Научная статья на тему 'Вклад семьи Рерихов в мировую культуру'

Вклад семьи Рерихов в мировую культуру Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
947
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвиенко Л. М., Жукова Н. И.

The article is dedicated to the 125th anniversary of N.K. Rerikh`s birth and the 120th anniversary of E.I. Rerikh`s birth and looks at the versatile activities of the family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RERIKHS ` CONTRIBUTION TO WORLD CULTURE

The article is dedicated to the 125th anniversary of N.K. Rerikh`s birth and the 120th anniversary of E.I. Rerikh`s birth and looks at the versatile activities of the family.

Текст научной работы на тему «Вклад семьи Рерихов в мировую культуру»

К ЮБИЛЕЙНЫМ ДАТАМ СЕМЬИ РЕРИХОВ

Материал публикуется редакцией журнала в связи с приближением 125-летия и 120-летия со дня рождения замечательных русских деятелей культуры Н.К. и Е.И. Рерихов и 100-летия со дня их встречи

ВКЛАД СЕМЬИ РЕРИХОВ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ

Л.М. Матвиенко, Н.И. Жукова

L.M. Matvienko & N.I. Zhukova. The Rerikhs' contribution to world culture. The article is dedicated to the 125th anniversary of N.K. Rerikh's birth and the 120th anniversary of E.I. Rerikh's birth and looks at the versatile activities of the family.

Рубеж XIX - XX веков ознаменовался глубоким поворотом к Востоку в кругах образованного общества того времени. В России возник устойчивый интерес к Востоку прежде всего в среде творческой интеллигенции. Именно в атмосфере этого интереса, опиравшегося на энергетическое поле "восточно-западной" русской культуры, смог появиться и развиться в фигуру планетарного масштаба такой мыслитель и художник, каким был Николай Константинович Рерих. Именно этот период можно назвать "рериховским пластом культуры", поскольку он непосредственно связан с многообразной деятельностью каждого из четырех членов семьи Рерихов.

Долгое время малоизвестная деятельность семьи вдали от Родины, клеветнические нападки на нее по различным причинам не могли сформировать истинное мнение о них как подвижниках в области широкого понимания сферы культуры.

Глава семейства Николай Константинович Рерих (1874 - 1947) - выходец из древнего рода скандинавских викингов, осевших на Руси и основательно обрусевших, принадлежит к плеяде блестяще образованных и всесторонне одаренных русских деятелей культуры и искусства XX века. 43 года жизни и творчества связывали его с признанным центром мировой культуры -

Санкт-Петербургом. То, что впоследствии раскрылось в многообразной палитре его творчества, всемирной просветительской деятельности, было заложено, осмыслено и реализовано уже в России. Здесь же он сложился как самобытный художник, ученый, общественный деятель. За 30 лет, проведенных за границей - в странах Запада и Востока, - Николай Рерих явил уникальный для истории человечества опыт, представляющий космическую широту мысли и творческий синтез искусства, религии и науки. Он возглавил духовный мост дружбы между Европой и Азией, прежде всего между Россией и Индией, которая стала второй Родиной не только для него самого, но и членов его семьи. Причастность к Единому источнику сокровенной Мудрости вдохновляла духовные устремления Н.К. Рериха на пути служения человечеству.

Страстный поклонник гениев Возрождения - Леонардо да Винчи и Микеланджело - Николай Рерих явился как бы логическим продолжением этих могучих фигур мировой культуры, но уже в новое и новейшее время. Историк, археолог, философ, публицист, художник-новатор, путешественник, просветитель - это далеко не полный перечень личностных качеств,

которые вместила в Николая Рериха его деятельная натура...

С детства Н. Рерих проявлял огромный интерес к истории и географии. Рано привлекли его внимание и древние курганы. Вместе с археологом Л. Ивановским девятилетний Николай Рерих раскапывает старинные захоронения в окрестностях имения своих родителей в Изваре под Санкт-Петербургом. А в 1892 году, будучи в последних классах гимназии, Н. Рерих по поручению Археологического общества производит раскопки курганов между селом Брызовым и деревней Озертицы бывшего уезда Санкт-Петербургской губернии.

К этому времени относятся и первые опыты рисования. Учась в гимназии, Рерих принимал активное участие в любительских спектаклях как актер и художник. В гимназические годы проявился и литературный дар юноши. С увлечением записывал он сказки и предания, которые слышал от крестьян, сам сочинял сказки и былины о героическом прошлом родины, воссоздавал в своем воображении великолепие северной природы, загадочные страны Востока.

