Научная статья на тему 'Музейная педагогика в современных реалиях'

Музейная педагогика в современных реалиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1699
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ПОСЕТИТЕЛЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАФЕДРА МУЗЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM / SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS / VISITOR / INTERDISCIPLINARITY / PERSONNEL EDUCATION / DEPARTMENT OF MUSEOLOGY AND CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шляхтина Людмила Михайловна

Музейная педагогика занимает важное место в коммуникационной деятельности музея, определяющей его социальную миссию. Сегодня появились мнения о том, что она переживает кризис. В статье приводятся размышления о том, что музейная педагогика вышла за рамки дискриптивно-прагматического описания форм и методов взаимодействия музея с посетителем, а наука и практика фокусируют свое внимание на переосмыслении и расширении ее границ. Векторы развития музейной педагогики зависят от ее междисциплинарного характера и состояния общества и культуры, которые влекут за собой трансформацию музейной аудитории. Такое понимание музейной педагогики находит отражение в системе подготовки профессиональных кадров на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК, которая опирается на социокультурную детерменированность трактовки миссии музея, развитие музеологических идей и педагогических технологий. Динамика методологического и технологического характера свидетельствует о ее развитии, позволяя оценивать ее как актуальную и востребованную реалию современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum pedagogy in contemporary realities

Museum pedagogy occupies an important place in the communication activities of the museum and determines its social mission. There are opinions today that it is in crisis. The article provides ref ections on the fact that museum pedagogy has gone beyond the framework of a discriminative and pragmatic description of the forms and methods of interaction between a museum and a visitor. The science and practice focus their attention on rethinking and expanding its boundaries. The vectors of the development of museum pedagogy depend on its interdisciplinary character and the state of society and culture, which entail a transformation of the museum audience. This comprehension of museum pedagogy is ref ected in the system of professional education personnel at the Department of Museology and Cultural Heritage of SPb University of culture, which relies on the sociocultural determinism of the interpretation of the mission of the museum, the development of museological ideas and educational technology. The dynamics of the methodological and technological nature indicate its development, allowing it to be assessed as relevant and in demand by the realities of contemporary reality.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в современных реалиях»

УДК 069.1:37

Л. М. Шляхтина Музейная педагогика в современных реалиях

Музейная педагогика занимает важное место в коммуникационной деятельности музея, определяющей его социальную миссию. Сегодня появились мнения о том, что она переживает кризис. В статье приводятся размышления о том, что музейная педагогика вышла за рамки дискриптивно-прагматического описания форм и методов взаимодействия музея с посетителем, а наука и практика фокусируют свое внимание на переосмыслении и расширении ее границ. Векторы развития музейной педагогики зависят от ее междисциплинарного характера и состояния общества и культуры, которые влекут за собой трансформацию музейной аудитории. Такое понимание музейной педагогики находит отражение в системе подготовки профессиональных кадров на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК, которая опирается на социокультурную детерменированность трактовки миссии музея, развитие музеологических идей и педагогических технологий. Динамика методологического и технологического характера свидетельствует о ее развитии, позволяя оценивать ее как актуальную и востребованную реалию современной действительности.

Ключевые слова: музейная педагогика, музей, социокультурные трансформации, посетитель, междисци-плинарность, подготовка кадров, кафедра музеологии и культурного наследия

Ludmila M. Shlyakhtina Museum pedagogy in contemporary realities

Museum pedagogy occupies an important place in the communication activities of the museum and determines its social mission. There are opinions today that it is in crisis. The article provides reflections on the fact that museum pedagogy has gone beyond the framework of a discriminative and pragmatic description of the forms and methods of interaction between a museum and a visitor. The science and practice focus their attention on rethinking and expanding its boundaries. The vectors of the development of museum pedagogy depend on its interdisciplinary character and the state of society and culture, which entail a transformation of the museum audience. This comprehension of museum pedagogy is reflected in the system of professional education personnel at the Department of Museology and Cultural Heritage of SPb University of culture, which relies on the sociocultural determinism of the interpretation of the mission of the museum, the development of museological ideas and educational technology. The dynamics of the methodological and technological nature indicate its development, allowing it to be assessed as relevant and in demand by the realities of contemporary reality.

