Научная статья на тему 'Песенный мотив в творчестве С. Есенина'

Песенный мотив в творчестве С. Есенина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1726
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЕЦ / ВЕТЕР / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ / SINGER / WIND / FOLK CULTURE / MUSICAL SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова М.В.

С. Есенин изображает лирического героя, примеряющего на себя множество масок, среди которых выделяется образ певца. Певческие мотивы связаны с природой, звучанием музыкальных инструментов. Важно отметить, что песенный мотив у Есенина не всегда носит положительную оценку. Трагические мелодии перерастают у поэта в песнь о его собственной гибели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SONG MOTIF IN THE WORKS BY S. ESENIN

S. Esenin features his lyrical hero who trys on many masks, among which stands out the image of the singer. Song motives are connected with nature and the sound of musical instruments. It is important to note that the song motif is not always positive for Yesenin. Tragic melody grows into the poet’s song of his own death.

Текст научной работы на тему «Песенный мотив в творчестве С. Есенина»

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ASPECTS OF RESEARCHING OF FICTION

УДК-882

Воронежский государственный университет

аспирант кафедры русской литературы XX и XXI века и теории литературы и фольклора Новикова М.В.

Россия, г. Воронеж, тел. 8(919)246-62-11 e-mail: litra.novikov@yandex.ru

Voronezh State University

The chair of Russian literature of XX

and XXI century and theory of literature

and folklore

Post-graduate student

NovikovaM. V.

Russia,Voronezh, 8(919)246-62-11 e-mail: litra.novikov@yandex.ru

М.В. Новикова ПЕСЕННЫЙ МОТИВ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

С. Есенин изображает лирического героя, примеряющего на себя множество масок, среди которых выделяется образ певца. Певческие мотивы связаны с природой, звучанием музыкальных инструментов. Важно отметить, что песенный мотив у Есенина не всегда носит положительную оценку. Трагические мелодии перерастают у поэта в песнь о его собственной гибели.

Ключевые слова: певец, ветер, народная культура, музыкальный синтез.

M.V. Novikova

A SONG MOTIF IN THE WORKS BY S. ESENIN

S. Esenin features his lyrical hero who trys on many masks, among which stands out the image of the singer. Song motives are connected with nature and the sound of musical instruments. It is important to note that the song motif is not always positive for Yesenin. Tragic melody grows into the poet's song of his own death.

Keywords: singer, wind, folk culture, musical synthesis.

Исследователь Ермилова в своей статье «О лирическом герое Есенина» отмечает, что трудно назвать другого поэта, у которого так широк был бы диапазон лирического «я»: от предельно конкретной, переплёскивающейся за грань стиха эмпирической личности до предельно обобщенного образа Поэта» [1]. Это действительно так: лирический герой С.А. Есенина не только всеобъемлющ, но и очень автобиографичен. Поэт изображает героя, примеряющего на себя множество масок, тем самым закрепляя за собой то образ златокудрого Леля, то пастуха, то хулигана. Однако среди всей этой пестроты есть еще одна ипостась - певец. Не случайно самого Есенина часто называют певцом «березового ситца» или «бревенчатой избы», и действительно, когда читаешь стихотворения поэта, то понимаешь, что в своем лирическом герое-певце поэт передал свое сущностное начало.

© Новикова М.В., 2016

Философия поэта очень близка к взглядам славян на мироустройство вселенной. Если мы обратимся к античности, то увидим: «лирическая поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен»[4]. Так творчество поэта отсылает нас к первоистокам, форма, которую он выбирает для выражения своих идей, глубоко архаична и содержит в себе дополнительные коннотативные смыслы. Поэт не просто создает стихотворение - он поет. Исследователь Г.И. Шипулина отмечает, что «в поэтическом языке Есенина песня (песнь) - самое частотное существительное, с индексом частотности 160» [2]. И действительно, уже в самих названиях стихотворений поэт заключал песенное начало: «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песня» («Есть одна хорошая песня у соловушки»), «Песня старика разбойника», «Подражанье песне» и др.

Кроме этого, в его творчестве образ лирического героя становится равен певцу. Так происходит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано»:

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь, петуха и кров...

И на песни мои прольется

Молоко твоих рыжих коров [2].