В 1893 году, после окончания гимназии, Н. Рерих становится одновременно студентом двух вузов - Университета и Академии художеств, что окончательно определяет культурологическую направленность его интересов, в первую очередь к истории и искусству. Даже зачетное сочинение "Правовое положение художников древней Руси" студент Николай Рерих написал с историческим уклоном и в 1898 году ему был выдан диплом об окончании Университета.

Еще более значительными были успехи Рериха в Академии художеств. Первым обратил внимание на талантливого юношу Илья Репин. А шлифовал свой талант художник Николай Рерих в мастерской А. Куинджи, который давал полную свободу развитию дарований своих учеников, поощряя работу над темами, к которым у них была особая склонность. Художники Репин, Куинджи, критик Стасов становятся для Рериха подлинными учителями и духовными наставниками.

Еще в дореволюционной России Н. Рерих постоянно обращался к изучению памятников древнего народного творчества и думал, что прежде всего в них нужно искать животворные силы для обновления духовной жизни общества. Молодого Рериха все более начинают волновать сюжеты, навеянные археологическими раскоп-

ками, изучением славянской Руси. Постепенно у него складывается замысел большой серии "Начало Руси. Славяне". Облюбовав отдаленную, полумифическую старину, Рерих на основе научных гипотез, знания единичных предметов, сбора богатейшей коллекции каменного века взялся силой воображения воссоздавать исчезнувший, погребенный веками мир чувств, событий, форм, красок. В различных периодических изданиях своего времени Рерих печатал свои статьи, посвященные древнерусскому искусству. В них он раскрывал перед читателями большую художественную ценность нашей старой архитектуры, древних рукописей, икон.

Изучение Н. Рерихом древнерусской архитектуры позволило ему накопить обширный материал для педагогической и творческой практики. Это нашло отражение в курсе лекций "Художественная техника в применении к археологии", в которых была поднята совершенно новая для русской и западноевропейской эстетики проблема об отношении искусства к археологии, связи науки и искусства. Н. Рерих видит в успехах археологии залог дальнейшего развития исторической живописи. В.В. Стасов высоко оценивал лекции в Археологическом институте и называл их своеобразной программой на будущее.

В 1903 - 1904 годах в имении Талашки-но под Смоленском, принадлежавшем известной по тому времени меценатке и художнице М.К. Тенишевой, Н. Рерих впервые соприкасается с работой в области прикладного искусства. Она дала ему богатейший материал для педагогической деятельности в Школе Общества поощрения художеств в Петербурге, директором которой он стал в 1906 году. В основу педагогических принципов Рериха легла мысль о синтетичности искусства, равноценности прикладного искусства другим видам художественного творчества.

Постигая древнерусское искусство, Н. Рерих пытался поставить его на службу современному художественному творчеству через развитие традиционной и религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства.

Начиная с конца XIX века, Н. Рерих сближается с художественной группировкой "Мир искусства", участвует в организации и проведении различных мероприятий. С. Дягилев неоднократно организует выставки работ Н. Рериха за границей. Накануне первой мировой войны Н. Рерих сближается с писателями-символистами, дружит с А. Блоком и в своем творчестве

стремится подойти к большим философским проблемам, связанным с судьбами человечества. В этот период создает картины "Меч мужества", "Ангел последний", "Крик змия", которые представляют собой своеобразные апокалиптические видения, "вещие" сны грядущих событий.

В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. Рерих помимо русской философии целеустремленно изучал труды мыслителей Востока, где выделял прежде всего созвучные ему этические положения. У него зарождается мысль о возможности использования для нового искусства богатейших духовных сокровищ Востока. В 1913 году он публикует статью "Индийский путь", в которой пишет о необходимости изучения культуры Индии и организации туда экспедиции. Вместе с археологом В. Голубевым Николай Рерих начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой цель изучить на месте первоисточники восточной философии и древние памятники искусства, которые, как он полагал, помогли бы оздоровить современную мировую культуру и привести человечество к духовному возрождению.

Оказавшись по состоянию здоровья в 1917 - 1918 годах в Финляндии, Н.К. Рерих старается поддерживать связь с Россией, одновременно мечтая о путешествии в Индию. Неожиданно в 1918 году он получает возможность устроить свою выставку в странах Европы, сначала в Швеции, затем в Норвегии, Дании, Финляндии, Англии. В 20-е годы начинается его выставочное турне по Америке, где он также публикует статьи о великих русских ученых, поэтах, писателях, художниках, в своих лекциях говорит о могуществе России, талантливости русского народа, красоте его души. И только в 1923 году семья Рерихов осуществляет свою мечту - начинает путешествие в Индию и Центральную Азию.

