Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / младший школьник / Родина / музейная педагогика / патриотизм / история / patriotic education / junior schoolchild / Motherland / museum pedagogy / patriotism / history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Бугаева

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, которое в настоящее время государство ставит перед обществом и образовательными учреждениями как актуальную задачу нашей страны. 9 ноября 2022 г. вышел Указ Президента РФ № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Патриотическое воспитание всегда остается в приоритете: растить настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, любящих свою Родину, умеющих трудиться, защищать Отечество. Школа в современных условиях становится центром воспитания подрастающего поколения в данном направлении, поэтому важно, чтобы у каждого ребенка сформировалось чувство патриотизма: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Самой главной задачей патриотического воспитания является формирование чувства ответственности за судьбу родной страны для продолжения благородных дел наших предков и главное – стремления к сохранению и продолжению традиций. Целью статьи является раскрытие эффективности применения музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.П. Бугаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents study of patriotic education and civic development of the younger generation, which the state currently sets before society and educational institutions as an urgent task for our country. On November 9, 2022, Decree of the President of the Russian Federation No. 809 “Fundamentals of the State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values” was issued. Patriotic education always remains a priority: to raise real people with high moral potential, who love their Motherland, who know how to work, to defend the Fatherland. The school in modern conditions is becoming the center of education of the younger generation in this direction, therefore it is important that each child develops a sense of patriotism: love for the Fatherland, devotion to it, the desire to serve its interests with their actions. The most important task of patriotic education is to form a sense of responsibility for the fate of our native country, to continue the noble deeds of our ancestors, and most importantly, to preserve and continue traditions.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

развитие педагогов, повышает профессиональные компетенции. Возможно также продумать и совместные этапы, объединив по жребию участников учительского конкурса со студенческим. Продолжение II этапа проекта «Моя история успеха» - создание системы сопровождения развития талантливых и мотивированных будущих учителей, включая стажировки во всероссийские и регио-

Библиографический список

нальные образовательные центры, школы, вузы, поддержку выхода на рынок труда и закрепления в профессии (включая профессиональное консультирование, наставничество, коучинг, сообщества поддержки), а также наставничество из числа членов клуба «Учитель года РС(Я)» и тьюторов клуба «Учитель года России».

1. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2007.

2. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды. Диссертация ... кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2011.

3. Мартьянова О.В. Педагогические условия формирования компетентности педагогических работников: профессиональные и грантовые конкурсы. Образование: опыт, проблемы и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник итоговых материалов. Казань: Институт развития образования Республики Татарстан, 2018: 111-117.

4. Белухина О.С., Шрамкова О.В. Конкурсное движение как фактор развития профессиональных качеств педагога (из опыта работы саратовского областного института развития образования). World science: problems and innovations: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2018: 184-186.

5. Пекарских Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога. Педагогическое образование в России. 2013; № 5: 140-144.

6. Пингачева Т.В. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональных компетентностей педагогов. Научные исследования: от теории к практике. 2015; Т. 1, № 4 (5): 185-188.

7. Булавкина Е.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования средствами конкурсов профессионального мастерства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орехово-Зуево, 2020.

8. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2022 году и задачах на 2023 год. Available at: https://minobrnauki. sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

References

1. Dubrovskaya V.A. Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professionalizma pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2007.

2. Umnikova E.L. Razvitieprofessional'nojkompetentnostipedagoga vusloviyah innovacionnojobrazovatel'nojsredy. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011.

3. Mart'yanova O.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov: professional'nye i grantovye konkursy. Obrazovanie: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sbornik itogovyh materialov. Kazan': Institut razvitiya obrazovaniya Respubliki Tatarstan, 2018: 111-117.

4. Beluhina O.S., Shramkova O.V. Konkursnoe dvizhenie kak faktor razvitiya professional'nyh kachestv pedagoga (iz opyta raboty saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya). World science: problems and innovations: sbornik statej XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. 2018: 184-186.

5. Pekarskih N.I. Konkursy professional'nogo masterstva kak sredstvo samosovershenstvovaniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 5: 140-144.

6. Pingacheva T.V. Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professional'nyh kompetentnostej pedagogov. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike. 2015; T. 1, № 4 (5): 185-188.

7. Bulavkina E.B. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya sredstvami konkursov professional'nogo masterstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orehovo-Zuevo, 2020.

8. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2022 godu i zadachah na 2023 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: ivaya@mail.ru

MUSEUM PEDAGOGY AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article presents study of patriotic education and civic development of the younger generation, which the state currently sets before society and educational institutions as an urgent task for our country. On November 9, 2022, Decree of the President of the Russian Federation No. 809 "Fundamentals of the State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" was issued. Patriotic education always remains a priority: to raise real people with high moral potential, who love their Motherland, who know how to work, to defend the Fatherland. The school in modern conditions is becoming the center of education of the younger generation in this direction, therefore it is important that each child develops a sense of patriotism: love for the Fatherland, devotion to it, the desire to serve its interests with their actions. The most important task of patriotic education is to form a sense of responsibility for the fate of our native country, to continue the noble deeds of our ancestors, and most importantly, to preserve and continue traditions.

Key words: patriotic education, junior schoolchild, Motherland, museum pedagogy, patriotism, history

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: ivaya@mail.ru

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, которое в настоящее время государство ставит перед обществом и образовательными учреждениями как актуальную задачу нашей страны. 9 ноября 2022 г вышел Указ Президента РФ № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Патриотическое воспитание всегда остается в приоритете: растить настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, любящих свою Родину, умеющих трудиться, защищать Отечество. Школа в современных условиях становится центром воспитания подрастающего поколения в данном направлении, поэтому важно, чтобы у каждого ребенка сформировалось чувство патриотизма: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Самой главной задачей патриотического воспитания является формирование чувства ответственности за судьбу родной страны для продолжения благородных дел наших предков и главное - стремления к сохранению и продолжению традиций. Целью статьи является раскрытие эффективности применения музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, Родина, музейная педагогика, патриотизм, история

Актуальность рассматриваемой темы нашла свое отражение в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [1], где указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине, уважение и принятие ценности семьи и общества, любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Вопросы патриотического воспитания определялись как главное направление в образовании в трудах многих известных педагогов и общественных деятелей. «Всякое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал М.В. Ломоносов, -должно быть мерилом жизненного смысла» [2, с. 42]. По мнению современных исследователей, Ломоносов М.В. «призывал молодежь изучать прошлое Родины ради будущего, беречь знания, объективно оценивать их» [2, с. 113]. Говоря о развитии и формировании качеств патриота, В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в юной душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно-богатая деятельность, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием [3, с. 165].

Цель настоящего исследования: обосновать и практически доказать эффективность применения музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников.

Основная задача исследования заключается в разработке и апробировании рабочей программы внеурочной деятельности «Алаас ааттаах, дойду сурах-таах» для учащихся 4 класса.

Новизна исследования: выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия эффективности использования музейной педагогики в

Малая родина раскрывается в нашем исследовании, прежде всего, через призму изучения истории родного села, местности, через события и судьбы именитых людей и земляков.

Целью программы является создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у обучающихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.

Задачи:

- формировать уважительное отношение к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого;

- обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности обучающихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта;

- развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно значимой деятельности обучающихся;

- формировать научные и профессиональные интересы.

На изучение курса «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах» в 4 классе начальной школы отводится 33 часа (1 час в неделю).

Принципы построения программы:

- доступность, познавательность, наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности;

- психологическая комфортность.

Таблица 1

Содержание курса «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах»

№ Названия разделов Количество часов

1. Я - гражданин Мин дойдум сорБОтобун. Мин дойдубун тутааччы-айааччы буолабын 2 ч.

2. Жизнь наших предков ббугэлэрбит олохторо 7 ч.

3. Культура и искусство Мин нэhилиэкпэр култуура уонна ускуустуба сайдыыта 7 ч.

4. Моя Родина - село Онер Терут туелбэм - бнер 6 ч.

5. Знаменитые смортсмены нашего села Мин нэьилиэгим куустээх дьоно. Биллиилээх спортсменнар. 3 ч.

6. Моя родословная Теруттээх киГш туерэ5э туннэстибэт. 4 ч.

7. Никто не забыт, ничто не забыто «Ким да умнуллубат, туох да умнуллубат» 5 ч.

патриотическом воспитании младших школьников; создан комплекс музейных уроков и музейных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность применения учителями на практике предложенной программы для патриотического воспитания посредством музейной педагогики в условиях начальной школы, а также студентами, осуществляющими активную педагогическую практику.

Музеи обладают значительным потенциалом патриотического воспитания младших школьников. Освоение обучающимися младших классов музейного материала осуществляется в процессе общения с памятниками истории и культуры; формирования ценностного отношения к культурному и историческому наследию. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Как справедливо отмечает Ярышева М.Б., «музейная педагогика становится всё более привычной в практике гражданско-патриотиче-ского, духовно-нравственного, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских тематических музеев, - суть новой образовательной системы XXI» [4]. Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» [5].