Key words: museum pedagogy, museum, sociocultural transformations, visitor, interdisciplinarity, personnel education, department of museology and cultural heritage DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-109-112

Музейная педагогика сегодня является значимым компонентом коммуникационной деятельности музея, определяющим его социальную миссию, инструментом реализации его культурно-образовательного потенциала. Появившись сравнительно недавно, данная область научно-практической деятельности, является не только показателем институциональной зрелости музея, но и демонстрирует наибольшую подверженность к изменчивости. Музейная педагогика чутко реагирует на социальные вызовы времени. Динамика и векторы ее развития зависят от целого ряда факторов социокультурного характера, определяющим из которых является состояние общества и культуры, влекущим за собой трансформацию музейной аудитории, которая, в свою очередь, проявляется в развитии коммуникативных практик и появлении новых технологий взаимодействия с посетителем.

Однако данная точка зрения не является единственной. Так, в последнее время появились мнения о том, что «музейная педагогика переживает кризис», который видится «как в формальной области, так и в области стратегической, определяющей контуры образовательного пространства музея», а также «в специфике подготовки специалистов для осуществления данной деятельности» [1, с 38]. Сомневающийся ученый, пишет о том, что «в России есть опыт подготовки музейных педагогов, но достаточно локальный и ограниченный во времени»[1, с 38]. Не претендуя на исключительность своих размышлений и выводов и оставляя каждому автору право на собственные суждения, считаем необходимым и возможным обозначить собственную позицию на место музейной педагогики в современных реалиях.

Прежде всего, следует напомнить, что музейная педагогика как учебная дисциплина была разработана на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК (в то время она носила название «кафедра музейного дела») в 1988-1989 гг. автором данной статьи, что было новаторством для СССР. Рабочая программа по данному курсу, концепция, содержание и методика подготовки неоднократно докладывались на научных и научно-практических конференциях различного уровня и были опубликованы. Например, «Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь» (1998), «Музейная педагогика: учебное пособие для студентов специальности "Музейное дело и охрана памятников истории и культуры»» (2000), «Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки» (2006), «Культурное наследие и музей в XXI веке: учебное пособие» (2018, глава «Культурно-образовательные практики современного музея»), «Музейные тетради Крымской музеологиче-ской школы» (2018, глава «Культурно-образовательная деятельность музея. Направления, формы и методы музейно-педагогической деятельности») и др.

Отметим, что с 2000 по 2015 г. на кафедре осуществлялась и подготовка по специализации «музейная педагогика: проектирование рекреа-ционно-образовательных программ», которая была свернута при переходе на двухуровневый формат подготовки студентов-музеологов. Однако, интерес к проблемам совершенствования теоретических и практико-ориентиро-ванных знаний в области музейной педагогики по-прежнему актуален. Это выражается в востребованности профессиональным музейным сообществом курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по данной тематике как в рамках СПбГИК, так и в других образовательных структурах в Санкт-Петербурге и различных регионах Российской Федерации, а анализ практической деятельности музеев мирового уровня, федеральных, региональных и малых демонстрирует активное использование музейно-педагогических подходов во взаимодействии с аудиторией. В структуре многих музейных институций появились отделы или секторы, деятельность которых связана с разработкой новых технологий взаимодействия с разнообразными группами посетителей музея. Среди них стоит назвать Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, сектор инклюзивных программ Государственного музея истории религии, Детский исторический музей в Государственном музее политической истории России, Детско-юношеской центр в Рос-

сийском этнографическом музее. Появление в структуре музеев специалистов по работе с маломобильными группами населения, волонтерами наблюдается и в других музеях различных регионов нашей страны. Следует отметить подобную ситуацию в музейном пространстве и за пределами Российской Федерации.