Одним из наиболее важных этапов формирования рериховского пласта культуры была организация в 1923 - 1928 годах Центрально-Азиатской (Трансгималайской) экспедиции, участниками которой стали все члены семьи Рерихов. Это была в своем роде уникальная акция в истории мировой культуры, решившая в комплексе ряд культурологических задач.

Свой путь экспедиция начала в Индии, прошла по Гималаям, Тибету, Монголии и Алтаю. Мировоззренческой концепцией участников этой экспедиции, в первую очередь, ее инициатора и организатора Николая Рериха, была философия всеединства, разработанная выдающимися

русскими мыслителями и философами конца XIX - начала XX века и включавшая в себя категории добротворчества, любви, милосердия, нравственного служения общественным идеалам, всемирной соборности. В этом процессе России уделялось особое место, она рассматривалась как мост между Востоком и Западом, как страна, на долю которой выпала великая миссия заложить духовные основы на пути создания будущего вселенского братства народов.

Далекий от планов революционного преобразования России, Н. Рерих, как и многие деятели русской культуры, был увлечен идеями нравственного искусства, которое способствовало бы воспитанию подлинно гуманных отношений между людьми, представителями различных наций, народов и рас. Организуя свою экспедицию в сердце Азиатского континента, Николай Рерих и все ее участники как бы считали себя вправе выполнить возложенную на них историческую миссию по наведению моста между культурами Запада и Востока.

Выполнение этой миссии давалось Рерихам нелегко. И дело не только в организационных и материальных трудностях. Расходы по финансированию экспедиции взял на себя Музей Николая Рериха в Нью-Йорке и обеспечил членов экспедиции всем необходимым для столь трудного путешествия, сложнее было противостоять другому - лжи и клевете завистников и недоброжелателей, которых у людей неординарных, типа Н. Рериха, всегда хватает с избытком. Не желая поверить в искренность гуманистических устремлений организаторов экспедиции, они открыли кампанию клеветы и инсинуаций по адресу Николая Рериха и членов его семьи, навешивая на них ярлыки язычников, сата-нистов, шпионов и террористов. Но и эта клеветническая кампания не могла поколебать решимости Рерихов по-настоящему открыть для себя и познакомить затем весь мир с богатством и своеобразием культуры Востока, которая манила к себе Николая Рериха еще с юношеских лет.

В личности Н. Рериха органично сливались воедино качества широко образованного ученого-гуманитария с философским складом ума, пытливого путешественника и талантливого, самобытного живописца. Как ученого Н. Рериха, прежде всего, интересовали глубинные истоки происхождения славянства вообще и на Руси в особенности. Интересовала возможность самому проверить на практике,

насколько соответствует истине идея о том, что Азия является как бы прародительницей современного человека и уж во всяком случае славянских народов. В частности, на Алтае экспедицией были найдены многочисленные погребения, надписи на скалах, относящиеся к древней эпохе истории человеческой культуры.

Как художника Н. Рериха прельщала перспектива показать неповторимую красоту горного пейзажа и одновременно раскрыть средствами живописи содержание духовной жизни стран Востока. Так возникла серия картин Н. Рериха "Твердыня Тибета", изображающая памятники тибетского зодчества эпохи раннего средневековья. Впервые в истории живописного творчества на полотнах были запечатлены малодоступные области Центральной Азии, горные вершины и перевалы, воплощены таинственные образы восточных легенд.

Из Трансгималайской экспедиции было привезено около 500 картин и этюдов, снискавших Николаю Рериху заслуженную славу "певца гор". Еще одна серия картин "Знамена Востока", созданная Николаем Рерихом в ходе экспедиции, представляла портретную галерею духовных пастырей народов в лице Будды, Магомета, Лао-Цзы, Конфуция и других учителей жизни, или "гуру".

Не только Николай Рерих, но и каждый член его семьи нашел свою нишу в освоении многогранной культуры Востока. Так, жена Елена Ивановна Рерих произвела запись синкретического философско-этического Учения Востока Живая Этика (Агни-Йога). Старший сын Юрий собрал впечатляющую коллекцию уникальных произведений тибетского искусства, обработал большой археологический, этнографический, фольклорный и лингвистический материал. А младший сын Святослав не только унаследовал от отца талант художника, но и, кроме того, проявил во время экспедиции недюжинные способности естествоиспытателя.