Поэт стремится «воспеть» деревенский мир с его традициями и устоями, мир, где люди еще не утратили способность видеть знаки природы. В городской среде связь человека с природой, со своими корнями, давно утрачена. Именно на песню Есенин возлагает большие надежды, видя в ней некий способ объединения людей и возвращения их к своим корням через осознание природного, деревенского уклада: ведь издревле песня объединяла людей при тяжелой физической работе на пашне, облегчала их труд.

С подобным мы встречаемся в стихотворении «Хулиган»:

Русь моя! Деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.. .[2,1; 153]

Перед нами снова и снова возникает образ певца, не потерявшего связь с крестьянской деревней. Важно и то, что Есенин называет Россию Русью, тем самым воспевая ценности старого мира, возрождая национальное начало.

В стихотворении «Пушкину» возникает образ певца степей, природы:

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть [2,1; 204].

Поэт сравнивает себя с А.С. Пушкиным, надеясь так же, как и он, остаться в веках. Но важно здесь другое, то, что и Есенин, и Пушкин служат одной цели - донести до общества важные, так необходимые для духовного развития идеи; только в лирике

Пушкина мы видим гражданского поэта: «Глаголом жги сердца людей», а у Есенина -певца природы («степное пенье»).

Поэт не просто вводит певческие мотивы, он сам предстает частью воспетого им мира, особенно ярко это демонстрируется в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила»:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали. [2,1; 29]

Есенин изображает своего героя человеком, с рождения наделенным песенным даром, впитавшим его через звуки природы. Возникают образы древней языческой Руси. Дитя природы, певец природы, именно в ней Есенин видит спасение всего человечества.

Важно и то, что способностью петь поэт наделяет не только лирического героя; природа в творчестве поэта - это также совокупность музыкальных мелодий, которые, к сожалению, уже становятся недоступными слуху людей. Например: «Поет зима — аукает» [2, I; 17], «На бору со звонами плачут глухари» ... [2, I; 153], «Чтоб прозвенеть в лазури» [2, I; 99], « В чаще ветер поет иль петух» [2, I; 125], «Звени, звени, златая Русь» [2, I; 128], «Звездой нам пел в тумане» [2, I; 135], «В роще по березкам белый перезвон» [2, I; 31]. Перед нами синтез различных мелодичных звуков, отражающих гармоничное состояние природы. Контаминация звуков выражает силу и могущество. Поэт показывает, что у природы есть живой язык, просто необходимо научится слушать его, как раньше слушали наши предки.

Интересно заметить, что из всех явлений природы большое внимание Есенин уделяет образу ветра - именно он чаще всего фигурирует у поэта как исполнитель песенных мелодий: «Волнуйся, неуемный ветер» [2, I; 128], «Теперь бы песню ветра» [2, I; 134], «В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветер» [2, I; 150], «Но не бойся, безумный ветер. Я и в песнях, как ты, хулиган» [2, I; 153], «Оттого, что в полях забулдыге ветер больше поет, чем кому» [2, I; 161].

Это не случайно, поскольку, если мы обратимся к мифологии, то увидим, что «Стрибог является верховным царем ветров. Согласно восточнославянской традиции, Стрибог является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со стрелами. Ветер играет струями - струнами дождя и лучами -стрелами света, тот же ветер колышет струны высоких трав в поле на равнине.» [3]. Так Есенин, отталкиваясь от верований славян, создает свой собственный образ ветра-песенника.

Кроме природной стихии, песенный мотив у поэта связан и со звучанием музыкальных инструментов: «Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра!» [2, I; 20], «Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха» [2, I; 26], «И заливается задорно нижегородский бубенец» [2, I; 24]. Примечательно, что большинство инструментов, упоминаемых Есениным, являются исконно русскими, этот факт не может не натолкнуть нас на мысль о национальном единстве, обращении к своим корням. Все выше цитируемые строки пронизаны задором и весельем, напоминают фольклорное творчество, что снова отсылает нас к народному началу. Удалое веселье, смех, радость

рисует воображение при прочтении данных строк. Это музыкальная деревня, песенный мотив очень близок к народному мотиву частушки.

