Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ: НОВЫЕ ДИСКУССИИ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ: НОВЫЕ ДИСКУССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
678
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / АССОЦИАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ / ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / LITERARY MUSEUM / MUSEUM WORK / MUSEOLOGY / ASSOCIATION OF LITERARY MUSEUMS / LITERARY HERITAGE / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / MUSEUM COLLECTION / MUSEUM PRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балаш Александра Николаевна

В статье рассматривается сборник материалов научной конференции, состоявшейся в 2018 г. под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России при поддержке Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля. Данная публикация проанализирована как этапная для отечественных литературных музеев попытка определения векторов дальнейшего развития, как важный опыт координации интеллектуальных усилий практиков музейной работы и музейных исследователей. Выявлены общие подходы авторов сборника к анализу истории развития литературных музеев, к определению специфических особенностей их фондовых коллекций. Отмечается тенденция перехода от традиционных музеографических описаний к исследованиям специфики музейной интерпретации биографии и творчества писателя, методов представления литературных произведений в музейной экспозиции. Важной является постановка вопроса о роли музеев в динамике современного литературного процесса и художественной культуры в целом. Материалы по конкретным литературным музеям позволяют сделать вывод о том, что активизация их участия в развитии региональной культуры основывается на углублении понимания сущности литературного наследия и его созидательного потенциала. Дискуссия по проблемам литературного наследия, его материальной и нематериальной составляющей рассматривается как один из стимулов поиска новых форм презентации музейных коллекций и взаимодействия с музейной аудиторией. Показано, что преодоление локального институционального опыта является необходимым этапом в развитии литературных музеев. Позитивная роль в этом движении, в том числе на уровне координации исследовательских ресурсов, может принадлежать профильной музейной Ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY MUSEUMS: NEW DISCUSSIONS

The author of the article reviews the proceedings of a scientific conference held in 2018 by the Association of Literary Museums at the Union of Museums of Russia (with the participation of the V. I. Dahl State Museum of History of Russian literature). The conference proceedings are considered as an important step made by Russian Literary museums toward defining the venues for their further development, as well as an attempt to coordinate intellectual contributions by the employees involved in practical museum work and museum researchers. The author stresses the unanimity of the proceeding’s contributors in their approach to the history of literary museums, to the determination of the specific features of their fund’s collections and the principles of their acquisition. Going beyond traditional museographic descriptions is analyzed in the discussion of methods and forms of a museum’s interpretation of the biography and work of the writer, presentation of the author’s texts by means of museum expositions and in museum educational programs. It is important to raise the question of the role of museums in the dynamics of the modern literary process and artistic culture. The author analyzes the concepts of literary heritage, both its material and intangible parts, which the contributors to the proceedings regard as a resource for further development and exploration of new formats for presentation and intercommunication with the museum audience. It is shown that overcoming the local institutional experience is a necessary stage in the development of literary museums. The Association of Literary museums can play a positive role in such development, in particular, by coordinating research.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ: НОВЫЕ ДИСКУССИИ»

УДК 069.01

Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 2

Литературные музеи: новые дискуссии

А. Н. Балаш

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2

Для цитирования: Балаш А. Н. 2020. Литературные музеи: новые дискуссии. Вопросы музеологии, 11 (2), 157-167. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.202

В статье рассматривается сборник материалов научной конференции, состоявшейся в 2018 г. под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России при поддержке Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля. Данная публикация проанализирована как этапная для отечественных литературных музеев попытка определения векторов дальнейшего развития, как важный опыт координации интеллектуальных усилий практиков музейной работы и музейных исследователей. Выявлены общие подходы авторов сборника к анализу истории развития литературных музеев, к определению специфических особенностей их фондовых коллекций. Отмечается тенденция перехода от традиционных музеографических описаний к исследованиям специфики музейной интерпретации биографии и творчества писателя, методов представления литературных произведений в музейной экспозиции. Важной является постановка вопроса о роли музеев в динамике современного литературного процесса и художественной культуры в целом. Материалы по конкретным литературным музеям позволяют сделать вывод о том, что активизация их участия в развитии региональной культуры основывается на углублении понимания сущности литературного наследия и его созидательного потенциала. Дискуссия по проблемам литературного наследия, его материальной и нематериальной составляющей рассматривается как один из стимулов поиска новых форм презентации музейных коллекций и взаимодействия с музейной аудиторией. Показано, что преодоление локального институционального опыта является необходимым этапом в развитии литературных музеев. Позитивная роль в этом движении, в том числе на уровне координации исследовательских ресурсов, может принадлежать профильной музейной Ассоциации. Ключевые слова: литературные музеи, музейное дело, музееведение, Ассоциация литературных музеев, литературное наследие, нематериальное культурное наследие, музейная коллекция, музейная презентация.

