Научная статья на тему 'Музыка как показатель высокого и порочного в жизни общества'

Музыка как показатель высокого и порочного в жизни общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марченко Ю. Г.

В статье освещается роль музыки как основания формирования высокого и порочного в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS THE INDICATOR OF THE HIGH AND VICIOUS SOCIETY IN THE LIFE

In article the music role as bases of formation of the greatest, secret, and a vicious society in a life is covered.

Текст научной работы на тему «Музыка как показатель высокого и порочного в жизни общества»

УДК 301 Ю.Г. Марченко СГГ А, Новосибирск

МУЗЫКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОГО И ПОРОЧНОГО В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В статье освещается роль музыки как основания формирования высокого и порочного в жизни общества.

Yu.G. Marchenko

Sibirian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 6300108, Russian Federation

MUSIC AS THE INDICATOR OF THE HIGH AND VICIOUS SOCIETY IN THE LIFE

In article the music role as bases of formation of the greatest, secret, and a vicious society in a life is covered.

В истории человечества не было времени, когда бы люди не знали о магической силе музыки. По характеру музыки наблюдательные люди безошибочно узнавали достоинства и пороки общества, его острейшие проблемы. В музыке видели мощное средство изменения и совершенствования нравов. Давно известна и разрушительная роль музыки.

На опасность бесконтрольности в отношении к музыке указывали ещё Конфуций, Платон. Л.Н. Толстой называл музыку «государственным делом» и считал, что нельзя допустить «чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал один другого или многих и потом делал бы с ними, что хочет».

Положение о том, что всё великое и порочное в жизни человека и общества часто начинается с музыки, подтвердилось в годы радикальнорыночного реформирования российского общества рубежа XX-XXI веков. Из повседневной жизни россиян последних 15-20 лет нашествием ТВ и Интернета, волной шоу-бизнеса, коммерционализации культуры не только русской музыкальной классики, но и народного музыкального творчества создало по-настоящему кризисную ситуацию с защитой и развитием основ национально-культурного самосознания, духовности населения России.

Обстановка в этой связи усугубляется ещё и тем, что коренное население России, переживает последствия многолетнего подавления русского национального самосознания и культуры в советский период с его пролетарским интернационализмом и коммунистической идеологией. К неблагоприятным итогам прошлого прибавляется прессинг глобалистски ориентированных либерально-рыночных реформ в России в 1990-е годы, когда под лозунгом обеспечения прав человека, неприкосновенности частной собственности и экономической свободы был навязан, как справедливый и разумный, образ жизни потребительского постиндустриального общества с его главным принципом: «всё - покупается и всё - продаётся». Здесь духовное,

социокультурное развитие человека оказалось сдвинутым на второй и даже третий план, были сняты с повестки дня как романтические, иллюзорные тезисы о всестороннем и гармоничном развитии личности.

«Развивающее образование» в его либерально-рыночном варианте стало ориентировать человека исключительно на предпринимательский, личный успех. «Успешный человек» пришел на смену всесторонне и гармонично развитому как цель и социальный идеал не только воспитания, но и в целом государственной идеологии, гражданского становления.

Сегодня мы имеем все основания говорить о музыке как оружии. В составе, а чаще всего в сердцевине, средств психотехнологического поражения выступает "современная", "молодёжная" музыка - рок, попса. Новомодный музыкальный фактор рассчитан будто бы только на подростков и молодёжь, на "принимающую аудиторию", но живое человеческое время и жизненные силы отнимаются и у "непринимающей аудитории", у старшего поколения. Отвлекаются от подлинно человеческих дел на земле, обесточиваются те и другие.

Роль "современной" музыки и развлечений, как эффективного средства достижения стратегических целей признаётся обеими противоборствующими сторонами. Так, бывший советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский написал книгу, в которой центральной идеей является использование Америкой своего военного, и, как считает советник, культурного превосходства для обеспечения контроля над Евразией -"великой шахматной доской", на которой США намерены выиграть "партию" мирового господства. З. Бжезинский откровенно признавал, что геополитика США "подкрепляется широким, но неосязаемым влиянием ... народных развлечений и массовой культуры"; "американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодёжи, во всём мире"; "американская популярная музыка также занимает господствующее положение".

