Научная статья на тему 'Музыка как время человеческого бытия'

Музыка как время человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка как время человеческого бытия»

Кузякина Т.И.

Оренбургский государственный университет

МУЗЫКА КАК ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Время есть та фундаментальная «ось» мировых событий, представления о которой закрепляются и развиваются в культуре, специфицируясь в зависимости от содержания ее конкретных областей. Музыкальное время как особая модификация художественного времени является специфической, материально-идеальной формой бытия музыки, находящей воплощение в композиционной организации музыкального произведения и выражающей духовную, идейно-содержательную сущность музыкального искусства.

Современная наука, все более фундаментально влияющая на процессы общественного развития, обнаруживает постоянное тяготение к проблеме времени, «переоткрытию» его в контексте единства природы, общества и человека. Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто «погружено» во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, очеловечивания времени, своеобразного подчинения ходу человеческой истории грандиозного универсума космологического времени.

Нет и не может быть сферы человеческой деятельности, которая не тяготела бы к воссозданию средствами своей специфики той или иной модели времени, не была самой своей сущностью обязана процессам развития и становления, равно как и их осознанию.

Несомненно, время и есть та фундаментальная «ось» мировых событий, представления о которой закрепляются и развиваются в культуре, специфицируясь в зависимости от содержания ее конкретных областей.

В современной научной литературе проблемы времени разрабатываются в широком контексте: философские проблемы времени нашли отражение в работах Я.Ф. Аскина, М.В. Ахундова, А.М. Мостепаненко; социально-исторические аспекты времени рассмотрены И.В. Бычко, А.Н. Лоем, А.И. Смирновым, В.И. Шинкаруком, В.П. Яковлевым, А.И. Яценко; культурный «срез» социального времени представлен в работах М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева; проблем художественного времени касаются Э.Ф. Володин, Н.И. Дшохадзе, М.С. Каган. Критический анализ концепций времени в идеа-

листической философии осуществлен в исследованиях Р.М. Габитовой, П.П. Гайденко, М.К. Мамардашвили, Н.В. Мотрошиловой, Э.В. Соловьева.

В стороне от подобных концепций не остается и музыкальное искусство, для которого проблема его временной организации не сводится к научной абстракции, поскольку время изначально выступает сферой бытия музыкальной образности. По существу, в музыкальной культуре осознанный интерес к времени как «строительному материалу» звучащего потока прослеживается в различные исторические периоды с неодинаковой интенсивностью. Примечательно также и то, что к проблеме времени непосредственные творцы музыкальных ценностей - композиторы обращаются только в конце XIX в., тогда как в XX в. идеи, касающиеся времени в музыке, можно найти практически у каждого крупного композитора: И. Стравинского, П. Хиндемита, Д. Шостаковича и др.

В науке о музыке ситуация складывалась по-иному. Длительное время развиваясь в едином русле с философией, являясь как бы ее составной частью, теория музыки от Аристотеля до Гегеля и в более узком аспекте от Ганс-лика до Курта и Римана так или иначе обращалась к временной организации музыкального образа, бытию музыкальной формы, временной стороне музыкального восприятия и т.д. Иное дело, что во всех указанных концепциях осмысление музыкального времени сводилось в основном к движению музыкальной формы, экспонирующей музыкально-прекрасное, и к особенностям временных процессов психики, запечатлевающей эффект музыкального времени. Как бы то ни было, ни идеи Аристотеля о композиции как сфере художественного времени, ни гениальная догадка

Аристоксена о диалектической природе музыкального ритма, ни глубочайшие мысли Гегеля о соответствии законов музыкального времени законам внутреннего мира человека не обеспечили объективного, реалистического решения проблемы времени в музыке. Его сущность, источники и носители так или иначе мистифицировались и облекались покровом некой таинственности, связанной то ли с «музыкой сфер», как у античных и средневековых мыслителей, то ли с процессами самопознания абсолютного Духа и саморазвития абсолютной Идеи.