Апофеозом усилий Трансгималайской экспедиции явилось создание Рерихами Института Гималайских исследований "Урусвати" в долине Кулу, в Индии. Директором института стал Юрий Николаевич Рерих, сформировавшийся в ходе экспедиции как широко образованный уче-ный-востоковед, лингвист. Институт, задуманный как международный центр знания, на первых порах состоял из двух отделений - ботанического и этнологолингвистического - и мыслился как постоянно действующая комплексная экспеди-

ция. Второй его отдел возглавлял по совместительству директор института, востоковед Ю. Рерих. Он также руководил изучением культуры и быта различных племен Гималайской горной области и Тибета. Институт установил широкие международные связи. Почетными членами, чле-нами-корреспондентами института стали ученые разных стран. Со многими научными и культурно-просветительскими учреждениями "Урусвати" практиковал обмен лекциями и печатными трудами.

Не менее велика заслуга Н. Рериха в сохранении ценностей мировой культуры. Культуру он рассматривал как величайшую духовную ценность человечества, как необходимый фундамент его будущего. Поэтому вопросы мира, охраны культурных памятников волновали молодого ученого и художника еще в России. Первая мировая война, нанесшая огромный урон ценностям мировой культуры, окончательно сформировала позицию Н. Рериха в этом вопросе, и он твердо стал в ряды активных борцов за спасение мировой культуры. Разрушение великолепной библиотеки в Лувене и всемирно известного кафедрального собора в Реймсе глубоко потрясло весь мир. Перед лицом новых возможных разрушений у Н. Рериха зарождается мысль о международном договоре по охране памятников культуры всех стран, и с этим предложением он обращается к ряду правительств воюющих держав Европы. Для более наглядного обоснования своей позиции он создает специально лубочный плакат "Враг рода человеческого" и широко рассылает его по армиям и военным зонам. Однако в то время предложения Николая Рериха не встретили должного понимания и поддержки власть предержащих, как и мировой общественности. Поэтому свои замыслы о международном договоре по охране памятников культуры

Н. Рерих смог реализовать гораздо позже, в 20 - 30-е годы XX века.

Когда в России произошла Февральская революция 1917 года и в стране установилось двоевластие, Н. Рерих вошел в состав "Комиссии по делам искусств", созданной по инициативе и при прямом участии А.М. Горького. Уже в начале марта Комиссия приступила к работе, наладив контакты как с Исполкомом Совета рабочих и солдатских депутатов, так и с Временным правительством. Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Н. Рерих оказался за границей, выехав туда для лечения и организации выставок своих картин. Большое турне по Европе и Америке Ре-

рих совершал как полпред русской национальной культуры, словом и делом пропагандируя ее лучшие достижения и стремясь разбить предрассудки западных обывателей относительно роли России в развитии мировой культуры.

Знаменательными вехами его жизни и творчества становятся 20 - 30-е годы XX века. Будучи в Америке, Николай Константинович основывает в Нью-Йорке Институт объединенных искусств (1921 г.), участвует в создании Международного центра "Венец мира" и ряда других культурологических структур, призванных, по мнению художника, нести в мир добро, радость и красоту. Идеи Н. Рериха подхватывают его друзья и сподвижники во многих странах. В 1923 году по инициативе почитателей таланта Рериха в Нью-Йорке открывается художественный музей его имени, который во многом способствовал развитию и укреплению интернациональных культурных связей.

Совершенно исключительное значение и известность имя Рериха получает в 30-е годы. Это связано, по нашему мнению, с двумя определяющими событиями оформлением структуры Рериховского Общества не только в Европе, но и в Южной Америке, Южной Африке в конце 20-х годов и реализацией идеи Пакта Мира, волновавшей его с юношеских лет. По поручению Рериха, специалистами международного права были разработаны принципы Пакта по охране культурных ценностей, получивших затем название Пакта Рериха. "Пакт для защиты культурных ценностей, - писал Н.К. Рерих, - нужен не только как официальный орган, но как общеобразовательный закон, который со школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества".

