Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МОДУЛЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МОДУЛЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / художественные ценности / православная культура / Православие / образовательный модуль / образовательный процесс / методика преподавания музыки / школьники / общеобразовательные учебные заведения / уроки музыки / musical culture / artistic values / Orthodox culture / Orthodoxy / educational module / educational process / music teaching methodology / pupils / general education institutions / music lessons

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Падерина Юлия Андреевна

В третье десятилетие XXI века перед школьными учителями стоит задача сохранения российских традиционных ценностей, которые вот уже много веков транслируются культурой Православия. Об особой воспитательной роли православной культуры сегодня говорится во многих педагогических источниках. В практике работы школ традиции православной культуры рассматриваются в содержании программ таких предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики», и в ряде других. Темы, связанные с православной музыкальной культурой, отражены в определенных модулях предмета «Музыка». Анализ содержания программ названных предметов дает основание говорить о том, что формирование представлений у обучающихся относительно особенностей православной культуры, в том числе и музыкальной, требует определенного универсального подхода, помогающего учителям не только предметной области «Искусство», но и других предметных областей успешно использовать материал по Православию с единых методических позиций на разных школьных предметах. Целью данной статьи является представление образовательного модуля, способствующего освоению обучающимся художественных ценностей музыкальной культуры Православия как основы музыкальной культуры нашей страны. Освоение обучающимися примеров такой культуры будет способствовать не только расширению их музыкального опыта, но и формированию представлений о ее духовных ценностях. Рассмотренный в статье модуль включает темы занятий, перечень практических заданий, проверочные материалы. Темы модуля могут быть использованы учителями истории, ИЗО, музыки, основ духовно-нравственной культуры народов России и основ религиозной культуры и светской этики с целью расширения содержания различных предметов для формирования ценностного отношения обучающихся к художественной культуре Православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Падерина Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL CULTURE OF ORTHODOXY IN THE EDUCATIONAL MODULE AT BASIC SCHOOL LESSONS

In the third decade of the 21st century, schoolteachers are faced with the task of preserving Russian traditional values, which have been transmitted by the culture of Orthodoxy for many centuries. The special educational role of Orthodox culture is mentioned in many pedagogical sources today. In the practice of schools, the traditions of Orthodox culture are considered in the content of the programs of such subjects as “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia”, “Fundamentals of religious culture and secular ethics” et al. Topics related to Orthodox musical culture are reflected in certain modules of the subject “Music”. The analysis of the content of the programs of these subjects gives reason to say that the formation of students’ ideas about the peculiarities of Orthodox culture, including music, requires a certain universal approach that helps teachers not only in the subject area “Art”, but also in other subject areas to successfully use the material on Orthodoxy from a single methodological position in different school subjects. The purpose of this article is to present an educational module that helps students to master the artistic values of the musical culture of Orthodoxy as the basis of the musical culture of our country. The development of examples of such culture by students will contribute not only to the expansion of their musical experience, but also to the formation of ideas about its spiritual values. The module presented in the article includes the topics of classes, a list of practical tasks, and test materials. The topics of the module can be used by teachers of history, music, the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia and the foundations of religious culture and secular ethics in order to expand the content of various subjects to form students’ value attitude to the artistic culture of Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МОДУЛЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 372.878+271.2

ББК Ч426.853-270+Э372 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Падерина Юлия Андреевна,

SPIN-код: 2393-7010

ассистент кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МОДУЛЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальная культура; художественные ценности; православная культура; Православие; образовательный модуль; образовательный процесс; методика преподавания музыки; школьники; общеобразовательные учебные заведения; уроки музыки

