УДК 821.161.1:7.037.2
МУЗЫКА, ВОПЛОЩЁННАЯ В СЛОВЕ, ИЛИ ТВОРЧЕСТВО А. БЛОКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЭТИКИ И МУЗЫКОВЕДЕНИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Алина Анатольевна Шульдишова,
преподаватель кафедры русского языка Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, 83003, г. Донецк, пр. Ильича, 16, тел.: +38 (062) 344-41-51, e-mail: [email protected]
Аннотация
Шульдишова А.А. Музыка, воплощённая в слове, или Творчество А. Блока сквозь призму поэтики и музыковедения (к постановке проблемы)
В результате исследования "музыкальной" лексики А. Блока установлено, что в языке поэта заинтересованность музыкальным искусством отразилась особо. Чтобы проследить оригинальные способы "окрашивания" звуковых образов, приёмы "встраивания" их в художественный мир, выделяются некоторые возможные подходы и "уровни" описания "музыкальной" лексики, в соответствии с индивидуально-авторскими особенностями творчества Блока.
Ключевые слова: "музыкальная" лексика, подходы и "уровни" исследования музыкальности стихотворений, словесное воплощение музыкального образа, словесное воплощение образа музыки.
Summary
Shuldishova A.A. Music, embodied in the word, or A. Block's Creativity through the prism of poetics and musicology (to the problem)
As a result of research of A. Block's "musical" vocabulary it is detected, that interest in musical art reflected separately in poet's language. To trace the original ways of "coloration" sound images, methods of "inlining" them in the artistic world, some possible approaches and "levels" of description "the musical" vocabulary is standing out in accordance with the individual peculiarities of Block's creation.
Keywords: "musical" vocabulary, approaches and "levels" of study of musical poems, verbal incarnation of a musical image, verbal incarnation of an image of music.
© А. А. Шульдишова, 2015
Поэтическая культура возникает из стремления предотвратить катастрофу, поставить её в зависимость от центрального солнца всей системы, будь то любовь, о которой сказал Дант, или музыка, к которой пришёл Блок.
О. Мандельштам [5, С. 275]
Исследование роли "музыкальной" лексики в творчестве А. Блока -одна из наиболее интересных проблем современной литературоведческой и лингвопоэтики. Однако музыкальность блоковской поэзии, издавна вызывающая большой интерес у учёных, не привела пока к целостному описанию всего массива лексических средств, использовавшихся Блоком для передачи ощущений, связанных с восприятием музыки, образов музыки, музыкального и "сквозь призму" музыки осмысления отношения к миру
В поэтическом творчестве, в драматургии и документальной прозе А. Блока обнаруживается многократное использование слов, звуковых образов и образов музыки, относящихся к сфере музыкальной культуры: музыка, песня, звон, скрипка, труба, колокол, свирель и под. Семантика этих слов и поэтика музыкальных образов связана с авторским осмыслением бытия, впечатлениями от прослушанной музыки, событийными моментами, музыкальным влиянием на поэтический мир Блока, т. е., с индивидуально-авторским опытом, преломляющимся в духовной сущности автора.
В совокупности текстов А. Блока нами зафиксировано 1274 случая употребления различных звуковых образов, не считая использованных в поэтических произведениях: посвящений певицам, названий музыкальных произведений, имён композиторов, персонажей опер, оперных цитат и цитат из оперных либретто, оперных реминисценций («Кармен», «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»), а в других текстах - названий музыкальных произведений, личных имён композиторов, музыкальных критиков, музыковедов, историков музыки, дирижёров, артистов оперы, балета и оперетты, имён персонажей опер и исполнителей их ролей. Некоторые типы музыкальных образов и образов музыки будут рассмотрены ниже.
Работа по изучению функционирования "музыкальной" лексики в творчестве Блока, определению диапазона значений слов "музыка", "песня" и их производных, т. е. выявление системы музыкальных образов и образов
музыки в контексте поэтического целого осуществлялась методом сплошной выборки из Полного собрания сочинений А. Блока. Отличительной чертой языка Блока является наличие значительного по объему класса "музыкальных" слов, определяющего самобытность авторской стилистики. Установлено, например, что наибольшую группу составил лексический блок "петь / пение / песня".
Для описания "музыкальных" слов и их производных, представленных в творчестве Блока, определения их образного содержания лексика, словосочетания и высказывания в целом рассматривались сквозь призму лингвокультурологии и лингвопоэтики.
Следует сказать, что музыка была значима не только для творчества Александра Блока. Для многих поэтов характерно использование музыкальной лексики. У каждого из них свои музыкальные предпочтения, индивидуально-авторские приёмы использования музыкальных категорий, оценки свойств музыки, образной характеристики произведений. Чтобы прояснить взаимовлияния музыки и поэзии в творчестве А. Блока, выстроить систему звуковых образов, зафиксированную в его текстах, проследить индивидуально-авторские способы "окрашивания" звуковых образов, приёмы "встраивания" в художественный мир понадобилась оригинальная система квалификации образных средств в музыкальном аспекте, в плане определения "тональностей", характерных для каждого конкретного произведения.
В языке Блока заинтересованность музыкальным искусством отразилась особо. Поэтому таким важным стало выявление приёмов использования "музыкальной" лексики для отражения присутствия музыки в поэзии, обнаружение музыкальных образов и образов музыки в художественном мире поэта. Обратим внимание на важный момент: поэт сугубо индивидуален в художественном воплощении музыкальных образов и образов музыки. У Блока на протяжении всего творческого пути они "звучали" по-разному (не случайно он писал, что жизнь "неизменно певуча, богата и разнообразна" [5, с. 270]). Поскольку блоковскую музыкальную лексику можно изучать с нескольких сторон, попытаемся наметить некоторые возможные подходы и "уровни" исследования музыкальности его поэтических произведений.
