Научная статья на тему 'Музыка и интеллект'

Музыка и интеллект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4005
605
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка и интеллект»

МУЗЫКА И ИНТЕЛЛЕКТ

Н.Н.Чернова

В начале восьмидесятых годов прошлого столетия Ховард Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Кадры мозга» - одну из наиболее эффективных книг по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логико-математическому, пространственному интеллекту у нас есть еще межличностный и музыкальный интеллект. Он цитирует результаты исследований, которые показывают, что младенцы способны подстраиваться под громкость и мелодичный контур песен матери, а в четыре месяца они могут угадывать уже ритмическую структуру. Ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию этих аспектов музыки гораздо сильнее; чем к базовым элементам речи. Их легче втянуть в игру звука, чтобы раскрыть их творческие возможности.

Анализируя традиционное музыкальное образование в Африке, Гарднер рассматривает общину из Нигерии. Когда детям исполняется неделя от роду, их уже вводят в круг музыки и танцев, отцы начинают изготавливать для них маленькие барабанчики. Достигнув двух лет, дети объединяются в группы, где изучают пение, танец и игру на музыкальных инструментах. К пяти годам дети знают уже сотни песен, играют на нескольких ударных инструментах и исполняют десятки сложных танцевальных движений.

С тех пор, как книга «Кадры мозга» помогла ввести музыкальный интеллект в образовательную систему, сотни книг продолжают развивать эту тему. В своей книге «Введение в музыкальный мозг» он старается доказать то, что чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Стимулирование должно сопровождаться тишиной, в противном случае все окажется тщетным. «Музыкальная диета» не делает детей более талантливыми и способными, если она не подкреплена другими занятиями.

Музыка даёт возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти. Она служит основой для того, чтобы заглушить промышленные или транспортные шумы, поэтому может с успехом использоваться для снижения возбуждения, расслабления перед экзаменами, а также повышения уровня знаний. В семидесятые годы учёные доказали, что музыкальные занятия способствуют чтению, развитию языков, включая иностранные, и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у студентов, чувственные моторные навыки и улучшает психомоторное развитие.

В 1997 году во время дискуссий по поводу художественного образования в средних школах США Ховард Гарднер высказался о том, что музыкальный интеллект воздействует на эмоциональную и духовную сферу человека. Он говорил о том, что музыка помогает структурировать мышление человека и его производственную деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве. Законодатели и члены школьных советов, которые «изгоняют» музыку из начального образования, не представляют, как развивались человеческий мозг и сознание. Детей нужно как можно раньше знакомить с искусством и культурой.

Каким образом музыке удается активизировать интеллект и ускорить учебу? Стимулирует ли она область мозга, связанную с творчеством? Являются ли музыкальные способности детей данными природой или развитыми в обществе? Отличается ли мозг музыкантов от мозга обычных людей? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые задают себе ученые, исследователи-медики, психологи и преподаватели, пытаясь ответить на главный вопрос: почему срабатывает «эффект Моцарта»?

Если следить за развитием нервной системы в детстве, можно получить некоторые подсказки. Когда ребенок впервые приходит в школу, его память открыта для механического усвоения, множество фактов отпечатывается в ней посредством песен и музыкальных игр. До тех пор пока не произойдет крупный прорыв в развитии мозга в начальной школе, обучение происходит посредством движений и быстрых эмоциональных ассоциаций. К двум годам мозг начинает сращиваться с телом посредством ходьбы, танцев и выработки чувства ритма. В возрасте между семью и девятью годами происходит большой рывок в развитии нервной системы детей. Чем большее музыкальное воздействие оказали на них перед тем, как они пойдут в школу, тем глубже этот этап нервного кодирования будет помогать им в дальнейшей жизни.

Между вторым и третьим классами у детей, как правило, развиваются более сложные умения -слушание, обработка визуальной информации, координированные движения сознания и мозга. После четвертого класса образуются основные модели чувственного сознания, а дальнейшее обучение является только их коррекцией. Тем не менее много работы еще предстоит проделать. Фонетические знаки, музыкальная нотация и математическая связь образуются в слуховых центрах, которые устанавливают связь между левым и правым полушариями мозга. После этого начинается диалог в сознании между символами внешнего мира и их значениями во внутреннем мире человека. Швейцарский психолог, создатель концепции интеллекта и генетической эпистемологии, Жан Пиаже

называет это «конкретным мышлением».

Между девятью и одиннадцатью годами слуховые каналы претерпевают дальнейшее развитие, давая большой толчок речи и слушанию. Чтение хором, занятие поэзией и тренировка различных моделей произношения и диалектов становятся важным этапом.

