Научная статья на тему 'Музейная идеология Н. К. Рериха: проблемы актуализации Рериховского наследия'

Музейная идеология Н. К. Рериха: проблемы актуализации Рериховского наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко А.А., Мельников В.Л.

The article deals with the system of N. Roerich''s views on museum studies ou which the concept of the Roerich’s museum-institute and actualization of the Roerichs heritage arc based. Considered are the object, methods and forms of museum work, culture protection in general; the social and cultural significance ofmuseum studies is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. Roerich''s ideology of museum

The article deals with the system of N. Roerich''s views on museum studies ou which the concept of the Roerich’s museum-institute and actualization of the Roerichs heritage arc based. Considered are the object, methods and forms of museum work, culture protection in general; the social and cultural significance ofmuseum studies is emphasized.

Текст научной работы на тему «Музейная идеология Н. К. Рериха: проблемы актуализации Рериховского наследия»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006. вып. 1

A.A. Бондаренко, B.JJ. Мельников

МУЗЕЙНАЯ ИДЕОЛОГИЯ Н.К. РЕРИХА:

ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ РЕРИХОВСКОГО НАСЛЕДИЯ

В статье рассмотрены особенности взглядов Н.К. Рериха на музейное дело, его предмет, методы и формы музейной практики, культуроохранную деятельность в целом, даны оценки социальной и культурной значимости этой области человеческой деятельности.

I

Основанием для создания и деятельности Музея-института семьи Рерихов в контексте комплекса проблем сохранения и актуализации Рериховского наследия служат в первую очередь взгляды самого Н.К. Рериха на музейное дело, его предмет, методы и формы музейной практики, культуроохранную деятельность в целом. Для Н.К. Рериха как автора оригинального учения о культуре Музей - ключевое звено в деле сохранения культуры в широком смысле. Музей, по Рериху, не просто собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, но, прежде всего, Обитель Муз всех родов и направлений человеческого творчества, их Союз как живое свидетельство внутреннего духовного единства людей и имманентной устремленности человека к совершенствованию и творчеству, устремленности к Прекрасному. Это - «обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их»'.

Общий критерий ценности музейных предметов и коллекций, по Рериху, - значимость для будущего. Музей представляется Рериху точкой соприкосновения человека с живой культурно-исторической традицией, опытом и тайной творчества2. Отсюда безусловная ценность и безусловное требование подлинности музейных собраний и отдельных предметов как следствие подлинности источника их создания, подлинности живого и вдохновенного творчества.

Рассматривая культуру как основу индивидуального совершенствования и общественного мироустроения, Рерих видит музей не только в качестве охранителя культурного достояния в виде музейных предметов и коллекций, но и в качестве охранителя культурного достоинства в человеке, его духовности и нравственности, его бережного и уважительного отношения к природе, внутренней и внешней, как сказали бы сейчас, окружающей среде. Музей, таким образом, становится местом взаимодействия различных общественных тенденций на основе всевмещающего понятия Культуры, и приобретает дополнительные социокультурные функции. У Рериха отчетливо просматриваются идеи будущих концепций интегрированного музея, экомузея, предвосхищаются положения «новой музеологии».

© A.A. Бондаренко, B.JI. Мельников, 2006

Широкое понимание, которое вкладывал Рерих в важнейшие понятия Культуры п Музея, расширяло возможности восприятия подлинного вдохновения и сотворчества, неотделимые от самоусовершенствования, что он всегда считал важнейшей из всех задач. Именно личные усилия, личную практику Н.К. Рерих ценил более всего, часто повторяя слова своего «академического» учителя А.И. Куинджи: «Сказать-то всякий может, а ты вот пойди и победи». С этим подходом и связан был своеобразный эксперимент, поставленный в Музее Рериха в Пью-Иорке в 20-х - начале 30-х годов XX в. Это была попытка соединения элитарности научного подхода, безусловно необходимого в работе любого музея, с индивидуальной и общественной инициативой, когда многочисленные волонтерские группы, культурные общества и комитеты при Нью-Йоркском музее и его отделениях стали рассматриваться в качестве хранителей соответствующих отделов Музея. По мысли Рериха, «именно наука должна приглашать в свои заповедные поля всех любителей. Именно любовь и сердечная заботливость создает те блестящие заповедники, которые двинут по пути культуры будущие поколения»3. Здесь мы видим стремление к музеефикации (в рериховском смысле) самого научного знания с целью сделать его доступным возможно более широкому кругу посетителей.

