947565

5. https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/kak_postupit_v_shkolu_muzy к1 i iskusstv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.