Тенденция к увеличению числа профессиональных музейных сообществ, как в контексте институциональных инициатив, так и в качестве неформальных проектов, стала характерной чертой современности. И если временные неформальные сообщества, созданные для решения конкретных задач, кажутся эффективной и мобильной формой музейных взаимодействий, то оправданность появления новых институциональных организаций в условиях функционирования уже сложившихся профессиональных структур требует значимых оснований и масштабных планов развития, а затем и систематической деятельности, подтверждающей целесообразность их существования.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

Одной из таких новых организаций стала Ассоциация литературных музеев, которая возникла в 2015 г. на правах секции Союза музеев России и объединила в своем составе крупнейшие литературные музеи, мемориальные музеи и музеи-заповедники, связанные с жизнью и деятельностью писателей. Целями Ассоциации были объявлены «содействие консолидации и координации деятельности литературных музеев страны, обмен опытом и расширение профессиональных связей, создание системы взаимного информационного обеспечения»1. Данный материал не претендует на всесторонний анализ первого пятилетнего периода в жизни Ассоциации, за который был организован ежегодный профессиональный форум, проведен ряд круглых столов и конференций, а также несколько межмузейных, в том числе передвижных, выставочных проектов. В фокусе нашего внимания окажется лишь один, но все же определяющий, аспект ее деятельности — научный потенциал новой организации, который раскрывается благодаря инициативному кураторскому участию Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, а также привлечению к сотрудничеству научно-исследовательских центров и вузовских кафедр, в том числе в области музеологии и музейного дела.

Первым проектом такого межмузейного и междисциплинарного сотрудничества стала энциклопедия «Литературные музеи России»2, работа над которой продолжается в настоящее время. Другое значимое событие связано с изданием научного сборника «Литературные музеи в контексте истории и культуры» (2019). В этот сборник вошли материалы одноименной конференции3, проведенной Ассоциацией в рамках ХХ Международного фестиваля «Интермузей» в 2018 г. Именно эта публикация, пополнившая библиографию профильных музееведческих исследований, и окажется в центре нашего внимания. Рассматривая собранные здесь статьи, постараемся ответить на следующие вопросы: дают ли опубликованные материалы представление о состоянии современных исследований литературных музеев; в какой мере преодолевается здесь традиционный для этой предметной области музеографический подход; какие проблемные зоны обозначаются как наиболее важные и сложные, требующие особого внимания музейщиков? Интересно будет также оценить результаты, к которым приводит привлечение и соотнесение в одном дискурсивном поле позиций музейных практиков и вузовских исследователей.

Структура сборника отражает концепцию его составителей, разделивших материалы на четыре тематических блока: «История музейных институций в XX и XXI вв.», «Рукопись — книга — писатель — музей», «Писательские репутации: биографический канон — музейные презентации — экскурсионный нарратив», «Литературно-мемориальные музеи: хранители традиций или активные участники современного литературного процесса». В этих формулировках выразилось стремление соотнести литературный процесс как область творчества и литературный музей как одну из форм его фиксации и репрезентации.

1 Ассоциация литературных музеев. Государственный музей истории российской литературы имени В. И.Даля. URL: https://goslitmuz.ru/projects/174/2361/ (дата обращения: 14.07.2020).

2 Энциклопедия «Литературные музеи России». Государственный музей истории российской литературы имени В. И.Даля. URL: https://www.goslitmuz.ru/science/191/584/ (дата обращения: 14.07.2020).

3 Программа конференции опубликована. См.: Всероссийская научная конференция «Литературные музеи в контексте истории и культуры». URL: https://goslitmuz.ru/science/190/6599/ (дата обращения: 14.07.2020).

