Научная статья на тему 'Психология и развитие личности в хореографии'

Психология и развитие личности в хореографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1786
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / CHOREOGRAPHIES / PSYCHOLOGIES ARTISTIC CREATIVE ACTIVITY / PERSONALITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самылов Дмитрий Григорьевич

Сегодняшние методы и приемы обучения в творческих вузах конкретному виду искусства: хореографии, музыке, актерскому мастерству и т. д. основаны как на собственном опыте мастера, так и на обобщении опыта мастеров прежних поколений. Зная психологию художественного творчества, можно на ранней стадии спрогнозировать развитие танцовщика, его личности и гармонизировать деятельность всех сфер жизнедеятельности, обеспечив личностный рост. В этой статье обозначены ориентиры, куда надо двигаться и как развивать творческую личность дело нужное как для педагога, так и для его ученика, что облегчает процесс становления художественного таланта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Present-day methods and receiving the education in creative high school concrete type art the choreographies, music, actor's skill and t. d. are founded both on own experience of the Master, and on generalization of the experience master former generations. By means of psychologies artistic creative activity on early stage know development of the dancer possible, his (its) personalities and harmonize activity of all spheres to vital activity, having provided larval growing. In this article are marked clear landmarks, where it is necessary to move and what develop the creative personality a deal necessary both for teacher, and for his(its) pupil. This relieves the process of the formation of the artistic talent

Текст научной работы на тему «Психология и развитие личности в хореографии»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 11S

Д.Г. Самылов

ПСИХОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ личности В ХОРЕОГРАФИИ: ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЦА, ХУДОЖНИКА И ИСПОЛНИТЕЛЯ

Сегодняшние методы и приемы обучения в творческих вузах конкретному виду искусства: хореографии, музыке, актерскому мастерству и т. д. -основаны как на собственном опыте мастера, так и на обобщении опыта мастеров прежних поколений. Зная психологию художественного творчества, можно на ранней стадии спрогнозировать развитие танцовщика, его личности и гармонизировать деятельность всех сфер жизнедеятельности, обеспечив личностный рост.

В этой статье обозначены ориентиры, куда надо двигаться и как развивать творческую личность - дело нужное как для педагога, так и для его ученика, -что облегчает процесс становления художественного таланта.

Ключевые слова: хореография, психология художественного творчества, личность, творчество.

Искусство театра, музыки, живописи основано на умении художника и артиста выражать свои мысли и чувства на невербальном уровне, при помощи движения, мимики, жеста, интонаций и красок.

Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере искусства, идей, науки, а также в сфере производства и организации. Художественное творчество - разновидность творческого процесса. Его психология - это предмет, изучая который, будущие артисты - артисты балета, хореографы, музыканты, актеры, режиссеры, художники учатся необходимому мастерству и осмыслению получаемых ими необходимых профессиональных навыков.

Валентин Петрушин пишет: «Многие, даже состоявшиеся большие артисты, бывают незнакомы с психологическими тонкостями и секретами своего мастерства. У них возникают очень большие трудности и проблемы, когда они начинают пытаться передать свой опыт и знания молодым артистам - своим ученикам.

116 Вопросы организации хореографического образования

Не обладая необходимым багажом знаний для осмысления тонкостей своей профессии, они начинают учить по методу, в основе которого лежит принцип «делай, как я». Подобный метод -самый несовершенный и самый неэффективный, дающий самые плохие результаты. Миф о непознаваемости творческого процесса оказался очень живучим. И он очень мешает развитию художественного таланта во всех сферах искусства»1.

Сегодняшние методы и приемы обучения в творческих вузах конкретному виду искусства: хореографии, музыке, живописи, актерскому мастерству и т. д. - основаны и на собственном опыте педагога, и на обобщении опыта мастеров прежних поколений, познавших тайны своего ремесла. Но все эти тонкости художественного творчества должны быть поняты и осознаны на основе закономерностей общей психологии.

