Научная статья на тему 'Музыка в диалоге этномузыковедов'

Музыка в диалоге этномузыковедов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка в диалоге этномузыковедов»

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Музыка в диалоге культур. Музыкальная культура финно-угорского мира: традиции, современность, перспективы» (Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 12 -14 ноября 2019 г.)

MATERIALS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE

"Music in the dialoque of cultures. Musical culture of the Finno-Ugric world: traditions, modernity, prospects " (Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, November 12 -14, 2019)

М. Г. Кондратьев

Музыка в диалоге этномузыковедов

M. G. Kondratyev

Music in the dialogue of ethnomusicologists

I/ 1 Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова 12-14 ноября 2019 года состоялась Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур. Музыкальная культура финно-угорского мира: традиции, современность, перспективы». Цель конференции — обмен современной научной информацией в области исследования традиционной и профессиональной музыкальной культуры финно-угорского мира, обобщение существующего опыта и обсуждение перспектив развития научных исследований в этом направлении.

Тематику конференции предопределил 90-летний юбилей Ласло Ви-кара (1929-2017) — выдающегося исследователя музыкальной культуры народов Поволжья, венгерского фольклориста, музыковеда и педагога. Проведя ряд экспедиций и выпустив в свет четыре больших тома собранных в них материалов по музыке марийцев, чувашей, удмуртов и татар, Викар стал крупнейшим зарубежным знатоком музыки народов Поволжья и Приуралья. В связи с этим оказалось логичным и внимание к

УДК 78.071.2 ББК 85.3

Статья поступила: 20.11.2019.

данному мероприятию со стороны консульства Венгрии в Республике Татарстан (его посетил генеральный консул Адам Штифтер), а также Дома Дружбы народов Татарстана (на открытии конференции присутствовал его директор Ирек Шарипов). Получилось так, что в течение нескольких лет это уже вторая конференция, посвящённая проблемам музыкальной культуры народов так называемого «финно-угорского мира». В Поволжье проживают самые крупные финно-язычные этносы, имеющие собственную государственность в рамках федеративного устройства России — марийцы, мордва, удмурты. В поле зрения конференции оказались и культуры венгров, марийцев, мордвы, удмуртов, вепсов, карел, как самих по себе, так и в их взаимосвязях с культурами русских и татар. Собрались учёные-музыковеды, этнографы и этномузыкологи, научные сотрудники НИИ художественного профиля, преподаватели, студенты, аспиранты и соискатели музыкальных вузов, а также преподаватели профессиональных образовательных учреждений Казани, Чебоксар, Йошкар-Олы, Ижевска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Эстонии, Венгрии, Финляндии. На секционных заседаниях рассматривались вопросы музыкально-поэтических традиций финно-угорских народов как феномен культуры, инструментальные традиции финно-угорских народов, проблемы изучения и сохранения финно-угорских музыкальных культур, а также претворение фольклора финно-угорских народов в творчестве композиторов.

Пленарное заседание открыл доклад главного научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук доктора искусствоведения М. Г. Кондратьева «Музыкально-поэтические системы финно-язычных народов Поволжья: к проблеме межкультурного диалога». Было показано, что с точки зрения традиционной музыки музыкальные системы марийцев и мордвы представляют собой различные музыкальные миры, поскольку находятся в исторически сложившемся музыкально-поэтическом диалоге с

разными культурами вне их лингвистической принадлежности.

Теоретическую проблематику продолжили доклады известных музыковедов, работающих в регионе. В своём докладе «Бела Барток как художественный ориентир в отечественных финно-угорских композиторских исканиях XX века» доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова А. Л. Маклыгин затронул также вопрос «Черемисская тема в венгерской рецепции». С. В. Ко-сырева (кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова, главный редактор электронного научного журнала «Музыкальный журнал Европейского Севера») своим сообщением «Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания» спровоцировала небольшую дискуссию о применимости категорий раннефольклорного интонирования (по Э. Е. Алексееву) к изучению культуры вне-сибирских народов. Тему «межкультурного диалога» продолжила доктор искусствоведения, профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова Е. М. Смирнова в сообщении «Традиция восточных мари и татарская музыкально-поэтическая культура: к вопросу о принципах взаимодействия».

Историю этномузыковедения и изучения устной практики народов затронули И. М. Нуриева (доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН) в сообщении на тему «Венгерские учёные в истории удмуртской фольклористики» и З. Н. Сайдашева (доктор искусствоведения, профессор кафедры татарской музыки и этно-музыкологии Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова) — «Ласло Викар и татарский музыкальный фольклор». Косвенно эту же тему осветила и кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова А. Т. Гумерова в сообщении о другой форме

М. Кондратьев. Музыка в диалоге этномузыковедов

65

устного музицирования «Церковно-певческая практика удмуртов: из истории возникновения».