В то же время на обсуждение были вынесены вопросы институционального статуса и истории литературных музеев, дискуссия об особенностях их коллекций в связи с развитием профильных наук, а также в контексте социокультурных взаимодействий и общественных ожиданий. Важно, что внимание уделялось не только музеям, связанным с историей русской литературы, но и тем региональным институциям, которые вовлечены в сохранение и развитие литературы на языках народов России. В силу непосредственной взаимосвязи всех названных тем авторам достаточно трудно было локализовать свое внимание только на одной из возможных проблем, поэтому структура сборника и соотнесение с ней отдельных статей выглядят в некоторой степени условными вехами, тогда как авторские материалы затрагивают многие или почти все вопросы, обозначенные к дискуссии.

Не случайно сборник начинается очерком истории пушкинских музеев директора Всероссийского музея А. С. Пушкина С. М. Некрасова. Процесс коммеморации личности и литературного наследия Пушкина в XIX в. и история создания Всероссийского музея Пушкина прослеживаются до празднования 200-летнего юбилея поэта в 1999 г.; сводная таблица «Хроника музейной пушкинианы»4 позволяет упорядочить представленные события. Материалы статьи подтверждают высказанные прежде мнения других исследователей о том, что литературные музеи возникают вследствие формирующейся общественной потребности в мемориализации5. Также показана ключевая роль памяти об А. С. Пушкине в истории возникновения и развития литературных музеев в нашей стране.

Попытка концептуальной интерпретации процессов формирования и развития литературных музеев представлена в статьях многих авторов — участников сборника. Такой подход позволяет преодолевать прагматический уровень музео-графических описаний, изучать общие предпосылки возникновения и развития литературных музеев. С этих позиций рассматривается феномен мемориального места, связанного с писателем, сохранение которого становится прецедентом для создания музея6. Значимой является координация деятельности литературных музеев с другими способами коммеморации, в том числе с установлением памятников и мемориальных досок писателям7. Также отмечена глубокая связь литературных музеев с литературным краеведением, которая позволяет им активно участвовать в формировании локального культурного пространства.

Ключевая роль предметных коллекций — мемориальных предметных комплексов, связанных с личностью и жизненным миром писателя, — в создании и деятельности литературного музея закономерно оказалась в фокусе внимания многих авторов сборника. В статьях Е. И. Ерисановой о музее Б. Л. Пастернака и О. О. Кузовлевой о доме-музее В. Хлебникова показана амбивалентность возможных ситуаций: создание музея позволило вернуть в Астрахань семейные реликвии Хлебниковых8, сохранение аутентичного контекста и личных вещей поэта способствовало решению об открытии музея Пастернака в Переделкино9.

4 Некрасов, 2019. С. 22-23.

5 Купцова, 2011; Мастеница, 2017. С. 108-109.

6 Пономарева, 2019. С. 26, 31; Робинов, 2019. С. 91-93.

7 Робинов, 2019. С. 94.

8 Кузолева, 2019. С. 99-100.

9 Ерисанова, 2019. С. 61.

Предметные коллекции, мемориальные комплексы в литературных музеях, безусловно, могут рассматриваться как стимул развития, возможность осуществления экспозиционной и научной деятельности музея, в чем еще раз убеждает материал по «Хлебниковской коллекции»10. В случае исчерпывающей полноты сохранившегося предметного ряда возникает сложный вопрос о его реинтерпретации в музее, примером чему является опыт музеефикации дачи Пастернака11. Но чаще всего в связи с неизбежной фрагментарностью и лакунами в предметном материале при создании музейных экспозиций возникает ситуация выбора: фокусировка на единичных мемориях и неизбежная мера условности в решении экспозиционного пространства в целом, либо иллюзия достоверности типологической предметной среды и размывание статуса мемориальных вещей. Материалы сборника демонстрируют практически весь спектр существующих решений, каждый раз возвращаясь к вопросу об аутентичности сохраняемых и экспонируемых предметов, а также всего мемориального пространства.