В советской педагогике было расхожее изречение о том, что нет плохих учеников, есть только плохие учителя. Из этого следовало, что если к любому ученику приставить хорошего педагога, то он может из любого воспитать личность с заданными свойствами, умениями и навыками, будь то ученый, писатель или врач.

Между тем действительность под влиянием неоспоримых фактов биологии и генетики доказывает существование природной предрасположенности к творческой активности. Появляется возможность достижения человеком наивысших результатов в своей области.

Академические успехи в школе и высшем учебном заведении не являются предсказанием того, что такой ученик или студент в будущем сделает большие творческие открытия. Известно, что Чехов нередко получал тройки за свои сочинения, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще учились в школе. Пушкин в области математики был абсолютно необучаем. За это его даже хотели отчислить из любимого лицея. Нуриев в автобиографии жаловался на большие трудности с общеобразовательными предметами. Все это не помешало стать им выдающимися творцами.

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 117

Дж. Гилфорд в своих исследованиях выделял следующие отличительные способности креативной личности:

• способность к обнаружению и постановке проблем, продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации;

• способность к генерированию большого числа идей;

• способность продуцировать разнообразные идеи; видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование на практике;

• способность отвечать на раздражители нестандартно; стремление к интеллектуальной новизне, к нахождению своего собственного, отличного от других решения;

• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, способность к синтезу и анализу.

Любому творцу приходится иметь много мужества для того, чтобы следовать жизненному пути, отстаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты широкой публикой, проявлять исключительное упорство для достижения намеченной цели. Часто это приводит творческого человека к изоляции от научного или художественного общества. «Одиночество гения» - излюбленная тема многих биографов, пишущих о великих творцах. Критика со стороны ортодоксов в адрес великих творцов бывает подчас очень суровой.

Например, после исполнения скрипичного концерта П.И. Чайковского было написано, что эта музыка «воняет», а о Пятой симфонии Бетховена - что это «симфония взбесившегося безумца».

Михаил Фокин в своей книге вспоминает о разговоре с известным критиком: «Слух о моих новшествах распространился до спектакля и немало взволновал балетоманов. На одной из последних репетиций мне доложили, что Н.М. Безобразов хочет со мной переговорить. Это был самый старший из балетоманов, вершитель многих балетных судеб. <...> Отеческим

118 Вопросы организации хореографического образования

покровительственным тоном он стал меня увещевать «не начинать так круто, не ломать все устои балета». Вы достигнете гораздо большего, если будете постепенно вводить свои новшества в балет, - говорил он тоном самым благожелательным, -а так вы можете только оттолкнуть, отпугнуть публику. Например, проделайте опыты сперва над кордебалетом. Но нельзя же выпускать балерину без тюников, не дать ей эффектных танцев, в которых она могла бы блеснуть техникой. <...> Я не стал возражать, спорить. Сказал только, что закончу, как задумал, и, поблагодарив его за желание помочь мне советом, побежал на сцену доканчивать свое дело по-своему»2.

Подлинные творцы не в силах свернуть со своей дороги и делать нечто такое, что публике нравится или что ей понятно. Они чувствуют и осознают в себе особую миссию в служении своему делу, будь то искусство, наука или какой-либо другой вид деятельности.

Российский психофизиолог В.С. Ротенберг объясняет, что «творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже самым минимальным, раздражителям, поступающим извне. Без такой повышенной чувствительности было бы невозможно творчество, основанное на способности восприятия тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми»3.

«У художественных натур неуравновешенность в сторону возбуждения и способность эмоционально зажигаться от собственных воображаемых образов намного выше по сравнению с обычными людьми. Далее возникает потребность запечатлеть и выразить свои чувства в художественном образе через пластику движений, мимику, ритмы, звуки, краски, рифмы и интонации. Большие требования в этом случае предъявляются к двигательному анализатору, способному перевести образы воображения в соответствующие точные движения. Это достигается за счет длительной профессиональной подготовки психофизического аппарата любого художника, будь он создатель или исполнитель художественного произведения»4.

