Научная статья на тему 'Музейная коммуникация в контексте исторической культуры современного школьника'

Музейная коммуникация в контексте исторической культуры современного школьника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
74
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная коммуникация в контексте исторической культуры современного школьника»

Нуттунен Е.А. ©

Старший преподаватель и аспирант кафедры социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Сегодня проблема исторического образования школьников стала предметом повышенного общественного внимания. Изменения информационной среды, ценностных ориентаций все это осложняет восприятие исторической информации в новых условиях. Это требует разработки новых подходов в определении требований к историческому образованию, а шире к формированию исторической культуры. Развитие ребенка, как личности изначально связано с освоением ценностей культуры. История это процесс использования образцов ценностных отношений прошлого, а историческая культура содержит в себе не только моральные принципы и нравственные нормы истории, но и историю художественного, литературного творчества, историю религии, образцы духовной жизни.

Связь исторической культуры перед обществом лежит в сфере ответственности: воспитания отношения к историческому прошлому как ценности, к ответственности перед современным обществом и личностью, перед потомками.

Музеи обладают значительным консолидирующим потенциалом в силу хранимых в них коллекций, являющихся общечеловеческим достоянием. Музей, по мнению Н.Ф.Федорова, -это объединение интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по-настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. А память остается постольку, поскольку живы вещи, оставленные человеком, несущие след личности и создателя, и владельца. Они могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием, а с развитием знаний о мире - необходимым элементом физического воскрешения, так как, «воссоздавая других, мы воссоздаем себя»[1].

Значение музея как института хранения социальной памяти и механизма формирования ценностно-смысловых основ исторического сознания огромно. Музей призван в своих экспозициях иллюстрировать соответствие исторических событий, знаний, который отбирает, хранит и в доступной форме экспонирует реальные свидетельства человеческой цивилизации. «Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей - памяти народа в виде ее материализованных культурных форм. Форма является символом души экспоната, т.е. положительного чувственно воспринимаемого потенциала времени в виде его эталонного образа. Если музейную ценность воспринимать как высшее духовное проявление. А внешний облик предмета - как материализованную форму, то каждый музейный образ и музей в целом (как общественное явление) воспринимается как символ души культуры той или иной эпохи и народа»[2].

Образование через наследие помогает понять значение и место истории в настоящем, создает образ события или эпохи. Конкретный исторический период важно рассматривать с позиций прошлого, настоящего и будущего. История, показанная в музее, наглядна, синтезирована и более доступна для детской аудитории благодаря особому языку коммуникации. Коммуникативная модель развития современного музея предполагает наличие диалога между посетителем и музейной экспозицией. Коммуникация в музее, ориентирована на передачу информации с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей посетителя. В связи с этим требуется понимание к подходу «культурного кода». Значение музея как инструмента приобщения человека к «культурному коду» трудно переоценить. Соблюдения правил «культурного кода» гарантирует индивиду принадлежность к культурной (социальной, этнической, религиозной) общности»[3]. Отсюда ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого порождает важное ощущение, что все имеет историю, а отсюда рождается вкус к истории и развивается интерес уже за пределами школьного класса. Обращение к прошлому,

© Нуттунен Е.А., 2013 г.

интерес к истории всегда были свойственны человеку. Понимание истории - это не просто ее описание, запоминание дат и прочее; это понимание ценности исторических событий, исторических персонажей для своего времени и для нас, осознание того, чем мы обязаны предшествующим эпохам, поколениям и какую ответственность мы несем перед прошлым и будущим. Таким образом, специфика музея заключается в том, что основу всей его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и показывает. «Знание и опыт можно передавать по-разному, но ни одно учреждение не сравнится с музеями, обладающими уникальной возможностью воздействовать на все многообразие человеческих чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, даже вкус, ориентацию в пространстве. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием, они пробуждают в человеке творческое начало, и в этом нет им равных»[4].

Сегодня информационно-технологические трансформации ведут к глобальным изменениям в социокультурной сфере. Существует угроза, что в условиях всеобщей компьютеризации музей лишится своей ауры, утратит идентичность. В музее предметы, само музейное пространство, свидетельствующие о событии (явлении, факте) потенциально являются составляющими целого, т.е. репрезентациями исторического прошлого.

Музей обеспечивает связь человека и общества с историческими корнями, конструирует пространство с высоким культурным потенциалом. Музей, предоставляет условия для реализации познания истории. Музейная коммуникация создает условия для осуществления и распространения культурных смыслов и значений. Все это проявляется в демонстрации ценностей отечественной истории и культуры, в передаче национально-культурных традиций народов России, что способствуют формированию исторического сознания, развитию исторической памяти, воспитанию патриотизма.

