Научная статья на тему 'ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творчество / школа креативных индустрий / педагогика искусства / creativity / school of creative industries / pedagogy of art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Р. Сизова

В статье рассматриваются понятия «креативность», «творчество», «креативное мышление», подчеркивается интегративная природа креативности как качества личности, сочетающего интеллектуальный, мотивационный и личностный компоненты и имеющего в качестве доминанты мотивационно-потребностную основу. Раскрывается потенциал художественной деятельности в развитии креативных качеств личности, обосновываются принципы педагогики искусства (индивидуализация, практикоориентированность, вариативность, контекстность), применение которых в школе креативных индустрий обеспечит развитие креативного мышления школьников. Представлен проект «Школа креативных индустрий», разработанный в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского, направленный на развитие креативности как доминантного качества личности школьников, способного в дальнейшем проявиться в различных сферах профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL OF CREATIVE INDUSTRIES AS A WAY OF FORMING CREATIVE THINKING OF AN INDIVIDUAL

The article discusses concepts of “creativity” and “creative thinking”, emphasizes the integrative nature of creativity as a personality quality that combines intellectual, motivational and personal components and has a motivational-need basis as a dominant. The potential of artistic activity in the development of creative personality qualities is revealed, the principles of art pedagogy (individualization, practice orientation, variability, contextuality) are substantiated, the application of which in the school of creative industries will ensure the development of creative thinking of schoolchildren. The project “School of Creative Industries”, developed at the P.I. South Ural State Institute of Arts, is presented. Tchaikovsky, aimed at developing creativity as a dominant personality quality of schoolchildren, capable of further manifesting itself in various fields of professional activity.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

пользуя метод заочных путешествий по историческим и культурным достопримечательностям нашей республики, а знакомство с Россией целесообразно организовать в форме коллективного творческого дела «Мин дойдум - кэскиллээх Енерум». Основной идеей данного блока является изучение своей родословной с целью погружения в события истории России и республики через призму жизни каждой семьи, участие родственников в Великой Отечественной войне, установление связующей главной нити между поколениями в родословной обучающегося.

Занятия по блоку «Култуура уонна ускуустуба. Айар талааннаах, ураты дьоБурдаах биир дойдулаахтарбыт" вызвал эмоциональный подъем у обучающихся. С большим интересом изучали жизнь и деятельность земляков, внесших значительный вклад в развитие культуры, прославляющих трудом, мастерством свою малую родину На практических занятиях данного блока родители, приглашенные гости показывали интересные мастер-классы «Уус суола», устраивали мини-концерты «Ырыа ыллыга». У детей пробуждалось чувство гордости за своего земляка, когда узнали, что в первом олонхо-спектакле «Бэрт киhи Бэриэт Бэргэн» (1906 г) важное место занимает односельчанин ^уок Сэмэн - Семен Ушницкий.

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к прошлому родного села, поэтому учащиеся под руководством Ан-Чаучечи Л.Н. обратились к сельской библиотеке, где им была оказана помощь в поиске необходимой информации о героях боевой и трудовой славы села. Учащиеся самостоятельно искали информацию, погружались в изучение темы, что привело к заинтересованности ребят в изучаемой теме, они осознали необходимость получения знаний о своей малой родине.

По заданной тематике реализовались несколько направлений в рамках музейной деятельности: работа по поиску и сбору материала с музейным фондом, сотрудничество обучающихся с активом музея, организация тематических занятий по патриотическому воспитанию на базе музея. Большое значение для

Библиографический список

патриотического воспитания имеет культурно-просветительская функция музея, которая осуществляется через изучение, сбор информации. Обращение к историческому прошлому через походы в музей заметно повлияло на повышение уровня сформированности патриотических качеств обучающихся.

Важным направлением деятельности по патриотическому воспитанию у младших школьников считается участие в волонтерской деятельности. Приобретенные сформировавшиеся навыки в ходе помощи другим способствуют формированию социальной компетентности самого ученика. Формирование необходимых патриоту отношений, принятие образцов патриотизма невозможно без деятельности по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и гордости за свое Отечество, подготовку к общественной жизни и производительному труду.

