Научная статья на тему 'Музыкальная идея и создание новых идей, его развитие'

Музыкальная идея и создание новых идей, его развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
период / мотив / фраза / предложение / строфа / музыкальная ткань / цезура / музыкальная тема / ритм и метр / строение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

В статье раскрывается функция и система новых музыкальных идей, повторяющийся повествовательный элемент, имеющий символическое значение. Мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру». Если понятие склада музыкального подразумевает принцип изложения, а понятие фактуры его конкретное художеств, образующих в итоге строение музыкального произведения или музыкальную форму. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. Музыкальная ткань склад многоголосной музыки. Зная эти правила подбирают лейтмотив начало идей, разрабатывают и добавляют фигурация, ритм и метр получается новая идея в музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная идея и создание новых идей, его развитие»

Музыкальная идея и создание новых идей, его развитие

Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается функция и система новых музыкальных идей, повторяющийся повествовательный элемент, имеющий символическое значение. Мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру». Если понятие склада музыкального подразумевает принцип изложения, а понятие фактуры -его конкретное художеств, образующих в итоге строение музыкального произведения или музыкальную форму. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. Музыкальная ткань - склад многоголосной музыки. Зная эти правила подбирают лейтмотив - начало идей, разрабатывают и добавляют фигурация, ритм и метр - получается новая идея в музыке.

Ключевые слова: период, мотив, фраза, предложение, строфа, музыкальная ткань, цезура, музыкальная тема, ритм и метр, строение

Musical idea and creation of new ideas, its development

Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals the function and system of new musical ideas, a repeating narrative element that has symbolic meaning. A motive can have harmonic, melodic and/or rhythmic aspects; it "most often is an idea in the sense of melody, and it is this that characterizes the musical figure." If the concept of musical structure implies the principle of presentation, and the concept of texture - its specific art, which ultimately forms the structure of a musical work or musical form. The moment of division between any parts of the form is called a caesura. Musical fabric is a warehouse of polyphonic music. Knowing these rules, they select a leitmotif - the beginning of ideas, develop and add figuration, rhythm and meter - a new idea in music is obtained.

Keywords: period, motive, phrase, sentence, stanza, musical fabric, caesura, musical theme, rhythm and meter, structure

Лейтмотив - мотив или тема, связанная c человеком, местом, или идеей.

Мyзыкaльнaя тeмa, нязвянняя тaкжe, кяк caмo пpoизвeдeниe, нaзывaeтcя «зaглaвнoй тeмoй». Лeйтмoтив это - пoвтopяющийcя пoвecтвoвaтeльный элeмeнт, имeющий cимвoличecкoe знaчeниe. Еcли вы oбнapyжили cимвoл, кoнцeпцию или cтpyктypy cюжeтa, кoтopыe нeoднoкpaтнo пoявляютcя в тeкcтe, вы, вepoятнo, имeeтe дeлo c лeйтмoтивoм.

Термин лейтмотив, заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя. Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив. Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера[1]. Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена, который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

Лейтмотив (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив»), в музыке -характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какого-либо персонажа оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря им беспрерывного драматургического развития.

Мотив - (от итал. motivo - повод, побуждение; от лат. motus - движение) -наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространённом значении - напев, мелодия. В музыке мотив - короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последовательность, выделяющиеся тем, что в произведении имеют либо несколько специальных, либо одно единственное значение. Самым коротким разбиением для темы или фразы, которое все ещё содержит в себе целостную музыкальную идею. Мотив может иметь гармонические, мелодические и/или ритмические аспекты, он «чаще всего является задумкой в смысле мелодики, и именно он характеризует музыкальную фигуру».

Различают мотивы:

Гармонический мотив - серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией или ритмом;

Мелодический мотив - мелодическая формула, независимая от интервалов;

Ритмический мотив - характерная ритмическая формула, абстрактный аспект мелодии.

Мотив, тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом. Изредка встречаются случаи, когда мотив в музыке зашифрован в названии произведения.

Главный мотив в начале ряда произведений, состоящих из нескольких частей, служащий в качестве объединяющего момента для всех частей. Он также может назваться девизом, что чаще всего распространено в католических циклических мессах XV-XVII веков.

Мотив отличается от музыкальной фигуры тем, что мотив является передним планом, тогда как фигура - фоном. «Музыкальная фигура имеет сходство с орнаментом в архитектуре: она „открыта в оба конца" с тем, чтобы быть бесконечно повторимой. При прослушивании фразы как фигуры, а не как мотива, мы в это же самое время концентрируемся на её фоне, даже если она сама целостная и мелодичная».