Растерянность и сомнения, которые возникают у некоторых специалистов, вероятно, являются следствием концептуальной интерпретации ими сущности музейной педагогики. Необходимо напомнить, что в систему подготовки студентов кафедры музеологии и культурного наследия было положено представление о музейной педагогике как «области научно-практической деятельности, имеющей тенденцию к саморазвитию в интегративную область знания, пограничную с музеологией, педагогикой, психологией, социологией и культурологией и являющаяся основой реализации культурно-образовательного потенциала музея. Объектом музейной педагогики является посетитель музея, а предметом - педагогическое управление взаимодействием музея с посетителем» [2, с. 7]. На сегодняшний день в пространстве музейного дела существуют различные трактовки музейной педагогики (К. Пацвалл, З. Странский, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич, Е. Б. Медведева, Л. М. Ва-нюшкина, О. А. Ботякова и др.). Полифония суждений и мнений о феномене музейной педагогики объясняется не только многообразием научных взглядов и подходов, но и ее междисциплинарным характером, что зафиксировано в ее двусоставном названии. Автор данной статьи опирается на представления о музейной педагогике в контексте понимания ее как методологии и методики реализации музеем его образовательно-воспитательной функции, подчеркивая, что музейно-педагогическое управление деятельностью личности может осуществляться как на дистанционном уровне, так и в процессе взаимодействия с посетителем в музейной среде. Например, такие способы взаимодействия с аудиторией, как Интернет и телекоммуникации особо интенсивно развиваются в современных условиях информационного общества. Внему-зейные формы работы с посетителем, к которым можно отнести «музей в чемодане», музеобус и другие, сегодня вошли в практику достаточно уверенно и особенно актуальны в связи с активизацией взаимодействием с потенциальной аудиторией или людьми, находящимися в условиях хосписов, больниц и прочих социальных учреждений. Целью музейного педагога как на дистанционном уровне, так и в пространстве музея, является разработка эффективного способа подачи музейной информации и поиск воз-

Музейная педагогика в современных реалиях

можностей достижения адекватного восприятия ее аудиторией при отсутствии менторского, сентенциозно-назидательного характера интерпретации историко-культурного наследия. Данный подход объясняет и актуализирует значение кросскультурных и междисциплинарных исследований, рассматривающих пространственно-временное общение в музее на различных уровнях, делая акцент на исследования, связанные с коммуникационными процессами личностного характера.

Сегодня можно констатировать, что музейная педагогика вышла за рамки дескриптивно-прагматического описания форм и методов взаимодействия музея с посетителем, а современные ученые и практики фокусируют свое внимание на переосмыслении и расширении ее границ. Такое понимание музейной педагогики находит отражение и в системе подготовки профессиональных кадров на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК, которая опирается на социокультурную детерминированность трактовки миссии музея, развитие музеологических идей и педагогических технологий, положенных в основу содержания и методик образовательного процесса как естественной реакции на потребности музейной действительности, изменение и развитие ее векторов взаимодействия с посетителем. Результатом эффективности такой концепции музейной педагогики можно считать выбор тем выпускных квалификационных работ бакалаврами и магистрами, а также определение научных проблем исследований аспирантами кафедры, которые чутко реагируют на современные потребности. Так, изучение аудитории представляется важнейшим фактором для реализации музейно-педагогической стратегии. Отсутствие понимания его значимости приводит к проблеме диссонанса между ожиданиями посетителя и усилиями музея.

Исследование интересов аудитории - важное направление деятельности музея, которое является основой для формирования как содержания музейно-педагогических проектов и программ, так и методики взаимодействия с посетителем. Иллюстрацией данной точки зрения может быть тот факт, что подобный сюжет разрабатывается и студентами, и магистрантами кафедры. Исследования осуществляются на междисциплинарном уровне.

Современная парадигма музея, позволяющая рассматривать его как центр социальной ответственности культуры, ставит перед музейной педагогикой новые задачи, связанные с осмыслением этой роли, разработкой новых подходов и технологий взаимодействия с особыми посе-

тителями музея. В культурно-образовательном пространстве музея сегодня присутствуют дети 0+, люди «серебряного возраста», социально дезадаптированные группы населения, инвалиды ментальности, посетители с особыми физическими потребностями и т. д. Именно междисци-плинарность музейной педагогики позволяет разрабатывать способы создания проектов, решающих задачи острой социальной направленности. Не ставя перед собой цель иллюстрировать все сюжеты развития современной музейной педагогики направлениями научной мысли и образовательными практиками кафедры музеологии и культурного наследия, все же важно указать, что усилия, предпринятые учеными кафедры, в том числе молодыми исследователями, направлены на поиски актуальных, новаторских, креативных ответов на теоретические, методологические и практические вызовы современности. В сферу их интересов вошли проблемы социокультурной адаптации людей с инвалидизирующими заболеваниями физического и ментального характера, задачи культурной инклюзии маломобильных посетителей музея, поиск музейно-педагогических технологий когнитивной доступности музейной информации и т.д.