1. Фонетические средства (фактура): ритмологические явления, звуковые повторы, аллитерация, ассонанс, звуковая метафора, ономатопея, в том числе, на композиционно-стилистическом уровне: кольцо, анафора, аппликация, параллелизм, эпифора, стык и др. Это, по преимуществу, формальный подход.
2. Теория и методология экспликации внутренней "мелодии" поэтического произведения, созданная С. Б. Бураго. Инструментарием теории являются буквы-звуки, обладающие разной динамикой звучности и тембровой характеристикой. Основу методики выявления "мелодии" стиха составляет числовой эквивалент всех букв. Так, "музыкальный" тон строф передалт художественный замысел согласно развитию замысла поэта, является необходимым компонентом для создания целостного аппарата исследования поэтического произведения [4].
3. Переходя от ритмики, фонетики и композиции к содержательной стороне произведения, мы неизбежно касаемся лексических средств:
А) Словесное воплощение музыкальных образов - лексико-синтак-сические единства, входящие в тематическую сферу "музыкальная культура", воплощающие музыкальные проявления бытия и вызывающие музыкальные ассоциации (явленные состояния звучания): звуки музыкальных инструментов ("скрипки стон", "звон бубенцов"), имена композиторов ("И Шумана будили звуки/Его озлобленные руки", "Слова слаще звуков Моцарта"), названия музыкальных произведений, их фрагментов и т. п. (" Ты слушал пламенный хорал", "И за ними - тихий танец", "Венгерский танец в небесной черни"), имена персонажей музыкальных произведений ("Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен"), описание музыкальных впечатлений, музыкальных произведений и т. п. ("И на покорную рояль /Властительно ложились руки, / Срывая звуки, как цветы, / Безумно, дерзостно и смело"), вокальное и инструментальное музицирование, церковное пение и т. п. ("и тенор пел на сцене гимны", "голос юный нам пел и плакал о весне", "девушка пела в церковном хоре", "взял гитару на прощанье и у струн исторг все признанья", "веселый горнист заиграл").
Б) Словесное воплощение образов музыки - образов, имеющих косвенную связь с музыкой, выступающих как особое, свойственное поэзии А. А. Блока мироощущение, отражающихся посредством "музыкализации" окружающего мира. В блоковских текстах это: образы природы в музыкальных символах (т. е. олицетворение или прозопопея) ("и река поет", "очарованный музыкой влаги", "и ветер поет и пророчит", "вьюга пела" "ландыш пел", "поютручьи"), образы "озвученной"неживой материи (олицетворение) ("шатался и пел чугун", "дрожащим звоном пропели рельсы", "автомобиль пропел вдали", "поют и плачут хрустали"), звуковые проявления неясного происхождения ("Неясный звук невнятного моленья", "В ушах - какой-то смутный звон", "Кто поет -не пойму").
Количество подходов к описанию музыки и музыкальности поэтических и (в определённой степени) прозаических текстов огромно. Не претендуя на полноту приведённого ниже перечня, перечислим лишь некоторые предметы, относящиеся, по нашему мнению, к исследовательскому объекту, условно названному нами «Литература и Музыка»
1. Тематический уровень / образная структура: А) мотивы, сублейтмотивы, лейтмотивы, гиперлейтмотивы (система лейтмотивов, например, вагнеровские оперные мотивы); Б) отношения между частями цельного образа, стихотворениями в циклах, музыкальная символика.
2. Жанровый уровень: музыкальные формы или жанры, например, мазурка в поэме «Возмездие», хабанера в цикле «Кармен». (Блок "видит" звучание стихотворения и ритм конкретного музыкального произведения, конкретной музыкальной ситуации).
3. Мелодический уровень: А) характеристики звучания, соотносящиеся с "поэтической" ситуацией; Б) индивидуально-авторские способы "окрашивания" звуковых образов (музыкальные элементы: звуковысотные, темпоритмические и динамические соотношения "звука" (темп, тембр, динамика, эмоциональная окрашенность), как "носители смысла" музыкального образа или образа музыки:
- степень громкости звучания, темп ("пусть оркестр на трибуне гремит", "смолкает звездный хор", "замирают последние песни", "песнь соловьиная несется", "чтоб вечно мчались песни неземные");
- тембр - специфическая окраска звучания, сообщаемая различными голосами или инструментами ("звон бубенцов", "звон колокольный", "свирельзапела на мосту", "звон и трубы", "поет рожоК', "и тенор пел на сцене гимны");
- эмоциональная окрашенность звуковых образов - музыкальные состояния, выступающие смысловыми составляющими музыкального образа и образа музыки ("песни веселые", "скрипка стонет под горой").
4. Мотивационный уровень: А) композитор пишет музыку, "отталкиваясь" от литературного текста, например, Г П. И. Чайковский, опираясь на сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», создал балет «Щелкунчик»; , существует большая нотография музыкальных произведений, написанных на произведения А. Блока [3]; Б) литератор создаёт произведение, "порождённое" впечатлениями от музыкального произведения, например, Г А. Блок создал драматический отрывок «Валкирия», построенный на музыкальном фрагменте одноимённой оперы Р. Вагнера; , В свои стихотворения А. Блок включал цитаты из музыкальных произ-
ведений, ассоциации, аллюзии, реминисценции и т. д., например, поэтический цикл «Кармен» организован контрапунктом реминисцентных перекличек с одноимённой оперой Ж. Бизе, свернутыми музыкальными цитатами из оперы и русского текста либретто.