Практика подтвердила жизненность этих установок, когда в 1928 г. Рерихи основали в Индии филиал Нью-Йоркского музея Рериха - Гималайский исследовательский институт «Урусвати» (ГИИУ), начавший действовать как научная станция и предполагавший организацию экспедиций, конференций, лекций, совещаний, семинаров, выставок. Внутри ГИИУ сразу был создан музей научных достижений {музей в музее). И поскольку для Рерихов развитие науки всегда было неразрывно связано с историей человеческого самопознания, началось становление «нового типа научного исследования, основанного на археологическом поиске и погружении в естественные науки», так называемый продуктивный метод исследований, минимизирующий всевозможные «напрасные издержки»4 (Ю.Н. Рерих).

Для сравнения приведем пример. Джон Вагенсберг, директор Научного музея «Ьа Са1ха» в Барселоне, размышляя о нынешнем периоде расширения и глобализации всех внутренних и внешних глубинных процессов музея (прежде всего, научного музея), рассматривает музей как научный центр (НЦ), т.е. «микрокосм, вся атмосфера которого располагает к научным изысканиям и познаниям». НЦ должен генерировать различные научные идеи и концепции, проводить выставки, дебаты, семинары, симпозиумы, конференции. Да и вообще, «поощрение научной общественной мысли - это необходимое условие всей нашей демократической системы», поэтому не должно быть дистанции между ученым и простым человеком, поскольку и сами «ученые не хотят быть обособленной от общества социальной группой»3.

Далее, как бы утверждая единство духовного опыта человечества и, по сути дела, продолжая известную мысль С.Ф. Ольденбургао «схождении» Запада и Востока, Ю.Н. Рерих отмечает: «Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку. Научные исследования Запада базируются на культуре Востока». Здесь под Востоком, как правило, понимается характерная традиция напряженной духовной жизни и внутреннего поиска, а под Западом - столь же характерная традиция свободного личного действия. Для Рерихов - это грани единого целого.

Категории единой традиции и будущего, самопознания и самоусовершенствования, сотрудничества и творчества - основные в культуроохранной и музейной идеологии и деятельности Н.К. Рериха. Главный пафос этой деятельности - обращенность к

человеку в его высшем творческом измерении. Путь к этому измерению лежит через восстановление онтологической связи с Первообразом, Единым корнем Жизни посредством свободной этической и познавательной практики.

Ключевой опорой такой практики является ответственность. По Рериху, этика -это и есть ответственность, жизненное соответствие своему внутреннему творящему единству, если угодно, соответствие Творцу, по Образу и Подобию которого мы созданы или считаем себя созданными. Можно сказать, речь здесь идет об ответственности человека за свое и ближнего своего культурно-нравственное достоинство, состояние творческого потенциала, традиционно называемого Духом. Такое понимание ответственности тесно связано с рериховским истолкованием смысла современного нравственного служения, его непреложностью и доступностью: «Служение Культуре есть благородный подвиг человечества. Обязанность каждого мыслящего во благо внести свое сотрудничество в общую чашу эволюции»6.

Таким образом, в рериховском дискурсе субъект действия - это не просто некий текст, пусть даже со своим уникальным смыслом, как предлагает постмодернизм, это -уникальный образ и подобие Первообраза Несказуемого и Невыразимого. Он наделен собственным опытом сознательного бытия, в сублимированном виде являющимся основой его культурного достояния, и собственной избирательной способностью, т.е. волей к отбору и предпочтению. В соответствии с платоновской моделью глубинным смыслом этой способности к выделению (подлинного) является принцип отбора по происхождению, иначе говоря, иерархический принцип. По сути дела, на этом же принципе основывается и рериховская концепция репрезентации и коммуникации в целом. Так, говоря о высшей форме всякой коммуникации - общении, Рерих выделяет главное его качество - наличие нравственного последствия для его участников. «Общение воспринимается им как акт, непреложно добровольный, позитивный, способствующий усовершенствованию участников»7. Все негативное, двусмысленное, косное, безнравственное, с чем может в жизни столкнуться человек, в его понимание общения не входит, и самый «дар общения» противопоставлен вражде. Поэтому продуктивная коммуникация или общение - это всегда общение «верхним путем», как кристаллизованный завет Льва Толстого рериховскому Гонцу «держать руль выше», быть способным к высокому выбору, иметь «глаз добрый».

