Научная статья на тему 'Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации'

Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ЦВЕТ / COLOR / МУЗЫКА / MUSIC / РИТМ / RHYTHM / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ВЕГЕТАТИВНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

Статья посвящена мало разработанной проблеме использования в социально-педагогической деятельности музыки и цвета как паралингвистических средств коммуникации и механизмам их воздействия на организм человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to little worked-out problem of using music and color as paralinguistic means of communication in social-pedagogical activity and mechanism their influence on human organism.

Текст научной работы на тему «Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации»

няющихся условиях.

За более, чем 30 лет своего существования институт подготовил свыше 10 тысяч выпускников, нашедших себе применение не только в Пермском крае, но и во многих регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них много авторитетных деятелей культуры, руково-

дителей творческих учреждений и художественных коллективов, народных и заслуженных артистов России, лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Пермский государственный институт искусства и культуры готов к продолжению работы по обогащению и возвышению отечественной духовности.

Примечания

1. Андреев Л. А. Российский студент в пространстве культуры : [Электронный ресурс] / Л. А. Андреев - Режим доступа <http://www.moskvam.ru/2004/03/ andreev.htm>.

2. Козловский П. Культура постмодерна / П. Козловский. - М.: Республика, 1997

3. Культурология: словарь / под ред. А. И. Кравченко - М.: Академический проект, 2000.

4. Лихачев Д. С. Без доказательств / Д. С. Лихачев. - СПб.: Блиц, 1996.

5. Малянов Е. А. Вуз искусства и культуры в XXI: тенденции и интенции / Е. А. Малянов // Alma mater. - 2003. - № 7.

И. А. Ахьямова

МУЗЫКА И ЦВЕТ КАК ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена мало разработанной проблеме использования в социально-педагогической деятельности музыки и цвета как паралингвистических средств коммуникации и механизмам их воздействия на организм человека. Ключевые слова: образование в сфере культуры, цвет, музыка, ритм, коммуникация, вегетативная и центральная нервная система, социально-педагогическая деятельность.

The article is devoted to little worked-out problem of using music and color as paralinguistic means of communication in social-pedagogical activity and mechanism their influence on human organism. Keywords: liberal education, color, music, rhythm, communication, vegetative nervous system, social-pedagogical activity.

Эффективность социально-педагогической деятельности напрямую зависит от способности специалистов, осуществляющих ее, к коммуникации с клиентами. Наилучшей организации социально-педагогической деятельности способствует владение профессионалом не только общими коммуникативными умениями, но и специальными навыками использования всего арсенала средств вербальной и невербальной коммуникации. Классификация средств невербальной коммуникации позволяет отнести к па-ралингвистическим средствам в том числе цвет и музыку (6), в первую очередь потому, что и цвет, и музыка в своем воздействии способны «обойти» защитные механизмы сознания и действовать на человека на бессознательном уровне, а значит, точно и метко. Однако проблемы

в процессе социально-педагогической коммуникации решаются лишь на уровне сознания, без привлечения этих мощных средств, в силу того, что проблема влияния цвета и музыки на личность и ее поведение мало разработана в педагогике, в том числе в социальной. Имеющиеся психологические исследования не приближают нас к пониманию, а тем более, использованию этого феномена в социально-педагогической деятельности.

Цвет, согласно современным научным взглядам на его природу, является ощущением, возникающим при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины; это результат сложного и многоуровневого взаимодействия объективных и субъективных факторов и условий зрительного восприятия.

Давно известно, что цвет как компонент природного окружения оказывает влияние на формирование личности. Современные исследования показывают как объективную, так и субъективную составляющие такого влияния. С одной стороны, цвет выступает знаком и имеет схожее значение для большинства людей. С другой стороны, цвет может являться символом. Наиболее часто в качестве цветовых символов используются так называемые «основные цвета», к которым обычно относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. При этом содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно (8). Выделяют три основных типа цветового символа (1, с. 13): цвет сам по себе, цветовое сочетание двух и более цветов, соединение цвета и формы.

Цвет сам по себе, изолированно от других цветов и форм, отличается многозначностью и противоречивостью. Цветовое сочетание содержит два и более цвета, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Третий тип есть соединение цвета и формы — цветные формы (геометрические, например). Все типы символов могут употребляться в социально-педагогической деятельности для влияния на состояние человека или на его взаимодействие с окружающим миром.

Эффективность цветового влияния может расти при понимании и компетентном включении механизма воздействия цвета на вегетативную нервную систему и центральную нервную систему человека. Результаты экспериментальных работ школы С. В. Кравкова показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса вегетативной нервной системы, а изменение тонуса вегетативной нервной системы, в свою очередь, оказывает влияние на цветовое зрение (5). Такое взаимовлияние является безусловным. Изменение состояния симпатического отдела вегетативной нервной системы (части вегетативной нервной системы, регулирующей процессы, связанные с выделением энергии, необ-

ходимой для взаимодействия с внешней средой) и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (части вегетативной нервной системы, отвечающей за накопление энергии) приводит к определенным результатам в восприятии конкретных цветов.