Принципиальным завоеванием философского музыкознания уже с позиций материалистической диалектики явилась интонационная теория В. Яворского - Б. Асафьева, в которой вычленялся и исследовался носитель социального содержания музыки, обладающий коммуникативно-смысловыми свойствами и детерминированный процессами общественно-культурного бытия - собственно музыкальная интонация.

Эвристический потенциал теории интонации превосходит рамки собственно музыкального искусства и, базируясь на материале музыки, обращен к глубинным истокам социального бытия и общения, к генезису собственно культуры в той или иной ее исторически конкретной форме. И это закономерно, ибо музыка, как и любой другой вид художественной деятельности, не может быть объяснена лишь из себя самой, своей специфики, как бы полно ни была исследована последняя.

Именно данное обстоятельство побуждает нас обратиться к проблеме времени в музыке, исходя при этом из следующих соображений:

- культурологическая и гносеологическая содержательность теории интонации не исчерпывает проблемы времени в музыке, понимаемой целостно: как воссоздание и становление в музыкальном процессе культурно и исторически детерминированных форм отношения ко времени, а не просто как временной организации движущейся музыкальной формы;

- речь должна идти не только и не столько о «внутреннем» собственно музыкальном вре-

мени, связанном с последовательным изменением музыкальных событий, сколько об отражении временных сущностей социального бытия средствами музыкальной выразительности; иными словами, речь идет о времени в музыке, которое дано ей как способ существования, но при этом обнимает все сферы человеческого, равно как и природного бытия в качестве всеобщего закона изменений;

- ясно, что те или иные формы отношения ко времени складываются в «теле» культуры, в музыке же - специфицируются; в этой связи для их исследования необходим историко-философский контекст, воссоздание конкретных культурно-мировоззренческих процессов, в которых существует обусловленная ими деятельность по производству и воспроизводству музыкально-художественных ценностей.

С проблемой времени в музыке непосредственно связана проблема гносеологического порядка - специфика отражения действительности в музыкальном процессе; отсюда исследование временного богатства музыки возможно только в соотнесении его с категориями музыкального образа, художественного метода в музыкальном искусстве и музыкального стиля, также относящегося к процессам художественного познания. Особенно существенен, на наш взгляд, анализ временных аспектов музыкального реализма, позволяющий установить обширные связи между философским и художественно-музыкальным методами познания социальной действительности.

Для всей человеческой культуры время является универсальным понятием. Музыкальное время - это модификация художественного времени, одного из специфических видов социального времени, характеризующего конкретные формы человеческой деятельности.

В своей книге «Время в эволюции культуры» В.Н. Ярская пишет: «Художественное время влияет на синтез современных представлений о времени, испытывая, в свою очередь, серьезное воздействие научного и общественно-исторического знания. Художник вносит свою лепту в понимание сущности времени как универсальной категории бытия

и феномена культуры, соотношения объективного исторического и субъективного времени, его активной нравственной функции. Художественное время воплощает в художественном образе определенный идеал и, как признаются современные исследователи, приобретает сейчас особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла» [1, с. 120]. В современной науке понятие времени в художественном творчестве рассматривается в соотношении с понятием пространства. Идея о связи временных и пространственных отношений принадлежит М.М. Бахтину, который назвал эти отношения хронотопом. По его мнению, «в литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный «хронотоп» [2, с. 122]. В художественном произведении автор должен передать время в диалектике с пространством, при этом соотношение временного и изобразительного аспектов должно быть как можно более разнообразным. В разных видах искусства акценты могут быть различны: то меньше простран-ственности и больше темпоральности, то больше внимания сосредоточено на изображении времени эпохи.

По мнению В.Н. Ярской, можно анализировать ряд типологий художественного времени. Первая обусловлена культурно-историческим темпорализмом, в содержании которой «необходимо различать два аспекта: история различных типов художественного времени и приемы передачи художественным замыслом исторической эпохи, которые сами зависят от эстетических принципов этой эпохи» [3, с. 124]. Таким образом, художественное время всегда заполнено приметами «конкретной культурно-историчес-

кой почвы, контекста деятельности и культуры» [4, с. 125]. Вторая типология связана со спецификой художественного времени различных видов искусства и их сравнительного анализа.

