Научная статья на тему 'Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета'

Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский музей / музейно-педагогическая форма / интерактивные технологии / познавательно-досуговая деятельность / children museum / museum-pedagogical form / Interactive technologies / cognitive-leisure activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

Статья посвящена анализу инновационных форм музейно-педагогической деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета, который рассматривается как эффективная базовая площадка для внедрения интерактивных музейных технологий. Основой исследования является конкретный практический опыт работы в детском музее ТГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the analysis of the innovation forms museum-pedagogical activity on the example of the children Museum of Tomsk State Pedagogical University, which one is esteemed as an effective base site for the intrusion of interactive museum technologies. The basis of research is the concrete practical experience of implementation of the cultural-educational projects and programs in the TSPU children museum.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета»

УДК 37.02; 371

Т. В. Галкина

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ МУЗЕЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Статья посвящена анализу инновационных форм музейно-педагогической деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета, который рассматривается как эффективная базовая площадка для внедрения интерактивных музейных технологий. Основой исследования является конкретный практический опыт работы в детском музее ТГПУ

Ключевые слова: детский музей, музейно-педагогическая форма, интерактивные технологии, познавательно-досуговая деятельность.

Начиная с 1990-х гг. изменилась структура российской музейной сети за счет появления новых перспективных профильных групп, среди которых важное место занимают детские музеи. Их появление представляется закономерным явлением, вызванным перестройкой социально-экономических отношений в российском обществе, сломом тоталитарных идеологических концепций, переходом к демократическим принципам построения жизнедеятельности социума.

Создание новых и обновление традиционных музеев проходит в режиме так называемого динамического хаоса. Это подтверждается, например, разнообразием типов созданных детских музеев (как самостоятельный музей, отдел или филиал «взрослого» музея, музейный центр, музей-проект, детская галерея, детский музей в структуре педагогического университета). При этом, имея единую цель, направленную на личностное развитие творческого потенциала ребенка, и ряд общих признаков, эти музеи часто отличаются друг от друга не только структурой, но и приоритетами функционирования. Что же важнее для развития детского музейного строительства в России: унификация детских музеев или расцвет разнообразия их типов.

Ответ на этот вопрос может дать лишь углубленное изучение нового явления с привлечением научных моделей в сферу культуры. Рассматривая музей как открытую систему, погруженную в общество как в некоторую внешнюю среду, обеспечивающую данную систему ресурсами, мы попытаемся подойти к характеристике детского музея с позиций системного подхода. Для анализа привлечем такие аспекты, как понятийный аппарат, структуру и функциональную направленность музеев.

Определяя детский музей как интерактивное пространство для детской и семейной аудитории, в котором осуществляется познавательно-досуговая деятельность в специально организованной среде и на предметной основе, мы расширяем область приложения интерактивных методик. Что касается понятийного аппарата, то и здесь происходят существенные изменения. Так, именно в детском му-

зее подверглось трансформации понятие «музейный предмет». Ныне в детском музее это понятие включает как предметы, обладающие признаками раритетности, так и типичные предметы, а также множество новоделов. Более того, большинство экспонатов детского музея находится в открытом доступе, что вызывает неприятие в традиционных музеях. Наконец, самим детям предоставлена возможность создавать «музейный предмет», и с этой задачей они прекрасно справляются. Такая установка детского музея, который не копит фондовые «залежи», а работает с каждым музейным предметом, предлагая его для знакомства и изучения посетителю, свидетельствует о повышенном внимании детского музея к другой сфере деятельности - культурно-образовательной. Таким образом, детский музей, чутко реагируя на запросы современной музейной аудитории, смело решается на кардинальную смену устоявшихся трактовок и методов, перепрофилируя приоритеты музейной работы.

Структура детского музея 1990-х - начала XXI в. имеет существенные отличия от структуры «взрослого» музея. Если последний, как правило, имеет значительные площади и фонды (несмотря на то, что может показать лишь 5-10 %), то детские музеи расположены на небольших площадях (Детский музейный центр Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова - 22 м2; «Музей деда Мазая» Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» - 40 м2; Детский центр Государственного музея А. С. Пушкина - 67 м2; остальные детские музеи в городах Смоленске, Москве, Санкт-Петербурге, Нефтегорске, Череповце (от 140 до 500 м2); один из самых крупных детских центров находится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике - 2 000 м2) [1]. Детский музей ТГПУ также имеет небольшую площадь 36 м2.