После каждого мероприятия нашего кружка на основе собранного материала учащиеся по очереди подводили итоги и расписывали их в книге. Использование музейной педагогики в формировании патриотического воспитания привел к заинтересованности ребят в изучаемой теме, они осознают необходимость получения своих знаний и понимают необходимость знания истории своего родного края. Помимо этого, с помощью музейной педагогики устойчиво воспитывается позиция "Я - патриот" у обучающихся.

На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у обучающихся экспериментальной группы повысилась патриотическая составляющая на 46%, понизился средний уровень на 37% и на 8% - низкий уровень. Реализация программы внеурочной деятельности «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах» по патриотическому воспитанию младших школьников позволяет повысить интерес к истории своей малой родины, бережное отношение к героям и истории своей Родины, развить чувство любви и бережного отношения к природе родного края; активную жизненную позицию.

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Available at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

2. Ломоносов М.В. Для пользы общества... Москва: Советская Россия, 1990.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие. Москва: Педагогика, 1989.

4. Преподавание русского языка в условиях модернизации образования: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011: 229-233.

5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Культурно-образовательная деятельность музеев: сборник. Москва, 1997.

6. Бугаева А.П., Ан-Чауечи Л.Н. Музейная педагогика как средство средового подхода в воспитании патриотизма у младших школьников. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика РАО ГН. Волкова. Киров: МЦИТО, 2022: 114-117.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000

2. Lomonosov M.V. Dlya pol'zy obschestva... Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1990.

3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka: ('Etika kommunisticheskogo vospitaniya): Pedagogicheskoe nasledie. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Prepodavanie russkogo yazyka v usloviyah modernizacii obrazovaniya: materialy 4-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2011: 229-233.

5. Medvedeva E.B., Yuhnevich M.Yu. Muzejnaya pedagogika kak novaya nauchnaya disciplina. Kulturno-obrazovatel'naya deyatel'nost'muzeev: sbornik. Moskva, 1997.

6. Bugaeva A.P., An-Chauechi L.N. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo sredovogo podhoda v vospitanii patriotizma u mladshih shkol'nikov. 'Etnopedagogika kak faktorsohraneniya rossijskoj identichnosti: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 95-letiyu so dnya rozhdeniya akademika RAO G.N. Volkova. Kirov: MCITO, 2022: 114-117.

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Insti-tute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: eisizova@maii.ru

THE SCHOOL OF CREATIVE INDUSTRIES AS A WAY OF FORMING CREATIVE THINKING OF AN INDIVIDUAL. The article discusses concepts of "creativity" and "creative thinking", emphasizes the integrative nature of creativity as a personality quality that combines intellectual, motivational and personal components and has a motivational-need basis as a dominant. The potential of artistic activity in the development of creative personality qualities is revealed, the principles of art pedagogy (individualization, practice orientation, variability, contextuality) are substantiated, the application of which in the school of creative industries will ensure the development of creative thinking of schoolchildren. The project "School of Creative Industries", developed at the P. I. South Ural State Institute of Arts, is presented. Tchaikovsky, aimed at developing creativity as a dominant personality quality of schoolchildren, capable of further manifesting itself in various fields of professional activity.

Key words: creativity, school of creative industries, pedagogy of art

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск,

Е-mail: elsizova@mail.ru

ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются понятия «креативность», «творчество», «креативное мышление», подчеркивается интегративная природа креативности как качества личности, сочетающего интеллектуальный, мотивационный и личностный компоненты и имеющего в качестве доминанты мотивационно-потреб-ностную основу Раскрывается потенциал художественной деятельности в развитии креативных качеств личности, обосновываются принципы педагогики искусства (индивидуализация, практикоориентированность, вариативность, контекстность), применение которых в школе креативных индустрий обеспечит

развитие креативного мышления школьников. Представлен проект «Школа креативных индустрий», разработанный в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского, направленный на развитие креативности как доминантного качества личности школьников, способного в дальнейшем проявиться в различных сферах профессиональной деятельности.