Содержанием третьей типологии является анализ освоения времени различными авторами в различных жанрах внутри одного вида искусства.

Наконец, четвертая типология касается «структур отдельно взятого целостного произведения искусства, анализ которого непременно должен содержать глубокое вскрытие всех временных срезов и всего многообразия художественного времени» [5, с. 124]. Опираясь на высказывание Д.С. Лихачева, В.Н. Ярская говорит о возможности времени быть внутренним порядком событий, т.е. замкнутым в себе, либо его возможности протекать в связи с историческим временем, изображающим прошлое, настоящее и будущее в различных сочетаниях. В художественном произведении одновременно существуют объективное время сюжета и субъективное авторское время, которое может сочетаться с временем воспринимающего субъекта, исполнителя, слушателя и читателя. При этом передача направленности объективного времени дополняется художественной инверсией - сознательно нарушенной последовательностью в изложении, которая способствует созданию особого времени героев, оно словно теряет необратимость течения. «Временная инверсия дает возможность вывести настоящее из прошлого, предугадать будущее» [6, с. 125126]. С другой стороны, В.Н. Ярская использует понятие вневременного начала. В этом случае «ценность, прогностичность подлинного произведения искусства в перерастании границ своего времени, в том, что описываемое поднято над временем, атемпорально» [7, с. 132]. Таковы основные аспекты художественного времени, характеризующие художественное творчество, в том числе и музыкальное искусство.

Проблема музыкального времени рассматривается в научном исследовании О.И. Притыкиной, которая пишет: «Как художественное явление музыкальное время обладает органичным единством чувствен-

но-материальных и идеально-смысловых сторон» [8].

Раскрывая эту особенность музыкального времени, современный исследователь определяет «типологизацию пространственновременного бытия произведения искусства, согласно которой оно существует в единстве трех временных уровней - физического, концептуального и перцептуального» [9].

Музыкальное время процесса композиторского творчества в его главных связях и опосредованиях раскрывается через систему, основными элементами которой являются:

- «время субъекта художественного творчества (концептуальное и перцептуальное время композитора как элементы общей системы творчества, характеризующие ее мировоззренческие и индивидуально-психологические особенности);

- композиционное время музыкального произведения как система процессуального развертывания музыкальной формы, принцип структурных и функциональных взаимосвязей ее элементов;

- сотворческое время исполнителя (концептуальное и перцептуальное), художественной материализацией которого является время исполнения;

- сотворческое время субъекта восприятия (концептуальное и перцептуальное - как элементы общей системы восприятия слушателя, связанные с его мировоззренческим и индивидуально-психологическим временем)» [10].

Музыкальное время как конкретная мировоззренческая концепция находит выражение и в творчестве композитора в целом, и в особенностях композиционного времени отдельного произведения. Поскольку реальное существование музыкального времени возможно только при исполнении и восприятии звучащего произведения, его содержание раскрывается во взаимодействии времени исполнения со временем слушателя.

«Время субъекта художественного творчества» является, с одной стороны, отражением мировоззрения, взглядов, убеждений композитора, сформировавшихся под влиянием времени конкретной культуры, эпохи, с другой стороны - воплощением и прелом-

лением в творчестве особенностей его мироощущения, психологии, характера. Такая же взаимосвязь объективного и субъективного характеризует сотворческое время исполнителя и слушателя.

Композиционное время музыкальных произведений, по определению О.И. Приты-киной, «обладает различными функциями, важнейшие из которых - материально-конструктивная, семантическая и коммуникативная, связанная с временной организацией восприятия слушателя» [11].

Музыкальный процесс создается содержательными интонационно-выразительными средствами - музыкальными смыслами, последовательность которых образует временную семантику музыкального произведения, имеющую широкий спектр значений. Целостность семантики композиционного времени, по определению О.И. Притыкиной, состоит в диалектическом единстве «ряда художественно-содержательных уровней: социокультурного, историко-стилистического, идейно-художественного, образно-тематического и структурно-языкового» [12].