АННОТАЦИЯ. В третье десятилетие XXI века перед школьными учителями стоит задача сохранения российских традиционных ценностей, которые вот уже много веков транслируются культурой Православия. Об особой воспитательной роли православной культуры сегодня говорится во многих педагогических источниках. В практике работы школ традиции православной культуры рассматриваются в содержании программ таких предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики», и в ряде других. Темы, связанные с православной музыкальной культурой, отражены в определенных модулях предмета «Музыка». Анализ содержания программ названных предметов дает основание говорить о том, что формирование представлений у обучающихся относительно особенностей православной культуры, в том числе и музыкальной, требует определенного универсального подхода, помогающего учителям не только предметной области «Искусство», но и других предметных областей успешно использовать материал по Православию с единых методических позиций на разных школьных предметах. Целью данной статьи является представление образовательного модуля, способствующего освоению обучающимся художественных ценностей музыкальной культуры Православия как основы музыкальной культуры нашей страны. Освоение обучающимися примеров такой культуры будет способствовать не только расширению их музыкального опыта, но и формированию представлений о ее духовных ценностях. Рассмотренный в статье модуль включает темы занятий, перечень практических заданий, проверочные материалы. Темы модуля могут быть использованы учителями истории, ИЗО, музыки, основ духовно-нравственной культуры народов России и основ религиозной культуры и светской этики с целью расширения содержания различных предметов для формирования ценностного отношения обучающихся к художественной культуре Православия.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Падерина, Ю. А. Музыкальная культура Православия в образовательном модуле на уроках основной школы / Ю. А. Падерина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 184-190.

Paderina Yuliya Andreyevna,

Assistant of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

MUSICAL CULTURE OF ORTHODOXY

IN THE EDUCATIONAL MODULE AT BASIC SCHOOL LESSONS

KEYWORDS: musical culture; artistic values; Orthodox culture; Orthodoxy; educational module; educational process; music teaching methodology; pupils; general education institutions; music lessons

ABSTRACT. In the third decade of the 21st century, schoolteachers are faced with the task of preserving Russian traditional values, which have been transmitted by the culture of Orthodoxy for many centuries. The special educational role of Orthodox culture is mentioned in many pedagogical sources today. In the practice of schools, the traditions of Orthodox culture are considered in the content of the programs of such subjects as "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia", "Fundamentals of religious culture and secular ethics" et al. Topics related to Orthodox musical culture are reflected in certain modules of the subject "Music". The analysis of the content of the programs of these subjects gives reason to say that the formation of students' ideas about the peculiarities of Orthodox culture, including music, requires a certain universal approach that helps teachers not only in the subject area "Art", but also in other subject areas to successfully use the material on Orthodoxy from a single methodological position in different school subjects. The purpose of this article is to present an educational module that helps students to master the artistic values of the musical culture of Orthodoxy as the basis of the musical culture of our country. The development of examples of such culture by students will contribute not only to the expansion of their musical experience, but also to the formation of ideas about its spiritual values. The module presented in the article includes the topics of classes, a list of practical tasks, and test materials. The topics of the module can be used by teachers of history, music, the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia and the foundations of religious culture and secular ethics in order to expand the content of various subjects to form students' value attitude to the artistic culture of Orthodoxy.

FOR CITATION: Paderina, Yu. A. (2024). Musical Culture of Orthodoxy in the Educational Module at Basic School Lessons. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 184-190.

© Падерина Ю. А., 2024

Введение. Сегодня в области современного воспитания и образования большое внимание уделяется сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1. В декабре 2023 года были внесены изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что основой воспитания является опора на традиционные ценности Российской Федерации (далее -РФ), а образовательный процесс должен строиться в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями с учетом российского исторического наследия. Актуальными будут являться пути освоения таких ценностей обучающимися, которые имеются в музыкальной культуре Православия.

Под «традиционными ценностями» понимаются передающиеся от поколения к поколению нравственные ориентиры, выраженные в культурном пространстве страны, посредством которого формируется мировоззрение граждан России2. К ним можно отнести такие понятия, как «Жизнь», «Труд», «Честь», «Семья», «Патриотизм» и др. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей реализуется в области образования и воспитания в соответствующих организациях. Особая роль в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей отводится школе. Согласно указу «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» школа должна способствовать освоению подрастающим поколением таких ценностей в процессе ознакомления с культурой Православия.