В отношении фондов самостоятельных детских музеев следует отметить, что они довольно скромны (примерно 200-300 ед. хр.), причем эти фонды включают в основном дублетный, вспомогатель-

ный и интерактивный материалы. Детские же музейные центры, входящие в состав государственных музеев, имеют возможность пользоваться их фондами.

Эти структурные отличия дополняются функциональными приоритетами музеев. Если до сих пор большинство провинциальных музеев с пренебрежением относятся к понятию «музейная педагогика» и по старинке ждут посетителей в пустых залах, то детские музеи давно освоили принцип интерактивности как в применении к экспозиции, так и в культурно-образовательной деятельности. Экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят поли-функциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения (вплоть до разбора!) экспонатов, соучастия в программе, сотрудничества с музейными педагогами, общения между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий, новых знаний, первых умений и навыков, местом, где всем интересно и весело.

Детские музеи первыми сделали детей приоритетной категорией, участниками и героями музейных интерактивных экспозиций и программ. Современный российский детский музей, как явление новое и развивающееся, целенаправленно стремится к определению своего места в музейной палитре страны. Чтобы прочно обосноваться в музейном пространстве «взрослых» музеев, которые активно работают как с взрослой, так и с детской аудиторией, ему (детскому музею) необходимо стать оригинальным, эксклюзивным, не похожим на другие музеи. В этом можно увидеть некоторые трудности, а можно увидеть неограниченные возможности моделирования музейного мира детства.

Детский музей «Волшебная страна» им. А. М. Волкова, открывшийся 5 ноября 2002 г. в ТГПУ, обладает единственной в России уникальной мемориальной коллекцией (1 877 ед. хр.), имеющей историческую, литературную и художественную ценность [2].

Неразрывность связи детского музея с музейной педагогикой заставила приступить к теоретическому и практическому освоению этой неразработанной проблематики. В 2003-2007 гг. было опубликовано 7 научных статей, посвященных актуализации музейной педагогики в вузе и школе.

В соответствии с задачами популяризации музейной педагогики в 2007 г. была начата публикация серии «Библиотека музейного педагога». Пер-

вой увидела свет брошюра «Как провести конкурс знатоков сказки А. М. Волкова “Волшебник Изумрудного города”», предназначенная для музейных педагогов, классных руководителей, организаторов внешкольной работы, методистов библиотек, родителей. Брошюра содержала полный комплект материалов для быстрого и интересного проведения конкурса в городе, селе, школе, классе, дома (сценарий, раздаточный материал, вопросы для блицтурнира, ответы на задания и даже бланки почетных грамот для награждения победителей, подписанные Страшилой Мудрым) [3].

Основой музейно-педагогической работы является как научная разработка творческой биографии детского писателя [4], так и изучение российского опыта в музейно-педагогической области [5]. Музейно-педагогическая деятельность детского музея включает интерактивные экскурсии, программы, проекты и конкурсы. Так, в 2002 г. был проведен первый городской конкурс «Добро пожаловать в Волшебную страну». В конкурсе на лучшую куклу участвовали школьники многих средних школ Томска и Томского района. Куклы-победители конкурса стали первыми кукольными экспонатами детского музея, а все участники были приглашены в музей на детский праздник.

Целевая направленность на выявление и закрепление детской аудитории вызвала к жизни в 2004/05 учебном году новый культурно-образовательный проект «Сказочная школа» для младших школьников в детском музее «Волшебная страна» им. А. М. Волкова. Для разработки этого проекта в состав творческой группы наряду с музейщиками был включен специалист по возрастной психологии, кандидат педагогических наук Г. Х. Вахитова и классный руководитель 1-го класса средней школы № 4 Д. П. Хорошко [6]. Этой группой были разработаны своеобразные уроки-игры, которые не только были органично встроены в учебную программу первоклассников, но и учитывали возрастные особенности ребенка. После посещения первого класса восторженные рассказы о Сказочной школе в педагогическом университете распространились очень быстро, и в Сказочную школу записалось еще несколько классов.

