УДК 82-95:069
А. Н. Балаш
доктор культурологии, доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: alexandrabalash@gmail.com
SPIN 6783-9945
МУЗЕЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В ВУЗЕ: ОБОБЩЕНИЕ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОГО ОПЫТА
Андреева И. В. Выставка - нескучный жанр.
Концепции, сценарии, мастер-классы. Челябинск : ЧГИК, 2023. 295 с.
В рецензии на учебно-методическое пособие И. В. Андреевой «Выставка - нескучный жанр. Концепции, сценарии, мастер-классы» (2023) отмечается креативность авторского подхода и широкий диапазон аудитории, которой адресовано данное издание. Показано его значение для учебного процесса в рамках освоения курса по основам музейного дела и для практического закрепления профессиональных навыков. Представленные в работе сценарные решения могут использоваться в качестве методического обеспечения деятельности малых музеев. Пособие предлагает вниманию читателей уникальный для отечественной практики опыт кураторской деятельности автора, связанный с организацией Студенческой лаборатории музейного проектирования, которая действует на базе Челябинского государственного института культуры. Представленный материал позволяет рассматривать этот проект не только как образовательный центр и одно из перспективных направлений деятельности вузовских музеев, но и как форму взаимодействия вузов и малых музеев, библиотек и других учреждений культуры, заинтересованных в организации выставок.
Ключевые слова: выставка, сценарий выставки, выставочный проект, учебная музейная лаборатория, вузовский музей, музейное сообщество
Для цитирования: Балаш, А. Н. Музейная лаборатория в вузе: обобщение и концептуализация кураторского опыта : [рец. на учеб.-метод. пособие] : Андреева И. В. Выставка - нескучный жанр. Концепции, сценарии, мастер-классы. Челябинск : ЧГИК, 2023. 295 с. / А. Н. Балаш // Вестник культуры и искусств. - 2023. - № 1 (73). - С. 93-95.
Пособие Ирины Валерьевны Андреевой «Выставка - нескучный жанр. Концепции, сценарии, мастер-классы» (2023) [1] логически продолжает работу автора над научными и учебно-методическими публикациями, посвященными организации музейной экспозиционно-выста-вочной деятельности. Можно отметить преемственность и концептуальную связь данного издания и предыдущей методической публикации И. В. Андреевой «Технологии выставочной деятельности» (2018) [2]. Эти пособия могут рассматриваться как учебно-методический комплекс, подробно раскрывающий технологии современной экспозиционной практики для
студентов, обучающихся по направлениям подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также по ряду других специальностей, связанных с социокультурной и творческой деятельностью, в учебный план которых входит знакомство с основами музеологии и музейных практик.
Ценность рассматриваемого пособия заключается в том, что оно имеет несколько адресатов. С одной стороны, это студенты, обучающиеся по соответствующей дисциплине. Рецензируемое издание представляет развернутые примеры построения текстов научных концепций и сценарных решений экспозиций,
93
сопровождая их необходимыми заданиями и методическими рекомендациями, позволяющими работать с опубликованными материалами как с особым типом музеологических источников, вовлекать их в непосредственный образовательный процесс. С другой стороны, адресаты пособия - работники малых музеев. Для них этот текст содержит примеры креативных идей и концептуальных решений, критерием которых является их доступность в локальных и весьма ограниченных организационных и бюджетных рамках, что, по сути, рутина реальной музейной деятельности (в пособии эта проблематика обозначена как создание «выставки из ничего»).
Следует отметить, что данное издание удачно дополняет круг методических публикаций, осуществляемых в рамках деятельности ИКОМ России, которые в настоящее время сместились в сторону инклюзивных программ и именно в этом контексте изучают экспозиционную деятельность, несмотря на очевидный интерес музейных специалистов к более широкому рассмотрению и проработке тенденций, содержательной и технологической составляющих современных выставок.
В то же время данное пособие продолжает прерванную традицию публикации сценарных решений, в конце 1990-х - 2000-е гг. осуществлявшуюся «Лабораторией музейного проектирования» и связанными с ней влиятельными теоретиками и практиками экспозиционной деятельности. В настоящее время в среде музейных профессионалов существует объективный запрос на продолжение этой работы, и данное пособие предлагает новые решения, активно привлекая новые музеологиче-ские и культурологические подходы к репрезентации концепции преемственности и воспроизведения традиционных основ национальной культуры. Именно эти аспекты раскрываются в тематике предлагаемых концепций и сценарных решений. На уровне методики пособие опирается не только на традиционные подходы, но также предполагает привлечение таких современных форм, как выставка-инсталляция или выставочная интерпретация личной истории и публичной памяти. Присутствие в поле профессионального зрения традиционных и новых подходов составляет важную особенность настоящего момента, что в полной мере отражено в данном пособии.