В 2022/2023 годах в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее -ФГОС НОО) и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) вступили ряд изменений, согласно которым изучение дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР, в программе с 2015 года) вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 классы (ранее данная дисциплина преподавалась лишь в 5-6 классах как продолжение курса «Основы религиоз-

1 Указ Президента Российской Федерации об утверждении Основ государственной культурной политики (с изменениями на 25 января 2023 года). URL: https://d0cs.cntd.rU/d0cument/420242192#6540IN (дата обращения: 20.02.2024).

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 25 декабря 2023 года). URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/ 73178 (дата обращения: 20.02.2024).

ной культуры и светской этики» (далее -ОРКСЭ) в 4 классе).

Ознакомление с ценностями православной культуры в общеобразовательной школе осуществляется при изучении предметов: «Музыка» с 1 по 8 классы, темы «О России петь, что стремиться в Храм», «Музыка вокруг нас»; в федеральной рабочей программе основного общего образования по предмету «Музыка» изучение духовной русской музыки происходит во время освоения инвариативного модуля № 1 «Музыка моего края», вариативного модуля № 5 «Музыка народов мира», модуля № 7 «Духовная музыка»; «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с 5 по 9 классы (в 5 классе, согласно федеральной рабочей программе основного общего образования, изучение музыкальной культуры Православия происходит при освоении Тематического блока № 1 «Россия - наш общий дом» в содержании тем: «Духовная культура», «Культура и религия», «Многообразие культур России», «Духовный мир человека», «Духовно-нравственные ценности российского народа», «Праздники в культуре народов России», в 6 классе при изучении Тематического блока № 2 «Человек и его отражение в культуре» в темах: «Каким должен быть человек?», «Духовно-нравственный облик и идеал человека», «Религия как источник нравственности», «Этика и нравственность как категории духовной культуры», «Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений»; «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе во время изучения модуля «Основы православной культуры»; «Изобразительное искусство» в 5 и 6 классах при освоении тем «Библейские темы в изобразительном искусстве», «Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории», «Произведения на библейские темы» (язык изображения в иконе) модуля № 2. В 7 классе при изучении темы «Архитектура и дизайн» 1 модуля учебного предмета «Изобразительное искусство»; «История» - ознакомление с культурой Православия происходит в 6 классе при изучении темы «Русь в IX -начале XII в.», «Русь в конце X - начале XII в.», «Культурное пространство», «Русь в середине XII - начале XIII в.», в 7 классе при освоении тем «Царствование Ивана IV», «Культурное пространство КУТ-КУН вв.», в 8 классе при изучении темы «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.».

Представленный перечень образовательных дисциплин и тем, включенных в них, указывает на возможность изучения музыкальной культуры Православия в образовательном и воспитательном планах.

Однако культура Православия в данных темах зачастую раскрывается авторами программ лишь как пласт культуры, проповедующий духовно-нравственные и этические ориентиры с помощью своего учения (Священного Писания). К сожалению, в этих темах недостаточно раскрывается значение певческого (песнопения) материала, который несет в себе духовно-нравственные ориентиры и тот факт, что он является базисом или основой всей музыкальной культуры России, кроме того, эта культура рассматривается с различных методических позиций того или иного школьного предмета.

Постановка проблемы. Становление музыкальной культуры и музыкального образования в России шло рука об руку с возникновением музыкальной культуры Православия. С момента крещения Руси не только происходит «воцерковление», т. е. становление человека частью Церкви, участие человека в церковных Таинствах, но и начинается развитие музыкальной культуры России. Одновременно с этим процессом возникают первые учебные заведения -школы при церквях, где обучали чтению, церковному пению, нотной грамоте [16]. Позже на основе церковных учебных заведений открываются и светские, например при организованном в XV веке хоре Государевых певчих дьяков в 1944 году было основано хоровое училище им М. И. Глинки.