На этом этапе завершает свое развитие corpus callosum (большое тело) - мостик между левым и правым полушариями мозга, что позволяет им одновременно реагировать на любое явление внешнего мира. Последние исследования показали, что corpus callosum у музыкантов гораздо сильнее развит, чем у других людей. Это укрепляет нас в мысли о том, что музыка способствует увеличению количества нервных каналов в мозге и стимулирует учебу и творчество. Planum temporale (лобная плоскость), расположенная в лобной доле головного мозга, также сильнее развита у музыкантов. Эта область мозга, как полагают, связана с функцией обработки языка и может отвечать за «разделение на категории» звуков, обеспечивая чувственную связь между языком и музыкой.

Между одиннадцатью и тринадцатью годами, как отмечают Жан Пиаже и другие педагоги, начинает развиваться самосознание. Между тринадцатью и пятнадцатью годами происходит ломка голоса у мальчиков, при этом они теряют более интуитивные, эмоциональные его характеристики, которые так хорошо чувствовались в их голосе. В этом возрасте музыка, искусство и творческое физическое образование стимулируют развитие функций правого полушария мозга. Это чрезвычайно важно для того, чтобы добиться глубокой интеграции мозга и тела.

Сознание продолжает развиваться и в подростковом возрасте с тринадцати до девятнадцати лет. Мышление становится более абстрактным, а музыкальные навыки — более точными. Исполнение становится более осознанным. В старших классах средней школы, ближе к девятнадцати годам, музыка и искусство уже проделали большую часть работы. Мозг продолжает развиваться, но основные возможности для больших изменений в восприятии исчерпаны. Нервную систему можно сравнить с симфоническим оркестром, в котором властвуют различные ритмы и мелодии. Существует множество ритмичных и мелодичных систем, которые обеспечивают синхронизацию мозга. Если повреждена какая-то зона мозга, нарушаются естественные ритмы мозга и организма, нейроны могут «работать» в несоответствующее время или оставаться неподвижными. В этом случае музыка, движения или образы могут помочь восстановить «музыку нервной системы» и вернуть ее в нужный ритм. Мистическим образом музыка доходит до самых глубин нашего мозга и организма, вовлекая в работу множество подсознательных систем и механизмов.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, как утверждают исследования канадских учёных в журнале Brain. Авторы работы заявляют, что им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание. Спустя год после начала занятий дети показывали более высокие результаты в тестах на память, которые связаны с такими показателями общего интеллектуального развития, как грамотность, математическое мышление и уровень IQ. Данные тестов подтверждались также результатами сканирования мозга. Эти выводы, как отмечают авторы исследования - ученые из Университета Торонто, - порадуют родителей и учителей, считающих, что занятия музыкой должны стать частью дошкольной образовательной программы и программы для младших классов. «Через год занятий дети достигли заметных успехов в выполнении музыкальных упражнений, и это неудивительно. Но нам кажется очень интересным, что после уроков музыки наступает существенное улучшение функций памяти», - говорит профессор Лаурель Трейнор из Университета Макмастера. Мозг детей, обучавшихся музыке, стал значительно лучше воспринимать музыкальные звуки и при этом увеличился общий объем памяти. Профессор Трейнор особо отмечает, что занимавшиеся музыкой дети показали значительно лучшие результаты в тестах на запоминание. «Это показывает, что-занятия музыкой оказывают воздействие и на общую когнитивную функцию мозга, связанную с памятью и внимательностью», - считает она.

Важно не перегружать слух музыкой, иначе она может потерять эффективность. В офисе, школе или дома музыка должна звучать не более двадцати минут в час. Подборка мелодий, звучащих двадцать минут, очень полезна, но можно использовать более короткие фрагменты, распределенные в течение часа. Три композиции длительностью по пять - семь минут в начале, середине и конце каждого часа или хотя бы дважды в день (один раз в первой половине дня и второй раз после обеда) могут оказаться очень эффективными. Активные звуковые паузы в форме коротких музыкальных отрывков, которые повышают внимательность и наполняют человека энергией, могут занимать всего от двух до трех минут. Для того чтобы повысить энергетический потенциал и активизировать организм, хороша динамичная музыка с нарастающим ритмом. Для того чтобы снять напряжение и расслабиться, рекомендуется медленная музыка, например записи «Сущность» и «Расслабление с классикой», которые наиболее эффективны.

Время, когда вы готовитесь к рабочему дню, является оптимальным для музыкальной самонастройки. Музыка, которую вы слушаете в этот момент, может зарядить вас энергией на весь

трудовой день. Если вы чувствуете себя уставшим, поставьте музыку с быстрым темпом, которая даст заряд «звукового кофеина». Если вам нужно успокоиться, следует прослушать медленную, расслабляющую музыку, которая поможет снять напряжение. В случае, если вы настраиваетесь на важное дело или встречу, прослушивание классических записей создаст прекрасную среду для необходимого эмоционального настроя.

Таким образом, музыка непосредственно воздействует на интеллект человека, стимулирует эмоциональную среду и обогащает его внутренний духовный мир.

Литература

1. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. - Л.,

1974.

2. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1998.

4. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

5. Davies J.B. The psychology of music. - L., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.