Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа'

Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА / CULTURE OF THE RUSSIAN PEOPLE / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM ACTIVITIES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / STATE STANDARDS / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выдренкова Анастасия Александровна

В статье рассматривается формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа средствами музейной педагогики. Предложены формы образовательно-воспитательной работы, указаны принципы организации музейной деятельности. В статье представлен школьный курс «Славяне». Адресовано учителям начальных классов, работникам дополнительной системы образования, студентам педагогических специальностей разных ступеней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Выдренкова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE YOUNGER STUDENTS TO THE CULTURE OF THE RUSSIAN PEOPLE

The article discusses the formation of value attitude younger students to the culture of the Russian people by means of Museum pedagogy. The proposed forms of education, stated the principles of the organization of the Museum. The article presents school course "Slavs". Addressed to primary school teachers, workers with more education, students of pedagogical specialties of different levels of education.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа»

Г.А. Винокурова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ...

FEATURES WORLDVIEW ADOLESCENTS WITH CHRONIC PHYSICAL ILLNESS

© 2014

G.A. Vinokurova, candidate of psychological science, dean of the Faculty of Psychology and defectology, associate professor of the chair «Special and Applied Psychology»

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, (Russia)

Annotation: This article is devoted to a problem actual now - a problem of worldview of teenagers. Results of the conducted empirical research of features of worldview of teenagers are presented. Features of one of aspects of worldview of modern teenagers - perception of in comparative aspect reveal: healthy teenagers and teenagers with chronic somatic diseases.

Keywords: worldview; teenager; system of images; temporary identity, social roles, identification, chronic somatic diseases.

УДК 373.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА

© 2014

А.А. Выдренкова, магистрант, учитель начальных классов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа средствами музейной педагогики. Предложены формы образовательно-воспитательной работы, указаны принципы организации музейной деятельности. В статье представлен школьный курс «Славяне». Адресовано учителям начальных классов, работникам дополнительной системы образования, студентам педагогических специальностей разных ступеней образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, культура русского народа, музейная деятельность, государственные стандарты, формы организации образовательного процесса.

Формирование ценностного отношения подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [1, с. 6]. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.

Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные блага. Даже поздравляя одноклассника с днем рождения, младший школьник желает имениннику дорогую машину, красивый дом и высокую зарплату.

Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа.

Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее. И в этом нам поможет музей. [2 с. 442]

Музейная область является центральным звеном му-

зейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения [2, с. 105].

Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы. К основным относятся: лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клуб, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Помимо основных существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка; урок-сюрприз; исследование; изобретательство; анализ первоисточников и многое другое. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы [3, с. 125].

Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта [3, с. 177].

При организации музейной деятельности с младшими школьниками мы придерживались следующих принципов:

1. Осуществлять связь музейных занятий с темой урока, внеклассными мероприятиями, праздниками.

2. Использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания.

3. Учитывать развитие УУД в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое.

4. При проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительного восприятия.

5. Исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке.

6. Между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному.

7. Необходимо формировать самостоятельность и творческую активность учеников.

Школьники 7-11 лет уже имеют определенные пред-

ставления о времени, но они еще не совсем готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия [4, с. 303]. В этом возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом.

Именно в начальных классах закладываются основы культуры, искусства, дается первоначальное представление об окружающей действительности.

При реализации духовно-нравственного воспитания в пространстве музея, мы опирались на школьный курс предмета «Славяне» по программе «Перспективная начальная школа» (ФГОСы II поколения). Музей на базе МБУ СОШ №56 г.о. Тольятти предоставляет существенные возможности для реализации школьной образовательной деятельности. [5, с.167]

Цель курса «Славяне»: приобщение к культуре русского народа, знакомство с историко-культурным наследием Среднего Поволжья.

Задачи реализации программы:

- познакомить учащихся с традиционной культурой русского народа, историей родного края;

- собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

- формировать духовно-нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание ит.д.);

- приобщать школьников к литературе, живописи родного края;

- познакомить с народными промыслами;

- способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

- развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся.