Стремительный темп изменений характеризует сегодня все сферы жизни и деятельности людей - политическую, экономическую, технологическую, информационную и, безусловно, радикальным образом влияет на культуру и ее институты. Современное общество консьюме-ризма объясняет распространение идеи, связанной с новым пониманием посетителя музея как «культурного потребителя». Как справедливо отмечает И. Будрайтскис, «музей борется за зрителя любой ценой, и в первую очередь посредством того, чтобы отказать от своей первейшей задачи: отличаться от окружающей жизни; наоборот, он сливается с ней до предела» [3]. Анализируя механизмы «потребления» историко-культурного наследия, ученые пришли к выводу о том, что посетитель музея ждет от него не сентенций и дефиниций, а обретения смыслов, которые он может связать со своей жизнью или объяснить ими свою жизнь. Человек получает ответы на вопросы благодаря тому, что музей предлагает пережить опыт других людей, опираясь на имеющиеся знания и навыки, к тому же предпочитает испытывать при этом сильные впечатления.

Представляется, что указанные идеи и взгляды имеют решающее значение для выработки политики по отношению к посетителю в музейно-педагогическом ракурсе. Серьезные размышления вызывает тот факт, что основная

часть музейных посетителей становится его «адептами» за счет пережитых эмоций. Традиционный для музейной педагогики нарратив сегодня трансформируется благодаря «story telling», т. е. «рассказыванию историй». Такие формы, как экскурсия, беседа, музейный урок, лекция и т. д., проводятся с посетителями, учитывая их психолого-педагогические характеристики и ожидания, активно используя методы театрализации, свободных ассоциаций, диалогического общения, стимулирования деятельности, направленной на выработку у аудитории самостоятельных выводов, личностного подхода к интерпретации и эмоциональному переживанию фактов или событий. Однако справедливость требует констатировать, что музей в ретроспективе своего существования в различных социокультурных реалиях всегда был привлекателен для посетителей своими уникальными раритетами, диковинами, вызывающими восторг шедеврами, т. е. всегда вызывал аттрактивные или ассоциативные чувства у посетителей. Принимая и понимая эту традицию, педагоги должны строить музейно-педагогические программы должны строиться на основе феноменологических характеристик музейного предмета как основы взаимодействия с аудиторией, и понимая, что методы и выразительные средства, которые используются в данном процессе, нуждаются в психологическом осмыслении и педагогической аранжировке.

Наблюдающийся активный поиск новых способов интерпретации и истолкования историко-культурного наследия выражается в заинтересованном профессиональном освоении, использовании и развитии современных отвечающих требованиям современного посетителя технологий музейной педагогики и практик медиации.

Важным основанием для решения этих задач являются переосмысление музейной герменевтики, использование эвристических методов, предполагающих совместное с посетителем

сотворение смыслов, сотрудничество в поиске истины, рождение которой у каждого сопряжено с его социальным и культурным опытом и личностными характеристиками. Такой взгляд на музейную педагогику рефлексирует с идеями новой и критической музеологии и вполне соответствует партисипативной парадигме современной культуры.

Данная научно-практическая деятельность носит антропоцентричный характер, обусловленный ее объектом, т. е. аудиторией. Трансформации методологического и технологического характера свидетельствуют о ее развитии, которое обусловлено социокультурной детерминированностью музейной педагогики, позволяющей оставаться ей по-прежнему актуальной и востребованной реалиями современной действительности.

Список литературы

1. Сапанжа О. А. Музейная педагогика в системе высшего образования: итоги и перспективы // Искусство и культура. 2018. № 1 (29). С. 37-41.

2. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музейно-педаго-гическая мысль в России: ист. очерки. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2006. 272 с.

3. Будрайтскис И. Когда музеи дают сдачи // Худож. журн. 2012. № 88. URL: http://moscowartmagazine.com/ issue/9/article/118 (дата обращения 28.05.2018).

References

1. Sapanzha O. A. Museum pedagogy in the system of higher education: results and prospects. Art and culture. 2018. 1 (29). 37-41 (in Russ.).

2. Shlyakhtina L. M., Mastenitsa Ye. N. Museum-pedagogical thought in Russia: historical essays / Saint-Petersburg State Univ. of culture and arts. Saint-Petersburg, 2006. 272 (in Russ.).

3. Budraytskis I. When museums give change. Art magazine. 2012. 88. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/9/ article/118 (accessed: May 28.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.