Научная статья на тему 'Музыка в школе: учебно-методическое обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет)'

Музыка в школе: учебно-методическое обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ / ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА / УРОКИ МУЗЫКИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / МUSIC DEPARTMENT / UNIFIED LABOR SCHOOL / MUSIC LESSONS / EDUCATIONAL AND METHODICAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адищев Владимир Ильич

Рассматривается деятельность музыкального отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР периода 1918-1920-х годов по обеспечению преподавания школьных уроков музыки учебно-методическими материалами. Характеризируются учебные пособия, нотные сборники, методические листовки, использовавшиеся в музыкально-образовательной практике единой трудовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Адищев Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AT SCHOOL: EDUCATIONAL AND METODICAL SUPPORT (FROM THE PRACTICE OF THE FIRST POST-OCTOBER YEARS)

Сonsidered the activity of the music department of the Commissariat of Education of the Russian Socialist Republic (period 1918-1920s) in terms to provide school music lessons with educational and methodical materials. Textbooks, music compilations, methodical leaflets used in the musical and educational practice of a unified labor school are characterized.

Текст научной работы на тему «Музыка в школе: учебно-методическое обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет)»

К столетию революции 1917 года и начала Гражданской войны ученые ведущих академических институтов России подготовили ряд фундаментальных исследований, в которых с современных методологических позиций подвергли научному осмыслению процессы, явления, события отечественной истории рубежа 1910—1920-х годов1. Свою лепту в новое прочтение многих страниц истории школы и педагогической мысли первых послеоктябрьских лет внесли историки педагогики, опубликовав в научной периодике (в том числе «Историко-педагогическом журнале») результаты своих изысканий .

К сожалению, в новейшей исследовательской литературе почти не получили освещения проблемы художественного образования подрастающего поколения, осуществлявшегося в рассматриваемый исторический период. В частности, до сего времени в должной мере не отрефлексированы вопросы преподавания предмета «Музыка» (пение) в единой трудовой школе первых послереволюционных лет, его

учебно-методического обеспечения3. В данной статье предпринята попытка в определенной мере восполнить указанный пробел.

После Октября 1917 года в стране на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости приобщения широких слов населения — взрослых и детей — к искусству, в том числе музыке. Для решения задач музыкального образования и просвещения народа в структуре Наркомпроса был создан Музыкальный отдел, функционировавший до начала 1919 года в обеих столицах, затем — только в Москве, став центральным органом управления музыкальной жизнью Республики.

Музыкальный отдел — и в Москве, и в Петрограде — состоял из ряда подотделов. Одним из них являлся подотдел общего музыкального образования (ОМО). В его функции входила, в частности, разработка теоретико-методических и практических вопросов музыкального обучения, воспитания и просвещения подрастающего поколения в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях. Работу

1 Российская революция 1917 года: власть, общество, культура: в 2 т. / отв. ред. Ю. А. Петров. М.: Политическая энциклопедия, 2017. Т. 1. 743 с. Т. 2. 591 с.; Россия в 1917 году: энциклопедия / отв. ред. А. К. Сорокин. М.: Политическая энциклопедия 2017. 1095 с.; Россия в годы Гражданской войны, 1917-1922 гг.: очерки истории и историографии / отв. ред. Д. Б. Павлов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 608 с.

2 Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое осмысление Октябрьской революции 1917 года // Историко-педагогический журнал. 2017. № 3. С. 6-16; Астафьева Е. Н. Трактовка образования А. В. Луначарским в официальных документах советской власти // Там же. С. 84-90; Помелов В. Б. Революционные преобразования в области просвещения в Вятской губернии в первые годы Советской власти // Историко-педагогический журнал. 2017. № 4. С. 84-107.

3 Впервые эти вопросы были рассмотрены в кн.: АдищевВ. И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920): учеб. пособие; Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1991. 115 с. С. 17-43. Материалы этого издания использованы в данной статье.

