УДК 372.4
М.Н. Мишина
учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького, г. Арзамас
Е.Г. Саликина
учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького, г. Арзамас
МУЗЕЙНАЯ СРЕДА В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования духовно-нравственной личности младшего школьника через музейную среду. Важным представляется создание условий для изучения и сохранения традиций исторического наследия с привлечением семей учащихся.
Ключевые слова: музейная среда, духовно-нравственное развитие, музейный класс.
M.N. Mishina, Secondary school № 1, Arzamas
E.G. Salikina, Secondary school № 1, Arzamas
MUSEUM ENVIRIONMENT IN THE PRIMARY SCHOOL EDUCATION: WORK EXPERIENCE
Abstract. In the article the question of the formation the spiritual and moral personality of junior student through the museum environment is considered. It is important to create conditions for the study and preservation of historical heritage and traditions involving student's families.
Keywords: museum environment, spiritual and moral development, museum class.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия «музейная среда». Музейная среда (МС) - отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 198090-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная среда» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в МС черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. В силу своего междисциплинарного характера МС, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин - например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.
В нашей стране понятие «музейная среда» начало употребляться с начала 1970 г. и постепенно получило все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции «Музей и школа» в Иваново первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей» [3].
Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX-начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров и др.) [4]. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образова-
тельного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие [1].
В связи с переходом общеобразовательных организаций на обучение в рамках ФГОС НОО перед учителями начальных классов возникла потребность в организации внеурочной занятости младших школьников. Мы начали с того, что определили в качестве приоритетной задачу современного обучения: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Нами был сделан осознанный выбор в пользу деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся, с целью реализации духовно-нравственной направленности и установления взаимосвязи между прошлым и настоящим через привлечение в качестве социальных партнеров учреждений культуры г. Арзамаса: Дом-музей А.М. Горького, музей А.П. Гайдара, МУК «Историко-художественный музей».
«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны» [1].
Задачей духовно-нравственного воспитания младших школьников является педагогическая поддержка для становления и развития высоконравственного, активного, творческого гражданина России, создание условий для изучения и сохранения традиций и исторического наследия. Данная цель была достигнута путем привлечения семьи к поисковой, творческой, проектной деятельности.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого - не знает ничего». Без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность темы состоит в том, что музейная среда - это исторически сложившаяся культура, в которой можно хранить как материальные предметы прошлого, так и настоящего, просмотреть культуры общественного строя, владеть способами познания языка. Музейная среда выступает как источник информации о людях, событиях, картинах мира. Мы помогаем младшим школьникам участвовать в этих событиях, соприкасаясь с историей своего края и своей страны, сохранять и развивать ценностный и информационный потенциал. Школа начинает разделять идею сотрудничества музея и школы.
В основу проектной деятельности «Музейный класс» мы взяли идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он один из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, выявляя потребности ребенка и учитывая его способности и наклонности. В книге «Школа и общество» Дьюи писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны, он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» [2].
Европейская модель музейной среды характеризуется тем, что «в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Для музеев Европы одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Это дает возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью и атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также культуре других стран и народов» [3].
Взаимодействуя с сотрудниками литературно-мемориального музея имени А.П. Гайдара, мы решили создать «Музейный класс». Эта программа начального музейного образования рассчитана на детей младшего школьного возраста и построена с учетом возрастной психологии. В течение четырех лет дети знакомились с историей, литературой, окружающим миром посредством изучения музейных предметов, музейных коллекций и проводили в музее большую часть своего свободного времени. По программе занятий детям были предложены следующие темы: «Музей в доме», «Семейные реликвии и предания», «Живые вещи старого дома», «Семейные чаепития», «Праздники и обычаи в православной семье» и т.д.
Занимаясь в «Музейном классе», мы помогали учащимся развиваться нравственно и духовно, сохраняли и возрождали семейные традиции, укрепляли авторитет семьи, формировали у младших школьников потребность в общении с культурным наследием, развивали у них устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, своего города, своей страны, возрождали преемственность поколений и укрепляли связи в семье между родителями и детьми. Занятия в музее помогали возрождению исконно русских традиций и обрядов, сохранению историко-культурного наследия России и способствовали историческому социальному и культурному воспитанию младших школьников.
Вскоре у нас родилась идея создать детский музейный театр «Музейка», так как наилучшей досуговой формой работы с детьми является игра и театрализация. Небольшие театрализованные фрагменты для иллюстрации к отдельным разделам экспозиции постепенно выросли до полнометражных спектаклей. Первые костюмы для постановок мастерили сами ребята совместно с родителями: мамы кроили и шили, бабушки украшали театральные костюмы, а папы готовили декорации и реквизит. В спектаклях на взрослых ролях были задействованы и сотрудники музея, и родители, и учителя.