- Музыкальные закономерности, определяющие свойства воссоздания действительности в музыке, могут быть источником поиска литературных аналогий. А Блок, вдохновлённый музыкальным творчеством Р Вагнера, создаёт лирическую трилогию. Оригинальное изложение мелодико-тематического материала музыкального цикла «Кольцо Нибелунга» (соотношение частей музыкального цикла, построение и взаимодействие лейтмотивов и т. д.), совокупностью выразительных средств музыки поэт попытался воссоздать литературными переходами, модуляциями и лейтмотивами (в творчестве Блока не случайно появляются, например, лейттемы спящей валькирии Брунгильды, Зигфрида, меча, факела и др.), воплотить в поэтических произведениях литературными приёмами, близкими музыкальным (например, бесконечное, переходящее в начало, музыкальное развитие цикла «Кармен», не замыкающееся в завершённое. В творчестве Блока обнаруживаются внутренние связи между элементами художественной структуры поэтических произведений и музыкальными особенностями опер Р. Вагнера. Поэт широко трансформировал оперные фрагменты, обращаясь к музыкальным произведениям немецкого композитора (операм из тетралогии «Кольцо Нибелунга», «Тангейзер», «Тристан и Изольда»). Музыкальные средства, закономерности и "механизмы" музыки Вагнера были близки Блоку. И поэт, обращаясь к музыке немецкого композитора, попытался достичь того же эффекта словесно. В языке поэта воплощён особый специфический композиционный принцип, свойственный музыке Вагнера, определяющий своеобразный стиль проявления бытия в музыке, предопределивший структуру и свойства лирики А. Блока.
5. Тропеический (фигуративный) уровень: предполагается исследование параллелей, например, между музыкальными и литературными приёмами на уровне метафоры. Факты и наблюдения, зафиксированные в этой сфере, обычно исследуются лингвопоэтикой, "изобретённой" формалистами. Эту дисциплину вряд ли можно заподозрить в лояльности к традиционному литературоведению, но наше исследование движется к такой сфере, которая наиболее корректным образом возможна именно в лингвопоэтике. К подуровням лингвопоэтического подхода можно отнести:
- Семантический уровень.
- Морфологический и синтаксический уровни. Музыкальные ощущения могут быть переданы словом, словосочетанием или более сложными конструкциями: сравнительные, метонимические или, наконец, завершённые высказывания, вмещающиеся в строфу или стихотворение.
- Фигуры речи, виды тропов, фразеология и пр.
- Символические интенции образа.
6. Дескриптивный (описательный) уровень: описание игры (звучания) и впечатлений, производимых игрой (звучанием) на читателя. Словесное воплощение музыкальных образов у А. Блока, передано метафорическим воссозданием, например, "пения" или звучания музыкальных инструментов. Так "материализуется" связь между словом и музыкальным произведением (или звучанием музыкального инструмента1.
Обратимся к примерам.
Рассмотрим группу лексем "петь/пение/песня" и их производных в стихотворных произведениях поэта. Все музыкальные образы в них можно разделить на четыре вида2:
1) образ песни, голоса певцов;
2) образы "поющей" природы;
3) образы "поющих" музыкальных инструментов;
4) образы "поющей" неживой материи.
В первой книге преобладает звуковой образ песни и голоса певцов: Ты много жил, я больше пел, Когда же мне пела она про любовь, / То песня в душе отзывалась, Душа горела, голос пел, /В вечерний час звуча рассветом, Не ты ли песни окрылишь, / Что так безумны, так случайны, Иду, и мыслю, и пою, А там, далеко, из-за чащи лесной / Какую-то песню поют, Но песня - мой спутник и друг, Хоть все по-прежнему певец/Далеких жизни песен странных, И песня тайная звенит, Звучала песня издалека, Ветер принес издалёка /Звучные песни твои, Песни твоей лебединой, Песней тревожить мой слух, Встречу песней наудачу, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, / Тебя поет. Его не знаешь
1 Ещё один пример, не касающийся творчества Блока. Есть поэты, которые вводили нотные записи в стихотворные тексты. Первым провёл такой эксперимент В. Маяковский. Только подготовленный читатель сможет "услышать" музыку («Аргентинского танго») внутренним слухом и установить музыкальное произведение "прочтением" музыкального текста в поэме В. Маяковского «Война и мир» (1 часть).
2 Соблюдён принцип полноты представления описываемой группы однокоренных лексем по первым трём томам полного собрания сочинений. Для экономии пространства публикации, однако, все примеры даны без конкретных "адресов" (произведение, том, страница, стих) и даже без названий стихотворений, но с учётом порядка их размещения в книгах.