Классические подходы представлены в статье И. Е. Захаровой об использовании коллекции фамильных меморий в музейной интерпретации интеллектуальной биографии Н. Г. Чернышевского12, а также в материале по истории музея-заповедника «Тарханы» Т. М. Мельниковой. Здесь обозначены типичные для многих отечественных литературных музеев обстоятельства воссоздания мемориальных объектов, их наполнение аутентичными предметами и историческими аналогами13. Какова роль предметности и осмысления памяти места, насколько взаимосвязаны эти позиции, что происходит, когда они расходятся или оказываются утраченными, — работают ли в пространстве литературного музея подобные отрицательные величины? Возможно, наиболее подробно на эти вопросы отвечает статья И. П. Бородиной об опыте создания и представления предметно-пространственной инсталляции «Американский кабинет Иосифа Бродского» в музее А. А. Ахматовой в Санкт-Петербурге. Преодоление материальности мира вещей в литературном творчестве показано здесь как содержательная основа музейной презентации14, когда «принадлежавшие поэту вещи продолжают существовать в его текстах»15.

Анализируя связь коллекций и экспозиций, многие авторы приходят к мысли о том, что «внебытовая жизнь»16 литератора и созданных им текстов не может и не должна быть заслонена вещами, привычной музейной предметностью, что существенно корректирует подходы к созданию экспозиций, в которых до настоящего времени сохраняется особый пиетет к материальности меморий, реликвий и практика создания развернутых предметных комментариев. Каковы возможные альтернативы — на этот вопрос можно будет ответить лишь после подробного исследования деятельности целого ряда активно развивающихся и открытых к экспериментальным идеям отечественных литературно-мемориальных музеев, привлекая

10 Кузолева, 2019. С. 99-101; Мамаев и др., 2013.

11 Ерисанова, 2019. С. 63-65.

12 Захарова, 2019. С. 155-160.

13 Мельникова, 2019. С. 292-294, 303-305.

14 Бородина, 2019. С. 215.

15 Выставка «Иосиф Бродский. Метафора, которая близка», 2017. Музей А. Ахматовой. URL: https://akhmatova.spb.ru/events/online/iosif-brodskij-metafora-kotoraya-blizka/ (дата обращения: 15.07.2020).

16 Кузовлева, 2019. С. 100.

для сравнительного анализа существующий мировой опыт. В статье Т. Раншаковой сделана попытка начать разговор об этой сложной теме17.

Закономерно, что в фокусе внимания авторов сборника оказываются музее-фикация, изучение и актуализация материалов, определяющих профильную специфику деятельности литературных музеев, и прежде всего — библиотеки писателей. Статья Г. В. Алексеевой, в которой этот вопрос рассматривается на материале музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», представляет классическую методику анализа личного книжного собрания как музейной коллекции18. Статья Г. И. Колосовой о судьбе и ценности коллекции Музея книги, созданного на базе Научной библиотеки Томского государственного университета, ставит вопрос о выделении личных библиотек писателей в составе более сложной книжной коллекции19. Параллельно возникает и другая, дополнительная тема — музей книги, особенности его формирования и актуализации в деятельности научной библиотеки. (В целом выставочная практика современных библиотек и перспективы ее развития заслуживают дальнейшего более пристального исследования.)

Менее развернутой оказалась проблема изучения авторских рукописей и архивов; в то же время в статье Е. Р. Матевосян на примере деятельности архива М. А. Горького тщательно анализируется вопрос об экспонировании архивных документов в их соотнесении с другими вещественными и изобразительными материалами20. Это исследование продолжает профессиональную дискуссию о методах показа документов, которая в настоящее время приобрела особое значение в контексте создания и деятельности музеев памяти и кризисного наследия. Специфическим для литературных музеев и более академичным является предлагаемое здесь же обсуждение методов музейной актуализации переписки и автографов писателей.