Что же при таком выборе должно обеспечивать проверку иерархического критерия? Каков механизм? Как принято считать, имманентной моделью, проверкой на основание у Платона служит миф. Так, например, по Жилю Делёзу, «миф с его постоянной циклической структурой в действительности является историей первоосновы» (иерархичность мифа) и «предусматривает создание модели, в соответствии с которой будут осуждаться различные претенденты»8. Рассматривая на конкретных примерах платоновскую триаду - «неучаствуемое», участвуемое и участник (или, иначе, первооснова, объект в своем стремлении и претендент), Делёз требует различать «всевозможные уровни и даже целую иерархию» как между компонентами триады, так и внутрикомпонетно, особо выделяя компонент претендента.

Здесь стоит остановиться подробнее. Рерихи посвятили множество художественных и литературно-философских произведений осмыслению принципов триединства и иерархии в различных историко-культурных традициях. Апофеозом этих исследований стал свод книг Живой Этики и создание всемирного Знамени Мира как символа защиты культурного достояния в широком смысле. В идее Знака Знамени Мира как раз и отражен тот самый иерархический критерий восхождения и подлинности, требующий

безусловного уважения, покровительства и защиты. Именно таковы требования знаменитого Пакта Рериха9. Современным развитием этих представлений о внутренней иерархичности триад стали разработки, посвященные так называемой тринитарной методологии, основанной на понятии системной триады10. Исследуя иерархию участннка(ов)-претендента(ов) и ее нижний предел в направлении бесконечной деградации, мы сталкиваемся с миражом, симулякром, отпавшей копией. Но это так же справедливо и для иерархии участвуемого-объекта.

Вспомним старую русскую сказку о Марье-искуснице, похищенной злым колдуном Водяным, и ее малолетнем сыне Иванушке, отправившемся на поиски своей матери и в конце концов освободившем ее из плена злодея. Претендент в своих претензиях и поисках правды, справедливости и лучшей жизни очень напоминает сказочного Иванушку, взыскующего любви, заботы и покровительства как будто исчезнувшей из его жизни матери. Хорошо известно, что Чародей пытается всеми правдами-неправдами помешать мальчику, сбить его с толку. То он отрицает самое существование Марьи-ис-кусницы, то, признав, ставит Иванушку перед неразрешимой загадкой. Водяной отражает Марью-искусницу в водах волшебного озера и множит ее образ, предлагая безнадежный выбор. Однако сын знает, что за множеством копий-симулякров скрывается первообраз, его мать. И задача его - разыскать, найти ее по «теплу сердечному», ибо рационального решения у задачи нет". В этой сказке в чистом виде предъявляется механизм той самой проверки на основание, которой должны быть подвергнуты и участник, и участвуемое. Этот механизм - сердце претендента. «Сердце» - так и называется ключевая книга Рериховской Живой Этики. Именно воспитание сердца - главная задача упомянутой выше свободной этической практики на пути самоусовершенствования, прорыва к сотрудничеству и свободному сотворчеству. Вот почему главной задачей Музея у Рериха является в конечном счете «преображение жизни»12. Д. Вагенсберг называет этот «сердечный» механизм «культурной или культурно-эмоциональной интерактивностью».

Итак, в рериховской триаде - несказуемое, первообраз, участник - третий компонент - это мыслитель, восходящий через первообраз к несказуемому. Само восхождение возможно ввиду сопричастности участника первообразу, а первообраза - несказуемому. Шварцевской тенью участника является симулякр, который должен «знать свое место». Симулякр не может быть претендентом, ибо он лишен сердца, в этом-то и состоит его отпадение как образа, его не-подобие Первообразу. Единственный путь исправления -Обращение как возврат к образу и Уподобление через подражание, примерно в том же смысле, в котором употребляет это понятие Фома Кемпийский в своем «Подражании Христу». Поэтому важно не только «подавление симулякров, удержание их на глубине, предохранение от всплывания на поверхность и от способности симулякров "вкрадываться" во что бы то ни было»1'1, но также и Обращение и Уподобление потенциальных симулякров, не утративших «потенцию сердца», т.е. потенцию связи с Первообразом, посредством «органической» связи симулякра с породившим его образом, будь то участвуемое или участник.