Интересно и важно, что пособие обобщает уже накопленный педагогический и практический выставочный опыт, связанный с непосредственной «лабораторной» деятельностью автора совместно со студенческой аудиторией. Публикация архива по технологическому практикуму и проектам Студенческой лаборатории музейного проектирования Челябинского государственного института культуры, куратором которой является И. В. Андреева, демонстрирует промежуточные результаты деятельности этого неформального образовательного проекта и в целом укрепляет значение вузовской музеологии в глазах профессионального сообщества. Оригинально и аргументированно И. В. Андреева уподобляет формат студенческой лаборатории малому музею, что и позволяет публиковать опыт ее проектной выставочной деятельности в качестве методического материала для музейных специалистов. Перспективными представляются также возможность использования предложенных сценарных решений и обсуждение методических вопросов, связанных с разработкой кураторских выставочных проектов, в выставочной деятельности современных модельных библиотек и культурно-досуговых центров.
Показательно, что целый ряд предложенных в пособии проектных решений связан с музеями в вузе. Реновация и модернизация вузовских музеев, возможность модернизации концепции традиционной планшетной выставки - того формата, который прежде всего доступен и уместен в образовательном учреждении, - является существенным вызовом и задачей для профессиональной музейной и вузовской научно-методической и педагогической деятельности. Пособие предлагает обоснованные, доступные решения, основанные на концепции активного и заинтересованного взаимодействия всего вузовского сообщества при разработке и реализации выставочного проекта. Этот подход в полной мере соответствует тенденциям мировой выставочной деятельности, основанным на идеях партиципации и горизонтальных социокультурных взаимодействий.
Отдельно хочется отметить профессиональный стиль текста пособия, соответствующий нормам академического письма, и вместе с тем экспрессию предлагаемых материалов, представляющих оригинальную авторскую позицию. Стилистика текстов акцентирует для читателей, и прежде всего для студенческой ау-
94
дитории, значимость авторского подхода, необходимость креативных и в то же время научно обоснованных экспозиционных решений.
Подводя итоги, следует отметить, что пособие И. В. Андреевой является актуальным, содержит инновационные подходы, которые имеют значение как для вузовского музеологи-ческого образования, так и для профессионального музейного сообщества. Это издание может послужить руководством и демонстрацией важных и неформальных концептуальных решений для сотрудников «малых музеев», что особенно значимо в связи с недостаточной методической оснащенностью этого существенного сегмента отечественной музейной деятельности.
1. Андреева, И. В. Выставка - нескучный жанр. Концепции, сценарии, мастер-
классы : учеб.-метод. пособие по дисциплинам «Научное проектирование экспозиции», «Технологический практикум по выставочной деятельности» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.03.03 Социально-культурная деятельность / И. В. Андреева; Челяб. гос. ин-т. культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2023. - 295 с. : цв. вкл.
2. Андреева, И. В. Технологии выставочной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, квалификация: бакалавр / И. В. Андреева; Челяб. гос. ин-т. культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2018. - 205 с.
Получено 02.03.2023
Aleksandra N. Balash
Doctor of Culturology, Docent
St. Petersburg State Institute of Culture,
St. Petersburg, Russia
E-mail: alexandrabalash@gmail.com
SPIN 6783-9945
Educational Museum Laboratory: Generalization and Conceptualization of Curatorial Experience
(Andreeva I. V. Exhibition is not a Boring Genre. Concepts, Scenarios, Workshops.
Chelyabinsk: ChGIK, 2023. 295 p.)
Abstract. In a review of study guide by I. V. Andreeva "Exhibition is not a Boring Genre. Concepts, Scenarios, Workshops" (2023) the article notes the creativity of the author's approach and a wide range of readership it addresses. Its importance for the educational process is associated with the consolidation of knowledge and skills in the course "Fundamentals of Museum Affairs". The publication contains exhibition scenarios that can be used as methodological support for the activities of local museums. It also presents the significant experience of the author's curatorial activities associated with the organization of the Student Museum Design Laboratory, which operates on the basis of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The presented material allows us to consider this project not only as an educational center and one of the promising activities of university museums, but also as a form of interaction between universities and local museums, libraries and other cultural institutions interested in organizing exhibitions.
Keywords: exhibition, exhibition script, exhibition project, educational museum laboratory, university museum, museum community
For citing: Balash A. N. 2023 Educational Museum Laboratory: Generalization And Conceptualization Of Curatorial Experience (Andreeva I. V. Exhibition is not a Boring Genre. Concepts, Scenarios, Workshops. Chelyabinsk: ChGIK, 2023. 295 p.). Culture and Arts Herald. No 1 (73): 93-95.
References
1. Andreeva I. V. 2023. Vystavka - neskuchnyy zhanr. Kontseptsii, stsenarii, master-klassy [Exhibition is not a Boring Genre. Concepts, Scenarios, Master Classes]. Chelyabinsk: ChGIK. 295 p. (In Russ.).
2. Andreeva I. V. 2018. Tekhnologii Vystavochnoy Deyatel'nosti [Exhibition technologies]. Chelyabinsk: ChGIK. 205 p. (In Russ.).
Received 02.03.2023
95