В музыкальной культуре нашей страны яркие образцы светской композиторской музыки опираются на мелодику, гармонию и сюжеты русской духовной музыки, это произведения П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, а в ХХ веке - В. Г. Кикты, С. В. Свиридова, В. А. Гаврилина и др. Таким образом, музыкальная культура Православия становилась базой, на основе которой возникает музыкальная культура России в целом [6]. Понимая значение художественных и нравственных ценностей в музыкальном искусстве, истоки которого лежат в православной культуре, Д. Б. Кабалевский отмечал, что духовно-нравственное воспитание является целью музыкального воспитания, которое направлено на формирование и развитие личности ребенка, его отношения к Родине, обществу, коллективу, труду [7].

Значение православной культуры для воспитания подчеркивали многие отечественные ученые, богословы, педагоги (И. А. Ильин, К. Д. Ушинский), которые утверждали, что детей необходимо воспитывать на ценностях такой культуры. К. Д. Ушинский, говоря о «национальном принципе» в воспитании, указывал, что основой такого воспитания являются общ-

ность, патриотизм, сохранение национального языка. С помощью сохранения национальных, традиционных черт общества путем образовательного процесса происходит сохранение традиционных ценностей и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [17].

Анализ идей названных авторов сегодня позволяет современному школьному учителю проектировать уроки, связанные с культурой Православия, посредством знакомства обучающихся с ее художественными ценностями. Опираясь на названные идеи, мы разработали стратегию формирования представлений о ценностях музыкальной культуры Православия у обучающихся основной школы. Анализ содержания дисциплин основной школы позволил разработать тактику ее реализации [12].

Проведенный анализ школьных программ, которые хотя бы минимально рассматривают примеры, связанные с культурой Православия и ее художественными ценностями, показал, что в них отсутствуют те проблемные вопросы, которые стимулируют школьников на размышление о культуре, о ценностях Православия как основы всей музыкальной культуры нашей страны.

Обзор литературы. Для отслеживания закономерностей в теории ценностей православной музыкальной культуры в системе музыкально-педагогического образования обратимся к исследованиям авторов, занимавшихся изучением данного вопроса. Прежде всего определим понятие художественной ценности, так как цель образовательного модуля, рассматриваемого нами, -ознакомление подростков именно с художественными ценностями музыкальной культуры Православия.

Искусство и культура существуют в системе ценностей, при этом следует различать эстетические ценности и художественные. Отметим, что художественные ценности имеют отношение непосредственно к произведению культуры и являются результатом художественного творчества. Однако есть и общее между эстетическими и художественными ценностями - удовлетворение духовных потребностей человека.

Проблема формирования «ценностного отношения к искусству» приобрела популярность в начале 2000-х годов и уже 20 лет активно изучается педагогами, философами и культурологами. Среди ученых, занимающихся изучением именно формирования у детей дошкольного и школьного возраста «ценностного отношения к культуре», можно выделить Н. И. Коростелеву (Кашину) [9], С. С. Важенину [2], М. М. Иванову [5], Д. К. Бусурашвили [1] и др.

В основе содержания образования,

утверждали Р. Атаханов и В. И. Загвязин-ский, лежит процесс освоения обучающимися ценностей, которые, хотя и имеют изменчивый характер, но включают неизменную доминанту национальных и общечеловеческих ценностей [4]. К таковым относятся и ценности художественные, которые, по мнению М. С. Кагана, определяются как особая форма ценного сознания. В ней «художественная ценность» представляется неким воображаемым миром, который не выдает себя за действительность, но требует восприятия сотворенного человеком «небытия как подлинного бытия» [8]. Художественная реальность рассматривается исследователем с нескольких сторон: с нравственной, политической, религиозной, эстетической, а также с «синтетически-целостной», которая объединяет оценку «изображения реальности» с оценкой «самого изображения» [8].

О духовных ценностях и их определении впервые пишет Н. Гартман в труде «Эстетика», в котором отмечается необходимость добавления к существующим классам ценностей (ценности блага; ценности, которые полезны для человека и служат ему благом и средством; ценности удовольствия; жизненные ценности; нравственные ценности, присущие понятию «добро»; эстетические ценности, охватываемые понятием «прекрасное») еще одной - «ценности религии» или «религиозные ценности». Ученый подчеркивал, что на протяжении всей истории человечества именно к «религиозным ценностям» относилась подавляющая часть культуры [3].

