Научная статья на тему 'Изобразительное искусство в специальном образовании'

Изобразительное искусство в специальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ЦВЕТ / COLOR / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О.Ю.

В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобразительной деятельности, но и применения художественных средств в качестве средства «настройки» эмоциональной сферы и для перевода внутренних противоречий в материальный план посредством визуализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to justify the methodology of teaching the subject Fundamentals of fine art and manual labor students receiving pedagogical education in terms of not only mastering the techniques of graphic activity, but also using artistic media as a means of tuning of the emotional sphere and for the transfer of internal contradictions to the material outline through visualization.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство в специальном образовании»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н О.Ю. Соколова

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобразительной деятельности, но и применения художественных средств в качестве средства «настройки» эмоциональной сферы и для перевода внутренних противоречий в материальный план посредством визуализации.

Ключевые слова: педагогика, изобразительное искусство, цвет, воздействие, визуализация, восприятие.

Summary. The article attempts to justify the methodology of teaching the subject "Fundamentals of fine art and manual labor" students receiving pedagogical education in terms of not only mastering the techniques of graphic activity, but also using artistic media as a means of"tuning" of the emotional sphere and for the transfer of internal contradictions to the material outline through visualization.

Keywords: education, art, color, effects, visualization, perception.

204

Частные случаи применение средств искусства в терапевтических целях известны со времен античности. Ньютон считал, что пространство, занимаемое семью цветами солнечного спектра, совпадает с размерами интервалов между звуками музыкальной шкалы. Пять полных цветовых тонов - синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый - в определенных местах перемежались двумя полутонами - оранжевым и индиго, или пурпурным. Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными» [1, с. 225]. Тем не менее, системная терапия искус-

ством является сравнительно молодым видом психотерапии.

Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. Сначала терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому творческий продукт рассматривается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в психике. Интересны выводы, сделанные в 1920-е гг. Х. Принцхорном (Рпм^ги, 1922/ 1972): художественное творчество пациентов с психическими отклонениями отражает наиболее интенсивные «внутренние» конфликты [2, с. 89].

Маргарет Наумбург в Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством. Обследование детей, имеющих поведенческие

Преподаватель XX

ЕК

4 / 2013

проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк позволило ей разработать ряд обучающих программ по терапии искусством с опорой на идею З. Фрейда о том, что процессы подсознания легче всего выражаются в форме образов и символов, а не вер-бально [3, с. 54]. На сегодняшний день изобразительное искусство обогатило психотерапию значительным арсеналом не только терапевтических, но и диагностических методов [4, с. 17].

Говоря о применении средств изобразительного искусства в системе специального образования, нам придется учитывать накопленный опыт и лавировать на тонкой грани между психологией и педагогикой, рассматривая проблему в рамках дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов Института специального образования и комплексной реабилитации. В частности, речь пойдет о цвете.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что язык цвета более доступен ребенку, чем язык формы, линии и пространства [5, с. 119; 6, с. 198]. В младшем школьном возрасте у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, они в состоянии выражать с помощью цвета свое настроение и использовать цвет для создания интересных, эмоционально значимых для них образов [7, с. 94; 8, с. 81; 9, с. 201].

Цвет - субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн теми средами и поверхностями предметов, которые находятся между источником излучения и глазом

человека, а также в поле его зрения. Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе человека и способны развиваться с первых дней жизни. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и может находиться в корреляционной связи с развитием и особенностями мышления и воображения. Заметим, что феномен влияния цвета на физиологический статус распространяется на другие биологические объекты. Явление мимикрии, повышение или понижение вегетативных функций связано с преобладанием теплых или холодных оттенков в спектре.

И.-В. Гете определил цвета как: возбуждающие, оживляющие, бодрящие красные, красно-желтые; порождающие печально-бес по койное настроение сине-фиолетовые; успокаивающие и умиротворяющие зеленые [10, с. 57].

