УДК 725.917:069.6
Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 1
Выездная выставка как объект
музеологического исследования:
на основе опыта Государственного Русского музея
Т. А. Литвин, Е. В. Рубанцева
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Литвин Т. А., Рубанцева Е. В. 2020. Выездная выставка как объект музеологического исследования: на основе опыта Государственного Русского музея. Вопросы музеологии 11 (1): 15-24. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.102
Современная выездная выставка как практическое осуществление мобильности музейных коллекций постоянно требует от отечественных музеологов обновленного анализа. В статье сделана попытка рассказать о музееведческой литературе, где дается надежное определение выездной выставки, собрать воедино высказывания о выездной выставке таких значимых российских теоретиков музейного дела, как Т. Ю. Юренева, Т. П. Поляков, Н. В. Мазный, Э. А. Шулепова и другие, и разобрать их новаторский подход к классификации выставок по кинетическому принципу. В ходе анализа географических и экономических особенностей организации российскими музеями выездных выставок авторы обозначают основные законодательные акты, указы президента, методические разработки Министерства культуры, внутримузейные инструкции, которыми в России регламентируют вывоз произведений искусства и материальной культуры из одного региона в другой. Опираясь на указанную выше теоретическую и источниковую базу, исследователи проводят комплексный анализ деятельности Государственного Русского музея в сфере организации межмузейных проектов в сотрудничестве с музеями регионов. Перечисляя и анализируя реализованные Русским музеем выездные выставочные проекты последних лет (в частности, программу «Россия» 2003 г. и проект «Культурно-выставочные центры Русского музея», ставший финалистом конкурсной программы фестиваля «Интермузей-2019»), авторы делают акцент и на позитивной роли Консультационно-методического центра художественных музеев Российской Федерации, организованного при Русском музее в 1974 г. В конечном итоге авторы приходят к выводу, что активная деятельность Государственного Русского музея по организации выездных выставок способствует налаживанию тесного контакта между центром и регионами, обеспечению доступности культурных ценностей гражданам Российской Федерации в любой ее точке, преодолению разрыва между музеями столиц и больших и малых городов страны, а также всевозможных несовершенств в работе региональных музеев. В целом статья значительно обновляет существующие в отечественной музеологии исследования по данной теме и предлагает читателям наиболее современную и актуальную информацию. Ключевые слова: выездная выставка, теория музеологии, классификация выставок, межмузейное сотрудничество, Государственный Русский музей, региональный музей.
Музейная выставка как феномен неоспоримо является одним из интереснейших объектов изучения музеологии как дисциплины. Именно она, как разновидность более широкого понятия «экспозиция», провозглашается «творче-
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
ской лабораторией музея», ядром его многообразной деятельности. Ей посвящены многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных авторов, которые рассматривают различные ее аспекты — от понятия и классификаций до особенностей и трудностей организации. Среди них такие столпы российской музееведческой мысли, как Т. Ю. Юренева, Т. П. Поляков, Н. В. Мазный, Э. А. Шулепова и другие. Однако при всех достижениях в изучении данного явления понятие выездной выставки все еще остается своеобразным «белым пятном» в отечественной теории музеологии. К тому же эта тема требует постоянного анализа, поскольку общественная мысль и художественная мода не стоят на месте и активно развиваются, что влечет за собой изменение тематики выставочных проектов, их специфики и прочего. Меняется также и уровень жизни в регионах, а вместе с ним — и запросы общества, и, следовательно, интересы и потребности региональных музеев.
Существующие теоретические исследования по данному вопросу следует начать искать в современных словарях по музейному делу, в частности — в «Словаре актуальных музейных терминов». Согласно ему, выставка определяется как «временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея»1.
Тот же источник выделяет и некоторые функции музейных выставок, а именно:
1) повышение эффективности использования коллекций музея;
2) обеспечение доступности для публики коллекций других музейных и частных собраний;
3) вынесение на обсуждение актуальных, в том числе социальных, проблем;
4) представление новых исследований в профильных науках2.