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Онёрская СОШ им. Героя Российской Федерации М.М. Стрекаловского» Усть-Алданского улуса завучем по воспитательной работе, учителем-экспериментатором, магистрантом 2 курса ФГАОУ «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» Ан-Чауечи Л.Н.

На формирующем этапе экспериментального исследования разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Алаас ааттаах, дойду су-рахтаах».

Реализация программы происходит в исследовательской и познавательной деятельности. Особенностью программы является то, что она предусматривает привлечение родительской общественности и социальных партнеров к ее реализации. Отмечается высокий уровень активности родителей и социальных партнеров в делах класса, школы и жизни детей, включающая помощь, оказываемую ими в организации и в ходе проведения классных и внеклассных мероприятий.

Занятия нацелены на формирование у обучающихся устойчивого интереса к музееведческой деятельности. В результате проведения музейных уроков учащиеся должны усвоить информацию об истории своего района, познакомиться с основными экспонатами историко-краеведческого музея.

По учебному предмету «Математика» проводились эвристические беседы, сравнительный анализ жизни и быта нашего села современного и прошлого столетия, с использованием экспонатов музея решали практические, логические задачи. У экспозиции Михаила Стрекаловского обучающиеся получали информацию о сенокосной поре, о том, как ведется работа, какие орудия труда используется, и с помощью полученной информации решали поставленные перед ним проблемные задачи.

К столетнему юбилею школы проводилась большая исследовательская работа. Обучающиеся с большим увлечением провели исследование, сделали много открытий для себя. В этом активное участие принимали наши родители и социальные партнеры.

В течение учебного года проводится индивидуальная работа с обучающимися раскрытая в статье «Музейная педагогика как средство средового подхода в воспитании патриотизма у младших школьников» Бугаевой А.П., Ан-Чауечи Л.Н. [6]. Она предполагает работу с документальными материалами, подготовку докладов для научно-практических конференций, выполнение познавательных заданий, персональные выставки рисунков, творческих работ обучающихся, разработку индивидуально-образовательных проектов с экспонатами школьных музеев и т. д. В течение учебного года каждый ученик должен пройти индивидуальный курс экскурсовода по выбранной им экспозиции или музейного экспоната.

Используется также игровая ситуация - интерактивная форма работы: дети с увлечением и с большой радостью проходили квест-игры, выполняли интереснейшие задания.

На занятиях по тематическому блоку «Теруттээх киГм туерэьэ тунтастибэт» в первую очередь начали работу со знакомства детей с понятия «Родина», ис-

пользуя метод заочных путешествий по историческим и культурным достопримечательностям нашей республики, а знакомство с Россией целесообразно организовать в форме коллективного творческого дела «Мин дойдум - кэскиллээх Енерум». Основной идеей данного блока является изучение своей родословной с целью погружения в события истории России и республики через призму жизни каждой семьи, участие родственников в Великой Отечественной войне, установление связующей главной нити между поколениями в родословной обучающегося.

Занятия по блоку «Култуура уонна ускуустуба. Айар талааннаах, ураты дьоБурдаах биир дойдулаахтарбыт" вызвал эмоциональный подъем у обучающихся. С большим интересом изучали жизнь и деятельность земляков, внесших значительный вклад в развитие культуры, прославляющих трудом, мастерством свою малую родину На практических занятиях данного блока родители, приглашенные гости показывали интересные мастер-классы «Уус суола», устраивали мини-концерты «Ырыа ыллыга». У детей пробуждалось чувство гордости за своего земляка, когда узнали, что в первом олонхо-спектакле «Бэрт киhи Бэриэт Бэргэн» (1906 г) важное место занимает односельчанин ^уок Сэмэн - Семен Ушницкий.

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к прошлому родного села, поэтому учащиеся под руководством Ан-Чаучечи Л.Н. обратились к сельской библиотеке, где им была оказана помощь в поиске необходимой информации о героях боевой и трудовой славы села. Учащиеся самостоятельно искали информацию, погружались в изучение темы, что привело к заинтересованности ребят в изучаемой теме, они осознали необходимость получения знаний о своей малой родине.