В целом ревизия опыта работы литературных музеев с вещественными артефактами, архивными материалами и книжными собраниями, с автографами и рукописями писателей никак не может быть названа завершенной. Наоборот, она обретает новый смысл именно сегодня, когда при построении литературной экспозиции основные усилия специалистов все более осознанно направлены на «визуализацию контекстов и подтекстов литературно-художественного текста»21. При этом сама экспозиция под влиянием опыта экранного виртуального присутствия трансформируется в «выбеленное пространство, в котором кажутся невесомыми раритетные вещи», превращается «в белый лист, покрытый письменами... воспоминаниями, стихотворными строками... словно наполняется голосами»22. В материалах сборника данная тенденция с позиций музейной социологии подтверждается Л. С. Именновой, которая отмечает, что «в настоящее время музейная аудитория все более проявляет стремление к обращению с экспозицией как с гипертекстом, с определенной свободой выбора объектов осмотра, получения о них дополнительной информации»23. Все более активно на эту потребность откликаются электрон-

17 Раншакова, 2019. С. 235-237.

18 Алексеева, 2019. С. 120-121.

19 Колосова, 2019. С. 171-172.

20 Матевосян, 2019.

21 Андреева, 2016. С. 204.

22 Виртуальный тур по квартире Марины Цветаевой. Дом-музей Марины Цветаевой. URL: https://www.dommuseum.ru/museum/memorial (дата обращения: 15.07.2020).

23 Именнова, 2019. С. 272.

ные музейные каталоги, которые становятся новой площадкой репрезентации, их материалы используются для создания виртуальных выставочных проектов24.

Представленный экспериментальный музейный опыт еще раз убеждает в том, что все происходящие изменения возможны только потому, что в основе их неизменно оказывается авторский текст, и именно его звучание придает аутентичность и уникальность пространству литературного музея25, всем создаваемым в нем новым практикам и контекстам. Прочтение авторских художественных текстов с привлечением практик современного искусства становится одним из перспективных направлений в развитии литературных музеев, позволяет формировать вокруг них новые мобильные культурные сообщества. На страницах сборника эта тенденция ярче всего показана в статье Е. И. Ерисановой и не случайно определяется здесь как «опыт, которым хочется делиться»26. Другая грань этой тенденции — взаимодействие с новейшим литературным процессом, стремление зафиксировать его средствами музейного кураторского проекта, — обозначена в статье Ю. В. Цветкова27.

Статьи сборника показывают общую тенденцию — постепенную трансформацию литературных музеев от музеев меморий к центрам, в которых литературные традиции, творчество конкретного писателя и его жизненный мир представляются как источник развития региональной и национальной культуры, межкультурных взаимодействий. В связи с этим внимание многих авторов было привлечено к понятию культурного ландшафта, которое использовалось не только для анализа деятельности музеев-заповедников, но и региональных литературно-мемориальных музеев. Наряду с устоявшимися подходами, некоторые материалы представляют осмысление неординарного опыта, который претендует на существенное изменение локального культурного ландшафта, восстановление прерванных традиций28.

Важное место в сборнике принадлежит статьям теоретического плана, которые были подготовлены сотрудниками музейных кафедр и по замыслу составителей оказались размещенными в различных тематических разделах. В целом все эти материалы нацелены на то, чтобы сформулировать концептуальные основы и наметить пути дальнейшего развития литературных музеев. Так, А. А. Никонова и Е. В. Яновская сфокусировали свое внимание на содержании понятия «литературное наследие», которое как «феномен современности участвует в процессе сохранения и воспроизведения кодов культуры»29. По мнению исследователей, литературное наследие относится к интеллектуальной, и даже к элитарной, части культуры, а его трансляция способствует сохранению институциональных основ музея в современном обществе.

Рассматривая литературное наследие как совокупность «материального и нематериального»30, авторы отмечают ускользание последнего аспекта в деятельности многих отечественных литературных музеев. Выявленная проблема существенна еще и потому, что именно потенциал литературных музеев в раскрытии

24 История одного предмета. Дом-музей Марины Цветаевой. URL: https://www.dommuseum.ru/ museum/collections/exponat/ (дата обращения: 15.07.2020).

25 Андреева, 2016. С. 204.

26 Ерисанова, 2019. С. 60.

27 Цветков, 2019.

28 Степанова, Степанов, 2019. С. 358-360.

29 Никонова, Яновская, 2019. С. 317.

30 Там же. С. 312.