В.А. Макаренкова в издании Генерального Штаба ВС РФ пишет и военном назначении музыки, о включении её в арсеналы вооружений современных армий. Автор приводит примеры подавляющего использования американцами буддийской погребальной и вагнеровской музыки в войне во Вьетнаме. с той же целью, и успешно, применялась рок-музыка против окружённых иракских войск. Есть немало и других подобных примеров. А то, чем наполнена сегодня наша жизненная звуковая среда, справедливо называют аудиотеррором, от которого пока нет законодательной защиты.

Наш великий современник - композитор Г.В. Свиридов, изучив рок-музыкальное движение, называл его "железной организацией зла, держащей в руках страны и континенты". А теперь и Россию ...

Лавина современных музыкальных мод есть следствие длительного периода денационализирующей трансформации русской культуры в XX веке. Отсюда интернационалистически препарированное школьное пение, "посадка" детства и юношества на иностранные экзерсисы в музыкальных школах. Даже и "народники" утратили свой естественный репертуар.

Разрушена почва народной музыкальной культуры, ибо в стране не стало крестьянства - феномена духовного, а вместо него мы получили колхозносовхозное и просто сельское население - феномен административнотерриториальный.

Отчуждённость от природной и традиционной песенной и музыкальной культуры обеспечила провал большей части молодёжи в андеграунд, в "музыкальную преисподнюю". Однако есть ещё основания для возрождения утраченного, о чём говорят и начатые в мае 2008 года всероссийские социологические исследования. Но чем позже сосредоточится Россия на этой стратегической проблеме, тем худшими будут исходные условия. Сегодня значение народной песни, музыки, танцев чрезвычайно принижено. Без народной песни "наш народ постепенно превращается в сброд". - с горечью отмечал наш великий современник Г.В. Свиридов. Всё это происходит в России на фоне вытеснения и русской, и советской музыкальной художественной культуры шоу-бизнесом в сфере художественноэстетического развития, прозападной массовой культурой, информационнопсихологической технологизацией коммуникаций, сферы науки, образования и культуры, повседневного общения. Русские люди, в том числе коренные этнические сообщества, на пороге XXI столетия явно ощутили угрозу своему социальному и культурному существованию, что не могло не вызвать к жизни отчасти инстинктивных, а во многом и рационально осмысленных действий, направленных на обеспечение не только духовно-нравственной, но и социально-экономической, семейно-бытовой и политической безопасности.

Создание на ТВ по инициативе братьев Геннадия и Александра Заволокиных музыкальной программы «Играй, гармонь!», организация в Новосибирске Музея сибирского баяна и гармони им. И.И. Маланина, проведение здесь регулярного Международного Маланинского музыкального конкурса-фестиваля гармонистов и баянистов - знаковые, характерные инициативы, действия русской культурной элиты, представителей народного художественного и социального творчества. Эти инициативы находят поддержку общественных организаций, фондов, социально ориентированного национального бизнеса. Они помогают русским людям поверить, что, несмотря на колоссальные утраты традиций и опыта русской жизни, разрушений отечественной культуры в советское время, ещё не всё потеряно, есть надежда на спасение, возрождение страны после очередной смуты 1990-х годов...

Звучит вновь народная музыка, звучит гармонь и баян, русская песня! А с ними рождается великое чувство единения людей. Народные мелодии рождают высокое и чистое чувство родства и близости в мире людей и в каждом из нас, устремляют к Правде истории и Прекрасному на родной земле, к Добру и Вере, рождают уверенность в их конечную победу. Без всего этого нет подлинной человеческой жизни.

Именно потому был рожден и Всероссийский проект, инициированный людьми, точно и верно чувствующими не только наши беды рубежа ХХ-XXI веков, но и знающими пути их преодоления,

действующими во благо России и родной культуры. И то, что многие из них музыканты, творцы русской музыки, её почитатели, ещё раз подтверждает -великая классика, народная музыка вновь помогают родиться, пробуждают в нас великое чувство сына и дочери Отечества, ответственных за родную землю, за свою культуру.

© Ю.Г. Марченко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.