Воспитательный потенциал таких ценностей рассматривали педагоги-исследователи. Так, Л. А. Рапацкая, говоря о воспитательном потенциале православных ценностей, утверждает, что к таковым относятся «духовный реализм; соборность и литургич-ность; Евангельская красота; взаимосвязь духовности и нравственности; "Всемирная отзывчивость" и патриотизм» [14]. Ученый отмечает духовно-нравственное влияние этих ценностей на личность, на ее творческий потенциал, ценностные ориентации и мировоззрение. Особенно значимо утверждение автора о том, что изучение музыкальной культуры Православия в общеобразовательной школе делает воспитательный процесс (освоение таких ценностей, как патриотичность, любовь, дружба, целостность) более целенаправленным.

Проанализировав содержание художественной ценности, можно сделать вывод о том, что художественные ценности Православия - это нравственные устои (вера, жертвование себя ради других, добро), воплощенные в различных формах, в том

числе и в музыкальной (концерты, песнопения и т. д.). Ядром художественных ценностей Православия выступают культурные ценности, включающие в себя ряд видов, жанров, которые отражают творческий и духовный потенциал человека.

Решение проблемы. Православная духовная музыка особенна не только по своему содержательному элементу, но и по стилистике, образам, использованию старославянского языка [13; 15]. Ознакомление с этими элементами является сложной задачей, требующей владения необходимыми навыками для понимания задуманного смысла и осознания определенной художественной формы. В связи с этим перед учителем стоит задача преподнесения музыкального материала с точки зрения не только содержания, но и характера музыки, ее средств и т. д., что в целом составляет определенную художественную форму. Таким образом, православная певческая культура (синтез слова, отражение нравственной составляющей) и музыкальный (мелодический) материал в определенной художественной форме как часть русской национальной культуры могут выполнять функцию художественного познания мира.

Для включения в содержание разных предметов в основной школе с целью формирования представлений о художественных ценностях музыкальной культуры Православия предлагается образовательный модуль, имеющий следующую структуру: темы занятия, перечень практических заданий, проверочные материалы. Темы, входящие в данный модуль: «История становления музыкальной культуры Православия», «Художественные ценности Православия в синтезе искусств», «Сюжеты православной культуры в творчестве русских композиторов и художников». Практические задания предполагают: создание презентаций, сообщений, мини-проектов, просмотр видеоматериалов, выполнение заданий на соответствие уже пройденного музыкального материала с новым музыкальным примером (церковное хоровое произведение). Проверочные материалы включают тестовые задания (анкета), содержащие вопросы закрытого типа. Тест может включать 3 блока по 5 вопросов, которые соответствуют содержанию тем модуля.

Представим краткое содержание тем модуля и практических заданий.

Тема 1. «История становления музыкальной культуры Православия».

Задача: формирование у обучающихся знаний об основных этапах становления музыкальной культуры Православия.

Построение данной темы основывается на принципе историзма, который позволяет

изучать ценности музыкальной культуры Православия в соответствии с историческим временем в хронологическом порядке.

В содержание данной темы входят: этапы становления музыкальной культуры Православия (знаменное пение, появление хорового многоголосия, хоровой концерт), духовная музыка в советский период, духовно-певческая традиция в XXI веке, жанры русской духовной музыки - тропарь, кондак, акафист, стихира и др., этапы становления художественных ценностей музыкальной культуры Православия (влияние византийской культуры на российскую, проникновение духовно-нравственных ценностей Византии в Россию).

Внедрение данной темы в содержание урока истории возможно при изучении тем «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.» в 7-м классе; «Архитектура и дизайн» (храмовая архитектура) при изучении предмета «Изобразительное искусство»; «Сюжеты и образы духовной музыки», «Два направления в музыкальные культуры: светская и духовная музыка» при освоении дисциплины «Музыка» в 7 классе. Важно, чтобы изучение истории становления музыкальной культуры Православия происходило в параллели с изучением всеобщей истории России. Таким образом, будет происходить изучение музыкальной культуры Православия в контексте определенного временного промежутка (исторической эпохи).