Словарь также предлагает некую общую классификацию музейных выставок, которая выглядит следующим образом:
1) по месту проведения: внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные;
2) по содержательным признакам: тематические, проблемные, фондовые, отчетные, персональные, юбилейные и другие3.
В фундаментальном труде по теории музеологии Т. Ю. Юреневой выставки рассматриваются как временные музейные экспозиции, которые могут быть стационарными и передвижными. По классификации, предложенной исследовательницей, выставки делятся на три типа: тематические, фондовые и отчетные4. Таким образом, в классификации базового отечественного пособия по изучению музееведения существование понятия выездной выставки даже не предполагается.
В другом ключевом труде по отечественной музеологии — «Основах музееведения», вышедших в 2005 г. под редакцией Э. А. Шулеповой, — в рамках одной из классификаций упоминается термин «выездная выставка». Наряду с традици-
1 Каулен и др. (сост.), 2009. С. 49.
2 Там же. С. 50.
3 Там же.
4 Юренева, 2004. С. 429.
онными типами классификации, в частности по содержательно-тематическим признакам, по характеру экспозиционных материалов, по продолжительности работы выставки и по месту размещения (выездная выставка относится к последнему), в пособии рассмотрены и нетрадиционные типы классификации5.
Впервые такой подход был обозначен в монографии «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы» Н. В. Мазного, Т. П. Полякова и Э. А. Шулеповой. Именно в этом исследовании впервые был предложен новаторский способ классификации музейных выставок по кинетическому принципу. Авторы, выделяя традиционную классификацию выставок по месту размещения на внутримузейные, внемузейные, выездные и передвижные, указывают, что данная классификация нуждается в особом внимании. Ведь в ее рамках, утверждают они, «возникает проблема сохранности экспозиционных материалов» выставки, «уровень подлинности которых часто понижается по мере упрощения задач "передвижки"»6. Именно на этом тезисе основывается вторая, новаторская, классификация. Учитывая упомянутую выше проблему, выдвинутые авторами кинетические принципы классификации музейных выставок характеризуют их «способность к физическому перемещению, позволяющему музею расширять границы своей деятельности»7. Наиболее важным критерием данной классификации авторы называют тот или иной уровень сохранения музейной специфики создаваемой выставки8.
Согласно данному критерию, с понижением этого уровня выставки делятся в рамках классификации на:
1) стационарные выставки — этот тип отличается максимальным уровнем сохранения музейной специфики, так как, «обладая наименьшим кинетическим потенциалом, подобные экспозиции характеризуются, как правило, максимальным использованием музейных предметов, совершенным техническим оборудованием и художественным решением»9;
2) внемузейные стационарные выставки — на создании этих выставок, как утверждают исследователи, уже начинают сказываться их кинетические возможности. По мнению авторов, возникает проблема двойной ответственности (характерная, на их взгляд, для «нынешней», то есть современной для них, России), вынуждающая создателей подобных выставок идти на сокращение количества подлинников в экспозиции, что неизбежно сказывается на конечном результате10;
3) выездные выставки — они занимают в классификации еще более низкую ступень. Выездные выставки, по мнению авторов, «обладают еще большей кинетической энергией», ведь они «рассчитаны на развертывание не в одном, а в двух-трех немузейных помещениях, что влияет уже не только на характер отбора уникальных предметов, но и на качество технического оборудования и художественного решения»11;
5 Шулепова (ред.), 2005. С. 317-323.
6 Мазный и др., 1997. С. 100.
7 Там же. С. 187.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же. С. 187-188.
11 Там же. С. 188.
4) передвижные выставки и передвижные музеи — обладают наибольшими кинетическими способностями;
5) передвижные выставки облегченного типа — обладают абсолютными кинетическими возможностями12.