Эти уровни отражают многослойность содержания музыкального произведения в его временной организации.

Фундаментальной характеристикой времени является длительность. Исследователь предлагает следующее музыкально-эстетическое определение, в котором «длительность характеризуется не только как продолжительность звучания, его количественная мера, представленная в общепринятых астрономических единицах измерения, но и как деление звучания, сохранение определенного музыкального качества, определенной музыкальной целостности в ее собственном бытии» [13].

Музыкальное время обладает такой специфической особенностью, как ограниченность и конечность, содержание которой раскрывается в понятиях «абсолютной длительности», характеризующей музыкальное время как акустическое явление, и «относительной длительности» - как перцептуальное, обусловленное «рядом объективных и субъективных факторов: акустических, музыкально-технических, психофизиологических и социальных» [14].

Выражаясь в диалектическом единстве дискретности и континуальности, музыкальное время имеет две системы измерения: «внешнюю» - астрономическое время и «внутреннюю» - метро-ритм. По мнению Притыки-ной, ритм является не только формой протекания во времени музыкального процесса, но и элементом самого музыкального времени, характеризующим структуру его течения. Выразительные и формообразующие функции ритма, его стилевая и жанровая специфика наиболее полно раскрываются в процессе «частотной дифференциации» ритма, подразделяемого на «фонический, синтаксический и композиционный», что соответствует «масштабно-временной иерархии музыкальной формы» [15].

Система измерения скорости музыкального времени также носит двойственный характер, выражающийся в понятиях «абсолютной скорости» темпа и «относительной интенсивности» музыкального времени. Его течение обладает определенной упорядоченностью, которая проявляется в двух аспектах: «статическом (отношения «позже-раньше», фиксирующие направление течения времени, порядок следования его моментов) и кинематическом (определяющем время как становление, подразделяющем его события на прошлые, настоящие и будущие)» [16], характеризующем «векторность» музыкального времени. Его необратимость как изменяемость событий от прошлого к будущему отражает содержание физического уровня музыкального времени. Концептуальное и перцептуальное время могут быть как необратимыми, так и моделировать различные виды обратимого движения, создавать образы возвращения, движения вспять и т.п., в чем также проявляется специфика музыкального времени как художественного феномена» [17].

Рассматривая временные модусы (прошедшее, настоящее, будущее), О.И. Приты-кина определяет перцептуальную величину центрального из них - настоящего как «ка-

жущееся настоящее», выражающееся в «одномоментном восприятии различных музыкально-конструктивных единиц (от единичного звука до мотива, фразы)» [18]. Характерной особенностью музыкального времени является многомерность. Содержание временного развития непрограммных музыкальных произведений, обладающих выраженной сюжетностью, раскрывается через многочисленные выразительные возможности музыкально-сюжетного времени: «от создания общих представлений о длительности, направленности «действия» до восприятия его исторической определенности» [19]. Специфической многомерностью обладает художественное время синтетических музыкальных жанров - вокально-инструментальных и сценических, которое создается единством развития и взаимодействия вербального (художественное время литературной первоосновы), музыкального и сценического времени, образуемых специфическими средствами выразительности каждого вида искусства. По мнению О.И. Притыкиной, особой важностью функций в создании целостности произведений обладают «событийное время как последовательность жизненных фактов, избранных или вымышленных художником в произведении в их последовательности, характеризующееся продолжительностью, дискретностью и континуальностью, конечностью и бесконечностью, историчностью или условностью, и сюжетное время как художественно-композиционная последовательность событий, обладающая определенной скоростью и направленностью (хронологической или инверсионной)» [20].

Таким образом, музыкальное время как особая модификация художественного времени является специфической, материальноидеальной формой бытия музыки, находящей воплощение в композиционной организации музыкального произведения и выражающей духовную, идейно-содержательную сущность музыкального искусства.

Список использованной литературы:

1. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. / В.Н. Ярская. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989.150 с.

Статья рекомендована к публикации 25.05.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.