Научная статья на тему 'Натуральная философия по построения формы музыки'

Натуральная философия по построения формы музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальная форма / принципы строения / распорядок частей / разделы произведения / цикл / мотив / фраза / предложения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфар Хўжамурод Қизи Худойқулова

Определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, это строение музыкального произведения. Фразой (по-гречески «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов. Мотив самое маленькое построение в музыкальной речи. Мотив это наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте. Более сложные формы могут содержать в себе несколько простых. И простые, и сложные формы объединяются в различные циклы например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Натуральная философия по построения формы музыки»

Натуральная философия по построения формы музыки

Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусства и культуры Узбекистана

Аннотация: Определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, - это строение музыкального произведения. Фразой (по-гречески - «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов. Мотив - самое маленькое построение в музыкальной речи. Мотив - это наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным - от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте. Более сложные формы могут содержать в себе несколько простых. И простые, и сложные формы объединяются в различные циклы - например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Ключевые слова: музыкальная форма, принципы строения, распорядок частей, разделы произведения, цикл, мотив, фраза, предложения

Natural philosophy on the construction of the form of music

Nilufar Xo'jamurod kizi Khudoikulova Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: A certain order of parts and sections in a piece of music is the structure of a piece of music. A phrase (in Greek - "expression") is a relatively closed construction, consisting of two or more motives. Motive is the smallest structure in musical speech. The motive is the most vivid, memorable melodic turn. The size of the motive can be different - from one or two sounds to a whole measure. If we were to compare a motive in music with any form in literary speech, then it can be compared with a word in a literary text. More complex forms may contain several simple ones. Both simple and complex forms are combined into various cycles - for example, they form together a suite or a sonata-symphony cycle.

Keywords: musical form, principles of structure, order of parts, sections of the work, cycle, motif, phrase, sentences

Музыкальная форма это - соотношение частей произведения. Музыкальная форма - это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, - это строение музыкального произведения.

Главные принципа музыкальной формы:

Повторение;

Варьирование;

Контраст;

Развитие.

Форма (лат. forma - вид, облик, образ, наружность, красота).

Музыкальная форма - это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, - это строение музыкального произведения.

Главные принципа музыкальной формы:

Повторение;

Варьирование;

Контраст;

Развитие:

Основные музыкальные формы и их схемы.

Наименьшая музыкальная форма, выражающая относительно законченную мысль это - период.

Период - состоит из двух, реже трех предложений.

Предложения это - основные крупные разделы периода, они делятся на фразы. (Иногда встречаются предложения неделимые на фразы).

Фразой (по-гречески - «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Мотив (от латинского - «двигаю») - самое маленькое построение в музыкальной речи. Мотив - это наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным - от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») -заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.

Часто период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения, потому что начало второго предложения повторяет начало первого.

А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое. Такой период называется периодом неповторного строения.

1. Период музыкальное построение, в котором выражена законченная музыкальная мысль. Обычно состоит из двух предложений (по 4 или 8 тактов), Членящихся на фразы. Различают периоды повторного и неповторного строения; периоды с расширенным вторым предложением; периоды из трех предложений; периоды единого строения (неделимые на одно тональные и предложения). Встречаются модулирующие (оканчивающиеся периоды в другой тональности). Период может быть как частью произведения, так и самостоятельной музыкальной формой.

2. Двухчастная форма-сочетание двух - частей (периодов), где первое предложение второго периода дополняет, развивает мысль, изложенную в первом предложении. Если второе предложение второго периода повторяет мысль первого периода-форму называют двухчастной репризной и обозначают А А В А, если нет- форму называют двухчастной без репризной: А А В В.

3. Трехчастная форма-сочетание трех самостоятельных частей (периодов). Если третья часть повторяет первую - форму называют трехчастной репризной: А В А, если нет-трехчастной без репризной: А В С. Середина может быть контрастной, либо развивающей, излагается обычно в другой тональности. Двухчастные и трехчастные формы бывают простыми и сложными: если каждая из частей изложена в форме периода, то такая музыкальная форма будет называться простой, если хотя бы одна из частей изложена в форме более сложной чем период - сложной.