Итак, очевидно, что в данном исследовании феномен выездной выставки рассмотрен наиболее полно. Однако нельзя не заметить некоторую неясность в самом определении выездной выставки, данном авторами монографии. Ведь из приведенной выше прямой цитаты следует, что исследователи определяют выездную выставку как выставку, проходящую обязательно в нескольких, к тому же немузейных, помещениях, хотя очевидно, что в случае межмузейной выездной выставки предметы одного музея выставляются в специальных музейных залах другого музея, и совсем не обязательно, чтобы таких залов было несколько.
Кроме того, мы видим, что авторы в своей классификации рассматривают выездные выставки как экспозиции, в изрядной степени теряющие свои важнейшие черты. Красной нитью через все исследование проходит также и идея о вторичном характере выставки в сравнении с основной экспозицией, в особенности о вторич-ности выставок, обладающих кинетическим потенциалом различной степени. Это обусловлено их временным характером, а в случае осложненных кинетическими возможностями выставок еще и потерями в качестве, которые, по мнению авторов, неизбежны в процессе их создания. Данное утверждение, на наш взгляд, является спорным.
Действительно, выездная выставка имеет ряд существенных особенностей организации, связанных как с ее межмузейным, комплексным, так и с передвижным характером. Первая группа особенностей, как уже было сказано выше, обусловлена тем, что выездная выставка представляет собой сложный продукт работы двух организующих сторон, а также нескольких направлений музейной деятельности. К таким особенностям относятся обязательно совместное принятие решений обо всех деталях выставки сторонами-организаторами и вызванное этим постоянное ведение переговоров между музеями, а также участие в работе над выставкой сразу нескольких отделов музея: и экспозиционно-выставочного, и методического, и отдела по рекламе и связям с общественностью. Ко второй группе особенностей, связанных с транспортировкой музейных предметов из одного места в другое, относятся обязательное страхование экспонатов, необходимость соответствия выставочного пространства принимающей стороны жестким требованиям по тем-пературно-влажностному режиму, пожарной безопасности, техническому оснащению и прочему, привлечение специализированной транспортной компании для перемещения экспонатов, организация пребывания сотрудников в музеях-партнерах и многие другие.
Однако является ли влияние на качество экспозиции всех приведенных выше особенностей столь фатальным, как указывают авторы монографии «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы»? На наш взгляд, совсем нет.
Было бы наивно отрицать, что выездной характер выставки и связанные с ним особенности ее организации совсем не отражаются на качестве экспозиции. Однако объем ущерба, наносимого этими трудностями выставке, не так уж велик, чтобы
12 Там же.
говорить о столь существенной потере в качестве, которая описана в рассматриваемом исследовании «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы» и подразумевает вынужденное использование копий вместо подлинников, несоответствующие техническое оборудование и художественное решение выставки.
Подтверждением нашего мнения является опыт Государственного Русского музея в организации выездных выставок.
Государственный Русский музей традиционно активно занимается межмузейным сотрудничеством в рамках многочисленных проектов. Это во многом обусловлено тем, что Русский музей является методическим центром, своеобразным «координатором» работы, «куратором» музеев художественного профиля Российской Федерации на государственном уровне. Для осуществления данных функций в составе музея существует специальное подразделение — Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации.
Центр был создан на базе научно-методического подразделения Русского музея, основанного в 1974 г. по приказу Министерства культуры РСФСР для оказания методической помощи художественным музеям, музеям-заповедникам, картинным галереям и мемориальным музеям13. Существование этого подразделения обеспечивает статус Русского музея как научно-методического центра Министерства культуры РФ и курирует работу более 250 художественных музеев России. Центр входит в структуру службы по работе с посетителями и связям с общественностью и осуществляет работу по нескольким направлениям. Это и повышение профессионального уровня музейных специалистов, и оказание консультационно-методической помощи музеям по различным направлениям музейной работы, и организация обмена опытом Русского музея, ведущих организаций культуры и зарубежных музеев с музеями страны, и сбор, анализ и публикация информации об истории и коллекциях региональных музеев14. Но, несомненно, центральным и важнейшим среди них является координация деятельности Русского музея с художественными музеями России и организация межмузейных программ и проектов.