Ты, Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла / Над берегом Невы и за чертой столицы, Ты песнью без конца растаяла в снегах, Тебя пою, о, да!, Не пой ты мне и сладостно, и нежно, Погибнет песнь, в безбрежность удаляясь, А песни звук - докучливый и страстный, Отзвуки, песня далекая, Всё поют и поют вдалеке, / Кто поет - не пойму, И знакомая песнь раздавалась, Да и песням знакомым не верю. /Всё равно - мне певца не понять, Не веришь смертным песнопеньям, Песни такие веселые, Слышались песни любовные, Слезы. И песни. И жалобы, Беспокойные песни мои, О, странно сладки напевы, Но поет теперь лишь одна, В толпе поющих исчезать, и пела обо мне, И было пенье, музыка и танцы, Солнце, песни, звезды, птицы, Иду, - и песни не те, Пою я, серый соловей, А я следил и пел их встречи, И голос пел и говорил, Но голос мой, как воздух свежий, / Пропел давно, Твердя невнятные напевы, Повторяю печальный напев, Где мы пропели и прошли, /Еще поет и ходит Кто-то, И голос важный, голос благосклонный / Запел вверху, как тонкая струна, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо, И смолкнут любимые песни, Бродят и песни поют, Мой дух обнаженный/Для всех поет, Где когда-то я нежные песни сложил, В праздник Благовещенья пели псалом, Ревную к Божеству, Кому песни слагаю, /о песни слагаю -я не знаю, Кому, // Вот моя песня - тебе, Коломбина. / Это - угрюмых созвездий печать: /Только в наряде шута-Арлекина / Песни такие умею слагать //, Одну только песню, что пел я с Тобой, В волнах влюбленного напева, И с песней свободы везла до села, Чудо мне сверху поет и поет, Песни твои, и снега, и костры, Пой любовь, пусть с дивной песней / Голос льется всё сильней, Пресеклись звуки, песня оборвалась, Теперь Тебе и говорить и петь, И замирает песня жницы, Чей-то обманчивый голос поет, Кто же ты, ночью поешь и не спишь, Есть много песен в светлых тайниках, Очарованья старых песен, Похитил я, младой певец, Ужель без песни умирает / Душа, сраженная тоской, Одна лишь песня недопета, И смолкнут жернова, и смолкнут пенья дщери, Стройного юноши пение, Песня в лугах замолчит, Он пел о буре, о ненастьи, Его слова казались песней, Утром я подошел и запел, Но остались песни и остались дни, Сложилась песня чудная одна, В ней нет напева, звук ее нестройный, Ее напев чарующий, певучий, Певучая трель!, А когда твои песни польются вдали, Вы - мой Кумир. Стихом и песней, А девушка, венки сплетая, / Всё пела, плача и смеясь, И я живу, пою, пока поется, Буду петь, вверяясь грустной лире, В душе сгорающей певца, О, не просите скорбных песен!, И песни скорби - только бремя, И гордо песни льются вновь, На звуках песни и сонета, И песен желтые листы, Бедный голос средь ночи поет, И певучим рыданьем дрожал (образ),
Шли мы, и песня звучала впотьмах, Я схоронил эту песню живую, Любили песни напевать / И эти песни молодые, Звучали песни старины, Будем слагать песнопенья, И песнь надежды раздаваться, Душе сгорающей певца, а песни старины, Моя душа тогда лишь гимн поет, Моя душа вся тает в песнях дальных, Но в песни я влагаю душу, Добра певец, Готов ли ты с прощальной песней, Напев их слаб и жизненно бесславен (стихов), Когда же песню начинает, / Ее напев смущает пир, Тихонько плачет и поет, Созвучья песен и стихов!, Отчего мои песни больны?, Слагаю песни наудачу, / Но песни бледны и больны, Печаль, не песни породит, Святые песни прежних лет, С далекой и милой, чьи песни унес, И чует в песнях старины, И слушать песню за стеной ... /Но в этой песне одинокой, А песня смолкла за стеной!, Тревожит песнью молодой, Затем, что я - певец природы, И в мир вернусь один - для песни одинокой, Точно песня, весь мир облетев, Загадку песни и волны, Замирают последние песни, Дышала песнь - и умерла, Вслед таинственной песне, Но дрогнул тирс - и песни страстной, Когда ж он пропоет, Тебе поет и гладит шелк кудрей (2), Трепещет знакомая песня, Под напевами близкой любви, И поют мои песни вдали, Вот мои песни - и дни, И силы нет страшиться песен, Я - не певец веселых песен, Но песню шепчу прощальную, Высоко песня раздается, Поем, вопием и верим, И поешь о вечерней любви, Эти ласки и песни ночные, Еще там улыбалось и пело, Когда моя месть /Распевает в бою, Песни я пою, Пою и сдерживаю речь, Песня Офелии, Одни слова без песен сердцу ясны, И там - прекрасное что-то, / Казалось, пело в лугу, О, знай, что я певец былого (122 стихотворения).
За ним идут образы "поющей"природы: Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных, А в сердце, замирая, пел / Далекий голос песнь рассвета, Рассвета песнь, Ветер принес издалёка / Песни весенней намек, И река поет, Далеко запевает петух, Поет и задувает свечи (ветер), Река, распевая, несла, Песни воды и хрипящие звуки, Песнь соловьиная несется, Песнью, шептался с другими цветами: /Розы качали головкой склоненной, / С песнью коварной сливаясь мечтами, Напевы звонкие пернатых соловьев, Напев звучит глубоким стоном (птицы), Замолкла песня соловья, Вчера я слышал песни с моря, /< > / Душа, в смятеньи песням вторя, Волны певучую игру, Поет и блещет розовая пена, Под напевом мороза и тьмы, Замерла береговая песня, Мне жутко с песней громовой, Песню цветы разбудили - / Песню о белом расцвете, Соловей поет ночной, Зима пройдет - в певучей вьюге (22 стихотворения).