представляемого ими нематериального наследия позволяет уточнить и осмыслить специфику демонстрации предметного мира писателя и литературной эпохи. Если обозначенные взаимосвязи нарушены, то «статус и материального литературного наследия в мемориально-литературном музее снижен, поскольку нет никакой разницы в методах показа и рассказа с иными мемориальными музеями»31. Эта очень важная и актуальная мысль позволяет искать новые пути работы в мемориальных и литературных экспозициях. В то же время понятийный аппарат, разработанный в данной статье, непосредственно связан с подготовкой музеологического блока энциклопедии «Литературные музеи России» и может быть назван его научной апробацией32.

В статье Е. Н. Мастеницы на концептуальном уровне обсуждается судьба текстов и литературного наследия в эпоху экранной культуры. Развернутый анализ «визуальной гиперинформированности»33 современного человека — читателя и посетителя литературного музея — приводит к выводам о том, что в создании экспозиций следует учитывать сложившийся в гуманитарном знании опыт чтения и восприятия текстов культуры как открытых структур, в связи с чем особое значение обретает активная читательская и зрительская позиция. Автор предлагает задуматься о множественности вариантов экспонирования и презентации наследия в литературных музеях, обосновывает необходимость сменить точку зрения, отойти от традиционной дихотомии литературных и мемориальных экспозиций, уязвимость которой также обозначена в статье Т. В. Раншаковой34, быть активнее в поисках альтернативных вариантов экспозиционных решений и новых форм работы литературного музея со своей аудиторией.

В то же время принципиально важная задача «представить литературе прошлых эпох возможность жить в современном контексте»35 реализуется не только в области визуального восприятия, но и в различных формах непосредственного взаимодействия, обретения нового опыта прочтения авторского текста в музейном пространстве. Как уже было отмечено, практические шаги в этом направлении обозначены в некоторых статьях сборника, тогда как другие его материалы показали необходимость все более активного распространения новых идей и подходов, расширения влияния экспериментальных практик для обновления деятельности литературных музеев в целом.

Подводя итоги и стремясь ответить на вопросы, обозначенные в начале статьи, хочется сказать, что материалы сборника «Литературные музеи в контексте истории и культуры» свидетельствуют о приближении важного этапа в развитии литературных музеев нашей страны, о все более расширяющихся поисках новых форм работы и решений, выходящих за грани традиционных схем. Исторический опыт, его обобщение и осмысление, позволяет отчетливее увидеть современные проблемы и перспективы дальнейшего развития. Однако это становится возможным только в том случае, если удается взглянуть за границы локальной музейной

31 Там же. С. 313.

32 В ГМИРЛИ обсудили статьи будущей энциклопедии «Литературные музеи России». URL: https://goslitmuz.ru/news/159/9468/ (дата обращения: 14.07.2020).

33 Мастеница, 2019. С. 44.

34 Раншакова, 2019. С. 228, 237.

35 Мастеница, 2019. С. 55.

институции, что пока получается далеко не у всех исследователей. Плодотворным является опыт тех музеев, которые оказались более открыты к переменам и смогли представить не описание, а именно анализ пройденного пути, с тем чтобы он стал доступен для других.

Материалы сборника позволяют предположить, что перспективное направление практического опыта и концептуальных поисков будет связано с определением статуса нематериального литературного наследия в музее. Этот подход сделает более целенаправленной разработку специфичных и креативных форм взаимодействия литературных музеев со своей аудиторией, позволит активнее привлекать современные художественные практики для моделирования и представления творческих процессов создания и функционирования литературных текстов.

Можно надеяться, что к возникшему диалогу все активнее будут привлекаться музейные специалисты, работающие с экспериментальными и междисциплинарными проектами. В то же время большое значение имеет продолжение диалога с академическими и вузовскими специалистами, когда концептуальные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники музеев и музейные исследователи, оказываются предметом совместного обсуждения и соизмерения позиций. Существенно, что подобные интеграционные процессы начались в литературных музеях, и важно, чтобы научные исследования под эгидой Ассоциации были продолжены.

Литература

Алексеева Г. В. 2019. Личная библиотека Л. Н. Толстого как музейная коллекция и как объект научных исследований. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 116-125. Андреева И. В. 2016. Визуализация литературного произведения средствами музейной экспозиции. От года литературы — к веку чтения. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры: 200-223.