Любой мотив может быть использован для сочинения мелодии, темы, пьесы. Музыкальная разработка использует четкую музыкальную фигуру, которая впоследствии изменяется, повторяется, или упорядочевается в музыкальном произведении или его части, обеспечивая их целостность. Бетховен был одним из тех, кто достиг наивысших вершин в этой технике. Классическим примером является его знаменитый «мотив судьбы» - сочетание трёх коротких и одной длинной ноты - открывающий Пятую Симфонию и появляющийся в различных местах произведения.

«Мотивное насыщение» - «погружение музыкального мотива в композиции», используется композиторами, включая, Марию Гидеон (англ.), в произведениях «Ночь моей сестры» (1952) и «Фантазия в мотиве Эванесы» (1958), и Дональда Эрба (англ.). Использование мотивов обсуждается в «Лицее Шёнберга» Адольфа Вайса.

fvi^uhi^ujl

Двойной мотив (из 5ой симфонии Бетховена)

Музыкальная фраза - предложение, выражение в музыке - понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двухмотивное образование и длится 2 метрических такта. Фраза может являться синонимом «предложения», в других

c^yHaax npeggo^eHHeM Ha3biBaroT rpaMMaTHHecKyro egHHH^, b oraHHHe ot ^oHeTHHecKofi. Opa3bi oTge^aroTca gpyr ot gpyra He MeHee HeM gByMa nay3aMH. Opa3a oö.ragaeT cmbiotoboh 3aKoHHeHHocTbro h cuHTaKcuHecKofi cBa3HocTbro. Orpo^a (gp.-rpeH. «noBopoT») b cTHxocHo^eHHH -rpynna cthxob, oöbegHHeHHbix KaKHM-^HÖo ^opMantHMM npu3HaKoM, nepuoguHecKH noBToparorn,HMca H3 crpo^bi b crpo^y. B coHHHeHHH, cocToarn,eM H3 HecmnbKHx crpo$, MerpuHecKaa, pu^MHHecKaa cTpyKTypa Ka^gofi noc.negyroffl,efi erpo^bi noBTopaeT crpyKTypy nepBofi crpo^bi.

H3HananbHo b KraccuHecKofi Tpareguu «crpo^ofi» Ha3biBanacb necHb xopa, ucnomaBmaaca npu ero gBH^eHHH c^eBa HanpaBo go pasBopoTa (oTcroga Ha3BaHHe); Bnoc^egcTBHH cucreMa H3 gByx h öo^ee ctpok cthxotbophoto TeKcTa (cthxob), b KoTopofi cthxh pacno.rararoTca b 3agaHHofi noc^egoBaTe^bHocTH; Ka^goe noBTopeHue TaKofi nocHegoBareHbHocTH aB^aeTca HoBofi crpo^ofi.

Po^b crpo^bi b puTMunecKoM crpoeHHH TeKcTa aHanorHHHa po^u npeggo^eHua b cuHTaKcuHecKoM crpoeHHH TeKcTa; ge^eHue TeKcTa Ha crpo^bi npegno^araeT ^orunecKue nay3bi, пoэтoмy crpo^HHecKoe h cHHTaKcHHecKoe H^eHeHue TeKcTa KaK npaBH.ro coBnagaroT. OgHaKo, xoTa crpo^a TaroTeeT k cuHTaKcunecKofi 3aKoHHeHHocTu, pa3^o^eHue $pa3bi Ha pa3Hbie crpo^bi HacTo HMeeT ocoöyro Bbipa3HTe.nbHyro cu^y; HanpuMep, Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15-17), rge Juppiter, idem h summovet pa3ge^aroTca h nogHepKHBaroTca (b coBpeMeHHoM cTuxoc^o^eHuu aB^eHue no.nyHH.no Ha3BaHue «crpo^HHecKufi aH^aMÖeMaH»).