Реже встречаются образы "поющих" неживых предметов: И руки жал, и пела мысль в крови, Поют торжественно; победно славословят / Немую твердь (алтари и паникадила), И пели с ветром о весне (младые были), Под вашу песнь из глубины (младые были), Запевающий сон, Шатался и пел чугун, Запоет, заалеет пыль, Запоет мечта, Опять готов / Всей битвы жизни я слушать пенье, Чтоб вечно мчались песни неземные, Счастливое дитя, что молодость поет, То для меня мечта поет (11 стихотворений).
В нескольких случаях встречаются "поющие" музыкальные инструменты: Скрипки стон неутомимый/Напевает мне: «Живи...», Ночь волновалась, скрипка пела, Я фисгармонии певучей (3 стихотворения).
Во второй книге на первом плане также звуковой образ песни и голоса певцов : На горе безмятежно поют голоса, Не могу я не петь, не плясать, Песни такие веселые / Мы не певали давно!, Плыли и пели, и море пьянело, Нищий, распевающий псалмы, Запою ли про свою удачу, И я пою, всё так же стройно, Девушка пела в церковном хоре, Так пел ее голос, летящий в купол, Пел молитвы сосне, Слышишь песню мою? Я крушу и пою, Подолгу песни распевал, Кому я песни посвятил, В песнях матери оставленной, Песни длинные поем, Песня носится по миру, Царевна пела о весне, И Мэри светлую поем, И на амвоне женский голос / Поет о Мэри без конца, Но надо плакать, петь, идти, / Чтоб в рай моих заморских песен, Что мне поет?, Цыганка поет, Спустилась к речке и запела, Кто бесстрастные гимны поет, Песни и тревога, Она поет в печной трубе, Протяжно зовет и поет (невидимка), И замирающий голос поет, Ее песни, Легкой брагой снежных хмелей / Напою, Я ль не пела, не любила, Они поют из темной ложи, Уплывая, не запел, Долго ль песни заунывной, Чьи песни?, И песня встает, О, песня! О, удаль! О, гибель! О, маска, И в песне изошла, Что о тебе, тебе пою, / И песням нет числа!, Другой твои песни споет, песня Фаины, С вечерним озером я разговор веду Высоким ладом песни, Влюбленные ему я песни шлю, Чтоб я, никем не видимый, запел / Высокий гимн о том, как ясны зори, А завтра я уйду - и запою, Я пел мой стих, Песельник, Я - песельник. Я девок вывожу, Я песню длинную прилежно вывожу, Эй, песня, веселей!, Всегда пою - всегда певучий, Все певцы полночные напевы / Ей слагают, ей, Те песни длинные поют, Голубоватый дух певца, Колыбельная песня, И песни петь! (42 стихотворения).
Реже встречаются образы "поющей" природы: Там поют среди серых камней / < . . > / Переплески далеких морей, Ландыш пел, И, туманным песням вторя, Веселую песню запела гроза, Туда, где моря запевают о чуде, И за облаком плыло и пело мерцание тьмы, Всю вчерашнюю
ночь она пела с мачты (птица), Под моим топором, распевая хвалы, / Раскачнулись в лазури стволы!, Голос твой - он звончей песен старой сосны!, Песня зеленой весны!, Поет преданья старины (вихрь), Петухи поют к заутрене, Как пела тихая вода, И долго будут петь свирели, Вдалеке поют ручьи, Слаще пой ты, вьюга, Вьюга пела, Песни вьюги легковейной, Нет исхода вьюгам певучим!, И кружил, и пел в тумане (ветер), Так пускай же ветер будет Петь обманы, петь шелка!, И ветер поет и пророчит, Течет она, поет она (глубина), Заметая, запевая (туча снеговая), И опять метель, метель /Вьет, поет, кружит, Метель поет, Когда метель поет, поет, В весенней песне угадал, Пойми напев метели, Когда поет/ Такая птица? (28 стихотворений).
В малом количестве употреблены "поющие" музыкальные инструменты: Золотая запела труба, Страшный колокол будет вам петь!, Знаю - в горах распевают рога, Так пела с детских лет / Шарманка в низкое окно, В песнях дальних колоколен, И поют, поют рога, Поют боевые рога!, Гармоника, гармоника! / Эй, пой, визжи и жги!, А здесь -какая-то свирель/Поет надрывно, жалко, тонко (9 стихотворений).
В нескольких случаях использованы образы "поющих" неживых предметов: Там поют среди серых камней / <..> / Голоса корабельных сирен, Поет, краснея, медь, Пели гимн багряным зорям (корабли), Дочка, то сирена поет, Сладко поет о грядущем (флюгарка), Как белое платье пело в луче, Под дождем умолкала песня дальних колес, Прялка песенку заводит (8 стихотворений).