В этой связи основным методом сотрудничества Русского музея с музеями регионов была, есть и остается практика организации выставок совместно с музеями регионов. Нередко Русский музей организует на своих площадках масштабные временные выставки, в которых участвуют уникальные произведения со всей России. Примером подобного проекта является проведенная в 2018 г. выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», экспонаты для которой предоставили музеи Москвы, Саратова и Хвалынска, обеспечив уникальную возможность впервые показать широкую ретроспективу творчества художника и процесс становления его уникального стиля. Но еще более распространенным способом межмузейного взаимодействия является организация выездных выставок Русского музея в стенах музеев-партнеров. Только за 2019 г. Русским музеем, по данным его официального сайта, было проведено 8 выставок различной тема-
13 Приказ Минкультуры РСФСР от 1 марта 1974 г. № 178 «Об улучшении организации научно-исследовательской работы по изобразительному искусству и деятельности художественных музеев РСФСР (Вместе с положением о научно-методическом совете по художественным музеям РСФСР)». Правовая библиотека. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr4557.htm (дата обращения: 22.08.2019).
14 Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации. Русский музей. URL: http://www.rusmuseum.ru/education/consulting-center/ (дата обращения: 19.07.2019).
тики в региональных музеях. Более традиционны по содержанию выставки «Из века в век. Сокровища Русского музея» в Национальной художественной галерее Йошкар-Олы, «Портрет семьи» в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске или выставки одного автора «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова, «Андрей Тарковский. Художник пространства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Необычной по своей теме является еще одна выставка, проведенная в Казани, на этот раз посвященная современному искусству — «Россия. Реализм. XXI век»15.
Русский музей осуществляет деятельность по организации подобных выездных выставок как в индивидуальном порядке с каждым отдельным изъявившим желание музеем, о чем речь пойдет немного позже, так и в рамках реализации проектов сотрудничества.
Первым таким проектом стала программа «Россия», запущенная в 2003 г. и осуществлявшаяся в рамках соглашения между Министерством культуры РФ и Русским музеем, подписанного 24 января 2003 г. в Москве. Цель данной программы — «использование научного, методического и организационно-творческого потенциала крупнейшей сокровищницы национального изобразительного искусства для создания единого культурно-информационного пространства на территории России, преодоления разобщенности между музеями столиц, больших и малых городов, прорыв сложившейся системы представлений о художественной жизни и художественном процессе, во многом ограниченных рамками столиц»16. Проект быстро дал плоды, кардинально изменив ситуацию в плане сотрудничества Русского музея с музеями регионов: если еще в 2000-2002 гг. количество выездных выставок по России ограничивалось двумя-тремя, проводимыми в Москве, то к 2008 г. выставок стало проводиться в разы больше и, кроме того, расширилась их география, включив в себя города Северо-Запада, Центральной России, Урала и Поволжья. В конечном счете, одним из самых главных достижений программы стало налаживание прочных контактов для долгосрочного сотрудничества с музеями регионов.
Но самым главным и актуальным на сегодняшний день проектом по межрегиональному музейному взаимодействию в Русском музее, несомненно, является проект «Культурно-выставочные центры Русского музея», ставший финалистом конкурсной программы фестиваля «Интермузей-2019» в номинации «Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие». Он собирает воедино все направления работы Русского музея по сотрудничеству с музеями регионов в сфере выставочной, просветительской и образовательной деятельности. Основной задачей проекта является создание сети многофункциональных культурно-выставочных центров Русского музея, каждый из которых будет включать экспозиционно-выставочное пространство, Информационно-образовательный центр (ИОЦ) «Русский музей: виртуальный филиал»17 и Ресурсный центр творческого развития детей с различны-
15 Выездные выставки. Русский музей. URL: http://www.rusmuseum.ru/exhibitions/mobile/ (дата обращения: 19.07.2019).