Физиологический механизм психофизического воздействия цвета в настоящее время выявлен лишь частично. Волокнистая нервная ткань, ответственная за цветовое раздражение, идет от глаза к промежуточному мозгу, регулирующему взаимодействие внутренних органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функций (эрготропная), то состояние возбужденных нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Если вегетативная система настроена на торможение, отдых (трофотропная), то ей соответствует темно-синий цвет. Многие исследования подтверждают психофизическое действие цвета: изменение мускульной силы при различном цветовом освещении, возбуждающее и угнетающее действие различных цветов [6, с. 29], изменение пульса и дыхания

205

206

под влиянием различных участков цветового спектра [4, с. 200]. Процитируем Мориса Дерибере, который, основываясь на сравнительных данных кровяного давления, писал, что «цвета по степени возбуждающего влияния на людей располагаются в основном в том же порядке, в каком они расположены в спектре - интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны...». Этим он объясняет «переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном» [11, с. 67].

Далее он говорит о возможности техники цветотерапии: «Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых других кожных заболеваний. Изучались и другие цветовые лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было эмпирическим, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством фиолетового цвета оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний...» [там же, с. 72].

Г. Фрилинг и К. Ауэр предлагают такую классификацию цветов по воздействию на психику человека:

Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: красный - волевой, жизнеутверждающий; кармин - повелевающий, требующий; киноварь - подавляющий; оранже-

Преподаватель

ЕК

вый - теплый, уютный; желтый - контактирующий, лучезарный.

Успокаивающие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: фиолетовый - углубленный, тяжелый; синий - подчеркивает дистанцию; светло-синий - подчеркивает движение, из менчивость.

Пастельные приглушенные цвета: розовый - нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; лиловый - замкнутый, изолированный; пастельно-зеленый - ласковый, мягкий; серовато-голубоватый - сдержанный.

Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: чисто-зеленый - требовательный, освежающий; оливковый - успокаивающий, смягчающий; желто-зеленый - обновляющий, раскрепощающий; пурпурный - изысканный, претенциозный.

Цвета глухих тонов (ахроматические), которые не вызывают раздражения (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: охра - смягчает рост раздражения; коричневый, землистый - стабилизирующий; темно-коричневый - смягчающий возбудимость.

Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные -зелено-синие [12].

Хочется добавить, что И.-В. Гете охарактеризовал синий цвет как «очаровательное ничто»: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, не потому что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой» [10, с. 98]. Николай Кузанский создал для фиолетового цвета название "Сотй-

-4 / 2013

dentia оррозкогит" - гармония противоречий. Согласно Н. Кузанскому, наивысшим символом из четырех степеней познания - «мистического созерцания», в котором сливаются созерцающий субъект и созерцаемый объект, является фиолетовый цвет [см.: 13, с. 26]. В. Кандинский считал, что красный цвет действует «.проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево.» [цит. по: 13, с. 19]. А Ван-Гог в своей картине «Ночное кафе» так описывает колорит: «Я пытался выразить, что кафе является местом, где. можно сойти с ума. Контрастами нежно-розового, кроваво-красного, серого - все в атмосфере огненного ада - выразить мрачную притягательность этого заведения» [там же, с. 24].

Символическое значение цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и заимствованными из Византии и от южных славян, вполне созвучно приведенным значениям, разве что облачено в метафорическую форму:

• цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души;

• красный обозначал, прежде всего, кровь Иисуса Христа, символ пламенности, огня, жизни;

• пурпурный цвет - идею императорской власти;

• голубой - идеи созерцательности, цвет неба и горнего мира;

• зеленый - цвет идеи надежды, обновления, юности, часто применялся и применяется для обозначения райского сада;

• белый цвет символизировал причастность к божественному свету.

Символическое значение цвета в фольклоре, складывавшееся под воздействием окружающей природы, также вписывается в предлагаемую схему: красный цвет - символ солнца и любви, зеленый - надежды, белый - чистоты и невинности [14, с. 217].