Бородина И. П. 2019. Музейный предмет в литературном музее (на примере экспозиции «Американский кабинет Иосифа Бродского» в Государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме). Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 214-227. Ерисанова И. Е. 2019. Музей в развитии: опыт, которым хочется делиться. Литературные музеи

в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 60-71. Захарова И. Е. 2019. Создание образа семьи посредством использования предметного ряда личных вещей, представленных в экспозициях литературно-мемориального музея Н. Г. Чернышевского. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 153-161.

Именнова Л. С. 2019. Музейные социологические исследования и практика их проведения в литературных музеях. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 257-273. Колосова Г. И. 2019. Музей книги Научной библиотеки Томского государственного университета: литературно-художественный аспект. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 169-182. Кузолева О. О. 2019. Дому-музею Велимира Хлебникова — 25 лет: основные этапы и перспективы развития. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 98-109.

Купцова О. Н. 2011. Первые русские литературные музеи: опыт мемориализации. Дом-музей писателя: история и современность. XI Гоголевские чтения. URL: http://domgogolya.ru/science/ researches/1373/ (дата обращения: 29.06.2020).

Мамаев А. А., Кузолева О. О., Емелина М. В. 2013. «Хлебниковская коллекция» Дома-музея Велимира Хлебникова. М.: Голден-Би.

Мастеница Е. Н. 2019. Литературный музей в контексте визуальной культуры. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 44-60.

Мастеница Е. Н. 2017. Литературные музеи России: генезис и эволюция. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 2: 108-111.

Мельникова Т. М. 2019. История создания музея-заповедника «Тарханы». Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 288-305.

Матевосян Е. Р. 2019. Архивный документ в музейной экспозиции. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 132-139.

Некрасов С. М. 2019. Всероссийский музей А. С. Пушкина: повороты судьбы в ХХ в. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 10-24.

Никонова А. А., Яновская Е. В. 2019. Статус литературного наследия в музее и формы его презентации. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 305-318.

Пономарева Г. Б. 2019. Традиции, преемственность, поиск: московский музей Ф. М. Достоевского в контексте отечественной культуры. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 24-35.

Раншакова Т. В. 2019. «И трудно сказать, где кончалась литература и где начиналась жизнь»: к проблеме интерпретации литературного наследия в Музее. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 227-238.

Робинов О. Ю. 2019. «Genius loci». История создания Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 91-98.

Степанова О. Н., Степанов М. А. 2019. Литературно-этнографический музей им. Ортьё Степанова — возвращение в родовые места. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 355-361.

Цветков Ю. В. 2019. Опыт музеефикации недавнего прошлого. По материалам выставки «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990-2000-х». Литературные музеи в контексте истории и культуры. Сб. статей. М.: Литературный музей: 207-214.

Статья поступила в редакцию 17 августа 2020 г.; рекомендована к печати 28 сентября 2020 г.

Контактная информация:

Балаш Александра Николаевна — д-р культурологии, доц.; [email protected]

Literary museums: New discussions

A. N. Balash

St. Petersburg State Institute of Culture,

2, Dvortsovaya nab., St. Petersburg, 191186, Russian Federation

For citation: Balash A. N. 2020. Literary museums: new discussions. The Issues of Museology 11 (2),

157-167. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.202 (In Russian)

The author of the article reviews the proceedings of a scientific conference held in 2018 by the Association of Literary Museums at the Union of Museums of Russia (with the participation of the V. I. Dahl State Museum of History of Russian literature). The conference proceedings are considered as an important step made by Russian Literary museums toward defining the venues for their further development, as well as an attempt to coordinate intellectual contributions by the employees involved in practical museum work and museum researchers. The author stresses the unanimity of the proceeding's contributors in their approach to the history

of literary museums, to the determination of the specific features of their fund's collections and the principles of their acquisition. Going beyond traditional museographic descriptions is analyzed in the discussion of methods and forms of a museum's interpretation of the biography and work of the writer, presentation of the author's texts by means of museum expositions and in museum educational programs. It is important to raise the question of the role of museums in the dynamics of the modern literary process and artistic culture. The author analyzes the concepts of literary heritage, both its material and intangible parts, which the contributors to the proceedings regard as a resource for further development and exploration of new formats for presentation and intercommunication with the museum audience. It is shown that overcoming the local institutional experience is a necessary stage in the development of literary museums. The Association of Literary museums can play a positive role in such development, in particular, by coordinating research.