Ключевые слова: креативность, творчество, школа креативных индустрий, педагогика искусства

После утверждения 20 сентября 2021 года Правительством Российской Федерации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [1] создание школ креативных индустрий на базе образовательных учреждений было включено в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры» и стало одной из приоритетных государственных задач образования в сфере культуры. Школы призваны развивать творческое (нестереотипное) мышление у большей части обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы. Это значит, что при обучении обычных «среднестатистических» детей нужно найти такие педагогические подходы и методы обучения, которые обеспечили бы достижение качественно нового результата образования. Мы полагаем, что указанный результат может обеспечить применение принципов педагогики искусства, которая изначально ориентирована на развитие креативных качеств личности учеников.

Проблемы креативности тщательно разработаны в трудах отечественных и зарубежных ученых. Изучено проявление креативности в мыслительных процессах (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Э. Торренс), в реализации творческой деятельности (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин), исследована связь креативности, воображения и памяти (Д.К. Кирнарская, ГМ. Цыпин), обоснована роль креатвности в становлении и успешной самореализации личности (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермола-ева-Томина, А. Маслоу). Отдельные труды посвящены обоснованию принципов креативной педагогики (А.Г Алейников) и методов креативного обучения студентов (П.Г Сергиенко). Однако проблема развития креативного мышления у обучающихся обычных (непрофильных и неспециализированных) общеобразовательных школ с помощью применения принципов педагогики искусства до настоящего времени не становилась предметом специального исследования, что определяет актуальность данной статьи.

Целью статьи является обоснование принципов педагогики искусства, применение которых в школе креативных индустрий обеспечит развитие креативного мышления школьников, изначально не имеющих выдающихся творческих способностей и опыта художественной деятельности. Объект исследования: процесс обучения в школе креативных индустрий. Задачи: рассмотрение и сопоставление научных категорий «креативность», «творчество», «креативное мышление»; обоснование взаимосвязи художественной деятельности с развитием креативного мышления личности; представление проекта «Школа креативных индустрий», разработанного в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского. Выявление преимуществ организации креативного обучения на основе принципов педагогики искусства составит научную новизну исследования и обогатит теоретические представления о педагогических возможностях художественной деятельности. Описание указанного выше проекта может послужить примером для разработки моделей школ креативных индустрий в других сферах образования, что составит практическую ценность исследования. Методы исследования: обобщение и анализ научной литературы, сравнение, сопоставление, систематизация, педагогическое наблюдение.

Анализ научных трудов по проблеме исследования показывает, что изучение креативности началось психологами в середине прошлого столетия, первоначальная трактовка понятия сводилась к определению его как общей способности к творчеству в различных сферах деятельности, прежде всего интеллектуальной, к порождению необычных идей, нахождению нетрадиционных способов решения задач, оригинальных ракурсов рассмотрения явлений и пр. [2]. В философии креативность получила сходное понимание - как «способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необыкновенному видению проблемы или ситуации» [3, с. 401].

Позже в трудах Р Стернберга [4; 5] была обоснована интегральная природа креативности, сочетающая интеллектуальный компонент, личностные качества человека и мотивацию. Последняя, по мнению ученого, может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами (творческое окружение, интеллектуальная среда, интерес к определённому виду деятельности, склонность к изобретательству, стремление к новизне и оригинальности и пр.). Выделение личностного и мотивационного компонентов, безусловно, в большей степени соответствует нашему пониманию креативности как интегральной категории, так как явно акцентирует педагогический аспект в рассматриваемом явлении и определяет возможность развития креативности личности в результате целенаправленных педагогических воздействий.

Креативное мышление обычно понимается учеными как проявление креативных качеств личности в процессе интеллектуальной деятельности, что обеспечивает гибкость и беглость, дивергентность и ассоциативность мыслительных операций (Дж. Гилфорд). Мы понимаем данную категорию несколько шире и не ограничиваем ее проявление только интеллектуальной деятельностью, а полагаем, что указанные характеристики мышления могут проявляться в любой сфере активности человека.

Для предмета данной статьи важно выяснить соотношение понятий «креативность» и «творчество», которые в научной литературе нередко отождествля-

ются. Мы разделяем данные понятия и трактуем творчество как «деятельность, порождающую новые ценности, идеи, самого человека как творца» [6, с. 849]. То есть в понимании творчества мы акцентируем процессуальную и результативную стороны деятельности, а в понимании креативности - мотивационно-потребност-ную основу, движущую силу творческой деятельности.

