Научная статья на тему 'Музыка рождается из тишины'

Музыка рождается из тишины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / МУЗЫКА / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ЗНАНИЕ-ПЕРЕЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А.И.

Статья посвящена проблеме художественного творчества, его специфике, сложностям, с которыми сталкивается художник в современном пространстве культуры. Тем вопросам, которыми задается и он сам, и исследователь, пытающийся постигнуть тайну художественного творчества, и педагог, стремящийся создать максимально благоприятные условия для творческого становления личности будущего мастера. В работе формулируются условия, необходимые для осуществления процесса творческого созидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка рождается из тишины»

МУЗЫКА РОЖДАЕТСЯ ИЗ ТИШИНЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме художественного творчества, его специфике, сложностям, с которыми сталкивается художник в современном пространстве культуры. Тем вопросам, которыми задается и он сам, и исследователь, пытающийся постигнуть тайну художественного творчества, и педагог, стремящийся создать максимально благоприятные условия для творческого становления личности будущего мастера. В работе формулируются условия, необходимые для осуществления процесса творческого созидания.

Ключевые слова художественное творчество, художественно-эстетическое начало, музыка, духовный опыт, знание-переживание.

Как и почему рождается музыка? Как она становится миром смыслов и духовных ценностей? Как превращается в источник знания-переживания? На протяжении веков об этом размышляют музыканты, поэты, ученые. Выдвинуто множество версий, каждая из которых имеет право на существование. Хотим мы того или не хотим, но все мы находимся в звучащем пространстве бытия, хотя далеко не все звуки, окружающие нас являются музыкой в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие. А между тем, мы настолько привыкли воспринимать звуковой фон жизни как некое «музыкальное сопровождение» ее, что нам не кажутся странными следующие строки Б. Слуцкого:

«Надо привыкнуть к музыке за стеной,

к музыке под ногами,

к музыке над головами.

Это хочешь, не хочешь, но пребудет со мной,

с нами, с вами.

Запах двадцатого века - звук.

Каждый миг старается если не вскрикнуть - скрипнуть. Остается один из двух -привыкнуть или погибнуть.

И привыкаем, кто может, и погибаем, кто

не может, не хочет, не терпит, не выносит, кто каждый звук надкусит, поматросит и бросит, Он и погибнет зато.

* Декан факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

Привыкли же, притерпелись к скрипу земной оси! Звездное передвижение нас по ночам не будит! А тишины не проси, Ее не будет» [4, с. 126].

Так ли это? Действительно ли наш современник обречен жить в звуковом пространстве, где нет места музыке души, обращенной от сердца к сердцу? С Б. Слуцким категорически не согласен В. Шефнер, Он рисует совсем другой звуковой образ времени:

«На осеннем рассвете петух прокричал, Прогудели в дали поезда, Расклубился туман, и скрипучий причал На реке раскачала вода.

И живая задумчивая тишина Залегла у подножья холмов, И земля плодородным покоем полна -Ей не надо возвышенных слов.

Помолчи. Пусть поет за тебя тишина, Пусть листвой шелестит на пути, Пусть неслышно заронится в душу она, Чтобы песней живой прорасти» [7, с. 129].

Кто же из них прав? Как в шуме большого города, его суете, его каждодневных заботах и тревогах услышать тишину, заронить ее в душу, чтобы она смогла «песней живой прорасти»? Это одна из самых сложных проблем, с которой постоянно сталкивается каждый художник. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что материалом для творчества всегда была и остается жизнь во всем ее многообразии, сложности, шуме и ярости, а условием для ее преображении в творческом акте является «тишина» - способность художника подняться над миром, преодолеть «плен мира», что Н. Бердяев называл освобождением «духа человеческого из плена необходимости». Философ считал, что «истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в мире» [2, с. 5]. Именно это и есть основное условие обретения духовного опыта как фундамента художественного творчества.

Это поиск в глубинах собственной души того художественно-эстетического начала, которое на протяжении веков является источником созидательных сил культуры [8]. Того начала, которое с момента рождения и на протяжении всей жизни «питается» ценностями народной художественной культуры [1], а также творениями великих мастеров всех времен и народов, несущими своим современникам и потомкам знание-переживание, влекущее к новым открытиям, «к новым берегам».

Но если нам необходимо погружение в глубины собственной души, чтобы дать возможность творческому дару «песней живой прорасти», если нам надо освободиться от «плена мира», то следует ли из этого, что каждый художник должен стать отшельником, отказавшимся слышать и воспринимать все звуки мира? Не грозит ли нам в таком случае заболевание агорафобией - очень тяжелым недугом, вырывающим человека из «плена мира», но превращающим его в «виртуального узника» [5, с. 9], добровольно заточившего себя в четырех стенах собственного дома.