Так, активация симпатического отдела нервной системы обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение человека по типам «борьбы» или «бегства» и приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений, усилению кровотока, когда кровь приливает к мозгу и мышцам, дыхание учащается и т.д. И наоборот, при преобладающей активности парасимпатического отдела нервной системы создаются условия для отдыха и восстановления сил.

Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы находятся между собой в тесной взаимосвязи и обеспечивают организму как гомеостаз (приспособление организма), так и адаптацию к внешним воздействиям.

Характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью вегетативной нервной системы позволяет сделать вывод об объективной необходимости в цветовых раздражителях вегетативной нервной системы для ее саморегуляции. Удовлетворение этой потребности организма может являться одним из условий успешного коммуницирования в социально-педагогической деятельности. Использование возможностей цветового воздействия может стать более действенным при изучении всех сторон влияния цвета на человека.

Так, например, синий и зеленый цвета оправдывают свои характеристики релаксирующих, успокаивающих и наиболее предпочтительны для людей, которые нуждаются в отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению, вызывает печаль и скуку. В красном и желтом цветах нервная система человека нуждается в том случае, если он хорошо отдохнул, восстановил силы и испытывает потребность в интенсивной деятельности, про-

явлении своей энергии. В то же время длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем к защитному торможению нервной системы. Все это относится и к детям, с той лишь разницей, что для возбуждения или торможения нервной системы детям требуется меньше времени, чем взрослым.

Установленные взаимосвязи между различными цветами и вегетативными нервными процессами являются основанием для грамотного социально-педагогического вмешательства, что может быть использовано для успешной саморегуляции организма.

В отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой человека представляет более сложную картину. И если для вегетативной нервной системы цвет — прежде всего кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для центральной нервной системы цвет — еще и квант информации об окружающем мире (1, с. 49).

Цвет как энергия необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы человека. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы асте-низации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития (4).

Доказано, что когда центральная нервная система находится в состоянии повышенной активности, предпочтение отдается фиолетово-красно-желтой гамме. При торможении же центральной нервной системы эти цвета отвергаются.

Результаты экспериментов (2) показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства. Интересно, что научение в процессе образования цветоэмоциональных связей не имеет ведущего значения. Ядро же цветоэмоциональных значений у

детей и взрослых является принципиально схожим.

Энергетическое и информационное цветовое воздействие вызвано не только психофизиологическими, но и психологическими особенностями человека. Многочисленные исследования подтверждают глубокую связь эмоции и цвета (Е. Ф. Бажин, М. Э. Бразман, О. Е. Вася-кина, О. Н. Гавриленко, Ч. А. Измайлов, В. Е. Руденко и др.). Л. А. Шварц было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоциональных состояний человека и даже при воспоминании о приятных и неприятных событиях.

Еще в XIX веке в разных странах начались исследования, связанные с цветовыми предпочтениями людей. Обобщенные результаты этих исследований показывают любовь детей, особенно дошкольников и младших школьников, к цветам «активной стороны»: красный, желтый и оранжевый цвета дети предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, при этом воздействие красного, пурпурного, розового, желтого, бирюзового и других ярких цветов не только не раздражает детей дошкольного возраста, но даже успокаивает, позволяя чувствовать себя ребенку комфортно (9). Основатель Вальдор-фской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка трех-четырех лет (1, с. 122).

Эти и другие подобные факты свидетельствуют о том, что нервная система здорового ребенка действительно объективно может нуждаться в энергетическом воздействии преимущественно длинноволновой части спектра, которую составляют яркие, светлые оттенки. Они оказывают на его центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может.

Б. А. Базыма сравнивает цвет с вита-

минами, необходимыми ребенку для роста и развития. По аналогии с явлением авитаминоза следует, по его мнению, говорить и о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. Так, можно предположить, что так называемые «ночные страхи» детей дошкольного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед ее чернотой, кроме всего прочего, по мнению социальных психологов, связаны и с «цветовой (световой) депривацией». В этом случае - налицо обостренная потребность ребенка в цветовом воздействии на центральную нервную систему.

Имеющиеся в арсенале социальных психологов данные о влиянии цвета на состояние нервной системы человека в различном возрасте до сих пор не получили широкого распространения в социальной педагогике. Цвет не используется как эффективное средство, в первую очередь, из-за отсутствия методики. Особенно важным такое открытие становится ввиду возможности целенаправленного использования цвета как средства учебной и социальной адаптации учащихся: не только через цветовую обстановку, стены, мебель, но и через игрушки, подручные материалы, геометрические фигуры определенных цветов.

Уникальность феномена воздействия цвета на организм человека роднит его с музыкой. Оба этих явления, как и все паралингвистические средства, оказывают подсознательное, неконтролируемое, а значит, безошибочное действие в процессе коммуникации и могут быть использованы для повышения эффективности социально-педагогической деятельности.