московского подотдела возглавляла Н. Я. Брюсова, петроградского — Б. В. Асафьев. В деятельности обоих подотделов участвовали многие видные музыканты—педагоги, в том числе А. Б. Гольденвейзер, А. Д. Кастальский, В. Г. Каратыгин, Н. М. Ковин, М. А. Румер.

Осенью 1918 года работниками московского и петроградского подотделов ОМО были подготовлены проекты вариантов учебной программы по музыкальному образованию для советской школы. 25 ноября 1918 года Коллегия Наркомпроса РСФСР, заслушав доклад Н. Я. Брюсовой «О преподавании музыки (пения) в единой трудовой школе», постановила: «Принципиально принять первый тезис постановления в следующей редакции: "Музыка (пение) входят в программу единой трудовой школы как необходимый элемент общего образования детей на равных началах со всеми другими предметами"»1. В начале 1919 года оба варианта программы были опубликованы2, началось их постепенное введение в образовательную деятельность единой трудовой школы.

Параллельно с подготовкой программ по музыке в обоих подотделах общего музыкального образования Музыкального отдела Наркомпроса

проводилась работа по учебно-методическому обеспечению музыкально-образовательной деятельности в школах и внешкольных учреждениях. К осени 1918 года это работа приобрела целенаправленный и широкий характер. Особенно значительный вклад в подготовку учебно-методических изданий внес московский подотдел общего музыкального образования.

Сотрудники названного подотдела стремились в возможно короткие сроки довести свои разработки до учителей школ, руководителей рабочих кружков, студий центра и провинции. Подготовленные материалы уже в машинописном варианте копировались на гектографе и рассылались на места. Следующим шагом было их издание в виде типографских листовок, небольших брошюр. Они также оперативно отправлялись в различные регионы республики. Наконец, из опубликованных ранее материалов составлялись методические сборники. Для скорейшего обеспечения практических работников материалами по методике общего музыкального образования была организована точная запись лекций Н. Я. Брюсовой, которые она читала на музыкально-педагогических курсах, и издание конспектов этих лекций в виде методических листовок. В подавляющем большинстве опубли-

1 Протоколы заседаний Коллегии Наркомпроса // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 40. Л. 342.

2 Музыка (пение) в единой трудовой школе // Материалы по образовательной работе в трудовой школе. Вып. 4. Эстетическое развитие в школе. М.: Литературно-издательский отдел Наркомпроса, 1919. 15 с. С. 1-4; План преподавания пение (музыки) в общеобразовательной школе // Музыка в единой трудовой школе. Пб.: Тип. «Тогблат», 1919. Вып. 1. 64 с. С. 11-16.

кованных материалов фамилии их создателей не указаны. Сотрудники подотдела ОМО, писала в последствии Н. Я. Брюсова, «...не заботились об авторских правах, важен был только р е з у л ь т а т работы»1 .

Все издания, подготовленные в московском подотделе общего музыкального образования, можно условно разделить на пять групп:

— работы теоретического плана, раскрывающие сущность и принципы общего музыкального образования («О задачах общего музыкального образования»; «План работы в школьном и внешкольном подотделах (секции общего музыкального образования) музыкального отдела Народного комиссариата по просвещению»; «Внешкольное музыкальное образование (для взрослых)»; «Лекции Н. Я. Брюсовой. О музыкальной сознательности»);

— издания, в которых рассмотрены вопросы школьного музыкального образования («Музыка (пение) в единой трудовой школе»; «План занятий по музыке в школе первой ступени. На первый год обучения»; «Сборник песен с играми»);

— публикации, посвященные проблемам слушания музыки и методики его проведения («О слушании музыки для руководителей»; «Лекции Н. Я. Брюсовой. Слушание музыки»; «Лекции Н. Я. Брюсовой. Художественное восприятие музы-

ки»; «Примерная программа класса слушания музыки»; две брошюры «Материалы для слушания музыки», в которых даны планы и примерное содержание бесед, методические комментарии к ним; листовки: «Музыкальная беседа. Песня»; «Вступительное слово к программе «Русская сказка в симфонической музыке»; «Программы концертов и др.);