И вновь мы сталкиваемся с той же проблемой, о которой уже упоминалось ранее. Есть ли у нее решение? Как заронить в душу тишину, чтобы услышать стук не только собственного сердца, но и стук сердца мира, понять, какими «болезнями» болеет современное общество и что необходимо, чтобы максимально эффективно «лечить» их? Как звуки мира преобразуются в душе художника в звуки музыки? В первую очередь каждому исследователю необходимо признать, что «проблема художественного таланта - тема, требующая многостороннего подхода и нетривиальных путей решения. Личность художника представляет собой целый комплекс особенностей, специфических для каждого типа художественной деятельности» [3, с. 614]. Более того, даже в одном типе художественной деятельности (в нашем случае - это музыка) художники кардинальным образом отличаются друг от друга.

А поскольку музыка рождается в глубинах их души, прорастает из тишины, живущей в этой душе, то первая и самая основная задача, которую ставит перед собой исследователь, педагог, наставник - это постижение этих глубин, поиск путей для выявления творческого потенциала, заложенного в них, тех индивидуальных особенностей, которые определяют сущность их мироздания. Но есть нечто общее, объединяющее всех художников мира - поэтов и музыкантов, писателей и архитекторов, драматических актеров и живописцев. Это желание «обрести крылья», вознестись над Землей, чтобы увидеть ее во всей красе, и только тогда перенести это знание в глубины собственной души, чтобы оно превратилось в сильное эмоциональное переживание, стало основой собственного личностного мира.

Эта потребность, как и способы ее удовлетворения, очень ярко воплотил в своем стихотворении «Ступени» В. Шефнер:

Завидовал кто-то птицам, Но был не из рода Дедалов, -Чтоб медленно ввысь возноситься, Он лестницу вырубил в скалах.

Другому в долину спуститься Хотелось, чтоб жить там получше, -Спуститься чтоб и не разбиться, Он лестницу выдолбил в круче.

Ступени - замена полета, Ступени - замена паденья, Ступени - работа, работа, Терпенье, терпенье, терпенье.

Я к небу медленно лезу, Ступени ввысь прорубаю, Я гору железом, железом, Долбаю, долбаю, долбаю.

Пусть ангелы в горнем полете Смеются над неокрыленным, -Не богу, работе, работе С киркой отбиваю поклоны.

Усилья, усилья, усилья, Спина - будто натерта солью.

А вдруг это крылья, крылья Проклевываются с болью?» [7, с. 365-366].

Замечательный урок-назидание для каждого, кто избрал сферой своей будущей профессиональной деятельности область художественного творчества. Обретению тишины, из которой прорастает живое слово, ставшее музыкой, картиной, скульптурой или поэмой, предшествует долгий и тяжелый труд, духовные искания, мучительные раздумья. О способности «творить наслаждение из мучительных аффектов» [6, с. 5] написано немало трудов, как и о том, что «Ното Faber - Человек Творящий - на протяжении тысячелетий борется за свободу творчества, чтобы суметь постичь окружающий мир» [9, с. 54] и сделать полученное знание достоянием человечества. Музыка рождается из тишины, а тишина создается мыслью, наполненной чувством. Каждое ухо слышит эту тишину по-своему, поэтому так непохожи песни, прорастающие из тишины. В этом и заключается великая миссия искусства - открывать через уникальное и единичное целостность и красоту вечности.

Список литературы:

1. Ануфриева Н.И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей народной художественной культуры / Н.И. Ануфриева // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 231-233.

2. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М.: АСТ; ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 414 с.

3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств (Еще раз о взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики) / Л.В. Грачева // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 614-625.

4. День поэзии. - М.: Советский писатель, 1972. - 288 с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысь-ко. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.

6. Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества / О. Ранк // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельче-нок. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 5-21.

7. Шефнер В. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. Стихотворения / В. Шефнер. - Л.: Художественная литература, 1075. - 440 с.

8. Щербаков В.Ф. Художественно-эстетическое начало как источник созидательных сил культуры // Культура. Духовность. Общество. - 2012. -№ 1. - С. 222-227.

9. Щербакова А.И. Изучение феномена музыкального искусства как культурологическая проблема / А.И. Щербакова // ФЭН-НАУКА. - 2012. -№ 6 (12). - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.