Еще Аристотель говорил, что музыкой и ритмом вызываются эмоции любого вида. Через музыку человек привыкает ощущать правильные (и не только) эмоции. Звук есть физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Звуки создают вибрационные образцы,

которые, проходя через эфир, сгущаются и совместно воздействуют на тела и души. Музыка состоит из музыкальных звуков, художественно отражающих действительность, выражаясь благодаря искусству интонации (7). Влияние музыки зависит от высоты и силы звучания, тембра, темпа, ее характера (мажорная -радостная, светлая, минорная - грустная). Каждый чувствует музыку индивидуально. Разные люди могут воспринять одно произведение по-разному: испытать различные чувства и настроения. Точно так же различно и воздействие инструментов. Барабаны и духовые медные инструменты влияют, главным образом, на физическое тело. Трубчатые, или язычковые, инструменты (флейта, кларнет и др.) - на чувства. Струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, гитара и др.) воздействуют на ментально-эмоциональное состояние человека, а арфа и орган - на духовно-эмоциональное. Музыка, таким образом, есть одно из мощных средств режиссуры, позволяющее эффективно управлять эмоциональным состоянием аудитории. Она пробуждает радость, создает настроение приподнятости, настраивает на работу и, наоборот, расслабляет при необходимости релаксации и снятия излишнего напряжения при переутомлении. Другими словами, музыка влияет на наше чувствование и на наше мышление (10).

Человек XXI века сталкивается с новым неприятным феноменом: акустическим загрязнением окружающей среды и души различными гудками, свистками, грохотом, трубами и треском - всеми техническими достижениями, вызывающими большой шум. К сожалению, современную музыку, по большей части, можно отнести скорее к акустическому шуму, нежели к искусству, воздействующему позитивно. Этот нежелательный шум расстраивает душу и тело человека.

Применение музыки в социально-педагогической деятельности должно учитывать исходное состояние клиентов и то, в которое мы хотим их привести. Эрик Йенсен, автор книги «Суперпреподавание», уверен, что успешность любой

деятельности определяется стратегией, содержанием и состоянием человека. Для создания состояния оптимальной готовности клиента к взаимодействию и воздействию — требуется правильный настрой, основанный на внутреннем удовлетворении и расслаблении. Доказано, что одна из частот работы мозга способствует эффективному сну, другая -активному бодрствованию, третья «включается» в моменты вдохновения. Существует и четвертая частота, которую исследователи называют альфа-частотой, она и вызывает так называемое «альфа-состояние».

Современные исследования подтверждают, что музыка является очень эффективным регулятором, позволяющим настроиться на альфа-состояние. В состоянии расслабления, которое она может вызвать, наш мозг максимально открыт и восприимчив к поступающей информации. Такой тип расслабления не совпадает с процессом засыпания, это состояние так называемого расслабленного внимания. Оно приходит, когда синхронизируются сердцебиение, частота дыхания и волн мозга, когда тело расслаблено, а разум сконцентрирован и готов к принятию новой информации.

Достижению такого состояния способствует музыка с особым ритмом,

составляющим от 50 до 70 ударов в минуту. Как правило, для достижения этого состояния используется музыка композиторов школы «барокко», относящаяся к XVII и началу XVIII веков: Корелли, Вивальди, Куперена, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Брамса, а также других.

Такая музыка приводит тело и мозг в состояние гармонии, дает эмоциональный ключ к суперпамяти, активирует лимбическую систему мозга. Эта система не только отвечает за обработку информации, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным. Станиславский, понимая законы воздействия музыки на человека, говорил: «Музыка - она есть бог, всесильная, всеподчиняющая, завораживающая магическая сила, управляющая человеческим подсознанием, и главная ... задача - заставить эту мощную силу работать на мысль и чувство».

Музыку и цвет как паралингвисти-ческие средства невербальной коммуникации объединяет ритм, точнее - вибрации, лежащие в основе того и другого явления. Являясь наиболее сообразными природе человека и наиболее доступными и эффективными, они помогают безошибочно воздействовать и результативно взаимодействовать в процессе социально-педагогической коммуникации.

Примечания

1. Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - СПб.: Речь, 2005.

- 205 с.

2. Ворсобин В. Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками / В. Н. Ворсобин, В. Н. Жидкин // Вопросы психологии. -1980. - Т. 3. - С. 121-124.

3. Вэскер А. Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя: учебно-методическое пособие / А. Б. Вэскер. - М.: ЦГЛ, 2004. - 160 с.

4. Демидов В. Как мы видим то, что видим / В. Демидов. - М.: Знание, 1987. - 138 с.

5. Кравков С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. - М., 1951. - 175 с.

6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Ла-бунская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 608 с.

7. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М., 1990. - 672 с.

8. Плишко Н. К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния /Н. К. Плишко // Диагностика психического состояния в норме и патологии. - Л., 1980.

- С.135-140.

9. Фрилинг Г. Человек - цвет - пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. - М., 1973. - 120 с.

10. Zeiten Schrift. Почерк времени / под ред. Л. Карибжановой. - Алматы, 2007. - № 2 (14)

- С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.