Занимаясь в театре, мы сплачивали семьи, воспитывали уважение у младших школьников к своим предкам, формировали интерес к совместному творчеству детей и их родителей. «Театр для нас - наша жизнь с успехами и неудачами, это мир, в котором мы - настоящие актеры. Мы очень признательны за то, что в наше тяжелое время есть люди, которым небезразличны дети с их мечтами и фантазиями!» - это строчки из благодарственного письма от актеров первого состава в адрес музея.
Затем мы стали сотрудничать с музеем М. Горького, где реализовали уже другой проект - «Здравствуй, музей!». В течение четырех лет проводились такие занятия по краеведению, как «Честная Масленица, широкая барыня», «Светлый праздник божественной Пасхи», «Декабрьские посиделки. День св. Николая», «Рождество - зимняя сказка», «Новогодний калейдоскоп». Занятия проходили в постоянном сотрудничестве и сотворчестве. Учащиеся изготавливали игрушки для рождественской елки и поздравительные открытки. Были проведены литературные часы: «А.С. Пушкин, М. Горький, А. Гайдар: путешествие в мир сказок», «Страницы жизни А. Пешкова», «Сказ про то, как Пушкин в Арзамасе бывал». Были проведены мастер-классы: «Волшебная куколка» - беседа об истории кукол и мастер-класс, на котором учащиеся своими руками изготовляют куклу-оберег; «Народная кукла - хранитель традиций» - цикл занятий по обрядовой кукле с изготовлением тряпичных кукол; экскурсии: «Путешествие по старому дому», «Горький в Арзамасе».
В конце четвертого класса, изучив детство, юность и творчество М. Горького, учащиеся защищали свои исследовательские работы перед родителями и сотрудниками музея, за которые получили грамоты, благодарственные письма и ценные призы. Что нам это дало? В течение четырех лет ребята узнали много интересных сведений о людях родного края, испытали гордость за своих соотечественников, многие учащиеся стремились подражать их достойным поступкам, узнали исторические факты из жизни замечательных людей. А родители считают, что занимаясь в музейном классе, мы подготавливаем детей к жизни в современном обществе.
Интересно проходила досуговая деятельность наших классов в историко-художественном музее г. Арзамаса. Так, был организован детский историко-краеведческий клуб «Хочу все знать!». Вместе с научным руководителем в начале учебного года мы составили программу нашей деятельности, определили цель, поставили перед собой определенные задачи и составили абонемент.
В музейный клуб начали ходить с первого класса (посещали 1-2 раза в месяц после уроков). Вместе с нами всегда ходили также родители, бабушки, дедушки, которые участвовали в мастер-классах, праздниках, экскурсиях и поездках. В конце учебного года проводилось итоговое занятие - это награждение самых активных участников клуба, защита проектов, пешеходные экскурсии и автобусные экскурсии за пределы города (Нижний Новгород, Чернуха, Пешелань).
Мы решили скрасить досуг наших малышей участием в первом фестивале «Арзамасский гусь». Для этого ребята сделали интересные поделки для конкурса «Гуси-гуси», используя природный материал, соленое тесто, цветную бумагу и т.д.; они приняли участие в концертной программе со стихами, танцами и песнями.
В музее нам посоветовали заняться еще одним интересным досугом - участием в мастер-классе по изготовлению сувенирного валенка в технике мокрого валяния. Мы живо откликнулись на это предложение и с родителями изготовили сувенир. Затем мы провели мероприятие, приуроченное ко Дню матери «У самовара я и моя мама», из которого узнали историю русского чаепития, участвовали в играх и конкурсах, загадывали загадки.
Большой интерес у ребят вызвало мероприятие, приуроченное ко Дню народного единства «Славе не меркнуть - традициям жить!», который проходил при участии клуба исторической реконструкции г. Арзамаса. А перед праздником Пасхи дети знакомились с историей праздника и пасхальными играми: катание яиц, битки. Каждый год на пасхальной неделе мы с ребятами поднимались на колокольню зимней церкви Воскресенского собора, и это стало для наших классов традицией.
Таким образом, музейная среда играет важную роль в формировании личности младшего школьника, в воспитании «гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию» [1].
Значимость данной работы заключается в том, что нами была разработана программа клуба «Я хочу все знать», реализован проект « Музейный класс» и организован музейный театр «Му-зейка». В ходе разработки программы и реализации проекта мы достигли цели - воспитания у детей любви и уважительного отношения к семье, к народным и культурным традициям через их положительный эмоционально-чувственный опыт овладения знаниями в музейной среде.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Дьюи Д. Школа и общество / пер. с англ. Г.А. Лучинского. М., 1924.
3. Музей и образование: обзорная информация. М., 1989.
4. Музейная педагогика // Музееведение исторического профиля: сборник. М., 1988. С. 62-70.