Пакт привлек к себе внимание мировой общественности, и в 1931 году в городе Брюгге (Бельгия) был создан Международный союз Пакта Рериха. В течение 1931 -1933 годов, когда явственно обозначилась тенденция фашизации Европы, в городах Брюгге и Вашингтоне (США) прошли международные конференции Пакта Рериха. Н.К. Рерих предлагает распространить во всех странах идею всемирного Дня культуры и основывает Всемирную Лигу Культуры - всеобъемлющий союз, в котором он стремится объединить культурные, научные и художественные общества и учреждения всех народов и стран, а также отдельных личностей, весьма значимо

проявляющих себя на поприще культуры. Лига Культуры, подразделяемая структурно на 10 секций, охватила полифоническое течение жизни всего человечества и способствовала утверждению идеи мира и охране ценностей мировой культуры.

К гуманистической миссии Н. Рериха активно подключается его жена Е.И. Рерих. Именно из Учения "Живая Этика", к которому она была причастна, родился символ Пакта Рериха - Знамя Мира, представляющее три малых красных круга, заключенные в большом (на белом фоне), которые символизировали триединство как важнейший принцип эволюционного развития: прошлое, настоящее, будущее; космос, человек, планета; религия, искусство, наука - трех состояний материи в круге Культуры, в круге Вечности. В 30-е годы Знамя Мира развевалось над рядом культурных и учебных заведений Америки, Франции, Бельгии, Латвии, Японии.

Вторая мировая война прервала развитие культурных контактов между странами и народами. Однако в послевоенный период на основе Пакта Рериха был подписан акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Вскоре эта Конвенция была ратифицирована 39-ю странами, включая СССР.

Огромная заслуга в приумножении и защите культурных ценностей в послевоенный период принадлежит также младшему представителю семейства Рерихов -Святославу Николаевичу, известному индийскому художнику и почетному члену Академии художеств СССР, ставшему достойным продолжателем лучших семейных традиций. Унаследовав от отца талант живописца, С. Рерих проторил собственный путь в изобразительном искусстве. Девизом его творчества стало стремление к добру и красоте. "Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, будет жив человек", - писал Святослав Николаевич на страницах газеты "Советская культура" 29 июля 1989 года. Картины С. Рериха, как и полотна его отца Николая Константиновича, - плод глубокого философского раздумья, зовущий на борьбу с духовным убожеством.

Продолжая преемственность семейной традиции, Святослав Николаевич стремится своим творчеством еще больше сблизить Запад и Восток, учит нас понимать и любить Восток, одну из перспектив человеческой культуры и цивилизации, ценить и использовать его богатейшие культурные

и духовные ценности. Убедительной иллюстрацией этого является, в частности, знаменитая портретная галерея различных социальных типов народов Востока, создававшаяся художником фактически на протяжении всей его сознательной жизни.

Оставшись после смерти родителей и старшего брата Ю.Н. Рериха единственным обладателем богатейшего культурного наследия семьи, Святослав Николаевич счел своим долгом завершить дело, начатое отцом, и передать имеющиеся в его распоряжении богатства культуры на Родину, в Россию, обратив богатейшее культурное наследие семьи Рерихов на пользу россиянам и человечеству. Первые шаги в этом направлении были сделаны С. Рерихом еще в 60-е годы, но реальных результатов тогда не дали. Святослав Николаевич тем не менее не отступил. Живя в далекой Индии, он продолжал настойчиво искать пути, чтобы выполнить духовное завещание родителей: Николая Константиновича и Елены Ивановны, считавших, что собранное ими богатейшее культурное наследие должно по праву принадлежать России.

В 1989 году С. Рерих выступил с инициативой создания в нашей стране общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха и Советского фонда Рерихов. Инициативу горячо поддержали многие известные деятели культуры у нас и за рубежом. В ноябре 1989 года идея стала реальностью -музей и Фонд начали функционировать. В мае 1990 года специальным авиарейсом из Индии на Родину были доставлены бесценные сокровища семьи Рерихов, переданные Святославом Николаевичем Фонду. Это наследие привезла индолог Л.И. Шапошникова, ученый-востоковед, писательница и видный общественный деятель, прошедшая по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции семьи Рерихов и ставшая одним из активнейших помощников Святослава Николаевича по формированию рериховского движения в России. В его развитии на современном этапе видны два параллельных течения. Одно из них, более традиционное, связано с созданием и деятельностью Международного Центра Рериха (МЦР), другое - с движением "Мир через культуру".