Эффективным шагом навстречу посетительской аудитории стала совместная программа детского музея Томского государственного педагогического университета и Томского театра юного зрителя «Волшебная страна», осуществление которой началось в декабре 2006 г. Программа как система культурно-образовательных мероприятий включала следующее: со стороны детского музея - проведение томских городских семейных конкурсов знатоков по шести известным сказкам А. М. Волкова (в каждое последнее воскресенье месяца), а со сто-

роны ТЮЗа - постановку спектакля по сказке А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

В фойе ТЮЗа была сделана выставка, представлявшая детский музей ТГПУ с фотографией писа-теля-сказочника Александра Волкова, экспонатами музея и многочисленными детскими поделками и рисунками. А перед спектаклями студенческая команда историков и культурологов (М. Анисимова, М. Проскокова, Т. Скореднова, Д. Цаплина, Е. Родина, Д. Глебова, О. Асратян) проводила игровые программы для детей с 22 марта по 10 июня 2007 г. Во время таких программ после отгадывания загадок про Страшилу, Дровосека, Гингему и различных игр дети получали в подарок номера детской газеты «Изумрудик» и призы. Для детского музея Томского государственного педагогического университета и ТЮЗа эта программа стала первым коллективным опытом приобщения детей и взрослых к музейной и театральной культуре.

По замыслу организаторов, городские семейные конкурсы знатоков сказок А. М. Волкова осуществляются в целях повышения имиджа томской семьи, укрепления семейных ценностей, таких как взаимная любовь, уважение, дружба, труд, взаимопонимание, поддержка, ответственность, честность, нравственное и физическое здоровье, гордость за свою семью. Наряду с этим конкурс нацелен на всемерное развитие творческого потенциала ребенка посредством привития любви к чтению, фантазии, художественному мастерству и ручному труду, спорту.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников конкурсы включали и включают разнообразные задания: загадки и кроссворды, работу с картинками (лото), изучение и воспроизведение совершенно новой информации (о воде, об орлах, о ракетах), артистические конкурсные задания («От первого лица»), подвижные игры (скакалочный конкурс, игры «Волшебные пузырьки», «Ковер Арахны», «Космический переполох»), конкурсные задания по изготовлению поделок и рисунков. Таким образом, как говорили участники: «Конкурс - это тренировка и для ума, и для рук, и для ног».

Особенностью работы детского музея в педагогическом вузе является привлечение к музейной деятельности студентов, обучающихся по специализации «Историческое краеведение и музееведение» и проходящих музейную практику. Таким образом, разработка конкурсных сценариев, подготовка необходимого раздаточного материала, проведение самих конкурсов стали для студентов незаменимым музейно-педагогическим опытом.

Первый городской конкурс знатоков сказки А. М. Волкова (26 декабря 2006 г.) привлек внимание не только семейных участников, но и школьни-

ков, осмелившихся выступить самостоятельно и посоревноваться между собой. В связи с этим организаторы конкурса объявили две равноценных номинации - для семей и для школьников. Всего в конкурсе участвовало более 70 человек, среди которых были дети от 5 до 16 лет. Что касается родителей, то их возрастной диапазон простирался от

22 до 46 лет. Большую активность проявили дети в возрастном диапазоне от 8 до 11 лет. Отвечая на вопросы анкеты, все участники конкурса назвали своими любимыми героями Элли и Тотошку, Страшилу и Дровосека, Смелого Льва и Кагги-Карр и единодушно пожелали - «Побольше таких конкурсов!»

В жюри конкурса входили директор музейного комплекса ТГПУ Т. В. Галкина, сотрудники музейного комплекса ТГПУ О. В. Усольцева и О. А. Диденко, начальник Управления по информационной политике и связям с общественностью ТГПУ Ю. В. Гладущенко, редактор детской газеты «Изу-мрудик» А. Ляпкова, член Союза писателей Российской Федерации Е. В. Клименко.

Во II городском семейном конкурсе на лучших знатоков сказки А. М. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» 28 января 2007 г. участвовали 22 томские семьи, а всего детей-участников -35. В этот раз в гости к ребятам «прилетели» филин (Гуамоколатокинт) и ворона (Кагги-Карр) из зоологического музея Томского государственного университета, о которых очень интересно рассказал директор музея С. С. Москвитин. Многие участники показали отличное знание сказки, но лучшими - суперзнатоками - стали семья Негоди-ных и девятилетняя Юля Протасевич. Приз зрительских симпатий получил Денис Романько.

Волнующим событием на конкурсе было появление первого красочного номера детской газеты «Изумрудик», подготовленного студентами. Направленность детской газеты - познавательно-досуговая: здесь и интервью с участниками конкурса, и имена победителей конкурса, и детское «творчество» (кроссворды, чайнворды, письма, стихи), и сообщения о других сказках (А. Толстого, Л. Кэррола, К. Булычёва), а также картинки и фотографии. В первой газете были опубликованы и письма юных репортеров Насти Поляковой и Маши Беляевой.