Второй компонент структуры модуля -практика, включающая в себя изучение данной темы с использованием следующих видов деятельности на уроке: краткие, заранее подготовленные доклады обучающихся, просмотр фрагментов художественных фильмов, диспут.

Тема 2. «Художественные ценности Православия в синтезе искусств».

Задача: формирование представлений о художественных ценностях музыкальной культуры Православия во взаимосвязи с другими духовными художественными явлениями в живописи, архитектуре, поэзии.

Принцип художественного контекста в изучении данной темы поможет в создании полноценного и целостного представления о художественных ценностях Православия. Принцип целостности («вживания») через единство восприятия и созидания путем поэтапных открытий, через ассоциации позволяет наиболее полно ознакомиться с художественными ценностями иных видов искусств [15]. По мнению В. Г. Белинского, принцип «вживания» позволяет «творить гармоничное единство жизни», для этого необходимо полное постижение культуры, которое позволит полноценно воспитывать

и восполнять человека. Б. М. Неменский говорил о возможности ребенка создавать что-то свое для себя и для окружающей среды на основе приобретенных и присвоенных ранее знаний [10].

Внедрение данной темы возможно при освоении темы «Культурное пространство XVI-XVII вв.» предмета «История», «Музыка» при изучении вариативного модуля «Духовная музыка», а также предмета «Изобразительное искусство» при изучении темы «Архитектура и дизайн».

Полихудожествнный принцип поможет в изучении данной темы наиболее полно и гармонично освоить художественные ценности музыкальной культуры Православия. Посредством полихудожественного принципа возможно развитие художественно-творческих способностей, а также духовно-нравственное развитие учеников [16].

Практика в структуре модуля осуществляется путем внедрения данной темы не только во время урока, но и при посещении виртуальных музеев и виртуальных концертов, создания обучающимися творческих проектов. Одним из видов деятельности может быть урок-беседа (проблемная) на тему «Художественная ценность музыкальных произведений С. В. Рахманинова», раскрытие которой происходит путем восприятия музыки (фрагмент «Всенощного бдения») и дальнейшего размышления о ней. В качестве стимулирующих на размышление вопросов могут выступать такие, как «Необходима ли подобная музыка в настоящее время?», «Кому может быть полезна?», «Может ли быть данная музыка популярна в современности?», «Дает ли слушателю музыка С. В. Рахманинова надежду, формирует ли любовь к Родине и сострадание к человеку?».

Тема 3. «Сюжеты православной культуры в творчестве русских композиторов и художников».

Задача: изучение сюжетов православной культуры путем ознакомления с творчеством отечественных художественных деятелей. Освоение содержания творчества русских композиторов и художников в единстве «техническое - образное». Творческое воплощение музыкального примера (исполнение вокального произведения на темы сюжетов православной культуры).

Принцип интеграции обеспечит оптимальные условия для ознакомления с художественными ценностями музыкальной культуры Православия. Данный принцип позволит рассматривать взаимопроникновение разных видов искусства. Сравнивая два вида искусства между собой, ученики смогут научиться определять художественные (выраженные через сюжет, текст) цен-

ности музыкальной культуры Православия.

В содержание данной темы входит изучение творчества композиторов и художников в единстве тем Православия. Возможно изучение творчества таких композиторов, как Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Д. Кастальского, А. А. Архангельского, С. В. Смоленского. Изучая художественную православную культуру, можно обратиться к творчеству таких художников, как А. Рублёв, И. Е. Репин, С. Ф. Колесников, А. К. Саврасов, Л. И. Соломаткин, А. П. Рябушкин, Б. М. Кустодиев. Работы перечисленных художников отражают темы православной культуры (быт православного народа, изображение церквей, храмов, икон и др.). Происходит освоение, выраженное в художественной форме, таких ценностей Православия, как «мир», «добро» и т. д.