Keywords: literary museum, museum work, museology, Association of Literary Museums, literary heritage, intangible cultural heritage, museum collection, museum presentation.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alekseeva G. V. 2019. Leo Tolstoy's personal library as a museum collection and as an object of academic research. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 116-125. (In Russian)

Andreeva I. V. 2016. Visualization of a literary work by means of a museum exhibition. Otgoda literatury — k veku chteniia. Chelyabinsk: Cheliabinskii gosudarstvennyi institut kul'tury Publ.: 200-223. (In Russian)

Borodina I. P. 2019. Museum object in the Litarary museum exposition of the "Joseph Brodsky American Study" in Anna Akhmatova State Literary Memorial Museum at the Fountain House. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 214-227. (In Russian) Erisanova I. E. 2019. Museum in development: experience that you want to share. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 60-71. (In Russian) Imennova L. S. 2019. Museum sociological research and practice of its conducting in Literary museums. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 257-273. (In Russian) Kolosov G. I. 2019. Museum of the Book in Scientific Library of Tomsk State University: literary and artistic aspect. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 169-182. (In Russian)

Kuptsova O. N. 2011. The First Russian Literary Museums: The Experience of Memorialization. Dom-muzei pisatelia: istoriia i sovremennost'. XI Gogolevskie chteniia. Available at: http://domgogolya.ru/science/ researches/1373/ (accessed: 29.06.2020). (In Russian) Kuzoleva O. O. 2019. 25th anniversary of the Velimir Khlebnikov House-Museum: the main stages and development prospects. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 98-109. (In Russian) Mamaev A. A., Kuzoleva O. O., Emelina M. V. 2013. "Khlebnikov collection" of the Velimir Khlebnikov House-

Museum. Moscow: Golden-Bi Publ. (In Russian) Mastenitsa E. N. 2017. Literary museums of Russia: genesis and evolution. Vestnik Sankt-Peterburgskogo

gosudarstvennogo instituta kul'tury: 2: 108-111. (In Russian) Mastenitsa E. N. 2019. Literary Museum in the context of visual culture. Literaturnye muzei v kontekste istorii

i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 44-60. (In Russian) Matevosyan E. R. 2019. Archival document in a museum exhibithion. Literaturnye muzei v kontekste istorii

i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 132-139. (In Russian) Melnikova T. M. 2019. The history of the creation of the Tarkhany Museum-Reserve. Literaturnye muzei v

kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 288-305. (In Russian) Nekrasov S. M. 2019. National Pushkin Museum: the turning points of its history. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 10-24. (In Russian) Nikonova A. A., Yanovskaya E. V. 2019. Status of literary heritage in a museum and its presentation forms. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 305-318. (In Russian)

Ponomaryova G. B. 2019. Traditions, succession, search: the Dostoevsky Flat Museum in Moscow in the context of Russian culture. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 24-35. (In Russian)

Ranshakova T. V. 2019. "And it is hard to say where literature ended and where life began": the problem of interpreting the literary heritage in the Museum. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 227-238. (In Russian) Robinov O. Yu. 2019. "Genius loci". History of the "Gogol House — Memorial Museum and Research Library". Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 91-98. (In Russian)

Stepanova O. N., Stepanov M. A. 2019. Literary and Ethnographic Museum named after Ortjo Stepanov — return to ancestral place. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 355-361. (In Russian) Tsvetkov Y. V. 2019. Experience of Museumification of the Recent Past. Based on the materials of the exhibition "Literary Atlantis: Poetic Life of the 1990-2000s". Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 207-214. (In Russian) Zakharova I. E. 2019. Creating an image of the family using personal items, presented in the exposition of the N. G. Chernyshevsky Literary Memorial Museum. Literaturnye muzei v kontekste istorii i kul'tury. Moscow: Literaturnyi muzei Publ.: 153-161. (In Russian)

Received: August 17, 2020 Accepted: September 28, 2020

Author's information:

Aleksandra N. Balash — Dr. Sci. in Cultural Studies, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.