В третьей книге встречаются стихотворения, содержащие голоса певцов: Есть в напевах твоих сокровенных, Визг цыганского напева, Однажды в октябрьском тумане /Я брел, вспоминая напев, Возникпоза-бытый напев, Песнь ада, И я, который пел когда-то нежно, Томим волной безумного напева, А завтра - плачу и пою, И умерло. А губы пели, И песни грешные запел, Я кладу тебя в гроб и пою, В душе, под песни панихид, Скучала за стеной и пела, / Как птица пленная, жена, И на камнях поют наяды, Отец грядущий сквозь напевы, Что мне спеть в этот вечер, синьора?, Что мне спеть, чтоб вам сладко спалось?, Он поет и шепчет - ближе, ближе (ангел), Словно здесь, где пели и кадили, И много чар, и много песен, С моря ли вихрь? Или сирины райские /В листьях поют? Или время стоит?, Песни вам нравятся, Томный голос пением нежным / Мне поет о южных ночах, Темный морок цыганских песен, Мэри, спой. / Спой о жизни одиноко, Спой о том, что не свершил он, В песнях, Мэри, вспоминай, Тихо пой у старой двери, Тихо пой у старой двери, / Нежной песне мы поверим, Мы о Мэри грустим и поем, И тенор пел на сцене гимны, Не верили. А голос юный / Нам пел и плакал
о весне, И девочка поет в лесу, И напев заглушенный и юный, Не этот голос пел вчера, За скрипками - иное пенье, / Тот голос низкий и грудной, Ксюша, пой! / И гортанные звуки / Понеслись, Запевания низкого голоса, Мой поезд летит, как цыганская песня, Та же дума - и песня одна, Я буду петь тебя, Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!, И потом - отойдет и поет, И, вникая в напев беспокойный, Повторяя напев неизвестный, И круженьем, и пеньем зовет, И в призывном круженье и пенье, И слушаешь песни далеких сел, Рубили деды сруб горючий /И пели о своем Христе, Глухая песня ямщика!, Что там услышишь из песен твоих?, В зеленых плакали и пели, И, садясь, запевали Варяга одни, /А другие - не в лад - Ермака, Лишь щемящей песни солдатской, Поет, поет... /Поет и ходит возле дома, Голоса поют, взывает вьюга, И вместе с ветром петь, Старинной песни гайдамаков / Напев согласный зазвучал, Меньшая - скачет и поет, Вам - зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал, Песню не взять, не вырвать, Царице песен и весны, Все эти песни родились, Пели мы вслед тебе!, Песня Офелии, Душа, истерзанная песней, Песенка, Песня матросов, Душа горела, голос пел, Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, - / Наши гимны, и песни, и сны - без числа! (57 стихотворений).
Несколько реже встречаются образы "поющих" музыкальных инструментов: Где-то пели смычки о любви, Исступленно запели смычки, И тянется песней зурны, Вновь сдружусь с кабацкой скрипкой, / Монотонной и певучей!, Тому, что мне скрипки поют, Поют они дикие песни (скрипки), В снежной мгле поет рожок, Мать, что поют глухие струны?, Тонкие поют колокола, Свирель запела на мосту, И арфы спели: улетим, Ты злишься, мой смычок визгливый, /Врываясь в мировой оркестр / Отдельной песней торопливой?, Смычок запел, Не соловей - то скрипка пела, И песни не споет свирель, С нежданной силой пел рояль, Поют они дикие песни (скрипки), Тому, что мне скрипки поют (16 стихотворений). Обе группы охватывают большое количество поэтических произведений этой книги.
Образы "поющих" неживых предметов употребляются здесь реже: Автомобиль пропел вдали, Его винты поют, как струны, Пропеллер продолжает петь, Молилось и пело тебя (сердце), Будет петь твоя кровь во мне!, В горах не запоет кирка, Чтобы воскресший глас Плаки-ды / Не пел страстей протекших лет, Лишь медь торжественной латыни / Поет на плитах, как труба, На башне, с песнию чугунной, Переливается певуче (кровь), И наши души спели, Поют и плачут хрустали, Пропели рельсы, Запевает осой ядовитой (гений), Только тронь его голосом юным - /Запоет! (сердце), Всех линий - таянье и пенье, И
песня Ваших нежных плеч, Твои мне песни ветровые (Россия), Голос каменных песен твоих! (Россия), Тень Данта с профилем орлиным / О Новой Жизни мне поет, Пляши и пой на пире, / Флоренция, изменница, Как пропел мне сиреной влюбленной / Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор (21 стихотворение).
Отмечены образы "поющей" природы: И запевая о старине (ветер), И ветр ночной поет в окно / Напевы сонной панихиды, И полночь пропоет, Слышно пенье петуха, О том, что под землей струи / Поют, о том, что бродят светы, О жизни будущей поет (ветер), Поет ручей, цветет миндаль, Песнь соловья в твоей глуши, Вот моя птица, когда-то веселая, / Обруч качает, поет на окне, И под мостом поет вода, Как поют твои соловьи, Услышал ясно в пеньи птичьем, Так сердце под грозой певучей, А голос пел, Не смолкает напев соловьиный, Однозвучно запели ручьи, Сладкой песнью меня оглушили, /Взяли душу мою соловьи, Соловьиная песнь не вольна!, О чем поет ветер, Пели соловьи, Поет нам снег (2), Жалобный ветер напел, Ни что ветер поет (20 стихотворений).
В формировании музыкального мира поэтом были привлечены не только собственно музыкальные образы (песня, музыкальные инструменты), но и образы природы, неодушевлённых предметов, наблюдений бытового характера и т. д. [ветер, вьюга, гроза, корабль, ландыш, медь, море, платье, пыль, рельсы, ручей, стволы (деревьев), хрусталь, чугун и др.]. Музыкальные ассоциации обусловлены сложными связями, различными способами и приёмами ""окрашивания" музыкальных образов.
Рассмотрим примеры.