4. Рондо - музыкальная форма, основанная на чередовании главной темы -рефрена (в основной тональности) с эпизодами (в побочных тональностях: S, D и других). Рефрен повторяется не менее трех раз, эпизоды расцвечивают тему. Форма рондо: А В А С А А.

5. Вариации (лат. variato - изменение) - музыкальная форма, в которой после изложения темы следуют ее вид о измененные повторения. Изменяются мелодия, фактура, лад, гармония. Строгие вариации сохраняют строение темы, тональность и темп, свободные вариации пишутся без ограничений.

Форма вариаций: А А1 А2 А3...

Вариации на две темы называют двойными.

6. Куплетная форма - музыкальная форма вокальных произведений, где построения повторяются с началом новой строфы поэтического текста. Часто куплет составляют запев и припев.

7. Канон-полифоническая музыкальная форма, основанная последовательном проведении одной мелодии в разных голосах.

8. Фуга-полифоническая форма, основанная на последовательном вступлении всех голосов, излагающих тему по переменно в основной и доминантовой тональностях.

9. Сонатное allegro (сонатная форма) - форма, в основе которой лежит противопоставление двух тем (главной и побочной). После изложения в экспозиции происходит их изменение в разработке (мотивное, тональное, фактурное развитие), после чего в репризе темы звучат в одной тональности.

10. Сюита циклическая форма, состоящая из нескольких частей, контрастных по характеру, темпу, фактуре и др., хотя все они обычно объединены общим замыслом. Старинную сюиту составляли танцы: аллеманда, куранта, сарабанда, в жига. Перед жигой часто исполняли не обязательный танец (менуэт, гавот, полонез, бурре). Все части писали одной тональности. Современная сюита допускает использование разных тональностей, кроме первой и последней части.

11. Сонатный цикл-форма много частного произведения, где хотя бы одна из частей написана в сонатной форме. В трехчастном цикле I часть - быстрая, II часть - медленная, III часть - быстрая.

2. Сонатно - симфонический цикл - форма многочастного произведения, где хотя бы одна из частей написана в сонатной форме. В четырех частном сонатно-симфоническом цикле I часть - быстрая, II часть - медленная, III часть - менуэт или скерцо, IV часть - быстрая.

Музыкальная тема - первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке.

Вариационная форма - это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Рондо - ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов - в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство. Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами.

Более сложные формы могут содержать в себе несколько простых. И простые, и сложные формы объединяются в различные циклы - например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Использованная литература

1. Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.

2. Худоев, Г. М. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания, 5(8), 630-633.

3. Мухаммадович, Х. F. (2019). Кухна Бухоро сарой мусик;аси-мак;ом ижрочилик анъаналари. Перекрёсток культуры, 1(3).

4. Khudoev, G. M. (2015). Peering Into Culture of Ancient Bukhara. Journal of Literature and Art Studies, 5(8), 630-633.

5. Худоев, Г. М. Бухоро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. 0'20$м1.«0'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида, 230-236.

6. Худоев, Г. М. Миллий муси;а-миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari, 162-163.

7. Худоев, Г. М. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука, 4(244), 32-35.

8. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;а анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты.

9. Худоев, Г. М. Мухаммасхон Матлаб ая.«. Театр» журналы, 12-13.

10. Худоев, Г. М. Улмас анъаналар йулида. Гули стон, 9.

11. Худоев, Г. М. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.

12. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;асида созанда санъати. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали, 28-32.

13. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;а санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.

14. Худоев, Г. М. Бухара Шашма;оми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик.«. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали, 44-48.

15. Худоев, Г. М. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. O'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида, 56-61.

16. Худоев, Г. М. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва... стр, 104-108.

17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.