Международный Центр Рерихов (президент Г.М. Печников, вице-президент Л.В. Шапошникова) - общественная организация, обладающая статусом ассоциированного члена неправительственных организаций при ООН. МЦР был создан в 1991 году по инициативе С. Рериха и стал правопреемником Центра-музея и Совет-

ского Фонда Рерихов. В настоящее время Центр плодотворно сотрудничает с Московским представительством ЮНЕСКО, многочисленными рериховскими обществами России и стран СНГ, имеет отделения в Санкт-Петербурге, Латвии, поддерживает культурные связи с обществами Рериха в странах дальнего зарубежья. С первых дней своего существования Центром была развернута работа по реализации рериховского наследия не только в нашей стране, но и в мире в целом.

МЦР сегодня - издающая организация: он выпускает труды Рерихов в сериях "Малая рериховская библиотека" и "Большая рериховская библиотека", издает репродукции, слайды картин Святослава и Николая Рерихов, материалы проводимых здесь научных конференций, журнал "Мир огненный" [1 - 19]. В нем сосредоточена музейная экспозиция художественных полотен, бесценные архивные документы и реликвии семьи Рерихов. В Центре действуют Оптический театр, библиотека, художественный и книжный салон-магазин, музейный лекторий, регулярно организуются общественно-научные лекции видных ученых и концерты классической музыки. При МЦР действует Общественное объединение педагогов, Координационный Совет рериховских организаций, которые вносят немалый вклад в налаживание разнообразной деятельности, связанной с важнейшими проблемами рериховского движения. МЦР ведет активную работу: здесь лекции и передвижные выставки, Международные конференции и научная работа, деятельность Музея имени Н.К. Рериха и его выставочной группы. Не случайно Центр стал стимулирующим очагом творческой работы рериховского движения многих регионов.

В год празднования 850-летия Москвы в Усадьбе Лопухиных - памятнике архитектуры XVII - XIX веков, выбранном для Центра-Музея самим С. Рерихом и реставрируемом за счет средств МЦР, пожертвований различных организаций и граждан, открылась новая расширенная экспозиция Музея имени Н.К. Рериха. В 1996 году МЦР стал одним из инициаторов создания Международной Лиги Защиты Культуры, а в 1997 году совместно с Федерацией космонавтики России включился в работу по созданию международного общественного научно-просветительского космического проекта "Знамя Мира". Главная цель последнего - призыв к единению под Знаменем Мира народов с различными политическими, религиозными и философскими

мировоззрениями, обычаями и нравами во имя мира, сохранения красоты планеты, во благо развития культуры. Доставленное на борт орбитальной пилотируемой станции "Мир" Знамя Мира будет оставаться в космосе примерно в течение года как символ партнерства между народами в деле защиты и приумножения достижений культуры.

Движение "Мир через культуру" (президент - писатель В.М. Сидоров) также носит международный характер. Его создание связано с новым периодом в нашей стране - перестройкой. Избрав в качестве своего девиза призыв художника и гуманиста С. Рериха "Мир через культуру", оно призвано участвовать в построении человеческой жизни сверху донизу, от межгосударственных до бытовых отношений, по законам духовной красоты. Ассоциация "Мир через культуру" занимается издательской деятельностью, организует совещания и конференции.

На пути рериховского движения стоит множество трудностей, которые носят как объективный, так и субъективный характер. При этом самой важной задачей движения является установление подлинного сотрудничества на самых разных уровнях, осознание того, что есть сотрудничество и

какова его роль в повышении потенциала Российской и мировой культуры.

1. Рерих Н.К. Альбом. С.-Пб., 1994. 159 с.

2. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи: путевой дневник. Рига, 1992. 336 с.

3. Рерих Н.К. Берегите старину. М., 1993. 71 с.

4. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1981. 227 с.

5. Рерих Н.К Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. 285 с.

6. Рерих Н.К. Древние источники: сказки, легенды, притчи. М., 1993. 148 с.

7. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1993. 148 с.

8. Рерих Н.К Нерушимое. М., 1991, 77 с.

9. Рерих Н.К Урусвати. М., 1993. 148 с.

10. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. 260 с.

11. Рерих Н.К Твердыня пламенная. Рига, 1991. 272 с.

12. Рерих Н.К. Шамбала. М., 1995. 182 с.

13. Рерих С.Н. Свет искусства. М., 1994. 91 с.

14. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М., 1993. 119 с.

15. Рерих Ю.Н. Материалы юбилейной конференции. М., 1994. 95 с.

16. Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников северного Тибета. М., 1992. 40 с.

17. Мир огненный. 1996. № 3. 144 с.

18. Агни-Йога. Новосибирск, 1990. 351 с.

19. Рерих Е.И. У порога нового мира. М., 1993. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.