— методические листовки с изложением планов и программ разнообразных музыкально-педагогических курсов («План лекций (цикл школьный) на 2-месячных инструкторских курсах по общему музыкальному образованию для специалистов-музыкантов»; «Десятидневные инструкторские курсы по народному музыкальному образованию»; «Проспект курсов по народному музыкальному образованию для музыкантов-инструкторов»);

— издания, раскрывающие вопросы организации, содержания и методов работы народных музыкальных школ («Положение о народных музыкальных школах»; «Первая народная музыкальная школа при университете имени А. Л. Шанявского»; «Инструкция по организации школы общего музыкального образования»; «Курс знакомства с игрой на фортепиано в школах общего музыкального образования (народных)» и др.).

1 Брюсова Н. Я. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября. (Из воспоминаний) // Советская музыка. 1947. № 6. С. 46-55. С. 52.

Из приведенного неполного перечня опубликованных подотделом общего музыкального образования работ видно, что тематика их очень разнообразна. Часть публикаций непосредственно адресована учителям музыки. Но и в других материалах, прямо не предназначенных общеобразовательной школе, содержится немало полезного для более глубокого осмысления учителями теоретических проблем общего музыкального образования и практической работы с детьми.

Наряду с изданием методической литературы «малых» форм, сотрудники подотдела ОМО подготовили для школьных учителей музыки большой методический сборник. Его составление и редактирование проводилось летом 1919 года. Этот сборник под названием «Музыка в школе» вышел в свет в 1921 году1 Центральное место в нем занимает программа «Музыка (пение) в единой трудовой школе». Ей предшествуют статья Н. Я. Брюсовой «Музыка в школе» и статья А. А. Шеншина «Принципы и методы общего музыкального образования». В них раскрывается сущность, принципы и методы музыкального образования в школе. В совокупности эти материалы (программа и вступительные статьи к ней) образуют теоретико-методическую часть сборника. В практическую его часть вошли статьи с изложением бесед о

музыке, опыта работы в школе, рекомендательные списки литературы, другие материалы. Многие статьи, содержащиеся в сборнике «Музыка в школе», впоследствии неоднократно переиздавались. Это не случайно. Содержащиеся в них идеи с годами не утратили своей актуальности.

Большой интерес сегодня вызывает и другой сборник — «Музыка в единой трудовой школе», вышедший в 1919 году2. Его подготовили сотрудники школьной секции подотдела общего музыкального образования петроградского МУЗО. Авторы и составители данного сборника видели главное его назначение в том, чтобы раскрыть учителям некоторые основополагающие вопросы школьного музыкального образования, оказать им практическую помощь. Основные положения нового понимания сущности, содержания, принципов и методов музыкальной работы с детьми были изложены в «Плане преподавания пения (музыки) в общеобразовательной школе». Более детально эти вопросы рассмотрены в статье Н. М. Ковина «Пение и музыка в единой трудовой школе» и статье В. Г. Каратыгина «О слушании музыки». С опубликованием этих материалов учителя получили определенные методические ориентиры и практические рекомендации по работе в новой школе.

Сборники «Музыка в школе» и «Музыка в единой трудовой школе»

1 Музыка в школе. Материалы по общему музыкальному образованию в школе. М.: Государственное издательство, 1921. 53 с.

2 Музыка в единой трудовой школе. Пб.: Тип. «Тогблат», 1919. Вып. 1. 64 с.

при определенных различиях имеют между собой немало общего. Оба издания по характеру содержащегося в них материала представляют собой своеобразные методические пособия для учителей музыки, в которых раскрыты, детализированы, прокомментированы основные идеи первых послеоктябрьских школьных программ по музыке. В обоих сборниках предпринята попытка дать учителям ответы на главные вопросы музыкального воспитания и обучения в новой школе. Оба издания и сегодня дают учителям, методистам, ученым ценный материал для осмысления начального и во многом весьма продуктивного этапа развития советской музыкальной педагогики, являются яркими документами отечественной музыкально-методической мысли.