Практическая деятельность в данной теме осуществляется в процессе диспута на тему «Добро» и «Зло», творческое задание - «Поиск картины для музыки» и «Поиск музыки для картины» [16].

Заключение. Эксперимент по внедрению данного модуля был проведен в общеобразовательной школе № 32 с углубленным изучением отдельных предметов в 7 классах г. Екатеринбург. Длительность эксперимента составила 6 месяцев, результатом его проведения стала положительная динамика сформированности представлений о художественных ценностях музыкальной культуры Православия у обучающихся 7-х классов. Результаты, полученные в процессе диагностирования обучающихся основной школы, продемонстрировали эффективность внедрения данного модуля для понимания и освоения ими ценностных оснований православной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусурашвили, Д. К. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики : монография / Д. К. Бусурашвили, М. Д. Таборидзе, О. Г. Алавидзе [и др.] ; под ред. М. Д. Таборидзе. - М. : Педагогика, 1988. - 101 с. - Текст : непосредственный.

2. Важенина, С. С. Теория и методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры : монография / С. С. Важенина, О. А. Овсяникова. - М. : Флинта : Наука, 2016. - 148 с. -Текст : непосредственный.

3. Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман. - Киев : Ника-Центр, 2004. - 639 с. - Текст : непосредственный.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с. - Текст : непосредственный.

5. Иванова, М. М. Технологии формирования ценностей у младших школьников : учеб. пособие / М. М. Иванова. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2006. - 180 с. - Текст : непосредственный.

6. Ильин, И. Путь духовного обновления / И. Ильин ; сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. -М. : Институт русской цивилизации, 2011. - 1216 с. - Текст : непосредственный.

7. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. -206 с. - Текст : непосредственный.

8. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. -205 с. - Текст : непосредственный.

9. Кашина, Н. И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография / Н. И. Кашина ; ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 183 с. -Текст : непосредственный.

10. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с. -Текст : непосредственный.

11. Новикова, Л. П. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников / Л. П. Новикова. - Текст : непосредственный // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы : материалы всероссийской научно-практической образовательной конференции, Свято-Алексиевская Пустынь, 01 января 2016 года - 31 2017 года / под редакцией Н. Ф. Злобиной. - Свято-Алексиевская Пустынь : Агентство «Литера», 2018. - С. 565-571. - EDN XVHENN.

12. Падерина, Ю. А. Диагностика сформированности у обучающихся общеобразовательных школ представлений о православной музыкальной культуре / Ю. А. Падерина. - Текст : непосредственный // Антропологическая дидактика и воспитание. - 2023. - Т. 6, № 4. - С. 218-229. - EDN FSLGJL.

13. Падерина, Ю. А. Ознакомление участников детского церковного хора с музыкальной культурой православия / Ю. А. Падерина, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 216-222. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_26. - EDN OUPQCK.

14. Рапацкая, Л. А. Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал / Л. А. Рапацкая. - Текст : непосредственный // Музыкальное искусство и образование: методология педагогики музыкального образования. - М., 2016. - № 1. - С. 27-41.

15. Тагильцева, Н. Г. Богослужебное пение в православном храме : пособие для учителей воскресных и общеобразовательных школ / Н. Г. Тагильцева, монахиня Ольга (Несмеянова) ; ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 148 с. - Текст : непосредственный.

16. Тагильцева, Н. Г. Художественное общение в полихудожественном воспитании обучающихся в учреждениях общего и дополнительного образования / Н. Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2023. - 95 с. - EDN NZPZWL. - Текст : непосредственный.

17. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. / К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский ; АПН РСФСР. - М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 655 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Busurashvili, D. K., Taboridze, M. D., Alavidze, O. G. et al. (1988). Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov: Voprosy teorii i metodiki [Aesthetic Education of Schoolchildren: Issues of Theory and Methodology]. Moscow, Pedagogika. 101 p.