В упомянутой выше Концепции [1] к числу основных креативных индустрий отнесены социальные практики, основанные на использовании: 1) историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность); 2) художественных видов деятельности (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.); 3) современных медиа и цифрового контента (анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, реклама и пр.) [1].

Выделение данных областей интеллектуально-художественной деятельности говорит о признании их высокого экономического потенциала в современной реальности России и всего мира. Отметим, что большая часть из указанных видов деятельности так или иначе связана с искусством, что, в свою очередь, подчеркивает его неисчерпаемый потенциал и огромное значение в будущей креативной экономике страны. Значение это видится нам прежде всего в том, что занятия искусством формируют особый тип мышления, который постоянно оперирует категориями новизны, стремится к оригинальности, к отходу от традиционных схем и шаблонов, к поиску нестандартных путей решения проблем. Учеными доказано, что художественная деятельность мотивирует к активному проявлению индивидуального своеобразия, уникальных личностных качеств человека, творческой свободы и эвристической инициативы (Л.Л. Бочкарев, Д.К. Кирнарская, Г.М. Цыпин и др.). Следовательно, чем раньше ребенок получит доступ к миру искусства и научится мыслить его языком, тем быстрее у него сформируется креативное мышление и креативный подход к жизни в целом. Но что же делать детям, которые не имели возможности с раннего детства заниматься в школе искусств или ином профилированном учебном заведении? По нашему мнению, проблему может решить школа креативных индустрий.

Прежде всего, нужно выявить такие принципы педагогики искусства, которые имманентно присущи именно данной сфере образовательной практики и кардинально отличают ее от других образовательных областей. Научно-педагогические основы художественного образования тщательно изучены в ряде наших исследований [7], в числе наиболее важных принципов мы выделяем такие как индивидуализация, практикоориентированность, вариативность, контекстность. Именно эти принципы целесообразно применять при организации обучения в школе креативных индустрий.

Индивидуализация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика, выражающихся, например, в выборе музыкального инструмента и подборе репертуара в соответствии с природными задатками и склонностями ребенка, выработке индивидуального темпа и методов освоения материала, установления индивидуального стиля общения педагога и ученика. Практикоориентированность закрепляет приоритет практической подготовки, так как обучение любому виду искусства предполагает, прежде всего, освоение конкретных практических умений и навыков (пения, игры на инструменте, рисования, ваяния, исполнения танцевальных движений и пр.). Вариативность обусловливает различные варианты выполнения творческих заданий с учетом внесения индивидуально-личностного толкования художественного материала, что, в свою очередь, детерминирует поиск оригинальных путей прочтения художественного текста, понимания авторского замысла, представления интерпретации произведения, нахождение собственных творческих решений в построении элементов композиции картины, пьесы, рисунка, танца и т. д. При этом приветствуется нестандартный подход, оригинальное видение целостных художественных явлений и авторская трактовка материала, отличающаяся от уже имеющихся вариантов. Контекстность предусматривает обучение в профессионально-творческом контексте, где большую часть учебного времени ученики проводят в условиях реального или квазипрофессионального контекста - на учебных и сценических репетициях, творческих показах, прогонах, художественных пленэрах, в студиях звукозаписи, артистических мастерских и пр. Это создает уникальную творческую среду, которая сама по себе формирует личность музыканта, художника или артиста.

С опорой на обозначенные принципы в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского (далее - ЮУрГИИ) был разработан проект «Школа креативных индустрий» в сфере изобразительного и музыкального искусства. В рамках проекта осуществляется работа трех студий: «Анимация и 3D-графика», «Дизайн», «Современная электронная музыка». Выбор данных направлений деятельности обусловлен их высокой востребованностью и популярностью среди детей и молодежи, а также значительным интеллектуальным потенциалом, объединяющим личную творческую инициативу и возможности современных цифровых технологий.