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 119

Ученый-исследователь ищет и находит свою научную истину преимущественно путем экспериментов, логических понятий и умозаключений, а художник ищет и находит свою истину при помощи воображения и интуиции, создавая художественный образ. У первого истина будет объективна и может быть подтверждена результатами исследований других ученых. У художника истина будет субъективна и не может быть повторена в творчестве других художников, а если может, то только в виде копий, но никак не оригинала.

Активаторами творческого процесса для художника являются:

• Потребность в образном отражении мира через создание произведений искусства.

Способность глубоко и остро чувствовать каждый уходящий момент жизни порождает во внутреннем мире художника желание, о котором гетевский Фауст воскликнул: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

• Способность к глубокой эмпатии и идентификации с объектом.

Под эмпатией в психологии понимается способность человека проникаться чувствами другого человека. Под идентификацией - способность отождествлять себя с кем-либо или с чем-либо. Эти психологические механизмы по своему характеру очень близки друг другу, но если эмпатия проявляется, прежде всего, по отношению к конкретному человеку, то идентификация может проявляться и в отношении персонажа художественного произведения, и по отношению к какому-либо предмету или к какой-либо социальной группе. Иными словами, понятие идентификации несколько шире, нежели понятие эмпа-тии. В художественном творчестве эти механизмы играют очень большую роль. Если у ученого инструментом познания является логика точного расчета, то у художника основным инструментом познания является художественный образ, в создании которого участвуют эмпатия и идентификация художника с тем, что или кого он хочет отобразить в своем творчестве.

120 Вопросы организации хореографического образования

То, что для обычного человека представляется обычным и заурядным фактом, в душе художника резонансом вызывает богатейшую гамму переживаний. Психика художника устроена так, что в ней сохраняются способности к антропоморфизму и анимизму, что проявляется в стремлении воспринимать природу и предметы окружающего мира как живые существа.

• Эмоциональность и впечатлительность.

Перегруженность ощущениями, чувствами, впечатлениями

требует разрядки возникающего эмоционально-психического напряжения, что и происходит в момент создания произведения искусства.

• Потребность в бескорыстном самовыражении.

Английский писатель Оскар Уайльд говорил, что цель жизни -

самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность -вот для чего мы живем. Под этими словами могут подписаться тысячи творцов, оставивших после себя романы, симфонии, живописные полотна и незатейливые песни.

Л.С. Выготский в своей книге «Психология искусства» приводит на этот счет суждение английского физиолога Ч.С. Шер-рингтона: «Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие»5.

Желание обогащаться через создание произведений искусства почти наверняка указывает на скромную меру таланта данного художника. Гете в своих беседах с И.П. Эккерманом сказал: «...настоящий, истинно великий талант всегда находит свое счастье в осуществлении... Художников с меньшим талантом искусство как таковое не удовлетворяет; они при выполнении работы всегда думают лишь о барыше, который им даст готовое произведение. Но при таких суетных целях и настроениях нельзя создать ничего великого»6.

• Интерес к жизни и новых впечатлении.

Любое творчество нуждается в постоянной энергетической

подпитке. Отсюда - жажда впечатлений, являющаяся отличи-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 121

тельной чертой творческих натур, поэтому они так любят путешествовать, узнавать новое и заниматься самообразованием.

«Предназначенье себя к карьере артиста, - говорил К. С. Станиславский, - это, прежде всего, раскрытие своего сердца для самого широкого восприятия жизни»7.

Леонид Мясин, путешествуя, увлекся народными танцами, что имело влияние на его творчество. Хорошо известно о любви к путешествиям и Михаила Фокина. В своей книге он ярко описывает впечатления от поездок и делает вывод: «Помимо живописи, путешествия и музыка отвлекли меня от балета. В них я как бы искал забвения. Они казались мне спасительным уходом от искусства, в котором я разочаровался. На самом деле эти мои увлечения имели большое значение именно для подготовки меня к балетмейстерской работе»8.

• Внимательность и наблюдательность.

Необходимым компонентом творческого акта является особая наблюдательность и внимательность художника как к своему внутреннему миру, так и к тому, что его окружает. То, что обычному человеку кажется обыденным и не заслуживающим внимания, у художника вызывает бурный поток мыслей, ассоциаций и переживаний.