Но не всегда музыка и песня у поэта ассоциируются с положительным началом. Например, гармонь и гитара у Есенина часто связаны со скукой, неразделенной любовью, хмельным угаром кабаков: «Сыпь гармоника! Скука... Скука... Гармонист пальцы льет волной.» [2, I; 171] или «За окном гармоника и сиянье месяца. Только знаю - милая никогда не встретится.» [2, I; 217], «Пой же пой. На проклятой гитаре.» [2, I; 173]. В этих строках чувствуется обреченность, одиночество, грусть, тоска. Заунывные мелодии больше не вселяют веры в просветление общества, в них нет даже надежды. Все эти стихотворения написаны поэтом в последние годы жизни и четко передают душевное состояние певца Есенина. Песенный мотив у поэта трансформируется, вместо веселого звона колокольчиков и воспевания деревенского мира поэт демонстрирует дисгармонию окружающей среды, невозможность выхода из сложившейся ситуации. Он поет о предстоящей смерти и ожидании новых певцов на Руси. В стихотворении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут» присутствует мотив смерти:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь. [2, I; 169]

«Желтая грусть» и есть смерть. Если мы обратимся к цветовой символике славян, то увидим, что «желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения)» [5]. Русь у поэта больше не травяная и не деревянная, она становится «московской», включая в себя все эти негативные контексты.

Песенный мотив у Есенина передает чувство близкого конца: «Песня панихидная по моей головушке» [2, I; 217], «Песню тлен пропел и мне. Умирать так умирать!» [2, I; 221]. Лирический герой как будто предвещает свою смерть. Вводя в текст мотив смерти, он раскрывает мысль о преемственности поколений в стихотворении «По-осеннему кычет сова»:

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте [2, I; 217].

Известный писатель В.П. Астафьев в своем рассказе «Есенина поют» говорит следующее: «Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса,

чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска» [6]. Поэт-певец Есенин стремился, используя для этого свое творчество, научить людей разгадывать тайны мироздания, видеть знаки, которые посылает нам вселенная. Как говорит Астафьев, его «поют мало», но все же поют, и с каждым годом все больше и больше. Огромное количество стихотворений поэта положено на музыку такими певцами, как С. Безруков, В. Липатов, Е. Попов, С. Сарычев, В. Пак, И. Уманский, и многими другими. С каждым годом этот список становится все обширнее, в последнее время к творчеству поэта проявляется огромный интерес, снимаются фильмы, записываются клипы, песни и др. Это свидетельствует о том, что спустя время люди пытаются разгадать, понять, услышать все то, что хотел донести до нас великий певец Есенин.

Библиографический список

1. Ермолова Е.О лирическом герое Есенина // В мире Есенина: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.А. Михайлов, С.С. Лесневский. Вып. 421. М.: Советский писатель, 1986. С. 230.

2. Есенин С. Полн. собр. соч. / Ин-т мировой лит. РАН / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. Т. 1. М.: Наука — Голос. 1997. С. 116.

3. Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Астрель, 2011. 123 с.

4. http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=256723829 Электронный ресурс. Дата обращения: 09.09.14.

5. http://slaviy.ru/slavyanskie-simvoly/cvetovye-simvoly-v-slavyanskom-yazychestve/ Электронный ресурс. Дата обращения: 09.09.14.

6. http://www.ngebooks.com/book_2332_chapter_177_Esenina_pojut.html Электронный ресурс. Дата обращения: 09.09.14.

References

1. Yermolov Е. Esenin's lyrical hero // In the world of Yesenin/ Ed. by A.A. Mikhailov, S.S. Lesniewsky. Vol. 421. Moscow: Sovetskiy pisatel, 1986. S. 230.

2. Yesenin S. Full collection of works / Institution of world literature. RAS/ Ed. by Yuri Pro-kushev. Vol. 1. M.: Nauka-Golos, 1997. P. 116.

3. Corinfsky A.A. Folk Rus: all year round of legends, superstitions, customs and proverbs of Russian people. M.: Astrel, 2011. 123 p.

4. http://ancientrome.EN/dictio/article.htm?a=256723829 Electronic resource. Date: 09.09.14.

5. http://slaviy.EN/slavyanskie-simvoly/cvetovye-simvoly-v-slavyanskom-yazychestve/ Electronic resource. Date: 09.09.14.

6. http://www.ngebooks.com/book_2332_chapter_177_Esenina_pojut.html Electronic resource. Date: 09.09.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.