В студии по направлениям «Анимация и 3D-графика» и «Дизайн» набираются обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных школ, по направлению «Современная электронная музыка» - обучающиеся 5-11 классов. Перед началом обучения проводится предварительная оценка творческих способностей учеников для выбора оптимального маршрута обучения и индивидуальной траектории развития, зачисляются все желающие.

Содержание образования в студии анимации и 3D-графики предполагает изучение основ моделирования, текстурирования и освещения виртуальных объектов в 3D-редакторах, выполнение заданий, направленных на изучение низкополигональной графики (применимой в архитектурной визуализации и индустрии видеоигр), моделирования под сглаживание (применение: архитектурные и ин-терьерные проекты, инженерные конструкции и детали механизмов), изучение принципов анимирования объектов и деталей, а также камер и источников света. Программа студии дизайна базируется на изучении закономерностей композиции, программ растровой и векторной графики, выполнении графических заданий, связанных с созданием печатной продукции (бланк, буклет, афиша, плакат, журнал), освоении приёмов обработки и корректировки изображений и визуализаций 3D-моделей, принципов создания знаков (логотипы, эмблемы) и вёрстки. Студия современной электронной музыки предполагает выполнение творческих заданий в области современной композиции: поиск новых тембров с использованием электронной и компьютерной техники, создание целостных композиций на электронных носителях, приобретение практических навыков электронной обработки звука, мутации и синтеза тембров, компилирования и коллажирования музыкального материала, подготовки и записи звуковых фонограмм.

Обучение базируется на материале, пройденном в рамках общеобразовательных предметов в школе, и не требует специальных знаний и навыков, например, тщательного владения нотной грамотой, специализированным программным обеспечением - всему этому дети учатся в доступной форме и в рационально необходимых объемах, требуемых для выполнения творческих заданий. Задания направлены на активизацию эвристической деятельности учащихся и предполагают создание творческих продуктов с использованием современных цифровых технологий - музыкальных сочинений, видеопроектов, анимационных фильмов, презентаций, инсталляций, буклетов и пр.

Учебная работа во всех студиях базируется на индивидуальном подходе к обучаемым. Задания детям выдаются дифференцированно, в зависимости от возможностей и склонностей каждого ребенка, виды работы дети выбирают сами (например, сочинение макального фрагмента или поиск тембров, создание буклета и анимирование персонажа и т. д.), совместно с преподавателем составляется план ее выполнения. Результат задания предполагает неограниченное количество вариантов, приветствуется оригинальность и нестандартность подхода.

В основе обучения лежат практические виды деятельности, предполагающие решение эвристических задач на инновационном звуковом и визуальном материале: контекстное моделирование, выполнение творческих заданий методом ассоциирования, актуализации и концентрации художественных впечатлений, образного отождествления, звукового имитирования и воспроизводства аналоговых тембровых звучаний. Занятия ориентированы на формирование интереса к работе с новым незнакомым материалом в полимедийном пространстве, развитие мотивации к экспериментам и новаторству, активному творческому поиску, а также направлены на минимизацию негативных психологических эффектов (страха за возможное неправильное выполнение задания). Преобладает интерактивное обучение в малых группах с использованием методов коллективного обсуждения, ролевого взаимодействия, публичного представления.

Для создания проекта может быть образована творческая группа, в которой роли (режиссер-постановщик, коуч, консультант, исполнитель и т. д.) сначала распределяет преподаватель, а затем сами ученики, которые могут меняться ролями. Результат выполнения задания представляется на публичное обозрение и коллективное обсуждение. При этом слушатели также выполняют различные роли: соратников, которые призваны выразить лояльный взгляд на результат тру-

Библиографический список

да учеников; критиков, которые должны достаточно жестко осмыслить результат и обосновать такую оценку; нейтральных слушателей, которые не имеют заранее заданной позиции и могут сформировать ее в процессе обсуждения. Таким образом, складывается ролевая игра с различными межличностными позициями участников, позволяющая смоделировать квазипрофессиональный контекст с разносторонним обсуждением работ.