В третьем конкурсе по сказке А. М. Волкова «Семь подземных королей» (25 февраля 2007 г.) участвовало 12 семейных команд и 8 индивидуальных участников. Здесь суперзнатоками сказки стали семья Юричевых и Ирина Протасевич, а также призовые места заняли семьи Концыбко, Стифути-ных и Литвиновых и участники Настя Полякова, Юля Протасевич и Владик Дайлов.

Внимательнее всех и даже не один раз сказку А. М. Волкова «Огненный бог марранов» прочита-

ли семьи Беккерман, Юричевых, Концыбко и Беляевых, а также Роман Стифутин и сестры Юля и Ира Протасевич, которые 25 марта 2QQ7 г. продемонстрировали свои знания на очередном конкурсе. А в газету «Изумрудик» поступили вслед за первыми письмами стихотворение «Поздравление Элли от Рамины» от Маши Малащенко и чайнворд «Лабиринт» от Ани Юричевой.

В пятом конкурсе по сказке А. М. Волкова «Желтый туман» (29 апреля 2QQ7 г.) победителями стали семьи Юричевых, Концыбко, Малащенко и Чумериных, а также участники Юля и Ира Прота-севич, Настя Полякова и Иван Рубцов. Шестой заключительный конкурс по сказке А. М. Волкова «Тайна заброшенного замка» (2Q мая 2QQ7 г.) подтвердил тот факт, что закрепился постоянный состав семей, которые участвовали во всех шести конкурсах (это семьи Стифутиных, Поляковых, Концыбко, Протасевич, Юричевых, Малащенко, Беляевых, Сух, Цой и др.). Задания конкурсов постоянно обновлялись по форме, что заставляло конкурсантов более внимательно знакомиться со сказками, а некоторые ребята вместе с бабушками и мамами умудрялись прочитывать сказки по 5 раз!

Появление постоянного состава участников позволило музейщикам предложить создать городской семейный клуб любителей сказок Александра Волкова с выдачей удостоверений и значков. А для закрепления знакомства и дружбы между членами клуба Элли и Страшила (студенты-ведущие Анастасия Мумбер и Данила Жуков в костюмах персонажей) пригласили всех на день рождения Элли, который состоялся i5 апреля 2QQ7 г. Это был очень веселый праздник с чаепитием, песнями, стихами и волшебными играми!

Подготовка и проведение городской семейной конкурсной программы для знатоков сказок А. М. Волкова способствовали объединению членов семьи для успешного участия в конкурсах и яркому проявлению творческих способностей всей семьи в конкурсах, возбудили интерес к совместному чтению и обсуждению сказок А. М. Волкова, повысили престиж книги, знаний и знающего человека, привлекли интерес к детскому музею писа-теля-сказочника.

Успешность проведения и востребованность таких форм музейно-педагогической деятельности позволили в 2QQ7/2QQ8 учебном году возобновить семейные конкурсы знатоков. На первом конкурсе (25 ноября) впервые работало два жюри: детское и взрослое. В детское жюри вошли суперзнатоки и знатоки прошлого сезона: Полякова Настя, Прота-севич Юля, Протасевич Ира, Малащенко Маша, Стифутин Рома и Беляева Маша. В проведении конкурса принимали участие студентка ИПП Дарья Глебова и студенты-музееведы ИГФ Марина

Ваганова, Ирина Дитрих, Оксана Ломаева, Екатерина Лебедева, Дмитрий Фролов и др. В семейном конкурсе победителями стали семья Артеменко (суперзнатоки), семья Вершининых-Ганжа (1-е место), семья Моисеевых (2-е место), семья Залозных (3-е место).

23 декабря 2007 г. соревновались между собой знатоки сказки А. М. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». В конкурсе присутствовало 22 семьи и 5 индивидуальных участников. Анализ состава аудитории конкурса, на котором присутствовало несколько малышей до 6 лет, заставил организаторов изменить конкурсную структуру. Чтобы заинтересовать малышей (еще не умеющих читать) принимать участие в конкурсах, был выделен в качестве отдельного конкурса - конкурс детских поделок. Наряду с изменением структуры конкурса была реформирована и система поощрения. Если ранее победителями считались всего 9 участников (как семей, так и индивидуальных): суперзнаток, 1,

2, 3-е места в двух номинациях, а также специальный приз за лучшую детскую поделку, то на этом предновогоднем конкурсе жюри наградило все семьи и всех индивидуальных участников (+ фотография в газету «Изумрудик»). Это решение жюри вызвало всеобщее одобрение, высказанное как родителями, так и детьми. Суперзнатоками конкурса была признана семья Стифутиных (пятиклассник Роман и его бабушка Маргарита Николаевна), на 1-м месте -семья Смирновых (первоклассник Максим и папа Вадим Витальевич), на 2-м - семья Шваловых (Соня и мама Юлия), на 3-м - семья Печерица (четвероклассник Игорь и мама Эльза Ильинична).