По заданной тематике реализовались несколько направлений в рамках музейной деятельности: работа по поиску и сбору материала с музейным фондом, сотрудничество обучающихся с активом музея, организация тематических занятий по патриотическому воспитанию на базе музея. Большое значение для

Библиографический список

патриотического воспитания имеет культурно-просветительская функция музея, которая осуществляется через изучение, сбор информации. Обращение к историческому прошлому через походы в музей заметно повлияло на повышение уровня сформированности патриотических качеств обучающихся.

Важным направлением деятельности по патриотическому воспитанию у младших школьников считается участие в волонтерской деятельности. Приобретенные сформировавшиеся навыки в ходе помощи другим способствуют формированию социальной компетентности самого ученика. Формирование необходимых патриоту отношений, принятие образцов патриотизма невозможно без деятельности по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и гордости за свое Отечество, подготовку к общественной жизни и производительному труду.

После каждого мероприятия нашего кружка на основе собранного материала учащиеся по очереди подводили итоги и расписывали их в книге. Использование музейной педагогики в формировании патриотического воспитания привел к заинтересованности ребят в изучаемой теме, они осознают необходимость получения своих знаний и понимают необходимость знания истории своего родного края. Помимо этого, с помощью музейной педагогики устойчиво воспитывается позиция "Я - патриот" у обучающихся.

На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у обучающихся экспериментальной группы повысилась патриотическая составляющая на 46%, понизился средний уровень на 37% и на 8% - низкий уровень. Реализация программы внеурочной деятельности «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах» по патриотическому воспитанию младших школьников позволяет повысить интерес к истории своей малой родины, бережное отношение к героям и истории своей Родины, развить чувство любви и бережного отношения к природе родного края; активную жизненную позицию.

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Available at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

2. Ломоносов М.В. Для пользы общества... Москва: Советская Россия, 1990.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие. Москва: Педагогика, 1989.

4. Преподавание русского языка в условиях модернизации образования: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011: 229-233.

5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Культурно-образовательная деятельность музеев: сборник. Москва, 1997.

6. Бугаева А.П., Ан-Чауечи Л.Н. Музейная педагогика как средство средового подхода в воспитании патриотизма у младших школьников. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика РАО ГН. Волкова. Киров: МЦИТО, 2022: 114-117.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

2. Lomonosov M.V. Dlya pol'zy obschestva... Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1990.

3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka: ('Etika kommunisticheskogo vospitaniya): Pedagogicheskoe nasledie. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Prepodavanie russkogo yazyka v usloviyah modernizacii obrazovaniya: materialy 4-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2011: 229-233.

5. Medvedeva E.B., Yuhnevich M.Yu. Muzejnaya pedagogika kak novaya nauchnaya disciplina. Kulturno-obrazovatel'naya deyatel'nost'muzeev: sbornik. Moskva, 1997.

6. Bugaeva A.P., An-Chauechi L.N. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo sredovogo podhoda v vospitanii patriotizma u mladshih shkol'nikov. 'Etnopedagogika kak faktorsohraneniya rossijskoj identichnosti: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 95-letiyu so dnya rozhdeniya akademika RAO G.N. Volkova. Kirov: MCITO, 2022: 114-117.

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Insti-tute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: elsizova@mail.ru

THE SCHOOL OF CREATIVE INDUSTRIES AS A WAY OF FORMING CREATIVE THINKING OF AN INDIVIDUAL. The article discusses concepts of "creativity" and "creative thinking", emphasizes the integrative nature of creativity as a personality quality that combines intellectual, motivational and personal components and has a motivational-need basis as a dominant. The potential of artistic activity in the development of creative personality qualities is revealed, the principles of art pedagogy (individualization, practice orientation, variability, contextuality) are substantiated, the application of which in the school of creative industries will ensure the development of creative thinking of schoolchildren. The project "School of Creative Industries", developed at the P. I. South Ural State Institute of Arts, is presented. Tchaikovsky, aimed at developing creativity as a dominant personality quality of schoolchildren, capable of further manifesting itself in various fields of professional activity.

Key words: creativity, school of creative industries, pedagogy of art

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск,

Е-mail: elsizova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются понятия «креативность», «творчество», «креативное мышление», подчеркивается интегративная природа креативности как качества личности, сочетающего интеллектуальный, мотивационный и личностный компоненты и имеющего в качестве доминанты мотивационно-потреб-ностную основу. Раскрывается потенциал художественной деятельности в развитии креативных качеств личности, обосновываются принципы педагогики искусства (индивидуализация, практикоориентированность, вариативность, контекстность), применение которых в школе креативных индустрий обеспечит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.