Трактовка воздействия цвета сложна. «Люди со слабым восприятием, занимающиеся вопросами психологии цвета только с интеллектуальных позиций, не видят, что при подмешивании красок психологическое воздействие основного цвета может существенно меняться» [8, с. 38].

Кажется органичным вывод, что можно настраивать психические процессы естественным образом: правильным подбором цветов и формы изображения, цвета бумаги, ограничивая палитру определенной гаммой, составляя натурные постановки в определенном колорите, используя цветные фильтры для подсветки, создавая благоприятную гармоничную цветовую обстановку.

Кроме цветового влияния изобразительное искусство воздействует через линию, плоскостную и скульптурную формы и композицию. Известно, что многочисленные точки и штрихи, угловатые, жесткие линии и формы производят впечатление тревожности, страха и, как следствие, - агрессии. Используя линии и формы с такими характеристиками, можно визуализировать негативные эмоции, переведя их в материальный план. Соответственно, плавные, мягкие, округлые линии настраивают на спокойный лад, позволяют отразить или дать установку на умиротворенное, расслабленное, стабильное состояние. Сочетание графических приемов, таких как линия и форма, с живописными средствами (цвет) могут взаимно усиливать или ослаблять воздействие друг друга.

207

208

Отдельно хочется отметить уникальную методику Г.М. Назлояна, основанную на терапевтическом воздействии масок и скульптурных форм [15, с. 52]. Реабилитационный и коррекци-онный эффект возникает в процессе выполнения пациентом скульптурного или живописного портрета, а также создание психотерапевтического грима [16, с. 63]. «Терапия нацелена на реконструкцию утерянного больным своего зеркального образа, что приводит к нормализации внутреннего диалога и диалога с внешним миром». Данная методика эффективна при диагностированной шизофрении, РДА и сильных психофизических расстройствах.

Таким образом, практические занятия в рамках вполне традиционного курса «Основ изобразительного искусства и ручного труда» для студентов Института специального образования и комплексной реабилитации можно организовывать таким образом, чтобы реализовы-вать формирование и развитие основ саморегуляции как бы исподволь. В рамках этих занятий можно анализировать разнообразные эмоции, мотивы поступков, их выражение средствами изобразительного искусства. В начале реализации подобного цикла занятий надо предоставить возможность учащимся реализовать свои переживания в творческом процессе. Далее можно обсудить несложные способы трансформации имеющихся сложностей в поведении и коммуникации посредством изобразительной деятельности. Следующим этапом может быть обучение способам управления своим настроением посредством субмодальных изменений (цвета, формы, размера изображаемых объектов, характера цветовых пятен и графических линий).

В дальнейшем мы рассмотрим практическую сторону учебной деятельно-

сти в рамках указанного курса и сможем оценить динамику эмоционального состояния учащихся и их возможности в плане преобразования имеющихся индивидуальных сложностей в процессе изобразительной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.

2. Prinzhorn H. Charakterkunde der Gegenwart. - B., 1931.

3. Naumburg M. Studies of the «Free» Expression of Behavior Problem Children as a Means of Diagnosis and Therapy. - Publisher Coolidge Foundation, 1947.

4. Люшер М. Цвет вашего характера. - М.: РИПОЛ классик, 1997.

5. Базыма Б.А. Психология цвета. - СПб., 2005.

6. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994.

7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.

2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.

8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.

9. Выготский Л.С. Психология искусства.

3-е изд. - М.: Искусство, 1986.

10. Гете И.-В. Статьи и мысли об искусстве.

- М.: Искусство, 1936.

11. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиздат, 1964.

12. Флинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология.

- М.: Стройиздат, 1973.

13. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображений. - Л.: Лен. высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, 1974.

14. Молева Н.Н. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М.: АХ СССР, 1962.

15. Назлоян Г.М. Концепции патологического одиночества // Московский психотерапевтический журнал. - 2000. - № 2.

16. Назлоян Г.М. Тайна магического портрета // Экос. - 1991. - № 1. ■

Преподаватель ^

4 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.