Пробная реализация описанного проекта в трех группах обучаемых позволила констатировать стабильный интерес со стороны учеников (все зачисленные прошли полный курс обучения, отсев отсутствовал) и показала хорошие результаты в творческой работе. Преподаватели отметили возрастающую по мере обучения активность, изобретательность, разнонаправленность мыслительной деятельности учеников, оригинальность и разнообразие результатов творчества, что является признаками развития креативного мышления, а также существенное раскрепощение межличностного общения. Созданные детьми проекты были представлены на конкурсах среди обучающихся детских школ искусств и общеобразовательных школ; на выставках и профориентационных мероприятиях, а также успешно используются в научно-исследовательской и творческой работе обучающихся.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать ряд выводов:

1. Трактовка научных категорий «креативность», «творчество», «креативное мышление» нами дифференцируется: творчество понимается как деятельность по созданию новых духовных и материальных продуктов, креативность -как мотивационно-потребностная основа творческой деятельности, креативное мышление - как проявление определенных характеристик интеллекта (беглости, гибкости, дивергентности, ассоциативности) в процессе создания продуктов творчества.

2. Развитие креативного мышления личности обусловливается спецификой художественной деятельности, которой имманентно присущи нестандартность мышления, многовариантность решения задач, разносторонний и разнонаправленный взгляд на явления и процессы, личное авторское соучастие в продуктах творчества, что вместе взятое продуцирует рождение новых идей и достижение новых результатов.

3. Наиболее значимыми принципами педагогики искусства, способствующими развитию креативного мышления школьников, являются индивидуализация, обеспечивающая учет индивидуальных особенностей учеников и освоение творческих навыков в подходящем для них формате; практикоориентирован-ность, акцентирующая приоритет практического освоения творческих умений и непосредственную апробацию экспериментов и новаций; вариативность, предусматривающая безграничное проявление фантазии, воображения, выдумки и смекалки при решении учебных задач; контекстность, позволяющая воссоздать реальные условия творческой деятельности и стимулировать поиск стратегий квазипрофессионального поведения и решения проблем.

4. Разработка проекта «Школа креативных индустрий» в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского показала, что экстраполяция принципов педагогики искусства на сферу обучения школьников способствует повышению мотивации к творчеству, активизации мыслительных операций, усилению их беглости, гибкости, дивергентности, ассоциативности, что является общепринятыми характеристиками креативного мышления и проявляется в различных сферах эвристической деятельности.

Сформулированные выводы позволяют констатировать, что поставленные в настоящей статье задачи решены, а цель - достигнута. Проблема развития креативного мышления школьников на основе принципов педагогики искусства подвергается научно-теоретическому анализу впервые, что определяет научную новизну и теоретическую значимость исследования, а также открывает перспективу для дальнейшего изучения указанной проблематики. Так, весьма значимым представляется изучение педагогических принципов разработки проектов и моделей школ креативных индустрий в других сферах образования и сопоставление с полученными результатами.

1. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Available at: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfRpdf

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

3. Креативность. Философия: энциклопедический словарь. Москва: Гардарики, 2004: 401-402.

4. Стернберг РДж. Практический интеллект. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

5. Стернберг Р, Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности. Психологический журнал. 1998; № 2: 144-160.

6. Творчество. Философия: энциклопедический словарь. Москва: Гардарики, 2004: 849-851.

7. Сизова Е.Р Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума. Москва: АПК и ППРО: Челябинск: ЧГИМ, 2007.

References

1. Koncepciya razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mehanizmov osuschestvleniya ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeraciyah do 2030 goda. Available at: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfR.pdf

2. Il'in E.R. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Reterburg: Piter, 2011.

3. Kreativnost'. Filosofiya: 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Gardariki, 2004: 401-402.

4. Sternberg R.Dzh. Prakticheskij intellekt. Sankt-Reterburg: Piter, 2002.

5. Sternberg R., Grigorenko E. Investicionnaya teoriya kreativnosti. Psihologicheskijzhurnal. 1998; № 2: 144-160.

6. Tvorchestvo. Filosofiya: 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Gardariki, 2004: 849-851.

7. Sizova E.R. Organizaciya isoderzhanieprofessional'nojpodgotovkimuzykanta-pedagoga v usloviyah sovremennogo sociuma. Moskva: ARK i RRRO: Chelyabinsk: ChGIM, 2007.

Статья поступила в редакцию 19.08.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.