Формы организации образовательного процесса

Программа предполагает использование в работе различных форм занятий:

Групповые формы работы. Обучающиеся осваивают теоретический и практический новый материал под руководством учителя.

Индивидуальные формы работы. Проводится с целью отработки полученных знаний по новому материалу. Эта форма работы основывается на творческой деятельности каждого учащегося. Учащиеся имеют свободу выбора материала, техники выполнения, инструментов после прослушивания теоретического материала.

Коллективные формы работы. Важнейшим моментом при работе с учащимися является создание и укрепление коллектива. Этому способствует подготовка и проведение общих праздников, изготовление коллективных работ, чаепитие. Такая работа способствует формированию объективной самооценки и оценки своих товарищей. Например, в прошлом учебном году мы с ребятами подготовили интересный проект «История деревянной игрушки» и выступили с ним на школьном форуме. Ребята смогли прикоснуться к деревянной игрушке, познакомится с её историей и технологией изготовления и рассказать об этом учащимся других классов [6, с. 11].

Используемые методы обучения:

1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, репродукции); практические (экскурсии, праздники, творческая мастерская); познавательные (устный журнал, консультация); конкретные и абстрактные методы (анализ, сравнение, обобщение).

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности: эмоциональные (поощрение, удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий); волевые (самооценка деятельности и коррекция); социальные (развитие желания быть полезным отечеству, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективно работы, рецензирование).

Структура содержания программы курса «Славяне»

Программа состоит из введения и 5 разделов. В каждом разделе отводятся часы на теоретические и практические занятия.

1. Устное народное творчество

Теория - 1час

Практика - 10 часов

2. О традициях крестьянской жизни

Теория- 4 часов

Практика - 1 час

3. Об устройстве крестьянского дома

Практика- 3 часа

4. Кто я и где мои корни?

Теория -1 час

Практика - 5часов

5. Мастерство русского народа

Теория -2часов

Практика- 6часов

Так, например, при изучении темы данного курса «По одежке встречают», мы проводили музейную экскурсию «Народные костюмы Самарской губернии». Дети смогли наглядно увидеть, потрогать, померить эти костюмы. Узнали, что такое «косоворотка», «кичка», «душегрейка», «лапти» и т.д.

При проведении конкретной тематической экскурсии, прежде всего, необходимо провести вводную беседу, посвятить в тему экскурсии, выявить знания учеников по изучаемой теме, важно соблюдать принцип от общего к частному. После вводного этапа следует переходить к более подробному рассмотрению экспонатов, их взаимосвязи между собой, помимо сведений о назначении предметов, можно рассказать детям об интересных и занимательных фактах из истории этих предметов, что вызывает у младших школьников повышенный интерес и положительные эмоции.

Помимо основных маршрутных экскурсий в музее, мы включали и виртуальные экскурсии (храмы Самарской области, памятные места и т. д.). Данный вид экскурсии обычно сопровождается слайд-шоу, фото и видеорепортажем. Преимуществами являются, широкий диапазон охваченных объектов при минимальной затрате времени. Имеется возможность остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально, прокомментировать, что способствует формированию у учащихся навыком наблюдения. На разных этапах виртуальной экскурсии мы применяли различные интерактивные задания, например: вставьте пропущенное слово; заполните таблицу; отгадайте загадку, кроссворд; соедините слова. На этапе рефлексии ученики дополнили предложения «сегодня я узнал о ...», «больше всего понравилось...», «я хотел бы посетить.», «я задумался о том, что.».

Можно отметить, что музейные экскурсии и занятия являются неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления об окружающем мире [7, с. 448; 8].

На музейных занятиях в прошлом году ученики активно участвовали в костюмированных театрализованных представлениях с песнями и плясками, инсценировали сказки, разыгрывали бытовые ситуации (за обедом в крестьянской семье, на ярмарке, встреча масленицы). Такие представления помогают ученикам лучше понять, пережить определенные изучаемые события. Конечно, от учителя требуется серьезная подготовка, но результатом является то, что ученики из пассивных слушателей, становятся активными участниками музейной деятельности, лучше усваивают духовно-нравственные ценности.