Таким образом, музей и музейная коммуникация основана на непосредственном соприкосновении с памятниками истории и культуры, что связано с пониманием смысла собственной жизни. Очевидно, что кризис исторической науки и отсутствие единой методологии привели к тому, что музей остался единственным местом, где можно получить объективное историческое знание. В этом состоит его реальное предназначение. Музей это особое место в мировой культуре, моделирующее ее историю и эволюцию, фиксирующее неумолимый бег времени, сохраняющее память о прошлом и созидающее уникальные возможности для диалога эпох, культур, народов в контексте развития современной культуры. Знания действительной истории - ключ к познанию настоящего и предвидению будущего. «Мы должны изучать факты прошлой жизни человечества, - писал Г.В.Плеханов,- для того, чтобы открыть в них законы прогресса. Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее»[5].

Вызовом времени становится коммерциализация всех сфер культуры и музеев в частности. В этих условиях в современном обществе формируется представление о необходимости воспитания исторической культуры у молодого поколения в целях передачи позитивного исторического опыта прошлых поколений. Поскольку музей несет в себе огромный культурный, творческий, развивающий потенциал.

Своеобразными центрами культуры с точки зрения выдающегося деятеля Российской культуры Д.С.Лихачева, должны стать музеи, поскольку «история каждого из музеев - уже памятник культуры своего края». Сегодня музей считает своей задачей сохранение и обогащение идей исторической преемственности развития общества и государства как фундаментальной основы национального развития.

Музей с его предметностью и конкретностью может оказать помощь не только в понимании истории уже в раннем возрасте, но и в обретении «чувства истории». Философ Федоров Н.Ф. обратил внимание на своеобразную особенность человеческой натуры, которая выражается в потребности собирать, хранить и ко всему прочему демонстрировать памятные вещи. Это и есть сопричастность к определенным историческим событиям своей семьи, а впоследствии и своей Родины. В каждой семье есть вещи которые дороги и памятны, свидетельства знаменательных событий. «Всякий человек, - писал Н.Ф.Федоров, носит в себе музей, носит его даже против собственного желания, ибо хранение - закон коренной,

предшествовавший человеку, действовавший до него... Первая вещь, сохраненная в память об отцах, была началом музея»[6].

Можно выделить в деятельности музея ряд задач, которые направлены на воспитание исторического сознания детей, как известно, музей осуществляет связь времен. «Формирование представления об историческом времени и его движении. В музее, где связь времен предстает в своем конкретном предметном выражении, есть возможность научить, как бы видеть историю, представлять все то, что стоит за предметом, понимать, что предметы вчерашнего, да и сегодняшнего дня - определенные звенья в цепи времени;

Формирование представлений об изменчивости и преемственности системы ценностей. Поскольку в музейном предмете осуществляется связь с ценностными ориентациями людей той или иной эпохи, в музее можно проследить историческую изменчивость системы ценностей определенного времени, определенного класса. Привнося ценности прошлого в современное общество, музей способствует и формированию системы новых ценностей на их основе;

Передача знаний о происхождении и особенностях определенных этнических групп, в частности, путем популяризации и непосредственного включения современных людей в старинные обряды, ритуалы, традиции, подлинное назначение которых состоит в поддержании и развитии нравственных, морали»[7].

Музей для школьника - прежде всего мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений, и если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка начнет формироваться необходимость в получении и понимании знаний исторической культуры. Далеко не каждый ребенок за свою недолгую жизнь имеет правильное представление об истории, о тех, кто жил до нас, сознание сегодняшнего дня как части истории. Всем известно, что прошлое не исчезает бесследно. Оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Сохранить ощущение чуда и восторга при встрече с подлинными предметами у детей, воспитанных на телепередачах и репродукциях - вот задача, которую можно назвать важнейшей для музея.

В стенах музея можно сформировать линейность исторических знаний, достоверных фактов, событий, выраженное в духовных ценностях общества, все это формируют у детей правильное восприятие истории, целостное представление о вековых традициях культуры русского народа, понимание синкретичности народного художественного творчества, богатства духовной жизни. Для достижения поставленных задач важно сделать так, чтобы маленькие гости музея стали соратниками, соучастниками, собеседниками истории, воплощенной в стенах музея. Нельзя не отметить тот факт, что сегодня музей отказался от прежних жестких идеологических установок. Меняется отношение музея к аудитории, которая дифференцируется по возрастным, образовательным признакам. При разработке методологических основ содержания социокультурной деятельности краеведческого музея важно учитывать подходы и методы современного исторического познания. Наиболее эффективным для музея комплексный подход, предполагающий принцип целостного восприятия и изучения музейного объекта, интегральное понимание соотношения индивидуального, социального и общечеловеческого в общественно-историческом развитии, обнаружение внутреннего единства и взаимодействия между социально-экономическими и духовными структурами. Данный подход создает условия для развития интереса к историческому прошлому и формирования исторической культуры школьника.

Литература

1. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994. С.329.

2. Хитарова Э.И. Концепция музея в прикладной культурологии // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. СПб., С. 37-38.

3. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - М., 2008. С.23.

4. Нильсон Б, Росен Б. Экология человека и культурно-исторические музеи // Museum. - 1989. -№ 160. - С.50.

5. Историческая наука: вопросы методологии. М.: Мысль.1986.С.42.

6. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1994. - С.14-131.

7. Юхневич М.Ю. Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998. - С.20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.