Подготовленная в московском и петроградском подотделах общего музыкального образования МУЗО Наркомпроса литература получила среди педагогов-музыкантов республики достаточно широкое распространение. Об этом, в частности, свидетельствует сохранившаяся в архиве книга учета посетителей московского подотдела ОМО. В течение последних четырех месяцев 1919 года в нем побывало 150 человек из Вологодской, Вятской, Костромской, Самарской, многих других губерний,

1 Опросные листы посетивших секцию [подотдел] общего музыкального образования // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп.1. Д. 191. 59 л. Л.1-28.

2 Сведения с 1-й Всероссийской конференции заведующих отделами искусств // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 25. Д. 304. 7 л. Л. 1.

3 Опросные листы посетивших секцию [подотдел] общего музыкального образования // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 191. 59 л. Л. 2 об., 11об.-12, 15 об. - 17 об.

и каждый из них получил от 20 до 40 наименований методических изданий . Комплектом литературы из 50 наименований были обеспечены все делегаты проходившей в декабре 1920 года

в Москве Всероссийской конферен-

2

ции заведующих отделами искусств . Выполняя заявки с мест, подотдел ОМО отправил в последнем квартале 1919 года в Петроград — 1870, Витебск - 1150, Казань - 1000, Калугу — 100, Оренбург — 77 экземпляров своих изданий3. Но снабдить ими все регионы страны подотдел все же не мог — тиражи изданий были невелики.

Особенно большой спрос был на нотные сборники. Одной из первоначальных задач, которую подотдел общего музыкального образования московского МУЗО начал решать буквально с первых шагов своей деятельности, был критический анализ и отбор нотной литературы. От дореволюционного времени осталось большое количество музыкальных произведений, написанных для детей. В их числе замечательные сочинения А. Т. Гречанинова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, П. И. Чайковского. Но наряду с первоклассной литературой в школах получило распространение и немало произведений откровенно низкого качества. Необходимо было отделить зерна от плевел.

В результате работы, проведенной подотделом общего музыкального образования, к осени 1918 года было подготовлено несколько рекомендательных списков музыкальной литературы: список сборников школьного пения, список хоровых произведений, расположенных по степени трудности, список книг и нот по изучению русского народного музыкального творчества, списки пособий и руководства для учителей, учащихся и др. Эти списки уже в машинописном варианте распространялись среди учителей. Затем часть из них была издана в виде листовок, опубликованных в ряде журналов и сборников. Рекомендательные списки сыграли свою положительную роль в деле школьного музыкального образования, дав учителям ориентиры в потоке существовавших нотных изданий.

В то же время Н. Я. Брюсова и ее соратники понимали, что составление списков литературы нужная, но временная мера. Необходимо было в кратчайшие сроки решить другую, главную проблему — дать школам, рабочим кружкам и студиям сборники музыкальных произведений, отвечающих духу времени, новым задачам школьного музыкального образования и музыкального просвещения народа.

Поэтому наряду и одновременно с критическим отбором старой литературы, они работали над подготовкой новых сборников. В 1918—1920

годы сотрудники подотдела составили и издали для детей и взрослых шесть сборников нотной литературы. Охарактеризуем некоторые из них.

Первым советским изданием, предназначенным для работы с детьми, стал сборник «Собрание народных песен для детского школьного хора»1. Он был подготовлен под руководством Н. Я. Брюсовой и издан в Петрограде в 1919 году. При составлении данного сборника ставилась задача помочь учителям в реализации одной из ведущих установок новой школьной программы по музыке — проводить первоначальный этап музыкального обучения и воспитания детей преимущественно на произведениях русского народного творчества. По мнению составителей, именно народные песни и с их живыми, естественными, не выдуманными для школьного обучения, а непосредственно сложившимися напевами в наибольшей мере дают возможность воспитывать в естественном направлении музыкальных слух и голос детей, их чувства. Поэтому, говорилось в предисловии к сборнику, самая первая задача учителя — научить детей слушать и исполнять родные напевы, воспитать любовь к ним.