16 Реализация программы «Россия» 2003-2008. Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Русский музей». СПб., 2008. С. 3.
17 Международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров», 14 ноября
ми социальными и физическими возможностями. Предполагается, что центры будут проводить выездные и онлайн-лекции, семинары, мастер-классы, организовывать деятельность музейных клубов и творческих мастерских. Проект «Культурно-выставочные центры Русского музея» подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»18, Основами государственной культурной по-литики19 и поддержан Коллегией Министерства культуры РФ20. Первые соглашения в рамках данного договора были подписаны в 2014-2015 гг.21
В настоящее время проект активно развивается. В общей сложности на данный момент в Русский музей поданы заявки на открытие 15 культурно-выставочных центров на базе действующих музеев и имеющихся выставочных площадок в регионах России. Сейчас в России успешно функционируют уже четыре Культурно-выставочных центра: на базе Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (открыт первым в 2016 г.), Ярославского художественного музея (2017 г.), Мурманского областного художественного музея (2017 г.) и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (2018 г.)22.
Однако Русский музей организует выездные выставки и вне проектов по запросу конкретного музея. Работа в таком случае идет в несколько этапов.
Как правило, работа начинается с получения Русским музеем письма от регионального музея с просьбой о проведении в его стенах выставки по определенной тематике. В большинстве случаев речь идет об уже готовой выставке, ранее проводившейся в Русском музее, но иногда региональный музей запрашивает произведения для своей выставки или вообще любую выставку. Организация и проведение выставки заметно упрощается, если на базе музея, запросившего выставку, уже создан Культурно-выставочный центр Русского музея. В этом случае региональный музей хорошо знаком сотрудникам Русского музея, известна специфика его выставочных пространств, условий хранения. Если же Культурно-выставочного центра в музее нет, то создание выставки требует более тщательной и кропотливой работы на последующих этапах. Далее стороны составляют и согласовывают список экспонатов выставки, после чего начинается формирование пакета документов в Министерство культуры Российской Федерации с целью получения разрешения на выдачу экспонатов. При формировании пакета Русский музей опирается на
2017 г. Виртуальный Русский музей. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2017/09/nauchno_ prakticheskaya_konferenciya_russkiy_muzey_virtualniy_filial_novaya_strategiya/index.php (дата обращения: 26.07.2019).
18 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». ГАРАНТ — информационно-правовой портал. URL: https://base.garant. ru/70170950/ (дата обращения: 22.08.2019).
19 Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». ГАРАНТ — информационно-правовой портал. URL: https://base.garant. ru/70828330/ (дата обращения: 22.08.2019).
20 Решение Коллегии Минкультуры РФ от 28 мая 2014 г. № 11 «О создании в субъектах Российской Федерации филиалов ведущих музеев, находящихся в ведении Минкультуры России». Аюдар Инфо — информационно-справочная система. URL: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/ type_id/5/doc_id/11430/release_id/29419/ (дата обращения: 22.08.2019).
21 Проекты Русского музея. Культурно-выставочные центры. Русский музей. URL: http:// www.rusmuseum.ru/projects/cultural-exhibition-centres/#rmPhoto[gallery179]/18/ (дата обращения: 19.07.2019).
22 Там же.
письмо с рекомендациями Министерства культуры РФ «О порядке выдачи разрешительных документов на зарубежные выставки»23 и Методические рекомендации по организации выставочной деятельности в малых и средних городах субъектов Российской Федерации24. В данный пакет обязательно должны входить: выписка из протокола экспертной фондово-закупочной комиссии, выписка из протокола реставрационной комиссии, договор между направляющей и принимающей сторонами о предоставлении экспонатов, страховой полис, паспорт безопасности условий хранения принимающего музея, письмо в Министерство культуры РФ, список экспонатов25. Когда разрешение получено, осуществляется транспортировка произведений специализированной транспортной компанией, монтаж выставки, за чем следует подготовка и непосредственно проведение выставки. По завершении выставки осуществляется ее демонтаж и увоз. В качестве оценки результатов выставки Русский музей запрашивает официальный бланк посещаемости, а сотрудники консультационно-методического центра занимаются сбором всей информации о прошедшей выставке и формируют отчет по ней26.