Выявление и развитие этой потенции - одна из важнейших задач музейной коммуникации. Стоит вспомнить, что введший это понятие Дункан Ф. Камерон рассматривал музейную коммуникацию как визуально-пространственный процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи» со своим особым невербальным «языком вещей»11. Таким образом, еще задолго до формирования коммуникационного подхода посетитель стал рассматриваться «в качестве полноправ-

ного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений»15. Н.К. Рерих не только предвосхитил это направление современного музееведения, но и пошел гораздо дальше, определив вектор направления такой коммуникации. По Рериху, это - индивидуальная эволюция, т.е. уникальное постепенное восхождение к единому Первообразу как общей основе проявленного существования.

Однако и посетитель музея, т.е. тот самый претендент, участник, и музей, т.е. уча-ствуемое, объект в своем стремлении к Первообразу творчества и служения, чреваты фазой деградирующей симуляции, но также и способны к восхождению и освобождению от симуляции, иллюзии или, как сказал бы Рерих, «майи». Фаза симуляции одинаково заразительна, какой бы из двух сторон триады она не была порождена: участвуе-мым (музеем, пассивный симулякр) или участником (посетителем, активный симулякр). Ее результатом становится расходящийся нелинейный диссипативный процесс деградирующей коммуникации с его циклоидной темпоральностью. секрет которого состоит в том, что «он не выражает какого-либо порядка, противоположного хаосу, поглощающему его». Он и есть сам хаос, которому противостоит космос (музея и посетителя) как имманентный магистральный эволюционный процесс, тоже нелинейный, сопровождающийся возникновением диссипативных структур, но сходящийся к глобальному аттрактору16 и имеющий сложную линейно-спиральную темпоральность.

Оппозиция образа и симулякра в анти-иерархии участвуемого или участника приобретает у Н.К. Рериха то форму противостояния Культуры и цивилизации, то оппозицию потока эволюции и «броуновского блуждания» пустых форм. Последние способны «закручиваться» потоком эволюции в турбулентные вихри, порождая суперсимулякры упорядоченности17. И если, действительно, «современность (по Рериху, цивилизация) находится под властью симулякра», то безвременное в современности (по Рериху, культура) содержит образ и подобие восхождения, пути истинного и живого. По существу, именно это напряженное противостояние именуется в рериховских трудах противостоянием непроявленного Хаоса и проявленного Космоса, усугублением которого становится Армагеддон и Апокалипсис, нередко упоминаемые в рериховских трудах. Интересно, что во многом противоположный Рериху Бодрийяр также свидетельствует о Страшном Суде, который «уже происходит, уже окончательно свершился на наших глазах» как «зрелище нашей кристаллизованной смерти»18. Он также отмечает катастрофический ход событий, но в противоположность Рериху музей у Бодрийяра - участник этой кристаллизации смерти и наступлении виртуальности, «лишающей человечество реального события Апокалипсиса».

На этих рериховских идеях базируется концепция Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге19 и рериховская система репрезентации, реконструкция которой является делом, по-видимому, недалекого будущего. С этих позиций и необходимо подвергнуть тщательному анализу всю проблематику содержания, сохранения и актуализации сложного и многоаспектного комплекса Рериховского наследия.

II

Как всегда, Н.К. Рерих свои взгляды и теоретические положения но интересовавшим его темам излагал в виде серий или отдельных очерков и эссе, часто обнаруживая в глубокой истории корни своих пониманий, и почти всегда предпринимал по-

пытки их художественного отражения и практического испытания и применения в деятельности созданных ими музеев, институтов, художественных и культурно-просветительских центров20. Такая многосторонность приводит к следующему определению. Рериховское наследие — это комплекс созданных Рерихами и/или принадлежавших им произведений художественного, литературного, научного и иного творчества, включающий архивы, документы, рукописи, книги, фотографии, коллекции, мебель, предметы обстановки и быта, личные вещи и другие мемориальные предметы, строения и поместья, когда-либо принадлежавшие членам семьи Рерихов, их ближайшим родственникам, сотрудникам или созданным ими организациям, а также памятные места и маршруты путешествий и экспедиций семьи Рерихов и «нематериальная» составляющая знаний, подходов, практических мер и материалов, экспедиций, организаций и обществ, ядром которого стало целостное этико-философское учение - Живая Этика.

Обсуждая с этих позиций деятельность и место Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в общей проблематике Рериховского наследия, необходимо отметить следующее.