В «Собрание народных песен» включено более шестидесяти произведений на один — четыре голоса в сопровождении фортепиано и без сопровождения. Они разделены на

1 Школьный сборник русских народных песен. Вып.1. Для младшего возраста. 2-е изд. М., 1916. 46 с.; Собрание народных песен для детского школьного хора. Пб.: Издание Музыкального отдела НКП, 1919. 45 с.

две части: в первую вошли песни, расположенные по возрастающей степени трудности и предназначенные в основном для пения по слуху, во вторую — специально подобранные и в определенной последовательности расположенные народные напевы, на основе которых рекомендовалось осваивать со школьниками начала музыкальной грамоты.

Большинство помещенных в сборнике произведений — это русские народные песни: прибаутки, колыбельные, игровые, хороводные. Они взяты из лучших дореволюционных изданий — сборников народных песен М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и др. в «Собрание народных песен» включено почти две трети произведений из первого выпуска «Школьного сборника русских народных песен», подготовленного Московской музыкально-этнографической комиссией — одного из самых добротных изданий дооктябрьской поры. Уместно вспомнить, что члены Музыкально-этнографической комиссии при составлении школьных сборников (вышло два выпуска — для младшего и старшего возраста) ставили задачу и, на наш взгляд, успешно решили ее — дать общеобразовательным школам «свежий и здоровый музыкальный материал», в котором бы и мелодия, и гармония

«носили настоящий народный характер русской песни».

«Собрание народных песен для детского школьного хора» получило позитивную оценку музыкально-педагогической общественности. Критик Ю. Д. Энгель, высказав замечание о несоответствии текста некоторых песен возрасту детей, охарактеризовал это издание, «как работу дельную, продуманную»1. Рецензент журнала «Педагогическая мысль» отмечал, что это «едва ли не самое полезное издание музыкального отдела» и поддержал позицию подотдела ОМО начинать приобщение детей к музыке с произведений народного творчества. «Было бы прекрасно, — писал он, — если бы все русские дети знали материал, который вошел в сборник.»2.

Время подтвердило справедливость этих оценок. Сегодня значительное число песен, помещенных в данном сборнике, публикуется в различных изданиях для детей. Но многие произведения из этого издания — самобытные, яркие — все еще остаются неизвестными широким музыкально-педагогическим кругам. Думается, настало время, принимая во внимание безусловные достоинства данного сборника, переиздать его в полном виде.

Значительный интерес у школьных учителей сегодня вызвало бы пе-

1 Энгель Ю. Д. Собрание народных песен для детского школьного хора // Художественная жизнь. 1919. №1. С. 51.

2 Бахтин Н. Издания музыкального отдела Наркомпроса // Педагогическая мысль. 1920. № 1-3. С. 96.

реиздание и другого сборника первых послеоктябрьских лет — «Музыка в школе. Вып. 2. Песни с играми». Подготовку этого издания в 1919 году осуществляла М. А. Румер, которая разработала его план-проспект, собрала соответствующий нотный материал. Составленный ею список отобранных песен с указанием нотных изданий, где они напечатаны, и краткими пояснениями к ним сразу же был опубликован в виде небольшой методической листовки. Сам сборник издать в то время не удалось. Он вышел из печати в 1921 году и отличался от первоначально задуманного варианта.

В предисловии к сборнику говорится, что его цель — «...ознакомление (учащихся школ I ступени. — В. А.) с элементами музыкальной речи через движение»1. Ко всем песням, сгруппированным в четыре раздела, дано описание разнообразных танцевально-игровых композиций, исполнение которых, по замыслу сотрудников подотдела ОМО, должно было помочь детям освоить некоторые элементы музыкальной речи. Так, песни с играми первого подготовительного раздела предназначались для того, чтобы «дать детям некоторый навык к стройному и дисциплинированному массовому движению и элементарное уменье двигаться в соответствии с напевом». В других разделах ставилась задача через пение, соединенное с

движением, танцем, игрой, способствовать формированию у детей навыков восприятия, осознания, выражения в действии характера напевов, их строения, соотношения частей, простых ритмических структур, длительностей нот.