1) Для Блока характерны повторы однокоренных слов: пел-песнь-песнь-пел («Я шел к блаженству. Путь блестел ...»), поют-поют-поёт-песнь-песням-певца («Видно, дни золотые пришли ...»), песня-напев-напев-певучий, («В моей душе больной и молчаливой ...»), песни-напевать-песни («Молодость»), песни-песням-певучую-песни («Вчера я слышал песни с моря ...»), певучий-поют-песни («Голоса»), поет-песни-пой («Моей матери»), пел-песню-пою-распевая-песен-песня («Сольвейг»), в песне-пою-песням («Гармоника, гармоника ...»), «Песельник»-песельник-песню-песня («Песельник»), запела-поет-поет («Свирель запела на мосту ...»), пением-поет-поют-песен («Черный ворон в сумраке снежном ...»), спой-спой-спой-в песнях-песне («Жениха к последней двери ...»), напев-поет-напев-напев-пеньем-пенье-запели-песнью-песнь-пенье; этот ряд в поэме продолжает ""музыкальная" лексика: звенящий, звенели («Соловьиный сад»), «Поет-поет»-поет-поет-поет-поет-поет («Поет, поет ...»). Ряд можно продолжить. В стихотворениях лексема ""петь" и её
производные используются от двух до семи раз, в поэме «Соловьиный сад» - десять. Такие многократные повторы придают музыкальную экспрессию поэтическим произведениям, подтверждают важность понятия "песня" для поэта.
2) "Музыкальная" лексика усиливается апострофами. А. Блок обращался к Песне, как к одушевлённому существу, "материализовал" её: Эй, песня, веселей! («Песельник»), О, песня! («О, что мне закатный румянец ...»); в других случаях риторическое обращение отправлялось к неодушевлённым предметам, побуждая спеть песню: Пой, петушок оловянный! («Моей матери»), Слаще пой ты, вьюга («На чердаке»), Гармоника, гармоника! / Эй, пой, визжи и жги! («Гармоника, гармоника ...») и др.
3) В творчестве поэта встречается устаревшая лексика: "песельник" («Песельник») в значении 'певец, участник хора'. В этом значении слово символизирует поэта (вспомним строки стихотворения: "Я - песельник. <.. > / Я голосом тот край, где синь туман, бужу, /Я песню длинную прилежно вывожу"). В лингвокультурологическом отношении это слово отражает своеобразие русской культуры и истории.
4) Выделяются словоупотребления в значении ' стихотворство-вать, слагать стихи'. Эта группа одна из наиболее многочисленных, поэтому ограничимся наиболее яркими примерами: Ты много жил, я больше пел... («Ты много жил, я больше пел ...»), Иду, и мыслю, и пою («Пока спокойною стопою ...»), Встречу песней наудачу («В день холодный, в день осенний ...»), Тебя пою, о, да! («Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла ...»), Беспокойные песни мои ... («Вечереющий сумрак, поверь ...»), Пою я, серый соловей («Ты не ушла. Но, может быть ...»), А я следил и пел их встречи («Она стройна и высока...»), Мой дух обнаженный/Для всех поет («Дела свершились ...»), Кому песни слагаю («На Вас было черное закрытое платье ...»), Утром я подошел и запел («Разгадал я, какие цветы ...»), В моей душе больной и молчаливой / Сложилась песня чудная одна («В моей душе больной и молчаливой ...»), И я живу, пою, пока поется («Когда я вспоминал о прошлом, о забытом ...»), Буду петь, вверяясь грустной лире («Песенка»), И гордо песни льются вновь, / <..> /В твореньях юного поэта («Весна несла свои дары ...»), Но в песни я влагаю душу («Мою гармонию больную ...»), А там подскажет вдохновенье / Созвучья песен и стихов!.. («Природы вечера могучей ...»), И в мир вернусь один - для песни одинокой («В седую древность я ушел, мудрец ...»), Песни я пою («Я живу в пустыне ...»), Не могу я не петь, не плясать («Пляски осенние»), И я пою, всё так же стройно («Оставь меня в моей дали ...»), Слышишь песню мою? Я крушу и пою («Сольвейг»), Подолгу песни распевал («Русь»), Но надо плакать, петь, идти («Балаган»), Что
о тебе, тебе пою, / И песням нет числа! («Гармоника, гармоника ...»), Я пел мой стих. («Андрею Белому») и др.
5) Кроме того, у Блока отмечаются эмфатические эпитеты: Ее напев чарующий, певучий («В моей душе больной и молчаливой ...»), Всегда пою - всегда певучий («Везде - над лесом и над пашней ...»), Томный голос пением нежным/Мне поет о южных ночах («Черный ворон в сумраке снежном ...»). Блок приумножал выразительность и яркость музыкального образа, выделяя особенно важное слово или характеристику.
6) Звуковой эпитет '"певучий" дополняет (определяет) характеристику лирической героини или описываемого явления: Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла («Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла ...»), Всё мне, певучее, тяжко и трудно, /Песни твои, и снега, и костры («Ветер хрипит на мосту меж столбами ...»), Глядит на стан ее певучий («Среди поклонников Кармен ...») ; характеризует музыкальные инструменты: Я фисгармонии певучей («Природы вечера могучей ...»); даёт характеристику природным явлениям: Волны певучую игру («Вчера я слышал песни с моря ...»), Нет исхода вьюгам певучим! («Голоса»), Так сердце под грозой певучей («Как океан меняет цвет ...»). Типом вокальной мелодии или манерой исполнения (звуковедения) песни поэт подчёркивает эмоциональное состояние лирического героя, его темперамент и характер: В своих сердцах, в своих певучих («В огне и холоде тревог ...»), Почувствовать, как в жилах кровь /Переливается певуче («Искусство - ноша на плечах ...»).