2. Vazhenina, S. S., Ovsyanikova, O. A. (2016). Teoriya i metodika formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kul'tury [Theory and Methodology of Forming a Value Attitude Towards Art among Students of a Cultural University]. Moscow, Flinta, Nauka. 148 p.

3. Gartman, N. (2004). Estetika [Aesthetics]. Kiev, Nika-Tsentr. 639 p.

4. Zagvyazinsky, V. I., Atakhanov, R. (2005). Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issle-dovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 208 p.

5. Ivanova, M. M. (2006). Tekhnologii formirovaniya tsennostei u mladshikh shkol'nikov [Technologies for Forming Values among Younger Schoolchildren]. Cherepovets, GOU VPO ChGU. 180 p.

6. Ilyin, I. (2011). Put' dukhovnogo obnovleniya [The Path of Spiritual Renewal]. Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii. 1216 p.

7. Kabalevsky, D. B. (1984). Vospitanie uma i serdtsa [Education of the Mind and Heart]. Moscow, Pros-veshchenie. 206 p.

8. Kagan, M. S. (1997). Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical Theory of Value]. Saint Petersburg, TOO TK «Petropolis». 205 p.

9. Kashina, N. I. (2014). Osvoenie det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei [Acquisition of Traditional Cultural and Artistic Values by Children and Youth]. Ekaterinburg. 183 p.

10. Nemensky, B. M. (1991). Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. Moscow, Prosveshchenie. 192 p.

11. Novikova, L. P. (2018). Muzyka kak sredstvo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov [Music as a Means of Spiritual and Moral Education of Schoolchildren]. In Zlobina, N. F. (Ed.). Pravoslavnaya russkaya shkola: traditsii, opyt, vozmozhnosti, perspektivy: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi obra-zovatel'noi konferentsii, Svyato-Aleksievskaya Pustyn', 01 yanvarya 2016 goda — 31 2017 goda. Svyato-Aleksievskaya Pustyn, Agentstvo «Litera», pp. 565-571. EDN XVHENN.

12. Paderina, Yu. A. (2023). Diagnostika sformirovannosti u obuchayushchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol predstavlenii o pravoslavnoi muzykal'noi kul'ture [Diagnostics of the Formation of Ideas about Orthodox Musical Culture among Secondary School Students]. In Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. Vol. 6. No. 4, pp. 218-229. EDN FSLGJL.

13. Paderina, Yu. A., Tagiltseva, N. G. (2022). Oznakomlenie uchastnikov detskogo tserkovnogo khora s muzykal'noi kul'turoi pravoslaviya [Introducing the Participants of the Children's Church Choir to the Musical Culture of Orthodoxy]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 216-222. DOI: 10.26170/20798717_2022_06_26. EDN OUPQCK.

14. Rapatskaya, L. A. (2016). Voploshchenie pravoslavnykh tsennostei v russkom klassicheskom muzykal'nom nasledii i ikh vospitatel'nyi potentsial [The Embodiment of Orthodox Values in the Russian Classical Musical Heritage and Its Educational Potential]. In Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie: metodologiya peda-gogiki muzykal'nogo obrazovaniya. Moscow. No. 1, pp. 27-41.

15. Tagiltseva, N. G., nun Olga (Nesmeyanova). (2015). Bogosluzhebnoe penie v pravoslavnom khrame [Liturgical Singing in an Orthodox Church]. Ekaterinburg. 148 p.

16. Tagiltseva, N. G., Kurlapov, M. N. (2023). Khudozhestvennoe obshchenie v polikhudozhestvennom vospitanii obuchayushchikhsya v uchrezhdeniyakh obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Artistic Communication in Polyartistic Education of Students in Institutions of General and Additional Education]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 95 p. EDN NZPZWL.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ushinskyi, K. D. (1948). Sobranie sochinenii: v 11 t. [Collected Works, in 11 vols.]. Vol. 2: Pedagogiches-kie stat'i, 1857-1861 gg. Moscow, Leningrad, Izdatel'stvo APN RSFSR. 655 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.