Городская семейная конкурсная программа для знатоков сказок А. М. Волкова успешно продолжалась и в 2008/2009 учебном году. В октябре 2008 г. впервые проведение конкурса было перенесено в красивое 100-летнее здание Томского учительского института, только что отреставрированное и полностью введенное в эксплуатацию. В этом здании детскому музею было предоставлено новое помещение (ауд. 207), в котором и проводился конкурс (конкурсные станции располагались также в аудитории № 211).

26 октября 2008 г. в Томском государственном педагогическом университете прошел XIII городской семейный конкурс знатоков сказок детского писателя Александра Волкова. На этот раз 17 участников из Томска, Северска, сел Богашево и Дзержинский мерялись силами в знании сказки «Волшебник Изумрудного города». Среди участников - большинство учеников 5-6-х классов, однако были и очень маленькие знатоки: Юля Гуляева (5 лет) и Алина Семагаева (6 лет) и взрослые Екатерина Горбатова (27 лет) и Татьяна Павловна Гладкая (50 лет).

С течением времени газета клуба любителей сказок «Изумрудик» расширяла свои рубрики, стараясь вовлечь ребят в журналистскую работу. В 2008 г. появились рубрики «Энциклопедия», «Дружная семья», «Тренировка для мозгов», «Конкурс глазами студентов».

В марте 2011 г., когда проходил XIX городской конкурс знатоков, соревновались между собой не отдельные участники, а две команды вместе с мамами и папами. Отличные знания продемонстрировали Катя Шталина, Артем Баталов, Владик Воднев, Игорь Паньков, Федя Классен, а также родители Водневы и Баталовы. В качестве призов ребята получили спортивные призы - скакалки. Родители высказали искреннюю благодарность организаторам конкурса и руководству Томского государственного педагогического университета.

Таким образом, подготовка и проведение конкурсов способствовали объединению членов семьи для успешного участия в конкурсах и яркому про-

явлению творческих способностей всей семьи в самом конкурсе, возбудили интерес к совместному чтению и обсуждению сказок, повысили престиж книги, знаний и знающего человека, а также привлекли интерес к детскому музею писателя-сказоч-ника А. М. Волкова.

Городская семейная конкурсная долговременная программа, проводимая детским музеем им. А. М. Волкова при ТГПУ с 2006 г., является наглядным образцом эффективной и перспективной музейно-педагогической деятельности с разновозрастной городской аудиторией, а также способствует организации клубных форм работы с семьей.

Для студентов ТГПУ работа в детском музее является не только практическим освоением музейной теории, но и обретением профессиональной музейно-педагогической компетенции, открывающей простор для музейного творчества и интерактивных экспериментов в школьном музее.

Список литературы

1. Макарова-Таман Н. Г., Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001. 128 с.

2. Галкина Т. В. Мемориальная коллекция российского детского писателя Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977) в детском музее «Волшебная страна» им. А. М. Волкова в Томском государственном педагогическом университете: обзор. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 20 с.

3. Галкина Т. В., Усольцева О. В., Диденко О. А., Ляпкова А. А. Как провести конкурс знатоков сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»: библиотека музейного педагога. Методические рекомендации для учителей и родителей (с разрезным приложением). Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 48 с.

4. Галкина Т. В. Незнакомый Александр Волков в документах, письмах, воспоминаниях. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 270 с.

5. Галкина Т. В. Историографический обзор российской музейно-педагогической литературы (1990-2010 гг.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 109-113.

6. Галкина Т. В., Вахитова Г. Х., Петунина О. О. Теоретические основы деятельности Сказочной школы в детском музее А. М. Волкова при Томском государственном педагогическом университете // Современные технологии образования в вузе. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 41-50.

Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: Klio@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 25.04.2011.

T. V Galkina

MUSEUM PEDAGOGY: RESEARCH OF INNOVATION ACTIVITY IN THE CHILDREN MUSEUM OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is dedicated to the analysis of the innovation forms museum-pedagogical activity on the example of the children Museum of Tomsk State Pedagogical University, which one is esteemed as an effective base site for the intrusion of interactive museum technologies. The basis of research is the concrete practical experience of implementation of the cultural-educational projects and programs in the TSPU children museum.

Key words: children museum, museum-pedagogical form, interactive technologies, cognitive-leisure activity.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: Klio@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.