Исследовав деятельность Русского музея по межмузейному сотрудничеству и, в частности, по организации выездных выставок, мы выяснили, что выездной характер этих выставок в данном случае глобально не отражается на качестве создаваемых экспозиций. В опровержение мнения авторов рассмотренной ранее монографии можно смело заявить, что на выездных выставках Русского музея экспонируются исключительно подлинные произведения, часто очень ценные, а техническое оборудование и условия хранения строго оговариваются заранее в соответствующих документах (например, в упомянутых выше страховом полисе и паспорте безопасности) и соответствуют необходимому уровню.
Надо сказать, что даже при самой тщательной подготовке монтирование выставки на месте может выявить ряд проблем. К примеру, часто выставочное пространство принимающего музея оказывается неспособным уместить в себе все запланированные к показу произведения, и состав экспозиции приходится менять. Особенности организации выездной выставки вызывают трудности и в самом процессе ее создания. Так, большая часть из них связана с недостатком средств у принимающего музея, ведь именно на его плечи ложатся все расходы по транспор-
23 О порядке выдачи разрешительных документов на зарубежные выставки: письмо МК РФ от 12 января 2018 г. № 6-01.1-39-ВА. Министерство культуры Российской Федерации. URL: https:// www.mkrf.ru/documents/o-poryadke-vydachi-razreshitelnykh-dokumentov-na-zarubezhnye-vystavki/ (дата обращения: 22.08.2019).
24 Методические рекомендации по организации выставочной деятельности в малых и средних городах субъектов Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: приложение к письму Заместителя Министра культуры РФ А. Ю. Маниловой от 20 июня 2013 г. № 63-01-39/05-АМ. Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https:// de.yanao.ru/documents/active/3769/ (дата обращения: 22.08.2019).
25 О порядке выдачи разрешительных документов на зарубежные выставки: письмо МК РФ от 12 января 2018 г. № 6-01.1-39-ВА. Министерство культуры Российской Федерации. URL: https:// www.mkrf.ru/documents/o-poryadke-vydachi-razreshitelnykh-dokumentov-na-zarubezhnye-vystavki/ (дата обращения: 22.08.2019).
26 Благодарим за предоставленные сведения сотрудников Государственного Русского музея Тамару Александровну Яковлеву и Евгению Александровну Куделину.
тировке и страхованию экспонатов27, что является коренной проблемой системы организации выставок как таковой и видится крайне несправедливым и пагубным. Кроме того, иногда принимающий музей оказывается неспособен обеспечить надлежащие условия хранения произведений в своих стенах. В конечном счете, эти проблемы могут поставить под вопрос сам факт проведения выставки, но качество уже готовой экспозиции фатально не страдает лишь от того, что она проведена не в «родном» музее. Поэтому представление о выездной выставке как о заведомо «некачественной», потерявшей «музейную специфику» и «вторичной», высказываемое исследователями, противоречит реальному положению дел.
В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что понятие выездной выставки на настоящий момент в отечественной музеологии исследовано крайне мало. Четкого определения выездной выставки не существует, что порождает некоторую неясность в отечественных музееведческих изысканиях, ведь исследователи активно пользуются данным термином. Выездная выставка рассматривается в качестве подвида музейной выставки как таковой и включается в несколько классификаций, которые, однако, содержат долю путаницы, вызванную уже упомянутым отсутствием четкой терминологии в данном вопросе. Кроме того, было выявлено, что выездная выставка имеет ряд особенностей организации, связанных с ее выездным характером, которые, по мнению некоторых исследователей, в большой степени влияют на качество создаваемой экспозиции. Однако на основе богатого опыта Русского музея можно заключить, что данное мнение не соответствует истине и потому некоторые положения теоретических исследований, рассматривающих феномен выездной выставки, по всей видимости, требуют уточнений и ждут своих исследователей.