Наиболее многочисленной оказалась группа докладов об экспедиционных открытиях и этнокультурных описаниях традиций. Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН И. В. Пчеловодова в соавторстве с Н. В. Анисимовым (PhD, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея; младший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН) подготовили сообщение «Музыкально-песенный фольклор сибирских удмуртов в исторической динамике (по материалам экспедиционных записей 1974, 2001 и 2006 гг.)». Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств имени П. И. Чайковского г. Йошкар-Ола В. Г. Герасимова поделилась своими наблюдениями в сообщении «О песенной культуре шаранских мари: постановка вопроса». О свадебных традициях рассказывали аспирант Российского института истории искусств Е. В. Петрова (научный руководитель — кандидат искусствоведения Н. Ю. Альмеева) — «Песенные жанры горномарийской свадьбы» и П. А. Александров (педагог Городского дома детского творчества имени А. Алиша, председатель Национально-культурной автономии удмуртов г. Казани) — «Традиционная свадьба удмуртов Бавлинского района Республики Татарстан». «Дуэт» исследователей удмуртского фольклора Н. В. Анисимова и И. В. Пчелово-довой выступил также с сообщением «Исполнитель и традиция: особенности сохранения, презентации и трансляции культурного наследия». Проблемы функционирования мордовского фольклора в условиях города осветила М. В. Стуклова (преподаватель фольклорного отделения Детской школы искусств имени М. А. Балакирева г. Казани, лидер молодёжного крыла Национально-культурной автономии мордвы Республики Татарстан) в сообщении

«Этнокультурные центры Республики Татарстан как основа сохранения и развития мордовской традиционной культуры».

Содержательный этимологический, текстологический и источниковедческий экскурс представили кандидат искусствоведения, доцент Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова Г. М. Макаров в докладе «Формирование названий музыкальных инструментов финно-угорских народов Волго-Камья», старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства В. В. Кошелев — «Väisänen А. О. Das Zupfinstrument Gusli bei den Wolgavölkern (1928), Buch M. Musik und Tanz (1882): опыт научного перевода на русский язык, комментарий», Н. С. Михайлова (начальник отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия Государственного историко-ар-хитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи») — «Зарубежные музейные собрания как источниковая база изучения традиционной инструментальной культуры Карелии», Н. В. Мушкина (научный сотрудник Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени

B. М. Васильева) — «Ласло Викар — исследователь марийской народной песни».

В жанре воспоминаний выступили доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусств Марийского университета О. М. Герасимов — «Ласло Викар: последняя встреча» и доктор исторических наук, профессор Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова В. И. Яковлев, рассказавший о вкладе

C. Н. Кунгурова в работу по воссозданию удмуртских музыкальных инструментов; выступление В. И. Яковлева было заявлено как «Удмуртские музыкальные инструменты в историографическом контексте».

Не ограничившись рамками собственно эт-номузыковедения, организаторы конференции предоставили трибуну и «чистым» музыковедам в секции «Претворение фольклора в практике композиторов». Эту проблему затронул на пленарном заседании А. Л. Маклыгин (о чём

сказано выше). Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова Л. В. Бражник продемонстрировала в живом звучании ансамбля студентов-этномузыкологов использование фольклора в творчестве мордовского композитора Нины Кошелевой. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории Е. В. Анисимова показала примеры претворения удмуртского фольклора в творчестве современных композиторов. В. Г. Кузнецова (ответственный секретарь Союза композиторов Республики Марий Эл) выступила с сообщением «Обращение к фольклору в творчестве современных марийских композиторов». Д. В. Третьякова (студентка Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова; научный руководитель — кандидат искусствоведения, профессор Ю. С. Карпов) продемонстрировала использование удмуртской народной песни в опере Г. Ко-репанова «Наталь». А. А. Гусева (магистрант Казанской консерватории; научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Л. В. Бражник) своё выступление «Концерт для балалайки с оркестром мордовского композитора А. Е. Пивкина: тематизм, приёмы развития» сопроводила эффектным исполнением фрагментов изучаемого произведения.

Большой интерес участников конференции вызвала лекция «Коллекционирование и экспертиза музыкальных инструментов как аспект знаточеской науки», прочитанная хранителем коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства В. В. Кошелевым. Ценным дополнением к докладам, прозвучавшим на заседаниях, представляется также презентация новых этному-зыковедческих изданий, вышедших в Казани, Йошкар-Оле и Чебоксарах. Презентация сопровождалась выступлениями фольклорных ансамблей.

***

Организация подобных мероприятий показывает, что в XXI веке Казань уверенно пред-

стаёт в роли, исторически уготованной ей положением одного из центров российского народоведения, ориентированного на изучение окружающего полиэтничного и поликонфессионального мира. Это заметно, в частности, в области этномузыковедения, получившего новый импульс развития в стенах Казанской консерватории. Внимание этномузыковедов, собирающихся здесь на научные форумы, направлено на многообразие культур России. Всё это наглядно подтвердила успешно проведённая конференция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.