• Вдохновение, интуиция и воображение.

Вдохновение художника, равно как и ученого, представляет

собой особое состояние сознания, когда образы и идеи легко, без всяких видимых усилий воплощаются в конкретном материале - в пластике, красках, звуках, словах и формах.

• Трудолюбие, требовательность и терпение.

К.С. Станиславский наставлял своих учеников: все в искусстве построено на труде. Доказательств этому положению в истории искусства больше, чем достаточно.

Когда Брюллов создавал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи», он дорабатывался до такого состояния, что его, обессиленного, выносили из мастерской на руках. Но зато и видавший многое в искусстве Рим был повергнут в изумление этой картиной.

122 Вопросы организации хореографического образования

Божественная окрыленность вдохновения возникает после глубокого погружения в проблему и накопления критической массы исходных данных, после чего возникает цепная реакция создания продукта творчества. Если же творец намеревается просто ждать прихода вдохновения, то, как правило, больших результатов в своем творчестве он не достигает. Большие мастера умеют управлять своим психологическим самочувствием и заставляют себя работать даже тогда, когда не испытывают к этому особого расположения. Один из примеров - П.И. Чайковский, который в письмах к Н.Ф. фон Мекк писал: «Я научился побеждать себя... Иногда вдохновение ускользает, не дается. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее»9.

Огюст Роден наставлял молодых художников: «Не теряйте терпения, не следует рассчитывать на вдохновение. Его не существует. Единственные добродетели художника - мудрость, внимательность, искренность, воля. Выполняйте ваш труд, как честные рабочие»10.

• Честолюбие и славы.

«Всякий созидающий человек осознает свое превосходство над несозидающим. Как бы ни было ничтожно произведение, оно дает автору превосходство над людьми, которые ничего не производят», - отмечал Т. Рибо11.

Великие художники воспринимали свое искусство и мастерство не столько как способ развлечения своей публики, сколько как способ усовершенствования ее нравов.

• Другие активаторы творческого процесса:

- эмоциональные потрясения;

- путешествия;

- медитация;

- физические упражнения;

- чувство долга и взятые обязательства;

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 123

- голодание;

- алкоголь и наркотические вещества.

Хорошо известна роль несчастий в создании шедевров искусства. Здесь можно привести примеры несчастной любви Бетховена, Берлиоза, Чехова; тяжелых болезней Моцарта, Шуберта, Шумана, Дворжака; потери близких - смерть жены у Баха, смерть маленького сына у Серова; душевное потрясение Шостаковича после ареста Всеволода Мейерхольда - и начала работы над Седьмой симфонией.

Творческий человек, в зависимости от психического склада своей натуры, выбирает то, что ему ближе и доступнее. Но надо помнить, что некоторые из названных выше активаторов творческого состояния приводят к разрушению здоровья и преждевременному истощению творческого потенциала.

Общие направления развития творческой личности

Художественный талант, как и талант вообще, имеет две главные составляющие. Это, во-первых, личность творца и, во-вторых, его способности. Поэтому развитие творческой личности протекает по двум направлениям.

1. По линии формирования особых свойств характера, в которые входят такие его качества, как стремление к творческой новизне и самовыражению, оригинальность и быстрота мышления, смелость и настойчивость, желание в творчестве идти своим собственным путем.

2. По линии совершенствования познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти и воображения).

«Как бы ни была велика роль учителя и наставника в становлении творческой личности художника любой квалификации, все же большей частью своих успехов он оказывается обязанным самому себе. Поэтому иметь перед собой на карте своего жизненного пути четкие ориентиры, куда надо двигаться и как развивать собственную личность - дело нужное и необходимое как для педагога, так и для его ученика. Это облегчает процесс становления художественного таланта»12.

124 Вопросы организации хореографического образования

Для того чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, т. е. проявляться в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении американского психолога А. Маслоу, творческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами. Самоактуализирующиеся личности - движущие силы развития любого общества.