Литература
Каулен М. Е., Сундиева А. А., Чувилова И. В. и др. (сост.). 2009. Словарь актуальных музейных терминов. Музей (5): 47-68.
Мазный Н. В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. 1997. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М.: [Б. и.].
Шулепова Э. А. (ред.). 2005. Основы музееведения. Учеб. пособие. М.: Едиториал УРСС.
Юренева Т. Ю. 2004. Музееведение. Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект.
Статья поступила в редакцию 25 декабря 2019 г., рекомендована к печати 10 февраля 2020 г.
Контактная информация:
Литвин Татьяна Анатольевна — канд. искусствоведения; [email protected] Рубанцева Елизавета Витальевна — студент; [email protected]
27 Проект договора об оказании услуги по предоставлению произведений из собрания Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Русский музей» с целью экспонирования на выставке «Сказки в произведениях русских художников», проводимой в залах Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной художественный музей». Документ не опубликован, предоставлен сотрудником Государственного Русского музея.
Offsite exhibitions as an object of theory of museology: Based on experience of State Russian Museum
T. A. Litvin, E. V. Rubantseva St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Litvin T. A., Rubantseva E. V. 2020. Offsite exhibitions as an object of theory of museology: Based on experience of State Russian Museum. The Issues of Museology 11 (1): 15-24. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.102 (In Russian)
Modern offsite exhibition as a practical way to realize mobility of museums' collections is constantly requiring of domestic museologists renewed analysis. This article tells about museologi-cal literature where reliable definitions of offsite exhibition are given, collects sayings about offsite exhibition of such a significant Russian museology theorists as T. Yu. Yureneva, N. V. Maznyi, T. P. Poliakov, E. A. Shulepova, etc., and also inquiries into their innovative approach to the classification of exhibitions on the kinetic principle. During the analysis of geographical and economical aspects of organizing offsite exhibitions by Russian museums, authors designate main legislative acts, presidential decrees, methodological recommendations of Ministry of Culture, inner museum's instructions that regulate export of art works from one Russian region to another. Relying on this theoretical and source base, the researches carry out a complex analysis of the State Russian museum's activities on organizing intermuseum projects in cooperation with regional museums. Specifying and analysing offsite exhibitional projects realized by the State Russian museum in recent years ("Russia" program, 2003; project "Cultural and Exhibition Centres of the Russian Museum", which became the finalist of the competition program of the festival "Intermuseum-2019") authors emphasize the positive role of the Consulting and Methodological Centre of Art Museums of the Russian Federation organized at the Russian Museum in 1974. Eventually authors conclude that active work of the State Russian museum in organizing offsite exhibitions promotes building of close contact between the centre and the regions, provides access to cultural values for all Russian citizens. Moreover, it helps to overcome the divide between museums of capitals and museums of other cities, as well as different imperfections in regional museums' work. Overall, the article is noticeably renewing existing domestic museological studies on this theme and suggests readers the most recent information.
Keywords: offsite exhibition, theory of museology, classification of exhibitions, inter-museum cooperation, the State Russian Museum, regional museum.
References
Kaulen M. E., Sundeeva A. A., Chuvilova I. V. et al. (comp.) 2009. Dictionary of Current Museum Terms.
Muzei (5): 47-68. (In Russian) Maznyi N. V., Poliakov T. P., Shulepova E. A. 1997. Museum Exhibition: History, Problems, Prospects. Moscow:
[without publ.] (In Russian) Shulepova E. A. (ed.). 2005. Fundamentals of Museology. Tutorial. Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian) Yureneva T. Yu. 2004. Museology. High school textbook. 2nd ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
Received: December 25, 2019 Accepted: February 10, 2019
Authors' information:
Tatyana A. Litvin — PhD in History of Arts; [email protected] Elisaveta V. Rubantseva — Student; [email protected]