7) У Блока множество образных сравнений. К этому типу могут быть отнесены, например, Его слова казались песней («Случайному»), Мой поезд летит, как цыганская песня («Была ты всех ярче, верней и прелестней ...»), Хоть все по-прежнему певец («Хоть все по-прежнему певец ...»), Похитил я, младой певец («Смеялись бедные невежды ...»), Затем, что я - певец природы («В седую древность я ушел, мудрец..»), Точно песня, весь мир облетев («Часто в мысли гармония спит ...»), О, знай, что я певец былого («Мою гармонию больную ...») и др.
8) Метафорическое воссоздание звучания музыкальных инструментов передано лексемой "петь": Скрипки стон неутомимый /Напевает мне: «Живи... («Скрипка стонет под горой ...»), Ночь волновалась, скрипка пела («Мы были вместе, помню я ...»), Золотая запела труба («Пляски осенние»), И долго будут петь свирели («Ищу огней - огней попутных ...»), Страшный колокол будет вам петь! («Проклятый колокол»), Так пела с детских лет /Шарманка в низкое окно («Зачатый в ночь, я в ночь рожден ...»), Свирель запела на мосту («Свирель запела на мосту ...»), И арфы спели: улетим («Уже померкла ясность взора ...»), С нежданной
силой пел рояль («Возмездие») и др. "Звучание" музыкального инструмента приближается к сольной вокализации (виду музыкального исполнительства без слов), характер "исполнения" подчёркивает образное содержание "музыкальной фразы". Поэт выделяет напевность, связность "звучания" музыкального инструмента, отражает внутреннее состояние, выявляет средоточие выразительности чувств.
9) В творчестве поэта достаточно часто встречается музыкальный образ песни, играющий главную роль в поэтических произведениях Блока. Приведём пример.
В моей душе больной и молчаливой Сложилась песня чудная одна, Она не блещет музыкой красивой, Она туманна, сумрачна, бледна. В ней нет напева, Звук ее нестройный Не может смертный голос передать, Она полна печали беспокойной... Ее начало трудно рассказать... Она одна сложилась из созвучий Туманной юности и страждущей любви, Ее напев чарующий, певучий Зажег огни в бледнеющей крови. И счастлив и несчастен бесконечно Тот смертный, чью она волнует кровь, Он вечно страждет, радуется вечно, Как человек, как гений, как любовь!..
[2, т. 1, с. 383-384].
Главный поэтический образ стихотворения - Песня. Повышенная негативная экспрессия достигается сочетанием художественных средств: словами с отрицательной частицей "не" (не блещет музыкой, в ней нет напева, звук ее нестройный) и противопоставлениями (И счастлив и несчастен бесконечно, Он вечно страждет, радуется вечно, В ней нет напева, <. > Ее напев чарующий, певучий, Она не блещет музыкой красивой, <.> Звук ее нестройный <..>Ее напев чарующий, Она туманна, сумрачна, бледна <. > Ее напев <. > Зажег огни в бледнеющей крови). Звуковой образ песни созвучен лирическому состоянию героя - тревоги, не знанием, как поступить. Как раз "музыкальные" антитезы подчёркивают состояние растерянности лирического героя: песня без мелодии и в то
же время - мелодичная; песня, не выделяющаяся красотой, лишённая выразительности и песня пленяющая; песня неблагозвучная и песня напевная; песня, навевающая грусть и вызывающая подъём чувств. Так, образ песни, построенный на антитезах, выражает образный строй "музыкального" стихотворения в целом. В один "семантический" ряд с лексемой "песня" встраивается "музыкальная" лексика, дополняющая "музыкальную" мысль: музыка, напев (2), звук, созвучия, певучий, выступающая на первый план стихотворения. "Музыкальная акустика", распространяющаяся ("управляющая" стихотворением) на всё стихотворение, воспринимается как единое гармоническое целое.
10) Лексема "песня" используется в заголовках поэтических произведений: «Песня матросов», «Песня Офелии» ("Он вчера нашептал мне много ..."), «Песня Офелии» ("Разлучаясь с девой милой ..."), «Песня Фаины».
Как видим, поэтическое творчество Блока выявляет разнотипные словоупотребления лексемы "петь" и её производных. У Блока понятие "песня" сложное и разноликое, коррелирующее с различными бытийными моментами. В каждом конкретном поэтическом произведении имеет своё значение. Семантический диапазон обнаруживает индивидуально-авторское мирослышание, поэтическое осмысление бытия в сочетании с биографическими моментами.
Ближайшей перспективой в разработке предложенной темы представляется сопоставление "песни", как мотива, согласованного с другими средствами характеристики лирической героини, на протяжении всего лирического "романа".
Список использованных источников
1. Блок А. Записные книжки / Александр Блок. - М.: Художественная литература, 1965. - 663 с.
2. Блок А. Собрание сочинений / Александр Блок. - М.-Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960-1963. - (Сочинения: в 8 т.).
3. Блок и музыка: сборник статей / [Сост. М. Элик]. - М.-Л.: Советский композитор, 1972.
4. Бураго С. Б. Собрание сочинений: В 3-х томах. - К.: издательский Дом Дмитрия Бураго, 2007. - Мелодия стиха (Мир. Человек. Язык. Поэзия): Монография. - 432 с.
5. Мандельштам О. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Проза. - М.: «ТЕРРА», 1991. - С. 275