Рассматриваемый сборник представляется во многих отношениях удачным изданием. Собранные в нем народные песни — это образцы подлинно высокохудожественной музыки. Они доступны младшим школьникам. Большинство предложенных игр выразительны, увлекательны. Издание этого сборника явилось очередным шагом, направленным на оказание практической помощи учителям в реализации идей новой школьной программы по музыке. Материалы сборника, где пение органически сочеталось с игрой, танцами, драматизацией, открывал учителям возможность заинтересовать детей музыкой, включить их в активное музицирование и в то же время ненавязчиво, в игровой форме подвести их к освоению основ музыкальной грамоты. Думается, безусловно, прав один из рецензентов этого издания, писавший, что оно «.заслуживает самого широкого к себе внимания школ республики»2. Добавим — и современной практики музыкального образования.

В центральных библиотеках страны хранится еще одно, ставшее биб-

1 Музыка в школе. Материалы по общему музыкальному образованию в школе. Вып. II. Песни с играми. М.: Государственное музыкальное изд-во. 1921. 19 с. С. 3.

2 Преображенский Н. К вопросу о музыкально-ритмическом образовании // Просвещение. 1923. № 7. С .61.

лиографической редкостью нотное издание первых послеоктябрьских лет — «Сборник детских песен» (Пг., 1920). Как и кем оно было создано — установить не удалось. Сборник несет на себе отпечаток труднейшего времени, в которое рождался: ноты и слова написаны от руки, напечатаны на газетной бумаге, изданы гектографическим способом небольшим тиражом. Содержание сборника отчетливо свидетельствует о стремлении его составителей дать детям высокохудожественную музыку. В нем опубликовано 14 произведений — хоры из опер русских композиторов, детские сочинения А. Т. Гречанинова, А. К. Лядова, П. И. Чайковского, народные песни.

В первые послереволюционные годы был подготовлен и издан, наряду со школьными пособиями, ряд нотных сборников для взрослых. Часть музыкальных произведений, опубликованных в них, была доступна для исполнения детскими хорами. Эти издания, прямо не адресованные школе, использовались в работе с учащимися, особенно старших классов.

К числу таких изданий относится сборник «Венок песен»1. В нем содержится 25 произведений, в основном — русские народные песни в переложении для женского и смешанного хоров акапелла А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, других знатоков народного песенного творчества.

В сборнике опубликовано несколько одноголосных сочинений в сопровождении фортепиано, а также фрагменты из опер «Садко», «Сказание о неведомо граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова. Давая оценку сборнику «Венок песен», В. Н. Шацкая писала, что «очень привлекает его народный русский характер». Она рекомендовала широко использовать это издание в работе с хоровыми коллективами — взрослыми и детскими. Многие песни, помещенные в сборнике, отмечала В. Н. Шацкая, «охотно пелись»

детскими хорами, которыми она руко-

2

водила .

Осенью 1918 года коллегия подотдела общего музыкального образования рассмотрела вопрос о подготовке для школ и внешкольных учреждений сборника революционных и солдатских песен. Коллегия предложила выполнить эту работу музыкальному критику и композитору Ю. Д. Энгелю. Он сделал переложение наиболее часто звучащих в те годы революционных песен в трех вариантах: для фортепиано, для однородного хора и для смешанного хора. В конце 1918 года Музыкальный отдел напечатал их в виде листовок, объединив в серию «Под красным знаменем. Песни борьбы и свободы». В нее вошли «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу» и другие

1 Венок песен. Сборник народных песен и отрывков. Составлен музыкальной артелью под руководством Н. Я. Брюсовой. М. 1919.

2 Венок песен. Сборник народных песен и отрывков. Составлен музыкальной артелью под руководством Н. Я. Брюсовой. М., 1919. С. 4, 6.