1. Рериховское наследие как масштабный и уникальный комплекс мирового культурного наследия нуждается в заботе, сохранении, изучении и актуализации.

2. Проблема сохранения и актуализации Рериховского наследия стоит особо остро, поскольку: а) затрагивает многочисленные общественные «рериховские» организации с их собственной интерпретацией этого наследия, чаще всего лишенной подлинности и историчности, что чревато созданием многообразных «рериховских» симулякров псевдорелигиозного или полумистического толка; б) затрагивает также некоторые идеологически агрессивные конфессиональные круги с их собственной столь же неадекватной, симулятивной интерпретацией Рериховского наследия, и вновь нарождающейся практикой идеологических преследований; в) осложняется ставшей традиционной необоснованной политизацией вопроса, включением в «рериховскую» орбиту чуждого ему духа политической авантюры.

3. Феномен жизнетворчества Н.К. Рериха и его семьи, объективно и безусловно крайне интересный, привлекательный и, можно сказать, поучительный, «провоцирует» псевдоисследователей на написание заказных псевдоисследований, не выдерживающих серьезного критического разбора, переходящих всякие разумные границы интерпретации, однако (или именно потому) в наше время издательски весьма рентабельных.

4. Задержка с серьезной научной работой по изучению и актуализации Рериховского наследия таит в себе опасность объективации «рериховских» мифов и симулякров, выхолащивания содержания и постепенной утраты креативного потенциала Рериховского наследия.

5. Собрание Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, уникальное по своему происхождению, составу и временному охвату, характеризуется подлинностью составляющих его музейных предметов и коллекций, единством их исторической судьбы, родственной и духовной преемственностью. Оно занимает ключевое место в составе Рериховского наследия, отражая важнейший, российский период жизни и многогранного творчества этой выдающейся петербургской семьи, без понимания которого не может быть адекватной оценки комплекса в целом.

' Рерих Н.К. Врага в будущее. 1 января 1936 // Листы дневника. T. I. М., 1995.

2 Бондаренко A.A. Пакт Рериха и проект Всемирной Лиги Культуры в условиях глобализации // Рериховское наследие. Труды конференции. T. II. СПб., 2005. С. 167.

3 Рерих Н.К. Фан Мемориал // Врата в будущее. Рига, 1991. С. 27.

4 Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Самара, 1999. С. 200-204.

5 Вагенсберг Д. Основные принципы современного научного музееведения // Cultivatc-Russia Weh Magazine, Вып. 2, Февраль 2003. - http://www.cuitivate.ru/mag/issue2/rriuscology.asp.

6 Рерих Н.К. Декада // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 206.

7 Мельников В.Л. Этические взгляды Н.К. Рериха и проблемы общения // Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 3. М„ 1999. С. 67-70.

8 Deleuze G. Logique du sens. Paris. 1969. P. 292-307. - Фрагмент «Платон и симулякр» цитируется но переводу Е.А. Наимана.

ü Пакт Рериха // Рерих Н.К. Знамя мира. М., 1995.

См., например: Бараицев Р.Г. О тринитарной методологии // Между физикой и метафизикой: Наука и философия. СПб., 1998. С. 51-61.

11 Bondarenko A.A. The Roerich Pact and Project of Wotkl League of Culture by Roerich as a Conceptual Set of Humanistic Globalization // Philosophy and Progress of the Society. Vilnius, 2003. P. 248.

12 Ibid. P. 254.

1J Deleuze G. Logique du sens. P. 292-307. - Фрагмент «Платон и симулякр» цитируется по переводу Е.А. Наимана.

" Камерон Д.Ф. Музей: храм или форум // Музей - культура, общество. Сборник научных трудов. М., 1992.

'' Юреиева Т.Ю. Музееведение. М„ 2003. С. 331-332.

Князева E.H., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.414 с.

17 Ср.: Три уровня симулякров у Ж. Бодрипяра (Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С.111).

Там же. С. 321. См. также: BaudrillardJ. Le paroxyste indifferent. Grasset, 1997. Р. 47.

19 Бондаренко A.A. Музей-институт семьи Рерихов в культуре будущей России // Рериховское наследие. Труды конференции. T. I. СПб.. 2002. С. 46-58.

Bondarenko A.A. The Roerich Pact and Project of World League of Culture by Roerich as a Conceptual Set of Humanistic Globalization. P. 254.

Статья поступила в редакцию 12 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.