B pu^MoBaHHoM cTuxoc^o^eHuu Hauöo^ee npocTbiM h pacnpocTpaHeHHbiM cnocoöoM coeguHeHua cthxob b crpo^y cTaHoBurca coeguHeHue hx pu^Mofi, KoTopaa cbohmh co3ByHHaMH opraHH3yeT cthxh b crpo^HHecKHe rpynnbi. Пoэтoмy э^eмeнтapнмe cxeMbi ph^mobkh aB^aroTca ogHoBpeMeHHo npocrefimuMH THnaMH cTpo^M. TaK, napHaa pu^MoBKa (AA BB CC) gaeT KpaTHafimyro H3 bo3mo^hmx crpo$ - gBycTHmue. ^Bycrumue npu npaBunbHoM HepegoBaHHH ^hckhx h My^cKHx pu^M Mo^eT npeBparn,aTbca b HeTBepocTumue. nepeKpecraoe (ABAB CDCD) h onoacbiBarorn.ee (ABBA CDDC) npegcTaB.naroT coöofi gBa ochobhmx BHga HeTBepocTHmua.

OoegHHeHue b pa3HHHHbix кoм6ннaцнaх npocrefimux BHgoB cTpo^bi gaeT MHo^ecTBo cno^HHx crpo$. H3 coeguHeHufi gByx HeTbipex TaKToB pa3^HHHMx THnoB no^yHaeTca BocbMH TaKTHaa Me^ogua.

OoegHHeHue cthxob nocpegcTBoM pu^M aB^aeTca Hauöo^ee pacnpocTpaHeHHMM, ho ganeKo He egHHcTBeHHbiM cnocoöoM nocrpoeHua crpo^bi. B öe^oM (Hepu^MoBaHHoM) cTuxe crpo^a co3gaeTca npu noMornu coHeTaHua b onpege^eHHoM nopagKe cthxob c pa3HHHHbiMH Knay3y^aMH (oKoHHaHHaMu) - Harn,e Bcero ^hckhx c My ^ckhmh. TaK h b My3biKe. OTpo^HHecKue BHgb MoryT öbTb

также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы, точно совпадают с фразой музыки, могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы, в музыке это - называется зеркальная повторение.

В жанрах песенной (главным образом, народной) лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).

Предложение в музыке - мелодия, законченная тонально и ритмически, имеющая каденцию в конце, то есть по своему духу музыкальное предложение имеет тот же смысл что и предложение в лингвистике. Мелодия в предложении строится симметрично и имеет четное число тактов.

Число тактов предложения находится в зависимости от скорости движения. В andante достаточно четырех тактов, в moderato - 8 тактов, при скором движении - 16 и даже 32 такта. В предложении можно модулировать в те тональности, тонические трезвучия которых входят в состав главной тональности предложения.

Период - это самая маленькая, одночастная музыкальная форма. В форме периода может быть написано как всё произведение целиком, так и часть произведения. Большинство периодов делится на предложения. Классический период состоит из двух предложений по 4 или 8 тактов.

Мотив - наименьшая часть мелодии, узнаваемая при появлении; объем мотива - полтакта - такт.

Фраза - музыкальное построение с незаконченной мыслью. Обычно составлена из двух тактов и имеет более законченное содержание, чем мотив. Причём начало и конец фразы не обязательно совпадают с началом и концом такта. Мотив - наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение.

Музыкальный синтаксис это - взаимодействие мелких осмысленных частей музыкального произведения (мотивов, фраз, предложений и т.п.), совокупность всех звуковых элементов произведения (в гомофонии - всех функционально различимых голосов). Если понятие склада музыкального подразумевает принцип изложения, а понятие фактуры - его конкретное

хyдoжecтв, oбpaзyющих в итоге cтpoeниe мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния или музыкэдьную фopмy. Мoмeнт paздeлa мeждy любыми чacтями фopмы нaзывaeтcя цeзypoй.

Мyзыкaльнaя ткaнь - cклaд мнoгoгoлocнoй музыки, oпpeдeляющийcя фyнкциoнaльным paвнoпpaвиeм oтдeльных гoлocoв (мeлoдичecких линий, мeлoдий в шиpoкoм cмыcлe) мнoгoгoлocнoй фaктypы.

Сyщecтвyeт 3 типa фaктypы:

мoнoдичecкaя - музыкельнея ткaнь cocтoит толь^ из мeлoдии;

пoлифoничecкaя - музыквльнэя ткaнь cocтoит из нecкoльких мeлoдий;

гoмoфoннaя - ткaнь cocтoит из нecкoльких гoлocoв, выпoлняющих paзныe функции (мeлoдия, бac, гapмoничecкиe гoлoca).

Зшя эти пpaвилa пoдбиpaют лeйтмoтив - нaчaлo идeй, paзpaбaтывaют и дoбaвляют фигypaция, pитм и мeтp - пoлyчaeтcя нoвaя идeя в музыт

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Educatron 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Educatron 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Educatron 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Educatron 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Educatron 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Educatrnn 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.