песни. В этот же период в Петрограде большим тиражом была издана «Школьная марсельеза». Постепенно эти песни стали входить в школьную образовательную практику.

Итак, в первые послеоктябрьские годы московский и петроградский подотделы общего музыкального образования Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР проводили значительную работу по учебно-методическому обеспечению преподавания уроков музыки в единой трудовой школе. Наряду с школьными программами по музыке, сотрудниками данных подотделов были подготовлены учебные пособия, разного рода методические материалы, нотные сборники, в которых раскрывались, разъяснялись, комментировались вопросы целей, содержания, форм,

Список литературы и источников

1. Адищев, В. И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.): учеб. пособие / В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ин-т. — Пермь, 1991. — 115 с.

2. Астафьева, е. Н. Трактовка образования А. В. Луначарским в официальных документах советской власти / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический

журнал. — 2017. — № 3. — С. 84—90.

3. Брюсова, Н. Я. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября. (Из воспоминаний) / Н. Я. Брюсова // Советская музыка. — 1947. — № 6. — С. 46—55.

4. Венок песен. Сборник народных песен и отрывков. Составлен музыкальной артелью под руководством Н. Я. Брюсо-вой. — М., 1919.

5. Корнетов, Г. Б. Историко-педаго-гическое осмысление Октябрьской рево-

методов проведения в новых условиях музыкальной работы с детьми в школе и вне её. Названные материалы ориентировали музыкантов-педагогов на ознакомление подрастающего поколения с русским народным музыкальным творчеством, произведениями отечественных и зарубежных композиторов, на развитие у детей творческого начала, ознакомление их с языком музыки, ее формами и жанрами, на воспитание у учащихся культуры исполнения и слушания музыки. Программы и учебно-методические материалы по музыке 1918—1920-го годов могут рассматриваться сегодня как один из источников совершенствования современного школьного и дополнительного музыкального образования в стране.

люции 1917 года / Г. Б. Корнетов // Ис-торико-педагогический журнал. — 2017.

— № 3. — С. 6—16.

6. Музыка (пение) в единой трудовой школе // Материалы по образовательной работе в школе. Вып. 4. Эстетическое развитие в школе. — М. : Литературно-издательский отдел Наркомпроса, 1919.

— С. 1—4.

7. Музыка в школе. Материалы по общему музыкальному образованию в школе. — М. : Государственное издательство, 1921. — 53 с.

8. Музыка в школе. Материалы по общему музыкальному образованию в школе. Вып. II. Песни с играми. — М. : Государственное музыкальное издательство,1921. — 19 с.

9. Опросные листы посетивших секцию [подотдел] общего музыкального образования [Музыкального отдела

Наркомпроса] // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). — Ф. А.—2360. — Оп.1. — Д. 191. — 59 л.

10. План преподавания пения (музыки) в общеобразовательной школе // Музыка в единой трудовой школе. — Пг. : Тип. «Тогблат», 1919. — Вып. 1. — С. 11—16.

11. Протоколы заседаний Коллегии Наркомпроса // ГА РФ. — Ф. А. — 2306. — Оп.1. — Д.40. — Л. 342.

12. Российская революция 1917 года: власть, общество, культура: в 2 т. / отв. ред. Ю. А. Петров. — М. : Политическая энциклопедия, 2017. — Т. 1. — 743 с. Т. 2. — 591 с.

13. Россия в 1917 году: энциклопедия / отв. ред. А. К. Сорокин. — М. : Политическая энциклопедия, 2017. — 1095 с.

14. Россия в годы Гражданской войны, 1917—1922 гг.: очерки истории и историографии / отв. ред. Д. Б. Павлов. — М.; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 608 с.

15. Сведения с 1—й Всероссийской конференции заведующих отделами искусств // ГА РФ. — Ф. А—2306. — Оп.25. — Д.304. — 7 л.

16. Собрание народных песен для детского школьного хора. — Пб. : Издание Музыкального отдела НКП, 1919. — 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.