Препятствием для самоактуализации выступает страх человека перед своими возможностями, который А. Маслоу назвал «комплексом Ионы». Этот ветхозаветный пророк отказывался от выполнения поручения Бога, пытался избегать ответственности пророчества, за что Бог наказал его и наслал на него беды и несчастья. То же самое, по мнению А. Маслоу, происходит с теми, кто пытается избежать использования своих способностей в полной мере, предпочитая безопасные варианты жизненного пути, не требующие максимального развития и проявления потенциальных возможностей.

Основные принципы поведения, предложенные А. Маслоу, -прислушиваться к голосу внутреннего «Я», брать на себя ответственность, стремиться к совершенству, разоблачать собственную психопатологию и открыто познавать себя.

Все эти положительные качества личности созревают во времени и к определенному сроку, в среднем - к 35-40 годам. У представителей художественного творчества этот расцвет может наступить много раньше, например, у артистов балета - к 23-25 годам, у актеров - к 30 годам. До этого срока художественно талантливый человек может восприниматься окружающими только как хороший профессионал, но не как зрелая личность.

В. Петрушин дополняет представление А. Маслоу о личности человека, находящегося в расцвете своих сил, следующими характеристиками: вера в свои силы и в свою профессию, надежда и оптимизм, трудолюбие и творчество, снисходительность, сотрудничество, верность, уверенность, уникальность и потребность в идентичности.

Художественная среда сурова к эпигонам, т. е. к тем, кто повторяет результаты чужого труда. Поэтому художник должен

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 12S

стремиться к своей собственной идентичности и неповторимости через непрестанные поиски и нахождение своего собственного и никем неповторимого стиля.

В понимании Альберта Эллиса, здоровая и самоактуализирующаяся личность характеризуется следующими чертами: личный и социальный интерес, самоуправление, толерантность, гибкость, обязательность, научное мышление, самопринятие, риск.

Все эти положительные личностные качества молодой артист балета или хореограф может воспитать у себя в процессе самоанализа, самовоспитания, мысленного перевоплощения в желаемый положительный образ и мысленной прорисовки своего будущего.

С возрастом некоторые возможности и качества молодости безвозвратно уходят в прошлое, но по мере движения к зрелости открывается нечто новое - мудрость, понимание и прощение. Способность собрать силы в кулак и найти точку главного их приложения отличает зрелость от юности, распыляющей свои силы сразу в нескольких направлениях.

В случае неудач и поражений, жизненный опыт, внутренняя мудрость и помощь друзей в большинстве случаев приходят на помощь и помогают пройти через неизбежные испытания и удары судьбы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. -М.: Академический проект, 2006. - С. 4. Далее: Петрушин В.И. ...

2 Фокин М.М. Против течения. - Л.-М.: Искусство, 1962. - С. 170-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М., 1998. - С. 100.

4 Петрушин В.И.... - С. 1S8.

5 Цит. по: Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 196S. - С. 323.

6 Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М.-Л., 1934. - С. 221.

7 Цит. по: Петрушин В.И.... Беседы К.С. Станиславского. - М., 1947.

8 Фокин М.М. Против течения. - Л.-М.: Искусство, 1962. - С. 128.

W Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк: в 3 т. - М., 1934. - С. 23S-236, 372.

126 Вопросы организации хореографического образования

10 Мастера искусств об искусстве. - М., 1939. - Т. III. - С. 119.

11 Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. - М.: Харвест, 2000. - С. 1S8.

12 Петрушин В.И.... - С. 203.

Abstract

The Present-day methods and receiving the education in creative high school concrete type art - the choreographies, music, actor's skill and t. d. - are founded both on own experience of the Master, and on generalization of the experience master former generations. By means of psychologies artistic creative activity on early stage know development of the dancer possible, his (its) personalities and harmonize activity of all spheres to vital activity, having provided larval growing.

In this article are marked clear landmarks, where it is necessary to move and what develop the creative personality - a deal necessary both for teacher, and for his(its) pupil. This relieves the process of the formation of the artistic talent.

Keywords: choreographies, psychologies artistic creative activity, personalities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.