Музейные занятия способствуют становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков

и современников.

Для достижения высоких результатов при формировании ценностного отношения учащихся к культуре русского народа, следует проводить музейную работу систематически и целенаправленно, а также учитывать и то, что именно дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью и доверчивостью ко всему происходящему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?catalogId

2. Чумакова, Н. Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. Ю. Чумакова // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 441-443.

3. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая шкала, 2004- С. 216.

4. Ахметжанова, Г.В. Инновационные подходы формирования готовности личности к педагогической деятельности / Г.В. Ахметжанова, // Вектор Науки ТГУ. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - №1 (23). - С. 302-304.

5. Организация образовательной среды: учеб.-метод. Пособие / Ю.А.Кустов [и др.]; под общ.ред. Ю.А.Кустова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014 - С. 244.

6. Ильинская И. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики [Текст] / И. П. Ильинская, Н. Ю. Чумакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 10-11.

7. Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / И. В. Лоскутова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 447-448.

8. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 283-285.

THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE YOUNGER STUDENTS TO THE CULTURE

OF THE RUSSIAN PEOPLE

© 2014

A. A. Vydrenkova, graduate, primary school teacher

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article discusses the formation of value attitude younger students to the culture of the Russian people by means of Museum pedagogy. The proposed forms of education, stated the principles of the organization of the Museum. The article presents school course "Slavs". Addressed to primary school teachers, workers with more education, students of pedagogical specialties of different levels of education.

Keywords: moral education, Junior high school students, the culture of the Russian people, Museum activities, state standards, forms of organization of educational process.

УДК 371.4

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ

СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2014

Р.Ф. Гатауллина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология и педагогика» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Личность способная к самовоспитанию становится самоорганизующейся и саморазвивающейся в саморазвивающейся социальной системе. Понимание закономерностей саморазвития семейного воспитания, позволит педагогам оптимизировать формирование личности ориентированной на саморазвитие.

Ключевые слова: семейное воспитание, синергетический подход, семья как саморазвивающаяся система, стабилизация семейного воспитания, семья как институт формирования личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Педагогика как система научного знания и методов воспитания, образования и обучения является развивающейся в рамках социальной системы и выступает подсистемой более общей системы. Исходя из определения того, что синергетический подход имеет дело с самоорганизующимися, саморазвивающимися системами, согласно мнению В.И. Андреева, это положение позволяет рассматривать педагогическую систему как дисси-пативную, что является необходимым условием, чтобы подходить к ней как к саморазвивающейся системе [1, с. 56]. При этом само понятие «синергия» раскрывается только в контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем.

Для осмысления идей синергетики интересны исследования П.Анохина, Е.Князевой, С. Курдюмовой, Н.Моисеева, Д. Мехонцевой, И. Пригожина и других. Согласно их мнению синергетический подход открывает новый этап в современной философии, дает принципиально новый импульс в разработке многих проблем, связанных с самоорганизацией и саморазвитием сложных открытых систем [2, с. 61]. Проблема самоорганизации

интегрирует социальные и гуманитарные исследования, существует как междисциплинарное направление, продуцирует научное знание разной степени общности, строгости и воспроизводимости [1, с. 57].

Идеи синергетики в педагогике имеют убедительное объяснение. Как известно предметом исследования педагогики является воспитание, что при правильной организации должно привести к самовоспитанию. Личность способная к самовоспитанию становится самоорганизующейся и саморазвивающейся системой в более широкой системе социальных отношений. Именно эта социальная среда определяет установки, поведение и действия через нормы, выработанные самой личностью на основе своего позитивного опыта, соотнесенного с культурой человечества. Определение и разработка путей перехода воспитания в самовоспитание, можно характеризовать как одно из приоритетных проблем педагогики в рамках реализации идей синергитичской антропологии.

Одной из составляющих педагогики является семейное воспитание. Семья как основной социальный институт выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Именно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.